Китайскими инженерами разработан беспилотный автобус на электроприводе

Стало известно, что собой представляет первый беспилотный автобус

Этот далеко поедет!

Недавно в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» впервые протестировали беспилотный электробус. Сингапурская разработка способна развивать скорость до 40 кмч и имеет запас хода в 180 км. Ожидается, что уже в июне он начнет курсировать по индустриальному парку и перевозить по его территории сотрудников и гостей. Проект еще находится на стадии испытаний, но уже подает большие надежды на возможность появления инновационного направления машиностроения в нашей стране. В тестовом заезде поучаствовали корреспонденты «Р».

Индустриальный парк «Великий камень» используется как тестовая площадка для испытаний беспилотного электробуса с начала мая.

Судно без капитана

Наладкой работы беспилотников в индустриальном парке занимается ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование» – резидент «Великого камня». Согласно заключенному договору с СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» это предприятие занимается созданием центра разработки беспилотных автомобилей.

Вблизи дизайн беспилотного транспорта выглядит минималистично и имеет плавный контур. Инженер-конструктор компании «Интеллектуальное оборудование» Илья Новик пояснил, что у транспорта есть два режима: полноценный автопилот (руль снимается, в кабине остаются только места для сидения) и автопилот с установленным рулем (оператор может вносить коррективы в маршрут транспорта при необходимости, но едет он сам). Автопилот с установленным рулем на данном этапе необходим, ведь сейчас идет еще только ранняя стадия тестирования.

Для тестов отвели специальный «полигон» — пересечение улиц Бирюзовой и Рубиновой в парке. Здесь нет другого транспорта, людей – тоже. Перед стартом команда китайских специалистов установила руль, а потом около 20 минут мы ждали, пока на удаленном сервере (расположенном, кстати, где-то в Китае) одобрят наш маршрут.

Далее, пройдя инструктаж, поднимаемся на борт вместе с техническим персоналом. К слову, «на разогреве» первые пять минут управлять беспилотником все еще нужно: датчики и камеры шаттла должны сработаться с заданным маршрутом. После того как все системы начнут функционировать согласованно, начинается самое интересное. Водитель отпускает руль, и… мы все равно едем в нужном направлении. Плавный вход в повороты, обычное прямое движение, смена полос – беспилотник делает все самостоятельно. Необычное ощущение.

Электробус действительно способен разогнаться до 40 км/час, но рекомендованная эксплуатационная скорость ниже — около 25 км/час. С ней мы и двигались. Заявленный запас хода достигает 180 км, а полностью новинка заряжается за 4 часа. Ход плавный и размеренный, будто идешь пешком. Спокойно успеваешь полюбоваться пейзажами на ходу.

Закончив свою непродолжительную, но необычную поездку, могу с уверенностью сказать, что этот опыт мало чем отличается от поездки на обычном автобусе. За исключением, конечно, отсутствующего в кабине водителя. Интересно, насколько необычно будет проехать на беспилотнике по скоростной трассе с какими-нибудь 120 км/ч? Но об этом — в скором или не очень скором будущем.

Во время тестов в беспилотном транспорте устанавливают руль — мера безопасности.

Дорога для испытаний

Заместитель генерального директора компании «Интеллектуальное оборудование» в Беларуси Селия Цзэн рассказала, что индустриальный парк используется как тестовая площадка для испытаний беспилотного транспорта с начала мая. Тестирование новой технологии проходит совместно с УГАИ Минской области. Для этого выделен участок дороги со специальным обустройством. После того как технологию обкатают и испытания подтвердят безопасность, возможным станет отправить аппарат на действующие дороги парка. Ожидается, что соответствующее заключение ГАИ будет получено в июне. Также Селия Цзэн рассказала мне, что компания вскоре создаст в парке зарядную инфраструктуру.

Читайте также:  Представлен новый городской автобус на электроприводе

— В июне на дорогах парка будет один беспилотный электробус. После удачных испытаний рассматриваем возможность привезти еще несколько таких авто. Это также зависит от спроса.

Кстати, в Китае такой транспорт уже применяется в индустриальных парках. Есть и ряд других разрешенных мест для использования беспилотников. Эксплуатация их у нас во многом будет упираться в обновление законодательства, а также в успешность проведения испытаний.

Перед пуском проводят калибровку всех систем.

Умная начинка

Следует отметить, несмотря на то что электробус беспилотный, специалист техподдержки на борту все же предусмотрен. В его функции будет входить устранение возможных неполадок. Передвигается электробус за счет координат, которые ему указывает система глобального позиционирования (GPS) с использованием метода кинематической спутниковой навигации (RTK). Также в беспилотнике есть умные камеры, датчики и радар, которые контролируют его ход движения на всем пути. Илья Новик подробнее ознакомил с начинкой устройства:

— Здесь есть оптическая система LIDAR, которая дает возможность беспилотнику создавать объемную карту местности, позволяющую искусственному интеллекту определять положение предметов в пространстве. Сверху установлена камера, которая способна определить объект перед нами на маршруте, будь то препятствие или даже человек, – для каждого объекта у транспорта свой алгоритм поведения. К слову, если перед нами человек, машина будет вести себя крайне осторожно и просчитает, когда следует аккуратно затормозить. Также есть парктроник – датчик, определяющий расстояние на более близких дистанциях. Некоторые системы дублируют друг друга, в комплексе это повышает точность работы беспилотного транспорта.

Минималистичный дизайн и плавные изгибы — ничего лишнего.

Когда дело дойдет до эксплуатации, то, чтобы датчики и GPS беспилотника работали на должном уровне, будет развернута 5G-сеть. Ожидается, что это произойдет во втором полугодии 2020 года. Связь нового поколения обеспечит взаимодействие между дорогой и электробусом максимально эффективно.

Кроме того, для лучшей адаптации и повышения уровня локализации работы беспилотного транспорта в нашей стране компания «Интеллектуальное оборудование» рассматривает возможность использовать опыт белорусских компаний, которые предоставляют аналогичные программные сервисы. Также будет осуществляться сотрудничество с резидентами парка и НАН.

Зарядка перед стартом.

КОМПЕТЕНТНО

Михаил АКУЛИЧ, начальник УГАИ УВД Миноблисполкома:

— Для испытания беспилотного транспорта в «Великом камне» мы разработали схему движения. В ней учли предложения представителей индустриального парка о том, где бы они хотели организовать тестирование, согласовали ограничение движения на этих участках дороги.

Хочу заметить, что инфраструктура парка, как и заявлялось на стадии его проектирования, создается с применением новых и прогрессивных решений в части организации дорожного движения. В «Великом камне» можно без проблем организовать условия для испытания беспилотного транспорта. Это самое лучшее место для тестирования на данный момент в стране.

Что касается вопроса о том, когда на дорогах общего пользования может появиться беспилотный транспорт, обращаю внимание, что у нас пока нет соответствующего законодательства. Нормы наших законов не предусматривают участие в дорожном движении беспилотных транспортных средств. Да, в мире уже более 10 лет проходят коммерческие испытания беспилотного транспорта. Мы тоже стали на этот путь и приветствуем инициативы парка. УГАИ УВД Минобл­исполкома будет участвовать во всех от нас зависящих мероприятиях. Сейчас мы изучаем все открытые источники и практики применения беспилотного транспорта.

Читайте также:  Российскими космонавтами на поверхности МКС обнаружены бактерии

Для высокоавтоматизированных авто введут штрафы, техосмотр и тарифы ОСАГО

Первые по-настоящему беспилотные автомобили — без контроля со стороны инженера-испытателя на водительском сиденье — появятся на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов уже в 2021 году. Это предусматривает подготовленный Минтрансом правительственный план по развитию высокоавтоматизированного транспорта. Одновременно предстоит разработать и принять нормативные акты, определяющие предельные тарифы ОСАГО, периодичность прохождения техосмотра, штрафы для нового вида транспорта. Одним из «дискуссионных» остается вопрос, кто будет нести ответственность в случае, если беспилотник нарушит правила дорожного движения или станет виновником ДТП.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов утвердил «комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) без присутствия инженера-испытателя в салоне», сообщили в Минтрансе. Документ, разработанный по поручению президента Владимира Путина, пока не опубликован. Однако “Ъ” ознакомился с текстом.

Напомним, с 2019 года, согласно постановлению правительства №1415, в 13 регионах проводятся испытания беспилотных авто с инженером-испытателем, контролирующим процесс с водительского кресла. Эксперимент продлится до марта 2022 года, сейчас идет сбор и анализ данных. По новому плану во втором квартале 2021 года в «отдельных субъектах» создадут «условия» по допуску на дороги беспилотных автомобилей, которые смогут передвигаться без человека в салоне. Перечень регионов еще не утвержден, пояснили “Ъ” в Минтрансе: «Вероятно, в первую очередь это будут территории, где эксперимент проводится наиболее продолжительное время,— Москва, Санкт-Петербург, Татарстан». В постановление №1415 внесут коррективы, согласно которым эксперимент продолжится и после 2022 года. При этом будут созданы «дополнительные условия для более продвинутых вариантов опытной эксплуатации ВАТС», пояснил “Ъ” директор департамента цифрового развития Минтранса Дмитрий Баканов.

Документ установит требования к перевозке пассажиров и грузов, к обязательному наличию ОСАГО (в частности, предельные тарифы для нового вида транспорта), периодичности прохождения техосмотра. После принятия базового закона правительство разработает поправки к ПДД (в действующих правилах беспилотники не упоминаются), порядок расследования ДТП с участием беспилотных авто, правила перевозки пассажиров и грузов, правила аккредитации операторов ТО для диагностики нового вида транспорта. Планируются и поправки к КоАП с санкциями за нарушение правил эксплуатации беспилотных машин. Сейчас, напомним, санкции направлены против водителя или владельца транспортного средства. Однако кто будет наказан за нарушение (или в ДТП) в случае с беспилотником, пока неясно. «Вопрос определения ответственности является дискуссионным и требует глубокой проработки,— пояснили “Ъ” в Минтрансе.— Механизм определения субъекта правонарушения должен быть гибким и учитывать различные аспекты эксплуатации ВАТС».

Как беспилотники повлияют на рынок перевозок

Рассчитанный до 2024 года план готовился с учетом позиции МВД, Минфина, Минэкономразвития, Минюста, Минцифры, Минпромторга, МИДа, МЧС, ФСО, ФСБ, Банка России, Росстандарта, рассказали в Минтрансе. Привлекались специалисты Российского союза автостраховщиков (РСА), «Яндекса», КАМАЗа, «Сбера», группы ГАЗ, ПАО «Газпром нефть».

Беспилотные автомобили «Яндекса» (их 160 штук) уже могут двигаться в полностью автономном режиме, рассказали “Ъ” в компании. «В условиях небольшого города, например Иннополиса (город-спутник Казани.— “Ъ” ), наши автомобили более двух лет совершают поездки с инженером-испытателем на пассажирском сиденье,— поясняют в “Яндексе”.— В ряде других локаций также возможно постепенное исключение страхующего инженера из управления». В компании также пояснили, что беспилотные авто «фиксируют все происходящее вокруг с помощью камер и сенсоров, сохраняя информацию о поездке» — это может помочь восстановить картину при расследовании аварий. «Вопрос определения субъекта ответственности (в случае нарушения правил.— “Ъ” ) сейчас стоит на повестке регуляторов всех стран мира,— заявили “Ъ” в пресс-службе “Сбера”. — Как и в случае с авариями обычных машин, единого ответа на вопрос о том, кто виноват, нет».

Читайте также:  Разработана система искусственного интеллекта, способная управлять роботизированной рукой.

Оценить влияние таких перемен на страховые тарифы пока сложно, говорит господин Уфимцев, поскольку непонятно, как часто они будут попадать в ДТП. Сейчас тарифный коридор не предполагает использования автомобиля без водителя, говорят в РСА, а для страховщика это, очевидно, будет «весомым фактором при определении премии».

Динамично развивающиеся технологии не должны быть слишком зарегулированными, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: нормативную базу вообще лучше пока не трогать, продолжая собирать данные в рамках действующего эксперимента. Разработчики плана не подумали о судьбе водителей, которые могут потерять работу после появления беспилотников, добавил господин Шкуматов. В транспортной отрасли, по его оценкам, трудится около 8 млн человек. Разрабатывать правила ТО для нового вида транспорта рано на фоне «неразберихи и хаоса» в области техосмотра для традиционных авто, считает председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов. «Сначала следует разобраться с базовыми вещами в области безопасности движения, а потом уже смотреть в перспективных направлениях»,— говорит господин Ахъядов.

Компания Baidu выведет флот беспилотных автобусов на улицы китайских городов

В настоящий момент флот автономных автобусов Baidu уже насчитывает 100 экземпляров

Baidu окрестила свои автобусы Apolong в честь платформы автономного передвижения Apollo, разработанной китайской компанией. Беспилотники способны перевозить до 14 пассажиров. Они будут использоваться, в основном, в туристических зонах, аэропортах и на других огражденных и хорошо контролируемых участках.

Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.

Об этом сообщает TechCrunch.

Система Apollo обладает 4 уровнем автономности по классификации Сообщества автомобильных инженеров SAE. То есть оснащенные ею автобусы могут передвигаться без какого-либо вмешательства со стороны человека, но возможность перехода на ручное управление все же предусмотрена.

В нынешнем году Baidu планирует запустить свой проект в нескольких китайских городах, в том числе в Пекине, Шэньчжэне, и Ухане. В начале следующего года компания планирует отправить свои автобусы в Японию.

А вот разрабатывать собственные автономные автомобили компания не собирается. Сама платформа, позволяющая превращать обычные авто в беспилотники, интересует ее куда больше. Baidu полагает, что ее технология поможет Китаю стать лидером в сфере автономного передвижения.

  • Теги:
  • baidu
  • автомобили-беспилотники
  • поделиться в Facebook
  • твитнуть
  • отправить в Telegram
  • отправить в Viber
  • отправить в Whatsapp
  • отправить в Messenger

  • Новости
  • Мнения
  • Рейтинги
  • Спецтемы
  • Длинный фокус
  • Авторы

Подпишись с другом! -10% каждому

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО “ФОКУС МЕДИА”. Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО “ФОКУС МЕДИА” — запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

FOCUS.UA — больше чем просто новости.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА “Українські Новини”, в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство “Интерфакс-Украина”, не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Читайте также:  Apple Watch вызвали скорую помощь для своей хозяйки

Материалы с плашками “Р”, “Новости партнеров”, “Новости компаний”, “Новости партий”, “Инновации”, “Позиция”, “Спецпроект при поддержке” публикуются на коммерческой основе.

Беспилотник НАМИ Шатл: автобус времени

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет — сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса — значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник — это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура — это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях — в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Двенадцатиместный Шатл — лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа — от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла — переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса — и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально — до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы — покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность — 2000 циклов зарядки-разрядки.

Читайте также:  Специалисты компании Интелтех создали систему связи для морских судов

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы — за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева — при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция — и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения — вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик. И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота, в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия — с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом — стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные — достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».

КамАЗ показал в работе свои беспилотные автобусы: рассматриваем вместе

Руководители компании КамАЗ провели официальную презентацию своих новых автобусов, оборудованных системой автономного вождения, в Казани. На мероприятии была представлена электрическая новинка под названием КамАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. Стоит напомнить, что впервые макет данной модели был показан еще в 2016 году, а спустя 2 года инженеры компании представили уже полноценные прообразы.

К слову, готовые образцы 2018 года сильно отличаются от макетов двухлетней давности. Дизайнеры полностью пересмотрели остекление кузова, головное освещение и устанавливаемые панели. В итоге, новинка теперь выглядит, как небольшой «вагончик» с раздвижными дверями и очень просторным салоном. Внутри автомобиля могут разместиться до 12 пассажиров.

Читайте также:  Разработаны приложения для смартфонов, меняющие реальность

Нужно отметить, что этот беспилотник отечественного производства был разработан инженерами Камского завода и специалистами ФГУП «НАМИ». Интересно, что специалисты из НАМИ занимались лично разработкой интеллектуальной системы.

Итак, электрический автобус Ш.А.Т.Л. относится к категории М2. Он предназначен специально для передвижения по дорогам с твердым покрытием. Дополнительно его необходимо оснащать дорожными картами и навигационной системой для построения маршрутов.

Презентация беспилотного автобуса КАМАЗ-1221 ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика) прошла 12 июня в Казани. Снабженная искусственным интеллектом электрическая машина способна ездить со скоростью 110 км/ч!

О беспилотной маршрутке, которую совместно разрабатывают НАМИ и КАМАЗ, «За рулем» рассказывал в 2016 году, а летом прошлого года на экспериментальной машине прокатился премьер-министр Дмитрий Медведев. Теперь же в Казани разработчики показали прототип с обновленным дизайном, а протестировать его приехал президент Татарстана Рустам Минниханов. Пробная поездка проходила по закрытой огороженной территории: автобус проехал 650 метров по песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки со скоростью 10 км/ч, хотя его максимальная скорость составляет 110 км/ч. Увы, разгоняться быстрее пока нельзя, так как в России отсутствует законодательство, регулирующее движение беспилотного транспорта, и это, по словам разработчиков, главный сдерживающий фактор широкого распространения автономных машин.

Автобус КАМАЗ, напомним, не имеет руля и педалей, движение происходит исключительно в автономном режиме под контролем искусственного интеллекта. Кузов — это рама из алюминиевого сплава, обшитая композитными панелями. Пассажиры сидят в салоне друг напротив друга, допускается также ехать стоя.

Серийное производство этих автобусов, по словам заместителя гендиректора по развитию КАМАЗа Ирека Гумерова, которого цитирует ТАСС, может начаться в 2021–2022 годах. Первые серийные образцы будут эксплуатироваться на закрытых территориях с повышенными мерами безопасности, а на дороги общего пользования беспилотные автобусы КАМАЗ выйдут ориентировочно к 2030 году.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

КАМАЗ представил беспилотный автобус «Шатл»

ПАО «КАМАЗ» провел в Казани демонстрацию прототипов беспилотных электробусов.

В мероприятииприняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов и заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по развитию Ирек Гумеров. Гостям продемонстрировали видеоролик об истории создания беспилотного транспортного средства КАМАЗ-1221 «Ш.А.Т.Л.». Название автобуса представляет собой аббревиатуру: Широко Адаптивная Транспортная Логистика. О перспективах камазовских беспилотников в России рассказали Ирек Гумерови заместитель генерального директора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко, сообщают«Вести КАМАЗа».

Беспилотный электробус был продемонстрирован в статическом и динамическом режимах. Для показа возможностей ШАТЛа в динамическом режиме был определён путь, расположенный внутри огороженной по периметру закрытой территории. Длина специального пути на песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки составила 650 метров. Скорость движения ШАТЛа при демонстрации – до 10 км/час. Зрители смогли ознакомиться с инновационной конструкцией, футуристическим дизайном и концепцией применения транспортного средства. источник: sdelanounas.ru

Жителям домов, расположенных вдоль улицы Сибгата Хакима, повезло увидеть транспорт будущего.

Разработанное «КАМАЗом» совместно с «НАМИ» беспилотное транспортное средство особо малого класса ШАТЛ категории М2 предназначено для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.

Беспилотник КАМАЗ-1221 ШАТЛ останавливается для посадки и высадки пассажиров в точках, определённых службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.

Читайте также:  Россияне вскоре перейдут на электронные паспорта

Кузов ШАТЛа выполнен из композитных материалов, рама изготовлена с использованием алюминиевых материалов.

«В нашем новом транспортном средстве соединяются все мировые тренды: современный внешний вид, передовые технологии», — обьяснил Ирек Гумеров.

«Я ездил на подобном в Сингапуре, могу отметить, что наш автобус гораздо лучше, поздравляю его создателей», — поделился впечатлениями РустАм Минниханов сразу после поездки. Фото и видеоотчет он, как один из самых активных блогеров государственного уровня, сразу же транслировал в свои аккаунты в соцсетях

Платформой для передачи сигнала 5G-модемов, установленных на электробусах, выступила пилотная зона сети пятого поколения «МегаФона». Одновременно на сервер «КАМАЗа» в онлайн-режиме поступает телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эта информация собирается с сотен датчиков, установленных в беспилотнике. Задача организации удалённого управления беспилотным электробусом потребовала оперативного развертывания сети 5G на тестовой трассе в Казани. Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удалённого объекта. Высокая ёмкость сетей пятого поколения в сочетании с минимальными задержками сигнала в будущем помогут оперативно решать вопросы оптимизации транспортных потоков.

«МегаФон» вместе с командой «КАМАЗа» продемонстрировали прикладное применение сетей пятого поколения. Данные с электробуса через мобильный интернет передаются в диспетчерский пункт со скоростью 1,2 Гбит/с стабильно с минимальной задержкой 6-8 миллисекунд.

КамАЗ показал в работе свои беспилотные автобусы

Руководители компании КамАЗ провели официальную презентацию своих новых автобусов, оборудованных системой автономного вождения, в Казани. На мероприятии была представлена электрическая новинка под названием КамАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. Стоит напомнить, что впервые макет данной модели был показан еще в 2016 году, а спустя 2 года инженеры компании представили уже полноценные прообразы.

К слову, готовые образцы 2018 года сильно отличаются от макетов двухлетней давности. Дизайнеры полностью пересмотрели остекление кузова, головное освещение и устанавливаемые панели. В итоге, новинка теперь выглядит, как небольшой «вагончик» с раздвижными дверями и очень просторным салоном. Внутри автомобиля могут разместиться до 12 пассажиров.

Нужно отметить, что этот беспилотник отечественного производства был разработан инженерами Камского завода и специалистами ФГУП «НАМИ». Интересно, что специалисты из НАМИ занимались лично разработкой интеллектуальной системы.

Итак, электрический автобус Ш.А.Т.Л. относится к категории М2. Он предназначен специально для передвижения по дорогам с твердым покрытием. Дополнительно его необходимо оснащать дорожными картами и навигационной системой для построения маршрутов.

Видео

Для того чтобы снизить вес готового изделия, специалисты при создании кузова использовали современные композитные материалы, а главная рама выполнена из легкого алюминия. Стоит отметить, что из таких же материалов в будущем можно выпускать и небольшие грузовики с системой автономного вождения.

Во время небольшого тест-драйва, Ш.А.Т.Л. передвигался в различных режимах. Максимальная скорость во время эксперимента была небольшой — всего 10 км в час, однако, максимальная скорость электроавтобуса может достигать отметки в 110 км в час.

Стоит отметить, что данная новинка может совершать остановки только на запланированных заранее точках. Пассажиры могут самостоятельно управлять дверями при помощи установленной внутри и снаружи системы. Также в салоне предусмотрена функция остановки при аварии, остановки по требованию, вызова подмоги при необходимости и ручного открывания дверей.

Читайте также:  Гарвардскими специалистами создана искусственная поджелудочная железа

К данному творению положительно отнеслись и критики, которые присутствовали на мероприятии. Более того, глава Татарстана Рустам Минниханов отметил, что новинка от КамАЗа гораздо удобнее и комфортнее электрического микроавтобуса, который был представлен ранее в Сингапуре.

Изначально ожидалось, что такие беспилотники будут участвовать в развозе гостей ЧМ-2018 по футболу в Казане, однако, этим планам не суждено сбыться, так как в серию автобусы еще запущены не были. Предполагается, что на конвейер беспилотники от КамАЗа встанут только в 2021 году.

В Казани представили беспилотный автобус КАМАЗ

11:17

12 июня КАМАЗ продемонстрировал в Казани прототипы беспилотных автобусов. В мероприятии, организованном автогигантом совместно с ПАО «МегаФон», приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, представители органов власти, бизнеса и СМИ, сообщает пресс-служба компании.

Разработанное КАМАЗом совместно с НАМИ беспилотное транспортное средство особо малого класса ШАТЛ категории М2 предназначено для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения.

Беспилотный электробус был продемонстрирован в статическом и динамическом режимах. Для показа возможностей ШАТЛа в динамическом режиме был определён путь, расположенный внутри огороженной по периметру закрытой территории. Длина специального пути на песчаной насыпи вдоль берега реки Казанки составляет 650 метров. Скорость движения транспортного средства при демонстрации достигала 10 км/час. Зрители смогли ознакомиться с инновационной конструкцией, футуристическим дизайном и концепцией применения транспортного средства.

«Электродвижение и беспилотный транспорт – сегодня в числе основных направлений развития российского машиностроения, – отметил Сергей Когогин. – ШАТЛ – это наша новейшая разработка, на примере которой можно проследить основные тренды развития автомобилестроения. При этом КАМАЗ-1221 – это лишь одна из уникальных моделей беспилотной техники, из ряда тех, над которыми сейчас активно работают специалисты КАМАЗа в рамках развития интеллектуальных транспортных систем».

Беспилотник КАМАЗ-1221 ШАТЛ осуществляет остановку для посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах, определённых службой движения и выбираемых пользователями из предложенного перечня на маршруте. Интерфейс позволяет пассажиру управлять системой открывания дверей, системой выбора остановочного пункта для высадки, остановкой по требованию, аварийной остановкой, вызовом помощи, ручным открыванием дверей, а также использовать USB-порт для зарядки электронных устройств.

Масса транспортного средства максимально оптимизирована: кузов выполнен из композитных материалов, рама изготовлена с использованием алюминиевых материалов. Платформой для передачи сигнала 5G-модемов, установленных на электробусах выступила пилотная зона сети пятого поколения «МегаФона». Одновременно на сервер КАМАЗа в онлайн-режиме поступает телеметрическая информация о параметрах движения и режимах работы узлов и агрегатов электробуса. Эта информация собирается с сотен датчиков, установленных в беспилотнике.

Задача организации удалённого управления беспилотным электробусом потребовала оперативного развертывания сети 5G на тестовой трассе в Казани. Только сеть пятого поколения может обеспечить моментальный отклик удалённого объекта. Высокая ёмкость сетей пятого поколения в сочетании с минимальными задержками сигнала в будущем помогут оперативно решать вопросы оптимизации транспортных потоков.

Автобусы поумнели

Пока это небольшие автобусы, вместимостью около 10 человек, которые передвигаются в черте города по заданному маршруту с неинтенсивным автомобильным трафиком.

Первой страной в Европе, разрешившей беспилотный транспорт на дорогах законодательно, стала Эстония. Правда, с рядом ограничений. В этой стране автобусные перевозки пользуются не меньшей популярностью, чем поезда и самолеты, поэтому технологии внедряются с завидным постоянством.

Читайте также:  Xiaomi представила портативный вентилятор с автономностью 13 часов

Например, на Таллинском автовокзале с 2016 года вообще не используются бумажные посадочные талоны. Водитель сканирует телефоном код, по которому доступна электронная версия билета. Ежегодная экономия бумаги автовокзалом составляет 1,2 тонны. А в Тарту несколько лет испытывается приложение Jiffy для непрерывного обслуживания клиентов на общественном транспорте. В этом случае пассажиру не пригодится даже электронный билет.

Система с помощью Bluetooth-сигналов сама распознает, когда пассажир заходит в автобус и выходит из него. Пассажир совершает поездку, а приложение отмечает ее начало и совершает оплату.

“Перевозчики при этом получают доступ в личный кабинет, где зарегистрированы все участки поездки и количество пассажиров на них. Преимущества такой системы очевидны – существенно сокращается время на посадку в автобус, также может лучше планировать свои маршруты, регулировать ценообразование”, – рассказали “Российской газете” в компании Mootor Grupp.

Технологии в сфере автобусных перевозок также особенно приветствуют в Южной Корее. Так, в Сеуле искусственный интеллект контролирует передвижение и степени заполнения автобусов. Информация передается на экраны, расположенные на остановках.

Во всем мире автобусы заметно “умнеют”. В Европе это в первую очередь безопасный транспорт. В автобусах нередко устанавливаются сразу четыре датчика дыма. Со следующего года станет обязательной автоматическая система пожаротушения. Также современные автобусы все чаще бывают оснащены датчиком дистанции, датчиком пересечения полосы (при опасности сиденье водителя начинает вибрировать), датчиком аварийного торможения и бортовыми камерами.

Кроме того, современный транспорт может похвастаться системой удаленной диагностики и слежения за автопарком. Среди параметров, за которыми установлено постоянное наблюдение: давление масла в двигателе, износ тормозных колодок, давление в шинах, ошибки двигателя, положение дверей, резкое повышение расхода топлива, состояние сажевого фильтра.

“Данные онлайн-мониторинга обновляются постоянно. Поэтому можно предусмотреть проблему еще до того как у водителя на приборной панели загорится индикатор какой-либо ошибки. Также в системе видно количество топлива в баке на любой момент времени”, – рассказал Райт Реммель, генеральный директор российского представительства компании Lux Express Group.

В Россию подобные технологии постепенно проникают. Например, агрегаторы также стремятся к тому, чтобы уйти от бумаги и распространить электронные билеты на автобусные перевозки.

Для удобства при покупке билетов используется машинное обучение, с помощью которого на основе положительных отзывов можно отфильтровать варианты с высоким рейтингом. Кроме того, покупать билеты помогают чат-боты.

Правда, пока не все перевозчики в России готовы работать с “умными” моделями поездок – вопрос упирается в деньги. Кроме того, сегодня в российском законодательстве отсутствует единый стандарт автобусного электронного билета, говорят в сервисе “Туту.ру”. Однако и в России уже есть автобусы, оснащенные передовыми системами безопасности, электронными дисплеями для комфортного времяпрепровождения. Активно россияне пользуются приложениями, с помощью которых можно узнать время ожидания автобуса на остановке.

Почему больше нет смартфонов со съемными батареями

Рынок смартфонов, пожалуй, как и любой другой, очень подвержен трендам. Именно поэтому, когда объёмы оперативной памяти флагманских аппаратов достигли прямо-таки неприличных пределов, производители массово переключились на развитие камер. Теперь стало абсолютной нормой выпускать устройства с тремя, четырьмя и даже пятью модулями, оправдывая постоянное увеличение их количества расширением возможностей камер. Но если тут, в общем-то, всё более или менее логично, то вопрос, почему производители отказались от съёмных аккумуляторов, по-прежнему гложет больше число пользователей.

Читайте также:  Гражданка Великобритании выиграла суд у компании Apple

Съёмных батарей больше нет, но это и логично

Ремонт смартфонов со съемными батареями

Замена аккумулятора является платной и приносит производителям немало денег

Действительно, одной из причин, по которым производители делают батареи своих смартфонов несъёмными, является именно ремонт. Из-за того, что замена аккумуляторов, зашитых в корпус, недоступна пользователям, они вынуждены обращаться в сервисные центры. В результате им нужно заплатить не только за сам аккумулятор, но и оплатить труд мастеров, которые будут производить замену. Само собой, вендоры не хотят оставаться в накладе, а потому закладывают в стоимость ремонтной услуги и собственную маржу.

Зачем нужен несъемный аккумулятор

Если бы аккумулятор смартфонов был съёмным, они не были бы водонепроницаемыми

Сегодня многие смартфоны обладают защитой от воды и пыли, благодаря чему они выдерживают не только попадание капель дождя, но и позволяют мыть себя и даже погружать под воду. Естественно, что для того, чтобы воспрепятствовать проникновению влаги, смартфон должен обладать не только всевозможными уплотнителями, но и банально иметь минимум отверстий, через которые вода может затечь внутрь корпуса и повредить электронные компоненты. Если бы крышка и аккумулятор были съёмными, влага непременно окислила бы контакты и вывела бы их из строя.

Внутри смартфонов расписан каждый свободный миллиметр

В последние годы производители смартфонов очень рьяно взялись за наращивание ёмкости их аккумуляторов. Поэтому в какой-то момент батарейка на 4000 мАч перестала удивлять, а стала необходимым минимумом. Но поскольку внутри смартфонов расписан каждый миллиметр, тратить драгоценное пространство на то, чтобы сделать аккумулятор съёмным, было бы слишком расточительно. Ведь в этом случае придётся потерять несколько кубических миллиметров объёма буквально впустую, потому что пришлось бы скрыть аппаратные компоненты за дополнительной пластиковой накладкой.

Какие смартфоны надежнее

Несъёмная задняя крышка — это банально надёжно

Наиболее распространённая методика извлечения аккумуляторов, характерная для смартфонов 5-7-летней давности, состояла в том, чтобы открыть заднюю крышку и достать жизнеобеспечивающий компонент наружу. Чаще всего крышки крепились к основной части корпуса на небольших крючочках, которые нужно было совместить с пазами при закрытии и вырвать их оттуда при открытии. Но иногда случалась так, что эти самые крючочки ломались и в результате крышка прилегала не полностью. У меня такое было с моим Samsung Omnia HD8910. Но если бы крышка была несъёмной, то и ломаться было бы нечему.

Почему делают смартфоны с несъёмными батареями

Снимать стеклянные крышки опаснее, чем пластиковые

Современные смартфоны поголовно делают из металла и стекла, которые не обладают пластичностью поликарбоната, популярного 5-10 лет назад. Поэтому, если вы попытаетесь отодрать стеклянную или алюминиевую крышку, велика вероятность, что она либо треснет, либо погнётся. Само собой, в этом случае производителей бы обвинили в том, что они намеренно делают такие непрочные крышки, чтобы наживаться на их продаже пользователям. А чтобы этого не случилось, конструкции просто делают целостными.

Ссылка на основную публикацию