Компанией Honda изобретен робот-спасатель

Спасая наши жизни. Роботы спасатели в помощь людям

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и других опасностей, которые часто угрожают нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают нам об очередных авариях, катастрофах или стихийных бедствиях, из-за которых погибли или пострадали люди.

При возникновении чрезвычайных ситуаций люди проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

В современном мире с техническим развитием человечество научилось избегать бедствий, изобретая всё новые и новые средства защиты от негативных факторов. Вместе с характером чрезвычайных ситуаций изменился и способ их ликвидации, проведения спасательных работ. Технологические достижения в области аварийно-спасательных работ представляют собой роботизированные технологии, которые могут в автономном режиме проводить поисково-спасательные операции при авариях как техногенного, так и природного происхождения.

Представьте, что вы находитесь в здании, которое обрушилось. Оказавшись в ловушке под тоннами неустойчивых обломков, вы ощущаете, как медленно начинает поступать запах газа и он усиливается с каждой минутой. Кажется, шансы, что вас спасут вовремя, сокращаются до минимальных. И в этот момент, когда вы лежите неподвижно, механическое устройство пробирается прямо к вам сквозь щели, слишком узкие и опасные для человека. Как только вы вдыхаете кислород, доставленный этим необычным существом, ваше точное местоположение передается команде спасателей, и они начинают выполнять операции по вашему освобождению. Это не футуристический сон, а вполне реальные устройства. В этой статье мы разберёмся в разнообразии, особенностях и эффективности роботов-спасателей.

Роботы-спасатели при землетрясениях и авариях техногенного происхождения:

В то время, когда СМИ постоянно сообщают нам о различных прототипах двуногих японских гуманоидов, всё большего применения в городской среде набирают ползающие, карабкающиеся и бегающие роботы, которые спасают жизни людей.

Роботы способны быстро действовать в непредсказуемой и опасной среде. Их системы видения, связи и движения работают в самых напряженных условиях дыма, пыли и огня в зоне бедствия.
Сейчас роботы-спасатели чаще всего применяются в чрезвычайных ситуациях геологического происхождения. Большое число передовых разработок посвящено именно теме землетрясений. Как оказалось, это не паранойя, а вполне адекватная подготовка к форс-мажору, которая уже позволила спасти огромное число жизней.

Во-первых, необходимо обеспечить здание безопасностью. Это означает, что входя во внутрь, необходимо убедится, что оно внезапно не обрушится. В наше время с этой задачей могут справиться крупные роботизированные транспортные конструкции.

Робот Tmsuk Т-52 Enryu появился на свет ещё в 2004 году, его название переводится с японского как «дракон-спасатель». Стоит отметить, что данная метафора довольно точно отражает свойства машины: крупные габариты и предназначение участвовать в спасательных миссиях. В комплекте с большими размерами робота представлен и его солидный вес, составляющий 6 тонн, а грузоподъемность каждой из его конечностей достигает 500 килограмм. Робот может поднимать и устранять обломки зданий и таким образом помогать находить людей под завалами.

Следующее задание спасателей – найти выживших. Собаки, конечно, являются подходящим способом поиска, но они могут служить на короткий период времени и другие работы должны быть приостановлены, чтобы не мешать животным. Собаки также не всегда смогут проникать в труднопроходимые места. Это те случаи, когда миниатюрные роботы, оснащены камерами и датчиками для обнаружения признаков жизни, могут помочь в значительной степени.

Небольшая тележка на гусеницах, робот Cougar10-LTM способен видеть сквозь стены и также находить людей под руинами. Благодаря передовым радарным технологиям, устройство способно видеть не только движущихся людей, но и потерявших сознание и лежащих на полу. Помимо радара у робота есть набор видеокамер дневного и ночного видения. Робот применяется как во время поисково-спасательных операций, так и для обнаружения захватчиков и террористов внутри зданий.

Змееподобный робот Snakebot способен с легкостью проникать в здание, сквозь узкие проходы и снимать обстановку в режиме реального времени. Тело робота покрыто щетками с нейлоновым ворсом; вращение этих щеток обеспечивает движение машины. А поворачивается «змея» при помощи соединений в передней части, там же расположена и камера. Такой робот сможет пробраться практически под любыми завалами. Благодаря ему, спасатели будут точно знать, что там происходит. Тем более, что длина Snakebot составляет порядка 8 метров. Подобные устройства могут применяться для исследования обломков и поиска людей, пострадавших после обрушения лавины.

После нахождения выживших людей, выплывает следующая задача – поставить им воду и пищу, а также средства связи с поверхностью. Эта задача достижима небольшими роботами-трансферами, например TARDEC, которые также способны проникать в труднопроходимые места и нести на себе полезный груз, обходя препятствия.

Наконец, выживший должен быть эвакуирован. Поднять тяжеленные бетонные глыбы над хрупкими телами людей – это задача, которая является самой сложной даже для самых опытных мчсников, но роботы могут с лёгкостью обнаруживать и поднимать обломки зданий весом до тонны.

Благодаря трём парам колес, робот Tamiya может двигаться по очень сложным поверхностям, преодолевать препятствия, которые непреодолимы для обычных спасательных средств. Его дистанционное управление способно позволить ему подбирать и перемещать объекты. Робот может разламывать бетонные заграждения, растаскивать руины и выполнять другие действия при помощи сменных различных приспособлений.

Читайте также:  Взломана база данных мобильного оператора «Билайн»

Российский современный многофункциональный робот МРК-35 создан для выполнения спасательных работ в подразделениях МЧС России.

В обязанности робота входят:

  • визуальная разведка
  • газовая, химическая и радиационная разведка местности
  • проведение аварийно-спасательных работ в условиях химического заражения и в зонах повышенной радиоактивности
  • поиск, эвакуация и уничтожение взрывных устройств
  • транспортировка предметов.

Раз уж мы заговорили о радиационной разведке местности, стоит отметить, что после аварии на АЭС Фукусима-1 (11 марта 2011), вопрос ликвидации последствий катастрофы остро встал перед спасательной службой. В связи с опасностью заражённой среды японская компания Honda продемонстрировала новую модель своего знаменитого человекоподобного робота ASIMO.

Гуманоид может оценивать окружающую среду, взаимодействовать с ней и даже предсказывать действия людей. Робот может передвигаться со скоростью до 9 км/ч и предоставлять данные о состоянии окружающей среды.

Робот Quince, разработанный университетами Тиба и Тохоку, уже успел зарекомендовать себя в работе на АЭС Фукусима-1. Это единственный японский робот, нашедший применение в ликвидации аварии. Он способен пробираться через самые сложные завалы, передавать на удалённый компьютер изображение, отснятое в условиях плохой видимости и почти в полной темноте, делать замеры радиации и уровня воды, а также брать пробы радиоактивной воды и пыли из подземных помещений энергоблоков.

На Фукусиме также был применён робот-разведчик KOHGA 3. Робот смело вошел в разрушенное здание и провел разведку в режиме реального времени о сложившейся ситуации. Аппарату приходилось преодолевать препятствия с помощью трех камер наблюдения, при помощи манипулятора разгребать мусор и различные другие объекты,а датчики газа и радиации передавали свои сообщения в режиме реального времени.

Кроме перечисленных устройств для ликвидации аварии на АЭС используются так называемые киберкостюмы или экзоскелеты. Компания CYBERDINE представила на выставке усовершенствованный робот-киберкостюм HAL (Hybrid Assistive Limb), переделанный в рекордные сроки под нужды ликвидаторов аварий. Его предшественник был создан для облегчения передвижения пожилых людей и людей со слабыми двигательными способностями. Костюм не просто поддерживает тело человека во время движения, но фактически берет на себя работу ослабленных или атрофированных мышц. Это крайне необходимо для ликвидаторов аварии на АЭС, потому что им часто приходится присутствовать в особо радиоопасной среде и поднимать тяжёлый груз.

Такие антропогенные катастрофы, как Чернобыльская авария (26 апреля 1986 года) могли бы обойтись без такого количества жертв и ущерба, если бы во время ликвидации последствий аварии использовались роботы. Ведь они могли бы проводить поисково-спасательные операции в местах, охваченных огнём и в других ситуациях, где люди-спасатели были беспомощны.

В помощь шахтёрам:

Работа шахтёра считается одной из самых трудных и самых опасных профессий. Взрывы газа, затопления, осыпи и завалы – всё это часть нелёгких будней горнорабочих. После взрыва на шахте спасателям необходимо время на оценку масштабов аварии, на построение плана спасения пострадавших, а ведь за это время люди могут погибнуть. Сразу спустится в шахту спасатели тоже не могут, так как есть опасность обострения ядовитых газов, затопленных участков и неустойчивых конструкций.

В этом деле применение роботов крайне необходимо. В августе этого года специалисты Sandia National Laboratories представили специального робота Gemini-Scout Mine Rescue Robot. Хотя робот не сможет вытащить на поверхность людей, зато сможет доставить в разрушенную шахту продукты питания и медикаменты. Робот имеет гусеницы для передвижения по практически любым поверхностям, датчики, распознающие опасные вещества в воздухе и камеру, транслирующую изображение на удаленный компьютер. Камера помогают устройству обнаруживать живых людей в завалах.

Тот же восьмиколесный QUINCE, который используется во время проведения спасательных операций в зоне радиации, также сможет доставлять оказавшимся под завалами людям средства связи, воду и пищу. Одним из преимуществ робота является то, что он оснащен инфракрасным сенсором и датчиком, улавливающим содержание углекислого газа.

На помощь горнякам придёт и робот-спасатель V2. Оборудованный мощным манипулятором и осветительными приборами устройство может пройти до полутора километров в опасных для человека туннелях, вызволяя пострадавших от аварии.

Роботы-пожарные:

Пожары — это неконтролируемое распространения огня, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства. Возникают пожары как по вине матушки-природы (степные, торфяные), так и по вине самого человека, что происходит чаще всего.

В горящем помещении очень трудно пожарным найти и вызволить потерпевших. Поэтому логично, если работу пожарных-людей возьмут на себя пожарные-роботы. И подобные устройства существуют. К примеру, робот SACI заливает огонь водой и пеной, разгребает горящие обломки и исследует задымленные помещения.

Существуют также роботы, которые занимаются эвакуацией людей. Оснащенный четырьмя гусеницами робот из Йокогамы способен вывезти из рушащегося горящего здания человека весом до 110 кг, преодолевая при этом любые препятствия в виде обгоревших балок и обломков бетона. При этом машина призвана не только защищать эвакуируемого человека от огня, но и отслеживать его состояние. Эта функция реализуется с помощью датчиков пульса, давления и ряда других медицинских параметров, которые устанавливаются внутри аппарата.

В помощь пожарным используется также роботизированный шланг Anna Konda. Длина робота составляет 3 метра, а вес — 70 килограмм. Он подключается к традиционному пожарному шлангу и может «доползти» с ним на хвосте до труднодоступных мест в горящем здании, проникнуть через разломы или в межэтажные перекрытия, туда, куда пожарным-людям не добраться. Создатели Anna Konda сообщают, что аппарат может пробраться в аварийные туннели и не только начать там тушение пожара, но и доставить несколько дыхательных масок запертым там людям.

Читайте также:  В Китае создан робот, удерживающий равновесие при помощи специальных пропеллеров

Скромный безымянный робот-герой, созданный японским изобретателем Кикучи, способен также пробираться в труднодоступные охваченные огнём места, где люди могут находиться в опасности. С помощью тепловизора робот самостоятельно реагирует даже на людей, которые потеряли сознание, подбирает их, помещая в специальную кабину и вывозит по тому же маршруту, по которому он пробирался внутрь. Пожалуй, такие роботы пригодились бы в нашей стране, чтобы уберечь любителей выпить от неприятностей, связанных с ночевкой на асфальте.

Спасатели на воде и на суше:

Несчастные случаи на воде являются бичем человечества не одно тысячелетие, конечно их масштаб значительно уступает современным автокатастрофам, но количество жертв всё же значительное. Поэтому на пляжах и в аквапарках работают спасательные службы. Одной из важнейших характеристик спасателя на воде является умение хорошо плавать и быстро реагировать на форс-мажорную ситуацию. К факторам, которые могут привести к несчастным случаям на воде, относятся:

  • отсутствие необходимых знаний о спасении
  • халатность в отношении предостережений об опасности
  • недостаток оборудования для слабых пловцов
  • невнимательность со стороны членов семьи или самого спасателя к потенциальным жертвам.

В связи с этими факторами ученые активно занимаются разработкой механизированных спасателей на воде. Пока существует прототип водного робота Seascout. Он спасает людей в таком случае: если тонущий человек найдет силы нажать кнопку тревоги на буе, робот отправится к нему на помощь по сигналам GPS и заберет в уютную кабинку с освещением, теплом и радиосвязью. К сожалению, в отличие от живого спасателя Seascout не может спасти потерявшего сознание человека.

Робот EMILY (EMergency Integrated Lifesaving lanYard), разработанный сотрудниками компании Hydronalix, представляет собой автономное плавательное средство, способное самостоятельно обнаружить утопающего и максимально быстро примчаться на помощь. Для этого он снабжен гидролокатором и акустическими датчиками. В режиме ожидания сигнала робот может находиться около 100 часов, в режиме патрулирования, на скорости 8 км/ч, – 8 часов. Однако, как только робот получает сигнал, скорость его возрастает до 64 км/ч и в таком режиме он может искать цель в течении 35 минут. Важно и то, что робот оснащен камерой, динамиками и микрофоном. Это позволяет береговой службе спасения находиться в контакте с нуждающимся в помощи человеком.

Наша планета подвергается различным природным бедствиям, таким как ураганы, бури, тайфуны, лавины, оползни, сели. К счастью, на сегодняшний день любую природную катастрофу можно предвидеть с помощью синоптиков и гидрометцентров. Но это позволяет лишь в частичной мере произвести эвакуацию людей и принять меры предосторожности, но на сто процентов это выполнить невозможно. В результате стихийных бедствий люди также оказываются в опасности. И роботы спешат им на помощь.

Разработанный русским конструктором Игорем Лобановым, робот Isopod представляет собой небольшое устройство с камерой вместо головы и средствами аудио-и видеосвязи. Он предназначается для осуществления разведки в районах стихийного бедствия. Он уже был использован в спасательных операциях, и, как предполагается, будет играть ключевую роль в борьбе со стихийными бедствиями.

Что касается борьбы с оползнями и карстами, ученые позаботились о предотвращении этих чрезвычайных ситуаций. Гигантский стальной паук Roboclimber ползает по скалам и бурит в них скважины ради предотвращения оползней. Несмотря на то, что роботы-скалолазы, в принципе не новая идея и таких прототипов существует множество, но именно Roboclimber отличился. Его уникальность заключается в том, что при весе 3,8 т и габаритах 2 х 2,5 м, робот может передвигаться по отвесным скалам, крутым и осыпающимся склонам, и даже по трещинам в породе. Передвижение робота по скале происходит с помощью тросов и своих конечностей. Буровая установка, сверлящая скважины глубиной до 20 м и до 76 мм в диаметре, расположена в «животе» гигантского паука. Такие технические характеристики позволяют Roboclimber справиться с любой скалой.

Проанализировав всё вышеуказанное мы видим, что роботы-спасатели являются действительно эффективным инструментом в решении столь ответственного дела как спасение людей. Ведь многие человеческие системы уже устарели и поисково-спасательные службы нуждаются в современных технологиях, да и среда, в которой приходится работать спасателям, очень непредсказуема. Но без человеческого фактора всё равно никак не обойтись. Но будем надеяться, что вскоре искусственный интеллект сможет самостоятельно нести поисково-спасательную службу в чрезвычайных ситуациях.

Информация по Хондовскому роботу (хочу что бы была под рукой) ч.1

Вступление
Хочу сразу обратить внимание на то, что роботизированная коробка, несмотря на схожесть в управлении, количество педалей и ручку селектора – совсем не автоматическая коробка с гидротрансформатором. Если для АКПП стояние на месте с включённой передачей – дело естественное (хотя тоже не очень то полезное), то для “робота” это кратчайший путь к различным проблемам и досрочной замене сцепления. Почему так? Потому что роботизированная КПП – это обычная механическая КПП с обычным сцеплением, только вместо водителя “нажимает” сцепление и переключает передачи автоматика. Эта автоматика внимательно следит за действиями водителя, но она не сам водитель, она не может знать, какое действие предпримет водитель в следующее мгновение, а поэтому всегда стремится быть готовой к любому допустимому развитию событий, и прежде всего это касается управлению сцеплением. Например: водитель с МКПП, когда готовится к началу движения, выключает сцепление (нажимает педаль) и включает первую передачу, далее он начинает отпускать сцепление и нажимает педаль “газа”, причём делает это одновременно. А робот в этой ситуации выключает сцепление, включает передачу и “отпускает” сцепление до начала схватывания, в этой позиции робот ждёт реакции водителя. Как только водитель отпускает тормоз и нажимает на газ, робот продолжает включение сцепления и автомобиль начинает движение. Т.е. во время “стоянки” с включённой передачей сцепление пребывает в состоянии лёгкого скольжения, естественно греется, а частые и длительные “стоянки” сжигают сцепление “в хлам”. Поэтому даже во время коротких остановок, ручку КПП надо переводить в положение “N”. Запомните это и научите этому своих женщин!

Читайте также:  Производители кондиционеров переходят на фреон R32

Как было сказано выше, роботизированная КПП это та же механическая КПП с обычным сцеплением, только управление сцеплением и переключение передач осуществляет автоматика. Коробка передач действительно та же, что и на машинах с МКПП, пробовали менять – подходит.
Вот как выглядит “робот”: сверху установлен сервопривод механизма переключений передач, состоящий из привода выбора и привода переключения, тяги которых соединены с механизмом переключения передач КПП. А рядом (на Civic это место под аккумулятором) в отдельном корпусе сервопривод сцепления с блоком управления (можно сказать, что мозги робота находятся в коленке левой ноги). Сервопривод сцепления объединён с главным цилиндром гидравлического привода сцепления. Рабочий цилиндр такой же, как и у сцепления с обычной МКПП.

Функциональная и электрическая схемы.

Модуль управления TCM и исполнительный элемент (сервопривод) сцепления объединены в одном блоке. У поршня главного цилиндра имеется датчик положения.

К модулю напрямую подсоединены привод выбора передачи (это тот, который двигает виртуальную ручку КПП слева направо) и привод переключения передач (это тот, который включает передачи движением виртуальной ручки вперёд и назад). Каждый из этих приводов оснащён датчиками направления и импульса вращения мотора (их можно увидеть на электрической схеме).

От блока управления двигателем(ECM) TCM напрямую получает сигналы о скорости автомобиля (VSSAMT), включении стартера (STS), состоянии стояночного тормоза (BKAWD), о запуске двигателя (WEN). TCM выдаёт в ECM разрешение на запуск двигателя (STEN).

Всё остальное взаимодействие осуществляется в цифровом виде по шине CAN:
— с блоком управления двигателем TCM (данные о нажатии педали тормоза, оборотах двигателя, нагрузке на двигатель т.д.);
— с блоком ABS/VSA ведётся двусторонний обмен данными (какими точно сказать не могу, но очевидно, что VSA прекращает работу при неисправности в трансмиссии, а в момент коррекции заноса или пробуксовки TCM получает запрет на переключение передач для избежания прерывания крутящего момента);
— с приборной панелью (индикаторы панели);
— с модулем управления переключением передач, он включает в себя ручку селектора режимов КПП и подрулевые клавиши выбора передач.
Для диагностики неисправностей TCM имеет прямой выход на диагностический разъём.

Хочу обратить внимание, что система не имеет датчика температуры сцепления. Перегрев сцепления (например код неисправности: P19E6 (164-1) Температура сцепления слишком высокая (более 300 °C) ) вычисляется TCM по косвенным признакам.

Подробнее это всё можно увидеть на электрической схеме, хотя она наверное будет интересна разве что специалистам. Поэтому я выкладываю схему системы “i-shift” для Civic 5D 2007 модельного года в качестве справочного материала (что бы открыть схему в полном размере нужно кликнуть на эскиз) и перехожу к описанию функционирования “робота”.

Функционирование

Принципы управления роботизированной КПП во многом схожи с управлением классической АКПП, но вместе с тем имеют некоторые особенности присущие именно механическим КПП.

При включении зажигания и нахождении ручки селектора в положении “N”, “робот” делает жест знакомый каждому водителю – проверяет “нейтраль” в коробке передач. TCM приводит в действие привод выбора передачи и перемещает его поочерёдно в крайние положения. Если никакая передача не включена, то привод остаётся в нейтральном положении. Если включена передача, то задействуется привод включения передачи, передача выключается и снова проверяется “нейтраль”.

При включении зажигания и нахождении ручки селектора в положении “A” или “R” никакие действия не производятся, пока селектор не будет переведён в положение “N”. TCM блокирует включение стартера, если не нажата педаль тормоза, селектор не находится в положении “N”, механизм переключения передач не установлен в нейтральное положение, в системе обнаружена неисправность не допускающая дальнейшую эксплуатацию трансмиссии. Если условия для запуска двигателя соблюдены, то TCM выдаёт в ECM сигнал разрешения на работу стартера STEN.

После запуска двигателя включение режимов движения осуществляется только при нажатой педали тормоза.

При включении режима “A” включается первая передача и далее, если не переходить на ручное управление переключениями передач, “робот” автоматически управляет сцеплением и переключает передачи.

В положении “R” соответственно включается задняя передача. При этом существует защита от случайного включения — задняя передача не включится, если автомобиль движется со скоростью больше 3 км/ч, даже при нажатой педали тормоза.

Читайте также:  Компания Razer представила патент на новые игровые контроллеры

При трогании с места в горку, “роботу” нужно помочь стояночным тормозом — включить “ручник”, отпустить педаль тормоза и плавно нажимая педаль “газа” отпустить “ручной тормоз”. Не стоит пытаться быстро отпустить тормоз и резко нажать на “газ” — для сцепления это будет шоковая терапия, двигатель может заглохнуть, а автомобиль откатиться.

Принудительной блокировки трансмиссии, такой как “паркинг” в АКПП, у системы “i-shift” нет. Поэтому если автомобиль паркуется на уклоне, то перед тем как заглушить двигатель селектор нужно оставить в положении “A”, тогда после остановки двигателя “робот” отпустит сцепление и в коробке передач останется включённой 1-я передача.

При включении режима “A” “робот” функционирует в режиме автоматического переключения передач. Основными критериями для выбора передач являются скорость автомобиля и положение дроссельной заслонки. Как видно из графиков: чем сильнее нажата педаль газа, тем позже происходят переключения на повышенные передачи (алгоритм такой же как и в АКПП).

Примерно такой же алгоритм для переключений на пониженные передачи при замедлении. На графиках видно, что чем сильнее нажата педаль газа, тем раньше происходят переключения на низшие передачи. Таким образом, если при движении с постоянной скоростью нажать сильнее на “газ”, то наступают условия для переключения на пониженную передачу или даже на две. Например: машина движется со скоростью 60 км/ч (красная линия на графике), на 5-й передаче с открытием ДЗ около 40%. Нажимаем сильнее “газ” до 60% и попадаем в зону, где должна быть включена 4-я передача. А если нажать “тапку в пол” на 100%, то автоматически переключимся уже на 3-ю. Таким образом реализована функция так называемого “kick-down”.

Если в положении “A” селектора режимов сдвинуть ручку вперёд (в положение “+”) или назад (в положение “-“), или нажать подрулевые лепестки “+” или “-“, TCM переходит в режим ручного управления переключениями передач и остаётся в этом режиме до тех пор, пока ручка селектора не будет переведена в положение “N”, а затем снова включен режим “A”.

В режиме ручного управления передачи переключаются по командам водителя, но во избежание повреждения трансмиссии или двигателя на переключения наложены ограничения, суть которых изложена на двух следующих диаграммах:

Если водитель пытается сделать переключение, которое в данных условиях движения недопустимо, переключение передачи не происходит.

Во избежании случайных переключений передач, учитывается продолжительность нажатия ручки или подрулевых лепестков — TCM игнорирует слишком частые включения. Если время переключения составляет меньше 110 мс (60 мс для ВКЛ, 50 мс для ВЫКЛ), раздается звуковой сигнал, и переключение передачи не выполняется.

Особенности работы привода переключения.

Как уже говорилось, привод переключения состоит из привода выбора передач (осуществляет поперечное движение кулисы) и привода включения передач (продольное движение кулисы) собранных в одном корпусе. Приводы представляют собой электромоторы с червячными редукторами и зубчатыми парами “колесо-шток”. Штоки через шаровые шарниры соединены с тягами, которые соединены с механизмом переключения передач.
В приводах нет датчиков положения, но есть датчики направления вращения мотора и импульса вращения (знакомые многим датчики Холла). По этим датчикам определяются положения приводов и сопротивление, которое оказывают приводам механизм переключения передач.

TCM “помнит” крайние точки хода привода выбора (ход “слева-направо”) и делит этот диапазон на 4 части. Привод включения работает “до упора”, но при этом TCM должен учитывать сопротивление синхронизаторов и не реагировать на замедление электромотора до достижения точки включения передачи. Т.е. “робот” действует точно так же как и живой водитель – перемещает “виртуальную ручку КПП” в поперечном направлении по памяти, а в продольном до упора с учётом работы синхронизаторов. А раз так, то “роботу” так же как и человеку, необходимо обучение, в ходе которого он запомнит крайние положения приводов от которых будет координировать свою работу в дальейшем. Процедура обучения производится при помощи фирменной диагностической системы HDS, об этом будет рассказано ниже.

Особенности работы привода сцепления.

“Электронная нога” в своей работе ориентируется на датчик положения поршня. т.е. TCM всегда знает истинное положение привода главного цилиндра. Это необходимо для более “деликатного” управления сцеплением, в ходе которого “робот” сталкивается с двумя специфическими проблемами:
Первую проблему я описывал в предисловии — TCM не знает какое действие предпримет водитель в следующее мгновение, а значит действия привода должны следовать за действиями водителя, и он всегда будет в роли отстающего. “Робот” вынужден минимизировать это отставание, а значит при начале движения, остановке и иных манёврах, должен держать сцепление на грани “схватывания”, что бы не тратить драгоценное время на свободный ход.

Вторая проблема: в процессе переключения передач разрывается связь двигателя с трансмиссией и прерывается крутящий момент, и это не контролируется водителем. К тому же “роботу” приходится вмешиваться в работу двигателя и в ходе переключения передач прикрывать дроссельную заслонку, что бы избежать “заброса оборотов”, поскольку водитель продолжает нажимать на “газ”. Всё это негативно сказывается на безопасности вождения, поэтому необходимо минимизировать время переключения и прерывание крутящего моментя. Для этого сцепление не должно выключаться полностью, а только до точки “схватывания” и оставаться с состоянии небольшой пробуксовки.

Читайте также:  Презентован образец шаттла-беспилотника без руля и педалей

Для обеспечения такого “тонкого” управления привод должен быть точно настроен под сцепление, ведь любой водитель знает, что у каждой машины “своё” сцепление со своим характером и особенностями, которые к тому же склонны меняться со временем. Настройка привода производится во время обучения, в ходе которого TCM запоминает положение начала “схватывания” сцепления, а также коэффициент трения в промежуточных положениях. В дальнейшей работе TCM ориентируется на запомненные настройки и коррекцию настроек не производит. Это означает, что со временем качество переключений будет ухудшаться и потребуется визит к дилеру или в сервис, в котором имеется фирменная диагностическая система HDS, для выполнения обучения.

20 малоизвестных фактов о Honda, которые расширят знания о бренде

Honda: 20 удивительных фактов о бренде, которые большинство людей не знает

Один из лидеров мирового автопрома – Honda – начинал с крошечного производства в захолустном гараже. В основе успеха бренда лежат дерзкие инновации и нестандартные решения – чтобы побеждать в острой конкурентной борьбе и делать то, что никто раньше не делал.

Во многих областях Honda была и первой, и лучшей.

Причем это не относится только к автоиндустрии. В активе Honda – бизнес-джеты, робототехника, сельское хозяйство…

Предлагаем больше узнать о Хонде: 20 удивительных фактов о бренде, о которых большинство людей не имеет представления.

20. Honda-бизнес-джет

В 2003 компания удивила своих поклонников: вместо премьеры очередного автомобиля компания показала самолет бизнес-класса. Реактивный двухмоторный Honda HA-420 HondaJet стал первым в Японии самолетом, построенным одной компанией без государственной поддержки. Заметим, включая двигатель.

Он способен принять на борт 6 пассажиров и двух членов экипажа. На рынке его ценят за максимальную безопасность и высокую экономичность. Отдельно отмечается высокий уровень комфорта и качество исполнения салона. У машины один из самых высоких скоростных показателей в своем классе.

19. Asimo

Многогранность – один из принципов компании. В Honda есть ряд направлений, не связанных с автомобильной индустрией. Например, робототехника, которой здесь занимаются с 1986 года. В 2000 году был показан робот-андроид по имени Asimo. Работа над ним продолжается по сей день. Сегодня его рост 130 см, вес – 48 кг, а максимальная скорость – 12 км/ч.

Робот умеет различать лица, здороваться, откликается на свое имя, выполняет голосовые команды. Андроид Asimo может использоваться в качестве секретаря, помощника по дому, он свободно подключается к Сети и может управляться с компьютера.

18. Honda Accord стал первым японским автомобилем, произведенным в США

Этот седан завоевал невероятную популярность – только в 1980 году было продано больше 1 миллиона экземпляров. Высокие продажи в Соединенных Штатах привели к тому, что в 1982 году японцы построили в Мэрисвилле, штат Огайо, завод, на котором собирались Аккорды. Модель стала первой иностранной машиной, производство которой велось на территории США.

17. Сельское хозяйство

Кроме выпуска снегоуборочных машин, реактивных бизнес-джетов и умных роботов Honda еще ввозит… соевые бобы. Сельскохозяйственные угодья находятся в штате Огайо, где у компании есть сборочный автозавод. После сборки урожая продукция отправляется в Страну восходящего солнца, где потребность в сое традиционно велика.

16. Соитиро Хонда – гений-самоучка

Соитиро Хонда, основатель гигантского концерна, носящего его имя, родился в простой семье деревенского кузнеца. Всего в жизни он достиг своим умом, руками, предприимчивой жилкой и огромным – от природы – конструкторским талантом. Он не получил профильного образования и до конца дней с презрением относился к холеным выпускникам престижных вузов с дипломом инженера. Очень часто он действовал вопреки, так как считал правильным, невзирая на реакцию окружающих.
Однажды он сказал: «Об успехе мечтают многие. Для меня же успех – это преодоление постоянных неудач. По существу, успех занимает в любом деле один процент, тогда как неудачи – девяносто девять».

15. Трудный путь к успеху

Соитиро Хонда начал свое дело в 1938 году как производитель поршневых колец для Toyota. Поначалу работы шли в гараже, но в 1940 году Хонда получил крупный заказ, для реализации которого построил новый завод. После Второй мировой войны и землетрясения 1945 года предприятие было разрушено. Хонда продал его Тойоте и на вырученные от сделки 450 тысяч йен через год основал новую компанию.

14. Все начиналось с «Мечты»

Новое предприятие называлось «Институт технических исследований Хонда». Хонда арендовал сарай площадью 50 м² и нанял 12 человек. В 1948 году был разработан 2-тактный двигатель A-type на 50 см³. На его основе Хонда выпустил свой первый мотоцикл: Dream («Мечта»).

Так появился бренд, ныне известный по всему миру: Honda Motor Company.

13. Всемирная Honda Motor Company

Через 10 лет, в 1959 году, в Лос-Анджелесе открылся крошечный магазин Honda с шестью сотрудниками. К 1970 году подразделения Honda действовали в Германии, Бельгии, Франции, Австралии, Великобритании и Канаде.
К 1964 году компания стала крупнейшим в мире производителем мотоциклов.

12. Первый автомобиль

Им стал S500. Формально первым 4-колесным транспортным средством был выпущенный в 1963 году пикап T360 Kei. Но в компании считают своим первенцем именно спорткар S500. Он увидел свет в том же 1963 году. Затем пришел черед S600, он стал первым «тиражным» автомобилем Honda.

Читайте также:  Компанией Яндекс создана умная звуковая колонка

11. Достижения в цифрах

Honda – крупнейший в мире производитель мотоциклов. Ежегодный выпуск 14 миллионов двигателей внутреннего сгорания также выводит концерн на первое место в мировом рейтинге.

В 2001 году Honda стала вторым по величине японским производителем автомобилей, а в 2015 году – восьмым в мире. Около 6% прибыли бренд инвестирует в перспективные исследования и разработки – около $7 млрд.

10. Первый японский люксовый бренд

В 1986 году Honda стала первым японским автопроизводителем, запустившим люксовый бренд Acura. Практически сразу Акура стала одной из самых продаваемых марок роскошных автомобилей в США. Успех Acura в итоге сподобил коллег – японских автопроизводителей Toyota и Nissan – на инициацию собственных люксовых брендов: Lexus и Infiniti соответственно.

9. Первые электромобили и водородные автомобили

В 1996 году Honda выпустила свой первый электромобиль Honda EV PLUS, параллельно разрабатываются гибриды на основе фирменной технологии IMA, главное преимущество которой – существенная экономия топлива для ДВС.
В 2008 году компания стала первой, кто выпустил на рынок автомобиль с силовой установкой на водородных топливных элементах: это был 4-местный седан FCX Clarity.

8. NSX изменил мир суперкаров

Honda NSX стала первым в мире серийным автомобилем с полностью алюминиевым кузовом. В его разработке участвовал легендарный Айртон Сенна. Не только кузов, но и шасси были сделаны из легкого и прочного алюминия, машина была вся пронизана интеллектом: электронные усилитель руля и педаль газа. Силовая установка выдавала запредельные 8 000 оборотов в минуту. Для своего времени это была революционная машина, оставившая за конкурентным бортом всех остальных, включая признанных лидеров Формулы-1 – команду Ferrari.

7. Honda использует турбодвигатели дольше остальных производителей

Впервые в Honda турбомоторы стали ставить еще в начале 1980-х годов: City II Turbo, фургон Vamos, первое поколение Acura RDX. Удачно найденное технологическое решение позволяет его тиражировать и в современных разработках, включая Civic 10-го поколения или гибридный суперкар Honda NSX, где под капотом стоит V6 на 3,6 литра с двойным турбонаддувом.

6. Самый экономичный автомобиль

Так называли Honda Civic. Он появился в 1973 году, когда разразился мировой топливный кризис и вопрос расхода топлива стал ключевым для будущих автовладельцев. Маленькая «Сивка» был одним из самых экономичных автомобилей на рынке в то время. Хотя, учитывая, что его средний расход составлял 4,5 литра на 60 километров, это звание актуально и сегодня.

5. «Музыкальная» Honda

Прелюдия, Квинтет, Концерт, Баллада, Аккорд…

Купе Honda Prelude, вышедшее в 1978 году, стало первым автомобилем, названным музыкальным термином. Поначалу на него претендовала Toyota, но после стольких лет в бизнесе в компании решили передать идею Хонде.
Самым ярким и успешным в этой цепочке стал Honda Accord.

4. Система VTEC

Этот революционный электронный механизм газораспределения, ставший сегодня каноном и повсеместной практикой, впервые был разработан и внедрен компанией Honda. VTEC (аббревиатура: Variable valve Timing and lift Electronic Control) позволяет совместить мощность силового агрегата на высоких оборотах и стабильность на низких.

Впервые технология была применена в 1989 на двигателе B16А с двумя распредвалами. Силовой агрегат ставился на Honda Integra. С этого времени сочетание аббревиатур DOHC VTEC на крышке двигателя стало знаком высочайшего стандарта производительности форсированных моторов бренда.

3. Honda Passport = Isuzu Rodeo

Начало 1990-х было непростым в истории компании Honda. В 1992 году один из другим сложили полномочия отцы-основатели компании и многолетние партнеры Соитиро Хонды и Иримаджири.

Бренд оказался не готов к нашествию внедорожников, заполонивших рынок в последнее десятилетие ХХ века. Чтобы остаться «в игре», было решено начать выпуск своего внедорожника. Им и стал Honda Passport, который был скопирован с Isuzu Rodeo.

2. Спорт как двигатель технической мысли

Для Honda гоночный спорт всегда был полигоном для обкатки новых идей, разработок и технологий. Сам Хонда считал, что это заставит инженеров компании быстрее реагировать и внедрять инновации, чтобы машины становились еще более мощными, скоростными и легкими.

В начале 1960-х, когда шли работы над гоночным болидом Honda RA270, они считались более приоритетными, чем серийное производство обычных автомобилей. Специально для этой машины была построена знаменитая гоночная трасса Судзука, что само по себе говорит, насколько серьезно в компании относились к этому проекту.

1. Чемпион конструкторов IndyCar

Двигатели Honda выиграли больше гонок IndyCar, чем любой другой производитель. Особенно впечатляющим был период между 2006 и 2011 годом, когда лидерство бренда было непререкаемым.

Завершающий и самый яркий факт. За эти 6 лет двигатели Honda прошли 2 миллиона километров практики, квалификации и гонок, и за все время случилось только 6 отказов.

Обзор охранно-телематической системы LADA Connect

В мае 2021 года АВТОВАЗ объявил о начале продаж первой модели LADA, подключенной с завода к телематической платформе LADA Connect, которая позволяет удаленно управлять системами автомобиля с помощью смартфона. Эксперты «За Рулем» протестировали Lada Granta в комплектации с LADA Connect и рассказали, стоит ли доплачивать за эту опцию.

Читайте также:  Компания Huawei заняла второе место на рынке смартфонов

Охранно-телематическая система LADA Connect может быть установлена, как дополнительный пакет опций на заводе. Доплата составляет от 12 000 (для версии Luxe) до 19 500 рублей (для Classic и Comfort). Если покупать LADA Connect в качестве отдельного аксессуара, то стоимость будет уже 37 000 рублей.

Lada Connect позволяет удалено управлять автомобилем через смартфон (Android или IOS) при помощи приложения LADA Connect. Обмен данными происходит через мобильную сеть. Первые 3 месяца абонентской платы включены в стоимость.

Эксперты отмечают, что после нажатия кнопки на смартфоне функция в машине выполняется не сразу, а через некоторое время (обычно 10-15 секунд, иногда минуту), т.к. обмен данными осуществляется через интернет, а не напрямую по радио каналу.

На главной странице приложения отображаются:

  • Оценка стиля вождения
  • Архив поездок
  • Использование авто (пробег, расход топлива и пр.)
  • Новости АВТОВАЗа

Главные функции LADA Connect находятся на закладке «Управление»:

  • Карта с отображением места нахождения автомобиля
  • Открыть и закрыть автомобиль
  • Открыть багажник
  • Запустить и остановить двигатель
  • Запустить и остановить двигатель по таймеру или при изменении температуры окружающей среды
  • Автоматически включить прогрев или кондиционирование салона при дистанционном запуске двигателя (активация
    предустановленных параметров)
  • Подать световой и звуковой сигнал
  • Включить и выключить фары
  • Отображение запаса топлива
  • Отображение напряжения АКБ
  • Отображение температуры салона

На вкладке «События» находится хронология всего, что происходило с автомобилем. Например, когда открывались двери, была нештатная остановка двигателя и прочее. Данные в момент ДТП будут записаны и могут быть использованы для разбора событий (черный ящик).

Другие возможности Lada Connect:

  • Проверить статус дверей и багажника (открыты/закрыты)
  • Получить уведомление при эвакуации или внешнем воздействии/ударе
  • Заблокировать запуск двигателя и передать координаты местонахождения автомобиля службам полиции (через клиентскую службу LADA)
  • Получить информацию о состоянии автомобиля и необходимости его технического обслуживания
  • Записаться на техническое обслуживание
  • Дистанционно продиагностировать автомобиль

Выявленные проблемы в ходе тестирования:

  • После удаленного запуска двигатель иногда глохнет сразу после запуска.
  • Иногда не отображается температура салона (например, когда рукоятка температуры кондиционера находится в крайних положениях)

  • За несколько дней использования Lada Connect оставила только положительные эмоции.
  • Функционал Lada Connect больше, чем у других аналогичных систем других производителей.

Читайте также:

Ключевые слова: lada connect

Новая разработка Lada Connect позволяет управлять автомобилем через мобильное приложение

АВТОВАЗ объявляет о начале продаж первой модели LADA, подключенной к телематической платформе LADA Connect, которая позволяет удаленно управлять системами автомобиля с помощью смартфона. Для покупателей «подключенной» версии Granta будут доступны так же индивидуальные условия сервисного обслуживания и специальные страховые программы, которые сделают самую популярную модель LADA еще доступнее.

В мае автомобили с LADA Connect будут доступны к заказу в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской области, Татарстане и в Пермском крае, а в ближайшие месяцы – по всей официальной дилерской сети. Новая телематическая система LADA Connect предлагается как опция для различных комплектаций по цене от 12 000р, включая 3 года обслуживания.

С помощью LADA Connect автовладельцы смогут через установленное в смартфоне приложение (Android или iOS) дистанционно контролировать состояние автомобиля и безопасно управлять некоторыми его функциями, например: открытие дверей и багажника, прогрев и кондиционирование салона, запуск двигателя, световой и звуковой сигнал, проверка уровня запаса топлива и заряда аккумулятора, уведомления об эвакуации или возникновении неисправностей в работе систем автомобиля, а также телематическая платформа LADA Connect позволяет владельцам получать информацию о местонахождении автомобиля в режиме реального времени.

«Мы рады представить первую модель LADA с системой Сonnected Сar. Наша «подключенная» телематическая платформа — это принципиально новый уровень сервиса и комфорта, позволяющий открыть новые возможности автомобилей LADA. Особенно хотелось бы отметить, что функционал LADA Connect так же предоставляет возможность получения обратной связи от каждого ее водителя. Покупатели Granta c LADA Connect смогут поддерживать диалог с дилером через приложение – задавать вопросы, сообщать о неисправностях, записываться на ТО, получать полезную информацию об эксплуатации автомобиля. Такой информационный обмен позволит дистанционно осуществлять послепродажный мониторинг работы узлов и агрегатов автомобиля, предлагать водителям индивидуальные условия на ремонт и обслуживание», – сказал Оливье Морне, вице-президент по продажам и маркетингу марки LADA.

Одним из выгодных преимуществ «подключенной» LADA станет скидка на страхование по системе КАСКО. Скидка на первый год составит 10%. А при продлении полиса некоторые водители смогут сэкономить до 30% за аккуратное вождение (помимо базовой страховой скидки за отсутствие убытков по вине клиента). В программе «умного» страхования на основе LADA Connect участвуют крупнейшие страховые компании.

Функционал системы позволяет достаточно точно восстанавливать обстоятельства ДТП: динамику разгона или торможения перед столкновением, скорость и положение автомобиля. Благодаря этому автовладельцу теперь не потребуется собирать справки в зависимости от методологии конкретного cтраховщика, для получения направления на сервис для восстановительного ремонта. Данные* о ДТП при заявлении клиента об убытке автоматически поступают страховой компании и все урегулирование перемещается в онлайн. Это существенно упрощает работу по страховому урегулированию, ускоряет ремонт и возврат автомобиля.

Партнером АВТОВАЗа по созданию программно-аппаратных решений для LADA Connect стала компания «Лаборатория умного вождения», крупнейший и самый опытный в России разработчик автомобильных систем телеметрии и сервисов на их основе. Защищенная информационная инфраструктура Лаборатории, интегрированная с клиентской службой LADA, станет основой для создания нового формата взаимодействия водителей с автопроизводителем и дилерскими центрами.

Читайте также:  Новая разработка Lada Connect позволяет управлять автомобилем через мобильное приложение

Генеральный директор «Лаборатории Умного Вождения» Михаил Анохин:

«Мы благодарны АВТОВАЗу за возможность участвовать в этом эпохальном проекте. Интерес крупнейшего в стране автопроизводителя к развитию Connected Car платформы является огромным шагом в сторону внедрения самых современных цифровых технологий, которые придадут новый импульс развитию всех связанных с автомобилем отраслей экономики – от производства и обслуживания до продажи, страхования, лизинга и развития автомобилецентричного e-commerce».

* «Персональные данные» – собираются, обрабатываются и защищаются в рамках 152 ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных»

«Страховые (персональные) данные» – сбор и обработка регулируется законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела» (редакция от 30.12.2020) – данные шифруются на защищенных серверах по требованиям п.№1 (152 ФЗ от 27.07.2006) и передаются исключительно с согласия Страхователя.

Группа “АВТОВАЗ” является частью бизнес-подразделения Dacia-LADA в структуре Groupe Renault. Компания производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для 2-х брендов: LADA и Renault. Производственные мощности АВТОВАЗа расположены в Тольятти – АО “АВТОВАЗ”, ОАО “LADA Запад Тольятти”, а также в Ижевске – ООО “LADA Ижевск”.

Продукция марки LADA представлена в сегментах В, B+, SUV и LCV и состоит из 5 семейств моделей: Vesta, XRAY, Largus, Granta и Niva. Бренд лидирует на российском автомобильном рынке с долей более 20% и представлен в более чем 20 странах. LADA имеет самую большую официальную дилерскую сеть в России – 300 дилерских центров.

Испытано ЗР: система Lada Connect на Весте

На Московском международном автосалоне 2016 года АВТОВАЗ презентовал систему Lada Connect. Установив это приложение на смартфон, можно дистанционно управлять центральным замком, узнавать местоположение машины, пускать двигатель, изучать статистику поездок. Многие мировые автоконцерны уже внедрили аналогичные системы на своих машинах. А как умное приложение работает на Весте?

Период обкатки

Сейчас вазовцы тестируют функционал системы — добиваются, чтобы мобильное приложение работало без сбоев. Программу Lada Connect можно бесплатно скачать в магазинах Apple Store и Play Market. Но потребуется дооборудовать автомобиль, чтобы ею пользоваться. На сегодняшний день товарного образца комплекса Lada Connect нет — на нескольких сотнях заводских машин пока обкатывают прототипы. Точную дату запуска системы в серию не называют: все будет зависеть от результатов тестирования. По имеющимся данным, внедрение начнут с Гранты, так что в нынешнем году Веста телематику не получит.

На редакционную Весту мы установили прообраз комплекса Lada Connect — систему «Элемент», разработанную фирмой «Лаборатория умного вождения». «Элемент» можно приобрести и установить на любой автомобиль, на основе этого готового решения и разрабатывается приложение Lada Connect. У «Элемента» достаточно широкие возможности, и какие из них перейдут в систему для вазовских машин — предмет обсуждения.

Пользование «Элементом» подра­зумевает установку обычной охранной сигнализации, дополнительных датчиков и трехосного акселерометра для измерения ускорений. Их и внедрили на редакционную Весту. Все вместе они обеспечивают работу мобильного приложения на моем смартфоне. На серийных Ладах реализация в «железе» будет иной: система станет использовать только штатные электронные блоки. Иными словами, Lada Connect как опция окажется бесплатной, так как все ее компоненты уже заложены в конструкцию. А вот за пользование придется платить. По предварительным данным, ­АВТОВАЗ собирается предоставлять некий бесплатный период (год или два), а затем — изволь внести абонентскую плату или прекрати пользоваться системой. Тариф будет зависеть от пакета услуг, но не превысит нескольких тысяч рублей в год.

Уметь или не уметь

Через мобильное приложение можно блокировать и разблокировать замки, открыть багажник, пустить двигатель, выставив время его работы (от пяти минут до получаса). Скорее всего, позже добавится функция поиска автомобиля на стоянке (он включит фары и посигналит). Система сообщит о напряжении в бортовой сети, температуре в салоне, точном пробеге по одометру, остатке топлива в баке.

Можно посмотреть треки всех поездок. «Элемент» создан как телеметрический сервис для страховых компаний: если водитель ездит аккуратно, полис каско обойдется ему дешевле. Электронный разум выставляет оценку за каждую поездку и фиксирует все случаи превышения скорости или выполнения резкого маневра (их распознаёт акселерометр). Треки с основной информацией о поездках будет сохранять и Lada Connect. Останется ли функционал для страховых компаний, пока не решили.

«Элемент» работает и как охранная система: на смартфон приходят сообщения о любой попытке проникновения в автомобиль или его эвакуации. Эту часть функци­онала сохранят не в полном объеме. АВТОВАЗ не забывает о противоугонных возможностях при разработке системы, но фирменное заводское приложение однозначно не станет конкурировать с дополнительно устанавливаемыми охранными комплексами.

К пуску готов

Лично для меня самая интересная функция системы — автозапуск. Его польза в нашем климате очевидна. Конечно, правильнее установить предпусковой подогреватель, а не гонять мотор на холостых, – но это накладно.

Выставляю желаемый период работы и, нажав виртуальную клавишу на дисплее смартфона, пускаю двигатель. Приложение показывает уведомление об исполнении команды, а у автомобильчика на экране появляется «выхлоп»: сработало. Дистанция до машины значения не имеет, ведь команда идет не по радиоканалу, а через сотовую сеть. Налицо преимущество перед системой Renault Start, на которую вазовцы наверняка оглядывались, создавая свой продукт. Кнопкой на ключ-карте французские машины можно завести, только если они находятся в зоне прямой видимости. Конечно, в Renault можно через меню мультимедийной системы задать жела­емое время пуска двигателя заранее — но вдруг планы поменяются?

Читайте также:  В Японии создан автомобиль на 90% состоящий из пластика

Если подойти к нашей Весте, когда цикл автозапуска еще не завершен, двигатель заглохнет при нажатии кнопки разблокировки замков на штатном ключе.

Тольяттинские инженеры и маркетологи пока спорят о том, как должен быть реализован автозапуск. «Технари» настаивают, что после каждого дистанционного пуска обязательно должна состояться поездка — ради сохранения заряда аккумулятора и защиты двигателя от пагубных последствий долгой работы на холостых. Но, к примеру, тот же Renault Start позволяет делать до пяти пусков подряд, обеспечивая периодический прогрев мотора морозной ночью. Возможно, к такому же решению придет и АВТОВАЗ, ведь так для потребителя комфортнее.

Автозапуск на нашей Весте работает корректно и без сбоев, но очевидно, что систему можно и нужно доработать. Неплохо было бы предусмотреть принудительное включение обогревов стекол, раз уж двигатель пускается дистанционно. А то придется топтаться у машины с уже теплым двигателем и салоном, чтобы очистить ветровое стекло скребком. Для пущего комфорта хотелось бы видеть на смартфоне данные об уровнях жидкостей, как минимум — мáсла и незамерзайки. Вот только в созданной в России Весте этих функций почему-то нет в принципе, так что и для мобильного приложения они, увы, недоступны.

Самый умный?

Пока непонятно, появится ли в телематике Lada Connect мониторинг манеры вождения. В системе, установленной на нашей Весте, он реализован. «Фишка» интересная, и после каждой поездки я фиксирую выставленную мне оценку. Но с трактовкой опасных маневров не всегда согласен: иногда дает сбой GPS-позиционирование — и водитель получает некорректную претензию как нарушитель скоростного режима. Еду по улице с лимитом 60 км/ч, а системе кажется, что я нахожусь на параллельной дворовой дорожке, где нельзя разгоняться быстрее 20 км/ч. Подобные ошибки несправедливо увеличат сто­имость страхового полиса.

Остальные функции будущей системы Lada Connect могут понадобиться далеко не всем. Например, контроль заряда аккумулятора полезен тому, у кого машина часто простаивает. Кто-то похвалит функцию определения местоположения автомобиля: не катается ли на нем сын, пока отец в командировке? Управление замками со смартфона я использовал один раз: хотел забрать пакет из машины, а ключей в кармане не оказалось.

Нужна ли система Lada Connect? Чтобы соответствовать общемировым трендам — да. Это современно и удобно. Должна ли она стать обязательной? Не думаю. И очень правильно, что будет предусмотрен бесплатный тестовый период. Каждый должен попробовать и решить, нужна ли ему такая система.

Мы продолжим тестировать прототип — и еще расскажем о нем.

LADA CONNECT: как с телефона управлять своим автомобилем

На АВТОВАЗе в автомобили внедряют платформу LADA CONNECT, благодаря которой управлять Ладой будет ещё проще. Как русские машины «подружили» с современными гаджетами Официальному Лада Клубу рассказал директор по продуктам и программам АВТОВАЗа, Алексей Лихачёв.

Система LADA CONNECT позволяет дистанционно открывать и закрывать автомобиль, запускать и останавливать двигатель, открывать багажник, проверять статус дверей и багажника (открыты/закрыты), подавать для облегчения поиска машины на парковке световой и звуковой сигналы, видеть текущее местоположения автомобиля на карте, получать уведомление при эвакуации или внешнем воздействии/ударе, блокировать запуск двигателя и передавать через клиентскую службу LADA координаты местонахождения автомобиля службам полиции, включать автоматически прогрев или кондиционирование салона, получать информацию о состоянии автомобиля и необходимости его техобслуживания, дистанционно диагностировать автомобиль, вести статистику по всем событиям с автомобилем и многое другое.

– Как пришла идея создания платформы LADA CONNECT?

– Это очень просто. Нам нужно предлагать инновации. Весь автомобильный мир достаточно негибкий на сегодняшний день. И то, что касается распространения влияния наших IT-устройств (смартфонов, планшетов) на автомобили – это очень закостенелый и достаточно нереализованный кусок. У нас в этом смысле есть возможность, потому что мы первые реализовали систему ЭРА-ГЛОНАСС в России. И у нас машины оборудованы всем необходимым аппаратным обеспечением. Следующим логичным шагом стало использование этих сервисов и этого аппаратного обеспечения для того, чтобы реализовать для наших клиентов возможность быть на связи с автомобилем, управлять им, как предлагает LADA CONNECT. Это интересно для клиентов, это интересно для нас. Сейчас мы фактически говорим о внедрении этой системы в жизнь.



– Для LADA внедрение такой системы это огромный шаг. Должен ли он изменить мнение о российских автомобилях?

– На самом деле мы начали ломать стереотипы. Потому что нам действительно нужна некая перезагрузка. Чтобы бренд LADA действительно конкурировал с глобальными автопроизводителями. Мы сделали огромный скачек с дизайном. Vesta и XRAY тому подтверждение. Теперь время за технологиями, которые всегда были не сильным местом для нашего бренда. Сейчас это меняется и мы, как я сказал, ломаем стереотипы.

Читайте также:  Создан дрон для доставки медицинских материалов

– Cейчас продукт LADA CONNECT реально уже готов к внедрению?

– Я думаю, что в первом квартале будущего года у нас будут уже внедрены технологии LADA CONNECT на Весте и Иксрее.

– То есть в первую очередь система появится на новом седане, а потом на кроссовере?

– Я думаю мы одновременно можем сделать, потому что, в первую очередь, это зависит от аппаратного обеспечения.

– Насколько подорожают автомобили с системой LADA CONNECT?

– Мы реализуем привлекательную для наших клиентов систему. Самого удорожания не будет. То есть клиент покупая новый автомобиль будет получать эту систему в подарок. Будет реализована схема так называемой подписки. Таким образом, в зависимости от периода, когда клиент захочет пользоваться этой системой, он будет платить. Схема будет построена по аналогии с игровым контентом, подпиской на какой-либо софт, на пользование системой. С точки зрения цены, мы не будем идти в премиальный сегмент. Это будет доступная система. Цены я вам сейчас точно сказать не могу. Но она будет по карману тем, кто сейчас пользуется автомобилями LADA.

– Как реализована система защиты персональных данных?

– Хорошо, что вы задаете такой вопрос, потому что нам есть, что сказать. Смотрите, используется интерфейс так называемый М to M (Машин ту Машин интерфейс). Это значит, что данные, которые «путешествуют» от автомобиля к пользовательскому устройству клиента и обратно, они уже защищены пятью ступенями шифрования. Помимо этого есть дополнительные вещи. Мы не используем публичные каналы передачи данных: публичный интернет, публичную сотовую связь. Это специально выделенные каналы, которые зашифрованы сами по себе. То есть проникнуть в них достаточно сложно. Если провести параллели, то система LADA CONNECT более защищена, чем банковские операции, которые мы с вами проводим ежедневно, расплачиваясь картой в Интернете. Наша технология – это следующий шаг от того, что делают банки, чтобы защитить свои транзакции.

– На каких платформах будет работать система LADA CONNECT?

– Она будет использоваться на многих платформах, включая Android, Apple и другие.

– Скажите, уже по вашим анализам система ЭРА-ГЛОНАСС позволяет защитить автомобиль от угона?

– На самом деле функционал угона ЭРА-ГЛОНАСС рассчитана не на это. Она работает на безопасность в случае аварий и ДТП. Но мы предусмотрели в коммерческом профиле возможность передавать в полицию координаты угнанного автомобиля. И я думаю, что это будет востребовано.

– Будет ли передача информации правоохранительным органам, не LADA клиентам, а третьим лицам, для того, чтобы они могли как-то вмешиваться? На презентации было сказано, что клиент имеет возможность заглушить двигатель своего автомобиля. Вопрос такой. ДПС-ник получил доступ в базу пользователей и гонится за преступником. Сможет он выключить двигатель автомобиля?

– Эти способы, насколько мне известно, используются и сейчас. Просто это принудительная остановка, когда используются механические методы. К примеру, блокировка автомобиля. В данном случае заглушить мотор – это более безопасно. Безусловно, это будет реализовываться только с согласия клиента. И неслучайным нажатием на кнопку на смартфоне, а путем звонка на клиентскую линию, идентификации личности клиента. Только после этого будет происходить исполнение команды. Полиция будет получать координаты автомобиля и знать, где он находится только с согласия клиента.

– Если я правильно понимаю, то система LADA CONNECT подходит только к новым моделям LADA. Что будет в отношении более бюджетных моделей LADA Kalina, Granta и т.д.?

– Мы планируем, что автомобили, которые не имеют необходимого аппаратного обеспечения и датчиков, в течение 2017 года дооснастят ими. LADA Kalina и Granta полностью готовы. Они с 1 января получат систему ЭРА-ГЛОНАСС, поскольку это законодательное требование. Соответственно, они получат возможность интегрирования LADA CONNECT в течение 2017 года. С Largus и другими моделями несколько сложнее, поскольку в них не используется KAN-шина. Соответственно, управлять теми или иными узлами машины сложнее. Там нужно будет больше вкладываться в саму машину. Но мы сделаем это тоже, просто на это потребуется какое-то время.

– Некоторые бренды (Volvo, BMW, Mini) предлагают схожую услугу. Но у них есть наверное какая-то база, по которой можно отслеживать месторасположение автомобиля, открывать/закрывать двери. Но каких-то дополнительных функций, как у LADA CONNECT, нет. Предусматривается ли какая-то бесплатная база сервисов от LADA CONNECT?

– Мы сейчас работаем над реализацией бизнес-модели. Еще раз могу гарантировать вам сейчас, что мы вернемся к этому разговору в следующем году, когда будет готово серийное решение этой системы. Могу сказать одно: решение будет доступным и клиенты будут готовы платить небольшие деньги за эту подписку, чтобы пользоваться этим приложением. Поэтому параллели с другими марками, особенно с премиальными, я бы не стал проводить.

– Какие сроки реализации LADA CONNECT?

– В первом квартале 2017 года – это Лада Веста и Лада Хрей. Отдельные комплектации этих моделей будут серийно выпускаться с LADA CONNECT.

Ссылка на основную публикацию