Лица покупателей сим-карт в Китае будут сканировать

«Вымпелком» открыл новый канал продаж

«Вымпелком» (бренд «Билайн») первым из российских операторов связи начал продавать сим-карты на AliExpress. Это может помочь ему улучшить ситуацию с падающей абонентской базой, считают эксперты. В целом на онлайн-продажи сим-карт у российских операторов пока приходится лишь около 1% рынка, изменить ситуацию должна легализация технологии виртуальных сим-карт eSIM.

«Вымпелком» начал продавать сим-карты на платформе «AliExpress Россия», рассказал “Ъ” представитель оператора. Их доставляют курьеры «Вымпелкома», пока только по Москве, но в первом квартале 2020 года планируется расширение на другие регионы. Активировать сим-карту покупатель может с помощью интерфейса для самостоятельной регистрации. В перспективе «Вымпелком» рассматривает расширение ассортимента на AliExpress, уточнили в компании. В частности, на странице оператора на этой платформе уже есть категории «смартфоны» и «планшеты», но товары в них пока отсутствуют, удостоверился “Ъ”.

Сотрудничество с AliExpress расширит каналы дистрибуции и предоставит доступ к новым клиентам, говорит исполнительный вице-президент по продажам и клиентскому сервису «Вымпелкома» Юрий Смагаринский. По его словам, в 2019 году продажи сим-карт на сайте «Билайна» выросли в 2,2 раза к 2018 году. При этом в целом по итогам третьего квартала 2019 года база клиентов мобильного сегмента оператора сократилась к аналогичному периоду 2018 года на 2,5%, до 54,8 млн, следует из результатов, опубликованных 4 ноября.

Ранее магазин на площадке Tmall российского AliExpress уже открыл «МегаФон», который продает там продукцию Apple в качестве единственного официального реселлера, сообщал “Ъ” 11 ноября 2019 года. «Мы также рассматриваем возможность реализации сим-карт через этот канал продаж»,— заявил “Ъ” гендиректор «МегаФон Ритейла» Александр Левыкин. По его словам, сим-карты «МегаФона» сейчас продаются в собственной рознице оператора и более чем в 1,2 тыс. точек сетей партнеров, среди которых сети «Билла», «Бристоль», «Верный», «Вкусвилл», заправки «Ека», «Татнефть», киоски печати, интернет-магазины 1click и «Онлайн Трейд.Ру». Сим-карта активируется через мобильное приложение «МегаФона» без посещения салона связи.

Tele2 помимо собственной сети распространяет сим-карты в супермаркетах «Пятерочка», в такси, аэроэкспрессах и на сайте. Клиенты также могут зарегистрироваться через приложение. В Tele2 считают логичной продажу сим-карт на маркетплейсах, поскольку там уже представлены смартфоны, но отмечают, что пока это экспериментальная идея, еще нужно оценить емкость канала и целесообразность запуска.

В МТС удовлетворены работой действующих каналов продаж, но также работают над цифровизацией и готовят к запуску приложение для самостоятельной регистрации абонентов, сообщили в компании.

Алексей Корня, президент МТС, 23 мая 2019 года («Интерфакс»)

Если еще три года назад в РФ продавали более 120 млн сим-карт, то в этом году мы ожидаем порядка 90 млн. И это позитивный фактор — это лояльность базы, снижение затрат на дистрибуцию

В «Ростелекоме» также считают полезным широкое распространение удаленной идентификации абонентов. Но наиболее перспективным оператор считает внедрение технологии eSIM, при которой доставка и использование физических сим-карт вообще не нужны. О том, что «Ростелеком» тестирует использование eSIM и перенос номера на виртуальную сим-карту при смене оператора, “Ъ” сообщал 20 мая 2019 года.

AliExpress — один из наиболее заметных каналов продаж смартфонов, выход в него позволит «Вымпелкому» поправить ситуацию с абонентской базой, считает руководитель Content Review Сергей Половников. «Технология удаленной идентификации по лицу и паспорту в перспективе может быть распространена на все каналы продаж, что в конечном счете позволит сократить число серых сим-карт»,— считает он.

Читайте также:  Холодильник с голосовым управлением LG Smart InstaView

На онлайн-продажи сим-карт у операторов сейчас приходится всего около 1%, отмечает партнер AC&M Антон Погребинский. По его мнению, с появлением в России технологии eSIM продажа сим-карт через традиционные офлайновые каналы может «кардинально сократиться».

Плати лицом: Как в Китае оплачивают покупки с помощью распознавания лиц

Пока в России ещё только внедряется в нашу повседневную жизнь оплата покупок с помощью QR-кода, в некоторых странах уже пошли дальше. В Китае становится всё популярнее технология оплаты покупок с помощью распознавания лица.

Китай одна из передовых стран по новым технологиям оплаты. Они запустили Alipay и WeChat Pay, с помощью которой можно платить, используя QR-коды. При такой оплате не нужна ни карта, ни кошелек.

Но уже сегодня оплата по QR-коду отодвигается на второй план и уступает место новой технологии, не менее масштабной по своим возможностям – оплате с помощью распознавания лица.

Больше миллиарда человек невероятно быстро подхватили новую технологию и начали повсеместно её использовать, совершенно не переживая о своих персональных данных.

Несколько лет назад крупные китайские компании начали активно финансировать разработки в сфере распознавания лиц.

Одна из самых известных технологий – это Face++ от компании Megvii. В 2017 году она привлекала более $460 млн от крупнейших инвесторов, среди которых были Alibaba, корейская компания SK Group, государственный венчурный фонд Китая и Российско-китайский инвестиционный фонд (совместный проект РФПИ и Китая). Уже к концу 2018 года стоимость компании перевалила за $3,5 млрд.

Система, которую развивает компания, использует данные о лицах около 1,3 млрд китайцев – все они хранятся в базе министерства общественной безопасности КНР. Камеры для сканирования лица стоят на улицах, в аэропортах, в метро и во множестве других мест. По всей стране насчитывается порядка 170 миллионов камер видеонаблюдения.

К 2020 году китайское правительство намерено увеличить их число в 3 раза, дополнительно установив еще 400 миллионов камер.

Как это работает?

Работают системы распознавания лиц примерно одинаково: с помощью камеры сканируется лицо на основе различных физических признаков. Измеряется промежуток между глазами, ширина носа, расстояние между различными точками на лице. Затем на основе этой информации генерируется уникальный код, применимый к каждому человеку. Этот идентификатор служит подтверждением личности, и он же привязывается к электронному кошельку.

Alipay

Два года назад Alipay запустила биометрическую систему оплаты с помощью распознавания лица в «K Pro» – новом ресторане здорового питания. Сервис под названием Smile-To-Pay «плати улыбкой» позволял оплатить заказ в специальном терминале без денег, кредиток и даже смартфона. Достаточно было лишь улыбнуться, чтобы камера могла отличить реального человека от его фото.

При этом, сервис одинаково хорошо работал независимо от изменения прически или макияжа. После того, как пользователь попадает в объектив камеры, система идентифицирует его и списывает деньги со счета Alipay. Больше не нужно рыться в смартфоне в поисках нужного приложения и сканировать QR-код.

В 2018 году Smile-to-Pay обновили и переименовали в Dragonfly. Для создания аккаунта в Dragonfly клиентам достаточно просто один раз ввести номер своего смартфона и можно платить за товары посредством веб-камеры.

Терминалы Alipay уже стоят в магазинах более чем трехсот городов и никого не удивляют. Ну, разве что иностранцев. Например, в супермаркетах CP Lotus в Пекине, кассы оснащены фирменными планшетами Alipay, с помощью которых покупатели за считанные секунды расплачиваются за товары. Хотя что говорить о магазинах, в Китае уже появляются вендинговые аппараты с самообслуживанием и сканерами лица!

Читайте также:  В России будет создан конвертоплан на основе прототипа VRT3

Оплата через WeChat Pay

Ближайший конкурент AliPay – это WeChat Pay от компании Tencent. В совокупности они вместе занимают порядка 90% всего рынка сервисов оплаты с функцией распознавания лиц.

Помимо обычных магазинов с установленными планшетами для сканирования лица, технология пошла дальше. Совместно с WeChat по всему Китаю открылось много магазинов без продавцов. Для входа нужно отсканировать своё лицо, либо QR-код в приложении WeChat.

И вот как это работает на примере супермаркета BingoBox. Кстати, открылся он ещё в 2017 году.

Однако смотреть в камеру или пользоваться QR-кодами – это уже прошлый век по меркам Китая. Сейчас многие китайские инвесторы, и в первую очередь Alibaba, рассматривают автоматизированные магазины как наиболее привлекательную сферу для их инвестиций. Технология движется вперед, и уже есть разработки, при которых человеку достаточно просто взять товар с полки и пройти через специальную стойку. Не нужно даже поворачивать лицо к камере. Деньги за товар спишутся автоматически.

Вот как это работает:

Оплата проезда в метро

В марте 2019 года власти Китая начали тестировать оплату проезда с помощью распознавания лиц на некоторых станциях метро. Технология работает за счёт 5G-сети от Huawei, а деньги списывают с привязанного способа оплаты. Для оплаты проезда пассажирам достаточно подойти к турникетам со специальными планшетами и постоять пару секунд, пока будет идентифицирована личность. Правда перед использованием системы нужно зарегистрироваться, сделать эталонное «фото» и привязать способ оплаты проезда. Но потом система сможет этого человека распознавать каждый раз, когда он спускается в метро.

Банки и кредиты

Ну и куда же без банковской сферы – здесь тоже вовсю применяется распознавание лиц. Например, китайский финансовый гигант Ping An применяет распознавание лиц для выдачи кредитов и страховок. На камеру снимаются лица потенциальных заемщиков, их просят открыть рот, поморгать. Затем клиенты могут самостоятельно брать кредиты онлайн, просто отсканировав лицо смартфоном или связавшись с представителями банка по видеосвязи.

Но это не всё. Заемщикам также предлагается пройти десятиминутное видеоинтервью. Пока человек отвечает на вопросы, технология анализирует мимику, состояние здоровья и пытается выявить признаки недобросовестного поведения. С помощью данной программы принимается решение о том, на каких условиях заемщикам выдаются кредиты и страховые продукты.

Другие банки тоже не стоят на месте и вовсю внедряют инновации. Agricultural Bank of China и China Merchants Bank обзавелись собственной сетью банкоматов, в которых можно снимать наличные деньги с помощью сканирования лица.

Умные туалеты

Высокотехнологичные туалеты есть в парках Пекина, а также в городах Чанша и Чунцин. Функция распознавания лиц установлена на специальных аппаратах, которые выдают туалетную бумагу. Посетителю отматывается автоматически 70 сантиметров бумаги, после того, как система просканирует лицо. А вот если нужно больше, то придётся подождать 9 минут. Это придумано затем, чтобы посетители туалета не воровали туалетную бумагу.

Система может давать сбои

Наверняка у многих читателей возник вопрос – а как в Китае с мошенничеством. Увы, это случается.

South China Morning Post сообщал о том, что житель провинции Чжэцзян обратился в полицию с заявлением о пропаже сбережений. В общей сложности с его аккаунта WeChat Pay украли 12 тысяч юаней ($1800). Оказалось, что пока он спал, его соседи разблокировали телефон, отсканировав лицо спящего, а затем перевели деньги. Проблема была в том, что функция распознавания лиц встроена во многие смартфоны, однако сетчатка глаза сканируется не везде, что существенно облегчает взлом устройства.

Читайте также:  LG готовит к выходу 83-дюймовый OLED-телевизор

Магазин узнает в лицо

Это затратные проекты, которые непросто запустить в полной мере сейчас, когда ретейл сфокусирован на оптимизации затрат. Впрочем, передовым компаниям это не мешает пилотировать новые продукты, чтобы при первой возможности тиражировать самые успешные проекты в своих торговые сети.

Объем мирового рынка распознавания лиц, по данным компании MarketsandMarkets, к 2021 году вырастет до 6,84 миллиарда долларов. Очевидно, что крупные компании и небольшие стартапы заинтересованы в том, чтобы представить свое видение в этом направлении.

Самыми продвинутыми магазинами с распознаванием лиц в мире сегодня в первую очередь может похвастаться американский Amazon. В них вообще нет продавцов и касс. Нужно только скачать мобильное приложение и приложить его к турникету. Деньги за покупки спишутся автоматически. Специалисты уверены, что практику Amazon можно перенести и на российские торговые центры. “Сегодня точность распознавания лица – около 90 процентов. И с каждым годом системы работают все лучше. Эти технологии сильно повлияют на покупательские привычки в ближайшем будущем”, – отметил Сергей Кулешов, эксперт по распознаванию лиц сервиса “Битрикс24”.

Недавно компания Watcom Group, специализирующаяся на анализе посетительских потоков в торговых центрах и магазинах, рассказала о своей новой технологии распознавания лиц, которая позволит торговым площадкам получать сведения о возрасте, поле, поведении и эмоциях покупателей, подсчитывать поток, число повторных визитов, вычислять конверсию от посетителя к покупателю.

Кроме того, система будет следить за сотрудниками, предоставляя статистику их перемещений, выявлять случаи мошенничества и факты присутствия нежелательных посетителей.

По словам Сергея Кулешова, по отдельности подобные разработки уже существуют в России. Так, в магазинах X5 Retail Group видеоаналитика используется для уменьшения потока покупателей. Система определяет, сколько человек стоит в очереди на каждую кассу, и предупреждает, когда нужно открыть дополнительную. Также фиксируется трафик покупателей.

“Торговая сеть “Дикси” меняет рекламу в каждом магазине в зависимости от гендерного состава покупателей. Когда среди покупателей преобладают мужчины – рекламируют одни товары, когда женщины – другие. А в некоторых супермаркетах “Лента” трудятся роботы от пермской компании Promobot, которые рассказывают о новых скидках и сканируют лица покупателей. Потом специалисты анализируют предпочтения каждого покупателя и формируют индивидуальные акции”, – рассказал Сергей Кулешов.

Например, поняв, что перед камерой находится мужчина 30 лет в компании девушки и ребенка, система может передать эти данные дальше, и управление рекламным контентом на дисплеях и поможет эффективно таргетировать его в потенциально интересный для человека. При этом система идентифицирует эмоции и степень заинтересованности клиента в рекламе.

Помимо промоакций и ликвидации очередей системы распознавания лиц будут следить за безопасностью. По данным X5 Retail Group, применение решений по видеоаналитике (компьютерного зрения) позволяет сократить до 20 процентов потери магазинов от краж. Такие системы значительно повышают эффективность работы службы безопасности, которая использует систему видеонаблюдения для анализа ситуации в торговом зале и других помещениях. С помощью искусственного интеллекта в режиме реального времени происходит поиск людей по заданным критериям среди метаданных, которые сформировала система в процессе анализа видеопотока.

Читайте также:  Volvo ввели систему камер видеонаблюдения, оценивающих состояние водителя

Система видеоаналитики может отслеживать подозрительных посетителей, действуя по принципу Tag&Track, когда она сначала выявляет подозрительный объект, а потом начинает отслеживание объекта по пространству торгового зала. Ее функционал позволяет отслеживать объекты, выбираемые оператором, как в режиме реального времени, так и на исторических данных. Это дает возможность расследовать инциденты различных типов (кражи, порча имущества, информация по запросу от внешних органов). Объекты для наблюдения могут быть выбраны согласно сформулированным критериям в настройках системы, например по значению совокупности признаков: пол, настроение, цвет и тип одежды, возраст и другие.

Например, компания КРОК разработала решение для детекции нетипичного поведения посетителей магазина (unusual motion detection, UMD). Первым этапом внедрения UMD-решения является непрерывное обучение системы на реальных данных заказчика, которое может занимать до двух недель. Эти данные поступают в систему с камер видеонаблюдения. “По результатам обучения система умеет быстро определять нетипичные: человек бежит, хотя нужно идти, стоит там, где покупатели обычно не задерживаются, долго застегивается или держит большой рюкзак в руках, одет в объемную одежду”, – отметил Сергей Стрелков, директор по разработке программного обеспечения ИТ-компании КРОК.

В Китае вводят обязательное сканирование лиц пользователей смартфонов

В Китае сотни миллионов пользователей интернета, и большинство из них заходят в сеть через смартфоны

С 1 декабря жителям Китая для подключения новых мобильных сервисов потребуется просканировать свои лица.

О предстоящем нововведении было объявлено в сентябре. По словам властей, это делается для защиты законных прав и интересов граждан в киберпространстве.

Власти КНР много лет последовательно борются с анонимным использованием интернета.

Для получения мобильного номера и ранее требовалось удостоверение личности с фотографией (как это делается во многих странах). Теперь предъявленное фото будут сличать со сканом лица, чтобы точно идентифицировать пользователя и удостовериться, что все пользователи присутствуют в сети под своими настоящими именами.

К примеру, в 2017 году был принят закон, согласно которому интернет-платформы обязали проверять личность пользователей перед размещением их контента. Новое правило, по словам министерства промышленности и информации, призвано усилить эту систему.

Количество интернет-пользователей в Китае исчисляется сотнями миллионов. Большинство из них входят в сеть через мобильные телефоны.

Правительство широко использует видеонаблюдение и различные технологии распознавания людей по лицам для контроля за населением. Китай считается мировым лидером в этой области.

Джеффри Дин, исследователь китайских информационных технологий и искусственного интеллекта в Оксфордском университете, говорит, что одной из причин стремления Пекина идентифицировать всех пользователей интернета и смартфонов может быть борьба с киберпреступностью. Но весьма вероятен и другой мотив – усиление контроля над всякой активностью населения.

“Они пытаются повесить табличку на каждого”, – считает эксперт.

Пользователи обеспокоены

Китайские СМИ уделяют нововведению мало внимания. Но сотни пользователей китайских соцсетей выразили озабоченность тем, что власти собирают все больше данных о них.

“Постоянное наблюдение за людьми усиливается, – написал пользователь на платформе микроблогов Sina Weibo. – Чего они боятся?”

Многие жалуются на многочисленные утечки персональных данных. По их словам, им звонят незнакомые люди, откуда-то узнавшие их фамилии и адреса.

“Раньше жулики могли узнать твое имя, а теперь смогут узнать и как я выгляжу”, – этот пост собрал больше тысячи лайков.

Читайте также:  Компания Jetsetter представила лимузин-самолет

“Новое правило вводят без согласия публики”, – сетует еще один пользователь.

Есть и такие, кто философски замечает, что это технологический прогресс, и ничего тут не поделаешь.

Китайские власти давно цензурируют интернет, удаляя и блокируя информацию, которую, по их мнению, гражданам знать и обсуждать не следует.

“Страна видеокамер”

Современный Китай называют “страной видеокамер”, Они повсюду. В 2017 году их насчитывалось 170 миллионов, а в 2020-м, как ожидается, эта цифра возрастет до 400 миллионов.

  • Большой брат: зачем в Китае столько камер слежения?
  • Лагеря для промывки мозгов. Документы из китайских тюрем для уйгуров попали в СМИ
  • Кликбейт во имя добра. TikTok снял бан с бьюти-блогера, рассказавшей о пытках в Китае

Тогда же должно завершиться создание всеохватывающей базы данных, содержащей налоговую и прочую информацию о каждом жителе страны.

Власти и СМИ превозносят технологию распознавания лиц как эффективное средство борьбы с преступностью. В прошлом году в местной прессе широко освещался случай, когда благодаря ей полиция смогла задержать подозреваемого злоумышленника на концерте среди толпы в 60 тысяч человек.

В провинции Синьцзян, где свыше миллиона мусульман-уйгуров подвергаются принудительному “перевоспитанию”, видеокамеры специально настроены так, чтобы выделять в людском потоке обладателей уйгурской внешности, писала в начале 2019 года “Нью-Йорк таймс”.

Одновременно сканирование лиц все шире входит в быт, в частности, для платежей в магазинах.

Многие, однако, расценивают это как чрезмерное вмешательство в частную жизнь.

В прошлом году один университетский преподаватель вызвал широкую общественную дискуссию, оспорив в суде решение администрации природного парка сделать сканирование лиц обязательным для посетителей.

В сентябре правительство признало необходимым ограничить и упорядочить использование соответствующих технологий в учебных заведениях, когда выяснилось, что школьное начальство таким образом контролирует посещаемость занятий и поведение учеников.

Недовольство повсеместным внедрением технологий распознавания лиц в Китае растет, говорит Джеффри Дин. Пока опасения вызывает главным образом возможность кражи данных и разных коммерческих злоупотреблений, но критике начинает подвергаться и правительство.

Опыт и перспективы внедрения в России системы «Умные остановки» Текст научной статьи по специальности « Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зинченко Анастасия Вячеславовна

Рассмотрены вопросы использования системы «Умные остановки» для повышения эффективности работы общественного транспорта и создания комфортной городской среды . Описаны основные технические и технологические особенности «умных» остановок. Отмечен значительный инвестиционный потенциал таких проектов. Исследована возможность реализации системы в Ростове-на-Дону.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зинченко Анастасия Вячеславовна

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF “SMART STOPS” INTRODUCTION IN RUSSIA

The article considers the issues of using the “Smart Stops” system to improve the efficiency of public transport and to create comfortable urban environment . The main technical and technological features of “smart” stops are described. Significant investment potential of such projects was noted. The possibility of implementing the system in Rostov-on-Don is investigated

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы внедрения в России системы «Умные остановки»»

Молодой исследователь Дона

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ «УМНЫЕ ОСТАНОВКИ»

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация zinnastia@yandex.ru

Читайте также:  Эксперимент российских специалистов: художник против компьютера

Рассмотрены вопросы использования системы «Умные остановки» для повышения эффективности работы общественного транспорта и создания комфортной городской среды. Описаны основные технические и технологические особенности «умных» остановок. Отмечен значительный инвестиционный потенциал таких проектов. Исследована возможность реализации системы в Ростове-на-Дону. Ключевые слова: «умные» остановки, интеллектуальные транспортные системы, навигационное интерактивное табло, комфортная городская среда.

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF “SMART STOPS” INTRODUCTION IN RUSSIA

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

The article considers the issues of using the “Smart Stops” system to improve the efficiency of public transport and to create comfortable urban environment. The main technical and technological features of “smart” stops are described. Significant investment potential of such projects was noted. The possibility of implementing the system in Rostov-on-Don is investigated

Keywords: “smart” stops, intelligent transport system, navigational interactive display, comfortable urban environment.

Введение. На территории Российской Федерации в 2016 году стартовал проект «Формирование комфортной городской среды» [1]. Его ключевая цель — финансовое обеспечение комплексного развития городской инфраструктуры. В рамках указанного проекта в муниципалитетах реализуются пятилетние программы по благоустройству городов и поселений. Практически в каждом населенном пункте одна из наиболее часто встречающихся малых архитектурных форм — остановка общественного транспорта. Следует отметить, однако, что, несмотря на распространенность остановочных комплексов, их оформлению и содержанию уделяется явно недостаточное внимание.

Необходимо уточнить, что под «комфортной городской средой» понимается пространство, максимально учитывающее потребности населения. При решении имеющихся в этой сфере проблем зачастую учитывается зарубежная практика. «Умные» остановки достаточно давно и эффективно работают в развитых странах. В последние годы этот опыт стали перенимать отечественные муниципальные образования [2].

Внедрение системы «Умные остановки» в городах России. Система «Умные остановки» является элементом интеллектуальной транспортной системы города [3].

В России такой проект впервые разработала крымская компания «Городские инновации» [4]. В настоящее время она уже установила объекты в Симферополе, Ялте, Севастополе, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Цена одного павильона — от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. Однако инвесторы довольно активно интересуются этими системами, т. к. планируют окупить затраты за счет рекламы, размещенной в лайтбоксах.

Еще один производитель — «Дизфор» [5] выпускает различные модели и модификации остановок под общим названием Next. Эта продукция рассчитана на эксплуатацию в различных

климатических условиях. Система легко масштабируется, поэтому применима как в крупных, так и небольших населенных пунктах.

Модули системы «Умные остановки»

Информационное табло. Информационное табло, расположенное в павильоне, позволяет отслеживать график движения автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. Таким образом пассажиры узнают, сколько времени осталось до прибытия нужного им транспорта. Данные обновляются в режиме реального времени благодаря мониторингу из единого электронного диспетчерского центра с помощью ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на табло отображается вспомогательная информация: дата, время, температура воздуха.

Навигационное интерактивное табло. С помощью интерактивных сенсорных терминалов пассажир может сориентироваться в пространстве, проложить на карте индивидуальный маршрут и скопировать его на мобильное устройство.

Точка доступа WiFi. «Умные» остановочные комплексы предполагают возможность бесплатного доступа в Интернет с помощью беспроводной технологии WiFi.

Стены выполнены из антивандальных ударопрочных материалов. Жидкокристаллические экраны тоже надежно защищены.

Система инфракрасного обогрева. Инфракрасные обогреватели при минимальных энергозатратах обеспечивают комфортную температуру в холодное время года. Их устанавливают на потолке павильонов и оснащают датчиками движения, поэтому оборудование включается, только если рядом появляются люди.

Читайте также:  . Создана технология, которая сопоставляет геномы различных животных

Светодиодное освещение. Надежность конструкций позволяет использовать энергосберегающее светодиодное освещение. Это особенно важно, учитывая, что часто менять лампы внутри остановочного комплекса — технически и организационно сложная задача. На крыше объекта устанавливаются солнечные батареи, благодаря которым «умная» остановка энергетически полностью автономна.

Звуковое информирование для слабовидящих. Громкоговорящие устройства сообщают о прибытии транспорта, называют номер маршрута, направление и оставшееся до прибытия время.

Система видеорегистрации. Объекты укомплектованы четырьмя камерами видеонаблюдения, информация с которых в режиме реального времени поступает на пульты дежурной части городского управления МВД.

Тревожная кнопка. Беспроводная кнопка вызова помощи — эффективный и простой способ вызова служб экстренного реагирования при возникновении опасной ситуации.

Учитывая все вышесказанное, необходимо отметить, что в Ростове-на-Дону проект «Умные остановки» помог бы решить многие проблемы, связанные с общественным транспортом. Многие жители отказались бы пользоваться собственными автомобилями, если бы были уверены, что смогут быстро и комфортно уехать общественным транспортом. Это разгрузило бы ростовские магистрали, сократило бы число автомобильных пробок — и в целом городская среда стала бы более благоприятной [6].

Недостатки системы «Умные остановки». Главная проблема таких проектов — разрозненность их элементов. Нередко муниципалитеты устанавливают единичные объекты, не включая их в общую транспортную сеть.

Кроме этой системной проблемы следует сказать и о текущих, эксплуатационных. Так, интерактивное табло зимой может покрыться льдом, что существенно снижает уровень информатив-

Молодой исследователь Дона

ности комплекса. В этом случае прочесть данные довольно сложно, воспользоваться интерактивными функциями невозможно [7]. Кроме того, табло может достаточно быстро испачкаться, запылиться и пр.

Заключение. С точки зрения инвестирования развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и, в частности, «Умных остановок» представляется весьма перспективным направлением.

Эффективно работающая система «Умные остановки» решит ряд застарелых городских инфраструктурных проблем. Если на дорогах станет меньше личных автомобилей, снизится количество аварий, улучшится экология.

1. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» [Электронный ресурс] / Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам // Правительство России. — Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/JEnYAAfDkMAyyIAi sAxDzkxXGPuaEJSu.pdf (дата обращения 13.09.18).

2. Кочеткова, И. А Информационная систем «Умные остановки» / И. А. Кочеткова, И. С. Евдокимов, А. С. Земцева // Актуальные проблемы робототехники и автоматики: междунар. конф. — Белгород : Изд-во Белгород. гос. технолог. ун-та им. В. Г. Шухова, 2015. — С. 95-98.

«Умные остановки» или столица 21-ого века

В начале сентября, на фестивале городских технологий «Инфосити», проходившем в рамках Дня города, были представлены многофункциональные интерактивные остановки общественного транспорта, которые должны были появиться на улицах столицы. И действительно, около недели назад на улице Тверская появилось пять остановочных павильонов с электронными интерактивными панелями. Я постараюсь поделиться с вами основной информацией и первыми впечатлениями от попытки властей вдохнуть новую жизнь в транспортную систему Москвы.

Предисловие

Cейчас пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев имеют минимум информации, да и то в основном в печатном виде — в виде расписания, схем движения разных маршрутов и перечня остановок. Обновляют ее сотрудники соответствующих служб города вручную. Новые остановочные модули оснащены сенсорными экранами и интерактивными электронными панелями и обладают широким технологическим функционалом. С его помощью можно узнать не только о расписании и маршрутах транспортных средств, но и где нужный вам автобус находится в данный момент и когда ожидается его прибытие, встретит ли он пробки на своем пути. Интерактивная карта с навигатором поможет пассажиру выбрать наиболее короткий маршрут в нужную точку города. А видеонаблюдение и наличие «тревожной кнопки» поможет даже поздним вечером почувствовать себя в безопасности на такой остановке. Здесь же можно воспользоваться беспроводным доступом в интернет, подзарядить мобильник, познакомиться со всеми городскими новостями.

По его же словам, в Москве была запланирована установка павильонов двух типов. В пределах Садового кольца, центральных магистралей и набережных города планировалось разместить многофункциональные комплексы с возможностью размещения интерактивной информации и рекламы. В столичных спальных районах, на проспектах и шоссе за границами Третьего транспортного кольца — остановки с электронным блоком маршрутной информации и рекламной «бегущей строкой».

Читайте также:  Созданы смарт-кроссовки, которые будут показывать дорогу своему владельцу

«Обещанного — три года ждут»? Нет, вопреки поговорке, пришлось подождать всего 4 месяца, и 10 января горожане увидели 5 новеньких остановок на Тверской.

Основная информация

Появившиеся остановки оснащены современной подсветкой, павильон хорошо защищен от ветра и осадков. На большой сенсорной панели транслируются ролики, рассказывающие об интеллектуальной транспортной системе Москвы. В нижней части экрана находится меню, где указано время, оставшееся до прибытия транспорта, и очередность автобусов и троллейбусов. Впрочем, как гласит ярко-красная надпись на панели, «время прибытия является тестовым» и ориентироваться на него не рекомендуется.

Как вы уже поняли, многие обещанные функции умных остановок пока недоступны, в том числе и главная – возможность отслеживать движение общественного транспорта и узнавать ожидаемое время прибытия. Впрочем, на сегодняшний день практически весь подвижной состав Мосгортранса уже оборудован аппаратурой ГЛОНАСС, а значит, реализация этой возможности тоже не за горами. На самом деле, проблема действительно близка к решению, так как налаживается система по сбору информации с датчиков, вмонтированных в дорогу, и данных о пробках, а затем программа по специальной формуле высчитывает, когда тот или иной автобус достигнет остановки. Зато уже сегодня на умных остановках можно просмотреть маршруты движения транспорта, выяснить, какие кафе, банки и станции метро находятся поблизости, а также узнать номера телефонов спасательных служб. В дальнейшем планируется реализовать возможность прямого вызова на телефоны спасательных служб. Вся информация пока доступна только на русском языке, но в будущем будет переведена на иностранные языки, что тоже является минусом в связи со стремлением властей наладить условия для посещения столицы туристами.

Юзабилити?

В ходе эксперимента нам важно проверить, как эта техника работает в зимних условиях, когда с дороги на нее летят брызги реагентов или комки снега.

— рассказала Елена Новикова, пресс-секретарь департамента информационных технологий столицы.

Судя по статьям на эту тему, техника в зимних условиях работает не очень хорошо: экран часто покрывается слоем наледи, да и на касание рукой в перчатке он не подействует, то есть в зимний период могут возникать проблемы с эксплуатацией. От вандалов остановки также защищены в невысокой степени.

Выводы

Появятся ли данные остановочные комплексы на других улицах города, будет решено по итогам «эксперимента на Тверской», который будет проводиться до конца января.

Я считаю, что идея развития ИТС (Интеллектуальной Транспортной Системы), это наиболее перспективная отрасль для инвестирования, особенно для Москвы, с её транспортной ситуацией. То что начало положено уже является большим плюсом, хотя эта разработка еще достаточно сырая (подзарядить мобильник, да посмотреть нужные адреса, банки, кафе на карте). Ну и немного цифр. ГЛОНАСС для Мосгортранса обошелся гос-ву в 700 тысяч рублей, 5 остановочных комплексов в 17 миллионов, а по данным Росстата Москва планирует потратить 210 миллионов на развитие ИТС до конца 2021 года.

Читайте также:  В Сингапуре планируется запуск аэротакси

P.S. Рад буду принять все замечания и исправления по тексту в личные сообщения.

UPD: (Опыт развития ИТС в Тамбове и Орле)

UPD 2: (От хабраюзеров)
Minsk Guide (Расписание транспорта Минска, Android-клиент) yuraminsk
bus64 (Маршруты и остановки общественного транспорта в Саратове) RubyFOX
ЦДС Киров (Сервис по отображению движения транспорта онлайн в Кирове) yosemity
nskgortrans (Маршруты и остановки общественного транспорта + маршруток в Новосибирске) Lord_D
traffic22 (Маршруты и остановки общественного транспорта в Барнауле, аналог bus64) FWhisper
bus47 и Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга (1. Маршруты и остановки общественного транспорта в Санкт-Петербурге и его области, аналог bus64; 2. Проложение маршрутов любым общественным траспортом, включая отслеживание автобусов, оборудованных для инвалидов, поиск остоновок и улиц.) foxnet
Мой маршрут — Омск (Мобильная версия известной омичам системы Мой маршрут. Позволяет наблюдать за движением муниципального транспорта на карте города. Имеется возможность прогнозирования времени прибытия нужного автобуса, троллейбуса или трамвая на выбранную остановку, Android-клиент) Eugney

Не только для красоты. Почему Оренбургу нужны умные остановки?

Умные остановки в последние два года в Оренбурге обсуждаются с неослабевающим пылом. Установка, обслуживание и соответствие заявленным характеристикам – эти и другие вопросы заставляют «ломать копья» журналистов, блогеров и простых обывателей. Впрочем, эксперты, урбанисты, предприниматели и чиновники убеждены: за умными остановками – будущее. Только ставить их нужно не для красоты и комфорта, а ради оптимизации маршрутной сети и бизнеса.

С чего все началось?

Первые несколько умных остановок в Оренбурге появились год назад. В 2021 году, после заявления губернатора о том, что Оренбург – областной центр и остановки должны выглядеть презентабельно, был объявлен новый тендер на умные остановочные павильоны.

Установленные же годом ранее объекты остаются предметом дискуссии.

Впрочем, эксперты говорят, что умные остановки при грамотной их имплементации в городское пространство, сеть общественного транспорта и системы электронного контроля – объекты незаменимые. Что нужно сделать, чтобы остановки были не только красивыми, но и полезными?

«Умная» остановка на пр.Гагарина

Больше остановок!

Виктор Богданов, автор телеграм-канала «Оренбург. Архитектура и урбанистика» убежден, что высокотехнологичные остановки – это современный тренд. То, что Оренбург пытается ему соответствовать – правильно. Но стратегия работы в этом направлении должна быть совершенно иной. Эксперт также подчеркнул, что для нормальной работы системы закупаемого числа остановок недостаточно.

— «Умные» технологии – это мировой тренд, Оренбург тоже не хочет отставать: в нашем городе установили уже несколько умных остановок стоимостью по 1,5-2 миллиона рублей за каждый павильон. Но 15-20 новых остановок не сделают Оренбург комфортным. Оренбургские политики очень любят инновации, но ведь умный город – это не про зарядку для телефона на остановке, а про умные решения. Чтобы обеспечить город транспортной инфраструктурой достаточно на каждой остановке повесить нормальное расписание и схему движения, а вместо ПАЗиков пустить современные комфортные автобусы, — убежден он.

Похожую позицию выражают и в транспортной компании «Лидерком». Предприятие давно пользуется высокотехнологичными системами навигации, которые позволяют мониторить движение автобусов, трафик пассажиров и дают крайне полезную как для бизнеса, так и для городской инфраструктуры аналитику.

— Чтобы остановки работали эффективно, это должна быть единая система. Она должна быть установлена у государственных и частных перевозчиков, а также заведена на умные остановки. Тогда они действительно будет соответствовать своему исходному назначению – быть информационной составляющей транспортной инфраструктуры. Не менее важный вопрос – их обслуживание. Город и округа должны за этим следить. Остановки должны выглядеть эстетично, за ними нужно ухаживать – сделать антивандальную систему для тех, кто любит клеить объявления, регулярно мыть и обрабатывать. Визуальная составляющая важна не менее технологической, — говорит руководитель отделения развития перевозчика Александр Хмелевских.

  • Система навигации «умной» остановки
  • Схема маршрута автобуса
  • Остановка «Луговая» в Оренбурге
Читайте также:  LG готовит к выходу 83-дюймовый OLED-телевизор

Аналогично думают и в региональной минцифре. В ведомстве на вопрос «Оренбург Медиа» подчеркнули, что считают умные остановки хорошей инновацией при должном использовании.

— За последние пять лет умные остановки получили широкое распространение в мире и в России. Бывают различные вариации умных элементов, но наиболее востребованы для граждан повышающее удобство пассажиров: онлайн-табло, Wi-Fi, зарядные устройства для гаджетов, а также элементы, обеспечивающие безопасность: камеры наблюдения, кнопка экстренного вызова полиции. В тоже время, «большие данные», формируемые из цифровых следов пассажиропотока, позволяют точнее проектировать схемы и график движения пассажирского транспорта, — отметили в министерстве.

А что в других регионах?

Директор оренбургского филиала МТС Алексей Баштовой убежден, что рано или поздно в Оренбурге грамотно оцифруют все остановки. В других городах этот процесс идет более активно и жители этот процесс уже оценили.

— Оренбуржцы сейчас активно обсуждают в соцсетях, будут ли полезны такие остановки, а вот жители Новосибирска уже убедились, что да, это очень удобно. МТС начала «оцифровывать» новосибирские остановки в начале лета, оснащая их не только информационными табло и голосовым помощником, но и всем необходимым для безопасности пассажиров. Четыре камеры высокого разрешения, установленные по периметру для круглосуточного видеонаблюдения, могут распознавать активность и лица на расстоянии 25 метров, плюс есть и привычная тревожная кнопка, сигнал с которой будет уходить в центр 112, а сам корпус остановки может выдержать удар легкового автомобиля. А еще в холодный сезон такие остановки отапливаются — работает инфракрасный обогрев, — подчеркнул он.

фото: «Умные» остановки в Новосибирске

Баштовой обратил внимание на то, что сами по себе дорогие и качественные остановки – дело привычки жителей города.

— Мне лично кажется, что появление в городе таких остановок – дело очень хорошее, просто мы к этому пока не совсем привыкли, — заключил директор филиала.

Главное, о чем говорят все без исключения эксперты – это комплексный подход. Прежде чем закупать умные остановки (или оцифровывать обычные), городу необходимо подготовить транспортную инфраструктуру. Высокую эффективность эти системы покажут только тогда, когда применять технологию будут готовы все перевозчики. В конечном счете это позитивно скажется не только на городском пространстве и качестве общественного транспорта, но и на эффективности бизнеса перевозчиков.

Ссылка на основную публикацию