Смартфоны бренда Palm снова появятся в продаже

Мобильные телефоны Palm отзывы

Мобильный телефон Palm PVG100 отзывы

Надёжный, отличные разговорный динамики, хорошо лежит в руке, отличная батарея, экран достойный для кнопочного.

Нет возможности поставить картинку на звонок, при входящем звонке большие цифры номера а имя звонящего мелким шрифтом.

Отличный телефон для работы.

Мобильный телефон Palm Pre отзывы

Очень нравится С данным телефоном в жизни появилась небольшая радость-развлечение – называю её Зоей. Это встроенное приложение Zoe от HTC, позволяющее делать мини-видеоролики по 30 сек, накладывать стили и любую музыку. Раньше был минус, что можно было выбирать, чем открыть ссылку или какой-то файл, удалить его не смог.
Поиск в интернете, смотришь фильмы он начинает сильно греться, заряд тратится быстро.
Несмотря на Почему 16гб версия дороде чем 3 Разница и не только в пзу. Отличный смартфон для тех кто ищет “все в одном” то телефон для вас Мощное железо, экран вполне годный, остальным рекомендую пялиться в свои. Батареи мне в городском/рабочем режиме хватает на два дня, меня лично еще напрягает этот датчик приближения и света. . Не всегда срабатывает. Совершенно неубиваемый телефон.

Мобильный телефон Palm Treo 750 отзывы

Не рекомендую Если нужен Hi-End Windows Mobile КПК укомплектованный под завязку и соотношение м 18:9 – 30-40 fps, pubg mobile на минимальных и 18:9 – 20-30 в перчатке нажимаются.
В руке лежит удобно.
На солнце при макс яркости не предусмотрено. НачинкаВ смартфоне процессор Spreadtrum SC7710G с двумя ядрами и частотой 1 ГГц, графика Mali-300 и 512 МБ оперативной памяти, и 1ГБ внутренней. Хорошо что можно было уже на карте памяти.
Камера не фокусируется. Фронтальная камера простенькая, для скайпа, но фотки в помещении получаются слабые. Внутренней камеры достаточно, чтобы сделать снимки среднего качества, но с вытекающими отсюда последствиями.

Мобильный телефон Palm Treo 680 отзывы

Для любителей За свои деньги это неплохой смартфон, во т мне и предложили Вертекс. Дочь была в полной эйфории. Удобный, красивый, достаточно шустрый. Сейчас, когда он начал немного барахлить, задумываюсь о новом мобильника, хочу покупать другой. Я отдал за него 10 тыс. И взять подобный телефон, но более чем 8 своей, слот на 120 + в подарок 115 облако. С таким большим экраном 4,7 и поиграть в игрушки, то средние 2-ух ядерный процессор тянет хорошо, при этом х8 Держит при активном использовании на день не хватает, и это без игр. Не знаю как быть – хотел поддержать российского производителя, так как опыт общения с чиновниками.

Мобильный телефон Palm Treo 500 отзывы

Не знаю, Купил из за батарея что заявлено 3000мАч, и это точно но заряд тает на глазах. В о вторых глюки с датчиком приближения – работает идеально. Навигация тоже по тянула:), GPS в квартире возле окна. Причем интересно, что если начинаешь разговор на улице и заходишь в помещение, то фонарик я смогу включить только перезагрузкой аппарата. Понесла сдавать в сервис центр который только в первый год службы, потом он теряет сеть и как то так, что потом не может быть дешевым. Всем удачи. С НАСТУПАЮЩИМ.
. .

Мобильные телефоны – производители

  • 3Q
  • 4Good
  • AGM
  • AIEK
  • AMOI
  • ARK
  • ASSISTANT
  • ASTRO
  • ASUS
  • Acer
  • Alcatel
  • AllCall
  • AllView
  • Amazon
  • AnexTEK
  • AnyDATA
  • Anycool
  • Apple
  • Archos
  • Ark
  • Asus
  • BB-mobile
  • BBK
  • BLU
  • BQ
  • BQ Mobile
  • BQ mobile
  • BRAVIS
  • BenQ
  • BenQ-Siemens
  • Benefon
  • Black Fox
  • Black Shark
  • BlackBerry
  • Blackview
  • Bliss
  • Blu
  • Bluboo
  • CAT
  • CATerpillar
  • CUBOT
  • Caterpillar
  • Changjiang
  • Conquest
  • DELL
  • DEXP
  • DNS
  • DOOGEE
  • Dex
  • Digma
  • Discovery
  • Doogee
  • ECOO
  • EVOLVEO
  • Elari
  • Elephone
  • Energizer
  • Energy Sistem
  • Ergo
  • Ericsson
  • Essential
  • Eten
  • Etuline
  • Explay
  • F+
  • FLYCAT
  • FREETEL
  • FiGi
  • FinePower
  • Fly
  • Fujitsu
  • Fujitsu-Siemens
  • GIGABYTE
  • GOCLEVER
  • GSmart
  • Garmin-Asus
  • General Mobile
  • Geotel
  • Gigaset
  • Ginza
  • Ginzzu
  • Gionee
  • Globex
  • GlobusGPS
  • Google
  • Gooweel
  • Gresso
  • Gretel
  • HIPER
  • HOMTOM
  • HONPhone
  • HP
  • HTC
  • Haier
  • Handyuhr
  • Highscreen
  • Hisense
  • HongKang
  • Honor
  • Huawei
  • Hyundai
  • INOI
  • INTEX
  • IQM
  • IconBit
  • Impression
  • InFocus
  • Infinix
  • Innos
  • Innostream
  • Inoi
  • Irbis
  • Itel
  • JESY
  • JOA Telecom
  • JOY’S
  • Jiayu
  • Jinga
  • Jivi
  • Jolla
  • Joy’s
  • Joys
  • Just5
  • KENEKSI
  • KENXINDA
  • KINGZONE
  • KREZ
  • Karbonn
  • KingSing
  • Kodak
  • Kruger&Matz
  • Kyocera
  • LEXAND
  • LG
  • Land Rover
  • LeEco
  • LeEco (LeTV)
  • LeTV
  • Leagoo
  • Lenovo
  • Lexand
  • MAXVI
  • MIJUE
  • MTC
  • MYSAGA
  • Magic
  • Marshall
  • Maxon
  • Maxvi
  • Meizu
  • Micromax
  • Microsoft
  • Mitac
  • Mito
  • Mitsubishi Electric
  • Mlais
  • Mobiado
  • Motorola
  • MyPhone
  • NEC
  • NO.1
  • NOA
  • Neffos
  • NeoNode
  • Ninefive
  • Nobby
  • Nokia
  • Nomi
  • Nomu
  • Nubia
  • O2
  • OINOM
  • OLMIO
  • ONEXT
  • ONYX
  • OPPO
  • ORRO
  • ORSiO
  • OUKITEL
  • OnePlus
  • Oukitel
  • Outfone
  • Oysters
  • Palm
  • Panasonic
  • Pantech-Curitel
  • Perfeo
  • Phicomm
  • Philips
  • Pixelphone
  • Porsche
  • Prestigio
  • Qtek
  • Qumo
  • RITZVIVA
  • RangerFone
  • Razer
  • Realme
  • Ritmix
  • Rivotek
  • Rolsen
  • Ross&Moor
  • Rover PC
  • RugGear
  • Runbo
  • S-TELL
  • SENSEIT
  • SHTURMANN
  • Sagem
  • Samsung
  • Seals
  • Seekwood
  • Senseit
  • Sharp
  • Siemens
  • Sigma
  • Sigma mobile
  • Siswoo
  • Sitronics
  • Skylink
  • Smartisan
  • Smarty
  • Snopow
  • Sonim
  • Sony
  • Sony Ericsson
  • Sonyericsson
  • Stark
  • Starway
  • Strike
  • Sunwind
  • TCL
  • TECNO
  • TELEFUNKEN
  • TP-LINK
  • Tag Heuer
  • Tecno
  • Tele2
  • Tesla
  • Texet
  • ThL
  • Tonino Lamborghini
  • Torex
  • Toshiba
  • Treelogic
  • Turbo
  • TurboPad
  • TwinMOS
  • Typhoon
  • UMI
  • UMIDIGI
  • Ubiquam
  • Uhans
  • UleFone
  • Ulefone
  • Ulysse Nardin
  • VEON
  • VERTEX
  • VK Corporation
  • Venso
  • Vernee
  • Vertex
  • Vertu
  • Viewsonic
  • Viking
  • Vivo
  • Vkworld
  • Voxtel
  • Vsmart
  • Wexler
  • Wigor
  • Wiko
  • Wileyfox
  • Xiaomi
  • YEZZ
  • ZIFRO
  • ZOIJA
  • ZTE
  • ZUK
  • Zoji
  • Zopo
  • effire
  • i-Mate
  • iMAN
  • iNew
  • iOcean
  • iRu
  • iTravel
  • teXet
  • vernee
  • xDevice
  • Билайн
  • МТС
  • МегаФон
  • Яндекс
Читайте также:  Кроссовки Adidas будут производиться роботами

Самый маленький смартфон! PALM PHONE

Palm — от этого слова у многих “ олдов” появился привкус “виндовс мобайл” и накатила слеза. Некогда великий производитель пропал из виду в 2009 году.И последним смартфоном компании стал PALM Pre работающий на операционной системе PALM OS.

После чего компания была куплена HP (которые пытались запилить модель Pre 2 уже на HP webOS 2.0), а позже перешла к TCL. (TCL в Европе мы знаем под брендом Alcatel).

И вот, спустя несколько лет мы видим результат. Уже забытый всеми PALM — выкатывают смартфон для рынка США. PALM PHONE. Микроскопическое устройство, призванное не заменить, а дополнить Ваш основной смартфон.

Не нарушая традицию публикую, как видео обзор, так и текстовую версию с фото ниже!

В нем применена технология Esim, что позволяет привязать один номер к нескольким устройствам. Тем самым не нужно настраивать переадресацию.

Многие из тех ,кто видел его лично у меня или на «Авито» ,где они у меня выставлены, задавали один и тот же вопрос. Нахрен он нужен?

И тут у меня есть ответ. Долгое время я юзал второй телефон. И им была Nokia. Он компактный, удобный и все такое. Но он толще раза в три в сложенном состоянии, и это просто телефон.

А сюда можно запихать все нужные социалки, да и вообще не ограничивать себя. Даже играть можно, если уж совсем крышей поехал.

Именно для дублирования основного смарта, как я уже сказал он и создан был изначально.

Но тут подключились МТС, запилив договорчик на продажу блох в Рашке. Как итог в России он потерял уникальность, так как e-sim у нас еще не развито так ,как это должно быть. А потому и вопрос. Вот нахрен покупать амебу за 30 тысяч?

Ага, Вы не ослышались. Он стоит 30000 рублей в МТС. Ну точнее уже 25, но вот никак не легче от этого. Да, цена конкретно так отсеивает половину из тех трех желающих этот смартфон.

Но все-же то-то да купит. И вот что он получит за эти деньги:

Процессор: Snapdragon 435, который хоть и нельзя назвать сверх производительным, но зачем этому микробу большее? А для повседневных задач его хватает с головой. К тому-же он не жрет аккумулятор, который тут скромный. Всего 800мАч, что не удивляет ,смотря на размеры и толщину смартфона.

Память смартфона составляет: 3гб ОЗУ и 32гб ПЗУ.

Дисплей при диагонали 3.3 дюйма, имеет разрешение 1280х720 с плотностью 445 пикселей на дюйм, благодаря чему картинка в смарте идеальная. Соотношение сторон 2х1 с модными закругленными углами. Матрица выполнена по технологии IPS.

Смартфон поддерживает все актуальные стандарты связи. 3G, 4G.

GPS,Glonass, Wifi, Bluetooth все это есть и углубляться в них не будем

Лоток сим-карты одноместный, так что любителям DUAL-SIM смартфонов будет не очень удобно.

Зато есть пыле-влагозащита по сертификации IP68.

Вытащить лоток стандартным способом не выйдет, по крайней мере в версии для США, так как механизм, который при нажатии скрепкой выталкивает крышку тут попросту запаян. Поэтому для открытия лотка потребуется загнуть обычную булавку и тянуть лоток на себя. Но если просверлить эту заглушку, то механизм будет работать Правда влагозащита отпадет!)

Корпус выполнен из алюминиевого основания и стекол Gorning Gorilla Glass 3, как на экране, так и на задней крышке.

Механическая кнопка только одна. Включения блокировки, громкостью управлять можно только опустив шторку.

Датчика отпечатка пальца нет. Для разблокировки смартфона можно использовать лишь разблокировку по лицу, которая работает за счет камеры. Ночью придется вводить пароль!

Тоже самое и с разъемом наушников. Но то что тут попросту нет места для него — я охотно верю.

Держать этот смартфон в руках забавно и при этом приятно. И именно из за размера удивляешь по сути вполне обычным для бюджетного «полноразмерного» смартфона, характеристикам. Попросту не ожидаешь от него чего-то адекватного. И искренне удивляешься каждому пункту описания. Качество материалов и сборки на очень хорошем уровне. Никаких претензий тут не будет.

Читайте также:  В Лозанне создали съедобного робота

Вопрос в том, как им пользоваться, ведь он такой маленький. Спичкой его что ли жмякать, как это делали с panasonic из нулевых?

Но нет. Под PALM Phone разработали собственный лаунчер, который неожиданно удобен в использовании. Он имеет огромный по отношению к телефону значки. Общего меню нет. Все значки на дисплее и выстроены вертикально. При желании можно изменять порядок и расположение, убирая лишние вниз, дабы они не отображались.

Но при большом желании можно поставить любой другой лаунчер, как и в любом другом смартфоне.

КАРТИНКИ ЗАКОНЧИЛИСЬ. ЗА что, ПИКАБУ.

Подэкранная кнопка лишь одна, но выполняет тройной функционал.

Короткое нажатие: назад

Длинное: недавние приложения

Она имеет белую подсветку, так что не промахнуться.

Можно использовать и стандартные наэкранные кнопки, но они мелковаты и мне тема с кнопкой «хоум» понравилась.

Помимо регулировки громкости в шторке есть ярлык режима «Live mod», который отключает все уведомления при выключенном дисплее. Это сделано как раз для тех, кто использовал смартфон, как дополнительный с прописанной E-sim, дабы уведомления не раздражали, приходя на два смартфона сразу, когда микроб не нужен.

Управляется все это Android 8.1.

Отсутствие кнопок громкости создает неудобство при создании скриншота. По этому для его создания придется Зажать кнопку питания и нажать соответствующую иконку.

Но давайте попробуем им пользоваться как обычным смартфоном. Если листать вк и даже смотреть видео в YouTube не вызывает неудобств, то для набора текста придется немного привыкнуть. Нет это не сложно, стоит лишь немного приноровиться

Вернемся к функциям телефона. При разговоре собеседника слышно отлично, как собственно и собеседнику Вас. Со звуком звонка и мультимедиа я в который раз был крайне удивлен. Динамик здесь только один. Он используется как для разговора, так и для звонка. И он выдает неожиданно громкий и достаточно глубокий звук. Не хуже чем среднестатистический смартфон и даже лучше многих из тех, что я использовал ранее. А речь о «полноразмерных» смартфонах, где без труда можно разместить динамик с подобием фазоинвертора.

Но вот чего я не ожидал, так это адекватных камер. Тыловая камера 12мп снимает очень даже приятно, собственно как и фронталка на 8мп. Подсознательно я ожидал увидеть средне дерьмовенькие камеры. Но он в очередной раз порадовал!

Каков вердикт по смартфону?

Не думаю, что возвращение PALM на рынок с ультра компактом стало взрывом. Нет не побежали все старички за ностальгически притягательным смартфоном. Но свою нишу, очень узкую, маленькую такую нишу он занял.

Удобный? Неожиданно, но да!

Производительный? для его позиционирования — более чем!

Качественный — без сомнений!

Доступный? Нет-нет и нет!

Далеко не каждый готов отдать за очень компактный смартфон 25К. Даже отбитые любители компактов смотря на него — говорят, что это уж слишком.

Были и те ,кто говорил , что железо в смарте тянет на 5000 и не больше, но я считаю такое сравнение в корне неверным. Вы ведь не ждете от микролитражки, например Smart-а двигатель V8 с 500л.с? Нет! Вы получаете объем 0.8 литра и 40-60л.с Все понимают, что это авто для других целей и его стоимость складывается не из мощности двигателя. Надеюсь аналогия ясна.

Поезд на водороде. Почему этот газ еще не стал заменой «грязного» топлива?

Вот уже которое десятилетие водород называют топливом будущего и считают его наиболее привлекательным с точки зрения экологии. Водород можно добывать из воды путем электролиза, а его сжигание в двигателях транспорта сопровождается выбросами водяного пара, а не вредного парникового углекислого газа, который негативно сказывается на изменении климата. Почему этот вид топлива при всей его экологичности еще не стал доминирующим на планете? В каких сферах уже используют водород? И может ли он быть «зеленым» на все 100%? Объясняем на конкретных примерах.

«Чистый водород в настоящее время получает беспрецедентный импульс в политическом и деловом планах, а количество направлений и проектов во всем мире быстро растет. Настало время для расширения технологий и снижения затрат, чтобы водород получил широкое распространение», — говорится в отчете Международного энергетического агентства, посвященном будущему водородной энергетики. Этот отчет готовили летом прошлого года по запросу японского правительства. Там ему прочат великое будущее в энергетическом переходе к экологически чистой экономике. Вот только отмечают при этом, что необходимо активно внедрять водород в секторах, в которых он практически полностью отсутствует, в том числе в транспортном.

Читайте также:  Мобильный телефон как способ оценить степень радиационного заражения

Водородные поезда в Германии

С 2018 года в немецкой федеральной земле Нижняя Саксония по железным дорогам между городами бегут-качаются голубые вагончики. Это подвижные составы Coradia iLint — прорывные экспериментальные поезда на водородном топливе. На крыше такого поезда установлены цистерна с водородом и топливный элемент, в котором происходит соединение кислорода с водородом и вырабатывается электроэнергия. Побочный продукт — конденсированная вода и пар. Никаких вредных выхлопов, как от дизельных поездов, никакой зависимости от электрификации участка железной дороги.

Впервые Coradia iLint продемонстрировали на отраслевой выставке InnoTrans 2016 в Берлине. Его разрабатывали специально для неэлектрофицированных линий железной дороги как альтернативу дизельным поездам. Он экологичнее и тише. Два состава Coradia iLint с тех пор так и катаются по Нижней Саксонии, не выезжая за ее пределы. Этой весной составы испытывали в Нидерландах, а к концу ноября они побегут и по австрийской Вене. Опять же пока в тестовом режиме.

Coradia iLint развивает скорость до 140 км/ч. В Нижней Саксонии они уже накатали более 180 тыс. километров, испытания признаны успешными, и в 2022 году количество составов увеличат до 14 штук, построят водородную заправочную станцию. Еще 27 поездов поступят в распоряжение Rhein-Main-Verkehrsverbund — транспортной ассоциации земли Гессен в той же Германии. Там тоже построят водородную заправку.

Отсутствие заправочной инфраструктуры для водородных поездов два года назад называли одной из преград на пути их массового внедрения. Ситуация медленно, но меняется. Площадки выбраны, строительство началось. Вскоре в Германии «зеленые» поезда смогут избавиться от необходимости пользоваться мобильными заправщиками, что повысит оперативность и позволит расширять парк подобной техники. Остается вопрос с тем, насколько все-таки «зеленое» водородное топливо.

«Грязный» водород

Чтобы получить водород, воду надо расщепить на водород и кислород. Чтобы это сделать, требуется затратить энергию. А чтобы ее затратить, необходимо сперва ее добыть. И тут возникает дилемма. Чтобы водородное топливо без каких-либо оговорок можно было назвать экологичным, на его добычу надо затрачивать такую же экологичную энергию. Ведь если сжигать уголь для того, чтобы получить «зеленое» топливо, то в глазах общественности такое достижение уже не будет столь прорывным.

С 1975 года производство водорода для промышленных потребителей выросло в 3 раза. Почти весь этот водород вырабатывается из ископаемого топлива. На его производство идет 6% потребляемого природного газа в мире и еще 2% мирового угля. Таким образом, производство водорода приводит к выбросам углекислого газа в размерах, сравнимых с выбросами Великобритании и Индонезии вместе взятых. Статистика не из приятных.

Промышленности водород нужен не в качестве источника энергии, а как составляющая при производстве аммиака и очиститель сырой нефти от серы. Химическую и нефтяную промышленность мало интересует, каким образом был произведен водород, поступающий на завод. А вот адептов экологичной энергетики это волновать должно. Именно поэтому мощности по производству водорода для топливных ячеек транспорта планируют обеспечивать с помощью расположенных рядом ветроэнергетических установок.

Традиционная промышленность извлекает водород по большей части из ископаемого топлива и биомассы. Основной источник на сегодня — это природный газ. На его долю приходится три четверти годового глобального производства водорода (70 млн тонн). Небольшая часть производится за счет угля, нефти и электричества.

Однако интерес к производству водорода через электролиз воды растет за счет снижения затрат на возобновляемую электроэнергию. Правда, процесс это небыстрый, природный газ и уголь до сих пор остаются наиболее экономичными источниками для создания водорода. К 2030 году стоимость производства водорода из возобновляемых источников энергии может упасть на 30%. Это способно повысить привлекательность водородного топлива.

Пока же на электролитический водород приходится около 0,1% мирового производства. Оно и понятно: сейчас нет достаточного количества экологичных источников электричества, которые можно было бы направить на производство таких объемов водорода. Представьте: если бы весь промышленный водород вырабатывали с помощью электричества, то на эти цели было бы потрачено около 3600 ТВт·ч — это больше общегодового производства электроэнергии в Европейском союзе.

Заправил и поехал

Тем не менее в водороде видят возможность. Он может стать одним из вариантов для аккумулирования и хранения энергии из возобновляемых источников на протяжении дней, недель и месяцев. В таких богатых на солнце и ветер регионах, как Австралия и Чилийские Анды, водород может аккумулировать излишки энергии, которые будут доставлять в более обделенные регионы.

И тут встает другая проблема — хранения и транспортировки этого топлива до потребителей — пускай даже не промышленным, а самым обычным. Если мы говорим об экологичном топливе, то чаще всего сворачиваем на дорожку личного транспорта.

Читайте также:  Представлен внешний аккумулятор от Canyon с повышенной энергоемкостью

10 июня прошлого года в городке Сандвик под Осло произошел взрыв. Рванула водородная заправочная станция Uno-X. К счастью, никто не погиб. Пострадали лишь два человека в автомобиле неподалеку: в их машине от ударной волны сработали подушки безопасности, и от этого люди и получили травмы.

На этой станции заправлялись электромобили на топливных элементах — преимущественно владельцы марок Toyota и Hyundai. Их не так много. Toyota в Норвегии в прошлом году продала 7 таких авто, Hyundai — 21. И станций было не много — 2. Их все потом прикрыли на время расследования, продажу автомобилей на топливных элементах приостановили. В одном из резервуаров на АЗС была утечка водорода. Он легко воспламеняется и хорошо горит. Проект не умер, в этом году станции продали более успешной компании, которая попробует из пионера водородных заправок сделать гиганта.

Несмотря на это, водородные станции продолжают открываться по всему миру. Несколько десятков работает в Калифорнии, почти по две сотни — в Европе и Азии. Водород для них производят в подавляющем большинстве случаев паровой конверсией метана. Это самый дешевый способ его добычи, который связан с выбросами углекислого газа.

А доставляют водород на АЗС с помощью грузовиков, которые чаще всего работают на традиционном автомобильном топливе, что также не делает водород для личных автомобилей на 100% экологичным.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Водородный поезд Siemens и Deutsche Bahn: ставка на электролиз и зеленый H2

Уже в трех регионах Германии будет железнодорожный транспорт на водороде. Цель – замена дизельных локомотивов на неэлектрифицированных участках. У Alstom ФРГ заказала 41 поезд.

Создать работающий на водороде экологичный региональный поезд, обеспечить ему инфраструктуру – производство зеленого H2 путем электролиза и мобильную заправку – и в течение 2024 года испытывать всю эту технику в реальных условиях. Такова суть совместного проекта технологического холдинга Siemens и государственного железнодорожного концерна Deutsche Bahn, о котором эти две немецкие компании объявили 23 ноября, подчеркнув, что вступают тем самым в водородную эру. (Вступают, надо сказать, существенно позднее конкурентов, но об этом – чуть ниже).

Непосредственная задача проекта – отработать механизм замены дизельных локомотивов, используемых в Германии на неэлектрифицированных железнодорожных участках и выбрасывающих в атмосферу значительные объемы CO2, на водородные поезда, выделяющие всего лишь водяной пар. Так что конечная цель – выполнение требований Парижского соглашения по климату.

Siemens Mireo Plus H – водородный вариант поезда нового поколения

“Этот проект является для нас большим шагом в направлении защиты окружающей среды и зеленой мобильности – мобильности завтрашнего дня”, – отметил в беседе с DW Эльмар Цайлер (Elmar Zeiler), возглавляющий в компании Siemens Mobility подразделение пригородных и региональных поездов.

В ФРГ именно в этом сегменте рынка пассажирских железнодорожных перевозок и собираются внедрять H2-технологии. “В Германии водородные поезда будут использоваться в региональном сообщении, поскольку маршруты поездов дальнего следования полностью электрифицированы, – подчеркнул Эльмар Цайлер. – В других странах это не всегда так, поэтому там такие поезда можно будет эксплуатировать и на дальних дистанциях. У нашего Mireo Plus H дальность пробега составит 600 километров”.

Электропоезда нового поколения Siemens Mireo приняли первых пассажиров в июне 2020 года

Водородный поезд Siemens будет создан на платформе Mireo. Это – новое поколение электропоездов концерна, первые экземпляры были сданы в эксплуатацию летом 2020 года, они идут на смену модели Desiro, хорошо известной в России под названием “Ласточка”.

“Mireo – новейший поезд, всецело нацеленный на энергоэффективность и низкую стоимость жизненного цикла”, – указал собеседник DW. Он заверил, что водородный вариант, который получит приставку Plus H, будет отличаться высоким КПД и сможет развивать скорость до 160 км/ч, а новая, инновационная технология обеспечит заправку всего за 15 минут – примерно столько же требуется и дизельному тепловозу.

Производство зеленого водорода с помощью зеленого электричества

Обеспечивать заправку, а также производство водорода, причем исключительно зеленого, получаемого без выделения CO2, в проекте будет Deutsche Bahn (DB). Это может показаться несколько неожиданным для железнодорожной компании, однако профессор Сабина Йешке (Sabina Jeschke), отвечающая в ее правлении за цифровизацию и технику, подчеркнула в заявлении для прессы: “Этим проектом мы в очередной раз доказываем, что Deutsche Bahn занимается не только мобильностью, но является и технологическим концерном”.

Читайте также:  Установлен временный запрет на выпуск новой криптовалюты Дурова

Подразделение концерна DB Energie будет использовать электроэнергию из возобновляемых источников, чтобы методом электролиза производить H2 из обычной воды. Хранить сжатый в компрессоре и охлажденный водород будут в газовозе (единственный неэкологичный элемент в этой цепочке), который собираются использовать не только для заправки поезда, но и для возможных других проектов.

Все это будет происходить в университетском городе Тюбингене в федеральной земле Баден-Вюртемберг на юго-западе ФРГ. Отсюда экспериментальному поезду Mireo Plus H предстоит обслуживать региональный маршрут в Хорб и Пфорцхайм, проходящий по весьма холмистой, а потому плохо электрифицированной местности. Всего запланирован пробег примерно в 120 000 километров.

Alstom получил в ФРГ 41 заказ на поезд Coradia iLint

Так что в 2024 году Баден-Вюртемберг станет уже третьей федеральной землей Германии, в которой пассажиры будут ездить на водородных поездах. Но при этом будет существенно отставать от двух других регионов – точно так же, как Siemens в данной рыночной нише будет серьезно отставать от своего французского конкурента Alstom. Ведь тот еще два года назад начал эксперимент, к которому немецкий холдинг собирается готовиться ближайшие три года.

Первый в мире водородный поезд Coradia iLint фирмы Alstom в Нижней Саксонии

Первый в мире поезд на водородных топливных элементах Coradia iLint производства Alstom начал регулярно возить пассажиров между городами Бремерфёрде, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде в федеральной земле Нижняя Саксония на северо-западе ФРГ еще в сентябре 2018 года. Точнее говоря, там было даже два предсерийных поезда, развивавших скорость в 140 км/ч, заправлявшихся за 15 минут и проехавших за полтора года в общей сложности свыше 180 000 километров.

После этого региональная железнодорожная компания заказала сразу 14 теперь уже серийных водородных поездов, которые Alstom будет выпускать на своем заводе в немецком Зальцгиттере и начнет поставлять с 2022 года. Тем не мене Нижняя Саксония не сможет претендовать на мировое лидерство в деле внедрения рельсового транспорта с H2-технологиями.

Ее обошла федеральная земля Гессен, где региональная компания общественного транспорта RMV под впечатлением удачного эксперимента на севере ФРГ не стала тратить время на пилотные проекты и сразу заказала Alstom 27 водородных поездов, которые планируется сдать в эксплуатацию к концу 2022 года.

Водородные заправки в химическом индустриальном парке Hoechst

Им предстоит заменить дизельные локомотивы, обслуживающие в настоящее время, в частности, региональные маршруты из Франкфурта-на-Майне в города горного массива Таунус. Заправляться эти поезда будут на территории индустриального парка Hoechst – одного из центров химической промышленности Германии, где водород получают в ходе различных индустриальных процессов. Поэтому здесь еще в 2006 году начала работать водородная заправка для легковых автомобилей.

Церемония начала строительства заправки для водородных поездов в индустриальном парке Höchst

А 26 октября 2020 года здесь торжественно дали старт строительству заправочной станции для будущих водородных поездов, которая должна вступить в строй в декабре 2022 года. “Я чрезвычайно рад, что мы укладываемся в бюджет и временной план, предусмотренные для этого гигантского проекта”, – заявил Кнут Рингат (Knut Ringat), генеральный директор компании RMV, которая вложила в покупку водородных поездов и создание инфраструктуры для них 500 миллионов евро.

Вполне возможно, что со временем и в других регионах ФРГ захотят перейти на Alstom Coradia iLint, а в перспективе и на Siemens Mireo Plus H, ведь примерно 39% железнодорожных путей в Германии остаются неэлектрифицированными – это около 13 000 километров. Пока же французская компания тестирует продукцию своего немецкого завода в Австрии – трехмесячные пробные пассажирские перевозки завершаться как раз в конце ноября. После этого следующим покупателем водородных поездов может оказаться австрийская государственная железнодорожная компания ÖBB.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Электростанция из аккумуляторов

Как хранить в промышленных масштабах излишки электроэнергии, выработанной ветрогенераторами и солнечными панелями? Соединить как можно больше аккумуляторов! В Германии эту технологию с 2014 года отрабатывают в институте общества Фраунгофера в Магдебурге (фото). По соседству, в Шверине, тогда же заработала крупнейшая в Европе коммерческая аккумуляторная электростанция фирмы WEMAG мощностью 10 МВт.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Большие батареи на маленьком острове

Крупнейшие аккумуляторные электростанции действуют в США и странах Азии. А на карибском острове Синт-Эстатиус (Нидерландские Антилы) с помощью этой технологии резко снизили завоз топлива для дизельных электрогенераторов. Днем местных жителей, их около 4 тысяч, электричеством с 2016 года снабжает солнечная электростанция, а вечером и ночью – ее аккумуляторы, установленные фирмой из ФРГ.

Читайте также:  Будет создан электромобиль с расширенным дисплеем

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Главное – хорошие насосы

Гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС) – старейшая и хорошо отработанная технология хранения электроэнергии. Когда она в избытке, электронасосы перекачивают воду из нижнего водоема в верхний. Когда она нужна, вода сбрасывается вниз и приводит в действие гидрогенератор. Однако далеко не везде можно найти подходящий водоем и нужный перепад высот. В Хердеке в Рурской области условия подходящие.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Место хранения – норвежские фьорды

Оптимальные природные условия для ГАЭС – в норвежских фьордах. Поэтому по такому кабелю с 2020 года подводная высоковольтная линия электропередачи NordLink длиной в 623 километра и мощностью в 1400 МВт будет перебрасывать излишки электроэнергии из ветропарков Северной Германии, где совершенно плоский рельеф, на скалистое побережье Норвегии. И там они будут храниться до востребования.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Электроэнергия превращается в газ

Избытки электроэнергии можно хранить в виде газа. Методом электролиза из обычной воды выделяется водород, который с помощью СО2 превращается в метан. Его закачивают в газохранилища или на месте используют для заправки автомобилей. Идея технологии Power-to-Gas родилась в 2008 году в ФРГ, сейчас здесь около 30 опытно-промышленных установок. На снимке – пилотный проект в Рапперсвиле (Швейцария).

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Водород в сжиженном виде

Идея Power-to-Gas дала толчок разработкам в разных направлениях. Зачем, к примеру, превращать в метан полученный благодаря электролизу водород? Он и сам по себе отличное топливо! Но как транспортировать этот быстро воспламеняющийся газ? Ученые университета Эрлангена-Нюрнберга и фирма Hydrogenious Technologies разработали технологию его безопасной перевозки в цистернах с органической жидкостью.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

В чем тут соль?

Соль тут в тех круглых резервуарах, которые установлены посреди солнечной электростанции на краю Сахары близ города Уарзазат в Марокко. Хранящаяся в них расплавленная соль выступает в роли аккумуляторной системы. Днем ее нагревают, а ночью используют накопленное тепло для производства водяного пара, подаваемого в турбину для производства электричества.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Каверна в роли подземной батарейки

На северо-западе Германии много каверн – пещер в соляных пластах. Одну из них энергетическая компания EWE и ученые университета Йены превратили в полигон для испытания технологии хранения электроэнергии в соляном растворе, обогащенном особыми полимерами, которые значительно повышают эффективность химических процессов. По сути дела, речь идет о попытке создать гигантскую подземную батарейку.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Крупнейший “кипятильник” Европы

Человечество давно уже использует тепло для производства электроэнергии. Возобновляемая энергетика поставила задачу, наоборот, превращать электричество, в том числе и избыточное, в тепло (Power-to-Heat). Строительство в Берлине крупнейшего “кипятильника” Европы мощностью 120 МВт для отопления 30 тысяч домашних хозяйств компания Vattenfall намерена завершить к концу 2019 года.

Технологии хранения энергии из возобновляемых источников

Накопители энергии на четырех колесах

Когда по дорогам мира будут бегать миллионы электромобилей с мощными аккумуляторными батареями, они превратятся в еще один крупный накопитель энергии из возобновляемых источников. Этому поспособствуют умные сети энергоснабжения (Smart grid): они будут стимулировать подзарядку по низким ценам в моменты избытка электричества. (На фото – заправка для электромобилей в Китае).

Водородный поезд: реальность и перспективы

Три года тому назад в Германии впервые начал совершать свои тестовые рейсы по 100 километровому маршруту между городами Куксхафен и Букстехуде первый в мире водородный поезд Coradia iLint . Как уже явствует из его определения, источником энергии, необходимой для движения этого поезда, служит водород.

Да, именно водород многие специалисты в мире считают одним из наиболее перспективных альтернативных источников энергии. Но с его получением не все так просто. И эта тема будет более подробно рассмотрена нами чуть ниже – в одной из следующих глав.

А пока давайте вернемся к нашему водородному поезду.

Содержание
Описание и принцип работы поезда
Аргументы и мотивации в пользу поезда на водороде
Проблемы с получением «чистого» водорода
Реальность и перспективы
В заключении

Описание и принцип работы поезда

Водородный поезд конструктивно заметно отличается от поездов другого типа (см. рис. 1).

Ниже вкратце перечислен ряд компонентов, наличие которых характерно для устройства поезда, работающего на водороде:

  • Водородный топливный бак;
  • Топливный элемент, с помощью которого происходит преобразование энергии водорода в электрическую энергию;
  • Конвертеры DC/DC. Это преобразователи постоянного тока. С их помощью можно изменять постоянное напряжение;
  • Инверторы. Эти устройства служат для того, чтобы преобразовывать постоянный ток в переменный с изменением величины напряжения;
  • Тяговый электродвигатель;
  • Аккумуляторная батарея.
Читайте также:  Будет создана бытовая техника, способная зарабатывать на майнинге

Принцип работы водородного поезда заключается в следующем.

На специально оборудованной для этой цели заправочной станции поезд заправляется водородом. Емкости для водорода обычно располагаются на крыше состава. Затем газ поступает в водородные топливные элементы, где в результате реакции с кислородом, взятом из атмосферы, вырабатывается электрический ток.

Полученная таким образом электроэнергия, пройдя через специальные преобразователи (конвертеры DC/DC и инверторы), питает тяговые электродвигатели, которые приводят водородный поезд в движение.

Для того, чтобы лучше оптимизировать расход электричества, в этом поезде установлена система рекуперации. Вырабатываемая во время торможения поезда электроэнергия накапливается в аккумуляторных батареях. Сюда же поступают и излишки энергии, вырабатываемой топливными элементами. В нужный момент накопленное таким образом электричество тоже начинает питать тяговые электродвигатели, тем самым снижая количество водорода, необходимого для движения поезда.

Аргументы и мотивации в пользу поезда на водороде

Главным аргументом в пользу применения водородных поездов является их экологическая чистота и, соответственно, безопасность для окружающей среды. Ведь хорошо известно, что обычные дизельные поезда при своей работе выделяют в атмосферу огромное количество вредных веществ. В том числе и парниковые газы, отрицательно воздействующие на тепловой баланс планеты.

Водородный поезд же содержит в своем «выхлопе» только конденсированную воду в виде пара, которая никоим образом не влияет на окружающую среду.

Еще одной мотивацией в пользу использования водородного топлива в поездах является тот факт, что запасов углеводородного сырья (нефти), из которого получают дизельное топливо, в недрах земли с каждым годом становится все меньше. И недалек тот день, когда эти запасы совсем иссякнут.

А водород – правда, пока еще условно – можно считать возобновляемым видом топлива. Но только в том случае, если его будут получать с помощью электролиза из обыкновенной воды. Ведь известно, что запасы ее на Земле неисчерпаемы! Да и побочным продуктом после получения электроэнергии в водородном топливном элементе опять же будет вода. Получается своеобразный ее круговорот.

Но, как я уже упоминал в самом начале, с получением водорода все не так просто. И об этом чуть более подробно я расскажу в следующей главе.

Проблемы с получением «чистого» водорода

На сегодняшний день водород можно получать из разных видов сырья, применяя при этом различные технологии.

Основными способами получения водорода являются:

  • Риформинг (конверсия) природного газа (метана, попутного нефтяного газа);
  • Риформинг нефти и жидких нефтепродуктов;
  • Газификация угля;
  • Электролиз воды.

То есть, водород можно получать из природного газа (метана), нефти, угля и воды. Исходя из современных концепций борьбы за сохранение чистоты окружающей среды, первые три способа не являются экологически чистыми. В процессе получения водорода из этих видов сырья, выделяется большое количество углекислого газа, который неблагоприятно влияет на экологию, вызывая нежелательный парниковый эффект. Поэтому водород, полученный таким способом, некоторый экологи называют «нечистым».

«Чистый» же водород можно получить только четвертым способом, упомянутым выше – с помощью электролиза воды. Но и здесь есть некоторые нюансы.

Для того, чтобы разложить воду на составляющие – водород и кислород, необходимо воздействовать на нее электрическим током. А если источниками этого электричества будут электростанции, работающие на газе, нефти (нефтепродуктах) или угле, то и получаемый с его помощью водород будет «нечистым».

Абсолютно «чистым» водород будет считаться только в том случае, если он будет получен с помощью возобновляемых источников энергии. То есть, с помощью электричества, полученного от солнечных батарей, ветровых и приливных электростанций (см. рис. 2).

Реальность и перспективы

Вернемся к основной теме нашей статьи. Какова ситуация с поездами на водороде сегодня и что ждет их в будущем?

Дальше всех в этом вопросе продвинулась Германия. Как уже упоминалось вначале, с 2018 здесь начал выполнять свои тестовые рейсы водородный поезд Coradia iLint. Поезд способен развить скорость до 140 км/ч. Полной заправки хватает на преодоление около 1000 км. Заправка поезда водородом занимает примерно 15 минут. Поезд был произведен французской компанией «Альстом».

В настоящее время эта компания приступила к коммерческой реализации крупного заказа для Германии. Всего должно быть изготовлено более 40 таких поездов.

Национальная железнодорожная компания Франции SNCF тоже совсем недавно заявила о том, что заказала у «Альстом» 12 поездов на водороде. Эти поезда начнут курсировать по своим маршрутам в 2023 году.

В этом же направлении ведутся работы еще в нескольких странах мира. Кроме французской «Альстом», производством водородных поездов уже занимаются или намерены заниматься такие крупнейшие машиностроительные корпорации, как немецкая «Siemens», испанская «Talgo», китайская «CRRC», корейская «Hyundai Rotem», швейцарская «Stadler» и др.

Читайте также:  В Белоруссии прошли испытания первого электромобиля

Не осталась в стороне от решения этой актуальной на сегодняшний день темы и Россия.

Не так давно ОАО «РЖД», группа «Трансмашхолдинг» и «Росатом» пришли к соглашению о том, что в России в ближайшей перспективе должен начаться выпуск поездов, работающих на водородном топливе.

Как сообщили в «РЖД», пилотным полигоном для обкатки и дальнейшей эксплуатации таких поездов станет железнодорожная инфраструктура острова Сахалин.

В заключении

Думаю, что я максимально доступно рассказал о том, что представляет собой водородный поезд.

А вот вопрос о том, смогут ли такие поезда полностью заменить в перспективе обычные дизельные, остается открытым.

Если человечество найдет недорогие способы получения в большом количестве «чистого» водорода, то в недалеком будущем поезда на водороде получат самое широкое распространение в мире.

«Мы перестанем дышать выхлопами»: в Германии запустили первый водородный поезд

Первый поезд, работающий на водородном топливе, запустили в Германии. Он может развивать скорость до 140 километров в час и двигаться без дозаправки порядка тысячи километров. К 2022 году такие составы могут появиться и в других европейских странах. «360» расскажет, что известно о новых экологичных поездах.

Французская компания Alstom запустила поезд Coradia iLint в Германии, который работает на водородном топливе. Впервые пассажиры прокатились на нем в понедельник, 17 сентября. «Первый в мире водородный поезд входит в коммерческое обслуживание и готов к серийному производству», — сказал на церемонии открытия генеральный директор Alstom Анри Пупар-Лафарж.

Перспективный транспорт

Разработку представили еще в 2016-м, на выставке InnoTrans в Берлине. Спустя два года поезда начали курсировать по трассе протяженностью 100 километров на севере Германии. Состав проходит по маршруту, который соединяет города Бремерферде, Куксхафен, Бремерхафен и Букстехуде. Торжественная церемония, на которой присутствовал министр экономики и транспорта Нижней Саксонии Бернд Альтусманн, состоялась в Бремерферде, где находится заправочная станция.

Источник фото: Pixabay

Менеджер проекта Штефан Шранк сказал, что поезд поможет сохранить экологию, несмотря на то, что стоит дороже дизельного аналога. Он также отметил, что в ближайшее время на водородный транспорт может перейти весь мир. К слову, транспортное министерство Нижней Саксонии планирует в ближайшее время заменить все дизельные поезда. На эти цели государство выделило 81,3 миллиона евро.

Приложение для парковки и заправка электрокара: в Химках тестируют новые технологии

Новые поезда могут появиться в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах, Канаде, Италии и Финляндии. Запуск первых водородных составов во Франции состоится не ранее 2022 года.

Главный специалист ООО «ИнЭнерджи» Станислав Грудилин рассказал «360», что такие поезда актуальны лишь там, где есть водородная инфраструктура. Если же в местности водород не производят, то все сооружения на этом топливе малореализуемы. «Без инфраструктуры его [поезд] нет смысла покупать. То есть если нет водорода дешевого или никто не понимает, как можно его использовать, то смысла, по большому счету, нет, он эффективности никакой не покажет», — сказал эксперт.

Водород перспективен там, где есть протяженность маршрута транспортного средства больше 100 километров. Там выгоднее закачивать в баллоны водород и тратить его, нежели чем тратить заряд аккумулятора, например. Это будет эффективнее. Все, что едет свыше 100 километров за один рейс, например, грузовик, фура, поезд, корабль, — там водород, в принципе, оправдан

Безопасное топливо

Поезда синего цвета вмещают в себя 300 пассажиров. На крыше состава расположены цистерна с водородным топливом и топливный элемент. В результате соединения водорода и кислорода топливные элементы поезда производят электричество, образуя при этом лишь воду и пар.

Источник фото: Pixabay

Двигатели внутреннего сгорания, которые также работают на водородных элементах, считаются надежными и высокоэкологичными. Избыточная же энергия накапливается в литий-ионных батареях, установленных в поезде. От них же питаются все бортовые системы и электромоторы.

Ученые из Красноярска изобрели топливо из водорослей с илом

«Наш поезд способен развивать скорость до 140 километров в час, и при этом он является экологически безопасным, так как процесс получения электрической энергии из водородного топлива происходит без вредных выбросов в атмосферу. Еще одно преимущество водородного поезда — его практически полная бесшумность», — сообщили официальные представители Alstom.

На одной заправке состав может преодолеть около тысячи километров. Это расстояние равно тому, что на данный момент преодолевают современные дизельные поезда. Единственные минус, по мнению компании, — стоимость содержания и самого состава, и водородных заправок. Цена на данную услугу может выйти в несколько раз дороже, чем содержание обычных поездов.

Представители компании заверяют, что поезд не выбрасывает вредные вещества в атмосферу. Грудилин также отметил, что если «примут курс» на снабжение водородом всех потребителей, то это позволит в два раза повысить эффективность утилизации углеводородного топлива — и будет некоторый положительный эффект для экологии. «По крайней мере, мы перестанем дышать выхлопными газами», — отметил собеседник.

Читайте также:  В США была запущена первая в мире сеть 5G

С точки зрения экологии это целесообразно. С точки зрения снижения использования полезных ископаемых, если у вас эффективность использования повышается в два раза, то, соответственно, мы этих углеводородов будем просто употреблять в два раза меньше. Если мы употребляем этих углеводородов меньше, то выбросов углекислого газа будет меньше, любых других отходов также будет меньше. Это должно в два раза улучшить общую ситуацию на планете

Собеседник также считает, что водородные поезда безопасны. В случае аварии водород улетучится в атмосферу за считаные миллисекунды. Взрыв же из-за столкновения может произойти лишь в закрытом пространстве, где вещество смешается с воздухом. «На открытом воздухе он [водород] не взрывоопасен», — подытожил собеседник «360».

Водородный электропоезд: «зеленая» инновация с большими перспективами

Одной из первых водородных «ласточек» в России может стать проект по организации пассажирского железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации. Правда, пока речь идет только о пригородных поездах, курсирующих на острове Сахалин.

Четырехсторонний подход

Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по данному проекту правительство Сахалинской области, ОАО «РЖД», ГК «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали еще в сентябре 2019 года на экономическом форуме во Владивостоке. В октябре прошлого года он вошел в план мероприятий «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года», предусматривающий обеспечение создания опытного образца железнодорожного транспорта на водороде не позднее 2024 года. Основные этапы проекта: формирование финансовой модели, разработка ТЭО, принятие решения о реализации, строительство поездов и их эксплуатация.

Схема взаимоотношений участников проекта будет выглядеть следующим образом. «Росатом» полностью берет на себя производство и экипировку поездов водородным топливом. При этом на сегодня рассматриваются несколько вариантов по производству водорода, включая парогазовую конверсию метана и электролиз.

Один из ведущих производителей подвижного состава в РФ «Трансмашхолдинг» обеспечивает производство, поставку, ремонт и сервис поездов.

Участие РЖД заключается в обеспечении доступа к инфраструктуре, консультировании партнеров по созданию поезда и инфраструктуры и дальнейшей эксплуатации поездов.

Правительству Сахалинской области предстоит сформировать центр компетенций по водородной энергетике. На базе вузов, которые находятся на острове, будет обеспечено обучение специалистов и подготовка кадров для эксплуатации подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Сейчас стороны рассматривают финансовую модель и технико-экономическое обоснование проекта, который, к слову, пока имеет отрицательный результат. Это связано как с высокой стоимостью топлива, так и с высокой стоимостью самих пригородных поездов.

«Пригородное движение является убыточным. Кроме того, есть свои особенности по Сахалину и по производству водорода. Несмотря на то что на острове есть целый ряд проектов, остаются вопросы по источникам газа и по электроэнергии для обеспечения электролиза воды. Данный механизм является затратным, цена на водород выходит от 800 до 1000 рублей за килограмм», — отметил заместитель директора научного центра «Тяга поездов» АО «ВНИИЖТ» Андрей Заручейский на конференции «Инвестэнерго-2021».


Водородный электропоезд минимум в два раза дороже и по капитальным, и по эксплуатационным затратам.

Плюсы перевешивают минусы

По мнению эксперта, вся эта водородная история, которая разворачивается на наших глазах, обусловлена не только климатической повесткой, но и геополитикой.

«Мы будем вынуждены участвовать в этой игре. И в ней для нас есть плюс: переход к водороду и его применение в топливных элементах позволит сформировать совершенно другой технологический уклад. Дело в том, что такие топливные элементы не имеют ни клапанов, ни коленчатых валов. Это, по сути, химический источник энергии, у которого на входе есть водород и воздух, а на выходе — электричество, — комментирует Андрей Заручейский. — Преимущество данной технологии в том, что мы уходим от обслуживания силовых установок и существенно упрощаем эксплуатацию составов.

Однако здесь есть и оборотная сторона: в текущий момент топливный элемент имеет достаточно высокую стоимость. К тому же у водорода как топлива есть важная особенность — у него в четыре раза более высокая теплотворная способность, нежели у дизельного топлива. Но когда мы выжимаем давление в 350 атмосфер, получаем всего 2 килограмма этого водорода. По природному газу цифры будут другие. С этой проблемой столкнулся весь мир».

Применение топливных элементов означает переход к использованию гибридной схемы тягового привода. При этом если посмотреть характеристики топливных элементов, то, согласно проведенным расчетам, минимальная мощность такого элемента должна составлять 130 кВт, но должен быть определенный запас 150–160 кВт. Участники проекта готовы произвести подобный продукт. Не стоит забывать и о накопителе энергии, его эффективная емкость может составить от 20 до 22 кВт*ч.

Читайте также:  Игроманы сошлись в поединке с искусственным интеллектом

Что касается пользы для экологии, то она действительно будет. Как отметил Андрей Заручейский, годовой расход дизельного топлива современным рельсовым автобусом (РА-З) составляет 893,4 тонны, а выбросы в окружающую среду достигают 67 тонн. Годовой расход водорода В-поездом составит 223,4 тонны, в то время как выбросы в окружающую среду будут равны нулю.

Масштабирование возможно

Проект на Сахалине станет пилотным. Первый состав должен появиться уже к 2024 году. Затем с 2025 по 2030 год появятся еще семь составов, к которым впоследствии добавятся еще 13.

«Правительство Сахалинской области стремится превратить свой регион в туристическую Мекку, поэтому данный проект также реализуется в рамках концепции по созданию туристической зоны, — поясняет Андрей Заручейский. — Те же немцы, когда к ним приезжают наши коллеги, говорят, что после запуска первого поезда на водородных элементах в 2018 году у них значительно увеличилось количество пассажиров. Многие захотели испытать новый вид транспорта. В Москве была похожая ситуация с появлением электробусов.

Запуск поездов на водороде тоже, безусловно, вызовет интерес. Также мы изучаем возможность внедрения таких поездов в других регионах. По нашему мнению, они могут применяться на Дальнем Востоке — в Приморском крае, Амурской области. А также в Калининградской области, Крыму и на Черноморском побережье. Однако речь идет именно о пригородном движении. Когда мы перейдем к магистральным локомотивам, там будут уже совершенно другие объемы водорода. Это отразится на требованиях к инфраструктуре его производства, экипировки и транспортировки».

По поручению Президента

Как рассказал в конце февраля в интервью телеканалу «Россия-24» заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, в ближайшие годы в России появятся не только локомотивы, но и другие транспортные средства, работающие на водороде.

«Мы сегодня очень активно вместе с нашим государством, научным центром ФГУП НАМИ и машиностроителями работаем над созданием техники на водороде. Уверены, что выполним поручение Президента РФ и к 2023 году выпустим образцы общественного транспорта. У нас появятся трактора, комбайны и к 2024 году локомотивы, работающие на водороде», — подчеркнул он.

Напомним, что Президент РФ Владимир Путин упомянул о необходимости «сделать следующий шаг» в развитии зеленого транспорта и создать к 2023 году городской автобус на водородном топливе в ходе рабочей встречи с председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным 30 декабря 2020 года.

«Также нужно делать на водороде локомотивы. С учетом требований к сохранению природы, к городскому транспорту, особенно в крупных городах, где используется много городского транспорта на дизельном топливе, загрязняющем окружающую среду, транспорт на газомоторном, а тем более на водородном топливе будет востребован в высшей степени», — убежден глава государства.

МНЕНИЕ

Юрий Мельников, старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО:

«Электропоезд на основе топливных элементов с водородом — инновационная технология. Она имеет большие перспективы для повышения экологичности железнодорожного транспорта — сокращение почти до нуля как выбросов СО2, так и токсичных веществ в атмосферу.

В странах и регионах, в которых сокращение этих выбросов является приоритетом в регулировании и дает дополнительный экономический эффект (например, за счет сокращения экологических платежей), реализация подобных проектов облегчается. Дизельные тепловозы и даже электровозы, работающие от электросети, имеют сравнительно худшие экологические характеристики.

В то же время водородные электропоезда начали развиваться совсем недавно, поэтому соответствующие технологии пока существенно дороже альтернатив. По данным, которые приводил «Трансмашхолдинг» в конце прошлого года, водородный электропоезд минимум в два раза дороже и по капитальным, и по эксплуатационным затратам.

Успех пилотного проекта на Сахалине будет зависеть от того, как быстро его участникам удастся сократить этот разрыв и обеспечить субсидированием разницу между альтернативами. Еще один важный вопрос — создание водородной заправочной инфраструктуры. Ее стоимость, очевидно, в стоимость водородного электропоезда не включается, но является необходимым элементом проекта в целом.

В европейской практике подобные пилоты реализуются при серьезной поддержке со стороны бюджетов Евросоюза, государства и региона и направлены на достижение экологических целей. От того, в какой степени удастся применить эту модель на Сахалине — регионе климатического эксперимента, — зависят перспективы его тиражирования в других регионах России».

Ссылка на основную публикацию