Создан медицинский аппарат для процедуры цветного 3D-рентгена

3D рентген зубов: преимущества и особенности

Чтобы избежать повторного визита к стоматологу, важно правильно провести лечение и реставрацию зубного ряда. Гарантировать максимальную точность в лечении может только 3d рентген зубов. У нас в клинике вы можете пройти данную процедуру быстро и по доступной стоимости.

Поскольку врач не может оценить состояние челюстей в полной мере, необходимо сделать снимок зубов. Трёхмерное изображение позволит стоматологу разглядеть все нюансы патологии и нарушения в системе. Это новый шаг в современной стоматологической практике.

Трехмерный рентген (3D): показания, вредность, фото

Рентгенография – современный метод, позволяющий оценить состояние корней и получить невероятно точное изображение. В современной стоматологии снимок даёт полную картину всего ряда или отдельного участка. Подобное обследование значительно облегчило задачи стоматологу. Выполняя снимок 3d, врачи получают чёткую картину всех изменений в структуре. Корень на рентгеновской пленке отчетливо виден в трехмерном расположении, что позволяет правильно оценить его состояние.

Панорамное изображение полностью оправдывает своё название. В течение нескольких минут можно получить точное состояние всего ряда. Зачем делать дентальный рентген, если есть компьютерная томография? Фото имеет четкое качество и высокое разрешение, что позволяет получить очень точную картину. Наши опытные и квалифицированные врачи сумеют правильно выявить все патологии, устранить любые недостатки и дефекты без стоматологической ошибки.

Если вам требуется компьютерный снимок зубов: показания к проведению процедуры непременно следует учитывать – 3 d рентген назначается при:

· для предварительного анализа перед лечением.

Это новый шаг в решении любых стоматологических проблем. Такая диагностика не оказывает вредного воздействия на организм человека, может использоваться для профилактики и лечения различных недугов. В Европе данный диагностический метод используется уже очень давно. Он помогает не проводить терапию «вслепую» и позволяет врачу не допускать никаких неточностей. Снимок зубов может храниться десятилетиями, быть распечатанным либо находиться на электронном носителе. Это основное преимущество современных технологий.

Где можно сделать снимок? В нашем центре вы можете выполнить панорамный рентген, который позволит получить трёхмерное изображение. Предварительную запись на диагностику можно осуществить по телефону или у администратора.

На вопрос, что показывает 3d-рентгенография, есть исчерпывающие ответы – он демонстрирует:

· состояние тканей пародонта;

· начинающие стоматологические заболевания;

· состояние зубных корней;

Противопоказания к проведению

Процедура не выполняется при наличии:

· а также при беременности.

Как делают?

Выполнение процедуры в нашей клинике не занимает много времени. Проведение процедуры осуществляется на высококачественном европейском оборудовании, на рентген 3 Д зубов стоимость доступна всем категориям населения. Для выполнения на пациента надевается защитный фартук, а челюсть фиксируется определённой пластиной. Съемка не занимает более 20 секунд.

Если вас интересует, вредна ли 3d-рентгенодиагностика, то мы можем с уверенностью утверждать, что облучение рентгеновских волн на нашем аппарате – в пределах медицинских норм. Выполняя снимок зубов в нашей клинике, пациент ничем не рискует.

Если вам необходим 3d рентген в Москве, вы можете обратиться в наш центр – цена у нас не завышена и приемлема всем клиентам. Если вам требуется срочный снимок 3d – цены на данную услугу можно заранее уточнить у администратора (на рентген в 3d цена в Москве в нашей клинике намного ниже, чем в остальных центрах).

Вас ждут лучшие специалисты! Наша клиника в Москве – новые стоматологические возможности!

Лучевая диагностика в России: как развивалась рентгенотехника?

В настоящее время современную медицину невозможно представить без лучевой диагностики, так как без специальной рентгенотехники нельзя составить наиболее полную клиническую картину некоторых опасных заболеваний и скрытых патологических процессов.

Сегодня лучевая диагностика позволяет четко определить внутренние изменения, происходящие в организме пациента, а также распознать признаки онкологического заболевания уже на ранней стадии его прогрессии.

Как развивалось одно из основных направлений производства медицинского оборудования в России? С чем пришлось столкнуться первым производителям рентгеновской техники?

Первые рентгеновские аппараты в России

Профессор А.С. Попов был первым, кто разработал рентген-аппарат в нашей стране. Излучателем для первого аппарата служила специальная рентгеновская трубка Сименс. В те годы начинают активно проводиться рентгенодиагностические исследования.

В СССР первые рентгены делились на две основные группы: в первую входили те, что работали на основе однофазной полуволновой схемы выпрямления, а во вторую – рентгеновское оборудование на основе мостовых вентильных схем. Важно отметить, что во втором случае было необходимым применение вакуумных высоковольтных диодов-кенотронов.

После 40-х годов в производстве медоборудования начали использоваться трехфазные схемы, при этом вместо полупроводниковых выпрямителей чаще стали применяться вакуумные выпрямители.

60-е годы – «эпоха» уникальных электронных усилителей, которые стали постепенно вводиться в производство и в скором времени полностью заменили флуоресцентные экраны.

Появление новых возможностей

Такие изменения стали шагом к прогрессу, так как новые технологии и элементы рентген-аппаратов помогли улучшить яркость получаемых снимков. Кроме того, у рентгенологов появилась возможность работать с оборудованием дистанционно (на дальнем расстоянии).

Теперь специалисты могли находиться во время исследования в соседнем помещении и, таким образом, меньше подвергаться лучевой нагрузке.

Несмотря на достижения и прогресс, отечественное производство рентгеновского оборудования все-таки отставало на несколько лет от европейских производителей, которые в то время успели продвинуться намного дальше.

Цифровые детекторы

В финале прошлого столетия в России начали появляться цифровые детекторы, которые стали революционными в данном направлении производства, так как полностью изменили подход к лучевой диагностике. Вместо рентгеновской пленки стали появляться цифровые изображения.

Достижения в сфере производства рентгенов в СССР и РФ

В 60-70 были выпущены одни из лучших рентген-аппаратов отечественного производства: РУМ-15, РУМ-18, РУМ-22 и другие аналоги. Зарубежных деталей и запчастей у этого оборудования не было.

Читайте также:  Samsung удержал звание крупнейшего производителя смартфонов в мире

РУМ-20

РУМ-20 считается одним из самых удачных комплексов для лучевой диагностики отечественного производства. Над данной моделью работали лучшие специалисты.

Специально для РУМ-20 были использованы гибкие высоковольтные кабели, кремниевые выпрямители, электронный усилитель изображения, а также рентгеновские трубки с вращающимся анодом.

Электрорентгенография

В 70-е советские ученые предложили инновацию, которая позволила в дальнейшем существенно экономить на расходных средствах. Специалисты разработали особую тактику для формирования рентгеновского снимка: они использовали светочувствительные селеновые пластины на простой бумаге. Технология получила название «метод электрорентгенографии».

Маммографы для диагностики онкологических заболеваний

Позднее накануне 90-х был организован еще один революционный проект, благодаря которому появился первый микрофокусный маммографический комплекс «Электроника-М».

В 1989-ом году разработчики получили премию за это выдающееся изобретение. Данный аппарат стал прорывом в сфере отечественного производства медицинской техники. «Электроника-М» использовался для диагностики рака молочной железы.

Переход на импортные детали

Если во времена СССР все используемые детали и элементы были строго отечественного производства, то уже в конце ХХ века стало больше деталей импортного производства (примерно 20-70%).

Цифровые и аналоговые рентгены для лучевой диагностики

Сегодня многие рентген-кабинеты не оснащаются специальным оборудованием для фотолаборатории и проявления пленочных снимков. Дело в том, что в большинстве современных клиник используются цифровые рентгеновские аппараты.

В настоящее время аналоговые рентгены все еще актуальны и остаются на мировом рынке. Они по-прежнему достаточно популярны в России благодаря ценовой доступности.

Однако последние годы цифрового оборудования становится больше. Согласно прогнозам ведущих экспертов, однажды цифровые рентгеновские аппараты полностью вытеснят пленочную технику.

Рентгеновские снимки зубов

Что такое визиограф и чем он отличается от рентгена?

Это один из самых распространенных вопросов, вроде того, чем отличается автомобиль от светофора. Вроде бы и то, и другое понятие имеют какую-то связь, но сравнивать их достаточно трудно. Также и здесь. Радиовизиограф – это система, которая воспринимает рентгеновское излучение, трансформирует его в цифровой вид и выводит изображение на экран компьютера.

Рентген (который Вильгельм Конрад) – немецкий физик, получивший мировую известность благодаря открытию лучей с малой длиной волны, обладающих огромной проникающей способностью. Сам физик назвал эти лучи Х-лучами (в английском языке они сегодня именно так и называются – X-ray), но сейчас мы часто называем их рентгеновскими лучами, а в быту просто “рентгеном”. Также рентгеном назвали и единицу мощности излучения. Теперь понятно, что визиограф и рентген – это совершенно разные вещи. Если с чем сравнивать и визиограф, так с рентгеновской пленкой, которую он повсеместно и вытесняет из всех областей медицины.

Правда что визиограф безопаснее, чем обычный снимок на пленку?

Когда спрашивают о таком сравнении, имеют в виду ту лучевую нагрузку, которую пациент получает при использовании различных методик. В этом смысле, действительно, визиограф лучше, поскольку его датчик намного чувствительнее по сравнению с пленкой. Поэтому для получения качественного изображения с помощью визиографа нужно значительно меньше выдержки. Для получения снимка на пленке выдержка составляет 0.5-1,2 сек. Для получения такого же снимка с помощью датчика визиографа – 0,05-0,3 секунды, то есть в 10 раз меньше. В результате лучевая нагрузка, получаемая пациентом при использовании визиографа, снижается до незначительного минимума.

Сколько снимков можно сделать за один раз? И вообще, не вредно ли, что при лечении большого количества зубов, приходится делать много рентгеновских снимков?

Это наиболее актуальный из вопросов. Это отголосок чернобыльской трагедии и всплывающие в памяти уроки ОБЖ. Но в нашем обществе до сих пор наблюдается очень сильная фобия ко всему, что хоть отдаленно связано в наших головах с радиацией. Любой лишний снимок нередко вызывает вопросы о лучевой болезни, или “не буду ли я светиться в темноте?» Поэтому постараемся здесь объяснить подробнее. Сначала с точки зрения науки.

Для измерения количества лучистой энергии, приложенной к живой ткани, используют различные единицы – джоуль на килограмм, грей, бэр, зиверт и т.д. В медицине при рентгеновских процедурах обычно оценивают дозу, полученную за одну процедуру всем организмом – эффективную эквивалентную дозу, измеряемую в зиверт. Согласно СанПиН 2.6.1.8-38-2003, при проведении профилактических медицинских рентгенологических процедур и научных исследованиях эта доза не должна превышать 1000 мкЗв (микрозиверт) за год. Причем здесь речь идет именно о профилактических исследования, а не о лечебных, где эта планка значительно выше.

Что такое 1000 мкЗв? Много это или мало?

Вспоминая известный мультфильм, ответ прост – смотря в чем мерить. 1000мкЗв – это примерно:

  • 500 прицельных снимков ( 2-3 мкЗв ), полученных с помощью радиовизиографа
  • 100 таких же снимков, но с использованием хорошей рентгеновской пленки ( 10-15 мкЗв )

Так что, по всей видимости, даже если каждый день в течение всего года делать по 1 снимку на визиографе, еще и к тому же за год пару-тройку 3D компьютерных томограмм, и еще столько же ортопантомограмм, то даже в этом случае мы не выйдем за пределы безопасных разрешенных доз.

Вывод один – бояться получить значительную дозу облучения при стоматологических вмешательствах не нужно. Даже при желании выйти за пределы допустимых значений вряд ли получится. Чтобы было понятно, ниже приведем дозы, необходимые для получения каких-либо серьезных последствий для здоровья:

  • 750000 мкЗв – кратковременное незначительное изменение состава крови
  • 4500000 мкЗв – тяжелая степень лучевой болезни ( погибает 50 % облученных )
Читайте также:  Известный сайт по обзорам смартфонов обвиняют в подкупе

Все эти цифры несопоставимы по своему значению с дозами, получаемыми нами в повседневности. Так что даже если по какой-то необходимости Вам делают сразу подряд несколько снимков, а накануне Вы уже «облучались», делая ортопантомограмму, то не нужно паниковать и бежать в магазин за счетчиком Гейгера или искть в интернете “первые симптомы лучевой болезни”. Для самоуспокоения лучше уж тогда «выводить радиацию» бокалом красного вина. Смысла в этом не будет никакого, но настроение сразу улучшится.

Уточним, что к примеру при одноэтапной базальной имплантации контрольные прицельные снимки выполняются до и после установки имплантатов (при установке 1-3 имплантатов). А так же после окончательного протезирования (7-8 дней).

Можно ли делать рентген беременным?

Мы не буем напоминать, что до беременности лучше позаботиться о здоровье заранее, в том числе «приготовить» и собственные зубы у стоматолога. Для того, чтобы не бежать потом с острой болью и сомнениями, не повредит ли та или иная манипуляция развитию плода. Поэтому следует оставить лирику и обратить внимание на факты и здравый смысл. Без фобий, предубеждений, домыслов и мифов. Итак, можно ли делать рентген беременным?

Вот , что нам пишут по этому поводу в документах ( СанПиН 2.6.1.8-38-2003 ):

7.16. Назначение беременных на рентгенологическое исследование производится только по клиническим показаниям. Исследования должны по возможности проводиться во вторую половину беременности, за исключением случаев, когда необходимо решать вопрос о прерывании беременности или необходимости оказания скорой или неотложной помощи. При подозрении на беременность вопрос о допустимости и необходимости рентгенологического исследования решается, исходя из предположения, что беременность есть.

7.18. Рентгенологические исследования беременных проводятся с использованием всех возможных средств и способов защиты таким образом, чтобы доза, полученная плодом, не превысила 1 миллизивертов за два месяца выявленной беременности. В случае получения плодом дозы, превышающей 100 мЗв, врач обязан предупредить пациентку о возможных последствиях и рекомендовать прервать беременность”.

В общем, вывод из этих двух основных пунктов прост и понятен. В первой половине беременности снимки делать, однозначно, не стоит, а во второй – 1 мЗв для визиографа – это практически без ограничений.

Еще хотелось бы добавить, что нередко приходится встречаться с воинственным упрямством: рентген у стоматолога при беременности – абсолютное зло. Лучше, мол запороть зуб, криво вылечить каналы. зубов – много, беременность важнее. Причем такие проповеди ведут не только слабо понимающие суть вещей непрофессионалы-пациенты, но и часто сами врачи-стоматологи, которые забыли школьный курс физики.

Чтобы разрешить это сомнение, надо понимать, что источники ионизирующего излучения находятся не только в медицинских кабинетах. И не обязательно рядом с Чернобылем (а теперь еще и Фукусима ), чтобы получать какие-то дозы из окружающей среды. Ведь каждую секунду на нас влияют и природные источники (солнце, вода, земля ), и техногенные . И дозы, получаемые от них, гораздо значительнее получаемых от рентгеновского снимка зуба.

Для наглядности можно привести один простой пример. Как известно из школьного курса физики, солнце излучает электромагнитную энергию в большом диапазоне, не только в инфракрасном (тепло), видимом (свет), ультрафиолетовом (загар), но и в рентгеновском и гамма-излучении. При этом, чем выше поверхности земли, тем более разреженная атмосфера и, следовательно, слабее защита от достаточно сильного излучения солнца.

Ведь и «борясь» с облучением у стоматолога, те же люди часто спокойно летают на юг погреться на солнышке и поесть свежих фруктов. При этом за время 2 -3х часового перелета «здравым» климатом, человек получает 20-30 мкЗв, т.е. эквивалент примерно 10-15 снимков на визиографе. Кроме того, 1.5-2 часа перед электронно-лучевым монитором или телевизором дает ту же дозу, что и 1 снимок . Много ли беременных, сидящих дома, которые смотрят сериалы и сидят в интернете, задумываются о том, сколько снимков они «сделали», пока смотрели очередную программу, а потом обсуждали ее с подругами в форуме и соц.сетях? Практически никто, потому как все это не ассоциируется у людей с ионизирующим излучением, в отличие от снимка в кабинете у врача.

И все-таки, дорогие будущие мамочки, готовьтесь к беременности заранее. Посещение стоматолога для многих так или иначе все равно остается стрессом. И не столько анестезия или рентген могут быть вредными в этот период, сколько важно ваше спокойствие и отсутствие лишних переживаний (которых в этот период многим и так хватает с лихвой).
Больше информации на эту тему вы можете изучить в нашей статье “Можно ли лечить зубы во время беременности”.

Какую лучше использовать защиту, если нужно сделать снимок, будучи беременной?

Количество фартуков значения не имеет. При контактной рентгенографии фартук, по сути, защищает не от прямого излучения, а от вторичного, то есть отраженного. Для рентгеновского излучения человеческое тело – это оптическая среда, словно стеклянный куб для луча фонарика. Направьте луч карманного фонарика на одну из граней большого стеклянного куба и, независимо от толщины и направления луча, куб осветится весь. То же и с человеком – можете запеленать его всего в свинец и светить только в голову – хоть немного, но дойдет до каждой пятки. Так что даже под двумя фартуками с хорошим свинцовым эквивалентом беременной будет максимум просто тяжелее дышать.

Можно делать рентген кормящим мамам? И если можно, то как быть с кормлением ребенка после процедуры?

Можно. Рентгеновское излучение – это не то же самое, что радиоактивные отходы. Само по себе оно не накапливается в биологической среде. Если вы облучите буханку хлеба смертельной дозой, она не мутирует, не заболеет лучевой болезнью и не начнет “фонить”.

Читайте также:  Создан первый в мире виски от системы искусственного интеллекта

От лучей света рентгеновские лучи отличаются только длиной волны и имеют прямое повреждающее действие только при определенных условиях. Если посветить фонариком в ведро с водой и выключить фонарик, свет не останется в ведре, не так ли? То же самое и в белково-жировом растворе, каковыми являются многие биологические жидкости (в т.ч. и грудное молоко) – излучения пролетают насквозь. Так что при такой нагрузке, которая необходима для работы с визиографом, с самим молоком вряд ли что-то произойдет.

В крайнем случае для самоуспокоения можно пропустить одно очередное кормление. Другое дело, что сами по себе ткани молочной железы в период лактации, безусловно, в большей степени подвержены вредному воздействию излучения. Но, опять же, речь идет о дозах значительно более мощных, чем это необходимо для цифровой рентгенографии (естественно, при соблюдении всех мер защиты и без “стрельбы” 20 раз куда попало).

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).
Читайте также:  Новая разработка позволит общаться на незнакомом иностранном языке

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета». Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую — продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.

Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 — в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 — легкие.

Читайте также:  В Хельсинки объявили о запуске первого беспилотного автобуса

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

В книге «Память не изменяет» известный психолог Анхельс Наварро предлагает интересные игровые упражнения для улучшения памяти. К примеру, такие:

3. Размышляйте над сложными вопросами

Популяризатор науки Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентам Оксфорда и Кембриджа нередко задают на вступительных экзаменах каверзные вопросы, которые тренируют аналитическое мышление. Некоторые из них Фарндон опубликовал в книге «Вопрос на засыпку». Сначала подумайте над ними самостоятельно, а потом почитайте рассуждения автора. Вот несколько примеров:

Эта сумка когда-нибудь опустеет? Пустая сумка вовсе не пуста. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место. А что если выкачать воздух? Сумка все равно будет переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны.

Работают ли советы Овидия сегодня? Поэмы Ars Amatoria, написанная Овидием 2000 лет назад, имеет очевидный практический характер. По сути, она мало чем отличается от статей «как завоевать девушку (парня)», которые десятками появляются в интернете каждый день. Советы Овидия идентичны рекомендациям нашего времени во всем, включая их сексистскую сущность.

Как раскрутить рок-группу? Интернет-продвижение — великий способ привлечь аудиторию. Необходимо создать привлекательный сайт, страницу в Facebook, аккаунт в Twitter и разместить несколько удачных треков. Надо найти около дюжины фанатов, которые начнут генерировать интернет-трафик между своими друзьями, пока этот процесс не начнет расти лавинообразно.

Могут ли двигаться статуи? Как насчет Венеры Милосской, созданной на территории современной Турции 2100 лет назад? Сейчас она находится в парижском Лувре, далеко от острова Милос, на котором была найдена. Статуи могут передвигаться посредством человеческих усилий. Но они также способны передвигаться и сами, например при воздействии землетрясений.

Зачем людям два глаза? Картинки, которые мы воспринимаем каждым из глаз, практически идентичны. Практически — но не полностью. И это небольшое отличие имеет огромное значение. Такое строение глаз позволяет нам видеть мир в трех измерениях, то есть воспринимать объемные объекты, а не плоские изображения.

Как отравить кого-то, чтобы полиция не узнала? На самом деле поставленный вопрос не означает, что жертва отравления непременно должна умереть. Небольшое расстройство желудка вполне удовлетворяет условиям задачи, поскольку вряд ли привлечет внимание властей. Лучший способ отравить кого-то и ускользнуть от длинной руки закона — внимание к уровню причиняемого вреда.

4. Учитесь мыслить стратегически

Хотите восхищать окружающих своей прозорливостью? Книга «Теория игр» научит вас из любой ситуации выходить победителем. Вы узнаете, как правильно просчитывать ходы соперника, применяя игровые схемы в повседневной жизни. Это не туманные рассуждения, а чистая наука, основанная на логике, математике и психологии. А сейчас сыграйте с авторами в одну азартную игру:

«Мы выбрали число от 1 до 100; ваша задача — угадать это число. Представьте, что если вы правильно назовете его, мы заплатим 100 долларов. Вероятность угадать число с первой попытки достаточно низкая: один из ста. Для того чтобы повысить ваши шансы на выигрыш, дадим вам пять попыток, а после каждой попытки будем говорить, какое число вы назвали — большее или меньшее.

Готовы играть? Мы можем предположить, как вы будете вести игру, и делать соответствующие ответные ходы. Ваша первая догадка 50? Это самое часто встречающееся предположение и, к сожалению для вас, слишком большое число. Возможно, ваша вторая попытка — 25? Очень жаль, но это число слишком маленькое. На следующем этапе большинство людей называют число 37. К сожалению, 37 — тоже слишком мало. Как насчет 42? Снова слишком мало.

У вас осталась пятая попытка. Вы знаете, что нужное число больше 42 и меньше 50. У вас есть семь вариантов: 43, 44, 45, 46, 47, 48 и 49. Какое из этих чисел вы выберете?

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

Читайте также:  Мaster&Dynamic разработали наушники-хамелеон

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект — подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате», где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы — это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта — всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй — занятия пением, в третьей — актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе — в книге «Осознанность». Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще — столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Читайте также:  Новый бронированный автомобиль Aston Martin DB11 от немецкой компании Trasco

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное — делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача — продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне»:

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью — с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга»:

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта — здесь .

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Читайте также:  На рынке скоро появится новый бюджетный смартфон Redmi Go

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

Читайте также:  Искусственный интеллект будет создавать лекарства

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

10 необычных способов повысить когнитивные способности

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, запомнить большое количество информации, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. Повысить свои когнитивные способности вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, что употреблять в пищу какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление кофе способно не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе правильное питание является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организм посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Читайте также:  Samsung удержал звание крупнейшего производителя смартфонов в мире

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда запретил себе пить спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (быть может, даже необычно)!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью максимальной концентрации и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Как часто, когда мы устали, нам хочется бросить всё, лечь на диван и пролежать несколько дней к ряду, чтобы восстановить силы. Но пассивный отдых способствует, по большей части, только восстановлению тела. Активный же отдых, в свою очередь, пробуждает жизненный тонус, поднимает настроение, прививает вкус к жизни. Но главное то, что он восстанавливает и повышает когнитивные способности, препятствует деградации мышления и развитию слабоумия, а также формирует у человека навык быстрого принятия решений.

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. Занятия спортом вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, логические игры и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают снять психическое напряжение.

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по этой ссылке.

Ссылка на основную публикацию