Появился сервис, позволяющий оплачивать покупки взглядом

Как устроена эта система и может ли она стать массовой

«Сбербанк» предоставил своим клиентам возможность покупать товары, лишь взглянув в камеру терминала. Первой технологию тестирует сеть кафе Prime. Правда, предварительно нужно зарегистрировать биометрию лица в приложении банка, банкомате или отделении, а потом привязать ее к карте Visa в одном из кафе, оснащенном системой распознавания.

Подробнее о технологии “Ъ FM” рассказала директор по маркетингу сети кафе Prime Мария Лошкова: «“Сбербанк” доработал программное обеспечение на планшетах, которые считывают биометрию человека, то есть если раньше это было секунд 7-10, теперь это происходит практически молниеносно. Мы на самом деле эту технологию год разрабатывали с Visa, со “Сбербанком”. Самый частый вопрос, который мы получаем от гостей, — насколько это безопасно.

Есть, конечно, некий страх, кто-то в принципе боится оставлять свои биометрические данные. Но на самом деле технология абсолютно безопасная.

Вероятность того, что ты оплатишь чью-то чужую покупку, исключена, поскольку инициация оплаты происходит у нас на кассе. Наш менеджер нажимает, и только тогда может пройти оплата. Конечно, есть некая настороженность. Но те, кто проходит первую регистрацию, в дальнейшем с удовольствием пользуются. Для нас это, во-первых, возможность ускорить обслуживание гостей, она точно должна привлечь молодую аудиторию, тех, кто любит все новое необычное. Уже статистика показывает по сравнению со вчерашним днем, у нас увеличилось число таких гостей, хотя, как правило, в бизнес-центрах по пятницам товарооборот ниже в силу того, что сокращенный рабочий день, поэтому однозначно платежи такие будут расти».

Почему ФСБ выступила против расширенного использования единой системы биометрических данных граждан

Насколько эффективна будет эта технология? И может ли она стать массовой? Гендиректор Консалтингово-аналитического союза Артем Генкин полагает, что на первом этапе система будет часто давать сбой, но имеет шансы со временем стать популярной в общепите или ритейле. Однако на операции с большими суммами она не распространится.

«Поначалу будет больше процент ложноотрицательных срабатываний, то есть когда система вас настоящего правильного не узнала, потому что освещенность или какие-то иные параметры при снятии этого цифрового изображения сработали не так. Эту систему просто нужно напитать большим объемом данных, чтобы она реже делала ошибки. Два момента, которые необходимо иметь в виду, еще не до конца исследовано, остается ли у человека в силу возрастных изменений эта характеристика неизменной. То есть умная техника одного и того же человека, который сегодня дал образцы своей биометрии, будет через 15 лет воспринимать, когда он постареет, похудеет, лицо покроется морщинами, изменится межцентровое расстояние между глазами и так далее, и так далее. И второй момент — нет защиты против грубой физической силы, то есть когда человек против своей воли будет глядеть в объектив. Поэтому мне кажется, что кафе — это перспективное место применения этой технологии, ритейл, какие-то сделки с верхним лимитом, и тогда в самом худшем случае потери человека будут составлять сотни или самые, самые первые тысячи рублей», — отметил Артем Генкин.

Новая система может получить широкое распространение благодаря участию в ней именно «Сбербанка», с другими кредитными организациями масштабировать ее было бы сложно, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Но, если все издержки целиком лягут на плечи бизнеса, процесс может забуксовать.

Поддержат ли российские разработчики кодекс этики искусственного интеллекта

«Себестоимость любого процесса несет определенную актуальность, потому что, наверное, за последний год мы видели не одно, не два обращения предпринимателей снизить комиссию платежных агентов. В данном случае мне кажется, что высокая себестоимость может быть некоторым препятствием. Но тут возможности “Сбербанка”, безусловно, тоже играют на потенциал “Сбербанка”, с точки зрения распространения по территории Российской Федерации представленности того же самого эквайринга в различных ресторанных предприятиях, в торговых сетях и прочее, он абсолютный лидер, и поэтому развитие вот этого продукта со “Сбербанком”, мне кажется, имеет больше шансов на успех», — уверен Вадим Прасов.

Ранее о планах внедрить биометрическую идентификацию клиентов сообщала сеть KFC. Там собирались открыть в Москве ресторан с бесконтактной оплатой, в которой заказы собирает и выдает роботизированная рука.

Читайте также:  В Японии изобрели дрон, нацеленный на борьбу с переработками

Без карты и телефона: как работает система оплаты взглядом

X5, Сбер и Visa внедряют технологию оплаты взглядом в магазинах «Перекрёсток» и «Пятёрочка». Как это работает?

Биоэквайринг наступает

Оплата взглядом и другие виды биоэквайринга получают всё более широкое распространение в мире на фоне пандемии коронавируса. Недоверие пользователей отступает перед удобством и безопасностью технологии.

Сейчас биоэквайринг наиболее распространён в Китае, где зарегистрировано более 100 млн пользователей с привязанными к биометрии банковскими аккаунтами. Основными конкурентами в продвижении технологии на китайском рынке являются Alipay и WeChat, принадлежащие гигантам электронной коммерции Alibaba Group и Tencent.

Биометрические данные (лицо, сетчатка глаза, отпечатки пальцев, капиллярный рисунок) — это уникальные физические характеристики человека.

Путём их сканирования можно установить или проверить личность человека. Биоэквайринг, или оплата покупок с помощью банковского аккаунта, привязанного к биометрическим данным — одно из прикладных направлений развития этой технологии.

Впрочем, биоэквайринг стремительно развивается и в других странах. Например, PopID, компания из Лос-Анжелеса, продвигает систему распознавания лиц для оплаты в ресторанах и для создания электронных пропусков. В Европе биометрическими технологиями оплаты наиболее активно занимаются испанские банковские структуры CaixaBank и BBVA. Они разрабатывают решения для ресторанов и кафе. Система оплаты лицом тестируется в сеульском метро, а израильский стартап Preciate внедряет свои технологии оплаты в сетях общепита и магазинах.

Сохранить лицо

Россия является одним из наиболее продвинутых платёжных рынков Европы. Около 36% покупателей используют смартфоны для бесконтактной оплаты. С июля 2018 года в РФ действует Единая система биометрической идентификации граждан. Систему используют российские банки для удалённого открытия счетов.

Крупнейшие участники рынка уже идут по пути создания собственных биометрических проектов. В феврале 2021 года X5 Retail Group и Сбер в партнёрстве с Visa анонсировали запуск инновационного сервиса оплаты товаров взглядом на кассах самообслуживания.

генеральный директор Visa в России

По нашим данным, 54% российских потребителей считают бесконтактную оплату одним из самых эффективных методов защиты от ковида во время шопинга. Биометрические платежи не только безопасны, но и удобны. Покупателям не нужно беспокоиться о том, что они не взяли с собой карту или забыли пин-код. Мы уверены, что биометрические платёжные решения будут активно развиваться и после окончания пандемии.

Разработкой сервиса занималась «Лаборатория инноваций» Х5 совместно с компанией VisionLabs, входящей в экосистему Сбера. Стартовал проект в конце марта.

Оплата взглядом занимает несколько секунд — столько же или немного быстрее, чем оплата банковской картой. Чтобы воспользоваться сервисом, в мобильном приложении «СберБанк Онлайн» нужно выбрать пункт «Оплата одним взглядом» (в разделе «Карты» или «Профиль») и указать карту, с которой будут списываться средства. На кассе самообслуживания нужно отсканировать товар, выбрать режим «Оплата одним взглядом», на пару секунд снять маску и посмотреть в камеру.

Ни банковская карта, ни смартфон не понадобятся. В сканирующем устройстве используется 3D-камера с высокой точностью распознавания и захватом глубины. Она быстро считывает черты лица и способна учитывать рост человека и изменения его внешности. Высокое качество сканирования исключает взлом и подмену данных. Тем не менее при оплате покупки стоимостью свыше 1000 рублей, система всё равно попросит ввести пин-код — так же, как и при оплате обычной картой Сбербанка.

главный исполнительный директор

X5 Retail Group

Существующие сегодня технологические возможности позволяют нам кардинально менять клиентский опыт в наших офлайн-магазинах. Наше решение уникально как с точки зрения масштаба, так и по качеству самой технологии: удобство интерфейса, скорость покупки, отсутствие дополнительных устройств, высокий уровень безопасности. Решение было успешно протестировано в рамках пилота и сегодня готово к развертыванию в торговых сетях X5.

Оплата взглядом работает на кассах самообслуживания собственной разработки Х5. Сейчас оплатить покупки помощью биометрии можно на 350 кассах, а после тестового периода к сервису может быть подключена вся сеть — более 6000 устройств в регионах присутствия Х5. Опция будет доступна также на новых кассах, которые будут устанавливаться в течение 2021 года.

начальник отдела развития экосистемы

ключевых клиентов Сбербанка

Совместный проект с X5 и Visa — яркий пример успешной интеграции классических финансовых продуктов и уникальных технологий от группы Сбера. Мы не просто создали новый продукт внутри группы Сбера, нам удалось наладить продуктивное взаимодействие с командами разработки X5 и Visa, и это отличный опыт для каждой из команд. В рекордные сроки создано решение, которое, я уверен, в ближайшее время станет стандартом для российского ритейла.

Читайте также:  В Нидерландах создан уникальный робот-насекомое

Преодолеть недоверие

Не секрет, что многие россияне пока настороженно относятся к процедуре сдачи биометрических данных. По состоянию на август 2020 года в государственной Единой биометрической системе было зарегистрировано всего около 150 000 человек. Возможно, проект, реализуемый банком, вызывает у людей больше доверия: около 1 млн клиентов уже предоставили Сбербанку свои биометрические данные.

Что касается популяризации новой технологии, в Сбере уверены, что это лишь вопрос времени. «Когда-то мы запускали NFC, многие не верили в применимость этой технологии, — рассказывает Юрий Губин, менеджер дивизиона „Эквайринг“ Сбербанка. — Следом была токенизация на мобильных устройствах, и рынок был также насторожен. И вот пришло время пойти дальше. Теперь Сбер сделал продукт „Оплата одним взглядом“, для пользования которым не требуется никаких дополнительных устройств. Первый пилот на оборудовании Сбера мы запустили в сети кафе „Прайм“. С Х5 мы интегрировали решение в состав кассы самообслуживания. Мы рады, что наши партнёры заинтересованы в популяризации удобных и прогрессивных технологических решений».

Оплата взглядом – как это работает в вендинге: кейс Hello Foody

В начале марта X5 Retail Group, Сбер и Visa запустили инновационный сервис оплаты взглядом на кассах самообслуживания на базе разработок Лаборатории инноваций Х5 и технологии VisionLabs. Внедрение аналогичной технологии анонсировано и в московском метрополитене.

Между тем “Hello Foody” запустил оплату продуктов питания в вендинговых киосках с помощью селфи на базе сервиса SelfieToPay еще в сентябре 2020 года. «Нужно лишь улыбнуться и получить выбранный продукт», – уточняет основательница гастрономической сети Hello Foody Марина Пешнева-Подольская.

Разбираемся, как это работает и в чем преимущества такого сервиса.

Сервис оплаты покупок с помощью селфи SelfieToPay запустила российская платежная система SWiP совместно с компанией VisionLabs, одним из мировых лидеров в области компьютерного зрения и машинного обучения.

Для того чтобы подключиться к сервису, необходимо скачать приложение, зарегистрироваться в нем, предоставив свои паспортные данные, создать профиль и привязать банковскую карту. Далее покупатель должен выбрать в киоске необходимый товар и для подтверждения платежа лишь посмотреть в камеру.

До недавнего времени SelfieToPay можно было воспользоваться только в розничных точках продаж с кассиром, но с сентября 2020 года он доступен и в вендинговых киосках гастрономической сети Hello Foody. Такая интеграция обладает рядом преимуществ:

· Бесконтактность. Покупатель может совершить покупку без непосредственного контакта с платежным терминалом.

· Безопасность покупки. Камера в точке продажи идентифицирует клиента, а все расчетные операции происходят в платежной системе SWiP. К тому же платформа для распознавания лиц VisionLabs LUNA оснащена технологией Liveness, которая проверяет, настоящий человек перед камерой или неживое изображение. Такая технология не позволит мошенникам использовать фотографии или видеозаписи других людей.

· Оперативность. Покупки с помощью подобного сервиса занимают меньше времени, чем через платёжные терминалы.

· Удобство. Нет необходимости брать с собой наличные, банковские карты или даже телефон для покупки в киоске.

«У VisionLabs уже большой опыт по интеграции технологий компьютерного зрения в ритейле. С нашим технологическим партнером SWiP мы уже запустили проекты по оплате лицом в сети магазинов «Магнит» и «Пятерочка», пиццериях Papa John’s, кофейнях Cofix, бургерных #ФАРШ, и сейчас реализуем проект по применению биометрии в вендинговых аппаратах. За счет текущей эпидемиологической ситуации спрос на бесконтактные решения продолжает расти», – рассказал Илья Романов, коммерческий директор VisionLabs.

В приложении сервиса также доступны следующие возможности:

· Геолокация. Удобный поиск киоска через приложение.

· Скидки, баллы, бонусы – приятные преимущества приложения.

· Универсальность. Можно пользоваться во всех точках розничных продаж, где подключен сервис SelfiToPay.

· Возможность привязать к приложению карту любого банка для оплаты товара.

Сервис включает в себя виртуальную кассу (обязательную для вендинга с 2018 года согласно требованиям Закона 54-ФЗ). Нет необходимости печатать фискальный чек – QR-код выводится сразу на экран биометрического терминала после оплаты товара.

Читайте также:  Создана технология, имитирующая естественный процесс забывания

Плюсы и минусы сервиса наглядно демонстрирует обратная связь от клиента “Hello Foody”:

«Регистрировался в приложении, на самом деле, все не так быстро – заняло около 15 минут. Возможно, из-за слабого сигнала мобильного оператора в точке моего нахождения. Система распознала мое лицо со второго раза, но не проблема, так как вторую попытку совершил тут же. Нужно достаточно близко подойти к камере для желаемого результата, но это тоже не проблема. Система интуитивна, не нужно размышлять какую кнопку нажимать. Покупка заняла какие-то считанные секунды, и я получил выбранный товар. Надеюсь, что подобные вендинговые автоматы с системой оплаты по лицу появятся по всему городу, это очень удобно, ведь не нужно иметь с собой вообще ничего – ни карты, ни наличных, ни телефона или смарт-часов! Здорово!»

Конечно, подобные сервисы – это ещё один уверенный шаг на встречу будущему, и возможность интеграции с вендинговыми киосками лишь ускоряет этот шаг на пути к технологическому прогрессу.

В начале марта X5 Retail Group, Сбер и Visa запустили инновационный сервис оплаты взглядом на кассах самообслуживания на базе разработок Лаборатории инноваций Х5 и технологии VisionLabs. Внедрение аналогичной технологии анонсировано и в московском метрополитене.

Между тем “Hello Foody” запустил оплату продуктов питания в вендинговых киосках с помощью селфи на базе сервиса SelfieToPay еще в сентябре 2020 года. «Нужно лишь улыбнуться и получить выбранный продукт», – уточняет основательница гастрономической сети Hello Foody Марина Пешнева-Подольская.

Разбираемся, как это работает и в чем преимущества такого сервиса.

Сервис оплаты покупок с помощью селфи SelfieToPay запустила российская платежная система SWiP совместно с компанией VisionLabs, одним из мировых лидеров в области компьютерного зрения и машинного обучения.

Для того чтобы подключиться к сервису, необходимо скачать приложение, зарегистрироваться в нем, предоставив свои паспортные данные, создать профиль и привязать банковскую карту. Далее покупатель должен выбрать в киоске необходимый товар и для подтверждения платежа лишь посмотреть в камеру.

До недавнего времени SelfieToPay можно было воспользоваться только в розничных точках продаж с кассиром, но с сентября 2020 года он доступен и в вендинговых киосках гастрономической сети Hello Foody. Такая интеграция обладает рядом преимуществ:

· Бесконтактность. Покупатель может совершить покупку без непосредственного контакта с платежным терминалом.

· Безопасность покупки. Камера в точке продажи идентифицирует клиента, а все расчетные операции происходят в платежной системе SWiP. К тому же платформа для распознавания лиц VisionLabs LUNA оснащена технологией Liveness, которая проверяет, настоящий человек перед камерой или неживое изображение. Такая технология не позволит мошенникам использовать фотографии или видеозаписи других людей.

· Оперативность. Покупки с помощью подобного сервиса занимают меньше времени, чем через платёжные терминалы.

· Удобство. Нет необходимости брать с собой наличные, банковские карты или даже телефон для покупки в киоске.

«У VisionLabs уже большой опыт по интеграции технологий компьютерного зрения в ритейле. С нашим технологическим партнером SWiP мы уже запустили проекты по оплате лицом в сети магазинов «Магнит» и «Пятерочка», пиццериях Papa John’s, кофейнях Cofix, бургерных #ФАРШ, и сейчас реализуем проект по применению биометрии в вендинговых аппаратах. За счет текущей эпидемиологической ситуации спрос на бесконтактные решения продолжает расти», – рассказал Илья Романов, коммерческий директор VisionLabs.

В приложении сервиса также доступны следующие возможности:

· Геолокация. Удобный поиск киоска через приложение.

· Скидки, баллы, бонусы – приятные преимущества приложения.

· Универсальность. Можно пользоваться во всех точках розничных продаж, где подключен сервис SelfiToPay.

· Возможность привязать к приложению карту любого банка для оплаты товара.

Сервис включает в себя виртуальную кассу (обязательную для вендинга с 2018 года согласно требованиям Закона 54-ФЗ). Нет необходимости печатать фискальный чек – QR-код выводится сразу на экран биометрического терминала после оплаты товара.

Плюсы и минусы сервиса наглядно демонстрирует обратная связь от клиента “Hello Foody”:

«Регистрировался в приложении, на самом деле, все не так быстро – заняло около 15 минут. Возможно, из-за слабого сигнала мобильного оператора в точке моего нахождения. Система распознала мое лицо со второго раза, но не проблема, так как вторую попытку совершил тут же. Нужно достаточно близко подойти к камере для желаемого результата, но это тоже не проблема. Система интуитивна, не нужно размышлять какую кнопку нажимать. Покупка заняла какие-то считанные секунды, и я получил выбранный товар. Надеюсь, что подобные вендинговые автоматы с системой оплаты по лицу появятся по всему городу, это очень удобно, ведь не нужно иметь с собой вообще ничего – ни карты, ни наличных, ни телефона или смарт-часов! Здорово!»

Конечно, подобные сервисы – это ещё один уверенный шаг на встречу будущему, и возможность интеграции с вендинговыми киосками лишь ускоряет этот шаг на пути к технологическому прогрессу.

Читайте также:  На Windows 10 не будет кнопки безопасного извлечения флэшки

Беспилотные электромобили Tesla: революция в модели потребления

Весь мир замер в ожидании финала ситуации с эпидемией коронавируса. Многие сферы бизнеса несут огромные убытки — HoReCa, авиакомпании, туристические агентства. А кто-то наоборот, получает профит от кризиса и адаптирует свою бизнес-модель.

Я считаю, что по-настоящему большую компанию можно построить на изменении привычной модели потребления в какой-либо сфере человеческой жизни. Примеров можно привести очень много:

Было такси на обочине — появился Uber

Был кнопочный телефон — появился iPhone

Были звонки в гостиницы — появился Booking

Были кассеты и диски — появился Apple Music

Были очереди в авиакассы — появился Aviasales

Был бумажный справочник адресов — появился 2GIS

Были отделения и чековые книжки — появился Tinkoff

Были походы за покупками в магазин — появился Amazone

В 2003 году появилась компания Tesla, которая создала свой электромобиль и превратила его в гаджет. Но, казалось бы, электромобили сами по себе никак не меняют модель потребления. Мы также нажимаем на педали и крутим руль, а вместо заправки надо заезжать на зарядку. Но, если вы читали мастер-план Илона Маска — конечная цель Tesla создать огромный парк беспилотных электромобилей. Это и будет революцией в модели потребления.

Давайте сначала поговорим об уровнях автономности. Всего их пять:

Уровень 1: Круиз-контроль: помощь водителю в очень ограниченных ситуациях (например – удержание автомобиля на заданной скорости после того, как водитель снял ногу с педали).

Уровень 2: Ограниченная помощь с рулением и торможением. Водитель должен быть готов взять управление на себя практически мгновенно. Его руки находятся на руле, взгляд направлен на дорогу. Этот уровень уже достигли Tesla и General Motors.

Уровень 3: Водитель больше не должен постоянно следить за дорогой. Но должен оставаться начеку и быть готов взять управление на себя. Такого функционала официально пока нет у имеющихся в продаже автомобилей, но Tesla близка к этому уровню. По заверениям Audi, её новый седан A8 относится к 3-у уровню автономности, но нынешние правила не позволяют активировать его.

Уровень 4: Настоящий автопилот, но с ограничениями: только поездки в известной области, которая тщательно картографирована и в целом известна системе, и при определенных условиях: например, в отсутствие снега. Такие прототипы есть у Tesla, Waymo и General Motors, и они планируют запускать их в нескольких городах и тестировать в реальной обстановке. У «Яндекса» есть тестовые зоны беспилотного такси в Сколково и Иннополисе: поездка происходит под присмотром инженера, сидящего на месте пассажира. Даже «КАМАЗ» еще в октябре 2015 года представил беспилотный грузовик на базе серийного КАМАЗа-5350. Говорят, отечественный беспилотник умеет ездить по дорогам с плохой разметкой, и даже там, где ее вообще нет.

Уровень 5: Полное автоматическое вождение, полная замена живого водителя. Таких систем пока не существует, но в горизонте 10-15 лет они станут реальностью. К слову, беспилотные технологии уже давно используются в авиатранспорте — 99% времени самолет летит на автопилоте, его включают через пару минут после взлета и отключают за пару минут до посадки.

Большинство автомобильных компаний заявили, что они, вероятно, пропустят уровни 3 и 4 и сразу перейдут на уровень 5. Все либо в ожидании рабочей и безопасной технологии, либо предпринимают попытки для создания собственной. В настоящий момент, Tesla — явный лидер в развитии беспилотных технологий, по нескольким причинам.

1. Собственный чип для беспилотных автомобилей

Читайте также:  Анонсирован новый вариант телефона Nokia 8110

Ниже на картинке материнская плата от Tesla, которая полностью изменит модель использования личного автотранспорта. Данный компьютер создан для обеспечения полной автономности автомобиля, того самого автопилота.

Главная фишка компьютера — новый чип разработки Tesla. Процессор, который получил название «полностью автономный компьютер», или FSDC (Full Self-Driving Computer), представляет собой высокопроизводительный специализированный чип, изготовленный лабораторией Samsung в Техасе по заказу Tesla. Данный компьютер предназначен исключительно для обеспечения автономного безопасного движения автомобиля, в отличие от его предшественника от Nvidia, который ранее использовался в автомобилях Tesla. Новый чип сделан по 14 Нм техпроцессу, содержит 6 млрд транзисторов и способен обрабатывать до 2300 кадров в секунду, что в 21 раз больше, чем у оборудования предыдущего поколения от Nvidia. Созданием чипа руководил Пит Бэннон, ранее отвечавший за разработку процессоров Apple.

Презентация данной технологии прошла еще в прошлом году, лично мне было очень интересно узнать как происходит процесс обучения нейронной сети беспилотного автомобиля, гигантский труд программистов.

В презентации специалисты Tesla очень подробно рассказали про саму плату и чип, прямо подарок для конкурентов. Когда один из слушателей задал вопрос по части защиты интеллектуальной собственности, Илон Маск ответил, что на разработку подобного чипа уйдет минимум три года, а уже через два года инженеры Tesla сделают этот чип в 3 раза производительнее, угнаться не реально.

В начале этого года аналитики японского издания Nikkei Business Publications подсчитали, что остальные автопроизводители смогут создать подобные технологии не раньше 2025 года. Например, после тщательного анализа компьютера, который отвечает за работу автопилота, представитель одной из крупнейших японских автомобильных марок заключил, что его компания пока не способна создать подобный чип. Неудивительно, ведь он способен производить 144 триллиона операций в секунду (TOPS).

Да, на рынке есть суперкомпьютер Drive AGX Pegasus от Nvidia для самоуправляемых автомобилей 5-го уровня, способный выполнять 320 трлн операций в секунду.

Платформа Pegasus ориентирована на применение автопроизводителями и технологическими компаниями, занимающимися разработкой самоуправляемых автомобилей.

Тем не менее, за чипом Tesla остается превосходство по энергопотреблению, что очень важно для электромобиля. По данным официальной презентации Tesla, энергопотребление всей системы FSDC не превышает 100 Вт, в то время как NVIDIA Pegasus потребляет 500 Вт.

Ну и хотелось бы напомнить, как выглядели подобные компьютеры буквально пять лет назад. Оцените уровень прогресса.

2. Оснащение автомобилей и обратная совместимость

Все автомобили Tesla, выпускаемые на данный момент, оснащены оборудованием, необходимым для полноценного самостоятельного вождения: 8 камер видеонаблюдения, 12 ультразвуковых датчиков, радар и специальный компьютер. Как работает эта система можете посмотреть на видео поездки в режиме автопилота. Вполне похоже на пятый уровень.

Новым чипом укомплектованы Model S и Model X, выпущенные после 20 марта 2019 года, а также Model 3, покинувшие конвейер после 12 апреля. Также Tesla анонсировала обратную совместимость спецчипа FSDC с парком уже выпущенных электромобилей и будет предлагать переоборудование электромобилей, оснащённых автопилотом второго поколения, выпущенных до указанного срока и с активированной опцией Full Self-Driving Package.

3. Большие данные и непрерывное обучение нейросети автопилота

Самое главное конкурентное преимущество Tesla в том, что уже один миллион их автомобилей каждый день ездят по улицам городов мира с разными правилами дорожного движения, во всех типах климата и видах погодных условий, копят BigData и собирают терабайты данных для обучения нейросети автопилота. В 1981 году основатель компании Microsoft Билл Гейтс заявил, что 640 Кб памяти с избытком хватит любому компьютеру, а в 2020-м году электромобиль Tesla Model S генерирует до 25 Гб данных за час.

В настоящее время автомобили Tesla суммарно наездили более 70 млрд км по всему миру. Ни один другой автопроизводитель не имеет таких объемов данных для исследования и анализа при разработке, тестировании и совершенствовании технологии автопилота, что позволяет компании Tesla быть недосягаемой для конкурентов в части улучшения программного обеспечения и оборудования для автономного вождения.

Насколько сейчас безопасен автопилот?

Я приведу данные, которые включают всего один показатель: количество аварий Tesla с активированной функцией “Автопилот”. Данные были сопоставлены с общими показателями аварийности в США. В средних условиях вождения, движение на автопилоте почти в 9 раз безопаснее, чем на автомобилях, которые управляются человеком. В течение третьего квартала 2019 года была зарегистрирована всего одна авария на 6 984 000 км пробега с участием автопилота. Для сравнения, средний национальный показатель для автомобилей под управлением человека — одна авария на каждые 805 000 км (на основе самых последних данных NHTSA в США). По сравнению с предыдущими отчетами о безопасности, автопилот показал значительное улучшение. Ранее частота несчастных случаев с автопилотом Tesla колебалась на уровне одной аварии на каждые 4 828 000 км пробега. Скачок до 6,98 млн км довольно значительный.

Читайте также:  Компания Ampere анонсировала очки, моментально превращающиеся в солнцезащитные

Почему технология автопилота изменит мир?

Tesla планирует запустить сервис каршеринга Robotaxi Tesla Network, который станет следствием распространения полностью автономных Tesla. С помощью приложения пользователи смогут добавить свой электромобиль в беспилотный автопарк Tesla Network, а также вызвать автономное такси. Ваша машина, доставив вас по делам не будет просто стоять на парковке, а поедет зарабатывать деньги в беспилотной режиме. По утверждению Маска, Tesla Model 3 может генерировать для своего владельца в среднем около $30,000 годового дохода при использовании в Robotaxi. Таким образом машина сможет легко покрыть ежемесячный взнос за свою покупку, и довольно быстро окупится полностью. Конечно, если вы не будете против “расшарить” свой автомобиль другим людям.

Стоимость поездки на самоуправляемой Tesla с автопилотом пятого уровня составит $0,18 за милю. Для сравнения, средняя стоимость поездки в обычных сервисах каршеринга сейчас составляет $2-3 за милю (в США). В Tesla планирут брать 25-30% комиссионных от выручки у владельцев.

Еще, в Tesla планируют увеличить «живучесть» своих автомобилей. Подсистемы привода и кузов Tesla Model 3 создавались с запасом прочности как у коммерческого грузовика, способного проезжать 1 млн миль (свыше 1,6 млн км) без каких-либо существенных поломок. Вскоре компания Tesla начнет выпускать автомобили, которые смогут проезжать свыше полутора миллиона километров с минимальными затратами на обслуживание.

Сроки запуска технологии автопилота удивляют даже меня. В Tesla планируют запустить Robotaxi Tesla Network уже в 2020 году — необходимый для полной автономности софт должен быть разработан уже в начале этого года, а ко второму кварталу 2020 года электромобили не будут требовать от водителей следить за дорогой и держать руки на руле. Я думаю, это слишком оптимистичный сценарий, особенно с учетом ситуации в мире, но вы знаете, что обещания Маска часто выполняются с большой задержкой. Помимо этого, для функционирования Robotaxi необходимы поправки в законодательство рынков сбыта компании для легализации беспилотных такси. Маск выразил уверенность, что последний пункт не доставит непреодолимых трудностей. Подозреваю, что в будущем все закончится законодательным запрещением человеку управлять автомобилем, потому что это будет небезопасно, а руль и педали исчезнут как атавизм.

И это только начало. Когда автопилот достигнет 5-го уровня автономности мы станем свидетелями смены модели потребления в огромной отрасли автомобилестроения. Мы перестанем покупать авто в личное пользование, мировой автопарк уменьшится, пробки исчезнут, автомобили будут постоянно перемещаться, а не стоять часами на обочине и стоянках пока мы работаем. Производство автомобилей сильно сократится, автопроизводители введут подписочную модель на свою продукцию. Например, так уже делает Volvo со своим сервисом Volvo Car Drive. За фиксированную ежемесячную стоимость вы получаете совершенно новый автомобиль Volvo, в стоимость включены все регулярные расходы на сервис и техническое обслуживание, страхование и покрытие неисправностей.

Проблема надежности и гарантии на весь срок службы автомобиля ляжет на плечи производителя. Перестанут применяться технологии запланированного устаревания при разработке автомобилей, и маркетологи, наконец, проиграют инженерам. Сильно изменится концепция общественного транспорта, он тоже станет беспилотным.

Скорее всего многие традиционные автоконцерны склеят ласты, как в свое время Nokia и Kodak, а на автомобильный рынок выйдут IT и Hardware компании уровня Apple и Google. Вы ведь уже видели электроавтомобиль от Sony? Вот! Не удивлюсь электроавтомобилю от Xiaomi или Bork лет через пять.

Хакеры могут удалённо управлять Tesla Model S используя систему автопилота

Исследователям безопасности удалось получить удалённый контроль над системой автопилота автомобиля Tesla Model S и управлять им при помощи игрового джойстика. Таким образом, они обратили внимание на потенциальные проблемы безопасности современных систем содействия водителю (англ. Advanced Driver Assistance Systems, ADAS), задача которых как раз и заключается в повышении безопасности того, кто за рулём.

Читайте также:  Создана модель эволюционирующего робота DyRET

Исследователи из Tencent Keen Security Lab успешно активировали систему автопилота Tesla Autopilot автомобиля Tesla, получив над ней контроль, о чём было сообщено в новой публикации, которая подробно описывает детали исследования.

Группа, ранее уже демонстрировавшая свои изыскания на конференции по безопасности Black Hat USA 2018, опубликовала видео, демонстрирующее взлом. Новый доклад описывает три способа заполучить контроль над системой автопилота автомобиля путём использования нескольких уязвимостей в электронном блоке управления (англ. — electronic control unit, ECU).

Исследователи выделяют три основных достижения при взломе системы автопилота ECU версии 18.6.1. Во-первых, используя ошибку в системе распознавания образов автоматических стеклоочистителей, они активировали дворники лобового стекла. Во-вторых, разместив интерферирующие наклейки на дороге, которые обманули систему распознавания трассы, они заставили Tesla сманеврировать на полосу встречного движения. В-третьих, смогли удалённо контролировать управление автомобилем даже в том случае, если автопилот не был активирован водителем.

«Таким образом, было доказано, что чуть-чуть изменив физическую среду, мы можем в определенной степени контролировать автомобиль без удалённого к нему подключения” — заключают исследователи в докладе». Мы надеемся, что потенциальные дефекты, раскрытые серией тестов обратят на себя внимание со стороны производителей, что позволит повысить стабильность и надёжность их самодвижущихся машин».

Риски прогресса

Безусловно, исследователи заявляют, что они уведомили компанию Tesla после успешной компрометации системы автопилота и, согласно Tencent, Tesla «незамедлительно исправила» ряд ошибок.


Исследователям из Tencent Keen Security Lab удалось скомпрометировать систему автопилота совершенной системы содействия водителю автомобиля Tesla Model S. (Источник: Tesla)

Независимо от этого, исследование демонстрирует неотступную опасность, которая заключается в потенциальном использовании хакерами открытости и интеллектуальности современных автомобилей как почвы для совершения атак; впервые эта возможность была ярко продемонстрирована в 2015 hack of a Jeep Cherokee, опубликованном в Wired.

«Среднестатистический современный автомобиль содержит сотни сенсоров и множество бортовых компьютеров, каждый из которых потенциально уязвим к физической, программной и/или логической атаке» — заявил Джерри Гамблин (Jerry Gamblin), ведущий инженер компании по разведке угроз безопасности Kenna Security, в интервью Security Ledger. «Этот факт создаёт удивительную почву для осуществления атак, предотвращать которые должны производители автомобилей, а также создаёт обширное целевое поле для потенциальных злоумышленников».

С момента взлома Jeep автомобили стали ещё более сложными. Так, в автомобильной индустрии стремительно развиваются технологии ADAS наподобие Tesla Autopilot

Эти системы должны приумножать возможности водителя и обеспечивать автомобиль умными системами безопасности, такими, как системы предупреждения столкновений, в целях увеличения безопасности. В то же время, увеличенная сложность делает такие системы потенциально деструктивными при их компрометации, что подвергает сомнению безопасность использования технологий ADAS.

Привилегии равны контролю

Исследователи из Keen Security Labs заявили, что они использовали ROOT-полномочия (полученные при удалённом подключении путём эксплуатации ряда уязвимостей — прим. перев.) при осуществлении самой устрашающей части своего взлома — перехвата контроля над системой управления Tesla «бесконтактным способом», как они сами пишут. Исследователи использовали привилегии для отправки команд управления автопилоту во время движения автомобиля.

Возможность воздействия на стеклоочистители и систему контроля трассы была достигнута за счёт улучшенного алгоритма оптимизации, использованного при создании так называемых «противоборствующих элементов», которые и были поданы на вход соответствующих систем автомобиля.

И стеклоочистители, и система распознавания дороги принимают свои решения, опираясь на данные камер, как выяснили исследователи. Таким образом, их было не очень сложно обмануть, заставив «увидеть» условия, которые на самом деле не существуют.

Исследователи добились этого путём отправки изображений в нейронную сеть стеклоочистителей и модификации дорожной разметки в случае с системой распознавания дороги. В обоих экспериментах система отреагировала на то, что она «видела» вместо настоящих дорожных условий.

Модели конкурентов также находятся под пристальным наблюдением. В то время, как всё больше и больше систем полагаются на машинное обучение, так и большее количество исследователей ищут способы воздействия на их работу, подавая на вход ложные данные.

Ответ Tesla

В своём блоге Tencent Keen опубликовали ответ Tesla на взлом, который, к удивлению, носил ярко выраженный оборонительный характер. Компания отвергла компрометацию стеклоочистителей и системы распознавания дороги в связи с тем, что они «не случатся в реальной жизни» и, таким образом, не должны быть поводом для беспокойства водителей.

Читайте также:  В Германии к борьбе с коронавирусом подключили суперкомпьютер

В своём ответе Tesla также подчеркнули, что водители, при желании, могут отключить систему автоматических стеклоочистителей. Помимо этого, они имеют возможность «перехода на ручное управления с использованием рулевого колеса или педали тормоза и должны быть постоянно готовы сделать это», особенно если есть подозрение, что система работает некорректно.

Говоря об использовании ROOT-привилегий при перехвате управления автомобилем, Tesla напомнила исследователям, что компания исправила основную уязвимость, описанную в докладе, при обновлении системы безопасности в 2017 и последовавшем обширном обновлении системы в прошлом году (уязвимость была исправлена в версии ПО 2018.24 — прим. перев.). Более того, в соответствии с ответом Tesla, оба этих обновления были доступны ещё до того, как Tencent Keen Security Lab рассказала компании о своих исследованиях, заявили в Tesla.

«За те многие года, что мы выпускаем машины на дороги, мы никогда не видели ни единого потребителя, ставшего жертвой какой-либо уязвимости, представленной в докладе» — добавляют в компании.

Оставляя в стороне протесты компании, эксперты безопасности всё ещё не уверены в том, что системы ADAS, наподобие Tesla Autopilot, не устроят хаос и не причинят разрушений в случае, если попадут под контроль злоумышленников. «Производителям стоит принять это во внимание при разработке новых систем» — заявил Джерри Гамблин.

«Необходимо сконцентрировать большую часть внимания на обеспечение безопасности систем, которые могут принести серьёзный ущерб потребителям и другим пассажирам в случае компрометации» — посоветовал эксперт. «Производители должны оптимально распределять финансы и корректно реагировать на любые затруднения, которые произрастают из атак на второстепенные системы и могут повлиять на конечного пользователя, который ни в коем случае не должен быть подвержен опасности».

Пользователи электромобилей Tesla начали тестировать обновленный режим удаленного управления «Smart Summon»

В десятой версии обновления программного обеспечения электромобилей Tesla появился режим удаленного управления Smart Summon (умный призыв), возможности которого стали намного шире и удобнее, чем были раннее в простом режиме Summon. Многие автовладельцы сразу же начали изучать возможности своих Tesla в новом режиме, управляя пустой машиной на парковке и не только, находясь рядом с ней в десятках метрах. Причем, по данным издания “Electrek”, они делают это на свой страх и риск, порой нарушая правила дорожного движения и нанося урон своему и чужому имуществу.

Электромобили Tesla уже несколько лет поддерживают функцию Summon (Enhanced Summon этот режим назывался некоторое время назад), которая позволяет их владельцам через мобильное приложение удаленно передвинуть машину на несколько метров, например, выкатить ее из гаража или переставить немного дальше на парковке.

В десятой версии обновления программного обеспечения Tesla функционал этой опции значительно усовершенствовали и сделали его умным, добавив возможности автопилота. Теперь это уже практически новый режим удаленного управления, который позволяет электромобилю самостоятельно двигаться и ориентироваться на парковке и добраться до своего водителя, преодолев несколько десятков метров и даже больше. Пользователю нужно в мобильном приложении наметить маршрут движения, показать конечную точку остановки и удерживать кнопку движения. Электромобиль со встроенным автопилотом сможет проехать по парковке до указанного места, повернуть, если необходимо и объехать препятствия.

«Это идеальная функция для использования, если у вас под рукой большая переполненная корзина с продуктами, вы с маленьким ребенком, или же на улице дождь, а Tesla стоит на парковке недалеко», — рассказывается компанией при описании функционала этого режима.
Режим Smart Summon можно использовать, только когда машина находится в прямой видимости или не очень далеко, радиус управления ограничивается доступностью Bluetooth-сигнала телефона.

Отличия режима Smart Summon от более простого режима Summon, который был в Tesla ранее:

  • расширена доступная площадь для маневров (до нескольких десятков метров в радиусе);
  • более быстрый отклик электромобиля на нажатие кнопки начала движения в мобильном приложении (Tesla практически мгновенно начинает выполнять программу своего перемещения по маршруту);
  • изменен интерфейс режима и более проработана карта в мобильном приложении Tesla;
  • автопилот в этом режиме может совершать определенные маневры при движении по маршруту и даже останавливаться перед возникшими объектами, хотя он может не обнаруживать некоторые препятствия (быстро движущихся пешеходов, велосипедистов, другие транспортные средства);
  • скорость автомобиля в этом режиме без водителя ограничена до четырех миль в час, ее изменение отображается в мобильном приложении.
Читайте также:  Компанией Land Rover создан смартфон для экстремалов

В примечаниях к выпуску обновления V10 в Tesla напомнили, что именно автовладельцы несут ответственность за свой электромобиль и любые повреждения, которые будут им нанесены при использовании этого режима управления, ведь режим «Smart Summon»:

  • разработан для того, чтобы позволить вашему автомобилю подъехать к вам (например, используя данные GPS вашего телефона в качестве конечного пункта назначения) или выбранное вами место, маневрировать вокруг и останавливаться для объектов по мере необходимости;
  • предназначен только для использования только на частных парковках и подъездах к дому;
  • не является аналогом автопилота, необходимо постоянно следить за электромобилем и что его окружает в пределах прямой видимости в этом режиме, поскольку не все препятствия могут быть обнаружены бортовыми системамы Tesla.

Однако, многие владельцы Tesla Model 3 начали пренебрегать этими предостережениями и использовать этот режим в развлекательных целях, особо не следя за ситуацией вокруг электромобиля. Пока что обошлось без серьезных аварий и травм. Но прецедент может быть быстро создан, а этот режим может быть отключен в случае негативных событий или по просьбе покупателей для их же безопасности до улучшения алгоритмов в будущем.

Ведь функционал такого «умного призыва» электромобиля на данный момент не является полноценным беспилотным режимом. А владельцы должны понять, что их Tesla в этом режиме не способны полноценно самостоятельно передвигаться из точки А в точку B по заранее заданному маршруту, а именно им нужно следить за каждым процессом движения при использовании этого режима.

Вот, например, пользователь решил проверить как Model 3 в режиме «Smart Summon» на парковке будет реагировать на проходящего мимо пешехода, обошлось без жертв:

Так же на видео выше видно, что Tesla может уехать достаточно далеко от пользователя с мобильным приложением.

Пользователь Родди Хасан (Roddie Hasan) в первый раз попытался использовать режим «Smart Summon», пытаясь удаленно управлять Tesla, находясь от нее через дорогу, и почти сразу создал аварийную ситуацию, хорошо, что водитель белого внедорожника успел затормозить:

Другой автовладелец даже не смог понять — остановилась ли его черная Tesla после того, как он отпустил кнопку в мобильном приложении и побежал к ней на парковочное место, хотя хотел ее к себе передвинуть. Причина — белая машина слева начала тоже выезжать из парковочного кармана и в нее могла врезаться Tesla в режиме «Smart Summon»:

Таким образом, пользователи столкнулись с тем, что в этом умном режиме «Smart Summon» их электромобили могут периодически некорректно выполнять заранее введенные движения по маршруту — выезжать чуть дальше или не доезжать до места остановки, блокировать проезжую часть, остановившись из-за возможной помехи, которой по факту не было.

Некоторые пользователи электромобилей считают, что в Tesla недооценили происходящий хаос на реальных парковках, но все же дали пользователям возможность удаленно передвигать машины на них. Ведь в этом режиме в только качестве вспомогательного используется ограниченный функционал технологии автономного вождения. Водителем все равно остается пользователь, хоть и находящийся недалеко, но владеющий ситуацией. И он не просто зритель, держащий кнопку в мобильном приложении и ждущий, что электромобиль решит по дороге все проблемы и приедет без повреждений.

Даже въезд или выезд из гаража в таком режиме без водителя может быть аварийным. Как это случилось у этого пользователя, когда его электромобиль просто должен был немного проехать вперед, но он проехал дальше без остановки еще несколько метров, свернул в сторону и задел ворота гаража.

Но за все вышеперечисленные случаи и те, которые будут происходить еще, несут ответственность именно владельцы электромобилей, а не Tesla. Так как именно пользователи умышленно используют этот удаленный режим управления в мобильном приложении и зачастую не могут обеспечить безопасность Tesla при движении по их заданному маршруту. Тем более, что производитель их заранее предупредил, что все повреждения электромобилей, полученные в ходе использования «Smart Summon», не являются гарантийными.

Читайте также:  Японцами создан автомобиль с двумя органами управления

Реакция дорожной полиции также интересна на машины в этом режиме.

Уже появилось видео, как офицер полиции пытался остановить на частной парковке Tesla Model 3 режиме «Smart Summon», после общения с владельцем электромашины, ситуация была разрешена.

Автомобили Tesla научились ездить по парковкам без водителя

Кажется, автомобили Tesla сейчас безо всяких преувеличений можно назвать самым комфортабельным видом транспорта в мире. В салоне этих электромобилей буквально можно жить — мы еще ни разу не слышали новостей о неудобстве установленных сидений, а значит сидя на них можно спокойно есть попкорн и смотреть сериалы. В конце сентября производитель решил порадовать владельцев автомобилей Tesla релизом одного из самых крупных обновлений программного обеспечения. Десятая версия получила поддержку новых сервисов для просмотра видео, официальную поддержку портированных с консолей игр и функцию Smart Summon, которая позволяет вызывать автомобиль с парковочного места прямо к порогу торгового центра или другого здания.

Автомобиль Tesla Model 3

Компания Tesla постоянно занимается усовершенствованием своих автомобилей. Иногда нововведения не заметны обычным пользователям и скрываются где-то под капотом электромобиля. Например, в начале сентября компания рассказала о новом типе аккумуляторов, которые изнашиваются в два раза медленнее, чем нынешние варианты. Это очень классное нововведение, которое сэкономит автомобилистам нервы и деньги, но ее пользу можно оценить только с течением времени. Но вот некоторые обновления сразу же бросаются в глаза — внутри автомобилей Tesla установлены огромные дисплеи, так почему бы их не использовать для просмотра фильмов во время ожидания ребенка из садика?

Фильмы и игры в автомобилях Tesla

Компания отлично понимает, что огромные дисплеи можно и нужно использовать не только для просмотра карт, но и в развлекательных целях. Именно поэтому в десятой версии программного обеспечения появилось множество мультимедийных возможностей. Например, компания расширила список приложений средствами для просмотра сериалов и передач через сервисы Netflix и Hulu. Разумеется, список игр тоже обновился — помимо старых игр из классической приставки Atari компания добавила поддержку современного платформера Cuphead, о которой однажды упоминал Илон Маск.

Также компания разрешила автомобилистам петь караоке и дала функции весьма забавное название «Car-aoke». Однако, петь любимые песни на ходу словно в передаче Carpool Karaoke с Джеймсом Корденом вряд ли получится, потому что развлекательные функции доступны только когда автомобиль стоит на парковке.

Посмотреть обзор всех нововведений можно на видео ниже.

Дистанционное управление автомобилем Tesla

Кстати говоря о парковке — все вышеописанные функции меркнут на фоне режима Smart Summon, позволяющему вызвать автомобиль с парковочного места прямо к порогу торгового центра. Если верить описанию в официальном блоге Tesla, люди, которые смогли протестировать функцию до ее релиза, были в полном восторге от нововведения. Один из владельцев Tesla в твиттере показал, как он вызвал автомобиль к себе во время сильного дождя и ему и детям не пришлось идти к нему с тяжелыми сумками и мокнуть под ливнем.

Данная функция доступна только владельцам автомобилей Tesla с функцией автопилота, стоимость которой равна 8000 долларов. При этом не совсем ясно, каким образом автомобиль находит расположение своего владельца. В блоге указано, что для работы функции необходимо, чтобы автомобиль находился в поле зрения владельца, но ведь чаще всего на парковке увидеть свой автомобиль практически невозможно — его нужно искать. Скорее всего, речь идет о непосредственной близости электромобиля, а если владелец находится слишком далеко, функция Smart Summon в мобильном приложении будет попросту недоступна.

Посмотрели видео? Впечатлило ли оно вас? Своим мнением можно поделиться в нашем Telegram-чате.

В конце хочется упомянуть, что помимо вышеописанных функций компания добавила поиск ресторанов и достопримечательностей, находящихся рядом с автомобилем. Не обошлось и без обновлений безопасности — отныне видео, записанные во время работы «режима часового», хранятся в отдельной папке USB-накопителя. При нехватке памяти старые записи удаляются.

Ссылка на основную публикацию