Планируется запуск дронов, которые будут связывать медицинские учреждения

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

В июне Госинспекция по недвижимости анонсировала, что соблюдение социальной дистанции на летних верандах в московских кафе будут проверять с помощью квадрокоптеров. Насколько это реалистично и полезно?

История «дронизации»

Дроны стали массово доступны простым обывателям десять лет назад, когда DJI, малоизвестная фирма из КНР, выпустила на мировой рынок простой и надежный беспилотник по цене любительской фотокамеры. Эти аппараты немедленно стали завоевывать мир и место в рюкзаках энтузиастов использования беспилотников. Развитие аппаратов шло стремительно — от простоватых квадрокоптеров, которые с трудом транслировали картинку без стабилизации с высоты 200 метров, до совершенных в плане техники и дизайна аппаратов, показывающих роскошное 2k-видео на расстоянии 10 км в режиме реального времени.

Виральность крутых снимков и видео с этих аппаратов сыграла злую шутку, поставив на пути эксплуатации запреты и нормативно-правовые акты. Дошло до того, что взлететь во дворе на квадрокоптере стало столь же незаконно, как прилететь к себе во двор на настоящем вертолете.

Но благодаря пандемии COVID-19 человечество изменило мнение — дроны перестали быть назойливыми жужжащими нарушителями права на неприкосновенность личной жизни за высоким забором, а дали возможность спасать человеческие жизни. Gartner прогнозирует, что в 2026 году более миллиона дронов будут осуществлять розничную доставку, а рост внедрения БПЛА заставит собственников в сфере логистики и транспорта переосмыслить свои бизнес-модели, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Новые сценарии использования

В то время как более 15 стран массово протестировали использование дронов за последние пять месяцев, в России история с тестированием беспилотников для пандемических сценариев не продвинулась дальше предложения НТИ. Хотя БПЛА могут значительно повысить эффективность принимаемых мер по уменьшению распространения COVID-19 и найти большое количество сценариев использования:

оперативная доставка медицинских анализов и медикаментов в медицинские учреждения;

оповещение населения о противовирусных мероприятиях;

мониторинг мест массового скопления людей, карантинных зон, движения автотранспорта;

обработка антисептическими и дезинфицирующими средствами потенциально зараженных территорий;

оперативная бесконтактная доставка еды и средств первой необходимости в карантинные зоны.

Любые сценарии применения дронов во время пандемии имеют одно большое ограничение — автоматизированная посадка в городских условиях. Существующие системы посадки БПЛА используют GPS для навигации дрона, а также вертикальную траекторию взлета и посадки. Эти особенности не позволяют легко посадить аппарат в условиях плотной городской застройки, где сигнал GPS значительно хуже аналогичного сигнала в чистом поле, а также не позволяют совершить посадку через окно здания. Кроме того, БПЛА требуют обслуживания между полетами (например, замену аккумулятора), что также ограничивает их использование.

В России группа инженеров из проекта Navigation Engineering разработала полностью автоматизированную оптоэлектронную систему для БПЛА без применения GPS и с горизонтальным способом посадки, однако, на данный момент технология остается невостребованной.

«Оказалось, что самое уязвимое место беспилотника — человек. Нынешнее поколение беспилотников не способно доставить пакет с продуктами или лекарствами на балкон без пилота. И чтобы отправить груз, дрон надо вынести на открытое пространство с устойчивым сигналом GPS. Разработанная нами система посадки работает по принципу классической курсо-глиссадной системы, использующейся в авиации для посадки самолетов. Такой подход позволяет выбрать горизонтальный способ посадки БПЛА, а также полностью отказаться от использования каких-либо GPS-систем. Иными словами, появляется возможность посадить аппарат в любых условиях застройки и погоды», — отмечает Ткаченко Дмитрий, основатель проекта Navigation Engineering.

Зарубежный опыт

  • Китай

В Китае дроны использовали для дезинфекции, доставки анализов и грузов в изолированную местность, а также патрулирования.

Беспилотники, изначально предназначенные для распыления пестицидов в сельском хозяйстве, были адаптированы для распыления дезинфицирующих химикатов в некоторых общественных местах и транспортных средствах. Более чем 2,6 тыс. беспилотных летательных аппаратов были использованы для дезинфекции на площади 902 млн кв. м в 20 провинциях Китая.

Доставка медицинских анализов с помощью дронов может значительно ускорить обратную связь для критических исследований. Тестирование доставки сделали в начале февраля 2020 года — беспилотник с анализами вылетел из Народной больницы округа Синьчан провинции Чжэцзян в Центр по контролю и профилактике заболеваний, расположенный в 3 км от нее. В результате доставка, которая заняла бы 20 минут наземным транспортом, заняла всего 6 минут. И уже на пике эксплуатации во время пандемии в Китае дрон выполнял 20 рейсов ежедневно.

Доставка была проблематичной в некоторых частях Китая еще до появления вируса из-за сложных ландшафтов — например, на полуизолированных островах Анксин. Для того чтобы привезти товар обычно требовалось три вида транспорта — продукты доставлялись к пирсу, переправлялись отдельно на каждый остров, а затем их разносили пешком. Автомобильная поездка по узкой дороге полуострова длиной 100 км может занять более двух часов в одну сторону, а вот доставка беспилотниками займет 10 минут и при этом может ограничить человеческий контакт.

Самый скандальный опыт использования дронов в Китае — патрулирование и контроль. В середине февраля можно было наблюдать дроны на улицах для оповещения из громкоговорителей.

Также беспилотники курсировали над скоростным шоссе в Шэньчжэне в провинции Гуандун, на них были закреплены QR-коды. Автомобилисты могли открыть окно для контроля температуры тела и отсканировать QR-код, чтобы передать информацию о своем здоровье. А в Чжанцзяшане (Цзянси) для проверки температуры можно было выходить на балкон.

  • Испания и Южная Корея
Читайте также:  Система искусственного интеллекта будет тестировать аккумуляторы

В южнокорейском городе Тэгу использовались беспилотники, загруженные 9,5 л дезинфицирующего средства, для распыления на 95 тыс. кв. м за 10-12 минут.

В Испании военный отряд реагирования на чрезвычайные случаи, аналог нашей службы МЧС, также во время пандемии тестировал использование сельскохозяйственных беспилотников китайской компании DJI для распыления дезинфицирующего средства на открытых площадках и внутри больших транспортных средств.

  • Казахстан

Полиция в столице Казахстана Нур-Султан для мониторинга города во время карантина по причине коронавируса вооружилась дронами местного производителя Terra Drone. Используя камеры с инфракрасными датчиками, БПЛА следят за тем, чтобы не нарушался карантин. Также отработка точных координат объектов привела к тому, что власти обнаружили несколько объездных дорог для проникновения в город и инсайтов в закрытой зоне.

  • Гана и Руанда

Небольшие беспилотники американского стартапа Zipline доставляют в Гане и Руанде медикаменты и анализы тестирования на коронавирус из более чем 1 тыс. медицинских учреждений в лаборатории в городах Аккра и Кумаси. Кроме тестов дроны транспортируют 20-25% национального кровоснабжения страны за пределами столицы — это 7 тыс. пакетов крови и более 4 тыс. полетов.

  • США

Беспилотники во время пика пандемии тестировались отделом полиции Уэстпорта в штате Коннектикут, а также в Нью-Йорке для выявления потенциальных нарушений социального дистанцирования и выявления возможных симптомов COVID-19. Дроны оснащены специальными датчиками и технологией компьютерного зрения и могут определять температуру, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания людей на расстоянии 55 метров. Они также могут распознать, кашляет ли человек или чихает в толпе, а также измерить дистанцию между людьми.

В Кристиансбурге, штате Вирджиния, продолжаются эксперименты компании Wing (Alphabet Inc) с массовой доставкой товаров, медикаментов и даже кофе при помощи дронов. Компания утверждает, что заказы во время пандемии выросли более чем в два раза.

Компания Matternet анонсировала сотрудничество с CVS для доставки рецептурных лекарств беспилотниками для 135 тыс. жителей, проживающих в пенсионном сообществе Флориды, которое изолировано из-за коронавируса.

  • Швеция

Исследователи из Швеции смоделировали доставку на базе беспилотников Matternet в теоретическом городе с населением 100 тыс. человек и со вспышкой COVID-19. Они предполагают, что 36 дронов, каждый из которых оснащен 100 тестами, могли бы посещать каждого жителя в таком городе каждые четыре дня. Исследователи отмечают, что основным препятствием в реализации тестовых поставок на базе БПЛА является «недостаток регулирования полетов дронов», не упоминая — каким образом дроны Matternet смогут посещать самоизолированных жителей в условиях плотной городской застройки.

Так нужны ли дроны?

За весь период пандемии беспилотники тестировались в разных ситуациях. Но это не означает, что они полезны, а эта бизнес-модель имеет экономический смысл.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Беспилотники и дроны в медицине

Содержание

Запускается сеть доставки лекарств дронами по всем США

В начале августа 2021 года немецкий производитель дронов Wingcopter заключил стратегическое партнерство с компанией Air Methods для создания сети доставки лекарств по всей территории США. Подробнее здесь.

В Малайзии дроны начали искать людей с COVID-19

В начале июня 2021 года Малайзия объявила, что начала использовать дронов для выявления признаков заражения COVID-19 среди своего населения. Однако это далеко не первая страна, применяющая беспилотники для борьбы с пандемией.

В ответ на рост числа новых случаев заболевания в мае 2021 года власти Малайзии вновь ввели строгие меры самоизоляции. Эти правила значительно ограничивают количество людей, которые могут выходить на улицу. Беспилотные летательные аппараты помогут обеспечить соблюдение этих ограничений, одновременно наблюдая за здоровьем людей, которые появляются вне дома. В частности, малазийские дроны используют датчики, выявляющие людей с аномально высокой температурой с высоты 6 метров. При обнаружении потенциального больного коронавирусной инфекций COVID-19 беспилотник подает красный сигнал, предупреждая наземные власти.

Аналогичным образом использовала дроны Индия для контроля самоизоляции в отдельных районах (однако индийские дроны не измеряли температуру). Индия также продолжает тестировать использование дронов для доставки вакцин и других медикаментов в удаленные регионы, в том числе для полетов за пределами прямой видимости.

Десятки других стран в Африке и Европе также полагаются на дроны, которые доставляют медицинские средства и вакцины против COVID-19. Однако на Западе дроны почти не использовались для отслеживания ограничений из-за опасений по поводу посягательств на частную жизнь и гражданские свободы.

Впрочем, подобные опасения точно не тревожили китайские власти, которые использовали дроны самыми различными способами для борьбы с пандемией. Китай даже эксплуатировал оснащенные динамиком беспилотники, которые предупреждали и упрекали граждан, уличенных в отсутствии маски или нарушении правил социального дистанцирования на улице. [1]

Полиция США использует беспилотники для выявления больных COVID-19

В конце апреля 2020 года полиция города Уэстпорт (штат Коннектикут) сообщила о начале использования “пандемических беспилотников”, которые позволят оценивать температуру людей, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания на расстоянии до 60 м, а также выявлять чихание и кашель. Подробнее здесь.

Запуск дронов в Удмуртии для оповещения населения

22 апреля 2020 года Главное управление МЧС России по республике Удмуртия сообщило о начале использования дронов с громкоговорителям для оповещения жителей о необходимости соблюдать самоизоляцию. Беспилотные летательные аппараты применяются в Граховском и Алнашском районах региона в рамках борьбы с распространением коронавируса COVID-19. Подробнее здесь.

Читайте также:  В Бостоне создан электростимулятор, восстанавливающий память

В Калифорнии запустили дроны с ночным видением и громкоговорителями, чтобы вылавливать нарушителей карантина

В середине апреля 2020 года стало известно, что полиция города Чула-Виста (Калифорния, США) начала использовать дроны для наблюдения за гражданами в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 после того, как губернатор штата Гэвин Ньюсом (Gavin Newsom) попросил жителей оставаться дома. Подробнее здесь.

Дроны начали выявлять инфицированных людей на улицах

В конце марта 2020 года Университет Южной Австралии в сотрудничестве с канадской компанией Draganfly представил беспилотный летательный аппарат Pandemic Drone для удаленного мониторинга и выявления людей с инфекционными респираторными заболеваниями, в частности, с коронавирусом. Подробнее здесь.

Запуск дронов DJI, дезинфицирующих улицы в борьбе с коронавирусом

В феврале 2020 года, в то время как китайские власти пытаются предотвратить распространение смертельного коронавируса COVID-19, производитель дронов DJI помогает дезинфицировать улицы. Как сообщают местные СМИ, добровольцы компании обработали 3 млн квадратных метров всего за четыре дня. Опрыскивание дезинфицирующим раствором проводилось с 7 по 10 февраля в южном городе Шэньчжэнь, где находится штаб-квартира DJI. Дроны охватили широкую территорию, включающую заводы, жилые районы, больницы и очистные сооружения.

В январе и феврале 2019 года местные органы власти и владельцы сельскохозяйственных беспилотников уже использовали дроны для распыления дезинфицирующих средств, но беспилотникам нашли и другое применение. Некоторые владелцы используют дроны, чтобы разгонять общественные собрания и распространять предупреждения через спикеры. Дроны также помогли с созданием дополнительных больничных помещений в Ухане, эпицентре вспышки, предоставив освещение на стройплощадке, когда возводились срочно необходимые помещения.

Тем не менее, не все жители Шэньчжэнь согласны с тем, что распыление дезинфицирующего средства по всему городу является хорошим способом остановить вирус, который уже унес более 900 жизней и заразил десятки тысяч человек. Эксперты по общественному здравоохранению, на которые ссылается Business Insider, считают, что попытка уничтожить микроорганизмы в масштабах всего города малоэффективна, и предлагают сосредоточить усилия по дезинфекции на отделениях неотложной помощи и других больничных и карантинных зонах.

Сам производитель дронов DJI ранее закрыл свои офисы в Китае, чтобы предотвратить распространение вируса.

Запуск дронов, определяющих людей без защитных масок

В начале февраля 2020 года Китай запустил специальных дронов с громкоговорителями, которые напоминают гражданам о правилах безопасности, соблюдение которых должно сдержать вспышку коронавируса.

На платформе микроблогов Weibo показано, как дрон сканирует прохожих на предмет нарушений, например, отсутствия защитной маски. Обнаружив нарушителя, дрон вежливо, но твердо предупреждает человека, чтобы он надел маску или отправлялся домой. Кадры, опубликованные Global Times, показывают, как дрон публично отчитывает людей без масок.

Таким образом Китай пытается остановить распространение коронавируса, который заразил уже более 20 000 человек. Многие жители оценили нотку юмора, которую клипы с дронами привнесли в это беспокойное время, а также практическое применение технологий в отдаленных частях страны. Тем не менее, скептики считают такое использование дронов еще одним примером ущемления индивидуальных свобод.

Однако дроны работают не только в качестве патруля. По сообщениям китайских СМИ, они применяются во всех сферах. Производитель сельскохозяйственных беспилотников XAG уже работает над созданием парка дронов, которые могли бы распылять дезинфицирующие средства на пораженные участки: автобусные и железнодорожные станции и другие общественные места. Производитель считает, что дроны-патрульные – неплохой пиарный ход, но не настолько эффективный, как реальная дезинфекция.

Тем временем государственные СМИ People’s Daily опубликовали в Twitter фото, на которых беспилотник измеряет температуру жителей многоэтажного жилого дома в провинции Цзянси. Многие граждане опасаются заразиться при контакте с медработниками, а применение дронов должно успокоить их подозрения и обеспечить тщательный мониторинг в карантинных зонах. [3]

2018: Global Market Insights: объём рынка медицинских дронов — $40 млн

В 2018 году объём рынка медицинских беспилотных летательных аппаратов достиг $40 млн, подсчитали в аналитической компании Global Market Insights. Данные были обнародованы 2 июля 2019-го.

По прогнозам экспертов, выручка на рассматриваемом рынке будет расти более чем на 24% ежегодно в период с 2019 по 2025 гг. и достигнет $399 млн к концу этого отрезка.

Наибольшие темпы роста — на 25% — ожидаются в сегменте оборудования и услуг, используемых для транспортировки лекарственных средств. Кроме того, всё чаще беспилотники используются для оказания экстренной помощи.

Благодаря встроенным в дроны видеокамерам можно снять информативно важные изображения, которые помогают разобраться с ситуацией на месте, принять специалистам решение, которое максимально эффективно поспособствует определению дальнейших действий по спасению пострадавших. БПЛА позволяет осуществить разведку местности вблизи чрезвычайной ситуации, определить опасные локальные участки, благодаря чему будет израсходовано меньше столь драгоценного в таких ситуациях времени.

В исследовании отмечается, что отсутствие доступа к медикаментам в критических случаях является одной из основных причин смертей в слаборазвитых регионах. Медицинские беспилотники эффективно доставляют лекарства в сельские районы, распознавая на своём пути препятствия и избегая столкновения с ними. В некоторых странах дроны начали использоваться для доставки донорской крови.

В Global Market Insights уверены, что росту рынка медицинских дронов будут способствовать новые технологии, способные повысить эффективность этих устройств и частоту их использования для экстренных случаев. Производители активно инвестируют в исследования и разработки, чтобы создавать инновационные беспилотники для медицинских целей, указано в отчёте. [4]

Читайте также:  Создан прибор, позволяющий идентифицировать человека по его сердцу

Дистанционное определение частоты пульса и дыхания людей

В конце сентября 2017 года издание Phys.Org сообщило о создании и успешной апробации системы дистанционного измерения пульса и частоты дыхания людей на основе беспилотного летательного аппарата (БПЛА). [5]

Разработка принадлежит ученым Университета Южной Австралии (University of South Australia, UniSA). Летающий дрон с помощью камеры регистрирует малейшие изменения цвета кожи людей и движения головы, а сложная система обработки изображения и специализированные алгоритмы оценивают жизненные показатели.

Под руководством куратора проекта профессора Джавана Чала (Javaan Chahl) студенты университета UniSA провели серию испытаний с участием 15 здоровых человек в возрасте от 2 до 40 лет. Во время тестовых полетов, проходивших как внутри помещений, так и снаружи, беспилотники делали замеры с дистанции трех метров.

Результаты показали, что БПЛА-система позволяет определить частоту сердцебиений и дыхания с такой же точностью, как и традиционные контактные методы, с использованием ЭКГ, пульсоксиметров и дыхательных мониторов. Ученые намерены усовершенствовать систему и увеличить расстояние, с которого можно будет регистрировать жизненные показатели.

Разработчики называют технологию прорывом и видят множество вариантов ее применения. Такого рода БПЛА-системы могут быть использованы при оказании помощи пострадавшим в автомобильных авариях, природных и техногенных катастрофах, для дистанционного мониторинга за пациентами в лечебницах для пожилых людей и в неонатологических отделениях для наблюдения за новорожденными, а также в зонах боевых действий.

Еще одна перспективная сфера – безопасность. Дистанционная система определения пульса поможет выявлять потенциальных террористов в общественных местах.

Дроны доберутся до пациентов быстрее врачей

Пациентам с остановкой сердца требуется срочная помощь – врачи должны добраться до них как можно быстрее. «Скорая» в экстренном случае может ехать, пренебрегая некоторыми правилами дорожного движения, однако шведские исследователи предложили для оказания срочной помощи таким пациентам использовать дроны. С их помощью они предлагают быстро доставлять пациентам дефибрилляторы, пишут “Вести” в июне 2017 года. [7] .

Для того, чтобы доказать, что такая доставка действительно будет более быстрой, ученые даже устроили соревнования между машинами скорой помощи и дронами – во всех 18 случаях октокоптеры (восьмимоторные устройства), нагруженные дефибрилляторами добирались до гипотетического больного быстрее, чем автомобиль. Среднее время автомобиля в пути составляло 20 минут, в то время как дрон преодолевал тестовое расстояние за пять минут.

Впрочем, несмотря на то, что доставка дефибрилляторов с помощью дронов может стать отличной альтернативой выезду бригады «скорой», необходимо, чтобы люди, находящиеся рядом с пострадавшим, умели пользоваться этим прибором и не навредили бы пациенту. Прежде чем система действительно начнет использоваться в больницах, необходимо протестировать ее в реальном времени, чтобы выяснить, действительно ли прохожие готовы воспользоваться прибывшим на дроне оборудованием.

Идея использовать дроны в медицинских целях не нова – с их помощью уже осуществляют доставку лекарств и даже донорской крови в удаленные регионы, куда проблематично добраться врачу.

Разрешите взлёт: в России внесены поправки в закон о БПЛА

Среди наиболее значимых поправок можно выделить переименование БПЛА на “беспилотное воздушное судно” (БВС), а также освобождение от получения спецразрешения у авиационных регуляторов на полеты БПЛА с максимальной взлетной массой до 30 килограммов. Об этом, и других поправках мы поговорим подробнее в нашем сегодняшнем материале.

Единое наименование

Пункт 2 закона о БПЛА исключает понятие «беспилотного летательного аппарата». Вместо этого летные суда будут называться единым именем «беспилотное воздушное судно» (БВС). Само понятие, однако, в Федеральные правила использования воздушного пространства не включено, но термин в тексте документа используется. А вот в пункте 49 «полеты беспилотных летательных аппаратов», согласно новому закону, заменяются словами “полеты беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг)”. Здесь же отмечено, что пользователям квадрокоптеров больше не придется получать разрешение у органов местного самоуправления на полеты над территориями населенных пунктов БВС с максимальной взлетной массой менее 250 граммов.

Также вносится уточненная формулировка в понятие “воздушные суда”. Каждый пункт, где присутствует данный термин, дополняется словом “пилотируемые”.

Постановление Правительства РФ от 03.02.20 № 74 “О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ”

Кроме того, более четко сформулировано понятие “визуального полета беспилотного воздушного судна — полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном”.

Кому на Руси с БПЛА жить хорошо

Наиболее интересным и важным пунктом для всех любителей аэросъемки является внесение изменений в п. 52, который дополняется п. 52-1, который гласит:

“Дополнить пунктом 52-1 следующего содержания: 52-1. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:

вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом “О государственной охране”;

на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Читайте также:  Российский интернет не способен противостоять внешним угрозам

Разберем подробнее. Сразу бросается в глаза, что, согласно новому закону, БВС весом менее 30 килограммов явно получают больше прав и свобод на полеты. Так и есть, однако регистрировать воздушные суда все же придется. Единственным изменением является тот факт, что для таких дронов больше не придется составлять и согласовывать план полета для получения разрешения у контролирующих воздушные полеты органов. Никаких вообще документов на полеты не нужно, если ваш беспилотник весит менее 250 г. Правила и законы, регулирующие полет дрона, а также процедуру регистрации квадрокоптера мы описывали ранее в статье.

Во избежание проблем с законом, поправками вносятся правила осуществления полетов без специальных разрешающих полеты документов. Среди прочего, полет должен проходить в зоне прямой видимости в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или водной поверхности, вне аэродромов (аэроузлов, вертодромов), в местах проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и другое.

Информации об использовании шлемов виртуальной реальности, в том числе FPV-очков, в поправках нет, поэтому их можно использовать, не нарушая прочих пунктов действующего законодательства.

Выявить все запретные зоны, а также диспетчерские, можно на сайте fpln.ru (сервис Полетные планы) с помощью фильтров CTR/CTA. Зеленой зоной на карте обозначены диспетчерские, то есть присутствие рядом аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации. Запретные зоны на карте выделены красной заливкой (они включают в себя военные объекты). Не перепутайте с красным контуром, которым обозначены спецзоны (заводы и предприятия).

Важно, что в поправки закона о БПЛА также вносится изменение в понятие “неконтролируемого аэродрома”, то есть аэродрома, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание. Таким образом, данные зоны являются запретными для полета в радиусе 5 километров, однако отслеживать их придется самому пилоту, без взаимодействия с диспетчерской службой в случае необходимости.

Стоит отметить, что отдельными пунктами на карте обозначаются наличие аэродромов и вертодромов. Летать в данных зонах можно строго на удалении не менее 5 километров от “красной зоны”. Без активации специального фильтра эти места обозначены специальными цветными кругами, некоторые с буквой “Н” в середине круга.

В пункте “Специальные зоны” на карте отображаются прочие воздушные судна в данный момент на определенном участке. Это могут быть самолеты, вертолеты, и даже парапланы. Эти зоны являются воздушно-охраняемыми, а значит полеты квадрокоптеров там запрещены. Заранее следует узнать, если в городе планируется массовое мероприятие. Для полета над такой зоной требуется специальное разрешение на ИВП. Также на сайте Министерства спорта РФ можно изучить календарь спортивных мероприятий, чтобы случайно не оказаться живой мишенью для органов безопасности.

Не стоит забывать, что запрещены полеты над охраняемыми природными зонами и над частной собственностью. Нарушение последнего пункта влечет за собой уголовную ответственность. Изучить запретные зоны для полета можно также на сайте dji.

Среди прочего, изменения вносятся в пункт 56.1, который гласит “Применение лазеров и изделий на основе лазеров в направлении осуществляющих руление, взлет, посадку и полет пилотируемых воздушных судов запрещается, за исключением лазерных излучателей, входящих в состав оборудования, применяемого в целях обеспечения полетов пилотируемых воздушных судов”.

Напомним, что во время торжественных мероприятий с использованием салютов и фейерверков высотой более 50 метров использование дронов может осуществляться только со специальным разрешением контролирующего органа.

Личный фактор на корабле – командир!

Интересным изменением в закон о БПЛА является также исключение данного абзаца из нами рассматриваемого пункта 52-1:

Ответственность за предотвращение столкновений воздушных беспилотных судов с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота”. В обновленной редакции закона данного пункта нет.

Кроме того, согласно поправкам, пункт 109 действующего закона гласит, что теперь сообщение о плане полета БВС для разрешения на полеты (исключения представлены в п. 52-1) должны получать все пилоты вне зависимости от класса воздушного пространства. Уже не первый год с этим пунктом у многих возникает множество вопросов, в частности, о каких судах именно идет речь. Теперь это дополняется “максимальной взлетной массой” менее 30 кг, согласно п. 52-1, или менее 250 граммов (по всем пунктам, кроме 52-1). Ведь большинство зарубежных производителей не указывают в характеристиках производимых БВС данный параметр. Мы же надеемся, что в ближайшем будущем эти вопросы будут рассмотрены в Правительстве и объяснены всем пилотам.

Таким образом, с одной стороны это усложняет процесс получения разрешения, с другой же стороны, составить план полета и собрать иные нормативные документы не составляет ни для кого труда. А если ваше судно весит менее 30 кг., то заморачиваться о таких формальностях не придется вовсе.

Наконец, пункт 114, как и в предыдущей редакции, отменяет необходимость получения разрешения на ИВП в случаях, предусмотренных в 52-1. Напомним, что разрешение на ИВП не придется получать, если взлетная масса вашего беспилотника составляет менее 250 граммов, также нет необходимости получать разрешение в случаях, указанных в пункте 52-1 и согласовывать план полета, если ваш БВС весит менее 30 кг.

Читайте также:  Новая разработка позволит общаться на незнакомом иностранном языке

В заключении стоит отметить, что новые поправки сильно облегчают жизнь пилотам, однако закона никто не отменял, и нужно внимательно относится к таким мелочам, как регистрация дрона, в том числе в случае приобретения новой рамы или корпуса для вашего дрона. Но, опять-таки, полную комплектацию никто не будет проверять. Главное правильно выбрать место и не подниматься выше указанной законом нормы.

Внимательно изучите действующие поправки и смелее взлетайте!

Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:

Росавиация: 95% дронов в РФ остаются незарегистрированными. Нарушителей начнут штрафовать


Источник: Сергей Савостьянов / ТАСС

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) сообщило о том, что лишь около 5% дронов, которые сейчас находятся на руках у россиян, были официально зарегистрированы. Начиная с 27 октября факт наличия незарегистрированного коптера повлечет за собой штраф.

На данный момент Росавиация получила лишь около 3 тысяч заявок на регистрацию беспилотных воздушных судов. Почти все поступившие заявки удовлетворены, на учет поставлены 1562 дрона, отклонена 31 заявка. Основная причина отказа — несоответствие заявления установленным требованиям. В первую очередь, это «нечитаемые сведения, отсутствие фото беспилотного воздушного судна, СНИЛС, заявления о постановке на учет, даты рождения владельца устройства, подписание заявления не уполномоченным лицом».

Заявки сейчас принимаются в виде почтовых отправлений. С марта следующего года откроется специальный портал учета воздушных судов, так что заявку можно будет подавать в онлайн-режиме.

С 27 сентября этого года для всех держателей дронов вступили в силу строгие правила. Так, каждый покупатель коптера должен зарегистрировать его в Росавиации в течение 10 дней после приобретения или ввоза в Россию. Ведомство дает 30 дней на регистрацию тех коптеров, которые уже ввезены в РФ и находятся на руках у населения. Получается, что 27 октября — последний день регистрации.

По словам представителя Росавиации, даже если устройство ввезли на территорию России в разобранном виде, собрав его самостоятельно, нужно обязательно подать заявку на регистрацию воздушного судна.

По мнению игроков рынка, в настоящий момент в РФ может быть около 50 тысяч дронов, плюс еще 2 тысячи используются различными компаниями.

Важный момент — если на руках у пользователя есть беспилотное воздушное судно, которое не поставлено на учет, это нарушение которое не влечет за собой штраф. А вот полет такого судна — уже нарушение порядка использования воздушного пространства, что карается штрафом.

Более того, для того, чтобы использовать дрон, нужно подать заявку в местные органы власти с указанием маршрута и времени полета. В том случае, если заявка была одобрена, для дрона будет выделено воздушное пространство. Это означает, что на момент полета в этом пространстве будет запрещено любое другое воздушное движение.

«Скорее всего, в системе Организации воздушного движения не выдадут разрешение на полет неучтенного судна, а штрафы за несанкционированное использование воздушного пространства составляют до 50 тыс. руб. для физических лиц и до 500 тыс. руб. — для юридических», — заявил гендиректор ассоциации «Аэронет» (объединяет пользователей и разработчиков беспилотных авиационных систем) Глеб Бабинцев. По его мнению, небольшое количество поданных заявок может объясняться сложностью бумажной формы процедуры регистрации. Кроме того, многие владельцы дронов, возможно, ожидают открытия онлайн-сервиса по регистрации.

В России разработана дорожная карта для беспилотных воздушных судов, согласно которой в РФ должен появиться рынок информационных и логистических услуг, которые предоставляются флотом беспилотников, которые постоянно находятся в воздухе и на низких космических орбитах. Эксперты прогнозируют, что к 2035 году объем российского рынка беспилотников составит $35-40 млрд.

Вскоре в РФ должна заработать система мониторинга полетов дронов — власти ее одобрили осенью этого года. Согласно планам, будет разработана технологическая инфраструктура, которая даст возможность выделять воздушные коридоры, о которых говорилось выше, в автоматическом режиме, одновременно соблюдая интервалы между полетами. Кроме того, беспилотники будут связывать друг с другом без участия диспетчеров.

В ходе реализации проекта регулятор планирует создать географические зоны совместного аэронавигационного и информационного обслуживания — как беспилотной, так и пилотируемой авиации, зоны постепенно будут расширять.

В ходе первого этапа, продолжительность которого составит 3-4 года, будут разработаны технологии для предупреждения воздушных столкновений, они же позволят организовывать полеты и авторизовывать всех участников движения. На данном этапе в едином пространстве смогут находиться лишь беспилотные воздушные суда, а вот пилотируемые добавят лишь на втором этапе. В то же время, участниками движения в таких зонах считаются летательные аппараты практически любых размеров и веса — устанавливать дополнительное оборудование не планируется.

Благодаря автоматизированной системе регуляторы смогут получать актуальные данные о находящихся в воздухе судах и их состоянии. Также система в автоматическом режиме проверит наличие регистрации и лицензии у воздушного судна, которое запрашивает разрешение на полет.

«Сейчас воздушное пространство разделено на контролируемое — зона полетов пассажирских самолетов и военной авиации, где все находится под контролем диспетчеров, и неконтролируемое — частная или, например, сельскохозяйственная гражданская авиация. Небольшие беспилотники необходимо интегрировать в эту систему, минимизировав риски для остальных участников движения», — сообщил эксперт ICAO (International Civil Aviation Organization, Международная организация гражданской авиации) Андрей Яблоков.

Читайте также:  Ведутся разработки мотосимулятора для гонок в домашних условиях

В мае этого года Минтранс опубликовал свой проект изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства страны. Изменения предполагают разрешить запускать беспилотники без одобрения местных властей и прерывания движения. Правда, есть ограничения — например, предлагается разрешить свободный запуск в прямой видимости для летательных аппаратов весом до 30 кг в дневное время суток и на высоте не более 150 м. В местах проведения различных мероприятий, на аэродромах и т.п. такие аппараты запускать нельзя.

Ну и в середине прошлого месяца Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому полеты дронов над охраняемыми объектами и зонами запрещены. ФСБ, МВД и некоторые другие ведомства получат права уничтожать дроны-нарушители.

Легкие беспилотники придется ставить на учет. Штрафы выросли в 10 раз

С 27 сентября 2019 года придется ставить на учет даже легкие беспилотники — массой до 30 кг. Но кроме регистрации нужно еще получать разрешение на полеты. А за нарушения можно получить повышенный штраф. Теперь он в 10 раз больше, чем был. Если запускать беспилотник без регистрации и разрешения, можно потерять 50 тысяч рублей.

С регистрацией беспилотников есть нюансы: пока заявления не принимают, отправлять их нужно почтой, а регистрировать придется даже те аппараты, что купили давно.

Кого это касается?

Новые правила касаются всех, у кого есть беспилотник весом от 250 г. Даже если дрон не используется или квадрокоптер купили для подработки на фотосъемках свадеб, новые требования положено соблюдать. Это придется делать вообще всем: физлицам, предпринимателям и компаниям. Для них одни и те же правила, а различаются только суммы штрафов — для юрлиц, как всегда, выше.

Если вы год назад купили беспилотник и он лежит в гараже без дела — вас касается постановление правительства. Если вы только собираетесь покупать дрон — вас это тоже касается. Если вы купите его после того, как правила регистрации заработают, — требования тоже придется соблюдать. Сроки для регистрации ограничены: на это есть 10 дней после покупки.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат — это аппарат, который летает без пилота и экипажа на борту. Им управляет внешний оператор, или полет происходит в автоматическом режиме.

Беспилотными могут быть и автомобили, но новые правила регистрации касаются только тех аппаратов, что летают в воздухе. Например, квадрокоптеров — беспилотников, построенных по вертолетной схеме, с несущими винтами. При этом назначение беспилотника неважно: под действие воздушного кодекса и правил регистрации попадают и аппараты, которые владелец использует для личных нужд.

Какие беспилотники нужно ставить на учет

При регистрации беспилотников имеет значение максимальная взлетная масса. Это специальный параметр, он может не совпадать с фактическим весом аппарата. Информацию о массе нужно проверять по документам.

До 27 сентября нужно было регистрировать только тяжелые беспилотники — массой больше 30 кг. Обычно это аппараты специального назначения — например для армии. Большинства беспилотников, которые используются для съемок, государственный учет не касался.

С 27 сентября придется регистрировать даже легкие беспилотники, которые раньше не подлежали учету. Теперь государство хочет знать, кому принадлежит практически каждый взлетающий аппарат. Почти все квадрокоптеры популярного бренда DJI — Spark, Mavic, Inspire — попадут под новые правила.

Какие беспилотники теперь нужно регистрировать

МассаЧто делать
До 250 гничего
От 250 г до 30 кгставить на учет
Более 30 кгрегистрировать

Если соблюдать терминологию, беспилотники массой до 30 кг не регистрируют, а ставят на учет — новые правила с 27 сентября ввели именно для таких аппаратов. Воздушные судна массой более 30 кг не просто учитывают — их регистрируют по отдельным правилам, то есть выдают свидетельство и номер, а также заносят в реестр. Обычно массу больше 30 кг имеет военная техника или дроны, которые доставляют грузы.

Беспилотники массой более 30 кг регистрируют как и раньше. Для них ничего не изменилось.

Как отправить заявление для постановки на учет

На учет нужно ставить беспилотники массой от 250 г до 30 кг. Сделать это можно только с 27 сентября. Учетом занимается Росавиация.

Пока утвердили только правила учета. Регламента для предоставления услуги еще нет — он в проекте. К 27 сентября с этим разберутся.

Заявление для учета беспилотника нужно отправлять в Росавиацию. Есть только два способа это сделать:

  1. по почте. Адреса, куда отправлять письмо, еще нет. Его обещают опубликовать позже;
  2. через портал учета. Портал пока не работает, его запустят к 27 сентября.

По правилам заявление можно будет отправить через госуслуги, но пока такой услуги на портале нет — и неизвестно, появится ли она в ближайшее время.

Беспилотники одного типа можно указать в одном заявлении. Для аппаратов разного типа нужно заполнять отдельные бланки. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотника.

Когда нужно ставить беспилотник на учет

Беспилотник нужно поставить на учет в течение 10 рабочих дней после покупки. Эти сроки должны соблюдать те владельцы, что купят квадрокоптер с 27 сентября. Если квадрокоптер купили до 27 сентября, для его учета дают месяц с того момента, как правила вступят в силу.

В какой срок ставить на учет беспилотник

Когда приобрелиСрок для учета
Купили в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня покупки
Привезли в РФ с 27.09.201910 рабочих дней со дня ввоза
Купили или привезли до 27.09.2019до 27.10.2019
Сделали самостоятельнодо начала использования

О старых аппаратах тоже придется отчитаться. Даже если беспилотник купили год назад, заявление о постановке на учет нужно отправить до 27 октября. На самом деле условие по поводу учета и раньше было в воздушном кодексе, но не было правил — а теперь они есть.

Как подтвердить регистрацию

В ответ на заявление Росавиация пришлет уведомление о постановке на учет или отказе. Это должно произойти в течение примерно трех недель: 10 рабочих дней отводится на рассмотрение, 3 дня на отправку, плюс срок на доставку документов.

Если будет отказ, должны объяснить причины. То есть какой-то документ придет в любом случае: если вы отправили заявление, а в ответ тишина — что-то не так. Обязательно храните документы, которые подтвердят, что письмо вы отправляли.

В уведомлении будет указан учетный номер. Его нужно нанести на беспилотник прежде, чем тот начнет летать.

Как внести изменения в учетные данные

Если беспилотник продали, потеряли или переделали, об этом тоже нужно сообщить в Росавиацию. К заявлению надо приложить подтверждение, что у аппарата новый владелец или что его украли. Это может быть договор дарения, купли-продажи или справка из полиции.

Если меняется собственник или технические характеристики, учетный номер аппарата сохраняется. При смене владельца прежний и новый собственники должны подать совместное заявление. В правилах не написано, как это сделать, а в заявлении предусмотрено поле только для одной подписи. Но такое требование есть в пункте 16 правил учета, и его нужно как-то соблюдать. Тем, кто сейчас продает свой дрон на «Авито», ничего делать не нужно. А тем, кто будет оформлять сделку после 27 сентября, лучше заранее написать в Росавиацию и уточнить, как быть прежнему и новому владельцам. В случае чего отвечать за отсутствие учета будет новый собственник.

В какие сроки нужно сообщить об изменениях в Росавиацию

Что изменилосьКогда сообщать
Появился новый владелец10 рабочих дней
Беспилотник потерялся, его украли или он разрушен2 рабочих дня
Изменились характеристики2 рабочих дня

Беспилотник можно в любое время снять с учета — например если аппарат разбился или вы не планируете его больше использовать. Тогда учетный номер станет недействительным. Если вы решите потом продать аппарат, новый владелец поставит его на учет сам и вам не надо будет подавать совместное заявление.

В ответ на изменения или снятие с учета тоже пришлют уведомление.

Что еще нужно для законного использования беспилотника

Разрешение на полеты. Кроме постановки на учет владельцу аппарата нужно получать разрешение на полеты — то есть на использование воздушного пространства. Его выдают центры организации воздушного движения. Причем для беспилотников установлен именно разрешительный, а не уведомительный порядок. Владелец не говорит «я полечу вот в этом месте», а спрашивает, можно ли полететь в этом месте в это время. И ему могут сказать «нет, вам тут летать нельзя».

Разрешения на полеты беспилотников — это не новое требование. Оно было и раньше. Каждый раз нужно заранее согласовывать план полета, вовремя отправлять его в единый центр и получать разрешение: когда и где летать. Это касается и любительских съемок, и работы операторов, и антикоррупционных расследований. Есть исключения, когда разрешения не нужны, но в основном это относится к госорганам и спасательным операциям.

Высота полета не имеет значения: как сообщает Росавиация, беспилотники сталкиваются с высоковольтными линиями, приближаются к самолетам, угрожают безопасности детей на экскурсиях по заповедникам и даже мешают военным парадам — например, дрон пролетел в 12 метрах от вертолета на репетиции парада в Екатеринбурге. Формально даже для фотосъемки с высоты 30 м нужно получать разрешение на полет. Хотя беспилотники обычно летают в воздушном пространстве класса G, но разрешение все равно понадобится.

Для полетов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей. А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или зоны с особым статусом.

Сертификат на авиационные работы. Если с беспилотника ведется видеосъемка, нужно соблюдать правила авиационных работ. Потому что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта. Это положено делать даже физлицам — например операторам на свадьбах и корпоративах.

Чтобы полностью соблюсти требования для беспилотников, еще нужно назначить командира воздушного судна. А вот бортовой журнал и свидетельство внешнего пилота не понадобятся.

На практике для любительских запусков квадрокоптеров разрешения и сертификаты оформляют редко, но лучше знать, как должно быть по закону. Это раньше было сложно найти владельца квадрокоптера, если он управлял аппаратом в километре от места полета. Хотя и в таких случаях нарушителей находили. С 27 сентября будет еще проще понять, кому принадлежит дрон, — по учетному номеру. Летать без разрешения станет слишком дорого.

Штрафы за использование беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут оштрафовать. С 26 июля 2019 года штрафы для физлиц выросли в десять раз. А если при полетах без разрешения кому-то причинен тяжкий вред, могут и посадить.

Новые суммы штрафов для владельцев беспилотников

ФизлицаДолжностные лицаЮрлица
Правила полетов нарушены, но есть право на запуск беспилотника20 000—50 000 Р100 000—150 000 Р250 000—300 000 Р
Правила нарушены, и при этом нет права запускать беспилотник30 000—50 000 Р50 000—100 000 Р300 000—500 000 Р

Что еще нужно знать владельцам беспилотников

Если планируете ставить беспилотник на учет, пока нужно учитывать следующее:

  1. До 27 сентября заявления не принимают и не рассматривают.
  2. После 27 сентября нужно уточнить в Росавиации адрес для отправки заявлений.
  3. Отправлять заявление через форму для обращений граждан нельзя — такое не засчитают.
  4. По электронной почте отправлять тоже бесполезно.

Я не понимаю, а насколько реально вообще теперь будет использовать беспилотник в России?

Использовать беспилотник в России будет реально. Для этого нужно поставить его на учет, отправив по почте заявление. На учет ставят один раз, и можно оформить сразу несколько аппаратов.

Потом нужно получать разрешения на полеты — для этого придется составить план полета и согласовать его с единым центром и местными властями. Но с разрешениями нет нововведений: владельцы дронов всегда должны были это делать. Те, кто без разрешения запускал квадрокоптеры над пороховыми заводами, возле аэродромов и в зоне снижения пассажирского самолета, и раньше нарушали закон. Чаще всего это происходит из-за того, что владельцы просто не знают правил использования квадрокоптеров, хотя они установлены много лет назад. Отсутствие учета никогда не было основанием запускать дроны где захочется.

Если фотограф захочет законно использовать дрон, чтобы снять свадьбу, он заранее поставит беспилотник на учет, выберет подходящее место для съемки и за пару дней до нужной даты согласует план полета. Но это так по закону. На практике, возможно, кто-то будет злоупотреблять своими полномочиями, а кто-то в ответ предпочтет решить вопрос на месте — без разрешений и планов.

Кроме учета, регистрации и разрешений нужно соблюдать и требования к управлению летательными аппаратами. Например, всегда держать их в зоне видимости, проверять исправность, не выполнять опасные маневры, не летать над людьми и не приближаться к самолетам.

А пока Госдума обсуждает, кто и как сможет сбивать дроны, которые летают не по правилам и создают угрозу безопасности.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (БВС, БПЛА, беспилотники, дроны)

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее – ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину – владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Направление представленного плана полёта воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином – владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее – Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полёта воздушного судна (БВС), размещена наинформационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет»www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет по адресам: http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4355 и http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4354

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане – владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВДАдрес электронной почтыТелефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВДnsmzc@atcm.ru(495) 436-75-58
(495) 436-20-91 – факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВДdcpk@yug.gkovd.ru(863) 272-37-98
(863) 272-38-08 – факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВДspbzc@sz.gkovd.ru(812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru(846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 – факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВДzc@ur.gkovd.ru(343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 – факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВДnzc@zsa.ru(383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 – резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВДpvd@vs.gkovd.ru(3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 29-21 – факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВДsppi@dv.gkovd.ru(4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 – факс

Полёты над Москвой

Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

Направление представленного плана полёта воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее – Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

Организацию использования воздушного пространства и выдачу разрешения на использование воздушного пространства в Московской зоне ЕС ОрВД, в том числе в Московском узловом диспетчерском районе осуществляет Московский зональный центр ЕС ОрВД. Пользователю необходимо направить план полёта БВС в Московский зональный центр ЕС ОрВД и получить разрешение на использование воздушного пространства. Контактная информация, необходимая для направленияплана полёта, размещена на интернет-ресурсе (www.ivprf.ru или http://gkovd.ru/servisy/).

Пользователь должен подать представление на установление местного режима за трое суток до выполнения полётов. Представление подается на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение (телефон/факс ЗЦ ЕС ОрВД:+7(495)436-75-78/ +7(495)436-20-91) или по электронной почте ( nsmzc@atcm.ru), рекомендуется последующее уточнение через 15 минут по тел. ЗЦ ЕС ОрВД.

В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.

Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВДАдрес электронной почтыТелефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВДnsmzc@atcm.ru(495) 436-75-58
(495) 436-20-91 – факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВДdcpk@yug.gkovd.ru(863) 272-37-98
(863) 272-38-08 – факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВДspbzc@sz.gkovd.ru(812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru(846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 – факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВДzc@ur.gkovd.ru(343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 – факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВДnzc@zsa.ru(383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 – резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВДpvd@vs.gkovd.ru(3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 2921 – факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВДsppi@dv.gkovd.ru(4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 – факс

Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Полиция Москвы получит очки с распознаванием лиц


Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Мэрия Москвы, а именно Департамент информационных технологий планирует заказать разработку очков дополненной реальности с функцией распознавания лиц. Устройства такого типа закажут для полицейских столицы, чтобы правоохранители могли оперативно обнаруживать разыскиваемых. Алгоритмы распознавания лиц уже тестируются при помощи камер видеонаблюдения.

«ДИТ проводит тестирование применения технологии распознавания лиц с передачей информации на очки дополненной реальности», — заявили источники РБК, уточнив, что пока рано говорить о подробностях проекта, не говоря уже о его результатах.

Департамент информационных технологий мэрии Москвы регулярно проводит пилотные проекты и исследования в сфере видеоаналитики и технологий реагирования на инциденты. В рамках таких проектов тестируются технологии самых разных производителей.

В очках дополненной реальности, которые создаются для московских полицейских будут использоваться технологии от компании Ntechlab — она стала известной благодаря сервису FindFace. Сами очки — не концепт, их прототип был показан на отраслевом форуме «Технологии безопасности», который проходил с 12 по 14 февраля в Москве. Правда, аппаратная платформа не отечественная — софт по распознаванию лиц был установлен на очки, произведенные японской компанией Epson. В качестве ОС здесь используется ОС Android.

Презентация продукта будет проведена в октябре 2019 года во время выставки «Интерполитех».

Представители правоохранительных органов, начальник отдела городского видеонаблюдения ДИТ Москвы Дмитрий Головин и замначальника ГУ МВД по Москве Александр Половинка рассказали также о работе пилотного проекта по использованию технологии распознавания лиц в городской системе видеонаблюдения. Сейчас алгоритмы распознавания лиц применяются не повсеместно, а лишь для видео с 1,5 тысяч камер. Они подключены к базам данных полиции о лицах, находящихся в розыске и представляющих оперативный интерес для правоохранительных органов.

К Единому центру хранения и обработки данных (без анализа, о котором говорилось выше) подключены уже 167 тысяч камер, из них около 100 тысяч установлены на подъездах и 20 тысяч — во дворах жилых домов. Доступ к камерам имеют 16 тысяч должностных лиц, включая сотрудников правоохранительных органов и городских служб. В перспективе к системе распознавания лиц планируется подключить подавляющее число систем видеонаблюдения.

Впервые тестирование системы было проведено во время чемпионата мира по футболу от 2018 года. После введения ее в строй система помогла раскрыть сотни преступлений в год, включая убийства и другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

Полицейские Москвы сформировали оперативно-аналитический отдел, который и специализируется а работе с городской системой видеонаблюдения. Благодаря работе отдела, в частности, удалось установить личность и местонахождение похитителя картины авторства Архипа Куинджи из Третьяковской галереи.

Система видеонаблюдения Москвы включает камеры, которые установлены во дворах, на подъездах домов, в парках, школах, поликлиниках, магазинах и стройках, а также в помещениях различных зданий. «Она строится по сервисной модели: город не несет первоначальные инвестиционные затраты на закупку и установку камер и создание требуемой сетевой инфраструктуры, а оплачивает только услуги по передаче видеоизображений с требуемыми характеристиками в Единый центр хранения и обработки данных», — сообщили в ДИТ.

Россия — не первая страна, где тестируются очки с видеонаблюдением для правоохранителем. Масштабный проект по поимке преступников при помощи современных технологий тестируется и в Китае. В прошлом году полиции Китая выдали специальные очки с видеокамерами, которые подключены к системе распознавания лиц.

Гаджеты получили сотрудники транспортной полиции, работающих на весьма оживленной железнодорожной станции Восточный Чжэнчжоу. На таких станциях сотрудники за короткое время могут осмотреть большое количество проходящих мимо пассажиров. Через эту станцию ежедневно проходит от 70 тысяч до 120 тысяч пассажиров.

Всего через несколько дней после начала эксперимента полицейским удалось идентифицировать сразу семь человек, обвиняемых в преступлениях различной тяжести, включая скрытие с места ДТП и торговлю людьми. К 2020 году власти Китая планируют увеличить число уличных камер видеонаблюдения — с текущих 170 млн до 400 млн. Умные очки, скорее всего, также будут получать все больше правоохранителей этой страны.

Ссылка на основную публикацию