Конфиденциальность пользователей Live Journal оказалась под угрозой

«Спутник» и ложь во спасение. Почему у работоспособной вакцины плохая репутация

Илья Ясный
руководитель научной экспертизы Inbio Ventures

«Спутник V» — вакцина, которая спасла немало жизней, и повод для гордости: Россия одна из немногих стран, справившаяся с самостоятельной разработкой. С другой стороны, процесс разработки, производства и распространения вакцины сопровождается таким количеством нарушений, дезинформации и некомпетентности, что репутация у препарата неоднозначная. Фактически в нем, как в капле воды, отразились проблемы российской науки, фармацевтики и пиара. Руководитель научной экспертизы Inbio Ventures Илья Ясный анализирует факты и домыслы вокруг «Спутника» и разбирается, почему Европа и ВОЗ до сих пор не одобрили российскую вакцину.

Дисклеймер: автор и его семья привились «Спутником».

Прежде всего, необходимо различать три вещи:

  • принцип устройства «Спутника», который вполне разумен и похож на вакцины Johnson & Johnson, CanSino и AstraZeneca;
  • то, как проводились исследования вакцины;
  • заявления сотрудников центра Гамалеи и РФПИ, сопровождающие разработку и последующие стадии распространения вакцины.

Предыстория: Эбола и уголовное дело

Публичная история Спутника V началась 20 апреля 2020 года, когда директор института Гамалеи Александр Гинцбург на совещании у Путина заявил, что клинические исследования вакцины могут начаться 1 июня, а регистрация возможна с 15 июня. Конечно, постановление правительства разрешает сокращенный порядок исследований лекарств в период пандемии, но две недели на клинические исследования — это, мягко говоря, оптимистичный прогноз.

Правда, Гинцбург и другие сотрудники постоянно ссылаются на то, что платформа, на которой сделан «Спутник», хорошо изучена, и это уже третья вакцина, полученная по данной технологии. Действительно, раньше в России была зарегистрирована вакцина от Эболы, однако сделано это было в нарушение всяких правил по результатам фазы ½, результаты фазы 3 так и не были нигде опубликованы, а разрешение на исследование вписано в реестр задним числом.

Есть еще одна пикантная подробность: на самом деле «Спутник» — не третья, а четвертая попытка института Гамалеи создать векторную вакцину: первой была АдеВак-Флю, о которой сейчас Гинцбург не упоминает. Возможно, потому что деньги на ее создание были разворованы, а в хищении 424 млн рублей у Роснано обвиняется бывший сотрудник центра Гамалеи Рустам Атауллаханов. Гинцбургу и его заместителю Денису Логунову посчастливилось быть на этом процессе свидетелями.

Поспешная регистрация

В мае 2020 года разразился скандал с исследованием вакцины на сотрудниках института Гамалеи еще до тестирования на животных. Директор Гинцбург заявил, что это не имеет никакого отношения к клиническим исследованиям. Правда, по всем международным правилам, незарегистрированные новые препараты должны вводиться людям только в рамках клинических исследований: они должны подписывать информированное согласие, оформлять страховку и тщательно наблюдаться, потому что их здоровье и жизнь подвергаются повышенной опасности.

Наконец, регистрация вакцины 11 августа без каких-либо опубликованных данных стала настоящей сенсацией не только у нас, но и за рубежом, и оказала неоднозначное влияние на имидж вакцины. Все, что было доступно в течение двух месяцев — скупые данные из плохо написанной инструкции, из которых, однако, было понятно, что обе дозы вакцины в жидком виде получили ровно двадцать человек. Это не тянет даже на исследование фазы 2, не то что на регистрационное. Для сравнения, на тот момент детали по первым двум фазам исследований западных вакцин: Pfizer/BioNTech, AstraZeneca, Moderna уже были опубликованы в рецензируемых научных журналах, причем там участвовало в десятки раз больше человек, но никто не торопился регистрировать вакцину по этим предварительным данным.

Кроме того, сопровождающие регистрацию заявления о том, что это первая в мире зарегистрированная вакцина от коронавируса, не соответствуют действительности: 25 июня китайская вакцина CanSino была зарегистрирована для применения у военных. Также нелепо заявление разработчика Логунова о том, что временная регистрация необходима для вакцинации групп риска. Оно противоречит и мировой практике, и российскому руководству по клиническим исследованиям.

Публикации и испытания

В сентябре 2020 года в журнале Lancet вышла публикация результатов исследований фазы 1/2, которая подверглась резкой критике со стороны итальянского борца с лженаукой Энрико Буччи и других ученых с обвинениями в фальсификации данных. Группа Логунова ответила на критику, однако первичные данные, по которым можно было с уверенностью судить об отсутствии фальсификации, так и не были предоставлены. Но и помимо этой критики в статье много недостатков. Некоторое беспокойство с этической точки зрения вызвало то, что в исследовании принимали участия военные — это зависимая группа, и необходима особая внимательность, чтобы обеспечить добровольность и информированность участников.

Читайте также:  Стало известно, провоцируют ли мобильные телефоны рак
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

«Спутник» выходит из тени. Что прояснила статья в The Lancet о российской вакцине

В сентябре же началось исследование фазы 3. В отличие от всех ведущих производителей вакцин, протокол «Спутника» опубликован не был. Между тем протокол — это ключевой документ клинического исследования, в нем описывается схема эксперимента, заранее указывается, какой результат и по какому критерию исследователи считают успешным, сколько для этой цели нужно добровольцев и прочие подробности. Мне удалось ознакомиться с августовским черновиком протокола. На первый взгляд он неплохо написан и похож на протоколы западных компаний, однако есть некоторые важные нюансы: описание того, заболел человек ковидом или нет, недостаточно детально и довольно субъективно, что во многом оставляет решение за врачом. Это позволяет манипулировать данными, если знать, кто в группе плацебо, а кто — вакцины. При том, что вакцина чаще вызывает побочные реакции, такой подход может привести к завышению ее эффективности.

Решение, заболел участник исследования ковидом или нет, во многом остается за врачом

В протоколе «Спутника», в отличие от протоколов других компаний, отсутствовали промежуточные точки анализа. Между тем ждать 180 дней после включения в исследования последнего пациента — это и впрямь слишком долго, поэтому из публикации о фазе 3 мы узнаём, что промежуточные анализы были внесены туда в ноябре. Изменение протокола третьей фазы, когда исследование уже идет, может привести к получению невалидных результатов, и требуется большая осторожность и хорошие обоснования, что всё сделано правильно. Как нетрудно догадаться, в статье это никак не комментируется.

Неясна ситуация и с эффективностью «Спутника» против новых штаммов. В центре Гамалеи, конечно, утверждают, что он эффективен против них, не приводя никаких доказательств (ждите, мол, публикацию в мае). Независимые ученые проанализировали сыворотку привитых аргентинцев и установили, что она хуже нейтрализует южноафриканский вариант вируса.

Производство

Одновременно c фазой 3 начинается масштабирование производства вакцины и к процессу подключаются Генериум, Биокад, Р-Фарм и другие компании. Передача производства в коммерческие компании повысила надежду, что вакцина будет качественной, но одновременно поставила вопрос о сопоставимости продуктов, произведенных на разных площадках. Скажем, продукт, произведенный в институте Гамалеи в реакторах объемом 5 л для целей клинического исследования совсем не обязан быть таким же, как произведенный в Генериуме в реакторе 1000 л для массового применения. Их сопоставимость требует отдельных исследований. О неполной сопоставимости косвенно свидетельствуют разные указания о хранении и применении для продукта разных производителей в инструкции на препарат.

Дальше обещания по количеству доз постоянно обгоняли реальные темпы производства. Впрочем, в том, что производство не удалось сразу масштабировать, нет ничего удивительного — в России не было опыта самостоятельного производства и масштабирования качественных инновационных препаратов, а к закупке оборудования для масштабирования приступили только в конце сентября. Итого на 12 мая в России произведено 33 млн доз, из которых экспортировано 15 млн. Так, Мексика получила 1,9 млн доз из положенных по контракту 24 млн. Минздрав Мексики заявил, что это из-за проблем с производством второй дозы, но РФПИ утверждает, что это неверная информация.

Наконец, в конце ноября были объявлены предварительные результаты третьей фазы для всех ведущих вакцин, в том числе для «Спутника». Как и у Pfizer и Moderna, эффективность «Спутника» оказалась на уровне 95%. Данные были опубликованы в виде пресс-релизов, но для западных вакцин более подробная информация стала довольно быстро доступной после одобрения вакцин в США и ЕС — агентства на этих территориях, в отличие от Минздрава РФ, публикуют подробную информацию и от производителя, и от регулятора, а в США доступно еще и видео заседания научного комитета. Подробностей о «Спутнике» пришлось подождать до февраля 2021 года, когда вышла статья в журнале Lanсet о результатах фазы 3. Впервые результаты исследования третьей фазы российского препарата были опубликованы в таком престижном международном журнале. Правда, и к этой публикации у исследователей возникли вопросы, которые во многом могли бы быть сняты предоставлением протокола исследования и первичных данных. В частности, выяснилось, что реактогенность вакцины вовсе не изучали. По руководству после прививки нужно собирать информацию о реакции на вакцину в течение нескольких суток, опрашивая пациентов. В протоколе это не было предусмотрено.

Сопоставимость вакцин, произведенных на разных площадках, нужно отдельно исследовать

Тем не менее в ноябре-декабре 2020 года начали накапливаться сведения из Telegram-каналов о привитых «Спутником». И у пожилых, и у людей с сопутствующими заболеваниями не наблюдалось серьезных побочных эффектов, вырабатывались антитела. Это в итоге и убедило меня посоветовать родителям привиться. Конечно, такая ситуация ненормальна, источником достоверной информации о лекарствах должны быть не соцсети, а официальные данные.

Читайте также:  Выяснилось, что злые роботы мотивируют людей на достижение лучших результатов

Правда, теперь у нас есть данные реального применения из Аргентины и Сан-Марино (но не из России). Надежно можно оценить разве что безопасность вакцины — количество побочных эффектов в сан-маринском исследовании находится на верхней границе других вакцин. Исследовательница Хильда Бастиан, одна из основателей Кокрейновского общества и эксперт по доказательной медицине, проводит сравнение вакцин по эффективности и безопасности, оговариваясь, что это ориентировочный график, потому что сравнивать данные из разных исследований напрямую не вполне корректно. На рисунке приведены данные на середину мая.

Как мы видим, у «Спутника» высокая заявленная эффективность, но и высокий уровень побочных эффектов. Число новых случаев ковида в Сан-Марино снизилось до нуля, при том, что «Спутником» там прививалось 80% населения.

Экспорт за рубеж

К «Спутнику» стали проявлять интерес в других странах — к ноябрю 2020 года заявки поступили из 50 стран на общий объем 1,2 млрд доз. Однако уже в декабре начались первые трения — Турция отказалась покупать «Спутник V» по причине несоответствия доклинических исследований надлежащей лабораторной практике (GLP, Good Laboratory Practice). Эти стандарты обеспечивают качественное выполнение исследований на животных, в первую очередь на токсичность. Если они не выполняются, нельзя быть уверенным, что препарат хорошо проверили на безопасность.

В ответ Гинцбург заявил, что «лабораторное производство сертифицировано по стандартам Минпромторга, но не по европейским сертификационным органам. У нас нет европейского сертификата, а имеем российский, как и вся наша промышленность». Это очень странный ответ — в претензии Турции речь шла вовсе не о производстве, а о доклинических исследованиях. Лабораторное производство не сертифицируется, лицензируется только промышленное производство. Стандарты лицензирования Минпромторга — это почти копия европейских стандартов.

Турция заявила, что проведет собственные исследования вакцины. Проделав это, турки одобрили вакцину 30 апреля и закупили 50 млн доз. Также они организуют собственное производство.

Вообще, для контекста важно понимать, что весь мир делится на две большие зоны — страны, где приняты самые современные нормы в отношении лекарств, разрабатываемые ICH (The International Council for Harmonisation of Technical Requirements for Pharmaceuticals for Human Use, Международный совет по гармонизации технических требований к лекарствам для медицинского применения), и остальные страны. Наиболее сильное и современное регулирование в США, ЕС, Японии, Швейцарии, Канаде. Важно подчеркнуть, что эти руководства — не бюрократические преграды на пути производителей, выстроенные злой «бигфармой», а стройная, научно обоснованная, выстраданная после многих инцидентов система, обеспечивающая население этих стран безопасными, эффективными и качественными лекарствами.

Две страны Евросоюза вступили в переговоры с РФПИ о поставках «Спутника», несмотря на отсутствие одобрения со стороны ЕМА и ВОЗ: Венгрия и Словакия. Венгрия одобрила вакцину еще в январе 2021-го, но продолжала свои внутренние проверки. В феврале началась массовая вакцинация населения. Со Словакией получилось сложнее: одобрение вакцины и решение о закупке «Спутника» привело к политическому скандалу внутри страны. Затем, получив первые образцы вакцины, словаки заявили, что они не соответствуют тому, что было опубликовано в The Lancet, а данных из досье недостаточно, чтобы судить о безопасности и эффективности вакцины.

В ответ РФПИ потребовал вернуть поставленные 200 000 доз, ссылаясь на нарушение словаками контракта, в соответствии с которым вакцину могли тестировать только в сертифицированных ЕС лабораториях. Тогда Словакия опубликовала контракт, из которого видно, что там нет таких указаний. Однако 9 мая Словакия сообщила, что дозы, отправленные на тестирование в Венгрию, оказались удовлетворительного качества, и 26 мая одобрила вакцину для применения в стране. А чешский регулятор ранее заявлял, что данных в досье недостаточно, и они прекращают рассмотрение документов.

Наверное, самый громкий скандал разразился в Бразилии. Тамошнее регуляторное агентство ANVISA заявило, что пока не разрешит регистрацию «Спутника V» по причине неполноты данных и сразу нескольких моментов, которые беспокоят агентство:

  • в документации на продукт установлена довольно высокая планка обнаружения реплицирующегося аденовируса. Если такой аденовирус действительно обнаруживается, это не соответствует заявлениям российской стороны о его отсутствии, и в таком случае к нему предъявляются более высокие требования по изучению безопасности. В частности, такой аденовирус может накапливаться в тканях. Этот пункт привлек больше всего общественного внимания и на него был дан ответ со стороны Гамалеи, что они просто очень торопились и не успели валидировать более строгие тесты. На самом деле уровень реплицирующегося аденовируса не выше допустимого;
  • отсутствует информация о контроле наличия других вирусов в продукте, информация о контроле процесса производства на наличие примесей представлена не полностью;
  • протокол клинического исследования фазы 3 нечетко описывает критерии болезни, алгоритм сбора данных о нежелательных явлениях и другие аспекты исследования, из-за чего повышается возможность манипулирования данными;
  • данные о реактогенности не собирались совсем;
  • нет данных о сравнимости между сериями, произведенными для клинических исследований в институте Гамалеи в объеме 5 л и между коммерческими сериями, произведенными в объеме сотен литров;
  • аудит бразильцев на площадках «Генериум» и «УфаВита» выявил недостатки производственных процессов, в частности, риск нарушения стерильности;
  • на площадку Гамалеи бразильцев вообще не пустили.
Читайте также:  Разработан способ, позволяющий печатать трехмерные объекты

РФПИ пообещал подать на ANVISA в суд за клевету. Но часть этих замечаний была понятна и до ANVISA, и их в любом случае придется устранить до того, как ЕМА или ВОЗ одобрят вакцину. Если РФПИ и Гамалея хотят зарегистрировать вакцину в Евросоюзе (а им было выдано такое распоряжение, как говорится, «на самом верху»), им придется пустить аудиторов ЕМА даже на такой сверхсекретный объект, как центр Гамалеи.

Между тем в Бразилии местная компания União Química наладила собственное производство «Спутника» по лицензии и подала на регистрацию. Так же поступила и индийская Dr. Reddy’s, причем индусы еще и провели собственное клиническое исследование, а также налаживают самое масштабное производство «Спутника» в мире.

Пиар черный и белый

Тут самое время упомянуть о позиции, которую занимают пиарщики РФПИ при любой попытке критиковать вакцину и даже просто сравнить ее с другими аналогами. С самого начала фонд сделал ставку не на открытость и готовность к диалогу, а на защитно-агрессивную позицию, причем с акцентом на принижение достоинств других вакцин и безапелляционные заявления о 97-процентной эффективности «Спутника». Так, в пресс-релизе написано, что заболеваемость среди 3,8 миллионов привитых россиян в январе-марте 2021 года составила 0,027%. Это означает, что среди дважды привитых «Спутником V» заболело 1026 человек. При этом, согласно информации Мосгорздрава, около 1000 человек к 31 марта заболело только среди миллиона привитых москвичей. Противоречие в цифрах очевидно.

На все упомянутые выше сигналы из разных стран представители РФПИ отвечали, что это «фейк-ньюс», была подключена и риторика «информационной атаки» на «Спутник» со стороны Госдепа США и подконтрольных ему организаций. Правда, государственная пропаганда США дала повод: согласно отчету Департамента здравоохранения США за 2020 год, они «убеждали Бразилию отказаться от российской вакцины». Отчет стыдливо удален с сайта Департамента, но кэш всё помнит.

Что касается очернения конкурентов, самая вопиющая история — с табличкой из Венгрии. В Twitter РФПИ была опубликована таблица с заражениями и смертями после вакцинации различными препаратами, из которой можно сделать вывод, что после вакцинации Pfizer/BioNTech смертность в почти в 20 раз, чем после «Спутника».

Девять самых больших угроз для конфиденциальности в 2019 году

В плане конфиденциальности 2019 год был достаточно удручающим. Постоянно были слышны новости о взломах, штрафах за нарушение конфиденциальности или о каких-либо правительственных инициативах, которые могут нести угрозу личным данным.

Нарастающие угрозы

Онлайн-конфиденциальность подвергается нападкам со всех сторон. Хакеры нацеливаются на огромные базы данных личной информации, которые хранят крупных корпорации. Добычей хакеров становятся миллионы записей, содержащих личную информацию. Также компании любых размеров заинтересованы в сборе такой информации, которая может использоваться как законно, так и незаконно, принося им прибыль. Хотя, кажется, пользу должны получать те, кому эти данные принадлежат.

Правительства также собирают личную информацию, а также получают её от компаний, которые её хранят. По некоторым данным, правительства ещё крепче держатся за личные данные людей, чем большинство корпораций.

Давайте поближе рассмотрим явные угрозы для нашей конфиденциальности, которые появились не так давно.

1. Cambridge Analytica и другие случаи утечки конфиденциальной информации

Самый известный скандал, связанный с утечкой данных, – это случай с компанией Cambridge Analytica, которая собирала данные миллионов людей из аккаунтов Facebook без их разрешения и использовала их для того, чтобы повлиять на исход президентских выборов в США в 2016 году.

Читайте также:  Игроманы сошлись в поединке с искусственным интеллектом

Даже когда не замешаны такие компании, как Facebook, хакеры ежегодно крадут миллиарды записей с личными данными. С каждым днём люди всё больше понимают, что наша личная информация не находится в безопасности даже в руках крупнейших корпораций.

2. Системы распознавания лиц

Системы распознавания лиц теперь появляются повсюду. Их использование растёт намного быстрее, чем мы успеваем уследить за развитием подобных технологий. Например, такие известные американские компании по обустройству дома, как Home Depot и Lowe’s уже много лет незаконно используют эту технологию в своих магазинах.

В сентябре 2019 года было подано два иска, в которых говорится, что эти магазины тайно используют технологию для идентификации и отслеживания каждого из своих клиентов, и что это является нарушением закона о конфиденциальности биометрической информации штата Иллинойс.

В этих судебных исках также говорится, что компании обмениваются биометрическими данными своих клиентов друг с другом (или другими магазинами) также без согласия клиентов, и не информируя их о том, для чего эти данные используются.

3. Компания Google оштрафована за нарушение законов о конфиденциальности детей

Федеральная торговая комиссия США недавно оштрафовала компанию Google на $170 млн. за то, что принадлежащий ей сайт YouTube нарушал законы о конфиденциальности детей и получал за это прибыль. В частности, YouTube нарушил «Закон о защите конфиденциальности детей в интернете», собирая данные о них без согласия родителей и зарабатывая миллионы долларов на рекламе, использовавшей такие данные.

Следует отметить, что $170 млн. – это незначительная сумма для Google, которая в 2018 году заработала более $136 млрд.

4. SIM своперы берут под контроль ваш номер телефона и ваши данные

Шлюзом для утечки ваших личных данных может стать ваш телефон. С телефоном в руках вы можете получить код доступа к сайту той или иной компании, когда забудете пароль. Однако, если ваш номер попадёт в руки ещё к кому-то, то этот человек также сможет получить доступ ко многим вашим онлайн-аккаунтам.

Подмена SIM-карты – SIM-свопинг – метод, который хакеры используют для получения такого контроля над чужим номером, даже не приближаясь к вашему реальному девайсу. Используя методы социальной инженерии, мошенники убеждают телефонную компанию переключить ваш телефонный номер на другую SIM-карту – ту, которая находится у них в руках.

После того, как номер телефона переключается на SIM-карту хакера, он может связаться с такими компаниями, как Facebook, Twitter или Google, чтобы получить новый пароль к вашим аккаунтам. Жертвами SIM-своперов стали даже CEO Твиттера Джек Дорси и голливудская звезда Джессика Альба.

По крайней мере один такой SIM-свопер был арестован в США и заключён в тюрьму, однако эта проблема, вероятно, будет существовать, пока компании не прекратят использовать телефонную аутентификацию для социальных сетей или других пользовательских аккаунтов.

5. Устройства «умного дома», отправляющие конфиденциальную информацию

Как говорится в недавней статье исследователей из Северо-западного университета и Королевского колледжа Лондона, устройства для «умного дома», такие как смарт-телевизоры и другие IoT-устройства, иногда отправляют зашифрованные данные каким-то третьим сторонам, отличным от производителя.

Поскольку бо́льшая часть данных была зашифрована, исследователи не смогли определить, какие именно данные отправлялись. В частности, они обнаружили, что многие IoT-устройства связываются с Amazon, Google и Akamai. Эти данные, видимо, позволяют этим компаниям многое узнать о пользователях таких устройств.

Исследователи также обнаружили, что почти все протестированные ими смарт-телевизоры передают данные в компанию Netflix, хотя ни одно из устройств не было настроено на аккаунты Netflix. Опять же, исследователи не смогли определить, какая именно информация уходит в эту компанию.

Оказалось также, что некоторые устройства отправляли данные в незашифрованных потоках, в которых исследователи обнаружили довольно ограниченную конфиденциальную информацию. Такое положение дел, кажется, многое говорит о текущем состоянии конфиденциальности во всём мире.

Отсюда следует, что нашу конфиденциальность могут нарушать наши же устройства, подключенные к интернету. Например, вот что сказано в пресс-релизе одной компании, производящей линейку «умных кранов»:

«Технология VoiceIQ позволяет пользователям легко нагревать воду, включать и выключать её с помощью голосового управления, оказывая помощь на кухне. Потребители могут дать команду дозировать объём воды. Кроме того, потребители могут настраивать команды, упрощая повседневные задачи, такие как наполнение кофейника, детской чашки или миски для собак».

Здорово и удобно. Но отправка данных в Google или Amazon позволит этим компаниям добавить подробности вашей личной жизни в их базы данных. Также учитывая недавние патенты, утверждающие, что устройства постоянно «слушают ваши слова», видимо, недалёк тот день, когда записываться и анализироваться будет всё, что звучит на вашей кухне.

Читайте также:  Создан обновленный вариант игрового компьютера 70-х годов

6. Мониторинг автомобилей в реальном времени в 30 американских штатах с начала 2020 года

Раньше водительские права предоставляли свободу, и вы были «невидимы». Вы могли сесть в машину и оказаться у врача, или даже поехать на политический митинг. И власти об этом почти ничего бы не узнали. Однако теперь всё изменилось.

Скоро в 30 штатах США начнёт работу система RPSN, которая позволит полиции или другим органам власти следить за вашей машиной, где бы вы не находились.

RPSN – это сеть общественной безопасности Rekor, которая в режиме реального времени предоставляет правоохранительным органам доступ к информации о номерных знаках. Система якобы не будет распознавать лица, а только автомобили; будет определять и прогнозировать их местонахождение; и будет работать на вполне законных основаниях. Данные отслеживания, генерируемые искусственным интеллектом и алгоритмами машинного обучения, будут бесплатно предоставляться любым агентствам, которые также буду делиться данными с этой сетью.

Несмотря на то, что система RPSN будет применяться для отслеживания преступников, власти смогут применять её для отслеживания тех, кого захотят сами.

7. Школы устанавливают камеры видеонаблюдения вместе с системами искусственного интеллекта

Сочетание искусственного интеллекта с видеокамерами высокого разрешения, сегодня также используется в сценариях, связанных с получением конфиденциальных данных.

Теперь в некоторых американских школах, например, в Джорджтауне (штат Южная Каролина), устанавливают такие системы. Применяемая система искусственного интеллекта позволяет найти человека, где бы он не находился, привлекая внимание операторов к необычной активности в той или иной отслеживаемой территории.

Говорят, что разрабатываются и такие системы, которые смогут идентифицировать оружие и читать выражения лиц. Кажется, скоро родителям придётся беспокоиться о том, не задержан ли их ребёнок школьной службой безопасности, потому что он выглядел сердитым или шутил.

8. Отслеживать биометрические данные миллионов людей

Доктор Дэвид Синклер занимается невероятными работами в области здоровья человека и старения. В своей новой книге «Продолжительность жизни» он предполагает, что для предотвращения следующей пандемии может потребоваться подключение миллионов людей к централизованной системе мониторинга в режиме реального времени, что поможет выявить распространение заболевания до того, как оно станет непреодолимым.

Кажется, это отличный пример конфликта между личной неприкосновенностью и общественным благом. Такая система, скорее всего, уничтожит конфиденциальность всех людей, кто в ней участвует.

Устройства, которые вам понадобятся для обнаружения ужасной болезни, должны передавать информацию и о том, хорошо ли вы спите; грустны ли вы или в хорошем настроении, когда занимаетесь сексом; есть ли у вас менструация и т.д.

Нелегко определить грань между благом для многих и правами немногих, однако, когда станут доступны технологии массового мониторинга, сохранить конфиденциальность, кажется, станет невозможно.

9. Жест V пальцами – «символ мира» – может передать ваши отпечатки пальцев

Классический знак мира V, который делается двумя пальцами с рукой, повёрнутой вперёд, по мнению экспертов по безопасности может стать катастрофой для вашей конфиденциальности.

Представитель Шанхайской ассоциации информационной безопасности Чжан Вэй объяснил, что фотографии таких пальцев с 3 метров могут передать 50% информации об отпечатках пальцев. Если фото сделано с 1,5 метров, то можно получить и 100%-ю информацию об отпечатках. Такие изображения пальцев можно использовать для обмана систем, которые как раз полагаются на отпечатки пальцев для доступа к каким-либо местам или аккаунтам.

Когда возможности и точность технологических систем возрастают, они могут улучшить нашу жизнь, но также могут стать угрозой для нашей конфиденциальности.

Видимо-невидимо

Законопроект, призванный дать гражданам возможность самостоятельно распоряжаться своими персональными данными, принят Госдумой в первом чтении. Отзывать согласие и требовать удаления данных можно будет с помощью специально созданной системы Роскомнадзора.

Имя, телефон, личные фотографии, интересы – все эти персональные данные доступны владельцам социальных сетей, интернет-магазинов, агрегаторов и других интернет-ресурсов. Они могут, например, передавать их для таргетированной рекламы, которая настраивается по полу, месту проживания, интересам, кругу друзей и месту работы. Многие люди не догадываются об этом, оставляя о себе “цифровые следы” в Сети. При желании по ним о человеке можно составить целое досье. Если законопроект будет принят, замести лишние следы будет гораздо проще, чем сейчас.

Читайте также:  Создана технология управления дроном при помощи человеческих движений

Для регистрации на многих сайтах и в соцсетях человек ставит галочку в пользовательском соглашении, обычно даже не читая эти малопонятные тексты. Хотя одним кликом дает право собирать, обрабатывать и распространять информацию о себе. Кого-то не сильно беспокоит, что его личная жизнь может стать предметом чьих-то интересов, но есть люди, для которых это неприемлемо, обращает внимание автор законопроекта депутат Антон Горелкин. Разработанные им поправки дают возможность пользователям запрещать сайтам как-либо использовать информацию, оставленную при идентификации человека.

Возможность выбирать, какие персональные данные вы готовы делать общедоступными, а какие нет, позволит, например, не допускать третьих лиц к своим фотографиям. В то же время пользователь может быть совершенно не против, если алгоритмы сетей учтут его имя и место работы. Иначе говоря, можно будет ставить не одну галочку и соглашаться на все сразу, а подписать пользовательское соглашение и отдельно – соглашение о том, какими данными может распоряжаться сайт.

“Основной смысл законопроекта – в том, чтобы человек смог реализовать свое право решать, кому и какие данные он предоставляет, для того чтобы сделать их общедоступными, и чтобы он четко это понимал в момент предоставления согласия”, – говорят в пресс-службе Роскомнадзора.

Наконец, сейчас, чтобы удалить свои персональные данные (например, фейковую страницу в соцсети), надо доказывать, что они используются неправомерно. Законопроект вводит совсем другой порядок – при обращении к оператору персональных данных с требованием удалить информацию о себе доказывать ничего не нужно. А если сайт не сделает этого в течение трех рабочих дней, то оператор персональных данных получит штраф.

С 2016 года действует закон о праве на забвение – любой может скрыть в интернете недостоверную или устаревшую информацию о себе. Однако это касается только поисковой выдачи, поясняет Горелкин. Законопроект вводит обязанность удалять персональные данные у всех операторов персональных данных.

Сейчас идет разработка технического задания на создание специальной системы Роскомнадзора, чтобы эти нормы могли заработать. По словам Горелкина, она может быть запущена в течение полугода.

Используя эту систему, гражданин сможет давать согласие на обработку его персональных данных конкретным оператором и отозвать согласие.

Также граждане смогут направить в системе требование оператору об удалении, уточнении или уничтожении персональных данных, сообщили “РГ” в Роскомнадзоре. В системе будут фиксироваться все факты взаимодействия сторон. В этой системе будут размещены формы с типовыми согласиями на обработку общедоступных персональных данных, которые операторы вправе представлять гражданам на подписание.

Пока обсуждается, будет ли система каким-то образом охватывать согласия, данные до вступления закона в силу, сообщили в ведомстве. Возможно, владельцев интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, попросят пересмотреть и переподписать пользовательские соглашения, говорит Горелкин.

При этом операторы могут и не использовать систему Роскомнадзора, но если они там зарегистрировались, это будет означать, что они прошли проверку на исполнение норм Закона “О персональных данных”, подчеркивают в Роскомнадзоре.

Законопроект не коснется обработки персональных данных госорганами. На банки также он не распространяется, так как они не делятся персональными данными своих клиентов.

Закон “О персональных данных” действует в России с середины 2006 года. В этом году поправками в закон были увеличены штрафы за некорректную обработку персональных данных – для юрлиц они могут достигать 6 млн рублей.

По сути, это любая информация о человеке, в первую очередь ФИО, адрес регистрации, номер телефона, место работы, электронная почта. Такие данные могут быть известны широкому кругу лиц и опубликованы в общедоступных источниках, например, в соцсетях.

Есть более специализированные персональные данные, которые обычно находятся в закрытом доступе и охраняются законом – например, серия и номер паспорта, информация о состоянии здоровья или о судимости. К персональным могут относиться и данные, которые есть у работодателя (зарплаты, отпуска, стаж работы и так далее) или же используются для биометрической идентификации (отпечатки пальцев, группа крови, генетическая информация и даже фотографии). Исчерпывающего списка персональных данных нет. Операторами персональных данных называют компании, которые собирают, хранят, обрабатывают и распространяют эту информацию. Под это определение попадает любая компания, которая, например, собирает данные о клиентах.

Читайте также:  Создан детектор для определения качества алкоголя в закупоренной бутылке

Обзор мирового опыта коммерческой доставки грузов с помощью беспилотников

Идея использование беспилотников для коммерческой доставки грузов уже давно витает в воздухе. Не смотря на существующие административные барьеры, энтузиасты и корпорации вкладывают миллионы долларов в развитие данного направления, и это дает свои плоды.

Если пару лет назад единственным бонусом от разработки подобных проектов был PR в Интернете, где ролики с очередной «первой в мире доставкой беспилотником» набирали миллионы просмотров, то сейчас стали появляться серьезные проекты с реальными работами.

В данной статье проведем обзор наиболее интересных случаев использования беспилотников, а если более конкретно — беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), для доставки грузов в коммерческих целях.

Amazon. Сервис доставки заказов Prime Air

Компания Amazon, крупнейший Интернет-ритейлер, в декабре 2013 анонсировала свой самый быстрый способ доставки покупок – Amazon Prime Air. При помощи данного сервиса покупки, сделанные в Интернет-магазине Amazon, будут доставляться клиентам в течение 30 минут, что в 4 раза быстрее, чем действующий самый быстрый способ доставки Amazon Prime Now. Столь существенно ускорения планируется добиться за счет использования дронов.

Предполагается, что работать все будет довольно просто. Покупатель делает онлайн заказ и указывает Prime Air как способ доставки. В логистическом центре компании товар, выбранный клиентом, загружается на беспилотник. Затем БПЛА летит по указному адресу, приземляется, проводит выгрузку товара и улетает. После этого клиент забирает с земли упаковку с товаром.

В декабре 2016 компания провела первую тестовую доставку с использованием Prime Air.

Некто Ричард Б., живущий в графстве Кембриджшир, Англия, заказал Amazon Fire TV и собачий корм. Вес заказа составил 2.1 кг. Дрон, пролетев порядка нескольких миль, доставил покупку в течение 13 минут. Управление полетом дрона от взлета до посадки велось в автоматическом режиме. Люди выполняли лишь роль контролёра. Помещение груза в дрон перед взлетом также проводилось в автоматическом режиме.

В проекте, кроме ранее представленного дрона, использовались еще два аппарата. Первый был замечен в рекламном ролике с Джереми Кларксоном.

А второй отметился в ролике о первой доставке.

Но основной технической изюминкой проекта можно назвать идею использования аэростатов как логистических центров для хранения грузов и запуска беспилотников.

Помимо разработки дронов компания сформулировала концепцию (тут и тут) разделения аэровоздушного пространства между пилотируемой авиацией и дронами.

Для обеспечения безопасности Amazon предлагает ограничить максимальную высоту полета дронов в 400 футов (

122 м), что на 100 футов (

30 м.) меньше чем минимальная разрешенная высота полетов гражданской авиации.

Также компания отмечает, что доставка с помощью БПЛА может по-настоящему раскрыться только при использовании автоматической системы управления полетами дронов, в которых человек выполнял бы только роль контролёра и мог одновременно обслуживать нескольких дронов.

На момент написания статьи сервис Prime Air находился на этапе тестирования.

Беспилотная доставка: автомобили без водителей развозят продукты в Бутове

Не так давно окраина Бутова в Москве превратилась в площадку для тестирования беспилотных автомобилей компании Moove. «ВкусВилл» стал первым партнером производителя «умных» машин — на беспилотниках ретейлер доставляет покупателям продукты. Правда, пока это происходит лишь в Южном Бутово, а за рулем авто сидит инженер — сейчас в России передвижение беспилотников по городу без водителя запрещено.

Основатель Moove Рамиз Мамедов начал работать над созданием беспилотника полтора года назад. Сначала компания купила автомобиль, потом первый лидар, который стоил 700 тыс. руб. Без этой технологии работа беспилотника невозможна. Именно с помощью нее машина получает информацию об окружающей среде. На автомобиле Moove установлен всего один лидар, что отличает его от беспилотников «Яндекса». Это, конечно, накладывает определенные ограничения. Например, скорость машины не превышает 30 км/ч: если она сильно разгонится, лидар не успеет отреагировать.

В багажнике автомобиля лежит ноутбук. Это также отличает беспилотник Moove от машин «Яндекса» или МФТИ: у этих компаний в работу включено больше компьютеров. Однако по заверениям Рамиза Мамедова, чтобы технология работала, достаточно и одного игрового ноутбука.

Устройство беспилотника Moove

  • В машине установлены клавиатура и мышка. Именно с их помощью водитель поправляет параметры и функции беспилотника. Сделать это можно только когда автомобиль находится в движении.
  • В салоне есть несколько кнопок. Первая — красная. Она представляет собой знакомую всем «вкл/выкл». Нажать нее — значит включить управление машиной. Вторая — синяя. Она активирует инвентор, который подает напряжение на все сенсоры. Последняя — зеленая — включает все блоки. Они отвечают за управление. Таких блоков всего четыре. Один связан с работой руля, второй — газа. Внизу находится третий — управление тормозами. Четвертый — так называемый шлюз, который передает все эти команды от автомобиля ко всем блокам.
  • Машиной можно и нужно управлять удаленно. Сейчас ей командуют с помощью джойстика, потому что для управления через 5G и 4G не хватает скорости.
Читайте также:  Компанией Lockheed Martin создан самолет, осуществляющий дозаправку машин в воздухе

Запустить автомобиль не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Нужно задать маршрут и выбрать точку. Можно ввести пункт назначения по адресу. Если статус цели установлен, то маршрут построен.

Во время запуска автомобиля важно, чтобы беспилотник понимал, где он находится, с точностью до 10-15 см. Для этого на нем и ездят по району. Автомобиль проезжает по нужным местам, после на компьютере запускается рендеринг и строится карта. Лидар сравнивает то изображение, которое он получает, с тем, что есть на карте. Это помогает точно показать положение машины в пространстве.

Однако в реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с разными ситуациями, которые невозможно предугадать. Заложить их решение в программу сложно — например, появление на дороге поливальщика. Лидар воспринимает возникновение воды как препятствие, и машина начинает тормозить. Эта технология вообще реагирует на любые мелкие частицы.

«Умная» машина также с трудом функционирует во дворах. Вокруг припарковано много автомобилей — это препятствие для беспилотника. Он начинает совершать ошибки, ездить неаккуратно или вообще не двигается с места.

Все эти нюансы, осложняющие работу беспилотника, можно доработать. Через полгода Moove планирует выпустить беспилотный грузовик. Он сможет доставлять грузы между складами, где не требуется заезжать в узкие места.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Изобретен новый способ доставки продуктов питания беспилотными авто

Доставка посылок беспилотниками — это относительно новая ниша в сфере почтовых пересылок, над которой ломают голову крупнейшие мировые фирмы и ритейлеры.

Доставка дроном предполагает применение беспилотного вертолета — коптера. Контейнер с посылкой размещается в нижней части летательного аппарата, либо крепится сверху.

Одной из первых в сфере доставки дронами стала американская компания Amazon, которая начала применять коптеры для транспортировки заказов покупателям. Преимущество такой доставки – в скорости и отсутствии пробок, светофоров. Кроме того, это отличная возможность сократить расходы на работу курьера, ремонт транспорта, топливо. Казалось бы, это инновационное решение является идеальным для работы с негабаритной почтой. Но все ли так просто?

В настоящее время в соответствии с Правилами использования воздушного пространства РФ, беспилотники могут использоваться только после подачи в госорган плана полета управляемого оператором беспилотного средства. Нужно получить разрешение, в некоторых случаях лицензию на транспортировку грузов. При отсутствии разрешения и плана использования воздушного пространства нарушитель будет наказан штрафом или приостановлением деятельности до 90 дней. За отсутствие лицензии предусмотрен штраф:

  • для ИП – 100 000 руб.;
  • для юридического лица – 400 000 руб.

Соединенные Штаты являются лидерами по количеству коптеров, применяемых для доставки сообщений юридическим лицам товаров, посылок, еды, и даже крупногабаритных грузов. Первые попытки использовать дрон для доставки посылки предприняла компания Амазон в 2014 году. Но тогда Федеральная Авиационная Администрация Штатов запретила это действие. Аргументировали это запретом на осуществление доставки людям за плату. Двумя годами позднее ФАА приняла новый регламент. Согласно этому документу коммерческая доставка дронами разрешалась, но с ограничениями:

  • коптер должен весить не более 25 кг;
  • не превышать скорость полета в 160 км/час;
  • использоваться только в светлое время суток.

Доставка по Москве курьером для юридических лиц порой требуется в режиме экспресс. Ритм жизни города вынуждает бизнесменов и крупные фирмы использовать всевозможные службы экспресс-доставки корреспонденции, посылок, еды и многого другого. С такими задачами легко справится дрон. Сегодня беспилотники широко применяются в складском деле для перемещения товаров между стеллажами, складами.

Федеральным Законодательством Российской Федерации, а именно 54-Ф3, установлено, что оплата товара при получении, заказанного через Интернет, возможна только с помощью кассы. На данный момент коптер не имеет такой функции, что делает его использование доступным только для оплаченных посылок.

Читайте также:  Dyson и Technology Partnership представили аппарат для искусственной вентиляции легких

Кроме того, пока отсутствуют технические регламенты, которые должны контролировать безопасность беспилотных перелетов.

Использование летательных аппаратов-курьеров содержит в себе ряд трудностей. Такая доставка является незаконной как в России, так и в большинстве стран мира.

Квадрокоптеры не имеют возможности совершать полет при плохой погоде. Сложные метеорологические условия, такие как снег, дождь, сильный ветер, являются однозначными препятствиями, способными вывести из строя этот беспилотный летательный аппарат.

Трудности касаются доставки в многоэтажные дома, бизнес-центры, поскольку для организации этого процесса требуется написание специального сложного программного обеспечения.

Летательный аппарат не является защищенным, поэтому подвержен краже вместе с перевозимым им грузом путем перехвата. Программное обеспечение, в котором осуществляется контроль и управление работой аппарата, также пока несовершенно, и имеет «дыры», за счет которых существует большая вероятность кибератак на систему.

Доставка будущего: дроны, робокурьеры и беспилотные грузовики

Идеи Amazon: дроны, дирижабли и парашюты

Как ни странно, громкие инициативы Amazon до сих пор не получили широкого использования. Большая их часть пока остается не более, чем патентом.

О доставке дронами компания заговорила еще в 2013 году, тогда же было образовано подразделение Amazon Prime Air – сервис быстрой доставки небольших грузов беспилотниками. При этом компания взялась не только организовать доставку, но и создать свои собственные аппараты.

В США эта инициатива практически сразу столкнулась с законодательными ограничениями на полеты беспилотных аппаратов на небольшой высоте. Пока компания разбиралась с законами, идею подхватили другие участники рынка.

Так, немецкое подразделение DHL опробовало доставку дронами еще в 2014 году и, оценив все плюсы и минусы, весной 2016 взяла технологию на вооружение. Во время тестирования беспилотные аппараты доставляли товары первой необходимости и лекарства жителями Фризских островов, где проживает около тысячи семисот человек. Острова связаны с материком только паромной переправой.

В связи с ограничениями в США Amazon пришлось тестировать доставку в Великобритании – первый официальный полет дрона-курьера с посылкой состоялся в районе Кембриджа в декабре 2016 года.

Власти США разрешили доставку непилотируемыми дронами только в марте 2016 года. Причем первый патент был выдан вовсе не Amazon, а небольшому австралийскому стартапу Flirtey. У этой компании уже был опыт организации доставки дронами: в Австралии и Новой Зеландии Flirtey доставляла таким образом учебники и небольшие автомобильные запчасти.

Amazon провела первую доставку своими квадрокоптерами в США только год спустя, в марте 2017. В ходе «показательного выступления» дрон Amazon Prime Air доставил несколько упаковок солнцезащитного крема участникам технологической конференции MARS. На этот раз место посадки было обозначено с помощью специального QR-кода. В дальнейшем дрон сможет самостоятельно выбирать подходящие для посадки площадки в нужном районе.

Сразу после успеха первых доставок в Великобритании, Amazon получает патент на создание и использование воздушных фулфилмент-центров. Если верить чертежам, приложенным к патентной заявке, конструкция будет напоминать дирижабль, в котором организован склад товаров. Доставлять товары с такого склада будут, разумеется, квадрокоптеры. В документе также упоминаются шаттлы, которые будут транспортировать груз и сотрудников с дирижабля на землю и обратно.

Amazon предполагает использовать склады-дирижабли для распространения товаров, спрос на которые существует в определенное время и в конкретном месте. В компании приводят в пример спрос на сувениры и закуски во время массовых спортивных мероприятий.

Этикетки-парашюты

В конце мая Amazon получила долгожданный патент на еще одно, пока весьма странное изобретение. Речь идет о транспортной этикетке, которая включает в себя встроенный парашют.

Внешне этикетка (shipping label) выгдядит как самая обычная, однако под ней спрятан небольшой раскладывающийся парашют с восемью стропами. Конструкция предназначена для того, чтобы «обеспечить доставку пакетов с помощью беспилотных летательных аппаратов или других воздушных транспортных средств».

Заявление на патент, как сообщает было подано в августе 2015 года и утвержден 30 мая 2017 г. Управлением по патентам и товарным знакам США (USPTO).

Этикетка с парашютом может быть снабжена датчиками, которые позволяют убедиться, что пакет попадает в зону посадки и даже амортизатором, если груз будет слишком тяжелым.

Изображения в патентном файле предполагают, что новые транспортные метки могут быть наклеены на любую упаковку, в связи с тем, что по мнению Amazon доставка дронов станет более распространенным методом. На парашюте можно разместить любую информацию: штрих-коды, QR-коды, адреса доставки и т.д.

Парашюты могут быть разных форм и размеров, и Amazon может использовать несколько транспортных наклеек с парашютами, чтобы спускать более тяжелые. Пакет с посылкой будет прикрепляться к дрону шнурами, которые в момент спуска будут выдергивать этикетку, открывая парашют.

Читайте также:  Выяснилось, что злые роботы мотивируют людей на достижение лучших результатов

Забавно наблюдать за бесконечным соревнованием двух гигантов, Amazon и Walmart – кто кого переиграет ассортиментом, ценами, специальными предложениями, а теперь еще и технологиями.

В апреле этого года Walmart зарегистрировала патент на доставку дронами товаров внутри помещений. Дело в том, что некоторые из магазинов компании занимают огромные площади, и покупателям приходится очень долго ждать, пока консультант принесет нужный товар со склада или из другого отдела. Для таких ситуаций Walmart предлагает использовать квадрокоптеры, которые быстрее смогут доставить покупателю нужный товар с дальних полок.

Идея кажется полезной, но не все восприняли ее положительно. Есть серьезные опасения насчет безопасности такого подхода – не будут ли дроны мешать или представлять опасность посетителям магазина, смогут ли они бережно перемещать товар, не роняя его, тем более – на покупателя.

Доставку за пределами магазина Walmart тоже готов отдать беспилотникам. Так, в конце мая компания подала еще один патент на безопасную доставку товаров дронами с использованием блокчейн-сетей для отслеживания всего процесса и соблюдения дополнительных условий.

Вместо того, чтобы просто доставлять товары к порогу, дроны Walmart будут опускать пакеты в специальные защищенные контейнеры. Дрон и контейнер взаимодействуют между собой – при приближении летательного аппарата контейнер автоматически открывается для приема посылки. Для обеспечения дополнительной безопасности и более точного отслеживания к этому процессу может быть подключена технология блокчейн. Отслеживание пакетов с помощью блокчейна может включать в себя такие элементы, как местоположение, этап цепочки поставок, аутентификацию курьера и клиента, температуру окружающей среды и ее допустимые пороговые значение, температуру продукта, если таковая имеется, содержимое упаковки в контейнере и т.д.

Пока все внимание направлено на усилия американских торговых гигантов в воздухе, на земле происходит немало интересного. Наземные роботы-курьеры уверенно завоевывают право на работу.

Испытание технологий активно проходит и в США, и в европейских странах. Один из лидеров в этой сфере, компания Starship Technologies, тестирует своих роботов вместе с курьерскими и ритейл-компаниями.

Роботы Starship могут доставить две посылки в течение 30 минут с момента поступления заказа. Они могут перемещаться на 3 с небольшим километра. Встроенные камеры и система GPS должны предотвратить кражу робота, а доступ к содержимому откроется только в точке назначения.

В Великобритании к таким курьерам относятся вполне дружелюбно, а вот в США возникли трудности. Власти Сан-Франциско предлагают ввести на них полный запрет: люди не хотят видеть на улицах города роботов, развозящих товары. Тем не менее, в других штатах к робокурьерам отнеслись спокойнее. В Вирджинии, например, подписано постановление, по которому роботы-курьеры смогут без проблем передвигаться по тротуарам и пешеходным переходам общего пользования. Скорость робота не должна превышать 16 километров в час, а его вес должен быть не более 22 килограмм.

Еще одна идея наземной доставки роботами пока находится в стадии разработки. Израильский студент Коби Шикар предложил использовать для доставки дроны-унициклы.

Его проект называется Transwheel. Это небольшие роботы, имеющие по одному колесу. Конструкция приобретает устойчивость за счет гироскопической системы, используемой в сигвеях. У каждого робота есть по паре «рук», которыми он держит посылку. Устройства оснащены GPS. Если требуется перевезти габаритный груз, роботы объединяются в группы.

Напоследок расскажем еще об одной идее, которая пока тоже существует лишь на бумаге.

Зимой 2016 Google получила патент на самоуправляемые грузовики доставки. В кузове автомобиля размещены многочисленные сейфы, на каждом из них – уникальный идентификатор.

Когда грузовик подъезжает к месту доставки, покупатель выходит на улицу, находит свой сейф, открывает его с помощью личного пинкода и достает содержимое. Google планирует использовать в этом грузовике все свои наработки в области беспилотных автомобилей.

Возможно, лет через десять-пятнадцать, получая только что сделанный заказ дроном или доставая его из недр самодвижущегося робота, мы вспомним, как ожидали курьера или ходили в ПВЗ. Но пока нам придется подождать тех самых дронов и робокурьеров.

Ссылка на основную публикацию