Автомобилем Tesla можно будет управлять дистанционно

Как купить Tesla в России и не пожалеть. Большой опыт использования и ответы на вопросы

Tesla — больше чем электромобиль. Это самый желанный гаджет в мире, который даёт абсолютно уникальный опыт. К сожалению, Tesla официально до сих пор не продаётся в России. Однако купить её можно и количество владельцев только растёт.

Мы расспросили об опыте владения Tesla в России нашего читателя. Расскажем о подводных камнях при покупке, использовании и различиях с обычным авто.

— Расскажи в двух словах о себе.

Меня зовут Халиков Руслан. Я основатель Design Code & Robots. Мы делаем сложные IT-системы для западных компаний. Также веду telegram-канал по инвестициям.

— Какая у тебя модель и как давно ты её купил?

Tesla Model 3 Performance 2019 года в красном цвете с белым салоном.

— Как ты её приобрёл?

Заказывал через салон Tesla Moscow Club. Из-за белого салона и красного цвета кузова машину пришлось ждать 3 месяца и ещё месяц она стояла в салоне из-за оформления документов.

При заказе нужно отдать часть суммы, а вторую часть после получения машины. Так как машину заказывают в Европе, то рекомендую заранее купить евро, чтобы потом не потерять на курсовой разнице.

Автомобиль можно доставить в любую точку страны до дома, удалённо оформить все документы и перевести деньги.

— Какие подводные камни при покупке Теслы в России?

Проблем с салоном никаких не возникло. За задержку мне бесплатно оформили ОСАГО, поставили на учёт в Москве, подарили бутылку виски и извинились.

Единственное, КАСКО я решил оформить самостоятельно после прочтения отзывов о страховой, которую предлагал салон. Только это оказалось не так-то просто.

Из-за того, что на МКАДе загорелась и взорвалась Tesla, крупные страховые компании вообще отказывали мне в страховке. Пришлось искать знакомых, у которых были связи в страховой, и через месяц кое-как получилось её сделать.

— Какая у тебя была до этого машина? Расскажи о своих ощущениях в сравнении.

Tesla — мой первый автомобиль. Я в принципе никогда не горел желанием иметь личный авто и не участвовал в обсуждениях на тему машин. Не цепляло.

Я не рассматриваю Tesla как автомобиль. Это гаджет, и ощущается как гаджет. Куча функций появляется с каждым обновлением ОС. Плюс получаешь отдельный кайф от того, что пользуешься детищем Илона Маска и понимаешь его величие. Наверное, тоже самое чувствовали люди, которые пользовались первыми айфонами от Стива Джобса.

Поначалу я переживал, что за 10 лет разучился водить, но в итоге проблем не возникло. Машина компактная, с большим обзором, легка в управлении — как игрушечная. Думаю, что любой ребёнок сможет сразу сесть и поехать.

Изначально на эмоциях я думал взять Porsche Panamera, но как только сел в салон «тройки», понял, что точно возьму её. Я начинал свою карьеру в UI/UX дизайне и минимализм для любого дизайнера — это пик мастерства. То к чему должен стремиться любой творец. Сев в салон, я почувствовал всю философию дизайнера. Нет никаких кнопок, решёток и вычурных деталей, как в других автомобилях. Нет ничего лишнего.

Тебе не нужно думать больше о том, насколько хорош салон по сравнению с Porsche или Mercedes. Ты больше не участвуешь в этих играх. Даже сейчас я больше получаю кайф не от быстрой езды, а от функций и форм-фактора. Поэтому для меня, как и для других владельцев, есть только Tesla и ничего кроме.

— Расскажи об опыте использования Теслы в России.

Я живу в Санкт-Петербурге, но ни разу не выезжал на Tesla в другой город. Можно без проблем доехать до Москвы и подзарядиться по дороге 2-3 раза, но это больше приключение, чем необходимость.

Машина маленькая, быстрая, лёгкая и юркая. Может залететь на высокой скорости в любой поворот из-за низкого центра тяжести. Sport-режим с разгоном 3,4 до сотки не тратит много батареи, как режим «безумия» на Tesla Model S, которая выжимает всю мощность. Поэтому можно с комфортом быстро ездить, не переживая за заряд. На высокой скорости машина держит дорогу. Единственное — ты не чувствуешь скорость и быстро к ней привыкаешь. Возможно поэтому многие владельцы Tesla в штатах попадают в аварии.

В городе управлять тройкой одно удовольствие. Всегда первым выходишь с перекрёстка. Захотел быстро перестроится — пожалуйста. Никаких проблем. Самое главное — первые секунды разгона. Адреналин сразу в кровь и прижимает к сидению. Рекомендую всем попробовать и сравнить с любым ДВС-автомобилем.

Конечно, отдельный кайф — крутые фичи. Например, машина запоминает, где нужно сворачивать и разворачивать обратно зеркала. Также можно включить Track Mode и под себя настроить привод как в гоночной игре. Плюс YouTube, Netflix, Spotify, игры и куча мелких фишек.

— Как обстоят дела с зарядкой в городе? Где ты заряжаешься в основном?

В Питере есть больше 40 бесплатных быстрых зарядок от «Ленэнерго». За полтора часа можно зарядиться на полные 525 км, но сам автомобиль рекомендует по городу заряжать только на 80% для увеличения жизни батарейки.

Я всегда выбираю зарядку возле ТЦ, чтобы раз в неделю заехать за продуктами и оставить машину заряжаться. Иногда специально выезжаю на зарядку ночью, чтобы посмотреть сериал на Netlix. Ночью дома не посмотришь громко видео, а в тачке есть какой-то особый шарм. Плюс звук в салоне неплохой.

За всё время было 5-6 ситуаций, когда зарядка уже была занята или после тебя стоит другой электрокар, а владелец дёргает с вопросами, когда закончишь. Так же есть проблема с обслуживанием станций. Например, при мне закрыли две станции, на которые я постоянно ездил. Ещё одну станцию «ремонтируют» полгода.

Если эту статью будет читать люди из «Ленэнерго», то прошу обратить на это внимание. Мы не просили делать зарядки бесплатными. Мы готовы платить, но сделайте нормальное обслуживание и расставьте медленные зарядки по всему городу. Это увеличит количество электрокаров.

Читайте также:  Google дополнили приложение Google Maps возможностями расширенной реальности

— Как обстоят дела за городом? Как далеко ты на ней ездил, где искал зарядки?

Я лично за город не выезжал, но есть знакомые, кто регулярно ездит до Москвы и обратно. При желании можно доехать до любого города, если на обычной заправке уговоришь воткнуться в 360 вольт.

В остальном же, мой маршрут ограничивается только двумя городами, судя по приложению PlugShare. Тем не менее, как только границы откроются, я устрою трип по Европе. Хочу объехать всю Италию и пару других стран. Там с зарядками проблем нет.

— Как обстоят дела с гарантией? Были ли поломки?

Официальная гарантия 4 года, либо 80 000 км пробега. Гарантия на батарею и двигатель — 8 лет вне зависимости от пробега. ТО можно пройти в том же салоне Tesla Moscow Club. Если будет гарантийная поломка, то придётся везти в Европу. Поломок не было и, надеюсь, пока Tesla не открыла официальный сервисный центр в России, не будет.

— Во сколько машина обходится в год? Насколько это выгоднее, чем бензиновый аналог?

Я не заплатил ни рубля с момента покупки автомобиля за зарядку. Также не плачу налога на роскошь. Знаю, что и парковка для электрокаров бесплатная, но пока не дошли руки её оформить.

Так же писал пост на VC о том, сколько бы стоила зарядка Tesla по домашним тарифам, например, в частном доме. Вышло в итоге выгоднее в 3,2-12 раз в зависимости от цены на бензин и сравниваемой машины.

— Какие в городе есть преимущества перед бензиновыми машинами?

Бесплатные зарядки, бесплатная парковка и отмена пошлин. Думаю для Москвы, бесплатная парковка — это существенное преимущество. Также электрокар тихий, и если он будет гнать на 200 км/ч в вашем дворе, вы не проснётесь с плохим настроением.

Основным преимуществом я считаю отсутствие выхлопов, которыми дышат люди, особенно во дворах с детьми. Самое забавное, что на это обращаешь внимание только после покупки электрокара.

Раньше это воспринималось всё как должное. Сейчас же задумываешься о том, почему приходиться дышать вредными веществами при прогулке или пробежке, и от этого никак не уйти.

— Что думаешь о будущем электрических машин? Будет ли это развиваться или перерастёт во что-то ещё?

Конкретно в нашей стране отмена пошлин значительно повлияла на стоимость электрокара. Даже с учетом того, что вырос курс евро, такая же как у меня Tesla будет стоить на 500-600к рублей дешевле. А те, кто держит сбережения в евро, могли сэкономить несколько миллионов.

Если пошлины не вернут и поставят больше обычных платных зарядок по всему городу, то будущее у электрокаров в нашей стране точно есть. Всё зависит от цен на бензин. Если, скажем, через лет 20 лет будет дефицит нефти и цена бензина повысится в 10 раз, то защитников ДВС будет в разы меньше.

В городах с холодной зимой возможно будут преобладать электрокары на водородном топливе. Опять же, при условии, что будут построены заводы для получения топлива, но это сложно и долго.

При желании можно за год расставить обычные розетки на 360 вольт по всему городу в любое место с оплатой по QR коду. Где бы не припарковался, можно оставить машину заряжаться. Это куда удобнее, чем заезжать на бензиновую заправку, марать руки и стоять в очереди на оплату. Электрокар всё время будет заряжен. Всё решаемо.

— Как думаешь, будет ли завод Tesla в России?

Точно нет. Это экономически нерентабельно из-за нашего мелкого рынка. Скорее Илон откроет завод в бедной Индии, чем у нас. Думаю, скоро Tesla будут ввозить из Китая и в принципе, смысла в постройке завода не будет.

— Какие функции не поддерживаются в России и как ты это решаешь?

Это самый больной вопрос. Tesla в Европе и в штатах — это два разных автомобиля.

Во-первых, в Европе не работает навигация и нельзя построить маршрут. Приходится использовать смартфон, что рядом с большой картой на экране выглядит тупо. Из-за того, что не работает навигация, автопилот не знает куда ехать. Соответственно, автопилот превращается в круиз-контроль, который умеет объезжать препятствия.

Также нельзя убирать руки от руля более чем на 30 секунд. В США можно не держать руль несколько минут. Если водитель уснёт, то машина сама остановится у обочины. У нас же автопилот просто отключается. Есть ролики, где люди в штатах вообще не держатся за руль и едут по шоссе на автопилоте, из-за чего у Tesla были проблемы с законом.

Во-вторых, на тройках нет физической сим-карты, только eSIM. В штатах Tesla сама договаривается с операторами и продает подписку на интернет. В Европе eSIM тупо не работает. Соответственно, без сети не получится слушать музыку через нативное приложение Spotify. Постоянно нужно раздавать интернет со смартфона.

В-третьих, без сети и навигации нет кучи крутых фишек. В штатах Tesla сама может выехать к тебе с парковки или можно управлять машиной из мобильного приложения, чтобы, например, выехать из лужи и потом спокойно сесть в авто.

И последнее, в штатах есть супербыстрые зарядки, которые могут зарядить машину за 15 минут. Но их пока мало в штатах, и я не думаю что они скоро доберутся до нас.

— Как относишься к электромобилям других брендов? Они могут составить конкуренцию Тесле?

Taycan уже обогнал Panamera по продажам. Все производители будут выпускать две версии на выбор: ДВС и электро. Это вопрос времени. Taycan точно подойдет для тех, кому важен комфорт и дорогой салон. Я знаю людей, которые хейтили Tesla, а сами сделали предзаказ на Taycan.

Думаю, поэтому Илон Маск поменял позиционирование бренда на автопилот, а не электромобиль. Наблюдая, как водит бета-версия полного автопилота — это точно будет киллер-фичей Tesla и мир разделится на автомобили с автопилотом и без.

Читайте также:  Компанией Continental изобретены «умные» шины

Такой неудобный руль в новых Model X и Model S неспроста. Возможно, Илон нас готовит к автомобилям вообще без руля. По крайне мере, всё к этому идёт.

— Как ведёт себя тесла летом? Ездишь ли зимой или ставишь до лета?

Зимой ёмкость батарейки и мощность падает на 10%. Если разогнаться и нагреть батарейку, то все возвращается к норме. Я бы не сказал, что при -20-25 градусов что-то кардинально меняется. Особенно, если есть постоянный доступ к зарядке. Тогда Tesla сама нагревает батарейку.

А вот жарким летом в +30-35 градусов особо не погоняешь, так как батарейка нагревается и деградирует. Поэтому Tesla не даст себя убить и будет снижать мощность. В остальном, не заметил разницы. По крайней мере в климате Санкт-Петербурга.

Какой будет твоя следующая машина?

Мне очень нравится новая Tesla Model X, на которой можно запустить Cyberpunk 2077. Если можно будет запустить Skyrim, то закажу сразу же.

Мне нравится, как выглядит Model X. Помню, как в Барселоне шёл на эль-классико и в большом заторе за долю секунды заметил белую Model X. Хоть мне не нравятся большие машины, но она меня не оставляет в покое.

Раньше только один раз ездил на «иксе» в дубайском таски, и вертикальный экран точно проигрывал горизонтальному в тройке. Сейчас же все изменилось, и к новой версии «икса» нет вопросов. Особенно, цепляет новый руль.

Также круто выглядит Tesla Roadster 2, но она точно не для наших дорог. В остальном, мне очень нравится Tesla Model 3, и в ближайшее время я её точно менять не буду. Даже после покупки версии X.

Беспилотные автомобили Tesla

Материал подготовил: Аркадий Софрыгин, основатель сайта Беспилот.
Присоединяйтесь к обсуждению темы в Facebook
Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Все новые электромобили Tesla в стандартной комплектации поставляются в 2020 г. с продвинутыми системами ADAS и с функцией автопилота Tesla Autopilot. Пока что это полубеспилотники и они требуют внимания водителя при включенном автопилоте. Но до конца 2020 г. Илон Маск пообещал выпустить Tesla с автопилотом 5 уровня, а это уже 100% беспилот. Громкие заявления Илона уже давно никого не удивляют, посмотрим что компания покажет в конце этого года.

Модели электромобилей Tesla в 2020 г.

Беспилотная система Tesla Autopilot

8 камер на машине обеспечивают 360 градусов обзора вокруг автомобиля при видимости на расстоянии до 250 м. 12 обновленных ультразвуковых датчиков дополняют работу камер, позволяя обнаруживать разные типы объектов на расстоянии почти в два раза большем, чем предыдущая версия автопилота Tesla. Передний радар предоставляет дополнительные данные о дороге и окружении, что позволяет беспилотнику видеть сквозь проливной дождь, туман, пыль и другие помехи при плохой погоде.

В отличие от большинства разработчиков беспилотов, например Waymo, Яндекс и т.д., Tesla не использует для автономного движения лазерные радары – лидары.

Широкие, основные и дальние передние камеры

  • Три камеры, установленные за лобовым стеклом, обеспечивают широкую видимость перед автомобилем и сфокусированное дальнее обнаружение объектов. Объектив “рыбий глаз” с широтой охвата в 120 градусов определяет светофоры, препятствия на пути машины и объекты с близкого расстояния. Особенно эти камеры полезны при маневрировании в городах на низкой скорости.
  • Главный. Охватывает широкий спектр случаев применения.
  • Узкий. Обеспечивает сфокусированное изображение удаленных объектов на большом расстоянии. Полезен при движении на высокой скорости.

Передние боковые камеры

Камеры с 90-градусным обзором, расположенные по бокам автомобиля и смотрящие вперед, определяют машины, неожиданно въезжающие в вашу полосу на шоссе, и обеспечивают дополнительную безопасность при въезде на перекрестки с ограниченной видимостью.

Боковые камеры заднего вида

Эти камеры следят за мертвыми зонами сзади с обеих сторон автомобиля, что важно для безопасной смены полосы движения.

Камера заднего вида

Используется не только для страховки работы других датчиков, но и для дополнительного заднего обзора. Камера заднего вида полезна при выполнении сложных парковочных маневров и является частью комплекта оборудования Autopilot с улучшенной оптикой.

Радар

Благодаря длинным волнам, проходящим сквозь туман, пыль, дождь, снег и под автомобилями, радар играет важную роль в обнаружении и реагировании на объекты, которые находятся впереди беспилота.

Ультразвуковые датчики

Используя специальные кодированные сигналы, ультразвуковые датчики удваивают диапазон восприятия беспилотника. Эти датчики полезны для обнаружения близлежащих автомобилей, особенно когда они внезапно перестраиваются на вашу полосу движения. Также они дают полезную информацию при парковке и автопарковке Tesla.

Мощность обработки данных увеличена в 40 раз

Чтобы обработать все эти данные, новый бортовой компьютер (обладающий более чем в 40 раз большей вычислительной мощностью, чем предыдущее поколение компьютеров на автомобилях Tesla), использует нейронные сети для обработки данных, поступающих с камер и датчиков.

В совокупности, система обеспечивает восприятие дорожной обстановки, которое недоступно обычному водителю. Ведь датчики смотрят одновременно во всех направлениях и на длинах волн, которые выходят далеко за пределы человеческих возможностей.

Cмотрите видео работы автопилота Tesla, снятое летом 2020 г.

Tesla Vision

Для эффективного использования такого большого набора камер, Tesla представила новую технологию обработки данных с камер Tesla Vision. Использующая нейронные сети, Tesla Vision, по заявлению компании, определяет окружающую среду вокруг автомобиля с более высоким уровнем надежности, чем технологии, которые применяют классические методы обработки систем компьютерного зрения.

Система Tesla Autopilot

Для активации режима автопилота, вы можете просто сесть в машину и указать адрес назначения. Tesla сама выберет оптимальный маршрут, ориентируясь по городским улицам, сложным перекресткам и шоссе. Также вы можете активировать и выключать режим автопилота по мере необходимости, например при движении на автостраде или в пробке.

Передовые функции безопасности и удобства Autopilot разработаны для того, чтобы помочь водителю справиться с самыми монотонными моментами за рулем: езда по шоссе, в пробке, парковка и т.д. Автопилот Tesla улучшает существующую функциональность автомобиля и добавляет ему новые функции, чтобы сделать автомобиль еще более безопасным.

Читайте также:  Lamborghini перепрофилировались на пошив медицинских масок

Автопилот позволяет автомобилю автоматически управлять, разгоняться и тормозить в пределах своей полосы движения. Текущие функции Tesla Autopilot требуют контроля со стороны водителя и пока что не делают ваш автомобиль полностью беспилотным. Движение на автопилоте предлагает смену полосы движения для оптимизации маршрута и вносит коррективы в поездку, чтобы вы не застряли за медленными легковыми или грузовыми автомобилями. Когда функция активна, Tesla Autopilot также автоматически направляет ваш автомобиль к развязкам и съездам с учетом пункта назначения.

Автоматическое руление

С новыми камерами Tesla Vision, датчиками и вычислительными мощностями ваша Tesla может перемещаться по более узким и сложным дорогам, чем предыдущие модели с автопилотом.

Smart Summon

Новая функция Smart Summon позволяет вызвать машину из гаража или парковочного места. Tesla определяет ваше местоположение и приезжает к вам сама в беспилотном режиме. Smart Summon позволяет автомобилю перемещаться по сложным дорожным участкам и парковкам, маневрируя вокруг препятствий, чтобы найти своего хозяина.

Когда вы приезжаете в пункт назначения, вы просто выходите из машины, и Tesla активирует режим поиска парковки, затем автоматически выполнит поиск места и припаркуется. Вызвать машину обратно можно со смартфона.

Технологии безопасности Tesla

Технологии активной безопасности, включая предотвращение столкновений и автоматическое аварийное торможение, начали внедряться благодаря обновлению информации по беспроводной связи.

  • Автоматическое аварийное торможение. Система предназначена для обнаружения объектов, которые могут врезаться в вас и для экстренного применения тормозов.
  • Предупреждение о боковом столкновении. Предупреждает водителя о возможных столкновениях с препятствиями рядом с автомобилем.
  • Предупреждение о переднем столкновении. Помогает предупредить о надвигающихся столкновениях с медленно движущимися или неподвижными автомобилями впереди.
  • Авторегулировка дальнего и ближнего света. Регулирует свет фар по мере необходимости.

100% беспилотник Tesla

Илон Маск уже не раз заявлял, что цель Tesla – сделать полностью беспилотный автомобиль. Это беспилот 5 уровня автономности, который может передвигаться из точки А в точку B полностью самостоятельно, а значит вам даже не нужны будут права, чтобы ездить на такой машине. Многие эксперты считают, что создание такого автомобиля – дело еще 5-15 лет, но Маск в середине 2020 г. заявил что Tesla уже очень близка к беспилотнику 5 уровня.

Вполне вероятно, беспилотники в будущем даже не будут иметь руля, педалей и других элементов управления, кроме компьютерной системы для указания места назначения и парковки и системы экстренного торможения. По мере внедрения всех этих возможностей, электрокары Tesla будут постоянно модернизироваться через обновления программного обеспечения по беспроводной связи.

Как работает автопилот Tesla в 2021 году

Благодаря смелым инновационным решениям Tesla Motors, автомобиль стал не просто средством передвижения, а способом неограниченной мобильности своего владельца. Этот робот на колёсах способен трудиться 24 часа в сутки и помогает присутствовать своему хозяину одновременно в нескольких местах – на дороге, в офисе, онлайн и чувствовать себя словно в уютном кресле родного дома с помощью удивительной технологии будущего – автопилота.

Как устроен и как работает автопилот в электромобилях Тесла, давайте разбираться!

Что такое автопилот Tesla

Автопилот — это усовершенствованная система помощи водителю, повышающая безопасность и удобство за рулём. При правильном использовании автопилот снижает общую нагрузку на водителя при помощи 8 внешних камер, радара, 12 ультразвуковых датчиков и мощного бортового компьютера, который обеспечивают дополнительный уровень безопасности в путешествии.

Автомобили Tesla, выпущенные в период с сентября 2014 года по октябрь 2016 года, были оснащены одной камерой и менее мощными радарными и ультразвуковыми датчиками. Автопилот давал возможность полного самостоятельного вождения для водителя, который держит руки на руле и готов взять на себя управление в любой момент.

Этот функционал был заложен в качестве основы для того, чтобы со временем создать полностью автономный и безопасный электромобиль. Начиная с 2016 года компания довела систему автопилотирования до версии 7.1, что значительно расширив функционал.

Функции автопилота Tesla

Автопилот — это платный комплекс расширенных функций помощи водителю, который можно приобрести перед покупкой автомобиля или после того, как он был передан владельцу. В него, входят такие системы:

  • Круиз-контроль, регулирующий скорость вашего автомобиля и дистанцию в потоке с другими автомобилями.

  • Автоуправление, отвечающее за самостоятельные вращения рулевого колеса, например, для поворота по назначенному маршруту или перестроения по полосам.

  • Навигация, которая активно направляет ваш автомобиль по маршруту, выбирая оптимальные полосы движения.

  • Автоматическое включение указателя поворота и самостоятельный безопасный съезд с трассы.

  • Автопарковка, которая помогает припарковать электромобиль Tesla в оптимальном месте или выехать из него.

  • Дистанционное перемещение электромобиля в ограниченном пространстве с помощью мобильного приложения или ключа. Автомобиль самостоятельно без водителя находит место для стоянки и после вызова приезжает к владельцу.

  • Распознавание светофоров и дорожных указателей и следование им.

На сегодня часть этих функций требует активного наблюдения со стороны водителя и пока не позволяют сделать автомобиль на 100% автономным. Но, по мере накопления опыта система совершенствуется.

Принцип работы автопилота Tesla

Автопилот Tesla функционирует с помощью систем ультразвуковых датчиков, комплекта радаров и камер кругового обзора с различным сектором и глубиной видеофиксации. Двенадцать сенсоров объемного сканирования контролируют зону вокруг автомобиля на 360 градусов на расстоянии до 250 метров, позволяя обнаруживать объекты любой формы и размера, как неподвижные, так и движущиеся. Фронтальный радар с улучшенной обработкой предоставляет дополнительные данные на максимальном расстоянии до 160 метров впереди, которая позволяет видеть сквозь сильный дождь, туман, пыль и даже заглядывать через впереди идущий автомобиль.

Ультразвуковые датчики

Датчики выполняют роль ультразвуковых радаров и сканируют периметр в радиусе до 10 метров вокруг автомобиля для обнаружения препятствий во время парковки или другого транспортного средства в потоке.

Радар

Этот прибор посылает длинные волны на расстояние до 160 метров, он обнаруживает препятствия на больших скоростях и дает сигнал системе адаптивного круиз-контроля для регулирования скорости автомобиля и дистанции до впереди идущего транспортного средства.

Читайте также:  Создан инновационный 3D-экран для слепых
Камера заднего вида

Оптическая камера имеет широкий угол обзора и работает для маневрирования задним ходом и выдает на центральный монитор изображение с оцифрованными линиями разметки и траекторией поворота.

Боковые камеры заднего вида

Основное назначени камер бокового обзора для мониторинга слепых зон. Информация с камер поступает на блок управления рулевым колесом при перестроении автомобиля в потоке. В случае обнаружения препятствия автомобиль воздержится от минерва.

Передние боковые камеры

Назначение этих камер — мониторить 90-градусный угол обзора по боками автомобиля для поворота или разворота, а также замечать, когда соседний автомобиль планирует перестроиться на полосу движения. Для избежания столкновения автомобиль сможет самостоятельно отклонить рулевое колесо и снизить скорость.

Фронтальные камеры

Комплект фронтальных камер состоит из трех камер разного угла и дальности обзора для обнаружения разметки, знаков дорожного движения и светофоров. Широкоугольная камера также следит за движением пешеходов и дает информацию автомобилю, когда необходимо остановиться для пропускания человека или животного. Фронтальная камера с узким углом охвата имеет самую большую дальность обзора (до 250 метров) для движения на шоссе. Камера среднего угла обзора работает в основном на городских скоростях. Информация с камер поступает в блоки рулевого управления, тормозной системы и системы управления двигателем.

Обучение автопилота Tesla

Как человек приобретает знания и формирует навыки с помощью органов чувств, так и автопилот Tesla обучается с помощью чувствительных датчиков и камер-глаз наблюдения.

Все входящие данные с органов восприятия сохраняются и обрабатываются в бортовом компьютере – носителе искусственного интеллекта электромобилей Tesla. Вычислительная мощность “автомобильного мозга” более чем в 40 раз превышает вычислительную мощность предыдущего поколения первых годов выпуска.

Бортовой компьютер управляет нейронной сетью, разработанной Tesla, для обработки изображений, сонаров и радаров. Эта система обеспечивает связь с внешним миром, уследить за которым водитель на 100% не сможет в одиночку. Комплекс активной безопасности Tesla способен контролировать ситуацию одновременно во всех направлениях и на длинах волн, которые выходят далеко за пределы человеческих чувств.

Уровни автономности

По классификации SAE International систем помощи водителю существует шесть уровней автономности:

Уровень 0

Автомобиль полностью управляется и контролируется водителем. Из электронных помощников этого уровня доступен только круиз-контроль, поддерживающий постоянную скорость.

Уровень 1

На этом уровне возможности круиз-контроля расширяются до адаптивного функционала. Автомобиль умеет выбирать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля и менять скорость вплоть до полной остановки и после этого возобновлять движение, а также сканировать зону позади автомобиля, предупреждая водителя о наезде сзади.

Уровень 2

Система может вмешиваться в рулевое управление, например, при удержании автомобиля в пределах разметки полосы движения или объезде внезапно возникшего препятствия. Фактически автомобиль едет самостоятельно, но водителю необходимо держать руки на рулевом ободе и включать внешнее освещение.

Уровень 3

На этом уровне электроника способна контролировать автомобиль в основных штатных ситуациях. Водителю не обязательно держать руки на руле, но необходимо быть также внимательным.

Уровень4

Автопилот берет на себя полный контроль, позволяя водителю не вмешиваться в процесс управления, и лишь контролировать процесс управления. Система включает освещение, поворотники, выбирает оптимальный маршрут по навигации и заранее предупреждает о ситуациях, в которых не способна принять правильное решение.

Уровень 5

Предполагает полную автоматизацию, где в транспортном средстве отсутствуют видимые традиционные органы управления. Системы этого уровня находятся на этапе проектов и не доступны в тестовых автомобилях.

Ограничения в работе автопилота Tesla

Автопилот Tesla не является полностью самостоятельным органом управления. Это скорее функция расширенной активной безопасности. Поэтому, чтобы водитель мог чувствовать себя спокойнее за рулем электромобиля Tesla, ему необходимо помнить о ряде ограничений, указанных в инструкции по эксплуатации:

  1. Всегда держать руки на рулевом колесе.
  2. Придерживаться средних полос на автомагистрали.
  3. При движении в жилой зоне необходимо отключать автопилот на скоростях до 20 км/ч.
  4. Соблюдать скоростной режим движения в городе.
  5. При движении в темноте, пользоваться автопилотом можно только на шоссе с четкой разметкой и установленными вдоль трассы ограждениями.
  6. При сильном снегопаде или дожде автопилот может некорректно распознавать препятствия и знаки дорожного движения.

Тестирование беспилотных электромобилей Tesla

Современные автопилотные комплексы проходят миллионы часов тестирования перед внедрением в производство. На первом этапе инженеры тестируют систему на компьютере, закладывая всевозможные алгоритмы дорожного движения.

На втором — система тестируется на закрытом полигоне на одном из серийных автомобилей. На этом этапе испытатели стараются создать внештатные ситуации, например, ослепить камеры или вызвать помехи ультразвуковых датчиков. Накопленные ошибки работы системы позволяют усовершенствовать ее до отправки автомобиля на дороги общего пользования.

При тестировании на дорогах в потоке, автомобиль, оснащенный тестовой версией автопилота, сопровождают местные органы полиции на заранее оговоренных участках дорог. Инженеры устанавливают в автомобиль дополнительные комплекты для обработки информации о работе всех систем. Специально обученный тест-пилот готов в любую секунду вмешаться в работу системы.

Сертификация автопилотов Tesla

После всех этапов тестирования электромобили Tesla проходят сертификацию – допуск серийных автомобилей на дороги общего пользования. Фактически процесс сертификации ничем не отличается от сертификации прочих систем автомобиля, за исключением отдельной проверки радарных частот и сверки соответствия оптических приборов требованиям безопасности. В каждой стране, где будет продаваться автомобиль с автопилотом необходимо проходить новую сертификацию.

ДТП с автопилотом

Автопилот Tesla не является абсолютно автономным искусственным интеллектом 5 уровня, и требует контроля со стороны водителя. К сожалению, водители, не понимающие этого, вынуждены платить высокую цену.

В результате того, что камера на Tesla Model X не распознала малоконтрастные полосы движения и треугольный разделитель на шоссе, погиб владелец Tesla Уолтер Хуанг в марте 2018 года. В следствие ошибки системы его Model X направилась в бетонный разделитель на скорости 70 миль в час. Водитель полностью доверился электронике вместо того, чтобы контролировать поведение автопилота.

Другим примером пренебрежения мерами безопасности стало ДТП на Тайване, когда водитель Tesla Model 3 на скорости около 200 км в час врезался в лежащий на боку грузовик. Электроника не распознала реальную угрозу и даже не дала команду на снижение скорости.

Читайте также:  Универсальный пульт Smart Remote

Будущее автопилота Tesla

Технология полного автопилотирования рано или поздно ожидает нас в будущем. По словам Илона Маска компания Tesla стремится создать автомобиль 5 поколения, в котором не нужно будет присутствие водителя.

Одним из признаков этой тенденции стало недавнее обновление Model S и Model X, на которых уже установлен руль прямоугольной формы типа штурвала, намекая на то, что этот орган управления уже готов воспринимать намерения водителя повернуть и выбирать самостоятельно угол поворота колёс в зависимости от заданного маршрута и показаний системы сенсоров.

По мере внедрения всех этих систем, инженеры Tesla постоянно тестируют уже выпущенные автомобили онлайн, собирая необходимую базу данных об ошибках, характере поведения и обучая бортовые компьютеры электромобилей. Кроме того, с помощью своевременного обновления, главный сервер компании регулярно устанавливает более совершенный софт на уже выпущенные электромобили.

Кроме апгрейда существующей электроники, производитель призывают правительства стран к развитию инфраструктуры. Это наличие чёткой разметки, создание безопасных разделителей полос, установка и должное содержание дорожных знаков и осветительных приборов, а также своевременный обмен с производителями электромобилей информацией об изменениях дорожных условий.

«Циклокар»: все о новом летающем автомобиле из России

В России началась разработка инновационного транспортного средства с очень странным названием «Циклокар», которое будет представлять собой «полноценный летающий автомобиль». Во всяком случае так уверяют создатели аппарата из Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Института теплофизики Сибирского отделения РАН.

На данный момент многие крупные компании, в том числе и несколько автогигантов, работают над созданием инновационных транспортных средств, которые принято называть «летающими автомобилями». В большинстве случаев речь идет или о гибриде машины и самолета вроде знаменитого словацкого AeroMobil, или и конвертопланах с поворотными винтовыми двигателями, которые при вертикальном взлете создают подъемную силу, а во время горизонтального полета действуют в качестве тяговых агрегатов. Однако разработчики российского «Циклокара» пошли другим путем.

И чего в нем особенного?

Название «Циклокар» образовано от имени типа летательного аппарата, известного как «циклокоптер», «циклолет» или «цикложир». Под этими названиями объединены устройства с необычной конструкцией, где тягу и подъемную силу обеспечивает специальные циклоидные роторы, внешне напоминающие корабельное гребное колесо. Подобную схему начали исследовать еще в начале прошлого века, однако на протяжении целого столетия попытки поднять в воздух машину со столь сложным движителем терпели фиаско. Одним из первых экспериментаторов, попытавшихся построить цикложир, стал российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков.

В 1909 году изобретатель создал устройство с лаконичным названием «Самолет», у которого вместо крыльев были роторы с 12 лопастями, установленными попарно под углом 120 градусов. Лопасти с вогнутым профилем могли менять угол атаки, отбрасывая воздух вниз и назад, благодаря чему возникала подъемная сила и тяга. В движение «гребные колеса» приводил 10-сильный двигатель «Бюше», установленный внизу аппарата. Испытания «Самолета», за которыми пришла понаблюдать целая толпа петербуржцев, с треском провалились: машина не то что не смогла взлететь, но и даже не сдвинулась с места.

Эксперименты с циклокоптерами самых разных конструкций велись на протяжении всего XX века во многих странах мира, однако в воздух подобный аппарат смогли поднять относительно недавно. В 2007 году инженеры из Южной Кореи и Сингапура вместе со специалистами Bosch Aerospace провели удачный опыт, оторвав от земли компактный беспилотник с «колесными» двигателями. Впоследствии появилось еще несколько рабочих моделей, однако до полноразмерного аппарата, способного взять на борт человека дело так и не дошло. Изменить эту ситуацию и должен проект «Циклокар».

Так что же разрабатывают в России?

Все началось с «Циклона». Так называется проект, в рамках которого ведется разработка сразу нескольких аппаратов с циклическими движителями, в том числе и «полноценного летающего автомобиля», который сможет поднять в воздух сразу нескольких пассажиров. На данный момент уже прошли первые летные испытания компактного прототипа массой 60 кг, а тесты полноразмерного «Циклокара» должны стартовать уже в следующем году.

Предполагается, что это будет аппарат размерами примерно 6х6 метров гибридной силовой установкой на базе бензинового роторно-поршневого мотора, которая позволит поместить в кузов до 600 килограммов груза или поднять шесть человек. «Циклокар» сможет летать со скоростью 250 км/ч на расстояния до 500 км без необходимости подзарядки аккумуляторов.

Среди главных преимуществ подобного рода движителей — быстрое управление вектором тяги на 360 градусов, невысокий уровень шума, компактные размеры, а также возможность вертикального взлета и зависания в воздухе, как у вертолета. При этом циклолет имеет ряд преимуществ перед последним. Так, компактные размеры и особенности конструкции обеспечивают высокую маневренность, а также возможность посадки на наклонную поверхность «причаливания» к зданию. Именно такая функция показана в компьютерном ролике ФПИ, где военный «Циклокар» подлетает к разрушенному зданию, высаживая на один из последних этажей группу спецназа.

Посадку в салон можно осуществлять как с бортов, так и с кормы аппарата. При этом рабочие лопасти имеют периферийную защиту — они заключены в специальные цилиндры, которые не позволяют человеку дотронуться до вращающихся элементов, а также защищают конструкцию от попадания в нее посторонних предметов.

Полностью готовый к эксплуатации летательный аппарат может быть представлен уже через три года. В ФПИ утверждают, что управлять «Циклокаром» будет ничуть не сложнее чем обычной машиной. Контролировать аппарат можно будет не только из кабины, но и при помощи мобильного устройства или из наземного командного пункта.

А есть ли в России другие проекты летающих машин?

«Циклокар», пожалуй, самый серьезный и интересный, но далеко не единственный отечественный проект летающих машин. В конце 2020 года стартап Scienex из Воронежа распространил первые изображения транспортного средства Flyter, которое планируют использовать в качестве аэротакси. Разработчики необычного аппарата без винтов и крыльев говорят о ряде преимуществ перед «маленькими» самолетами и стандартными «большими квадрокоптерами», которые невозможно или небезопасно использовать в городе. В первом случае у водителя-пилота просто не будет места для разбега, а во втором — сильный порыв ветра может сдуть коптер.

Читайте также:  Создан поезд, работающий на водородном топливе

При этом как именно Flyter будет подниматься в воздух, разработчики пока не объясняют, мотивируя это тем, что их технология с идеальной аэродинамической схемой «принципиально отличается от конкурентов», и важно не «засветить» ее раньше времени.

На работу без пробок: какое будущее ждет летающие автомобили

Как выглядит первый российский циклокар

Летающий автомобиль «Циклокар» — разработка института теплофизики Сибирского отделения РАН. Он развивает скорость до 250 км/ч и летает на расстояние до 500 км. Предполагается, что автомобиль будет полностью электрическим или гибридным, то есть сочетающим топливный и электрический двигатели.

По конструкции «Циклокар» представляет собой циклокоптер, в основе которого — циклический движитель. Это значит, что для создания тяги и подъемной силы используются вращающиеся роторы (несущие винты с вертикальной осью вращения), которые позволяют изменять направление тяги. Благодаря этому циклокоптер может взлетать вертикально и зависать в воздухе.

Размеры автомобиля составляют 6 м в длину и 6,2 м в ширину, диаметр роторов — 1,5 м, вес — 60 кг. Он рассчитан на шесть пассажиров или 600 кг груза. «Циклокар» способен садиться даже на наклонную поверхность под углом до 30 градусов. Среди других преимуществ — компактность и низкий уровень шума.

Сейчас проходят испытания прототипа, а в ближайшие три года создатели обещают запустить серийное производство.

История летающих автомобилей

В начале ХХ века частная авиация только зарождалась, а инженеры и изобретатели предлагали множество смелых концептов. Это совпало с бурным развитием автопрома, и как следствие — попытками объединить самолет и автомобиль в одном аппарате. К сожалению, большинство из них так и не дошли до массового производства.

1917 год — американский авиационный инженер Гленн Кертисс разработал первый прототип автоплана в алюминиевом корпусе, с размахом крыльев 12,2 м. Двигатель приводил в движение четырехлопастной винт в задней части. Однако автоплан так и не смог взлететь по-настоящему.

1926 год — был создан экспериментальный одноместный самолет Sky Flivver от Генри Форда. Испытания завершились крушением у берегов Флориды и гибелью пилота, поэтому от идеи «летающего Ford T» быстро отказались.

1937 год — американский изобретатель и авиаинженер Уолдо Уотерман разработал гибридный самолет Studebaker с пропеллером в задней части, тремя колесами и двигателем в 100 л.с. Он мог передвигаться по земле как обычный автомобиль, а крылья можно было перевозить в сложенном виде. Проекту в итоге не хватило финансирования, чтобы запустить производство.

1946 год — в США был спроектирован Fulton FA-2 Airphibian — летающий автомобиль в алюминиевом корпусе с независимой подвеской и шестицилиндровым двигателем мощностью 165 л.с. У него были съемные крылья, с помощью которых автомобиль за 5 минут превращался в самолет. Он развивал скорость до 190 км/ч и поднимался на высоту до 3700 м. Это был первый летающий автомобиль, который получил сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — то есть официально был разрешен для регулярных полетов. Однако массового спроса на аппарат все равно не было. В итоге выпустили четыре рабочих прототипа и к 1950 году свернули производство.

В том же году появился прототип летающей машины Convair Model 116. У нее был двухместный кузов и два двигателя — мощностью 26 л.с. и 90 л.с. Автомобиль выполнил 66 испытательных полетов. Затем было построено два экземпляра усовершенствованной модели 118 для троих пассажиров, но до серийного производства так и не дошло.

1949 год — американский конструктор Молт Тейлор спроектировал аэрокар. Это был двухместный автомобиль, который трансформировался в компактный самолет. Он стал самым доступным среди аналогов на рынке и совершил серию успешных полетов. В 1956 году Управление гражданской авиации США одобрило его для серийного производства. В 1989-м вышла усовершенствованная модель, но аэрокар так и не получил массового спроса. Всего было построено шесть машин.

1956–1958 год — дизайн-студия Ford Advanced Design одноименного американского автоконцерна построила уменьшенную модель концепт-аэрокара Volante Tri-Athodyne с тремя канальными вентиляторами (у каждого был собственный двигатель). Модель так и осталась в виде концепт-кара.

1957 год — автопроизводители Chrysler, Curtiss-Wright и Piasecki получили контракты на разработку «летающих джипов» по заказу Командования транспортных исследований армии США. Это должны были быть сверхкомпактные и легкие летательные аппараты с вытяжными вентиляторами, более простые в управлении, чем вертолеты. Все три компании представили свои прототипы, самым успешным из которых оказалась модель от Piasecki. Однако позже от проекта решили отказаться, сделав выбор в пользу обычного вертолета.

1980-е годы — бывший инженер Boeing Фред Баркер основал компанию Flight

Innovations Inc. и приступил к разработке Sky Commuter — компактного двухместного самолета с вертикальным взлетом. Всего было выпущено три прототипа, ни один из которых не дошел до конвейера. В 2008 году прототип Sky Commuter был продан на eBay за £86 тыс.

К концу ХХ века от идеи летающего авто почти отказались: на рынке гораздо востребованнее оказались обычные вертолеты, мультикоптеры и миниджеты. Однако к началу 2000-х годов начали появляться новые концепты и даже прототипы. Мировые авто- и авиаконцерны увидели перспективы для летающих авто в качестве аэротакси. Развитые государства, в свою очередь, видят в них экологичную альтернативу обычным самолетам и один из способов бороться с пробками в крупных городах.

Какие виды летающих авто выпускают сегодня

Большая часть аппаратов построена по технологии eVTOL — с электродвигателем и системой вертикального взлета. После этого роторы наклоняются, чтобы аппарат мог лететь горизонтально.

Летающие автомобили

Это модели, которые сочетают элементы обычного автомобиля и самолета — то есть так, как это изначально задумывалось. Но сегодня это уже не машины, способные летать, а летательные аппараты, которые могут ездить по дороге в случае крайней необходимости.

Читайте также:  Идет разработка гаджета, способного определить рак на ранней стадии

PAL-V (Personal Air and Land Vehicle) Liberty — один из первых летающих автомобилей, который разработали для серийного производства в Нидерландах. Это гибрид автомобиля и гироплана (автожира) — коптера, который поднимается в воздух с помощью свободновращающегося несущего винта. Он рассчитан на двух пассажиров с 20 кг багажа на каждого и разгоняется до 160 км/ч за 9 секунд. Для управления нужны и водительские права, и лицензия пилота. У автомобиля две модификации: Sport по цене €300 тыс. и Pioneer за €500 тыс. (ограниченная серия из 90 машин). Обе модели доступны для предзаказа уже сейчас, однако пока сертифицированы только для полетов в Европе и США.

CityHawk — шестиместный летающий автомобиль, который разрабатывает израильская Urban Aeronautics. С виду он напоминает футуристичный внедорожник: винты спрятаны в цилиндрические кожухи, а приземляется аппарат на четыре колеса. Автомобиль может летать вертикально и горизонтально за счет двух блоков вентиляторов — в передней и задней части. Цилиндры помогают винтам давать больше подъемной силы. С 2020 года в CityHawk используются водородные двигатели, чтобы сделать устройство более экологичными.

AirCar — летающий автомобиль, который за 2 минуты превращается в минисамолет. Летом 2021 года он совершил первый успешный междугородний перелет длительностью 35 минут между аэропортами Нитры и Братиславы в Словакии. Автомобиль разработала словацкая компания Klein Vision, а ее основатель — Стефан Кляйн — лично управлял им. По словам разработчиков, AirCar способен пролететь до 1 тыс. км на высоте до 2,5 км, со скоростью 190 км/ч. Машина оснащена бензиновым двигателем BMW мощностью 160 л.с. и может перевозить двух человек и багаж общим весом до 200 кг. На его создание ушло около двух лет и почти €2 млн.

Компания Klein Vision, создавшая AirCar, заявила, что изобретение имеет максимальную крейсерскую скорость 190 км/ч (118 миль в час).

Две другие группы представлены аппаратами, способными передвигаться исключительно по воздуху (не считая разгона на взлетно-посадочной полосе). Их разрабатывают, в первую очередь, для коммерческих пассажирских, реже — грузовых перевозок.

Мультикоптер

Летательный аппарат, построенный по принципу вертолета, но с тремя и более несущими винтами. Чаще всего встречаются четыре (квадрокоптеры), шесть и восемь винтов. Чем их больше, тем более стабильно аппарат держится в воздухе и тем больше груза способен поднять.

Volocopter — немецкая компания, которая выпускает разные виды летающих авто. Одно из них — двухместная модель VoloCity — сверхлегкий аппарат с 18 роторами, которые неподвижно закреплены на осях электродвигателей. Коптер развивает скорость до 110 км/ч и набирает высоту до 1 980 метров. Его максимальный вес — включая сам аппарат, пассажиров и груз — 450 кг, а дальность полета на одном заряде — 35 км или 1 час. Для управления не нужна лицензия пилота — достаточно пяти часов подготовки.

VoloCity сертифицирован в соответствии с европейскими требованиями авиационной безопасности (EASA). Его уже успешно испытали в международном аэропорту Хельсинки и в центре Сингапура и планируют использовать во время Олимпийских игр 2024 года в Париже.

eHang — китайский коптер-беспилотник, который планируют использовать в качестве аэротакси. Модель 216 рассчитана на двух человек и груз общим весом до 240 кг и способна перевозить их на скорости до 130 км/ч. Коптер прошел успешные испытания в открытом воздушном пространстве Японии в июне 2021 года и скоро получит разрешение на полеты. Завод в Китае уже готов выпускать до 600 аппаратов в год.

Японский NEC — необычный коптер-беспилотник с четырьмя большими винтами и кольцами вокруг них. Он весит 150 кг и пока что поднимается на высоту до 3 м. В ближайшем будущем с помощью таких дронов планируют доставлять товары, а к 2030 году правительство Японии обещает внедрить летающие авто для пассажирских перевозок.

Гибрид

Самая популярная конструкция, сочетающая элементы самолета — крылья — и коптера — винты. Такие аппараты более маневренны, легко меняют направление и лучше подходят для больших расстояний и высот. Главный минус — больший вес за счет крыльев.

Rolls-Royce разработал летающее такси c четырьмя винтами на крыльях (складываются во время полета) и двумя хвостовыми винтами. Электрокоптер будет перевозить пять пассажиров со скоростью до 402 км/ч на расстояние до 800 км. При этом для выработки электричества используются встроенные газовые турбины, что позволяет долго обходиться без подзарядки. По состоянию на 2018 аппарат планировали использовать в качестве такси, личного или коммерческого транспорта, однако новой информации пока не поступало.

Vertical Aerospace разрабатывает VA-X4 — практически бесшумный электрокоптер, который разгоняется до 321 км/ч и летает на расстояние до 160 км на одном заряде. Коптер оснащен системой электродвигателей и распределения энергии от Rolls-Royce Electrical. Он рассчитан на одного пилота и четырех пассажиров. Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона совместно с American Airlines намерены купить до 250 VA-X4 для коммерческих перевозок. Первый полет обещают провести уже в 2021 году, а одна поездка в будущем обойдется всего в £5-10.

Модель VoloConnect от Volocopter ближе всех к самолетной конструкции. У него шесть подъемных винтов и два толкающих двигателя в задней части, что делает его идеальным для горизонтального полета. Это беспилотный аппарат, рассчитанный на перевозку четырех человек на расстояние до 100 км со скоростью до 250 км/ч.

Немецкий стартап Lilium, разработавший концепт пятиместного беспилотника Lilium Jet с 12 закрылками и 36 электродвигателями. К 2025 году его обещают запустить во всех крупных городах Германии.

Uber Air — разработка Uber Elevate, которая также претендует стать заметным игроком на рынке аэротакси. Первые аппараты будут пилотируемыми, но в будущем компания планирует сделать их беспилотными. Совместно с NASA Uber участвует в программе Urban Air Mobility, цель которой — создать систему внутригородских авиаперевозок.

Проблемы и препятствия

  • Несовершенство конструкции. Даже самые продвинутые мультикоптеры пока не идеальны во время полета: летают медленно, часто теряют устойчивость. Их массовое использование может создать серьезные помехи для воздушных судов.
  • Безопасность. Это обратная сторона простоты управления: ни для беспилотников, ни для пилотируемых моделей зачастую не нужна лицензия пилота, а лишь краткосрочная подготовка. Это значит, что в небе такие аппараты могут быть непредсказуемы, а в крупных городах еще и представлять угрозу для зданий и коммуникаций.
  • Инфраструктура. Даже самые компактные летающие авто занимают гораздо больше места, чем обычный автомобиль. А значит, для них потребуются специальные взлетные площадки и парковочные места, которых в черте города просто нет. Хотя Великобритания, к примеру, уже строит первый в мире аэропорт для летающих авто.
  • Отсутствие нормативной базы. Пока разработкой требований к летающим авто eVTOL занимается только Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), но сертификации для них все еще нет. Не говоря уже о правилах полетов.
  • Стоимость. Ближайшие по запуску (первые коммерческие рейсы намечены на 2022 год) аэротакси VoloCity будут стоит около €300 за поездку — это сопоставимо с международным перелетом, а отнюдь не с поездкой на такси.
Читайте также:  Созданы смарт-кроссовки, которые будут показывать дорогу своему владельцу

Когда мы начнем летать на такси?

Пока крупнейшие авто- и авиаконцерны выпускают свои модели летающих авто, в США, странах Европы и Азии продвигают госпрограммы для запуска аэротакси и коммерческих перевозок. Власти рассчитывают, что это позволит разгрузить городские улицы, решив проблему пробок и вредных выбросов. Производители и перевозчики надеются, что летающий транспорт откроет для них новый и очень перспективный рынок. Государственное лобби здесь может сыграть такую же важную роль, как и в продвижении электрокаров — в качестве более экологичной альтернативы.

По данным Morgan Stanley, к 2040 году рынок аэротакси может достичь от $1,5 трлн до $2,9 трлн.

Для обычного потребителя это будет означать простой и быстрый способ добраться из аэропорта до города, избежать пробок на загруженных магистралях и получить быструю доставку заказа из магазина. Однако все существующие модели и прототипы пока что покрывают небольшие расстояния. А значит, это будет, в первую очередь, городской, а не междугородний транспорт.

Однако до массового перехода на летающие авто еще далеко: даже самые продвинутые проекты обещают запустить точечно не раньше 2030-х. Стоит вспомнить, что последние лет десять нас обещают массово пересадить на беспилотники и электрокары. Однако мешают все те же проблемы — отсутствие инфраструктуры и законодательной базы, а также недоступность для широкого потребителя.

Как летающий транспорт изменит город

Летающие автомобили уже скоро могут стать реальностью — их разработкой занимаются десятки компаний, некоторые из них уже тестируют прототипы. Теперь вопрос не столько за технологиями как таковыми, сколько за составлением правил, обеспечением безопасности полетов и ценой такого рода аппаратов.

Не человек для транспорта, а транспорт для человека

Разговоры о том, что автомобили скоро начнут летать, идут не первый год. Но если раньше проблемой были технологии, то теперь ситуация изменилась: все больше компаний-разработчиков заявляют о том, что начали тестировать свои летательные аппараты. Так что уже скоро города смогут выглядеть как в «Пятом элементе» или «Бегущем по лезвию» (кстати, действие в нем происходит уже в прошлом, 2019 году) — с воздушными такси и летающими автомобилями над улицами города.

Летающие автомобили давно стали одной из визитных карточек фантастики. Кадр из фильма «Пятый элемент»

Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Летающие автомобили давно стали одной из визитных карточек фантастики. Кадр из фильма «Пятый элемент»

Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Распространение летающих автомобилей не только изменит вид городов, сделав их более футуристическими, но и может серьезно повлиять на городскую жизнь в целом. Фабьен Нестманн, вице-президент по связям с общественностью немецкой компании Volocopter, специализирующейся на создании летающих автомобилей, говорит, что, хотя изначально билеты на разработанное ими летающее такси будут дороги, цель компании сделать такие полеты конкурентоспособными. «Мы хотим, чтобы это была не игрушка для богатых, а часть интегрированной (в транспортную систему.— “Ъ” ) поездки в городе для каждого. У каждого должна быть возможность идти пешком, ехать на машине или велосипеде — или лететь»,— считает он.

«Сейчас большинство людей подстраивает свою жизнь под доступность транспорта. VTOL (летательные аппараты вертикального взлета и посадки.— “Ъ” ) и беспилотники позволят добираться куда угодно, так что это транспорт будет подстроен под жизнь,— считает директор Института аэронавтики NASA при Исследовательском центре Эймса Паримал Копардекар.— Хотя, возможно, мы никогда не ликвидируем метро и дороги, мы можем уменьшить занимаемую ими площадь с помощью этих машин». В числе прочего распространение электрических летающих автомобилей (а почти все они именно электрические) позволит снизить выбросы и спрос на дизельное топливо, а также сократить расходы на развитие дорожной инфраструктуры. «На макроуровне постоянно растущие города создают растущую потребность в мобильности у жителей этих городов. Это ведет к переосмыслению города, потому что создание инфраструктуры для автомобилей не улучшает качество жизни»,— отмечает Нестманн.

Развитие частного летающего транспорта изменит и вид городов

Десятки компаний и триллионный рынок

Создание летающих автомобилей, которые можно будет полноценно использовать в городе,— огромный рынок.

Разработкой летающих автомобилей разного рода сейчас занимается несколько десятков компаний, от небольших стартапов до крупных корпораций. Большинство разрабатываемых летающих автомобилей выглядит не как коммерческие беспилотники или небольшие вертолеты. Они взлетают и садятся вертикально и снабжены не крыльями, а винтами — это и есть летательные аппараты вертикального взлета и посадки, VTOL.

В октябре южнокорейская корпорация Hyundai, уже сотрудничающая с Uber в разработке летающего такси, объявила о планах создания целой линейки таких аппаратов — она собирается представить их к 2028 году. Разработками такого рода занимаются Toyota, Porsche, Audi, Daimler, Geely, Airbus, Boeing, Uber и многие другие крупные компании. Много и компаний, специализирующихся именно на разработке таких летающих автомобилей, это, например, Lillium, Wisk, Joby Aviation и Bell.

Читайте также:  Viessmann обновил системы централизованной вентиляции Vitovent 300-W

Разработкой летающих автомобилей заняты множество компаний не только в Америке и Европе, но и в Азии

Фото: Koji Sasahara / AP

Притом нельзя сказать, что все это лишь планы и проекты,— в августе японская компания SkyDrive, сотрудничающая с Toyota, провела испытания своего электрического VTOL SD-03 с пилотом на борту. Полет длился четыре минуты, летательный аппарат поднимался на три метра над поверхностью земли. SkyDrive планирует выпустить свой двухместный летающий автомобиль на рынок в 2023 году, стоить он будет от $300 тыс. до $500 тыс.

Еще в прошлом году Volocopter провела испытания своего беспилотного летающего такси. Коммерческое использование одного из разработанных компанией летающих автомобилей, одноместного VoloCity, должно начаться уже в 2022 году. Предполагается, что изначально один билет будет стоить €300.

На этой неделе стало известно о планах другой немецкой компании, Lilium, создать огромный «вертипорт» — так называют своего рода аэропорты для летающих автомобилей — в аэропорте Орландо во Флориде. Он должен быть готов к 2025 году, и, по замыслу Lilium, через него с помощью летающих такси пассажиры, прилетающие в Орландо, смогут лететь в другие города штата вместо того, чтобы ехать туда на автомобиле.

Летающие машины не смогут обойтись без вертипорт — специальных посадочных мест

Помехи на дорогах

Проблемы же с распространением нового вида транспорта связаны не столько с технологиями как таковыми, сколько с тем, что такие аппараты необходимо сделать безопаснее, дешевле, а также провести масштабную бюрократическую реформу. Ведь нынешние законы, инструкции и правила как для наземного, так и для воздушного транспорта составлялись еще в те времена, когда летающие автомобили были исключительной прерогативой писателей-фантастов, и не будут подходить для столь серьезных изменений.

Например, Uber, который уже несколько лет говорит о разработке летающего такси, пришел к выводу, что создать его настолько быстро не получится. Сначала компания обещала начать пробные полеты уже в 2020 году, теперь срок сдвинут на 2023 год. Такого рода задержки есть и у других компаний, разрабатывающих летающие автомобили.

Обеспечение безопасности — одно из важнейших препятствий на пути летающих автомобилей как коммерческого транспорта, особенно это касается беспилотных летательных аппаратов такого рода. Как отмечает преподаватель аэрокосмической техники и механики Университета Миннесоты Дерья Аксарай, безопасные технологии автономного полета для VTOL пока еще находятся на стадии разработки. «Такие автомобили должны осматривать окружающую среду, оценивать ситуацию и действовать соответствующе. Они не могут ждать, пока пилот или оператор скажут: сделай так, а теперь так»,— считает она.

«Вы не можете предоставлять коммерческие услуги без крайне строгих режимов тестирования. Часть этого — развитие инфраструктуры для таких машин»,— отмечает Фабьен Нестманн. Это означает, что нужно не просто построить сам летательный аппарат — нужны вертипорты и специальные гаражи для таких автомобилей, в которых они могут заряжаться. Также необходима разработка соответствующего ПО, позволяющего автоматизировать такую транспортную систему и с помощью систем отслеживания обеспечить безопасность полетов. В числе прочего нужно будет выработать систему воздушных коридоров в городском небе, сходную с той, которая действует для обычных самолетов сейчас, но более сложную, так как в городе больше объектов для возможного столкновения — высотные здания, деревья, птицы, а в случае роста популярности технологии и другие летающие автомобили.

Развитие летающего транспорта может привести к появлению старой проблемы современных городов — автомобильных пробок, но уже в воздухе

Фото: Дмитрий Костюков, Коммерсантъ

Сложностью в развитии этой сферы, как и в случае с беспилотными автомобилями, являются и регуляторные вопросы. Власти разных стран уже сейчас работают над созданием соответствующих правил и стандартов безопасности. NASA совместно с Федеральным управлением гражданской авиации США работает над протоколами, которые должны регулировать такое воздушное движение. Сходный проект есть и у Airbus, и у Европейского агентства по авиационной безопасности. Для создания транспортной системы с участием летающих автомобилей нужны и разработанные правила, и сертифицированные властями аппараты, и люди, готовые летать на них.

Необходимость сочетать несочетаемое

Для того чтобы летающие автомобили стали повседневной реальностью, и в целом нужно сочетание целого ряда факторов. Одна из сложностей состоит в том, что такие летательные аппараты должны сочетать сразу несколько свойств, которые не так легко совместить друг с другом. Они должны быть достаточно мощными, чтобы поднимать и переносить значительный вес, довольно тихими, чтобы летать на малых высотах в населенных пунктах, а кроме того, не должны быть чрезмерно дорогими, ведь тогда их массовое применение было бы затруднительно. «Они будут более энергоэффективными, чем вертолеты, которые используют много топлива, но менее энергоэффективными, чем автомобили, потому что им нужно подниматься в воздух»,— комментирует эту проблему профессор аэрокосмической техники Мичиганского университета Элла Аткинс.

«Что касается стоимости, летать на них в магазин за продуктами будет непрактично»,— считает Аткинс. По ее мнению, вряд ли в ближайшие 20 лет летающие автомобили станут доступны людям со средним доходом. Аткинс считает, что более реалистичная возможность их использования связана с возможностью достигать тех населенных пунктов и мест, в которые сложно попасть с помощью других транспортных средств.

Еще в середине двадцатого века создание летающего транспорта казалось делом нескольких десятилетий

Фото: Getty Images

Еще в середине двадцатого века создание летающего транспорта казалось делом нескольких десятилетий

Фото: Illustration by GraphicaArtis / Getty Images

Я долго не мог понять что это. Оказалось — оно летает | В России создан аналог лучшего в своём классе авиадвигателя в мире

Сначала я просто прошел мимо. Я как раз снимал всяческие беспилотники, в голове уже созрел план статьи — рассказать про эту россыпь БПЛА всех видов, форм и назначений. А это чудо-юдо, чем бы оно не было, но это точно не БПЛА.

Потом любопытство взяло верх. Решил подробнее расспросить, но был уверен что это, если и беспилотник, то плавающий. А по бокам у него гребные колеса, ну типа как на старых теплоходах.

Читайте также:  Новая система будет препятствовать проникновению в ухо нежелательных звуков

Я уже представлял себе как это устройство мчит по воде со скоростью болида, крутя своими колесами, и используя их как подводные крылья…

Оказалось по воде эта штука двигаться не может. И это именно летательный аппарат.

Знакомьтесь: это Циклон-2020. И он умеет взлетать вертикально, как вертолет. Но это не вертолёт, это циклолёт.

Подъемная сила в таком аппарате обеспечивается вращающимися роторами, которые состоят из горизонтальных аэродинамических поверхностей — крыльев. То есть подъемная сила возникает из-за набегающего воздуха, который из-за профиля крыла создает разницу давления снизу крыла и сверху. Так же как и в случае с классическим крылом, разница только в том, то набегающий поток воздуха создается вращением ротора, а не движением самого летательного аппарата.
Стоит сказать, что хотя попытки поднять в воздух циклолёт предпринимались давно, успешно это сделать получилось сравнительно недавно — лишь в 2007 году. Но то был лишь опытный макет-демонстратор весом в 16 кг, до полноценного ЛА дело так и не дошло.

Россия — первая страна в мире, которая создает полноценный летательный аппарат — циклолет. В прошлом году в воздух поднялся аппарат весом в 50 кг. Это, конечно, пока еще опытная машина, но уже не просто демонстратор — это уже прототип.

Многие спросят: а зачем? Ведь есть же вертолеты, есть квадрокоптеры. Чем циклолёт лучше?

Он не лучше, он просто другой. Он не замена другим ЛА, он дополнение к ним.

Например, он гораздо тише, его роторы вращаются со сравнительно небольшой скоростью, поэтому не издают такого шума как винты вертолетов. К тому же, циклолёт способен создавать тягу в разных направлениях и за счет этого выполнять маневры недоступные вертолету. Так же, циклолёт, в отличие от вертолета, способен взлетать с наклонных поверхностей и садиться на них.

Хотя эта мысль и не прозвучала, я подумал, что циклолет точно мог бы найти применение в качестве летающего автомобиля. В отличии от вертолета у него нет лопастей, которые могут за что-то зацепится в полете. Его роторы можно спрятать в кожухи, и тогда они полностью защищены, поэтому можно «причаливать» даже к зданиям на любом этаже.

Конечно, до этого еще очень далеко. По сути, изучение такого способа полетов только началось, но уже в ближайшее время в небо поднимется аппарат в 4 раза тяжелее. Очевидно, Россия возлагает большие надежды на этот тип ЛА, и явно решила стать первой страной в мире создавшей серийный циклолёт.

Это, кстати вполне символично, ведь саму идею циклолётов в 1909 году предложил российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков. История повторяется, но уже на новом технологическом уровне. Источник

В России создан аналог лучшего в своём классе авиадвигателя в мире

Простите, но уже после публикации статьи про БПЛА «Орион» кое что вспомнил, и эта статья как дополнение к предыдущей.

В качестве двигателя изначально использовался австрийский Rotax 914 (у Байрактра двигатель Rotax 912), но компанией «Агат» уже разработан российский аналог — двигатель АПД-110/120, и серийные Орионы поставляются с российским двигателем.

И когда статью перечитывал, что-то такое неуловимое всплыло в памяти: хм, компания «Агат», где-то я о ней уже слышал.

И тут вспомнил, да там же на МАКС 2021 был стенд, и двигатель АПД-110/120 на нем был. Так что нам представляется уникальная возможность увидеть не только БПЛА «Орион», но и его двигатель.

Кстати, Rotax 914 это очень популярный двигатель в мире, ну просто эталон в своём классе. По сути если вам нужен хороший и надежный авиационный двигатель около 100 л.с. вы просто берете этот двигатель и не паритесь. Так делают все.

И действительно никто не парится, этот двигатель стоит и на израильских БПЛА и даже на американском знаменитом MQ-1 Predator. На турецком Байрактаре стоит Rotax 912 — тот же двигатель но без турбонаддува.

Повторяю — это отличный двигатель, лучший в мире!

Но у него есть один недостаток. И с этим недостатком столкнулись турки.

Турция лишилась двигателей для ударных беспилотников Bayraktar TB2, которые неофициально называют «убийцами» российских ракетных комплексов (ЗРПК) «Панцирь». Канадская компания Bombardier Recreational Products отказалась поставлять силовые установки Rotax 912 Анкаре из-за использования БПЛА в Нагорном Карабахе.
Только вдумайтесь — Турки даже не применяли свой БПЛА, они просто его продали Азербайджану. Это как если автомобиль попал в ДТП, обвинять в этом производителя этого автомобиля.

Я не знаю чем там дело кончилось, думаю канадцы все таки пришли в чувство и поняли что перегнули палку, не важно. Звоночек прозвучал прямо как колокол.

Кстати, если турки так и не решили вопрос с Канадой, то у них нет никакого выбора, ноль, свой такой же двигатель они сами сделать не смогут. Впрочем нет, выбор есть — купить двигатель у России, так как мы не только можем сделать аналог лучшего авиационного двигателя в мире, но уже его сделали.

АПД-110/120 — Это оппозитный четырехцилиндровый двигатель с комбинированным охлаждением (жидкостное — для головок цилиндра, воздушное — для рубашек цилиндра), имеет искровое зажигание и распределенный впрыск топлива с электронным управлением, оснащен турбокомпрессором и понижающим редуктором.

Между прочим, винт тоже российского производства — его разработала и производит компания «Аэросила» — признанный лидер в производстве винтов для авиации.

Так что, если турки с канадцами так и не договорятся, милости просим, готовы помочь. На определенных условиях, конечно. Но это удел таких стран как Турция, им или нашим условиям придется следовать, или канадским. Ну а мы свой двигатель как раз для того и сделали, чтобы ничьи условия не слушать. Источник

Ссылка на основную публикацию