Инцидент с участием робота на складе компании Амазон

Amazon. Алгоритмы работы самого крупного ритейлера в мире

Amazon – крупнейшая площадка для онлайн-торговли в мире и один из самых популярных сайтов интернета. Через него работает 3 миллиона продавцов, здесь размещено 350 млн разных товаров. Amazon отвечает за 4 млн доставок в день. Чтобы справиться с таким потоком заявок, у компании – в основном, на складах, – трудится 270 тысяч сотрудников. Это в четыре раза больше, чем у всего Google.

Чтобы ни один рабочий не тратил времени зря, в компании разработана огромная система контроля, подчиненная строгим алгоритмам. Во главе всего – компьютерные системы, рассчитывающие, чем должен заниматься каждый человек. Amazon несколько раз штрафовали за излишнюю жесткость к своим сотрудникам, это работа на износ (ну или для тех, кто хочет очень резко сбросить вес). Компания очень не любит делиться своими секретами и раскрывать алгоритмы, по которым функционируют все ее 90 гигантских складов, «Исполнительных центров». Но мы в Pochtoy принимаем от них сотни заказов каждый день, и все-таки кое-что интересное о них разузнали.

Склад-супермаркет

Каждый исполнительный центр Amazon занимает 50-60 тысяч квадратных метров. Это примерно восемь футбольных полей. Повсюду желтые и оранжевые цвета, фирменные у компании. Пространство хорошо освещено, но звуков вокруг почти нет, несмотря на присутствие двух с лишним тысяч людей. Слышен только гул конвейерных лент и гул шагов сотрудников, идущих за очередными товарами. Они молча собирают заказы, молча заклеивают коробки. Каждый сосредоточен на своем деле, разговоров здесь нет. Система отслеживает эффективность человека, и если он не укладывается в норматив, его тут же штрафуют или увольняют. Поэтому никто не может позволить себе потратить лишнюю секунду.

Новые работники не должны заучивать отделы с товарами. Их здесь попросту нет. Каждый товар ставят туда, где остается место. Бесконечные ряды полок напоминают супермаркет или библиотеку. Только все в полном «хаосе», без секций. Книга может лежать рядом с рубанком, iPhone – возле джинсов. Человеку в этой логике не разобраться.

Система работает по штрих-кодам, которые хранятся в базе данных склада. Каждый новый товар получает свой код и отправляется в ту ячейку, которая свободна и находится к нему как можно ближе. А когда на сайт приходит заказ и товар надо забрать, ближайшему свободному работнику на дисплее его сканера-«пистолета» показывается номер ряда и полки. Когда сотрудник прибывает на место, остается еще раз считать штрих-код, чтобы подтвердить, что не возникло ошибки. И тут же сразу на сканере загорается следующая цель – с адресом ячейки и ожидаемым временем, за которое надо успеть взять товар. Иногда это «целевое время» составляет 5-10 секунд. И твой босс увидит, если ты не успеваешь.

Текучка большая, и доверия к сотрудникам ноль. На входе в склад вы должны оставить все, включая телефон, в своем шкафчике. Вам выдают светоотражающую униформу без карманов и ручной сканер-«ружье». Кроме него носить с собой можно только бутылочку с водой и прозрачный мешочек для денег – чтобы покупать еду в столовой. В отдельной комнате перед мониторами сидит команда security, отслеживающая перемещения всех сотрудников через их сканер. Такую систему, наверное, использовала бы охрана в high-tech-тюрьме. Если человек куда-то отходит или надолго задерживается на одном месте, к нему отправляется менеджер, чтобы оценить ситуацию. А на выходе – еще одна проверка, как в аэропорту, чтобы исключить случаи воровства.

Комфортная среда? Нет, это вам не Google. В число лучших работодателей США Amazon тоже не входит. Но система дает результат. Конвейерные ленты двигаются так быстро, что, к примеру, «Исполнительный Центр» в штате Кентукки за одну секунду может обрабатывать 400 заказов. Грузовик с посылками отъезжает от склада каждые две минуты. Такой эффективной системы в мире больше нет ни у кого. Человеческий фактор почти полностью исключается, всем управляют алгоритмы.

Что происходит с товаром: путь от заказа на сайте до доставки на дом

Производители отсылают свои продукты «Амазону», а компания распределяет их по своей сети складов. При этом учитывается предыдущая история заказов, и если какой-то регион, скажем, особенно любит покупать кроссовки, повышается вероятность того, что новую партию обуви направят туда.

Процесс приема товара – почти так же важен, как и его отправка. Рабочие открывают ящики в грузовиках, достают из них вещи, ставят на них маркер и перекладывают их в корзины для перевозки. Конвейерные линии доставляют эти корзины в разные части склада, где другие работники их разгружают, ставят на полку, сканируют сам товар и сканируют штрих-код той ячейки, в которой он будет храниться. Отныне система Amazon будет знать, где сидит этот предмет. Больше такой информации нет ни у кого. Для человека здесь царит полный хаос и неразбериха.

Полки разделены на маленькие секции, и вещи в них хранятся, как книги в библиотеке. У каждой ячейки есть штрих-код и буквенно-цифровой код (например, P-1 A526 770 8: секция, ряд, номер в ряду, очередность ячейки от пола). Код ячейки не говорит ничего о ее содержимом. Товары равномерно располагаются по всему складу, чтобы сотрудникам не пришлось долго идти. Правило только одно: два одинаковых продукта не могут сидеть в соседних ячейках, чтобы и здесь свести к минимуму человеческий фактор.

Когда вы заказываете что-то на сайте, система «Амазона» быстро разбирается, где находится такой товар на ближайшем к вам складе, и определяет работника, который сейчас проходит неподалеку от этой ячейки. У него на сканере загорается информация, куда надо идти. На складе работает целая армия таких «собирателей», в полной тишине перемещающихся от объекта к объекту. За день каждый из них должен найти, отсканировать и отнести на конвейер минимум тысячу товаров.

По конвейерам груз поступает на одну из фасовальных станций. Рабочие расставляют товары по высоким полкам на колесиках. Именно здесь разные товары из одного заказа собираются вместе. Каждый слот на полке – свой отдельный заказ. Потом полки катятся на место запаковки, и содержимое слотов «трамбуется» в подходящие по размерам картонные коробочки, известные любому, кто когда-либо заказывал что-нибудь у «Амазона».

На этом этапе алгоритмы опять заставляют людей работать на пике сил. На экране компьютера показывается оптимальный размер коробки для каждого заказа – и время, за которое его надо упаковать. Со стороны выкатываются пакеты с воздухом, играющие роль подушки и смягчающие доставку, и лента, которой всё это дело надо склеивать вместе. На сборку одного заказа как правило уходит тридцать секунд. Сотни людей работают со скоростью, которую мы обычно видим только у китайцев в раскрученных youtube-видео.

Читайте также:  В Австралии появилась новая технология контроля над железными дорогами – спутниковое слежение. Эффективность системы и преимущества в сравнении с контактными технологиями.

Разница с китайцами в том, что работникам на заводах в Поднебесной дают бонусы за перевыполнение плана, а сотрудников склада Amazon только штрафуют за задержки. Из-за такого жесткого подхода, который журналисты в США назвали «рай для клиента, ад для работника», текучка кадров у фирмы очень большая. В среднем здесь выдерживают 12 месяцев. У Amazon в этом плане второй (с конца) результат в списке Fortune 500. И это при том, что здесь платят на 30% больше, чем в среднем по индустрии.

Просто для интереса: в Microsoft сотрудники по статистике держатся 4 года, в Xerox – 7,2 года. У eBay и Yahoo! – всего 2 года. А хуже всего из известных компаний дела обстоят у Google. Из поисковика в среднем уходят после 14 месяцев. Но это высокооплачиваемые профессионалы, которые пошли на повышение или входят в стартап. Из «Амазона» уходят слегка другие люди с другими перспективами и другим уровнем оплаты труда.

Запакованные коробки отправляются по еще одному конвейеру к машине, ставящей маркировку и почтовые наклейки. Потом, проштампованные, заказы спускаются вниз, в большой бетонный подвал, ждать погрузки. Отсюда их развозят машины FedEx, UPS, других почтовых/логистических компаний и самой Amazon.


Запаковка посылок на выходе

Пока что алгоритмы оптимальной «затрамбовки» посылок в грузовик ритейлер еще не придумал – и, может, теряет на этом пару процентов, если не все грузчики в детстве любили тетрис. Зато фирма компенсирует это благодаря мощной отдельной системе, анализирующей наилучший маршрут и метод доставки для каждого отдельного товара. Экономия бензина за год выливается в миллионы долларов, а посылка приходит к покупателю на несколько часов, а то и на несколько дней раньше. Фирма заявляет, что в три своих самых загруженных дня в 2016-м – в Черную Пятницу, Киберпонедельник и первый понедельник декабря, она доставила 99,9% заказов в заявленные на сайте сроки.

По США доставка для многих товаров бесплатная. В Россию – надо платить, и зачастую довольно серьезные деньги. Сама Amazon этим не занимается (на самом деле, часть товаров доставляется, но за баснословные деньги), так что посылка как правило идет через одного из посредников. Оплата напрямую зависит от веса товара. Самый дешевый вариант – FastBox от $8,99 за 500 грамм.

Чтобы еще больше ускорить доставку и снизить для себя комиссии, убрав монополистов с рынка, в апреле 2017-го компания запустила доставку самолетами. По Америке уже курсируют гигантские самолеты с фирменной ливреей Prime Air. На свой авиапарк, включая боинги-767 и дроны, Amazon собирается потратить $1,5 миллиарда.

Роботы заменяют людей

В 2009-м Джефф Безос, основатель и глава Amazon, написал письмо акционерам компании, объявив войну «Muda». Это японский термин, означающий «бесполезность», «потери» или «отходы», который впервые использовала «Тойота». Для Amazon это означало, что все, что можно, должно работать максимально эффективно. Статистика компании, например, показывает, что ускорение загрузки страницы на 1/10 секунды – ведет к повышению покупательской активности на 1%. Для Amazon это миллиарды «бонусных» долларов. Задержки в доставке тоже недопустимы, даже если это пара часов. У компании по этому поводу, можно сказать, пунктик.
Использование дронов для доставки в городах пока что не разрешено, а на дорогах для машин действует ограничение скорости. Поэтому почти единственный способ существенно ускорить доставку – продолжать оптимизировать работу «собирателей» на складе.

А там есть, что оптимизировать, даже несмотря на то, что товар они со своими сканерами-ружьями находят за секунды. Главная проблема, которую для себя определила Amazon, – человеческий фактор. Во-первых, согласно требованиям, работники должны быть способны поднимать до 22 кг и проводить на ногах 10-12 часов. За смену они проходят 12-20 километров между полками. Ошибки при таком режиме почти гарантированы. А если кто-то что-то не может поднять груз или если человек вдруг перепутает ряд/полку/номер ячейки – это очередное замедление.

Поэтому склады «Амазона» активно роботизируются. В 2012 году компания купила производителя роботов Kiva Systems за $775 млн. Сейчас на складах магазина работает около 40 тысяч их машин, похожих на большие оранжевые румбы. В идеале такие роботы будут сами выбирать нужный товар и доставлять его к грузовику, но пока что задача у них проще. Сверху на робота ставится передвижная полка. А когда товар в одной из ячеек становится нужен покупателю, робот сам доставляет полку к человеку. Получается намного эффективнее: людям не приходится бегать, они делают меньше ошибок. Робот не устает, он может работать неограниченно долго и двигать любой вес. Связка силы автоматики и человеческого мозга пока что оказывается самой продуктивной. Но технологии отдела Amazon Robotics продолжают совершенствоваться, и, может быть, уже в ближайшее время двумстам тысячам американских «собиральщиков» и «запаковщиков» придется искать новое место работы. А автоматические дроны Amazon, доставляющие товары на дом, призваны уже в скором времени заменить водителей грузовиков. Человек – единственное лишнее звено в идеально отлаженной машине интернет-гиганта.

Развитая инфраструктура и огромный масштаб позволяют «Амазону» держать минимальные цены. На некоторых категориях товаров ритейлер работает себе в убыток, только чтобы не уступить конкурентам. Цены на сайте обычно в полтора-два раза ниже российских (без шуток). А доставить покупки оттуда в Россию можно с помощью Pochtoy.com. Если вы зарегистрируетесь и введете промо-код GEEKTIMES, для первой посылки из США мы дадим $7 на ваш счет.

Кстати, про секреты IT-структуры Amazon у нас в блоге можно почитать тут.

Автоматизация складов с помощью роботов

Автоматизация и роботизация складов активно развивается во всех странах. Тренд, заданный гигантом сетевых продаж Amazon, внедряется на участках погрузочно-разгрузочных работ и формирования заказов крупнейших онлайн-ритейлеров.

Читайте статью, чтобы узнать, почему техника вытесняет рабочую силу со складов, и какие решения для роботизации складов доступны на рынке сегодня.

Читайте также:  Создан обновленный вариант игрового компьютера 70-х годов

Содержание

  • Почему Amazon начал роботизацию складов
  • Изобретение роботов для склада
  • Чем выгодно внедрение роботов на складе?
  • Развитие технологии мобильных роботов
  • Типы мобильных роботов для склада
  • Системы навигации складских роботов
  • Уровни автоматизации склада
  • Автоматизация складов в мире и в России
  • Примеры мобильных роботов для производства и склада
    • Роботы для перемещения грузов Omron
    • Роботы для перемещения грузов MiR
  • Итог

Почему Amazon начал роботизацию складов

Короткий ответ на вопрос «Почему Amazon заменяет грузчиков роботами» простой. Во-первых, потому что разработаны технологии, которые позволили сделать работу роботов на складах эффективной. Идея заменить низкоквалифицированный труд сборщиков заказов участием роботов, что называется, носилась в воздухе и напрашивалась на реализацию давно, но воплощена была именно тогда, когда это стало технически возможно.

Во-вторых, потому что использование мобильных роботов на складе выгодно.

Разберем оба пункта на примере Amazon, а затем проследим, как новая технология внедряется в других компаниях.

Изобретение роботов для склада

В 2003 году предприниматель Mick Mountz создал стартап Kiva Systems. Целью компании из Массачусетса стало проектирование роботов для склада. Идея возникла не на пустом месте — с 2001 года Mick Mountz изучал причины банкротства американского онлайн-ритейлера Webvan. Как оказалось, основной причиной краха стала высокая стоимость формирования заказов. Именно снижение операционных расходов на складах и стало целью новой разработки.

К концу 2000-х Kiva Systems разработала две модели мобильных роботов: с грузоподъемностью в 400 кг и в 1,2 т. Автоматическое движение роботов в пределах склада осуществлялось по нанесенным на полу стикерам со штрих-кодами. На изобретение обратили внимание в Amazon, и в марте 2012 году онлайн-гигант приобрел стартап за $777 миллионов. В 2015-м компания из Массачусетса получила новое имя — Amazon Robotics. По состоянию на июнь 2019 онлайн-ритейлер Amazon использовал на своих складах более 200 000 роботов собственного производства.

Чем выгодно внедрение роботов на складе?

Эксплуатация в логистических центрах роботов-грузчиков вместо людей выгодна в перспективе. Следует признать, что такая модернизация склада — процесс дорогостоящий. Экономия, в долгосрочной перспективе, достигается за счет увеличения производительности и эффективности логистических цепочек, а также за счет снижения ФОТ на оплату труда и связанных с использованием сотрудников рисков.

По словам регионального операционного директора Colliers International Светланы Прониной, роботизация рентабельна лишь при большом количестве заказов – более 50 тысяч в день.

Соответственно — чем крупнее склад, тем выгоднее автоматизация. Еще несколько лет назад, когда Amazon располагал парком из 45 000 роботов, расходы корпорации на содержание складов снизились на 20%. Было подсчитано, что полностью укомплектованный роботами склад экономит корпорации $22 миллиона в год.

Как было заявлено, на выполнение одинаковых задач робот тратил в четыре раза меньше времени, чем человек. Робот Kiva за 15 минут находит, собирает и упаковывает заказ, в то время как у грузчиков на это уходит в среднем 60–75 минут. Склады с роботами Kiva могут содержать на 50% больше товаров, потому что маленькие аппараты занимают меньше места. Наконец, грузоподъемность роботов гораздо выше, чем у человека.

Вторая выгода от автоматизации склада — снижение ошибок, аварий и травм сотрудников. Например, по данным Министерства труда, безопасности и гигиены труда США (OSHA), 11% вилочных погрузчиков, которыми управляли люди, попали в аварию.

На автоматизированном складе людей почти не остается, снижаются риски прогулов, больничных, получения травм и сопутствующего вреда здоровью, на компенсацию которых ранее уходили внушительные суммы.

Развитие технологии мобильных роботов

Первые складские роботы были введены в эксплуатацию еще в 1960-х годах. В то время возможности аппаратов были крайне ограничены. Принимая во внимание уровень компьютеризации, большим достижением являлась разработка автоматических машин, которые передвигались по складу, ориентируясь по проложенным на полу магнитным лентам. Слабая автономность (читай — отсутствие современных вычислительных возможностей) была источником одной существенной проблемы — недостаточным обеспечением безопасности. На приведенном выше снимке видно, что автоматический транспортировщик оснащен впереди подобием метельника, но тут это устройство предназначено не для сбрасывания коров с путей, а для прекращения движения при контакте с препятствием.

Появление современных складских роботов стало возможным только в 1990-х, одновременно с развитием компьютеров. На автоматическую складскую технику, для навигации на местности, начали устанавливать радары. В 2006 году появились первые полностью автоматические роботы, которые выполняют действия в соответствии с заданными программами. Отличительной особенностью роботов, на современном этапе развития, стало свободное перемещение на заданной рабочей площади, фактически с нулевой вероятностью столкновения с человеком или другим объектом.

Типы мобильных роботов для склада

Конкуренция в онлайн-ритейле вынудила корпорации по всему миру устанавливать роботов в логистических центрах. С повышением спроса увеличивалось и предложение. В настоящее время на рынке представлено несколько типов автоматизированных систем. Существует две основные группы устройств, которые используются на складах для перемещения грузов:

Автоматически управляемое транспортное средство (Automated Guided Vehicles, AGV);

Автономные мобильные роботы (Automated Mobile Robots, AMR).

Принципиальное различие между AGV и AMR заключается в способе ориентироваться на местности. AGV-робот использует простые датчики, чтобы избежать столкновения с препятствиями, которые появляются на его пути. Однако программное обеспечение робота не позволяет ему объезжать непредвиденные препятствия. Это обусловлено особенностями программного обеспечения: роботы подчиняются заданным командам. В не предусмотренной программой ситуации робот просто остановится и будет ждать вмешательства человека или исчезновения препятствия. Кроме того, при необходимости расширить зону действия робота, следует проводить ресурсоемкие работы. В частности, усовершенствовать складскую инфраструктуру для робота.

AMR-роботы — более совершенные устройства. Они оснащены многочисленными датчиками и мощными бортовыми компьютерами, которые помогают в реальном времени оценивать изменения окружающей среды. AMR может динамически менять маршрут, используя бортовую карту. Соответственно, робот планирует собственный путь, учитывая наиболее эффективные маршруты. AMR распознают людей, автомобили, складскую технику. Они безопасно выполняют свою работу независимо от того, насколько загружена окружающая среда, и могут выполнять специфические операции, например — следовать за указанным человеком.

Системы навигации складских роботов

Для навигации роботов на складе используются различные технологии, которые отличаются по сложности внедрения и стоимости. Основные технологии для навигации роботов:

Навигация по магнитной ленте;

Навигация по проложенному проводу;

Оптическая навигация по линии;

Читайте также:  Производители кондиционеров переходят на фреон R32

Автономная навигация с использованием методов искусственного интеллекта.

Уровни автоматизации склада

В зависимости от доли участия роботизированного оборудования различают три уровня автоматизации складской логистики:

Полная автономность, полная автоматизация — операции производятся автоматически;

Cobotics: роботы ассистируют человеку;

Co-biotics: несколько типов роботов взаимодействуют между собой, человек обеспечивает надзор и техобслуживание.

Автоматизация складов в мире и в России

По данным исследования, проведенного Markets and Markets research в 2017 году, ожидается, что рынок складской робототехники будет расти на 12% ежегодно, и к 2022 году достигнет объема $4,44 миллиарда. Такой стремительный рост обусловлен переходом крупных компаний, в первую очередь — онлайн-ритейла, на роботизированную организацию складов.

Компания Zebra Technologies опубликовала исследование Warehousing Vision 2024, согласно которому автоматизация станет ключевым направлением в логистике в ближайшие годы. К 2024 году зарубежные менеджеры в сфере логистики ожидают, что использование роботов в обработке исходящих грузов достигнет уровня в 22%, а для приемки грузов – 20%. 46% респондентов назвали ускорение доставки главной причиной автоматизации складов.

Рассмотрим внедренные примеры автоматизации в разных странах. На складе компании Aviator в Герстхофене (ФРГ) роботы выполняют все действия: взвешивание товаров, автоматический замер, складирование и подготовка к отправке. Специалисты на складе производят только сервисное обслуживание роботов.

Крупные проекты реализуются и в России.

Компания Декатлон реализует проект перехода на склады по полторы тысячи квадратных метров с внедрением автоматизации. Предполагается применение устройств типа «шаттл» — это движущиеся по меткам роботы, перемещающие по складу небольшие стеллажи с товаром.

В «Домодедово», на складе временного хранения багажа, тестируется работа складских роботов Vanderlande. Роботы двигаются по складу по рельсам, скорость движения — 14 км/ч, снабженный RFID-метками багаж захватывается манипуляторами роботов и перемещается на отдельной платформе, это уменьшает вероятность повреждения или утери багажа.

Начал работу полностью автоматизированный дистрибьюторский центр IKEA в Есипово.Общая логистическая высота хранения – 45 метров. Склад предназначен для размещения 210 000 паллето-мест. Для перемещения грузов используются автоматические краны-штабелеры с двойной глубиной хранения.

Использование логистических роботов в буквальном смысле вышло за пределы складских помещений. Китайский онлайн-гигант JD.соm создал роботизированную курьерскую станцию. На складе площадью 600 кв. м функционирует 20 курьеров-роботов, которые доставляют заказы в радиусе 5 км от центра комплектации.

Примеры мобильных роботов для производства и склада

Роботы для перемещения грузов Omron

Линейка японских автономных мобильных роботов состоит из нескольких моделей, которые отличаются грузоподъемностью. Самая мощная версия, HD-1500, выдерживает нагрузку до 1,5 т.

Для безопасной эксплуатации роботы оснащены лидарами и сонарами.

Самый компактный робот в линейке, OMRON LD-60/90, имеет грузоподъемность в 60/90 кг соответственно.

Этот аппарат оптимизирован для перемещения складских тележек. В техническом плане он обладает всеми достоинствами старших моделей. Для навигации на местности робот использует несколько датчиков. Высокий уровень обеспечения безопасности позволяет использовать аппарат даже в помещении, где находится много рабочих. Реализация такого примера показана в видео на примере собственного завода компании OMRON (Ayabe Factory):

В конце 2019 года компания OMRON презентовала мобильных роботов повышенной грузоподъемности: LD-250.

По словам представителей компании:

«Впервые в отрасли фирменное программное обеспечение Fleet Manager позволяет управлять сотней мобильных роботов с разной полезной нагрузкой через одну систему. Новая роботизированная система будет способствовать реализации более гибкой и оптимизированной автоматизации транспортировки материалов».

Мобильного робота LD-250, с грузоподъемностью 250 кг, можно использовать для транспортировки крупных автомобильных компонентов, таких как блоки трансмиссии и объемные упаковочные материалы — вещей, которые обычно перемещают люди на тележках. Это уникальная особенность, принимая во внимание компактные габариты устройства.

Роботы для перемещения грузов MiR

Мобильные роботы MiR – это AMR для оптимизации производительности в логистике и производственных операциях на производствах и складах.

MiR AMR повышают эффективность сотрудников, позволяя им сосредоточиться на более сложных видах деятельности, уменьшая время сборки заказов, риск возникновения узких мест, оптимизируя безопасность.

MiR1000 разработан для внутренней транспортировки тяжелых грузов весом до 1000 кг, это самый грузоподъемный робот MiR.

Также производятся мобильные роботы MiR500, MiR250, MiR200 и MiR100, оличающиеся в основном грузоподъемностью: в 500, 250, 200 и 100 килограмм, соответственно числовому обозначению в названии.

Модели MiR200 с захватным устройством и MiR100 с захватным устройством, как можно понять из их названия, снабжены “хваталкой” для перемещения грузов, имеющих свои колеса — тележек и стеллажей на колесиках, например (в видео выше).

Роботы MiR200 увеличивают производительность заводов бытовой техники Whirlpool.

Роботы MiR1000 оптимизируют логистику складов компании ICM.

Роботы MiR помогают автопроизводителю FORD на заводе в 300 000 квадратных метров.

Роботы MiR на заводе автокомпонентов Visteon в Словакии.

Роботы MiR на заводе кондиционеров Johnson Controls-HITACHI в Испании.

Мобильные роботы для склада — это передовая технология, которая внедряется в крупных логистических центрах по всему миру. Компании, которые хотят сэкономить на операционных расходах, создают с нуля новые склады, которые зачастую на 100% оснащены роботами. Это означает, что техника ответственна за прием грузов, размещение их на складе, а также за сборку и отправку заказов. Автоматизация и роботизация складов помогает не только сократить операционные расходы, но и, закономерно, снижает уровень аварий с участием людей.

Мобильные роботы освобождают руководство от многих текущих задач, делая проще масштабирование склада, а также внесение изменений в его работу в зависимости от изменения нагрузки. При увеличении размеров склада, в любое время достаточно лишь приобрести дополнительные аппараты и легко увеличить обслуживаемую площадь, без необходимости поиска и найма нового персонала и связанных с этим трат времени и средств. А при снижении загрузки (например, для многих магазинов — в январе) часть техники можно припарковать до следующих пиковых нагрузок, ничего не теряя.

Купите мобильные роботы для склада в Top 3D Shop — получите оригинальное качественное оборудование по разумной цене. Составим план автоматизации вашего склада и список необходимого оборудования, поставим и запустим роботов, предоставим сервис и техподдержку.

Amazon постепенно заменяет своих работников на складах роботами-упаковщиками

Люди постепенно начинают опасаться того, что роботы лишат их работы, но когда именно это произойдет, кажется, никто не знает. Это потому, что процесс автоматизации похож на изменение климата, и является чрезвычайно медленным и чрезвычайно сложным.

Однако процессы в Amazon по замене рабочих машинами может помочь развеять эти представления. Компания испытывает технологии на своих складах, которые могут упаковывать заказы в пять раз быстрее, чем люди. Об этом сообщает Информатор Tech, ссылаясь на Reuters.

Читайте также:  Американская компания Postmates анонсировала роботов - курьеров

Рабочие размещают предметы на конвейерной ленте, а машина создает вокруг них коробку, обрабатывая до 700 заказов в час. Такие машины установлены на нескольких складах, но Amazon рассматривает возможность расширения списка мест. В каждом случае это означало бы потерю 24 рабочих мест.

Представитель Amazon подтвердил это, заявив, что технология была опробована «с целью повышения безопасности, ускорения сроков доставки и повышения эффективности». В некотором оптимистическом настроении они добавили: «Мы ожидаем, что экономия за счет эффективности будет реинвестировать в новые услуги для клиентов, где будут создаваться новые рабочие места». Правда, технология, которую развертывает Amazon, не нова. По оценкам информационного агентства, эти машины могут убрать около 1300 рабочих мест на складах Amazon в США. Но это капля в море по сравнению с 196 000 рабочих мест, добавленных американскими работодателями только в марте.

Все это показывает, почему может быть так сложно разобраться в процессе автоматизации. Подробности из отчета Reuters намекают на общую картину. Для начала, история отмечает, что Amazon не одинока в испытании этой технологии. Walmart и китайский гигант розничной торговли JD.com также тестируют подобное. Это означает, что любые потенциальные потери рабочих мест должны быть увеличены во всей отрасли, а не только в одной компании. Тем более, что новые машины не исключают полностью рабочих мест. Рабочие по-прежнему должны размещать предметы на конвейерной ленте, даже если они их не упаковывают. Роботы не крадут целую работу, они просто заменяют определенные задачи. Это может освободить людей для работы в другом месте, но также может сократить общее количество необходимых рабочих мест.

Amazon избегает осудительных статей об увольнении рабочих из-за роботов, потому что она не увольняет людей напрямую. Компании не нужно увольнять людей, чтобы освободить место для роботов. Работа настолько изнурительна, что можно просто ждать, когда они уйдут сами. В то же время, поскольку компания продолжает расти так быстро, она может похвастаться одним из крупнейших в Америке охватов рабочей силы, и, в то же время, вкладывать свои доходы обратно в исследования и разработки. Это, в свою очередь, создает технологии, которые позволят сократить количество рабочих мест.

Именно так работает автоматизация: медленно и постепенно. Amazon признает, что технологии для замены работников склада еще не существует, и заявляет, что до полностью автоматизированных складов осталось не менее десяти лет. Но это не отрицает, что такие склады – это то, к чему они стремятся – так же, как и их конкуренты.

В конечном счете, вопрос о том, создаст ли технология больше рабочих мест, чем разрушит, в течение следующих нескольких десятилетий. Но можно с уверенностью сказать, что определенные виды работ будут становиться все менее и менее распространенными, пока однажды они не прекратят свое существование. Каждый раз, когда рабочее место теряется – это капля в море.

Раннее мы сообщали о том, что глава Amazon показал прототип аппарата для высадки на Луну. Разработка аппарата заняла три года. Также Xiaomi готовит конкурента электронным книгам Amazon Kindle.

Как узнать всё про человека по номеру телефона. 7 способов

Номер телефона неразрывно связан с огромным объёмом информации о каждом человеке.

Достаточно того, что сама SIM-карта регистрируется только по паспорту, а для регистрации в популярных соцсетях нужно указать телефон.

Вот почему лишь одного номера может быть достаточно, чтобы, например, легально узнать имя и внешность человека, а также найти его страницы в соцсетях.

Мы разобрались, какую информацию можно получить о человеке, зная только его номер телефона.

1. Имя, внешность и страницы в соцсетях. Помогут WhatsApp и Telegram

Если сохранить номер в контактах, то в мессенджерах появятся привязанные к нему профили.

Если сохранить номер в контактах, его страницы станут доступны в Viber, WhatsApp и Telegram. Как правило, пользователь подписывает страницы своим именем.

Если на профиле стоит его фотография, с ее помощью можно найти его страницы в соцсетях и снимки в альбомах у других людей .

Достаточно скачать фото и загрузить его в поиск по картинкам Google (загрузка доступна только с компьютеров!). Сервис выдаст имя человека на фото и ссылки на его аккаунты в соцсетях.

Другой вариант для поиска человека по фотографии — Findclone. Загружаем на нем фотографию и получаем страницу человека во Вконтакте и снимки с ним на страницах других людей.


Findclone ищет человека по фотографиям во Вконтакте.

Впрочем, пользователь может ограничить доступность этих фото, и тогда способ не сработает.

В мессенджерах и соцсетях можно изменить настройки конфиденциальности так, чтобы лица, не входящие в список контактов человека, не видели его фото, номер телефона и активность. Например, в Вконтакте можно закрыть профиль. Тогда Findclone не найдет владельца страницы по фотографии.

2. Имя, отчество и первая буква фамилии. Выдаст мобильный банк


Данные видны при переводе денег по номеру телефона.

Просто попробуйте перевести 1 рубль по нужному номеру.

При переводе денег на карту того же банка по номеру телефона на экране появляется информация о переводе: сумма, размер комиссии, имя, отчество и первая буква фамилии получателя .

Совершать сам перевод для этого не надо. После загрузки информации о держателе карты можно просто отменить перевод, не доводя процедуру до конца.

Фишка работает в приложениях банка Тинькофф и у Сбера, а также в некоторых других. Мы писали о ней ранее.

3. Упоминания номера и отзывы. Покажет поисковик


Поисковый сервис найдет упоминания номера в сети.

Если указать номер в поисковой строке Google или Яндекса, система со всех сайтов соберет информацию, где такой телефон когда-либо встречался.

Возможно, искомый номер был указан в одной из соцсетей и не скрыт настройками конфиденциальности. Также есть вероятность, что он упомянут в профиле на каком-либо сайте.

4. Местоположение человека. Пробиваем на специальном сайте


Вводите номер в специальную строку, и сайт показывает данные о регистрации номера.

Для определения спама созданы специализированные сервисы. Их много. Например, один из таких – кто-звонит.рф.

Читайте также:  Руководитель компании Nokia объявил о своем уходе

Он даст информацию о возможном спам-звонке, а также о месте регистрации СИМ-карты .


Данные сервиса кто-звонит.рф. Оператор, регион, где СИМ-карта зарегистрирована, отзывы.

Введите 10 последних цифр (без +7) в специальное поле на сайте. Сервис выдаст: оператора, регион, в котором зарегистрирован номер, отзывы других пользователей, которые ранее с ним сталкивались.

Откуда этот сервис берёт данные, неизвестно. Поэтому используйте на свой страх и риск.

5. Имя, страница в Facebook, регион, адрес. Расскажут Telegram-боты

AVinfoBot ищет номер среди объявлений о продаже авто.

В мессенджере есть масса ботов, способных предоставить информацию о человеке по номеру телефона. Вот главные боты для пробива номера :

▶ https://t.me/getfb_bot: выдает ссылку на профиль Facebook

▶ https://t.me/bmi_np_bot: определяет регион и оператора

▶ https://t.me/avinfobot: определяет номер авто по номеру телефона владельца

▶ https://t.me/mailsearcher_bot: выдает имя пользователя по базам данных e-mail

6. На кого зарегистрирована симкарта. Расскажет сотовый оператор

Есть и официальные способы получить информацию о владельце номера телефона . Первый — обращение к оператору связи.

У любого сотового оператора можно подать запрос на получение сведений о владельце номера. Нужно подать запрос, написав особое заявление в салоне связи.

Главный пункт заявления — обоснование вашего интереса к таким данным. Оператор должен посчитать его весомым для удовлетворения запроса.

Например, запрос с причиной «хочу узнать, кто мне вчера звонил» будет отклонен. Другое дело, если скрывающийся под этим номером человек угрожает вам или вашей семье. В этом случае операторы могут пойти навстречу абоненту и предоставят сведения об искомом контакте.

7. Имя, паспортные данные и местоположение. Пробьют силовики при открытии дела

Есть вероятность, что оператор не станет разбираться с серьезными запросами на определение личности телефона. Если нужно найти преступника, пропавших людей или украденный телефон, сведения от оператора могут запросить только сотрудники полиции и спецслужб .

Там также могут помочь с раскрытием личности человека по номеру телефона, но только после открытия административного или уголовного дела.

Так или иначе, вам будет необходимо обратиться в полицию с заявлением на человека. Если органы примут заявление и заведут дело, они отправят официальный запрос на пробивку номера к оператору. Тот в обязательном порядке предоставит необходимые данные.

Ещё полезные статьи о поиске информации:

Определение владельца мобильного телефона Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Намиот Дмитрий Евгеньевич, Колосова Алена Игоревна

В работе рассматривается задача подтверждения факта владения мобильным телефоном . В работе рассматривается модель цифровых сертификатов для мобильных устройств. В этой модели каждый мобильный пользователь может создать уникальную цифровую метку для своего телефона и подписать ее с помощью ссылки на свой профиль в социальной сети. После этого появляется возможность искать данные по накопленной базе цифровых сертификатов. Поиск может осуществляться как по идентификации мобильного телефона , так и по атрибутам профиля социальной сети или сетей.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Намиот Дмитрий Евгеньевич, Колосова Алена Игоревна

Текст научной работы на тему «Определение владельца мобильного телефона»

Намиот Д.Е.1, Колосова А.И.2

1 МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет ВМК, старший научный сотрудник,

dnamiot@gmail . com 2МГУ им. М.В.Ломоносова, выпускница факультета ВМК, web 5tka cs @ mail . ru

Определение владельца мобильного телефона

Мобильный телефон, владение мобильным телефоном, идентификация, модель цифровых сертификатов.

В работе рассматривается задача подтверждения факта владения мобильным телефоном. В работе рассматривается модель цифровых сертификатов для мобильных устройств. В этой модели каждый мобильный пользователь может создать уникальную цифровую метку для своего телефона и подписать ее с помощью ссылки на свой профиль в социальной сети. После этого появляется возможность искать данные по накопленной базе цифровых сертификатов. Поиск может осуществляться как по идентификации мобильного телефона, так и по атрибутам профиля социальной сети или сетей. Введение

В работе рассматривается модель цифровых сертификатов для мобильных устройств, впервые описанная авторами в работе [1].

Проблема хищений мобильных телефонов остро стоит во всем мире. Как правило, у каждого владельца мобильного телефона хранится достаточное количество важной информации, которую может быть тяжело и которая не предназначена для сторонних пользователей. Как-то – список контактов, фотографии и др., в зависимости от сложности устройства. Поэтому нахождение утерянных аппаратов, равно как и противодействие их использованию, является важной задачей.

В данной работе рассматриваются мобильные устройства с операционной системой Android – смартфоны и др. Это, в большей степени, практический выбор, обусловленный удобством программирования. Рассматриваемая модель может быть применена и к другим мобильным операционным системам.

У всех мобильных аппаратов имеются различные идентификационные номера. Именно эти уникальные идентификаторы и могут быть использованы для нахождения утерянных телефонов, мониторинга установок некоего приложения, генерации технических средств защиты авторских прав (DRM – digital rights management). Например, мобильные операторы, при наличии определенного

оборудования могут полностью или частично прекратить обслуживать украденный телефон, перенаправлять SMS-сообщения с него на другой телефон. Или отследить его место нахождения по GPS [2]. В России подобная практика не так распространена, как в некоторых других странах, однако и у нас есть случаи нахождения украденных телефонов по IMEI номеру.

Предлагаемая модель рассматривает два основных аспекта:

-разработка методики идентификации мобильных аппаратов;

-разработка системы регистрации идентификационных номеров, а также принципов работы с регистрационной базой.

Методы идентификации мобильных телефонов

IMEI (International Mobile Equipment Identity) – число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении), уникальное для каждого использующего его аппарата. Применяется в сотовых телефонах сетей GSM, WCDMA и IDEN а также в некоторых спутниковых телефонах [3].

IMEI присваивается телефону во время изготовления на заводе. Он служит для идентификации устройства в сети и хранится в прошивке аппарата. Как правило, IMEI указывается в четырёх местах: в самом аппарате (в большинстве случаев его можно вывести на экран набором *#06# на клавиатуре), под аккумуляторной батареей, на упаковке и в гарантийном талоне. IMEI играет роль серийного номера аппарата и передаётся в эфир при авторизации в сети. Также IMEI используется для слежения за аппаратами и блокирования краденых телефонов на уровне оператора сотовой связи, что не позволяет в дальнейшем использовать такой аппарат в сети этого оператора, однако не мешает его использованию в других сетях.

Читайте также:  Google станет обладателем секретной технологии смарт-часов

В отличие от ESN и MEID, используемых в CDMA и прочих сетях, IMEI используется только для идентификации устройства и не имеет постоянного отношения к абоненту. Вместо него используется номер IMSI, хранящийся на SIM-карте, которую можно вставить в практически любой другой аппарат. Однако существуют специальные системы, позволяющие одному телефону использовать только одну определённую SIM-карту.

Модель и происхождение телефона описываются первыми 8 цифрами IMEI (так называемый TAC). Оставшаяся часть — серийный номер с контрольным числом в конце. Телефонам, поддерживающим одновременную работу с двумя SIM-картами, присваивается два номера IMEI [4].

Производители постоянно совершенствуют методы защиты программного обеспечения аппарата от изменения IMEI. В современных аппаратах IMEI хранится в однократно программируемой зоне памяти и не может быть изменен программными средствами [5].

В некоторых странах, например в Латвии, Великобритании, Республике Беларусь изменение IMEI является уголовно наказуемым

деянием. Имеется также прецедент попытки уголовного преследования за изменение IMEI в России [6].

MEID (Mobile Equipment IDentifier) – глобальный уникальный идентификатор подвижного оборудования, работающий в сетях CDMA, использует тот же базовый формат, что и IMEI [7].

MSI (International Mobile Subscriber Identity) – международный идентификатор мобильного абонента (индивидуальный номер абонента), ассоциированный с каждым пользователем мобильной связи стандарта GSM, UMTS или CDMA. При регистрации в сети аппарат абонента передаёт IMSI, по которому происходит его идентификация. Во избежание перехвата, этот номер посылается через сеть настолько редко, насколько это возможно — в тех случаях, когда это возможно, вместо него посылается случайно сгенерированный TMSI [8].

В системе GSM идентификатор содержится на SIM-карте в элементарном файле (EF), имеющем идентификатор 6F07. Формат хранения IMSI на SIM-карте описан ETSI в спецификации GSM 11.11. Кроме того, IMSI используется любой мобильной сетью, соединенной с другими сетями (в частности с CDMA или EVDO) таким же образом, как и в GSM сетях. Этот номер связан либо непосредственно с телефоном, либо с R-UIM картой (аналогом SIM карты GSM в системе CDMA) [9].

Длина IMSI, как правило, составляет 15 цифр, но может быть короче. Например: 250-07-ХХХХХХХХХХ. Первые три цифры это MCC (Mobile Country Code, мобильный код страны). В примере 250 – Россия. За ним следует MNC (Mobile Network Code, код мобильной сети). 07 из примера – СМАРТС. Код мобильной сети может содержать две цифры по европейскому стандарту или три по североамериканскому. Все последующие цифры — непосредственно идентификатор пользователя MSIN (Mobile Subscriber Identification Number) [10].

D . Serial number

Серийный номер можно определить у устройств, не обладающих сервисом телефонии начиная с операционной системы Android 2.3 (“Gingerbread”) и у некоторых телефонов [11].

Это 64 битный номер, который случайным образом генерируется при первом запуске устройства и остается неизменным далее. У устройств с операционной системой более ранних версий чем 2.2 (“Froyo”) он может не определяться [11].

MAC-адрес (от англ. Media Access Control — управление доступом к среде, также Hardware Address) — это уникальный идентификатор, присваиваемый каждой единице оборудования компьютерных сетей. Большинство сетевых протоколов канального уровня используют одно из

трёх пространств MAC-адресов, управляемых IEEE: MAC-48, EUI-48 и EUI-64. Адреса в каждом из пространств теоретически должны быть глобально уникальными. Не все протоколы используют MAC-адреса, и не все протоколы, использующие MAC-адреса, нуждаются в подобной уникальности этих адресов [12].

В широковещательных сетях (таких, как сети на основе Ethernet) MAC-адрес позволяет уникально идентифицировать каждый узел сети и доставлять данные только этому узлу. Таким образом, MAC-адреса формируют основу сетей на канальном уровне, которую используют протоколы более высокого (сетевого) уровня. Для преобразования MAC-адресов в адреса сетевого уровня и обратно применяются специальные протоколы (например, ARP и RARP в сетях IPv4 и NDP в сетях на основе IPv6) [12].

Адреса вроде MAC-48 наиболее распространены; они используются в таких технологиях, как Ethernet, Token ring, FDDI, WiMAX и др. Они состоят из 48 бит, таким образом, адресное пространство MAC-48 насчитывает 248 (или 281 474 976 710 656) адресов. Согласно подсчётам IEEE, этого запаса адресов хватит по меньшей мере до 2100 года [12].

EUI-48 от MAC-48 отличается лишь семантически: в то время как MAC-48 используется для сетевого оборудования, EUI-48 применяется для других типов аппаратного и программного обеспечения.

Идентификаторы EUI-64 состоят из 64 бит и используются в FireWire, а также в IPv6 в качестве младших 64 бит сетевого адреса узла.

Можно также получить МАС-адрес Wi-Fi или Bluetooth оборудования устройства, однако не рекомендуется использовать его в качестве уникального идентификационного номера, так как не все мобильные устройства имеют Wi-Fi. Если Wi-Fi модуль есть, он должен быть обязательно включен, иначе МАС-адрес не определится. Кроме того, МАС-адрес устройства можно изменить программным путем [12].

Модель цифровых сертификатов

Идея цифровых сертификатов состоит в создании открытой базы данных, где каждый владелец мобильного телефона мог бы сохранить идентифицирующие признаки своего аппарата, заверив (подписав) их ссылкой на собственный профиль в социальной сети. Идея использования ссылки на профайл состоит в том, что в этом случае база данных избегает проблем, связанных с хранением персональной информации. В таком случае ее просто нет. Вся персональная информация остается в социальной сети. В базе данных сертификатов хранится только открытая ссылка на соответствующий профиль.

Соответственно этому, реализация такой модели должна включать в себя мобильное приложение для создания сертификата, базу данных для хранения сертификатов и интерфейс к базе данных для поиска. Важный момент, что такой интерфейс должен включать в себя и программный API.

Владелец телефонного аппарата может бесплатно, по собственной

инициативе, добавить сертификат для своего телефона в общую базу. База сертификатов публично доступна. Следовательно, сильно упрощается процесс проверки владельца телефона. А это, в свою очередь, сможет остановить какой-то значимый процент мобильных абонентов от пользования телефоном, который попал к ним не совсем законным способом. Кроме того, такая база может оказаться подспорьем для официального следствия.

Таким образом, общая идея данной модели состоит не в отслеживании потерянного (похищенного) телефона, а во введении возможности проверки владельца телефона в момент использования телефона. При этом, в первую очередь, имеется в виду использование смартфонов в сети Интернет. Самая простая модель использования: приложение во время авторизации пользователя в социальной сети может проверить, кому принадлежит данный телефон.

Читайте также:  Пользователи гаджетов Android рискуют своими личными данными

Естественно, что ничто не препятствует и операторам связи использовать ту же самую открытую базу данных для проверки владельцев в момент совершения звонков и отправки SMS.

В данной работе качестве уникального идентификатора используются IMEI номер и Android ID. Это позволяет увеличить надежность идентификация Android устройства. На практике, не у всех устройств определяются оба эти номера, но хотя бы один из них определяется практически всегда. Мобильные операторы для взаимодействия с телефоном используют IMEI номер.

Мобильное приложение разработано на Java, в среде Eclipse. Так как именно для этой среды существует официальный плагин Android Developer Tools (ADT), который предоставляет профессиональную среду разработки Android-приложений. Для определения IMEI номера и Android ID воспользовались классами TelephonyManager и Settings. Для определения ссылки на страницу пользователя в Facebook воспользовались некоторыми функциями Facebook SDK. В результате, при нажатии на кнопку регистрации, пользователь перенаправляется в окно авторизации в Facebook. Иными словами, используется стандартная схема авторизации с помощью Facebook в сторонних приложениях.

Взаимодействие с удаленной базой данных осуществлено на PHP с использованием JSON. В качестве удаленной базы данных используется MySQL. Основная таблица содержит 4 столбца: ID, IMEI, AndroidID и Link. Взаимодействие с ней сделано таким образом, чтобы было невозможно добавить строку с каким-то определенным IMEI-номером или Android ID более одного раза.

Для того, чтобы информировать пользователя об успешной отправке запроса с телефона в базу данных, и успешной авторизации в Facebook, добавлено соответствующее всплывающее сообщение (Toast) и функция добавления фото из профайла пользователя с его личной страницы. На рисунке 1 представлен общий вид после авторизации, получившегося в

итоге приложения на Android-эмуляторе. А на рисунке 2 – вид окна авторизации в Facebook.

ЗЕ il ♦ 8:39 Basic Controls

1МЕГ Number ; 000000000000000 кмп^паыглплга

Android ID : e3ba0b304f5eaca1

Use your physical keyboard to provide input

Рисунок 1. Авторизация

Для того чтобы просматривать удаленную базу данных приложения авторами был сделан сайт http://fr30706.twl.ru/.

■Ml Г 9:29 Basic Controls

Get Facebook for Android and browse faster.

Already have an account?

Email or Phone Password

New to Facebook?

Create New Account

Forgot password? ■ Kelp Center

Рисунок 2. Авторизация в Facebook

Искать записи в базе данных можно по любому из трех полей: по IMEI номеру, по Android ID, или же по ссылке на личную страницу в Facebook.

Можно указать следующие направления развития проекта. Во-первых, можно предложить пользователям физическое изготовление сертификатов. Это может быть реализовано в виде печати наклейки с QR-кодом, которая содержит URL для страницы с результатами поиска данного сертификата в базе данных. Получается некоторая аналогия контекстно-зависимого QR-кода [13].

Другим возможным направлением работы является развитие

программного API к базе данных. В этом случае, искать подтверждения владения можно будет программно. Например, приложения типа Geo Messages [14] или WATN [15] смогут также проверять законность владения телефоном отправителя сообщений. Развитие проекта входит в число приоритетных работ лаборатории ОИТ [16]. Заключение

В работе рассмотрена модель цифровых сертификатов для владельцев мобильных устройств и ее практическая реализация. С помощью этой системы пользователь может создать сертификат для своего мобильного телефона, подписать его ссылкой на свой профиль в социальной сети и сохранить в базе данных.

Если телефон потерян или украден, то в этой базе можно найти контакты владельца. А если он честно подарен, продан и так далее – то можно посмотреть историю владения.

1. Колосова А., Намиот Д. Цифровые сертификаты для владельцев мобильных телефонов //International Journal of Open Information Technologies. – 2013. – Т. 1. – №. 4. – С. 7-11.

2. Sonia C. V, Aswatha A. R. SAPt: A Stolen Android Phone Tracking Application.

3. Gosden, P., Allen, A., McDonald, D., & Montemurro, M. (2013). A Uniform Resource Name Namespace for the GSM Association (GSMA) and the International Mobile station Equipment Identity (IMEI).

4. GSM Association Non Confidential Official Document IMEI Allocation and Approval Guidelines Version 6.0 (27th July 2011) (http://www.gsma.com/newsroom/wp-content/uploads/2012/03/ts0660tacallocationprocessapproved.pdf).

5. В. Шалькевич, А. Макаревич «Противодействие теневому обороту мобильных телефонов уголовно правовыми мерами», Журнал «Законность и правопорядок», No 3(7)/2008, стр. 36-40.

6. http://www.legislation.gov. uk/ukpga/2002/31/section/1.

7. Atarius R. A Uniform Resource Name Namespace for the Device Identity and the Mobile Equipment Identity (MEID). – 2013.

8. Matsumoto, S., & Sakurai, K. (2013, January). A proposal for the privacy leakage verification tool for Android application developers. In Proceedings of the 7th International Conference on Ubiquitous Information Management and Communication (p. 54). ACM.

9. Fred Gaechter “Chairman of IMSI Oversight Committee” (IOC)(GSMNA Doc 036/02) (http://www.ifast.org/files/IFAST22_015_GSMNALetter.pdf).

10. Abdalla, I., & Venkatesan, S. (2013, April). Scalable addressing of M2M terminals in 4G cellular wireless networks. In Wireless Telecommunications Symposium (WTS), 2013 (pp. 1-6). IEEE.

12. IEEE Standard for Local and Metropolitan Area Networks: Overview and Architecture (IEEE Std 802®-2001 (R2007)(Revision of IEEE Std 802-1990).

13. Namiot, D., Sneps-Sneppe, M., & Skokov, O. (2013). Context-aware QR-codes. arXiv preprint arXiv:1307.7597.

14. Namiot, D. “Geo messages”, In Ultra Modern Telecommunications and Control Systems and Workshops (ICUMT), 2010 International Congress on (pp. 14-19). IEEE. DOI: 10.1109/ICUMT.2010.5676665

15. Namiot, Dmitry, and Manfred Sneps-Sneppe. “Where Are They Now-Safe Location Sharing.” Internet of Things, Smart Spaces, and Next Generation Networking. Springer Berlin Heidelberg, 2012. 63-74. DOI: 10.1007/978-3-642-32686-8_6

16. Намиот, Д., & Сухомлин, В. (2013). О проектах лаборатории ОИТ International Journal of Open Information Technologies, 1(5), 18-21.

Новые правила идентификации сотовых абонентов антиконституционны и принесут операторам многомиллиардные убытки

«Сколково» раскритиковал последние изменения в Законе «О связи»

В распоряжении CNews оказалось письмо директора департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергея Израйлита, направленное гендиректору АНО «Цифровая экономика» Евгению Ковниру, замминистра цифрового развития Олегу Иванову и замминистра экономического развития Владиславу Федулову.

Фонд «Сколково» является центром компетенций по нормативному регулированию национальной программы «Цифровая экономика». Письмо посвящено критике принятых в конце прошлого года изменений в Закон «О связи», касающихся дистанционного заключения договора на оказание услуг связи и удаленного подтверждения данных абонентов сотовых операторов.

Читайте также:  Samsung Galaxy Watch 46mm — это идеальный подарок на 23 Февраля

Как в России пытались узаконить дистанционную продажу SIM-карт

Впервые возможность удаленного заключения договора на оказание телекоммуникационных услуг появилась в Законе «О связи» в 2017 г. Для этого необходима была усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) или простая электронная подпись, ключ для которой был выдан при личном присутствии.

Простой электронной подписью считается любой тип идентификации, об использовании которого договорились стороны. Примером простой подписи является базовая учетная запись для доступа к ЕСИА («Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Подтвержденная учетная запись в ЕСИА может считаться примером простой электронной подписи, выданной при личном присутствии. ЕСИА, вместе с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), является частью инфраструктуры электронного правительства. Функционирование данной инфраструктуры обеспечивает «Ростелеком».

Усиленной подписью называется подпись, выданная удостоверяющим центром. Усиленной квалифицированной подписью называется подпись, выданная аккредитованным удостоверяющим центром. УКЭП признается аналогом собственноручной подписи.

Проблемы запуска eSIM в России

Возможность дистанционной продажи SIM-карт не использовалась активно до начала пандемии короновируса в 2020 г., когда сотовые операторы стали экспериментировать с такого рода продажами. Абонентам предлагалось идентифицироваться через мобильное приложение, введя туда скан паспорта и сделав селфи, либо через ЕСИА.

В то же время актуальность дистанционной продажи SIM-карт возрастает с появлением виртуальных SIM-карт – eSIM. В прошлом году российские сотовые операторы начали продавать такого рода SIM-карты, но, как правило, для их получения необходимо придти в офис. В то же время с технологической точки зрения профиль eSIM можно загружать в телефон полностью дистанционно.

Кроме того, согласно внесенным в 2017 г. изменениям в Закон «О связи», операторы связи должны проводить процедуру подтверждения соответствия данных о своих абонентах из числа физических лиц и пользователях номеров, закрепленных за корпоративными клиентами. Это можно осуществлять путем личной явки либо дистанционно с помощью УКЭП, ЕСИА, ЕПГУ или государственные информационные системы.

Новые требования к дистанционной продаже SIM-карт: нужна биометрия

Принятые в конце 2020 г. поправки в Закон «О связи» усиливают требования к дистанционным продажам SIM-карт: для этого, согласно первой редакции законопроекта, необходим УКЭП или простая электронная подпись, полученная при личной явки за оказанием государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Но при использовании простой электронной подписи граждане теперь должны будут пройти идентификацию через Единую биометрическую систему (ЕБС), оператором которой также является «Ростелеком».

В окончательную версию закона был добавлен пункт о том, что дистанционное заключение договора об оказании услуг связи будет возможно также при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат которой выдан в инфраструктуре, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. При этом взаимодействие гражданина с указанной инфраструктурой должно осуществляться с использованием прошедших процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Такого рода ключи будут выдаваться владельцам подтвержденных учетных записей в ЕСИА. То есть возможность дистанционно продавать SIM-карты обладателям подтвержденных аккаунтов в ЕСИА сохранилась. В то же время закон все равно оговаривает, что для дистанционной продажи eSIM можно будет использовать только УКЭП или простую электронную подпись в привязке к ЕБС.

Проверка подлинности данных корпоративных абонентов через ЕСИА

Корпоративные абоненты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) должны внести в ЕСИА данные о физических лицах, которые будут конечными пользователи выделенных данным абонентов сотовых номеров. Оператор связи, до начала оказания услуг, через ЕСИА и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) должен будет проверить достоверность указанных данных. Со своей стороны, физические лица – пользователи услуг – через ЕПГУ должны будут подтвердить достоверность сведений о них.

Роскомнадзор создаст информационную систему мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте. Данная система будет взаимодействовать с ЕСИА, за ее функционирование будет отвечать подведомственная Роскомнадзору радиочастотная служба. Операторы должны будут предоставить Роскомнадзору доступ к сведениям о своих абонентах, используемом ими оборудовании, о способах подтверждения сведений об абонентах и результатах проверок достоверности данных сведений.

Возможность дистанционной блокировки украденных телефонов

Абоненты – физические лица, имея учетную запись на ЕСИА, смогут вносить сведения об имеющихся у них сотовых номерах и уникальных IMEI-номерах их телефонных аппаратов. В случае потери телефона абонент может потребовать от оператора заблокировать данный аппарат по его IMEI-номеру.

Новый закон вступает в силу с июня 2021 г. Корпоративные абоненты, заключившиеся договора на оказание услуг связи до вступления в силу данного закона, должны будут внести в ЕСИА данные о конечных пользователях своих сотовых номеров до 30 ноября 2021 г. Операторы связи начнут проверку соответствующих сведений с 1 декабря 2021 г.

Для изменения тарифного плана гражданам необходимо будет сдать биометрию

В своем письме Сергей Израйлит предупреждает, что новый закон ограничивает существующие возможности по дистанционному заключению абонентских договоров, отменяя ранее предусмотренный способ заключения договора с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личном визите. В том числе невозможно будет использование подтвержденных учетных записей в ЕСИА, число которых составляет 65 млн.

Предлагаемая альтернатива – в виде использования ЕБС – не пользуется высоким спросом: в Единой биометрической системе было зарегистрировано лишь порядка 150 тыс человек. Кроме того, операторам связи потребуется понести расходы на интеграцию с ЕБС. «Предлагаемые законопроектом механизмы дистанционной идентификации негативно скажутся на доступности услуг связи для населения, в том числе в условиях пандемии, а также на дальнейшем развитии отрасли связи, в том числе на конкурентных условиях, поскольку оператором ЕБС является единственный оператор связи («Ростелеком» – прим. CNews)», – говорится в письме.

Невозможно будет осуществлять и дистанционную продажу eSIM, так как в приложениях операторов сотовой связи не реализован функционал с поддержкой ЕСИА и ЕБС, а его доработка потребует времени и расходов, в том числе и из федерального бюджета. «Сама идея ставить развитие технологии eSIm в зависимость от исключительно государственных систем ЕСИА и ЕБС является нецелесообразной, так как противоречит принципам технологически нейтрального регулирования и ведет к созданию необоснованных преимуществ одного способа заключения договора по сравнению с иными способами», – отмечает Израйлит.

Читайте также:  Появилась новая технология, позволяющая избавлять пациентов с параличом от фантомных болей. Суть и принципы работы.

Кроме того, абоненты не смогут изменять уже существующие договора (изменение тарифных планов, подключение услуг и т.д.) путем конклюдентных действий (через мобильное приложение, путем отправки SMS и т.д.). Для этого нужны будут УКЭП или ЕСИА с ЕБС.

Неконституционное требование заставлять граждан получать ЕСИА

Не нравится Израйлиту и идея проверять достоверность сведений о пользователях услуг сотовой связи, подключенных через корпоративных абонентов, через ЕПГУ и ЕСИА. Получается, что юридическое лицо, имеющее договор на оказание услуг сотовой связи, и его сотрудники, желающие пользоваться такими услугами, должны иметь подтвержденные учетные записи в ЕСИА, которые, к тому же, должны быть связаны между собой.

Данное требование является неконституционным, полагает Израйлит, так получение учетной записи в ЕСИА является правом, а не обязанностью граждан, и данная учетная запись предназначена для получения государственных и муниципальных услуг. Функционал ЕСИА и ЕПГУ также предназначен для оказания государственных и муниципальных услуг, а не для регулирования отношений в коммерческой сфере по оказанию услуг связи.

Кроме того, не учитывается вопрос иностранных граждан, которые работают в России и не могут зарегистрироваться на ЕСИА. Также указанная норма негативно повлияет на развитие устройств интернета вещей.

«Вводимые законопроектом ограничения окажут непоправимое влияние на рынок услуг связи в корпоративном сегменте и простимулируют практику незаконной продажи SIM-карт в публичных местах, поскольку в отсутствие доступных способов получения услуг связи в установленном порядке у недобросовестных дилеров сохранится стимул для дальнейшей разработки схем распространения «серых» SIM-карт», – предупреждает Израйлит.

Наконец, Сергей Израйлит раскритиковал и пункт о создании Роскомнадзором информационной системы мониторинги проверки операторами связи данных об абонентах. «Данная система обеспечит доступ всех заинтересованных лиц, включая магистрального оператора связи, занимающего существенное положение на рынке («Ростелеком», – прим. CNews) к широкому кругу данных, что, кроме создания существенных рисков информационной безопасности и утечек информации, приведет к нарушению принципов и условий конкуренции», – говорится в письме.

Сергей Израйлит оценивает, что расходы и потери от реализации требований закона составят 10 млрд руб в год на одного крупного сотового оператора. Сюда входят потеря выручки от невозможности использования собственных систем идентификации и ЕСИА для заключения договоров, потеря выручки от корпоративных клиентов и устройств интернета вещей, затраты на интеграцию с системой мониторинга Роскомнадзора.

Почему «Ростелеком» поддерживает новый закон

«Принятые изменения – это шаг в правильном направлении, вместе с принятыми нормами, которые позволяют использовать коммерческие биометрические системы для идентификации абонентов, – полагает директор Института исследования интернета Карен Казарян. – Вместе с тем, остается вопрос легализации eSim, который, собственно, и является основной причиной, для чего операторам нужна дистанционная продажа SIM-карт».

В «Ростелекоме», со своей стороны, поддержали новый закон. «Внесенные изменения позволят перейти на безопасное удаленное взаимодействие при заключении договоров на оказание услуг связи и снять существующие регуляторные барьеры в части дистанционного взаимодействия, в том числе дистанционной идентификации, что особенно важно в условиях распространения коронавирусной инфекции, – заявили в компании. – Механизм удаленной идентификации с использованием Единой биометрической системы и ЕСИА отвечает высоким требованиям информационной безопасности, позволяет достоверно идентифицировать личность (точность свыше 99,99%) и минимизировать риск мошенничества. Использование других биометрических систем, безопасность которых не подтверждена, может привести к снижению уровня безопасности и росту числа мошенничества с использованием SIM-карт».

Удаленная идентификация абонентов связи: как это устроено в России и за рубежом

Мы в Spektr исследовали рынок и разобрались, как телеком-компании в России и за рубежом подтверждают личности клиентов удаленно и что от этого ожидать в будущем.

Мы начали исследование с большой четверки: МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. И оказывается, что удаленную идентификацию предоставляет только один их этих операторов. Угадаете, кто именно?

В июле 2019 года пресс-служба МТС сообщила, что они тестируют несколько проектов, связанных с удаленной идентификацией, в том числе идентификацию при помощи «Госуслуг». В декабре 2019 удаленно подтвердить персональные данные невозможно.

Билайн также сообщал в июле 2019 года, что собственную технологию удаленной идентификации они тестирует с апреля и скоро запустят. Чтобы активировать SIM-карту, будет достаточно вставить ее в телефон, через веб-интерфейс заполнить данные, сделать селфи и фотографию паспорта. Но пока подтвердить личность дистанционно нельзя.

Мегафон не делал публичных заявлений на тему удаленной идентификации. Но в контактном центре и салонах связи нам рассказали о пилотном проекте: специальную SIM-карту можно купить в супермаркетах и на АЗС и самостоятельно активировать в мобильном приложении. Подтвердить эту информацию и найти эту карту в Москве мы не смогли, хотя в начале сентября Мегафон действительно обновил свое приложение и добавил туда регистрацию новой SIM-карты. Протестировали, как это работает.

Чтобы дистанционно активировать SIM-карту, нужно:

  1. Заполнить анкету онлайн — вручную или автоматически «подтянуть» из «Госуслуг» (фотосканирования в приложении нет).
  2. Ждать звонка от менеджера в течение дня (мы ждали 10 минут) — он подтвердит заказ.
  3. Курьер привезет карту и все же попросит показать паспорт. А это значит, что удаленной идентификации у Мегафона (как и у МТС и Билайна) пока нет.

А вот Tele2 позволяет самостоятельно зарегистрировать SIM-карты через приложение ID.Abonent. Чтобы подтвердить подлинность документов, приложение использует биометрические методы аутентификации, фотосканирование и искусственный интеллект.

Виртуальные операторы (MVNO), которые работают на сетях Теle2 и Мегафона, тоже дают такую возможность. Среди них: Ростелеком, Тинькофф Мобайл, Lycamobile, Yota и СберМобайл. Причем у СберМобайл есть отдельное мобильное приложение SberMobile IDSim для самостоятельной регистрации SIM‑карт новыми абонентами. В его основе лежит решение ID.Abonent, работающее по модели white label, — интерфейс адаптирован под цвета Сбербанка, есть фирменный логотип. При этом если абонент — клиент Сбербанка, сдавший биометрию, то паспорт ему не понадобится: паспортные данные подставляются автоматически.

Как подтвердить личность через ID.Abonent

Купить SIM-карту в одном из магазинов сетей «Пятерочка» или «Лента». Далее процесс идентификации одинаковый для всех абонентов MVNO:

  1. Отсканировать штрих-код, который находится на пластиковой карте с «симкой».
  2. Открыть фронтальную камеру для селфи, поместить лицо в области овала и моргнуть.
  3. Отсканировать паспорт.
  4. Подписать электронный договор.
  5. Дождаться push-уведомления.
  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 6 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить
  • Оперативные ответы службы поддержки — например, если возникли ошибки в документах, можно сразу обсудить это в чате.
  • Противоречия в коммуникации от оператора и в приложении: в финале регистрации в ID.Abonent указано, что клиент может выбрать количество минут и гигабайт. Одновременно с этим приходит СМС, что тариф уже выбран и деньги за него уже списаны
  • Нельзя выбрать тариф, дополнительные услуги и абонентский номер.
  • Плохо работает распознавание текста при сканировании — понадобилось 4 попытки
  • Само приложение ID.Abonent не кастомизировано — оно выглядит и работает одинаково для всех операторов, кроме СберМобайл.
Читайте также:  Google станет обладателем секретной технологии смарт-часов

Drimsim — туристическая SIM-карта, работает с 2016 года в 200 странах. Эта симка не привязана к одному оператору: когда клиент приезжает в новую страну, она подключается к локальной сети — оплачивать ее нужно по местному тарифу. Drimsim можно заказать на сайте, ее дополняет бесплатное мобильное приложение — в нем видно, сколько стоит связь в этой стране, можно отслеживать баланс и расходы. Активировать Drimsim тоже можно через приложение.

Как активировать Drimsim

  1. Ввести данные SIM-карты (ICCID и PUK) вручную или с помощью сканера
  2. Ввести данные загранпаспорта: можно заполнить вручную, сфотографировать документ или выбрать фото из архива
  3. Прикрепить селфи с паспортом
  4. Ввести вручную почтовый адрес для квитанций
  5. Дождаться push-уведомления и подтверждения по почте.
  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 13 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить — удобно в путешествии
  • Можно выбрать способ ввода данных: сканирование, загрузка фото из фотоленты или заполнение полей вручную
  • Брендированное приложение: фирменные шрифты, цвета, лого.
  • На экране нет выделенных зон с рамками, которые выхватывают нужную информацию. Фотографии могут получиться низкого качества, с ошибками в данных.

Зарубежные телеком-компании, кроме фотографии документов и селфи с ними, предлагают видеоинтервью как способ подтвердить личность. Видеоинтервью дает возможность убедиться, что человек, который подал заявку, — тот же самый, кому принадлежат документы. Поскольку у пользователей не всегда есть возможность созвониться, альтернативой может быть запрос дополнительных действий с включенной фронтальной камерой, которая распознает мимику и жесты пользователя (просьба моргнуть, проследить за перемещением точки, повернуться).

Axon Wireless: стороннее ПО для регистрации и идентификации клиентов

В октябре 2019 года южно-африканская компания Axon Wireless запустила первую в Африке систему для мгновенной регистрации SIM-карт Tap and Go. Клиенты могут пройти регистрацию в течение 45 секунд благодаря мгновенной проверке национальной ID-карты. Также потребуется предоставить селфи: камера сама определит лицо и сделает снимок. Пока сервис доступен только на территории Кот’д’Ивуар, но представители компании надеются развернуть его по всей Южной Африке.

BioID: стороннее ПО для идентификации клиентов

BioID — немецкий провайдер облачной биометрии, партнер банков и госорганов Германии. В июне 2019 года компания объявила об интеграции технологии распознавания лиц в сервисы компании РОS AG — это позволит клиентам самостоятельно и дистанционно регистрировать SIM-карты.

При регистрации нужно сделать два селфи с разных ракурсов, чтобы системе было проще распознать, что на фото настоящий человек. Также нужно добавить снимок своего фото на удостоверении личности.

Singtel: собственное приложение

Singtel — крупнейший сотовый оператор Сингапура. В июне 2019 года компания запустила самостоятельную регистрацию SIM-карт. Пользователи могут активировать мобильную связь за 5 минут. Аналогичную услугу телеком-гигант предложил и клиентам своего сервиса мобильных переводов Dash. Для подтверждения личности нужно не просто снять селфи, а следить за черной точкой, которая перемещается по экрану. Схожую процедуру использует крупнейший виртуальный оператор в Малайзии Tune Talk.

Если сравнить российский ID.Abonent с сингапурским Singtel и малазийским Tune Talk, очевидно, что дистанционная идентификация в ID.Abonent не уступает зарубежным конкурентам. Совпадает и механика подтверждения персональных данных: личность абонента устанавливается по паспорту с помощью процедуры распознавания лица. Но у азиатских операторов есть «козырь» — собственное мобильное приложение.

Плюсы собственного мобильного приложения:

  • внушает доверие клиентам — они могут не беспокоиться, что третьи лица получат их персональные данные
  • помогают строить долгосрочные связи между клиентами и брендом
  • дополнительные опции, например выбор тарифа или красивого номера.

Пока в России собственное приложение есть только у Drimsim (SberMobile IDSim, в отличие от Drimsim — это одноразовое приложение для активации на базе ID.Abonent, а не самостоятельное). При этом Drimsim позиционируется как SIM-карта для путешествий, поэтому ей принадлежит лишь крошечная доля рынка. По словам основателя компании Сергея Редькова, абонентская база Drimsim измеряется сотнями тысяч человек. Для сравнения: на долю «большой четверки» суммарно приходится несколько сотен миллионов.

Одно из ключевых различий телеком-рынков в России и за рубежом — в масштабируемости решений для удаленной идентификации. За исключением ID.Abonent, для России это пока новая технология, которую компании разрабатывают собственными силами. Сейчас представители «большой четверки» тестируют внутренние проекты по самостоятельному оформлению SIM-карт. На зарубежном рынке гораздо больше IT-вендоров с готовыми API для дистанционной верификации личности в различных отраслях — от телекома и банков до госслужб и здравоохранения. Это не только Axon Wireless и BioID, о которых мы писали выше, но десятки поставщиков программного обеспечения, включая Identiway, Pomcor, IDnow, Ondato. Сотовому оператору остается только выбрать технологического партнера и внедрить их интерфейсы в свое приложение по модели white label. Таким образом, решения для удаленной верификации развертываются гораздо быстрее, поскольку уже есть готовая инфраструктура и не нужно начинать разработки с нуля.

Лед тронется, когда первый из операторов «большой четверки» запустит собственное брендированное приложение для удаленной идентификации клиентов. Ближе всех к этому сейчас Tele2 (особенно учитывая его инициативы с продажами виртуальных eSim), который анонсировал такое приложение еще в апреле 2019 года.

Хочется надеяться, что телеком-гиганты воспользуются опытом из смежных индустрий, где уже успешно применяется самостоятельная верификация. Так, в каршерингах Яндекс.Драйв и BelkaCar процесс идентификации выполнен в формате диалога с чатботом. Не отстают и банки: Точка Банк открывает расчетный счет после видеозвонка клиентам, а Райффайзенбанк начал кредитовать малый бизнес дистанционно, предлагая просто загрузить документы в приложение.

Ссылка на основную публикацию