Изобретен самолет, работающий на солнечных батареях

Первый в мире самолет на солнечных батареях

Благодаря современным технологиям, преобразование солнечной энергии посредством солнечных батарей стало активно внедряться в повседневную жизнь. Применение солнечных батарей позволяет экономить ресурсы. Посредством этого в значительной степени улучшается состояние экологии. Однако важно учитывать, что энергия солнца также является разновидностью топлива, для которой характерно самовозобновление. Именно эта особенность позволила обеспечить успешное функционирование первого в мире самолета на солнечных батареях.

История создания первого в мире самолета на солнечных батареях

Проектирование самолета на солнечных батареях стало возможным благодаря появлению легких сверхпрочных материалов. История появления первого в мире самолета на солнечных батареях начинается в 2003 году. Именно тогда Швейцарский федеральный технологический институт провел оценку целесообразности проектирования подобного летательного аппарата. В качестве инициатора выступил швейцарский летчик Бертран Пиккар. В ходе проверки перспектив эксперты выразили позитивные мнения о функциональных возможностях самолета на солнечных батареях. Предполагалось, что при сравнительно небольшом весе самолет с большим размахом крыльев сможет осуществлять полеты. В дальнейшем Пиккар заручился поддержкой Андре Боршберга. Этот инженер сыграл ключевую роль в создании первого в мире самолета на солнечных батареях. Самолет получил вполне символичное название Solar Impulse, что можно перевести как “Импульс солнца”. Сразу после получения благоприятного решения из Швейцарского федерального технологического института Бертран Пиккар начал поиск инвесторов. Реализация проекта заняла 10 лет.

Сборка Solar Impulse изначально оказалась сопряжена с рядом трудностей. На начальном этапе многие компании признали проект трудновыполнимым и отказались принимать в нем участие. Из-за этого Боршбергу и Пиккару потребовалось набрать собственную инженерную команду.

Чтобы максимально снизить вес самолета, было принято решение изготовить ребра жесткости и лонжероны из углеродного волокна. В качестве фиксирующих элементов были использованы шурупы и болты из пластика. Solar Impulse получил размах крыльев вполне сопоставимый с пассажирскими аэробусами (63 м). Однако вес первого самолета на солнечных батареях в сравнении с аэробусом оказался ничтожно мал (всего 1,5 т). Для того, чтобы самолет смог развивать достаточную скорость, на поверхность его основного крыла были установлены 12 000 фотоэлементов из кремния. Такое количество фотоэлементов ежедневно способно аккумулировать около 50 киловатт. Полученная энергия направляется в моторы, если самолет осуществляет полет. Излишки электроэнергии распределяются по 4 аккумуляторам. В системе управления предусмотрен специальный стабилизатор. Он осуществляет контроль за состоянием батарей. Важно не допускать их остывания и перегрева, ведь это может привести к выходу из эксплуатации. Осуществляя полеты в светлое время суток, самолет заряжает солнечные батареи. Во время ночных полетов самолет также может расходовать полученную в течение дня энергию.

Этап проектирования и строительства был завершен к 2009 году. Именно тогда был совершен пробный полет на аэродроме. В 2010 году начались полноценные испытания Solar Impulse. Андре Боршберг предпринял на этом самолете ночной полет. Длительность полета составила 26 часов. Эксперимент завершился успешно. Solar Impulse доказал работоспособность самолетов на солнечных батареях. Однако создатели признали, что данный самолет не в состоянии совершить кругосветный полет. Это напрямую было связано с сравнительно небольшой скоростью, которую Solar Impulse способен развить. Пиккар продолжил работу над модернизацией имеющихся технологий. Новейшие версии Solar Impulse были сконструированы с учетом технической оптимизации.

Появление первого самолета на солнечных батареях стало мощным толчком для развития целой отрасли. В настоящее время активно производятся как пилотируемые, так и беспилотные самолеты. Возможности их применения огромны. На нашем сайте вы можете приобрести источники бесперебойного питания.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Лето 2010 года навсегда войдет в историю авиации. Впервые пилотируемый самолет на солнечных батареях совершил беспосадочный полет длительностью более суток. Уникальный прототип СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА HB-SIA — детище швейцарской компании Solar Impulse и ее бессменного президента Бертрана Пикара.

В своем послании, размещенном на сайте компании после успешных испытаний летательного аппарата, Пикар отмечал: «До этого дня мы не могли по-настоящему рассчитывать на чье-либо доверие. Теперь же мы действительно можем показать всему политическому и экономическому миру, что эта технология работает».

Читайте также:  Новые смартфоны от Viva с выдвижной фронтальной камерой

Ранним утром 7 июля благодаря энергии, вырабатываемой 12 тысячами солнечных элементов, установленных па крыле длиной более 64 метров (вполне сравнимо с габаритами лайнера Airbus А340), необычного вида одноместный самолет весом в полторы тонны поднялся с аэродрома в Пайерне (Швейцария). За штурвалом сидел один из основателей Solar Impulse, 57-летний швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг.

«Это был самый удивительный полет в моей жизни, — заметил он после приземления. — Я просто сидел и смотрел, как уровень заряда батареи поднимается с каждым часом, и гадал, хватит ли емкости на всю ночь. А в результате пролетал 26 часов без единой капли топлива и какого-либо загрязнения окружающей среды!»

Solar Impulse – не первый самолет на солнечной энергии, построенный человеком, но первый, преодолевший границу между днем и ночью с пилотом на борту.

Модели СОЛНЕЧНЫХ САМОЛЕТОВ начали появляться в 1970-х годах с выходом на рынок первых доступных по цене фотоэлектрических элементов, а в 80-е начались и пилотируемые полеты. Американская команда под руководством Пола Маккриди создала самолет Solar Challenger мощностью 2,5 кВт, который совершал впечатляющие многочасовые полеты. В 1981 году ему удалось преодолеть Ла-Манш. А в Европе Гюнтер Рохельт из Германии поднялся в небо на собственной модели Solair 1, оснащенной двумя с половиной тысячами ячеек общей мощностью около 2,2 кВт.

В 1990 году американец Эрик Реймонд пересек Соединенные Штаты на своем Sunseeker. Впрочем, на путешествие с двадцатью остановками ушло более двух месяцев (121 час полета), а самый длинный отрезок насчитывал около 400 километров. Весила модельлетательного аппарата всего 89 килограммов и была оснащена кремниевыми солнечными панелями.

В середине 90-х сразу несколько подобных самолетов приняли участие в конкурсе «Berblinger»: перед ними стояла задача выйти на высоту в 450 метров и продержаться на энергии солнца порядка 500 Вт на квадратный метр крыла. Приз в 1996 году получила модель профессора Войта-Ницшманна из университета Штутгарта, чей Icare II имел 25-метровое энергетическое крыло площадью 26 кв. метров.

В 2001 году «солнечный» беспилотник компании AeroVironment под названием Helios, разработанный специально для НАСА и имевший размах крыла более 70 метров, сумел подняться на высоту более 30 километров. Двумя годами позже он попал в зону турбулентности и пропал где-то в Тихом океане.

В 2005 году небольшой беспилотник с размахом крыла около 5 метров Алана Коккони и его компании AC Propulsion впервые успешно осуществил полет длительностью более 48 часов. За счет энергии, накопленной в дневное время, летательный аппарат был способен и на ночной полет. Наконец, в 2007-2008 годах англо-американская компания QuinetiQ осуществила успешные полеты своего летательного аппарата Zephyr продолжительностью 54 и 83 часа. Машина весила около 27 кг, размах крыла составлял 12 м, а высота полета превышала 18 км.

Проект самолета на солнечных батареях Solar Impulse вряд ли сумел бы выбраться из пеленок чертежей и набросков, если бы не энергия неутомимого Бертрана Пикара — врача, путешественника, бизнесмена и авиатора-рекордсмена. Впрочем, похоже, помогли и гены.

Дед инноватора Огюст Пикар — знаменитый физик, друг Эйнштейна и Марии Кюри, один из пионеров авиации и подводного дела, изобретатель первого глубоководного аппарата и стратостата. Преодолев на воздушном шаре 15-километровую высоту в начале 30-х, он стал первым человеком в мире, собственными глазами увидевшим кривизну поверхности земного шара.

Затем Огюста потянуло вниз, и изобретатель построил глубоководный аппарат, который назвал батискафом. После нескольких совместных погружений его сын Жак Пикар настолько увлекся исследованием тайн Мирового океана, что стал одним из первопроходцев, побывавших на дне Марианской впадины (глубина 11 км.). Затем, взяв за основу работы отца, Жак построил первую в мире субмарину для туристов, а также мезоскаф для исследования Гольфстрима.

Благодаря отцу Бертран Пикар, родившийся в 1958 году, еще в детстве получил уникальную возможность лично познакомиться с выдающимися людьми, во многом определившими его будущее: знаменитым швейцарским пилотом-спасателем Германом Гейгером, с которым он совершил первый перелет через Альпы, дайвером-рекордсменом Жаком Майолем, учившим его погружению во Флориде, одним из столпов мировой космонавтики Вернером фон Брауном, познакомившим его с астронавтами и сотрудниками NASA.

Читайте также:  Компанией Land Rover представлен автомобиль с кухней

В 16-летнем возрасте, возвратившись из Флориды после очередного практического курса глубоководных погружений, Бертран совершил свое первое воздушное путешествие, открыв для себя дельтаплан. Стоит ли удивляться, что именно он вскоре стал одним из пионеров этого вида спорта в Европе. Спустя годы Пикар не только стал основателем Швейцарской федерации дельтапланеризма и профессиональным инструктором, но и испробовал все, что только возможно: воздушную акробатику, запуск с воздушного шара, парашютный спорт. Несколько раз Пикар становился чемпионом Европы в этом виде спорта, наконец, он был первым, кто перелетел швейцарско-итальянские Альпы на мотодельтаплане.

Незаметно «воздушное» хобби стало для него еще и профессиональной лабораторией. Заинтересовавшись поведением людей в экстремальных ситуациях, Пикар поступил на отделение психиатрии и через несколько лет получил докторскую степень медицинского факультета университета Лозанны в области психотерапии, после чего открыл собственную практику. Предметом особого интереса для Бертрана стали техники медицинского гипноза: недостающие знания он получал как в университетах Европы и США, гак и у последователей даосизма в Юго-Восточной Азии.

Именно этот интерес снова вернул Пикара в небо. В 1992 году компания Chrysler устроила первую в истории трансатлантическую гонку на воздушных шарах, получившую название Chrysler Challenge. Бельгийский авиатор Вим Верштратен пригласил Пикара в качестве второго пилота — он был уверен, что наличие па борту психотерапевта, владеющего практикой гипноза, может оказаться неплохим преимуществом перед остальными командами. Так и получилось. Экипаж Верштратена и Пикара легко выдержал марафон и выиграл историческую гонку, приземлившись в Испании посте пятидневного перелета длиной в пять тысяч километров.

Для Пикара полет стал не просто откровением, а еще и новым способом взаимодействия с природой. После 18 лет полетов на дельтаплане у него появилась новая мечта — облететь весь мир без мотора и руля, положившись на волю ветра.

И мечта сбылась. Пусть и не с первой попытки. Спонсорами выступили швейцарский производитель часов Breitling и Международный олимпийский комитет. 12 января 1997 года, после трех лет подготовки, воздушный шар под названием Breitling Orbiter взлетел с аэродрома в Швейцарии, но из-за технических неполадок уже через шесть часов приземлился. Breitling Orbiter 2 отправился в полет в феврале 1998 года, но снова не добрался до точки назначения. На этот раз остановка произошла в Бирме, после того как китайские власти отказали Пикару в предоставлении воздушного коридора. Этот полет стал самым длительным путешествием на воздушном шаре в истории (более девяти дней), но цель все еще не была достигнута.

Наконец, третий шар покинул Швейцарию в марте 1999 года и приземлился в Египте после непрерывного полета длительностью почти в 20 суток и протяженностью более 45 тысяч километров. Своим беспрецедентным путешествием Пикар побил семь мировых рекордов, заработал несколько почетных научных званий и вошел в энциклопедии наряду со знаменитыми отцом и дедом.

Breitling Orbiter 3 разместился в Смитсоновском музее воздухоплавания и космонавтики в США, а Бертран Пикар написал несколько книг и стал желанным гостем на многочисленных лекциях и семинарах.

В 2003 году неутомимый Пикар объявил о новом, еще более амбициозном начинании, взявшись за создание пилотируемогосамолета на солнечных батареях, способного облететь весь земной шар. Так появился проект Solar Impulse.

Партнером Пикара и незаменимым СЕО компании стал швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг. Он родился в Цюрихе, закончил инженерный факультет Федерального политехнического института в Лозанне (EPFL), получил в легендарном Массачусетском технологическом институте степень в области менеджмента, и с тех пор накопил огромный опыт в качестве основателя и управляющего самых разных бизнес-проектов. Кроме того, с ранних лет Андре увлекался авиацией — учился в школе ВВС Швейцарии и получил не один десяток лицензий, дающих право профессионального управления самолетами и вертолетами всех мыслимых категорий.

Читайте также:  В КНР робот сдал экзамен на получение медицинской лицензии

Пять лет Боршберг проработал в одной из крупнейших консалтинговых компаний мира McKinsey, после чего основал собственный венчурный фонд, вывел в свет две компании в области высоких технологий и создал благотворительный фонд.

В 2003 году в Лозанне Пикар и Боршберг провели предварительные исследования, подтвердившие принципиальную инженерную возможность реализовать концепцию Пикара. Расчеты подтверждали, что создать летательный аппарат на солнечных батареях теоретически возможно. В ноябре 2003 года проект был официально запущен, и начались разработки прототипа.

Начиная с 2005 гола в Королевском институте метеорологии в Брюсселе моделировались пробные виртуальные полеты модели самолета в реальных условиях аэропортов Женевы и Цюриха. Главной задачей был расчет оптимального маршрута, ведь долго находиться под облаками, закрывающими солнце, СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТ не мог. И наконец, в 2007 году началось изготовление самолета.

В 2009 году первенец HB-SIA был готов к испытательным полетам. В процессе создания конструкции перед инженерами стояли две основных задачи. Нужно было минимизировать вес летательного аппарата, одновременно добиваясь максимальной энерговооруженности и эффективности. Первая цель была достигнута за счет использования углеродного волокна, специально разработанной «начинки» и путем избавления от всего лишнего. К примеру, кабина пилота не имела системы обогрева, так что Боршбергу пришлось использовать специальный термокостюм.

Главным, по попятным причинам, стал вопрос получения, накопления и оптимального расходования солнечной энергии. В типичный полдень каждый квадратный метр земной поверхности получает около тысячи ватт или 1,3 «лошадиных силы тепла». 200 квадратных метров фотоэлементов с 12-и % КПД вырабатывают около 6 киловатт энергии. Много ли это? Скажем так, примерно столько же было в распоряжении легендарных братьев Райт в 1903 году.

Па поверхности крыла СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА было смонтировано более 12 тысяч ячеек. Их эффективность могла бы быть и выше — на уровне тех панелей, что устанавливаются па МКС. Но более эффективные ячейки обладают и большим весом. В невесомости это не играет роли (скорее уж — при подъеме энергетических ферм на орбиту при помощи космических «грузовиков»). Однако СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТПикара должен был продолжать полет ночью, используя накопленную в аккумуляторах энергию. И вот тут каждый липший килограмм играл критически важную роль. Именно фотоэлементы оказались самым тяжелым компонентом машины (100 килограммов, или около четверти веса летательного аппарата), так что оптимизация этого соотношения стала самой сложной задачей для команды инженеров.

Наконец, на СОЛНЕЧНЫЙ САМОЛЕТ установили уникальную бортовую компьютерную систему, оценивающую все параметры полета и предоставляющую необходимую информацию пилоту, а также наземной команде. В общей сложности инженеры Solar Impulse в процессе реализации проекта создали около 60 новых технологических решений в области материалов и солнечной энергетики.

В 2010 году начались первые и весьма успешные тестовые полеты, а уже в июле Андре Боршберг совершил свой исторический круглосуточный полет.

«К утру в батареях оставалось еще около 10 процентов заряда, — рассказывал воодушевленный Боршберг. — Это прекрасный и совершенно неожиданный для нас результат. Наш самолет размером с авиалайнер и весит как автомобиль, но потребляет энергии не больше, чем мопед. Это начало новой эры, причем не только в авиационной индустрии. Мы показали потенциал возобновляемой энергии: если уж мы можем на ней летать, то способны и на многие другие вещи. С помощью новых технологий мы можем позволить себе сохранить привычный уровень жизни, но потреблять гораздо меньше энергии. Ведь пока что мы слишком зависимы от двигателей внутреннего сгорания и цен на ресурсы!»

HB-SIA – технические данные прототипа

  • Высота полета — 8 500 м
  • Наибольшая масса — 1 600 кг
  • Крейсерская скорость — 70 км/ч
  • Минимальная скорость — 35 км/ч
  • Размах крыла — 63,4 м
  • Площадь крыла — 200 кв.м
  • Длина — 21,85 м
  • Высота — 6,4 м
  • Мощность силовой установки — 4×7,35 кВт
  • Диаметр винтов силовой установки — 3,5 м
  • Масса аккумуляторов — 400 кг
  • КПД солнечных батарей (11 628 монокристаллов) – 22,5%

Имеет ли солнечная авиация будущее? Разумеется, обещает Боршберг. В 1903 году братья Райт были уверены, что пересечь Атлантику на самолете невозможно. А спустя 25 лет Чарльз Линдберг сумел долететь из Нью-Йорка в Париж. Еще столько же лет потребовалось на создание первого 100-местного авиалайнера. Команда Пикара и Боршберга находится только в начале пути, максимальная скорость рабочего прототипа — не более 70 километров в час. Но первый шаг уже сделан.

Читайте также:  В России появились мощные вертикальные пылесосы Jimmy со съемной перезаряжаемой батареей

Впрочем, в Solar Impulse уже знают, что будет дальше. В 2012-2013 годах прототип СОЛНЕЧНОГО САМОЛЕТА HB-SIB с обновленным оборудованием и постоянным давлением в кабине пилота должен совершить первое кругосветное путешествие на «солнечном крыле». Размах несущей поверхности составит около 80 метров — больше, чем у любого современного авиалайнера. Ожидается, что полет пройдет на высоте 12 километров. Правда, он не будет непрерывным. Для смены экипажа из двух пилотов потребуется пять посадок. Ведь полет при все еще невысокой линейной скорости займет более трех-четырех суток.

Как бы то ни было, проект Пикара вселяет оптимизм. Возможно, через пару десятилетий авиакомпании, наконец, перестанут повторять сакраментальную мантру о том, что скоро «нефть кончится». Кончится? Ну, и отлично. Будем летать не на керосине, а на солнечной энергии!

А я вам еще напомню про Атомный самолет, а так же узнайте из каких кубиков складывалась История дирижаблестроения

Кругосветка Solar Impulse 2: есть ли у самолётов на солнечных батареях будущее?

Швейцарская компания Solar Impulse взялась за проектирование уникального самолёта, генерация энергии для электродвигателей которого выполнялась за счёт солнечных панелей. Летательный аппарат массой 2,3 тонны и размахом крыльев 72 м с размещёнными на них и стабилизаторе фотоэлектрическими модулями приспособлены к неблагоприятными погодными условиям, повышенной облачности и полётам через турбулентные зоны.

В новостях 3DNews мы уже делились с читателями подробной информацией о разработке швейцарских инженеров — самолётах «HB-SIA» (Solar Impulse) и «HB-SIB» (Solar Impulse 2), их технических особенностях и планах разработчиков. И, судя по всему, с поставленной целью продемонстрировать перспективность использования самолётов с солнечными батареями на данном этапе Solar Impulse 2 справляется весьма успешно.

Разработчики отрапортовали о завершении четвёртого этапа кругосветного путешествия Solar Impulse 2, стартовавшего в ОАЭ, а затем переместившегося в Оман, Индию, а теперь и в Мьянму. Всего планируется осуществить 25 таких перелётов, на которые уйдёт в общей сложности примерно 5 месяцев. Средняя скорость Solar Impulse 2 во время четвёртого этапа кругосветки, стартовавшем в индийском аэропорту города Варанаси и завершившимся на взлётно-посадочной полосе аэропорта Мандалай в Мьянме, составила 105 км/ч. Это позволило пилоту одноместного летательного аппарата за 13 часов пребывания в воздухе преодолеть 1400 км.

Уже в ближайшие пару дней Solar Impulse 2 продолжит своё путешествие и направится в Китай, после которого ему придётся пересечь Тихий океан, осуществить посадку на Гавайях, в Финиксе и Нью-Йорке, а затем выдвинуться в сторону южной части европейского континента, преодолев Атлантику.

Накапливаемая 17 тыс. солнечных ячеек энергия, которыми покрыта основная часть корпуса Solar Impulse 2, позволила избавиться от зависимости летательных аппаратов от углеводородного топлива при длительных перелётах и преодолеть на данном этапе почти 35 тыс. км. В конечном же счёте самолёт с фотоэлектрическими панелями должен облететь земной шар и вернуться в Абу-Даби.

Solar Impulse 2 в общей сложности преодолел дистанцию в 4500 км и успел стать обладателем сразу нескольких мировых рекордов. На перелёт из Индии в Мьянму потребовалось около 20 часов, но сильный попутный ветер позволял на некоторых участках развить рекордную для летательного аппарата скорость в 216 км/ч. Прежде максимальная скорость перемещения Solar Impulse 2 не превышала отметку 175 км/ч.

Во время второго этапа пилоту удалось установить мировой рекорд максимальной дальности полёта самолёта на солнечных батареях — 1465 км, затратив на полёт 16 часов. Самое же результативное по длительности пребывание летательного аппарата в воздухе, двигатели которого питаются от энергии солнца, принадлежит Solar Impulse первого поколения и составляет 26 часов.

Кабина пилота Solar Impulse 2 позволяет трансформировать кресло в кровать для кратковременного отдыха. Ради экономии заряда аккумуляторов от обогрева/охлаждения кабины пришлось отказаться

Читайте также:  Умные тележки для супермаркета от Ford могут осуществлять экстренное торможение

Solar Impulse 2 оснащается 70-сильными электромоторами, которые позволяют ему подниматься на высоту до 12 тыс. метров и перемещаться со скоростью 140 км/ч без учёта попутного ветра. Однако пилот, как правило, придерживается высоты 8500–9000 метров, а средняя скорость электросамолёта находится в пределах 90–100 км/ч.

Solar Impulse завершил кругосветное путешествие


Solar Impulse

Кругосветное путешествие «солнечного самолёта» Solar Impulse 2 завершилось успехом. Два часа назад летательный аппарат сел в Абу-Даби, городе, из которого началась кругосветка. С марта 2015 года самолёт преодолел 42 тысячи километров, пролетел над двумя океанами и тремя морями. Его солнечные батареи сгенерировали 11000 кВт⋅ч электричества. За время перелета Solar Impulse 2 поставил 19 мировых рекордов.

Давайте вспомним, что происходило с проектом за этот год.

Пилотируемый самолёт на солнечных батареях Solar Impulse совершил свой первый полёт 7 апреля 2010 года в Швейцарии. Полуторатонный аппарат с размахом крыльев 63,5 метра в течение двух часов находился в небе, четыре его электрических двигателя использовали солнечную энергию от двенадцати тысяч солнечных батарей на крыльях. Уже в следующем году самолёт перелетел из Швейцарии в Бельгию за тринадцать часов, совершив свой первое международное путешествие. В 2013 году солнечный самолёт завершил перелёт через континентальную часть США, преодолев пять тысяч километров с несколькими посадками.

Уже опубликован монтаж видеозаписи посадки в Абу-Даби.

Самолёт ставил всё новые рекорды, но конструкторам и пилотам этого было мало: они собрали Solar Impulse 2, увеличив размах крыльев до 72 метров, массу до 2,3 тонн, количество солнечных батарей до 17 248 и скорость — с 50 до 140 км/ч. Именно этому самолёту предстояло совершить кругосветное путешествие.

Новая версия самолёта успешно завершила свой первый полёт в июне 2014 года. В процессе подготовки к кругосветному путешествию представители проекта ответили на вопросы читателей Гиктаймс, рассказав о графике полёта, «фишках» планеров, которые использует самолёт, распорядке дня пилотов, технических характеристиках и других важных фактах.

9 января 2015 года Solar Impulse 2 разобрали в Швейцарии на несколько частей и доставили в Абу-Даби с помощью Boeing 747. Этот город стал отправной точкой для путешествия из семнадцати перелётов, наполненного приключениями и опасностями.

20 января 2015 года команда Solar Impulse опубликовала маршрут кругосветного путешествия. Его планировали начать 1 марта. Путь должен был занять от 4 до 6 месяцев, из них в воздухе самолете должен был провести 25 дней и преодолеть расстояние в 35 000 километров. Маршрут сильно зависел от погодных условий и геополитической ситуации в некоторых регионах. За погодой и техническим состоянием самолёта пристально следил Центр управления полётом в Монако, где специалисты дважды в день пересчитывали все параметры путешествия.

Путешествие началось 9 марта 2015 года. Моментом истины для всей команды стал пятидневный перелёт через Тихий океан на расстояние 8 000 километров из китайского Нанкина на американские Гавайи. Окна для этого перелёта самолёт ждал несколько недель. К сожалению, перелёт совершили не с первой попытки — самолёт совершил вынужденную посадку в японском городе Нагоя. Уже на Гавайях из-за поломки батарей самолёт задержался на несколько месяцев — до весны 2016 года.

Второй этап перелёта через Тихий океан завершился 23 апреля 2016 года, когда самолёт приземлился у залива Сан-Франциско. Там его встретил Сергей Брин.

Самолётом по очереди управляли Бертран Пикар, швейцарский психиатр и воздухоплаватель в третьем поколении, и Андре Боршберг, военный пилот. Пока один из пилотов был за штурвалом, второй добирался до места очередной посадки самолёта другим путём.

Пилотам приходилось работать в очень сложных условиях. Объём неотапливаемого кокпита составлял 3,8 кубических метра — чуть больше телефонной будки. Поспать в таких условиях было сложно. На помощь пришли йога и самогипноз, позволяющие быстро войти в фазу глубокого сна — так пилот спал несколько раз в сутки по 15-20 минут.

Зато питание — 11-разовое, с одним приёмом горячей пищи, специально для проекта разработанное восемью учёными из Nestle. В сухпайки вошли бутилированная вода и кофе Nescafe. Масса еды на сутки составила 1,8 килограмма, энергия — 3,5 тысячи калорий. При этом масса всего груза, который пилот берёт на борт, включая кислородные баллоны, не должна была превышать 30 килограммов.

Читайте также:  Разработана умная зебра, способная самостоятельно обнаруживать пешеходов

Для тех, кто хочет немного проникнуться атмосферой полёта на Solar Impulse, команда подготовила 360-градусное видео из кабины и вне её на перелёте Севилья — Каир, предпоследнем этапе путешествия.

24 июля 2016 года самолёт под управлением Бертрана Пикара вылетел из аэропорта Каира, чтобы завершить последний, семнадцатый перелёт в рамках кругосветного путешествия и сесть в аэропорт Абу-Даби, где началось это путешествие. 26 июля самолёт успешно приземлился.

Проект Solar Impulse предназначен для того, чтобы подстегнуть разработчиков в самых разных сферах к использованию альтернативных экологичных видов энергии. Когда-то казалось невозможным взлететь аппарату тяжелее воздуха — но братья Райт доказали обратное. Буквально несколько лет назад казалось бредом, что самолёт сможет лететь без единой капли горючего — и Solar Impulse 2 доказал всем, что можно не просто подняться в воздух, но и совершить кругосветное путешествие в несколько этапов, самый длительный из которых занял пять дней беспрерывного полёта. В своём выступлении на Форуме «Открытые инновации» в октябре 2014 года Бертран Пикар сказал: «Юрий Гагарин совершил свой полет когда все считали это невозможным. Давайте будем вместе достигать невозможные цели!»

Solar Impulse – полет в будущее

  1. Самолет на солнечных батареях: эволюция идеи
  2. Успех швейцарских разработчиков
  3. Испытание в воздухе
  4. Перспективы и ожидания

Грядущее исчезновение углеводородов, и необходимость перехода на экологически чистые источники энергии, побуждает энтузиастов разрабатывать принципиально новую технику и технологии. Самолет на солнечных батареях стал прекрасным подтверждением перспективности использования альтернативной энергетики. Благодаря необычному дизайну, создается впечатление, что самолет прилетел к нам из будущего.

Самолет на солнечных батареях: эволюция идеи

Желание использовать солнечные батареи в качестве источника энергии для автономно движущихся устройств возникло давно, но успех реализации напрямую зависел от решения конкретных проблем. В случае с автомобилями все было относительно просто – необходимо было преодолеть чисто функциональные затруднения. Использование солнечной энергии в самолетостроении тормозилось проблемой сохранения аэродинамики летательного аппарата. Развитие технологий производства солнечных батарей позволило изготовлять более легкие, тонкие и гибкие детали.

Первый летальный аппарат появился еще в 1974 году. Создание опытного образца беспилотника фактически ознаменовало начало нового этапа развития самолетостроения. Первые образцы не имели достаточной мощности, но они продемонстрировали перспективы развития этого направления, и уже в начале следующего десятилетия появляется первый пилотируемый самолет на солнечных батареях. Запас хода аппарата приближался к 800 – 900 километрам. Уже тогда среди плюсов нового самолета отмечали длительность перелетов и возможность экономить на топливе.

Самолет на солнечных батареях Solar Impulse

К сожалению, современный уровень развития технологий еще не позволяет использовать такие самолеты для транспортировки большого количества людей или грузов. Невысокая производительность солнечных батарей также не позволяет создать вертолет на солнечных батареях.

Сэлфи с самолета на солнечных батареях Solar Impulse

Успех швейцарских разработчиков

В 2009 году Бертран Пикар презентовал разработку компании SolarImpulse­­ – новый прототип самолета способного совершить кругосветное путешествие. Летательный аппарат имеет четыре двигателя, которые работают на солнечной энергии. Общий вес самолета превысил 1,5 тонны. Цена проекта составила около 160 млн. долларов США, а в разработке аппарата принимали участие около 70 компаний.

Корпус самолета выполнен из полимерного волокна, который используют для изготовления гоночных болидов и космических кораблей. Повысить мощность самолета позволяют огромные крылья общей площадью 400 м кв. и длиной 63,4 м каждое. При таком большом размахе крыл длина корпуса составляет всего 21,85 м. Аппарат способен набирать скорость до 70 км в час и летать на высоте 8,5 км. Днем Соляр Импульс, поднимаясь в верхние слои атмосферы, не только подзаряжал аккумуляторы для ночного перелета, но и использовал энергию на работу двигателей.

Читайте также:  Google станет обладателем секретной технологии смарт-часов

Испытание в воздухе

Испытание самолета на солнечной энергии происходило во время кругосветного путешествия, которое длилось около 560 часов. Путешествие поделили на 12 дистанций. Максимальное время в воздухе составило 117 часов и 52 минуты. Презентация преследовала несколько целей. Во-первых, организаторы хотели привлечь внимание общественности к технологиям возобновляемой энергии. Во-вторых, продемонстрировать возможности подобных аппаратов в будущем. Несмотря на то, что размах крыльев граничит с рекордным показателем Airbus 380, Соляр Импульс предназначается только на одного пилота.

Перспективы и ожидания

Несмотря на маленькую грузоподъемность и относительно небольшую скорость, самолеты на солнечной энергии могут покорить рынок небольших летальных аппаратов. Подобный самолет привлекает внимание не только отсутствием вредных для окружающей среды выхлопов, но и минимальным коэффициентом потери энергии. В то время как обычная турбина теряет порядка 60% энергии в виде тепла, потери электродвигателей находятся в пределах 3%. В будущем возможно создание шатлов, которые будут заниматься доставкой грузов с Земли на космические станции. Успех подобных проектов будет зависеть от скорости развития технологии накопления и преобразования солнечной энергии. Изобретение новых сверхпрочных материалов и конструкций может повысить грузоподъемность подобных аппаратов. Это позволит сделать их использование рентабельным.

Как получить пропуск для поездок по городу и в область?

Перемещаться по городу на личном и общественном транспорте и ездить в область можно только при наличии цифрового пропуска. За разовое нарушение этого правила грозит штраф до 30 тыс. руб., за повторное нарушение – до 50 тыс. руб.

11 апреля 2020 г. указом мэра были утверждены правила оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по Москве и Московской области на личном и общественном транспорте 1 .

Что такое цифровой пропуск?

Цифровой пропуск – это буквенно-цифровой код, например 1104-ТREP-МО11-AYAY. Первые 4 цифры означают дату окончания действия пропуска, остальные 12 символов позволяют идентифицировать его владельца и цель поездки.

В каких случаях нужен пропуск и какие виды пропусков предусмотрены?

С 15 апреля в Москве введена пропускная система. Цифровой пропуск понадобится, если вы планируете передвигаться по городу на личном или общественном транспорте: на электросамокате, велосипеде, скутере, мотоцикле, автомобиле, такси, метро, МЦК, МЦД, пригородном железнодорожном или наземном общественном транспорте.

Обратите внимание: служба такси будет проверять наличие пропуска при заказе автомобиля.

Пропуск предусмотрен: для поездок, связанных с осуществлением трудовой деятельности; для поездок в медицинское учреждение; для поездок в других личных целях, допустимых при режиме повышенной готовности.

Пропуск на работу не ограничен маршрутом передвижения и выдается на срок до 30 апреля 2020 г. Самозанятые и те, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам, тоже имеют право получить многоразовый пропуск.

Разовый пропуск к врачу действует 1 день, но его можно оформлять неограниченное количество раз.

Пропуск для разовой поездки в иных целях может быть оформлен не более двух раз в течение недели. Такой пропуск понадобится, если вы планируете поехать в магазин, на дачу, на вокзал или хотите отвезти продукты пожилым родственникам на машине или общественном транспорте.

Для детей с 14 лет также придется получать пропуск.

Если в автомобиле передвигаются несколько пассажиров, пропуск должен быть у каждого.

Между Москвой и областью действует один пропуск. То есть для поездки по области можно использовать московский пропуск, и наоборот.

Жителям других субъектов РФ для посещения Москвы тоже необходимо получить цифровой пропуск.

Когда пропуск не понадобится?

Передвигаться пешком по-прежнему можно без пропуска. Но при этом нужно соблюдать установленные указом мэра правила: можно дойти до ближайшего магазина и аптеки, вынести мусор и выгулять собаку около дома 2 .

По городу без цифрового пропуска можно передвигаться только при предъявлении служебного удостоверения: удостоверения личности военнослужащего, государственных и муниципальных служащих и лиц, занимающих государственные и муниципальные должности; удостоверения судьи, адвоката, нотариуса, включая их помощников; редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста; удостоверения частного охранника или личной карточки охранника. Их пассажирам и водителям потребуются пропуска.

Читайте также:  В России появится инвалидная коляска, управляемая взглядом

За цифровой пропуск придется платить?

Пропуск выдается бесплатно. Если вам предлагают его купить, будьте осторожны – это мошенники. Сообщите об этом в правоохранительные органы.

Как получить пропуск?

Пропуск можно получить на сайте mos.ru, по СМС на номер 7377 и по телефону +7 (495) 777-77-77. Жители Подмосковья могут оформить пропуск на портале uslugi.mosreg.ru или через мобильное приложение «Госуслуги СТОП Коронавирус».

Пропуск оформляется оперативно. Ждать завершения межведомственных проверок не потребуется.

Какие данные нужно указать при оформлении пропуска?

Перечень сведений зависит от вида пропуска. Для получения цифрового пропуска работника необходимо указать: Ф.И.О., паспортные данные, номер телефона, электронную почту, наименование организации и ее ИНН. При оформлении пропуска для посещения медорганизации потребуются: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, номер телефона, электронная почта, адреса отправления и назначения, наименование медорганизации. При оформлении пропуска для разового передвижения в иных целях нужно указать: Ф.И.О., паспортные данные, номер телефона, электронную почту, цель передвижения, адреса отправления и назначения.

Если для поездок планируется использовать личный или служебный автомобиль, то в заявке надо написать его регистрационный номер, а если общественный транспорт – номер карты «Тройка» или «Стрелка» (при наличии).

Фотография для оформления пропуска не потребуется.

Как оформить пропуск через портал mos.ru?

Нужно выбрать на сайте услугу «Получение цифрового пропуска на передвижение по городу», внести данные и отправить заявку.

Зарегистрированным пользователям достаточно указать сведения, касающиеся пропуска, остальные данные автоматически подгрузятся из личного кабинета. Незарегистрированные пользователи могут воспользоваться альтернативными способами авторизации через gosuslugi.ru, Сбербанк, соцсети либо зарегистрироваться и создать личный кабинет.

После отправки заявки система ее обработает и сформирует код, который необходимо сохранить (записать, сфотографировать или сделать скриншот). Одновременно пропуск будет направлен на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Из-за высокой нагрузки на сервер возможно увеличение времени ожидания ответа по пропуску. В таком случае можно подать заявку позже или воспользоваться другими способами получения пропуска – оформить его по телефону +7 (495) 777-77-77 или с помощью СМС на короткий номер 7377.

Можно ли из своего личного кабинета на портале оформить пропуск на родственника?

Нет, каждый гражданин должен самостоятельно оформлять на себя пропуск.

Как оформить пропуск по телефону?

Следует позвонить в единую справочную службу Правительства Москвы по номеру +7 (495) 777-77-77. Оператор запросит необходимую информацию и продиктует код. Его необходимо записать, чтобы сообщить патрульным службам при проверке.

Как оформить пропуск через СМС?

Нужно отправить заявку на короткий номер 7377. В сообщении необходимо будет указать код цели пропуска: 1 – пропуск для работающих, 2 – разовая поездка для посещения медицинской организации, 3 – разовая поездка в иных целях. Также нужно будет указать код документа, удостоверяющего личность: 1 – паспорт гражданина РФ; 2 – иностранный паспорт; 3 – иной документ.

Если оформляется цифровой пропуск для работающих, то сообщение будет выглядеть так: пропуск * код цели * код документа, удостоверяющего личность * серия паспорта (если есть) * номер паспорта * номер машины (если используется) * номер карты «Тройка» (при наличии) * номер карты «Стрелка» (при наличии) * ИНН организации * краткое наименование организации.

Пример: Пропуск*1*1*1234*123456*Р063ОП177***1234567890*ООО Солнышко

Чтобы получить пропуск для разовой поездки в медорганизацию, нужно отправить такое сообщение: пропуск * код цели * код документа, удостоверяющего личность * серия паспорта (если есть) * номер паспорта * дата рождения (через точку) * номер машины (если используется) * номер карты «Тройка» (при наличии) * номер карты «Стрелка» (при наличии) * краткое наименование медицинской организации.

Пример: Пропуск*2*1*1234*123456*15.04.1981***44443333111*ГКБ Боткина

Чтобы получить пропуск для разовой поездки в иных целях, нужно отправить следующее сообщение: пропуск * код цели * код документа, удостоверяющего личность * серия паспорта (если есть) * номер паспорта * номер машины (если используется) * номер карты «Тройка» (при наличии) * номер карты «Стрелка» (при наличии) * цель выхода (максимум 20 символов) * адрес пункта назначения.

Пример: Пропуск*3*1*1234*123456**1111222333**на дачу*Горки, Ленина, 11

Для указания госномера автомобиля следует использовать русскую раскладку клавиатуры. Если автомобиль или карты «Тройка» и «Стрелка» не используются, то между символами ** ничего не указывается, но символы обязательны.

Читайте также:  Представлена новая электрическая модель грузовика от Volvo

При правильном заполнении заявки цифровой код придет в ответном СМС. Если код не пришел, нужно проверить корректность введенной информации, формат сообщения и попробовать снова. Также можно воспользоваться другими способами подачи заявки.

Какой адрес указать при оформлении пропуска?

При оформлении пропуска необходимо указывать адрес проживания, если он отличается от адреса регистрации или прописки.

Можно ли получить пропуск, если нет прописки или регистрации в Москве?

В таком случае при оформлении пропуска в строке «адрес» необходимо указать адрес проживания.

Можно ли выбрать дату, на которую будет оформлен пропуск?

При оформлении разового пропуска для посещения медучреждения или для передвижения в иных целях можно выбрать дату из числа ближайших трех дней (сегодня, завтра, послезавтра). Если пропуск оформляется по телефону, то дату можно сообщить оператору. В формате СМС указание даты не предусмотрено.

Могут ли отказать в выдаче пропуска или аннулировать выданный?

Пропуск не выдадут, если в запросе будут указаны неполные или недостоверные сведения. При отказе нужно перепроверить корректность данных и подать новый запрос.

Прекратить действие оформленного цифрового пропуска могут в следующих случаях:

  • выявлен факт представления недостоверных сведений при оформлении пропуска;
  • пропуск использован с нарушением установленных требований;
  • нарушены правила соблюдения режима повышенной готовности.

Какие документы нужно иметь при себе во время передвижения по городу?

  • Документ, удостоверяющий личность, который был указан в заявке при оформлении цифрового пропуска.
  • Код цифрового пропуска – записанный на бумаге, сфотографированный или сохраненный в телефоне.

Кто может проверить наличие цифрового пропуска?

Пропуск нужно будет предъявить представителям органов, осуществляющих контроль за соблюдением правил самоизоляции: сотрудникам полиции, в том числе полиции на транспорте, Госавтоинспекции по г. Москве, должностным лицам объединения административно-технических инспекций столицы и т.п. Также запросить код пропуска может служба такси при заказе автомобиля.

Предусмотрен ли штраф за передвижение по городу без пропуска?

Отсутствие пропуска во время задержания в пути повлечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное правонарушение будет наложен штраф в размере от 15 тыс. до 50 тыс. руб.

Нарушение режима самоизоляции с использованием транспортного средства влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб. Машина может быть задержана сотрудниками ГИБДД и перемещена на спецстоянку.

Как будут защищены персональные данные граждан?

Хранение и обработка данных, которые собираются для выдачи пропусков, будут осуществляться в соответствии с нормами Закона о персональных данных. Когда прекратит действовать режим повышенной готовности, информация о выданных пропусках будет уничтожена.

Куда звонить, если возникли вопросы?

Получить консультацию по вопросам, связанным с цифровыми пропусками, можно по номеру телефона единой справочной службы Правительства Москвы +7 (495) 777-77-77. Звонки принимаются круглосуточно.

1 Указ мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повещенной готовности в городе Москве».

2 Указ мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Почему москвичам не удается продлить цифровые разрешения

Некоторые москвичи не смогли продлить свои цифровые пропуска, а между тем власти бросают дополнительные силы на поиск нарушителей режима самоизоляции. 4 мая — последний день, когда горожане могут продлить цифровые разрешения для поездок на работу, но некоторые из них безуспешно пытаются это сделать в течение нескольких дней. А у кого-то пропуска автоматически аннулируются. Из-за этого работающие москвичи рискуют ежедневно получать штрафы в 5 тыс. руб. Причем власти следят за нарушителями теперь не только силами полицейских и уличных камер, но еще и с помощью беспилотников. Почему горожанам не удается продлить пропуска? И есть ли у них шанс передвигаться по городу без штрафов? Разбирался Владислав Викторов и Владимир Расулов.

Почти месяц в Москве и Подмосковье действует пропускной режим. Без специального документа горожане не могут покидать свои дома, разве что только для походов в ближайшие магазины. В некотором смысле цифровые пропуска стали единственным легальным способом уйти от своего дома дальше чем на 100 м, тем более что и оформить их было довольно легко. Казалось, что и продлить разрешения на поездки на работу будет просто, но на практике все оказалось иначе.

Читайте также:  Появился робот, имитирующий птицу колибри
Как в Москве и Подмосковье предотвращают распространение коронавируса

Столичный адвокат Марина Ивлиева рассказала “Ъ FM”, что уже несколько дней безуспешно пытается это сделать: «Система мне выдала: “Обратитесь к своему работодателю. Мы продлить пропуск вам не можем”. Но у меня нет работодателя, я состою в общественной организации, в адвокатском бюро. Поэтому я стала еще внимательнее читать, поняла, что теперь нужно вводить не паспорт, а номер адвокатского удостоверения. Я попытаюсь или продлить старый пропуск, или заново получить, введя номер адвокатского удостоверения».

На машине без такого документа доехать до офиса и не получить штраф невозможно. 2,5 тыс. камер ежедневно должны автоматически фиксировать нарушения. На прошлой неделе некоторые москвичи уже начали получать штрафы в 5 тыс. руб., иногда даже те, у кого были пропуска. Но в последнее время люди начали сталкиваться с тем, что у них просто аннулируются документы, причем нередко по абсурдным причинам, как, например, у супруга москвички Наталии Павловой: «Завели номер пропуска для проверки, оказывается, пропуск аннулирован, причина — человек с признаками ОРВИ нарушил режим изоляции. Но дело в том, что мой муж к врачам не обращался, слава богу, жив и здоров. Мы позвонили на горячую линию, в итоге оператор нам посоветовал оформить пропуск по новой, что мы и сделали. Пока что с 1 мая второй пропуск действителен».

Когда пропускной режим только ввели, с аннуляцией документов столкнулись больше 200 тыс. столичных индивидуальных предпринимателей. Позже в департаменте информационных технологий ошибку исправили. Но сейчас проблемы возникают и у самозанятых, говорит москвичка Ольга Чернякова: «Мне выдало: “Невозможно продлить, обращайтесь к своему работодателю или в отдел кадров”. Я позвонила на стопкоронавирус.рф, в техническую поддержку mos.ru, но до сих пор продлить свой пропуск не могу. Система не дает ни получить новый, ни продлить старый. В первый раз, когда я оформляла, получение документа заняло буквально две минуты».

Как карантин перешел в праздник

Впрочем, не всем москвичам на этой неделе нужно ездить на работу. Помимо того, что Владимир Путин объявил дни до 11 мая нерабочими, это еще и период майских праздников. Традиционно это время у всех ассоциируется с шашлыками на природе. Но чтобы горожане не устраивали пикники в столичных парках, Росгвардия запустила беспилотники, которые будут следить за горожанами, сообщил начальник пресс-службы Центрального округа Росгвардии Илья Кренжель: «В период майских праздников в Москве и Московской области подразделения Центрального округа Росгвардии для мониторинга обстановки в лесопарковых зонах используют вертолет и беспилотные комплексы видеонаблюдения.

Информация о нарушениях ограничительных мер, полученная с воздуха, передается сотрудникам для принятия мер реагирования и проведения разъяснительной работы с гражданами.

В эти дни во всех субъектах Центрального федерального округа увеличено количество патрулей Росгвардии».

Не удастся скрыться от властей и на столичных пляжах — во-первых, их все перекрыли, а во-вторых, установили там дополнительные камеры видеонаблюдения, сообщили в московской мэрии. Впрочем, если горожане и дальше будут сталкиваться с проблемами при оформлении пропусков, то не исключено, что штрафы начнут приходить и тем, кто вовсе не собирался нарушать самоизоляцию.

Как, кому и зачем надо получать электронные пропуска в Москве и Подмосковье

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что при необходимости столичные власти могут ужесточить действующий в городе режим самоизоляции. Например, если потребуется сократить поток людей на дорогах и в метро, то власти будут выдавать меньше цифровых пропусков. Сейчас для перемещения по городу в личных целях горожане могут получать разрешения два раза в неделю.

Ссылка на основную публикацию