Новая система будет препятствовать проникновению в ухо нежелательных звуков

Много шума для тишины

Как развивались системы активного шумоподавления и каковы их возможности

Сегодня системы активного шумоподавления — не такая уж и экзотика: их устанавливают в автомобилях и самолетах, встраивают в наушники и даже тестируют в помещениях. Между изобретением технологии и началом ее использования прошли десятки лет, а оригинальному автору идеи ее настойчивое продвижение и вовсе стоило научной карьеры. N + 1 рассказывает, как и зачем люди учились глушить шум шумом, каковы преимущества и недостатки таких систем, и что стало с немецким физиком Полом Люгом после того, как он все-таки получил патент на свое изобретение в США.

Гул авиадвигателя, городской шум за окном, утренний рев соседского перфоратора — в нашу жизнь регулярно вторгаются бессмысленные и беспощадные звуки, волны упругих механических колебаний. Любой звук для слышащего начинается с вибрации барабанной перепонки, которая передается по цепочке маленьких косточек в черепе и затем становится сигналом, бегущим по слуховому нерву в головной мозг. Весь этот труд регулярно оказывается не только ненужным, но даже вредным: слово «шум» мы противопоставляем «сигналу», на шум жалуемся, от шума пытаемся сбежать или защититься.

Громкость любого звука зависит от амплитуды волн, которые по некой среде (будь то воздух, вода или даже твердое тело) добегают до наших ушей, то есть от размаха колебаний частиц среды — чем больше «горбы» смещения, тем громче звук. Чтобы сделать любой звук тише, нужно уменьшить его амплитуду, пока он не добрался до наших барабанных перепонок. Обычно размах колебаний уменьшают, возводя всевозможные препятствия на пути распространения волны. Уличный шум ослабевает, если закрыть в комнате окно. От рева соседского перфоратора за стеной можно спастись при помощи берушей. Однако такой подход не всегда удобен и эффективен: в салоне самолета слышен гул двигателей, потому что стенок корпуса для защиты от этого шума недостаточно, в комнате с закрытым окном попросту становится душно, а в приспособлениях для ушей сложно сочетать хорошую звукоизоляцию с компактностью.

Схема регистрации звука угольным микрофоном — продольные колебания воздействуют на мембрану, заставляя ее сжиматься и разжиматься

Marc Rodriguez / giphy.com

Гипотетически так можно, например, заглушить шумный досуг компании с портативной колонкой при помощи точно такой же колонки, работающей «зеркально». На практике, конечно, сделать это проблематично из-за сложностей копирования звука и особенностей его распространения — эти обстоятельства затрудняют работу даже самых эффективных приборов.

Первый в истории патент на систему активного шумоподавления подал немец Пол Люг в январе 1933 года, за три дня до назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Автор предложил записывать нежелательный шум при помощи микрофона, передавать сигнал на громкоговоритель и воспроизводить в противофазе — звуковые волны наложатся и погасят друг друга, благодаря чему исходный шум исчезнет. Люг полагает, что изобретение можно использовать для борьбы с эхом в театрах и концертных залах, а также для подавления шума печатных машинок в конторах.

Схематическое описание системы активного шумоподавления Пола Люга в американском патенте (М — микрофоны, L — громкоговорители)

Paul Lueg / United States Patent and Trademark Office, 1936

Второе дыхание

В середине двадцатого века об идеях Пола Люга вспоминают на другом континенте: в 1954–1957 годах исследователь Лоуренс Фогель из США делает три патентные заявки на первые головные гарнитуры с активным шумоподавлением, которые предлагает использовать в шлемофонах летчиков. К концу того же десятилетия Radio Corporation of America по заказу ВВС США разрабатывает и тестирует экспериментальную модель таких наушников: в лаборатории с их помощью удается ослабить шум в 100 децибелов (типичная громкость в кабине пилота) до уровня 80–85 децибелов (сравнимо с очень громким криком).

Линейка громкости

Схема системы активного шумоподавления в головной гарнитуре, разработанная в Radio Corporation of America по заказу ВВС США

Willard Meeker / Wright Air Development Center technical report, 1959

Фотография «Вояджера» перед завершением его кругосветного беспосадочного полета. Пилоты в кабине используют наушники с активным шумоподавлением

Как это не работает

Несмотря на ряд преимуществ систем активного шумоподавления над обычной звукоизоляцией, у таких устройств есть существенные ограничения, о которых не всегда спешат сообщать в рекламе. Важно понимать, что в контексте любого реального прибора можно говорить лишь о приближенном воспроизведении шума в противофазе — заглушаемый звук не гасится полностью, а в той или иной мере ослабляется (если в задачи системы входит сохранить некий полезный сигнал — например, мелодию из наушников, — он также несколько искажается). К этому приводит целое множество технических сложностей.

Во-первых, проблемой для систем активного шумоподавления является частотный диапазон эффективной работы. На низких частотах (десятки герц и менее) компактным динамикам не хватает мощности, а на высоких (начиная примерно с 800 герц) — длина заглушаемой волны становится сравнима с размерами человеческой головы. Поэтому создать «анти-волну» для таких звуков, проблематично— заглушив ей колебания у одного уха, можно одновременно с этим усилить шум у другого.

Читайте также:  Создан робот-муравей, способный ориентироваться по компасу

Результаты испытаний системы активного шумоподавления в макетной комнате: на частоте менее 100 герц шум почти не подавляется

Bhan Lam et al. / Nature, 2020

Результаты компьютерной симуляции работы системы активного шумоподавления в самолете: наблюдаются как зоны пониженного звукового давления, так и зоны повышенного (сверху и снизу соответственно)

A. Bullmore, P. Nelson and S. Elliott / 10th Aeroacoustics Conference, 1986

В некоторых носимых устройствах (умных берушах) используется не заглушение, а маскировка шума. Эта технология не относится к активному шумоподавлению, однако имеет схожий принцип действия: к нежелательному звуку добавляют искусственно сгенерированный шум (например, белый шум или монотонные природные звуки: шум дождя или морского прибоя). В результате фоновые шумы не ослабляются, но становятся незаметными на фоне сгенерированного.

История продолжается

Пол Люг, не получив патента в Германии, не сдался и попытался запатентовать свою идею за рубежом — вскоре изобретение зарегистрировали в США, Австрии, Италии и Франции. Немецкие бюрократы были недовольны — несмотря на «бесполезность» идеи Люга, действия изобретателя расценили как государственную измену, и он оказывался на грани тюремного заключения. Автор отвергал все обвинения, ссылаясь на публикации в английской прессе — за пределами Германии о его изобретении стало известно еще до того, как он решил получить патент в других странах — информацию могли сообщить работники Института Генриха Герца или армейских структур, которые занимались рассмотрением патента, однако возражения ученого не сочли убедительными, и отношения Люга с немецкими властями окончательно испортились.

Карьера физика на этом рушится: ему запрещают продолжать работу в университете, публиковаться и претендовать на финансирование своей работы. В возрасте сорока лет Люг начинает изучать медицину, последние месяцы Второй мировой войны — работает в госпитале, а затем перебирается в Кёльн, женится и проводит остаток своей жизни «уважаемым и популярным врачом», так и не дождавшись признания своего изобретения из области физики.

Несмотря на историческую несправедливость и обширный список ограничений, системы активного шумоподавления не были забыты и стали для нас удобным и эффективным способом борьбы со звуком. В последние годы такие устройства совершенствуются, у них появляются новые области применения, которые, вероятно, будут освоены уже в ближайшем будущем. Так, за последние годы систему установили в конуре для собак, предложили использовать в «бесшумных» дронах, научили заблаговременно регистрировать звук и протестировали в макетной комнате.

За десятки лет со дня представления патента активное шумоподавление прошло долгий путь — от двух печатных страниц патента, которые не были восприняты всерьез и разрушили карьеру их автора, до множества устройств и приспособлений для борьбы со звуком, окружающих нас в повседневной жизни.

Не каждое изобретение меняет нашу жизнь в корне — не становится смертоносным оружием, источником энергии или лекарством от прежде неизлечимой болезни. Красивая идея, которая однажды пришла в голову Полу Люгу, довольствуется сегодня весьма скромными практическими приложениями. Возможно, время ее «взлета» впереди, а может быть, ей и вовсе не суждено взлететь — в конце концов, скромность едва ли вредит настоящей красоте.

Система Phonak Cros – инновационное решение для полной односторонней глухоты

Новая система Phonak CROS — самое миниатюрное и стильное решение в области технологий CROS/BiCROS, отвечающее индивидуальным потребностям и предпочтениям людей с полной односторонней глухотой. Цифровая беспроводная технология Phonak Spice обеспечивает быструю передачу и высокое качество сигнала. Система Phonak CROS состоит всего из двух компонентов — передающего микрофона, расположенного на стороне глухого уха, и принимающего слухового аппарата, находящегося на стороне слышащего уха. Это означает, что пользователю не приходится заботиться о таких дополнительных принадлежностях, как провода, приемники и аудиоадаптеры.

Полная односторонняя глухота (UHL)
Полная односторонняя глухота (UHL) — это состояние, характеризующееся полной потерей слуха в одном ухе при нормальном или сниженном, но подлежащем коррекции слухе во втором ухе. Полная односторонняя потеря слуха крайне отрицательно сказывается на социальной, деловой и частной жизни из-за невозможности локализации звуков и ухудшения разборчивости речи на фоне шум. Как правило, полная односторонняя глухота не подлежит коррекции. В большинстве случаев она является врожденной, а иногда приобретенной в течение жизни (внезапно или вследствие травмы). При внезапном наступлении односторонней глухоты существует вероятность полного или частичного восстановления слуха с течением времени. В Соединенных Штатах ежегодно диагностируется 60000 новых случаев полной односторонней глухоты, в Великобритании — 9000. Однако достоверные данные о количестве людей с такой патологией отсутствуют. Это можно объяснить отсутствием надлежащей информированности врачей общей практики, а также общества в целом (Sinopoli, 2003).

Читайте также:  В аэропорту города Лион машины будут парковать роботы

Причины полной односторонней глухоты
Полная односторонняя глухота может быть врожденной, например, в случае порока развития внутреннего уха или слухового нерва. Приобретенная полная UHL может быть обусловлена разными причинами. Наиболее частый вариант — идиопатическая, или внезапная, глухота (Fayad с соавт., 2003), развивающаяся практически мгновенно или в течение нескольких дней. В течение первых двух дней возможно полное спонтанное восстановление слуха, однако, чем дольше восстановительный период, тем больше выраженность остаточного снижения слуха (Fritsch с соавт., 2003). Причина обычно остается неизвестной, но в ряде случаев ее связывают с такими факторами, как прием ототоксических препаратов, иммунологические и инфекционные заболевания (Fayad с соавт., 2003). Другая нередкая причина полной UHL — невринома VIII черепно-мозгового нерва. Это медленно растущая опухоль, обычно распространяющаяся из внутреннего слухового прохода в сторону головного мозга.

Последствия полной UHL
Изучение рынка, проведенное Консультативной группой Односторонней глухоты при поддержке компании Entific Medical Systems, показало, что 39% людей с полной односторонней глухотой, наступившей вследствие невриномы VIII нерва, считают, что им стало гораздо труднее работать, а 25% опрошенных были вынуждены оставить работу (Dimmelow с соавт., 2003). Что касается социального взаимодействия, было обнаружено, что отсутствие «стереофонического» слуха затрудняет общение один на один и в группе. Более того, люди с полной односторонней глухотой испытывают стеснение и отмечают, что «боятся обидеть людей тем, что не слышат сказанного» (Dimmelow с соавт., 2003). Они часто жалуются на неуверенность, чувство одиночества и социальную изоляцию (Dimmelow с соавт., 2003).

Консультативная группа пришла к выводу, что полная односторонняя глухота:

  • нарушает способность локализовать звуки из-за эффекта тени головы;
  • не позволяет слышать звуки, поступающие со стороны глухого уха;
  • нарушает способность выделять целевые звуки из фонового шума. Беседа c несколькими людьми в шумной обстановке может сделать общение крайне утомительным для людей с полной UHL.

Возможные решения проблемы полной UHL
В некоторых странах полная UHL признается в качестве отдельной нозологической формы, однако доступные средства ее коррекции весьма ограничены. Чаще всего используется передача звука со стороны глухого уха в слышащее ухо путем костного или воздушного звукопроведения (Dimmelow с соавт., 2003).

Костное звукопроведение
Одним из наиболее популярных решений является Baha® — вживляемое в височную кость устройство, передающее звук с «глухой» стороны в сохранное ухо путем костного звукопроведения (Рис. 1).

Воздушное звукопроведение
Технология контралатеральной передачи сигнала со стороны глухого уха в слышащее ухо с использованием слуховых аппаратов воздушного звукопроведения получила название CROS (контралатеральное направление сигнала). Система CROS — это безоперационное решение, доступное в заушном и внутриушном вариантах. Слуховой аппарат, снабженный только передающими (сателлитными) микрофонами, размещается с «глухой» стороны и передает звуковые сигналы в слуховой аппарат, находящийся на стороне слышащего уха (Рис. 2).

Обычно звуковой сигнал передается по проводам или беспроводным путем с использованием амплитудно- или частотно-модулированных радиоволн. Неизбежная временная задержка, связанная с передачей сигнала, дает пользователю необходимую опорную информацию для определения стороны поступления звука (Hol с соавт., 2009). Это помогает улавливать и понимать речь и другие звуки, поступающие со стороны глухого уха. Если слух в сохранном ухе снижен, можно воспользоваться системой BiCROS (билатеральное направление сигнала). В системе BiCROS используется тот же принцип, что и в CROS, за исключением большего усиления сигнала, поступающего в слышащее ухо (Pumford, 2005). Еще один вариант — «транскраниальная система CROS». Она основана на практическом отсутствии межушной аттенюации костнопроведенных сигналов. На стороне глухого уха размещают сверхмощный внутриушной или заушный слуховой аппарат воздушного звукопроведения, усиления и выходной мощности которого достаточно для транскраниального распространения звуковых колебаний к противоположной улитке (Valente с соавт., 1995). Компания Phonak впервые в мире создала систему CROS, основанную на беспроводной потоковой передаче цифрового сигнала (Рис. 3).

Материал предоставлен компаний Phonak

В России предложен новый эффективный способ лечения сниженного слуха и шума в ухе

В наше время число людей, страдающих снижением слуха, постоянно растет. Причин множество — начиная от наследственной предрасположенности и заканчивая увеличивающимся уровнем шума в крупных городах и производственными условиями. Зачастую мы просто не подозреваем, что начинаем слышать хуже. Но в какой-то момент «тугоухость» (так этот синдром называют сами врачи) прогрессирует и становится все более заметной.

Читайте также:  Новый российский фитнес-браслет Healbe GoBe признан самым умным в мире

Сначала мы хуже слышим тихие звуки, и, как правило, не замечаем эти тревожные «звоночки» нашего организма. Затем ловим себя на мысли, что испытываем затруднения при разговоре с кем бы то ни было на фоне окружающего нас шума. При этом, досаждающий и навязчивый шум в ушах становится постоянным нашим спутником. Впоследствии человек, страдающий тугоухостью перестает слышать и воспринимать как громкие так и тихие звуки.

Таким образом нарушается и социальная адаптация, когда человек испытывает дискомфорт при общении с людьми. Согласитесь, мало кому хочется постоянно переспрашивать собеседника либо просить говорить громче. Разговоры же по телефону вообще становятся похожими на пытку. Просмотр новостных программ по телевизору или любимых сериалов возможен только на большой громкости, что доставляет большой дискомфорт домочадцем.

Так что же такое сенсо-невральная тугоухость?

Всем знакомо возрастное снижение слуха, которое воспринимается нами как должное. По статистике у людей в возрасте от 40 до 50 лет снижение слуха замечается у 5% населения, у 50-60-летних уже 20%. Сенсо-невральная тугоухость — это снижение слуха, которое возникает при поражении одного из участков звуковоспринимающего анализатора, начиная от сенсорных клеток внутреннего уха до коркового отдела в височной доле коры головного мозга. Другими словами, поражаются слуховые рецепторы внутреннего уха. При сенсо-невральной тугоухости пациент ощущает снижение слуха, шум в ушах, и в некоторых случаях испытывает головокружения.

Причин возникновения болезни множество: выделяют наследственную и врожденную глухоту. При наследственной тугоухости болезнь передается из поколения в поколение, чаще в семьях, где родители имеют кровное родство. К врожденным причинам относят: инфекционные заболевания (грипп, краснуха, корь), которыми будущая мама могла «переболеть» во время беременности, перенесенные уже в детском возрасте паротит и нейроинфекции. В группе риска люди, страдающие хроническими заболеваниями: сахарный диабет, гипертония, заболевания эндокринной системы.Так же к снижению слуха могут привести и травмы головы.

Ошибочно предполагать, что снижение слуха — только следствие проблем со здоровьем и перенесенных заболеваний. Наверное каждый из нас хотя бы раз в жизни летал на самолете. Ежегодный отдых за границей становится доброй традицией большинства россиян. Кто-то в силу особенностей своей работы львиную долю своего времени проводит в самолете. Но мы совершенно не задумываемся, что перепады давления при взлете и посадке являются причинами так называемых боротравм (травм, вызванных перепадом давления), которые также могут привести к снижению слуха — тугоухости. Этот вид тугоухости называется – кондуктивной, но так же как и сенсо-невральный заслуживает пристального внимания и лечения.

Популярное веяние последних лет — дайвинг, или ныряние с аквалангом, при беспечном отношении к технике безопасности и рекомендациям инструктора, может спровоцировать боротравму под водой, приводящую к уже известной нам конуктивной тугоухости.

Отдельно хочется сделать акцент на бесконтрольном применении антибиотиков и других лекарств. Некоторые лекарственные средства могут оказывать ототоксическое влияние на органы слуха, в том числе распространенные аминогликозидные антибиотики (гентамицин, мономицин, канамицин, неомицин).

Опасность состоит в том, что в данном случае снижение слуха имеет отсроченный эффект. То есть лечение антибиотиками происходило в молодости, а негативные последствия проявились через несколько лет, но уже в качестве ярко выраженных проблем со слухом. Особенно сильно токсическое влияние лекарств сказывается на детском организме, и последствия такого бесконтрольного приема лекарств или чрезмерного превышения рекомендуемой дозы могут привести к серьезным последствиям, вплоть до полной глухоты.

Настоятельно рекомендуем не заниматься самолечением. Любые антибиотики должен назначать грамотный специалист. Не нужно самостоятельно снижать или увеличивать дозировку лекарственного средства. О появлении каких-то побочных эффектов во время приема антибиотиков необходимо незамедлительно сообщить своему лечащему врачу!

К ещё одной группе риска следует отнести работников предприятий, испытывающих на себе производственные шумы. Чем выше этот уровень шума, и чем больше производственный стаж работника, тем более сильное негативное влияние испытывают на себе органы слуха человека. Но причинить вред своему уху можно, не только работая, например, на заводе.

Жители городов ежедневно подвергают свои органы слуха тяжелейшим испытаниям — это и шум от автодорог, грохот строительной техники, шум метрополитена и электричек.

Нельзя забывать и про громкую музыку. Многие подростки целенаправленно слушают музыку на полную громкость, и как результат в итоге — снижение слуха, расстройства нервной системы, ухудшение памяти, ослабление мышления, снижение успеваемости в школе. Наиболее остро стоит проблема использования наушников, в результате которой ежегодно растет число страдающих тугоухостью молодых людей.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Казалось бы, чем могут навредить безобидные наушники? Слушаешь себе любимую музыку и окружающим не мешаешь – красота! Когда человек засовывает наушник в слуховой проход, звук минует ушную раковину, которая в естественных условиях имеет свойство усиливать звук. При использовании наушников нам кажется, что звук недостаточно сильный, и приходится регулировать громкость на плеере либо ином приборе. В итоге наше ухо испытывает такую шумовую нагрузку, которая далека от допустимой. Риск «стать глухим» в молодости не радует, не так ли?

Читайте также:  Создан механизм, позволяющий внедрять воспоминания в мозг птиц

Неужели нет никаких мер, чтобы улучшить свой слух?

К счастью, в настоящее время появились методики, которые способны улучшить наш слух. В борьбе с тугоухостью может помочь использование современных приборов «Трансаир-07», «Аудитон» и «ИнфитаМ».

Аппарат «Трансаир-07» – прибор неинвазивной (то есть без воздействия на кожу каких-либо игл или хирургических инструментов) транскраниальной (дословно «через череп») электростимуляции. Суть использования прибора – воздействие через электроды специальными слабыми токами на пораженные участки головного мозга.

В процессе аппаратного воздействия происходит микротоковая электростимуляция волосковых клеток слухового нерва, именно тех клеток, которые ещё живы и способны придти на помощь уже погибшим волосковым клеткам. До начала лечения пациенту исследуют слух на аудиометре (аудиограмма). Полученные результаты заносятся в прибор, и сам аппарат исходя из заложенных данных выбирает программу на какой частоте будет подаваться ток, той или иной величины, с какой интенсивностью и экспозицией.

По мимо основного действия микротоковое воздействие имеет колоссальные дополнительные эффекты:

  • восстанавливаются и активизируются собственные защитные системы организма;
  • прибор выступает в качестве замены лекарственных средств;
  • происходит существенное сокращение сроков лечения;
  • отмечен стойкий лечебный эффект. Действие курса процедур сохраняется от нескольких месяцев до нескольких лет;
  • микротоковое воздействие приносит дополнительные положительные эффекты: от улучшения работы головного мозга, памяти, нормализация веса, улучшение сна до снижения аппетита и нормализации веса.

Аппарат «Аудитон» – аппарат, использующийся для лечения воспалительных заболеваний среднего уха и внутреннего уха (звуковоспринимающего аппарата человека), посредством воздействия переменным магнитным полем, низкоэнергетическим излучением и импульсным током. У данного прибора мы берём два эффекта. Во-первых это мощное инфракрасное излучение. Инфракрасный источник вмонтирован непосредственно в пластиковую ушную воронку и воздействует на структуры среднего, а затем и внутреннего уха. Лазер оказывает мощное противовоспалительное, противоотёчное и восстанавливающее действие как слизистые оболочки среднего уха, так и глубокие структуры внутреннего уха, включая слуховой нерв. Во-вторых это выраженное виброакустическое воздействие, поступающее непосредственно на среднее и внутреннее ухо.

Таки образом образом, оба аппарата оказывают выраженное сочетанное положительное воздействие на среднее и внутреннее ухо, гармонично дополняя друг друга.

Аппарат «Инфита-М» – импульсный низкочастотный аппарат для проведения биорезонансной электромагнитной терапии для снятия воспалений, улучшения кровообращения, нормализации системы микроциркуляции в тканях и укрепления иммунитета. Специальные наушники, входящие в состав аппарата оказывают биорезонансное воздействие как по механизму звукопроведения, так и по механизму звуковосприятия. Таким образом, оба механизма проведения слуха находятся в зоне стимуляции и лечения.

В борьбе с заболеванием, важно вовремя диагностировать проблему, особенно в раннем возрасте, и тотчас же начать лечиться. Наша клиника вот уже много лет с успехом применяет вышеописанные методики для лечения тугоухости, а результаты радуют как наших пациентов, так и врачей лор клиники.

Снижение слуха — довольно распространенное явление. При этом, на сегодняшний день, как в Москве, так и в других городах России, существует по прежнему неоправданно мало лор клиник и медицинских лор центров специализируется на диагностике и эффективном лечении сенсо-невральной, кондуктивной и смешанной тугоухости. Зачастую, всё сводится к подбору слухового аппарата, который не всегда бывает оправдан как по назначению, так и по цене за сам аппарат.

А ведь при правильном отношении к своим ушам, при выполнении необходимых врачебных рекомендаций и проведённого своевременного и качественного лечения у грамотных лор-специалистов, можно сохранить здоровье и отменный слух до глубокой старости.

Уважаемые пациенты! Если вы чувствуете что ваш слух снижается, или беспокоит шум и звон в ухе, пожалуйста звоните!

Кохлеарная имплантация глазами пользователя КИ

Предлагаем Вашему вниманию статью Сазонова Анатолия, пользователя КИ.

Привет! Меня зовут Анатолий, очень приятно. Я расскажу про одну из очень интересных тем на стыке биологии и технологии: это кохлеарная имплантация, при которой на данный момент глухой с рождения или позднооглохший человек посредством электростимуляции слухового нерва имеет слух, довольно близкий к тому, который есть у слышащих людей.

Сравнивать это с нормальным слухом нельзя, конечно же: все-таки кохлеарный имплантат – это, по сути, очень дорогой и высокотехнологичный протез. Но тем не менее для меня это выглядит вещью, довольно близкой к чуду: человек был глухой, а вот теперь он практически полноценно слышит. Имплантирован и я, на оба уха, билатерально.

Читайте также:  На выставке в Мюнхене представили суперлегкий самокат

Как все начиналось? Еще в 1790 году Алессандро Вольта провел первый в истории эксперимент по электрической стимуляции слухового нерва: к ушам были приложены электрические проводники, состоящие из металлических пластин, подключенных к 50-вольтной электрической цепи. Так Вольта ощутил ушами звук кипения воды: как утверждал физик, это было похоже на своеобразный треск.

В 19-ом и первой половине 20-го века различные исследования и эксперименты доказали явную связь между электростимуляцией и возникновением слуховых ощущений, были выявлены механизмы, возникающие при стимуляции среднего и внутреннего уха: в зависимости от характера стимуляции у человека возникали ощущения шипения, стука, звона, шелеста и других неречевых звуков.

С развитием технологий и с появлением новых биологических материалов, не отторгаемых человеком при операции, стало возможным проведение и создание первых имплантируемых систем. Поначалу они были очень большими и громоздкими. Помните первый компьютер ЭНИАК, занимавший чуть ли не всю комнату? Такими были и самые первые экспериментальные одноканальные системы: первые пациенты оперировались только лишь ради того, чтобы хотя бы понимать только речь (параллельно читая с губ), подключившись на пару часов в лаборатории. К концу 70-х годов появились первые носимые системы с многоканальными имплантатами, позволяющими воспринимать кроме речи все звуки окружающего мира.

В начале 80-х годов началось коммерческое использование имплантируемых систем, появились и первые фирмы, специализирующиеся на производстве систем кохлеарной имплантации. На настоящий момент фирм все также немного – 6 производителей. Миниатюризация внешней части систем была достаточно быстрой: первые образцы были размером с большую почтовую сумку, и их надо было носить на ремне, потом – размером с кассетный плеер, ну а дальше уже появились заушные модели.

Теперь представим примерно, как это все технологически устроено (см. схематичное изображение).

Нейросенсорная тугоухость (причин её возникновения предостаточно: приобретенная – воздействие постоянного шума, действие ототоксичных препаратов, травмы, болезни, пр.; врожденная – генетика, осложнения при родах и т. д) по сути заключается в механизме быстрого или постепенного повреждения волосковых клеток внутреннего уха: если очень упрощать, звуковая волна, начиная от воздействия на барабанную перепонку, путем сложных механических преобразований стимулирует движение волосковых клеток в улитке внутреннего уха. А волосковые клетки, в свою очередь, раздражают волокна слухового нерва, который передает эти ощущения в слуховую зону коры больших полушарий головного мозга. Этих клеток – несколько тысяч. Степень тугоухости или глухоты как раз напрямую зависит от количества поврежденных или отсутствующих волосковых клеток.

Сам кохлеарный имплантат состоит из внешней части, называемой речевым процессором, и внутренней – непосредственно имплантата.

Речевой процессор, по сути – тот же заушный слуховой аппарат, этакий микрокомпьютер (имеющий, кстати говоря, и прошивки, и возможность перепрограммирования), который воспринимает микрофоном (или несколькими микрофонами) звуки окружающей среды и перекодирует их в электроимпульсы. Только у речевого процессора есть еще и плоский магнит-радиопередатчик – вот по нему, посредством радиоканала, импульсы передаются непосредственно на приемник-имплантат, расположенный под кожей тоже за ухом. Его устанавливают во время операции, хирургическим путем, под общим наркозом, непосредственно сама операция идет в районе часа-двух, плюс минус: многое зависит и от индивидуальных физиологических особенностей. От имплантата отходит решетка (цепочка) электродов, уходящая в улитку внутреннего уха и закручивающаяся там. На решетке расположены электроды, обычно больше 20 штук – вот как раз они и заменяют тысячи погибших волосковых клеток, стимулируя электроимпульсами волокна слухового нерва.

Начинает ли человек мгновенно слышать после первого подключения речевого процессора, которое происходит через плюс-минус несколько недель после операции, необходимых для того, чтобы зажил послеоперационный шов? И да, и нет. Чаще всего после первого включения сваливается огромная масса непонятного шума, сливающегося в гул, – а бывает, что гула и шума нет, а есть только тишина и попискивания. Все это очень индивидуально и зависит от того, когда человек оглох, слышал ли он раньше, какой был у него срок глухоты.

Пластичность мозга огромна: постепенно из этого шума и гула он методично вычленяет полезные звуки, в первую очередь речь, попутно отсеивая звуки неполезные и не несущие смысла. Помню, как на третий день после подключения зашел в троллейбус и услышал буквально каждую его гаечку и винтик, это меня сильно поразило в свое время. Слышащие люди тоже это слышат, только не воспринимают, хотя могут – если поднапрягутся и сконцентрируются.

Со временем из непонятных кваканий и пищаний в такт тому, что говорит человек, речь выкристаллизовывается и становится похожей на нормальную, со знакомыми интонациями и индивидуальностью. Период такой адаптации тоже очень разный, у меня занял несколько дней, у других – несколько месяцев. Самый сложный вопрос – это музыка. В целом, имплантаты принимают и кодируют частоты от 0 до 8500 Гц, обуславливается это изначальной целью – все звуки человеческой речи как раз расположены в этом диапазоне, называемом «речевым бананом»: это усредненный спектр речи, отражающий все ее звуки по частотам и громкости звучания относительно нормального слуха. Но тем не менее даже имплантированные люди могут слушать и получать удовольствие от музыки и даже музицировать сами.

Читайте также:  Экс-директор компании Google представил модель домашнего робота

Необходимо понимать, что степень удовлетворения имплантацией будет разная. Одно дело – люди, которые слышали всю жизнь, одномоментно оглохли и потом прооперировались. В их случае сравнение с нормальным слухом – как между цветным и черно-белым ТВ. Другое дело – слабослышащие, долгое время носившие слуховые аппараты. Во многих случаях они-то как раз качеством речи и музыки весьма довольны. Глухие дети – отдельный разговор, для них это вполне себе естественный метод слышать, они им очень довольны, так как лучшего не знают.

Слуховые аппараты RIC с технологией вынесенного ресивера

Сегодня мы познакомимся с новым типом слуховых аппаратов, которые появились в продаже совсем недавно, однако очень быстро стали популярными. Так, в США их доля в структуре продаж уже находится на уровне 50%. Речь пойдет о моделях с технологией вынесенного ресивера. Для их обозначения чаще всего используются две аббревиатуры — RIC (Receiver-In-The-Canal, ресивер в канале) и RITE (Receiver-In-The-Ear, ресивер в ухе).

На самом деле, ресивер (другие названия — телефон, динамик) есть у любого слухового аппарата. Он преобразует электрический сигнал усилителя в звук, который в дальнейшем поступает в ухо. В обычных заушных и внутриушных моделях ресивер встроен в корпус слухового аппарата. Его в обязательном порядке изолируют от микрофона, иначе неизбежно появляется акустическая обратная связь (неприятный свист). С увеличением мощности размер самого ресивера, а также элементов, обеспечивающих его акустическую изоляцию, существенно возрастает. При этом корпус классического мощного и особенно сверхмощного заушного аппарата приобретает внушительные габариты.

У аппаратов RIC/RITE ресивер вынесен из корпуса, будучи связанным с ним тончайшим невидимым проводком, и находится непосредственно в наружном слуховом проходе. Корпус такого слухового аппарата располагается за ухом. В настоящее время доступны различные по мощности ресиверы, что даёт возможность использовать подобные аппараты даже при очень сильных потерях слуха. За счёт расположения ресивера в ухе, заушный корпус таких аппаратов намного меньше, чем у традиционных моделей, поэтому аппараты с вынесенным ресивером — это самые маленькие заушины в мире.

В зависимости от мощности ресивера и потребностей пользователя, аппараты RIC дополняются различными вариантами ушного вкладыша: стандартными (открытый, закрытый, мощный) или индивидуальными (SlimTip и cShell).

Преимущества моделей RIC/RITE:

Естественное звучание
Благодаря тому, что ресивер расположен в слуховом проходе, звук поступает непосредственно к барабанной перепонке. При этом количество нежелательных резонансных пиков, неизбежно возникающих при прохождении звука через разные элементы акустического тракта слухового аппарата (выходной канал ресивера, рожок, звуковод, канал вкладыша и т.д.) снижается – с пяти (в заушных слуховых аппаратах) до двух (в моделях RIC). В связи с этим, звучание становится более естественным.

  • Незаметность
    Миниатюрный заушный корпус надежно скрыт от посторонних глаз за верхней частью ушной раковины. Тонкий проводок, соединяющий ресивер и слуховой аппарат, имеет диаметр менее 1 мм и незаметен с самого близкого расстояния. Ресивер снабжен прозрачным силиконовым вкладышем и глубоко погружен в слуховой проход, поэтому его невозможно увидеть даже при внимательном взгляде.
    • Универсальность
      Благодаря своим акустическим свойствам, аппараты с технологией вынесенного ресивера хорошо справляются с коррекцией высокочастотных и крутонисходящих потерь слуха, при которых обычные аппараты помогают плохо. Кроме того, один и тот же аппарат может использоваться при различных степенях потери слуха — достаточно просто установить ресивер подходящей мощности.

    Недостатки моделей RIC/RITE:

    • Их использование может быть ограничено шириной и формой наружного слухового прохода. При слишком узком слуховом проходе и/или наличии костных выростов (экзостозов) правильное расположение ресивера в ухе может быть невозможно.
    • Наличие воспаления наружного или среднего уха (острый и хронический наружный отит, хронический гнойный средний отит с частыми обострениями) также может ограничить применение моделей RIC/RITE из-за затруднения установки ресивера в слуховой проход и опасности попадания в него гнойного отделяемого из уха.
    • Необходимость тщательного ухода. Поскольку ресивер, расположенный в слуховом проходе, находится в условиях повышенной влажности и подвергается воздействию агрессивных сред (пот, ушная сера), его необходимо регулярно просушивать. Кроме того, иногда требуется замена штатных защитных фильтров, которыми он снабжен.
    Читайте также:  Анонсирован новый релиз первой ОС Windows с дополнительным функционалом

    Перед тем, как принимать решение о покупке любого слухового аппарата, необходимо получить консультацию грамотного специалиста. Опираясь на его опыт и учитывая ваши пожелания, вместе вы сможете сделать правильный выбор.

    Врачи оценили риск ухудшения слуха из-за нового штамма коронавируса

    Инфекционисты в разговоре с РБК рассказали, как часто в их практике встречается симптоматика нового индийского штамма коронавируса, а именно ухудшение слуха и боли в животе.

    «Ухудшение слуха после коронавирусной инфекции и боли в животе не новые симптомы, с такими жалобами обращались и раньше. Это заболевание может протекать с абсолютно разными симптомами. Самостоятельно ставить себе диагноз «ковид» при болях в животе или ухудшении слуха нельзя, это могут сделать только врачи. Частота обращений с этими симптомами может быть разной, но данных об увеличении подобных обращений у меня нет», — сказал РБК инфекционист, доктор медицинских наук Николай Малышев.

    В случае если человек ощущает ухудшение слуха, самое первое, что ему необходимо сделать, — обратиться к врачу и не заниматься самолечением, считает эксперт.

    Как заявил РБК терапевт, кандидат медицинских наук Андрей Кондрахин, он не сталкивался с обращениями из-за проблем со слухом. «Однако в целом есть тенденция к проблемам с нервами, в частности — полинейропатия. При ней возникают покалывающие, неприятные ощущения во всем теле, чувство болезненности. Также аносмия — отсутствие запахов — проявление поражения нервов. Я не исключаю возможности снижения слуха. Самое первое, что нужно делать в таких случаях, — обращаться к отоларингологам», — отметил он.

    Кондрахин не исключил, что бывают случаи образования серных пробок при происходящем воспалении, которые решаются с помощью специалиста. «Если мы говорим о нарушении слухового нерва на фоне коронавирусной инфекции, чем раньше начнется лечение, тем меньше вероятность перерастания процесса в патологию. Врач проведет аудиограмму для того, чтобы проверить, насколько ухудшился слух, выяснить, что стало причиной», — пояснил он. Что касается болей в животе, то этот симптом встречался в ряде случаев и ранее, это связано с тропностью вируса к клеткам кишечника, полагает Кондрахин.

    По мнению начальника центра инфекционных болезней ЦКБ Управления делами президента Георгия Сапронова, в России такие симптомы встречаются крайне редко, пока что говорить о широком распространении индийского штамма в стране рано.

    «За последнее время симптоматика ковида немного изменилась. Если раньше в основном пациенты жаловались на снижение обоняния, потерю вкуса, то сейчас на том или ином этапе болезни практически у каждого пациента отмечаем появление жидкого стула, развитие гепатита, и значительно чаще стал появляться панкреатит, с чем могут быть связаны боли в животе», — отметил он.
    По словам Сапронова, отсутствие широкого распространения индийского штамма доказывает тот факт, что эти боли не являются доминирующими в течение болезни, ими по-прежнему остаются лихорадка и дыхательная недостаточность.

    «Для новой коронавирусной инфекции характерно формирование микротромбозов. Вообще патогенез ковида необходимо рассматривать через развитие тромбозов. Они возникают не только в легких, но и в кишечнике, печени, в головном мозге и в данном случае в тех органах и тканях, в которых мы даже не предполагали. На снижение слуха пока никто еще из наших пациентов не жаловался. Индийский штамм, может быть, и идет, но пока его клинической симптоматики мы не отмечали у наших больных», — добавил эксперт.

    Ранее в Роспотребнадзоре рассказали, что при заражении индийским штаммом COVID-19 пациенты жалуются на боли в животе и суставах, тошноту и потерю аппетита и слуха, в редких случаях у них встречаются потеря обоняния, лихорадка и кашель. Также заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная
    заявляла, что у 18–23% человек, заболевших коронавирусной инфекцией, встречается заложенность ушей, которая приводит к снижению слуха. Более того, у 2% пациентов спустя несколько недель этот недуг может сохраниться, а у некоторых может возникнуть острая нейросенсорная потеря слуха.

    Новая система будет препятствовать проникновению в ухо нежелательных звуков

    Изучая в течение двух месяцев поведение молодежи в московском метрополитене, специалисты пришли к выводам, что в московском метро каждые 8 из 10 активных пользователей портативных электронных устройств слушают музыку. Согласно исследованию, доля активных пользователей аудиоплееров, мобильных телефонов и других устройств, позволяющих слушать музыку, в метро составила 10%. По сравнению с прошлогодними исследованиями цифры увеличились почти втрое.

    Увеличение числа любителей проехаться с музыкой не случайно. Как известно, Московский метрополитен давно признан одним из самых громких в мире. В час пик уровень шума там может достигать 90-100 децибел. Для сравнения: при интенсивности звука в 160 децибел деформируются барабанные перепонки. Поэтому раньше грохот метро исключал возможность насладиться любимой песней полностью.

    Читайте также:  Китайцы планируют создать свой Google Play

    Но год назад в производстве появились новые плееры, которые способны перекрывать любые шумы, в том числе и движущегося вагона. А несколько месяцев назад эти устройства стали доступны массовому потребителю. Москвичи стали активно покупать нововведение.

    Однако минусы таких плееров в том, что мощность звука, воспроизводимая ими через наушники, приравнивается к 110-120 децибел. Таким образом, на уши человека идет воздействие, равное тому, которое оказывается на человека, стоящего в 10 метрах от ревущего реактивного двигателя.

    Вряд ли в 1979 году конструкторы первого портативного кассетного магнитофона Walkman из японской компании Sony задумывались над тем, что их изобретение приведет через несколько лет к возникновению целых поколений людей, потерявших слух смолоду. Постоянное прослушивание громкой музыки через наушники на улице, в спортзале, в транспорте и везде, где только можно, неизбежно ведет к снижению слуха. К сожалению, на плеерах нет грозных надписей, что их использование наносит непоправимый вред здоровью, в лучшем случае упоминания об этом содержатся в инструкциях.

    Громче всех забили тревогу американские ученые, и это не случайно: всем хотя бы по кинофильмам знаком образ “типичного американского подростка”, который не расстаётся с наушниками ни на улице, ни в спортзале, ни в библиотеке. Научный сотрудник университета Пердью Роберт Новак заявляет, что американские врачи начали диагностировать у молодых людей стремительное снижение слуха со скоростью, обычно присущей лишь пожилым пациентам. В ряде случаев это снижение слуха оказывается необратимым и приводит к полной глухоте. Новак напрямую связывает эту тенденцию с постоянным использованием наушников, воспроизводящих музыку с опасной для здоровья громкостью.

    Люди в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие: это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему? Все дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили целый новый класс головных телефонов – так называемые “затычки”, вставляющиеся внутрь ушной раковины. Конечно, MP3-плеер размером со спичечный коробок смотрится более чем нелепо с полноценными закрытыми наушниками, да и бродить по улицам с такой громоздкой конструкцией просто неудобно. В результате сначала были придуманы облегченные открытые наушники, скрепленные тонкой узкой металлической полосой, затем пытливые умы решили отказаться от этой полосы и разработали наушники, вообще не соединенные оголовьем-ободом, а крепящиеся клипсой за ушной раковиной, как слуховые аппараты. Но апофеозом миниатюризации стали наушники-вкладыши, “затыкающие” ушную раковину как “беруши”.

    Как и другие типы “портативных” наушников, вкладыши формально относятся к открытому типу, поскольку считается, что они не препятствуют проникновению в ухо звуков из окружающего мира. Впрочем, у некоторых моделей гораздо больше общего с закрытыми наушниками, поскольку они почти герметично изолируют органы слуха от внешнего мира (наглядный пример – дорогущие Etymotic, в прямом смысле забиваемые в уши как резиновые пробки). Принципиальное же отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху.

    Если такое давление на барабанные перепонки оказывается ежедневно, человек рискует оглохнуть. “За последние пять лет на прием стали чаще приходить молодые парни и девушки, – рассказала НИ отоларинголог Кристина Ананькина. – Все они хотят быть модными, постоянно слушать музыку. Они могут себе позволить дорогие МР3-плееры. Однако длительное воздействие громкой музыки просто убивает слух”.

    Если после рок-концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши времени на приведение слуха в порядок уже не остается. Слуховая система перестает воспринимать высокие частоты.

    “Любой шум интенсивностью более 80 децибел негативно влияет на внутреннее ухо, – сообщает кандидат медицинских наук, сурдолог Василий Корвяков. – Громкая музыка поражает клетки, отвечающие за восприятие звука, особенно если атака идет прямо из наушников. Ситуацию ухудшает еще и вибрация в метро, которая также негативно влияет на структуру уха. В сочетании эти два фактора провоцируют острую тугоухость. Основная ее опасность в том, что она наступает буквально в одночасье, однако вылечить ее очень проблематично”. В продолжении темы о слушании музыки в наушниках. Вред наушников уже неоспорим. Как можно снизить вред наушников? Сколько людей откажутся от музыки в метро и автобусах прочитав про вред наушников.

    Если вы не хотите к сорока годам сменить наушники на слуховой аппарат, то старайтесь придерживаться следующих советов:
    – уровень громкости не должен быть больше 60% от максимально возможного;
    – громкость нормальная, если вы можете слышать, что говорят окружающие;
    – люди вокруг не должны слышать вашу музыку;
    – если, общаясь с людьми, вы переходите на крик, значит, громкость слишком большая.

    Читайте также:  Гражданка Великобритании выиграла суд у компании Apple

    Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на “почетном” втором месте – низкие. Надеюсь, это небольшое отступление дало представление о том, почему длительное воздействие громкого звука вызывает повреждения слуха.

    Медики считают, что самыми тихими звуками, которые способно уловить здоровое ухо, это 10-15 дБ. Шепот оценивается уже в 20 дБ, обычный разговор – в 30-35 дБ. Крик с уровнем звукового давления в 60 дБ уже приводит к дискомфорту, а по-настоящему опасны для слуха звуки силой от 90 дБ. Иными словами, любой поп-или рок-концерт с уровнем 100-120 дБ – это серьезное испытание для ушей. Такого же звукового давления с легкостью можно достичь в любых современных наушниках.

    В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Как отмечают специалисты компании Siemens, которая, помимо прочего, занимается выпуском слуховых аппаратов, после кратковременного воздействия высоких уровней шума волосковые клетки внутреннего уха регенерируются, а острота слуха снижается лишь временно и незначительно. При повторном и длительном воздействии шума эти слуховые сенсорные клетки повреждаются более серьезно, и восстановление их становится невозможным. По мнению медиков, возрастные изменения слуха начинаются примерно с тридцати лет, но длительное воздействие громкого звука способно привести к гораздо более трагическим последствиям еще в совсем нежном возрасте.

    Одной из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие является субъективный тиннитус – звон или назойливый шум в ушах, который слышит только сам пациент. Медики отмечают, что большая часть пациентов с этим заболеванием – люди 30-40 лет, множество которых были одними из первых пользователей плееров Walkman. Тиннитус – это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха.

    “Катализаторами” процесса является ослабленный организм, стрессы, курение и алкоголь. Не правда ли, типичный набор, к примеру, для рок-концерта?

    Доктор Брайан Флайгор из Гарвардской медицинской школы провел исследование влияния различных типов наушников на здоровье потребителей. Результаты этого исследования были опубликованы в декабрьском номере научного журнала Ear and Hearing за 2004 год. Ученый пришел к выводу, что, как правило, чем меньше головные телефоны, тем выше уровень звукового давления вне зависимости от заданных значений громкости. По сравнению с большими наушниками, в которых ухо полностью закрыто корпусом, вкладыши такого типа, как, например, поставляемые в комплекте с плеерами Apple iPod, повышают уровень звукового давления на внушительную величину, достигающую 9 дБ.

    Цифра может показаться незначительной, если не знать, что децибелы – это логарифмическая единица измерения относительного уровня сигнала. Иными словами, увеличение уровня звукового давления на 9 дБ означает его без малого двукратное увеличение! Для сравнения, максимальный уровень звучания очень громкого мужского пения составляет порядка 90 дБ, а поп-ансамбль со всеми его многочисленными усилительными установками выдает звуковое давление всего на 10 дБ больше.

    В ходе другого исследования, проведенного австралийской Национальной акустической лаборатории из Сиднея уже в этом году, выяснилось, что из-за открытого типа массовых наушников-вкладышей, они позволяют слышать то, что происходит вокруг, а это служит стимулом повышения громкости на шумных городских улицах или в транспорте. Результаты исследования, в котором принимали участие австралийские владельцы плееров iPod в возрасте от 18 до 54 лет, показали, что около четверти из них выставляют такой уровень громкости, который способен вызвать долговременные повреждения слуха. Как говорится в пресс-релизе Национальной акустической лаборатории, у некоторых поклонников iPod были зафиксированы такие превышения допустимого уровня громкости, которые уже должны были вызвать повреждения слуха.

    Александр Евтушенко (журнал Stereo&Video, #6, 1997) приводит интересные результаты исследований, в ходе которых установлено, что уровень звукового давления, создаваемый портативной аппаратурой, в области, непосредственно примыкающей к барабанной перепонке, составляет от 70 до 128 дБ. При этом, как показали исследования, любителям рок-музыки свойственно увеличивать необходимый для комфортного прослушивания уровень сигнала на 35-45 дБ (в сто раз!). После плееров с таким уровнем громкости у большинства наблюдалось временное снижение слуха на 5-10 дБ (в 2-3 раза) на одной или нескольких частотах, причем после 24 часов отдыха показатели слуха пришли в норму. В другой группе после часового прослушивания музыки с уровнем звука от 90 до 106 дБ снижение слуха достигало 30 дБ!

    Прежде чем покупать своему ребенку модный MP3-плеер, трижды задумайтесь над тем, а хотите ли вы, чтобы он уже в юном возрасте получил тяжелые и необратимые повреждения слуха? Тугоухость – это приговор для детей, обучающихся музыке, ведь они не смогут отличать нюансы звучания своего инструмента, так и не научившись на нем играть. Даже профессиональные музыканты, уже в зрелом возрасте столкнувшиеся со снижением слуха, но владеющие своим инструментом уже на интуитивном уровне, вынуждены ограничивать или полностью прекращать выступления и занятия музыкой. Самый свежий пример – Фил Коллинз, объявивший о прекращении концертной деятельности из-за прогрессирующего снижения слуха. Что же говорить о детях и подростках, которые только начинают овладевать музыкальным инструментом?

    Читайте также:  Porshe воссоздали свой первый автомобиль, выпущенный в 1948 году

    Если вы все-таки решились купить своему чаду плеер, обязательно познакомьте его с правилами слуховой гигиены. Вряд ли стоит в качестве примера брать курение или употребление спиртных напитков – для подростков эти “запретные плоды” всегда останутся одним из сомнительных признаков “взрослости”. Лучше в качестве аналогии взять более близкие и уже осознанные детьми примеры типа “будешь есть много сладкого – заболят зубы” или “будешь много загорать – сгоришь”. Здесь тоже важно чувство меры: одно дело – на обычной громкости послушать любимые записи в спокойной обстановке в течение получаса и совсем другое – не вынимать из ушей орущие “затычки” в течение полуторачасовой поездки в институт на общественном транспорте.

    Если эти аргументы не помогут, сошлитесь на авторитетный музыкальный журнал Rolling Stone, в котором открыто обсуждается проблема глухоты от прослушивания музыки. Более того, там приводятся конкретные рекомендации специалиста-сурдолога: в среднем, при использовании обычных наушников можно без вреда для здоровья слушать музыку с громкостью чуть выше половины от максимальной в течение часа в день. Для большей части наушников-вкладышей время безопасного прослушивания снижается ровно вдвое. Из этой же статьи можно почерпнуть множество историй-“страшилок” о звоне в ушах после рок-концертов и об оглохших музыкантах. Наконец, там даются пять полезных советов, как предотвратить потерю слуха: во-первых, в шумном месте следует пользоваться копеечными “берушами”; во-вторых, не делать громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум, ведь уровень шума в метро достигает 105 дБ, а чуть-чуть прибавив громкости, можно получить опасный для здоровья уровень в 110 дБ; в-третьих, пользоваться закрытыми наушниками, позволяющими не достигать опасной громкости; в-четвертых, давайте своим ушам отдыхать; и в-пятых, бросьте курить: курение вдвое повышает опасность снижения слуха после длительного шумового воздействия.

    В заключение не могу не упомянуть еще три момента. Первый – этический. Человек, едущий в метро или автобусе и слушающий орущий плеер – это не просто человек, твердо решивший лишиться слуха. Он еще и не уважает окружающих, вынужденных выслушивать раздражающее шипение и тыцканье из его наушников. Проще говоря, он обыкновенный хам, хотя, возможно, даже и не понимает этого в силу изъянов в воспитании.

    Второй – это вопрос выживания человека в наушниках на улицах большого города. Такой человек существует одновременно в двух измерениях: тело его находится в реальном мире, а один из важнейших органов чувств, слух, – в виртуальном зале, созданном усилиями звукорежиссеров. Разумеется, эти миры никак не пересекаются, поэтому его мозг неспособен адекватно оценить окружающую обстановку. На него несется трамвай, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом. Более того, в результате такого “раздвоения” можно просто упасть на ровном месте. Проблема с ориентацией в пространстве вовсе не придумка зловредного автора – ненавистника плееров. Взгляните еще раз на картинку со строением уха: вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе.

    Третий – вопрос уважения к музыке. Привычка к постоянному прослушиванию музыки рано или поздно приводит к убеждению в том, что музыка – всего лишь ненавязчивый фон, а это прямой путь к принижению ее роли в жизни человека. Такие “меломаны” перестают видеть в музыке не просто набор звуков и ритмов, но идею, картину, образ, призыв. Неслучайно из подавляющего большинства наушников на улице доносится примитивное “тынц-тынц-тынц” – банальный ритм, заставляющий “идти в ногу”, “подвигать телом” и вообще вести безвольное механическое существование безо всяких там чувств и душевных порывов, всецело подчиняясь только ему одному – ритму. Слушать сложное симфоническое произведение или классический хор на ходу просто физически невозможно. А вот марши – запросто. Левой! Левой! Левой!

    Ссылка на основную публикацию