Создан обновленный вариант игрового компьютера 70-х годов

Самый массовый компьютер в СССР

С магнитофоном и кассетами

Всё поменялось с появлением в нашей стране различных схем клонов домашнего компьютера Клайва Синклера «ZX Spectrum», выпущенного английской компанией «Sinclair Research Ltd» на основе микропроцессора Z80. Основным преимуществом «Спекки» (так прозвали иностранные пользователи ZX Spectrum) стала его возможность использовать вместо монитора обычный телевизор и любой магнитофон как внешний накопитель. Для записи программ использовались обычные аудиокассеты. Клайв Марльз Синклер мечтал, чтобы компьютер вызывал ассоциации у пользователей не с громоздким шкафом, а был таким же бытовым устройством, как и электрический чайник. Его труды по заслугам оценили на родине: в 1983 году он был награждён почётным дворянским званием «Рыцарь Королевского ордена». К его имени добавилась приставка «сэр».

Только официальным производителем было выпущено пять миллионов этих компьютеров, не считая периферийных устройств к нему. Клоны ZX Spectrum выпускались в Южной Америке — Аргентине и Бразилии, а также в Европе — Польше, Восточной Германии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Испании, Италии, и в самой Великобритании. В результате низкой себестоимости и возможностей цветной графики компьютер завоевал популярность в Европе и за океаном, а его многочисленные клоны разошлись по всему миру, попав в руки советских инженеров. И тут закипела работа. Инженерам нужно было адаптировать импортные микросхемы под нашу элементную базу, попутно ещё разложив фирменную БИС (ULA) на составляющие её части. Спорный вопрос: какому коллективу единомышленников первым удалось запустить схему своего клона ZX Spectrum? Отмечу только, что параллельно работали инженеры во Львове, Каунасе, Ленинграде, Москве, Новосибирске, Харькове, Краснодаре.

Моя ZX-история

Я расскажу свою историю.

На радиорынках страны стали появляться принципиальные схемы и кустарно выполненные печатные платы от разных разработчиков: ленинградская (Сергея Зонова), московская, львовская, краснодарская. У каждого были свои «плюсы» и «минусы». У нас, естественно, лидировал краснодарский вариант ZX Spectrum. Фактически весь радиорынок тогда переориентировался под «синклеристов». В дело шло всё подходящее для будущих компьютеров, начиная от кварцевых генераторов, стабилизаторов КРЕН5А, микросхем логики различных серий до памяти на микросхемах К565РУ5/РУ6. Да и всю прочую мелочёвку тащили на рынок отовсюду, где она «плохо лежала». Основными «поставщиками» стали радиозаводы и профильные предприятия. Мне попадались даже микросхемы военной серии.

Из импортных компонентов использовались только процессоры Z80 и перепрошиваемые микросхемы ПЗУ 2764, позже и у них появились наши аналоги. Предприимчивые товарищи заказывали компьютерные корпуса на предприятиях, производящих пластмассовую продукцию, но большинство умельцев делало корпуса самостоятельно. Микросхемы ПЗУ можно было прошить прямо на рынке или купить готовые с нужной прошивкой. Клавиатуру приходилось собирать из отдельных кнопок. Широкий ассортимент представляли наклейки на клавиатуру – от обычной глянцевой фотопечати до вытравленных в металле надписей. Делали даже самодельные джойстики из импровизированной ручки управления и пяти «микриков» (микровыключателей).

Все, кто умел держать в руках паяльник и горел желанием заполучить собственный компьютер, устремились на радиорынок за набором деталей и печатной платой со схемой. Дома из этого «конструктора» каждый мог собрать собственный ПК и, подключив его к телевизору, увидеть на экране мигающий курсор и долгожданную надпись «© 1982 Sinclair Research Ltd.». Это означало, что компьютер прошел внутреннее тестирование памяти и готов к работе. Для того чтобы поиграть, нужно было подключить магнитофон с записанными на кассете играми, набрать на клавиатуре команду загрузки данных LOAD и включить воспроизведение. По экрану побегут горизонтальные полосы, и через несколько минут игра загрузится.

С программным обеспечением, а конкретно с играми, проблем не было. «Копирайтинг» процветал повсеместно. Там же, на радиорынке, продавали и записывали на кассеты компьютерные игры. Делались целые подборки из «боевиков», «драк», «гонок», «звёздных войн» и т.д. Кроме игрушек, было ещё множество прикладных программ, текстовые и графические редакторы, электронные справочники радиодеталей, эмуляторы, программаторы и т.п.

Мой старший брат Александр работал в то время на Краснодарском заводе «Тензоприбор». Вместе с товарищами они сумели собрать местный вариант ZX Spectrum, один из первых в городе. Как-то раз Александр пригласил меня поиграть на этом компе, пока его не было дома. Зайдя в комнату, я увидел на столе записку брата: «Компания «Синклер» приветствует вас!» Сколько было счастья, когда я впервые загрузил космическую игру Starglider и взялся за джойстик.

Потом я уехал учиться в Таганрог и стал там собирать свой компьютер, покупая комплектующие с каждой стипендии. В общагах радиотехнического института доска объявлений пестрела предложениями о продаже радиодеталей и проверке микросхем, помощи в сборке и настройке компьютера. Можно было собрать компьютер не выходя из общежития. Торговля шла практически круглосуточно, а по выходным продавцы выезжали в Ростов-на-Дону, чтобы торговать и оптом закупаться на радиорынке.

Кстати, тогда появились и первые признаки «игромании». Мне товарищ из общаги радиотехнического факультета рассказывал, как соседи по комнате жаловались на проживающего с ними студента. Тот всё время «залипал» за примитивной компьютерной игрой, где нужно было из зенитки отстреливаться от налетающих самолётов. Телевизор в комнате был один, поэтому страдали все, не в силах оторвать бедолагу от его «боевого поста».

Читайте также:  Японцами создан автомобиль с двумя органами управления

Как горячие пирожки

Потребность в компьютерах была огромная, их расхватывали как горячие пирожки. В то время на этом бизнесе можно было неплохо заработать. Кто сам был не в состоянии собрать компьютер, обращались к тем, у кого это хорошо получалось. От единичных мастеров доходило до коллектива единомышленников, а развернувшись по-крупному, они образовывали кооперативы. На незанятых производственных мощностях начинался выпуск очередного клона ZX Spectrum, с некоторыми доработками и улучшениями, но уже под собственным брендом. Улучшения схемы проводились повсеместно. Добавляли оперативную память с 48 КБ до 128 КБ (версия Пентагон) и далее до 256 КБ (версия Scorpion). С помощью контроллера удалось подключить пятидюймовый дисковод и хранить программы на дискетах. Клоны ZX Spectrum могли работать с матричными принтерами, имели музыкальные контроллеры и встроенные СЕКАМ-кодеры для подключения к телевизору. Вот только наиболее известные: «Ленинград», «Пентагон», «Scorpion», «Дельта», «Москва», «Дубна», «Профи», «Хоббит», «Композит», «Нафаня», «Импульс». Неофициальных клонов, идентифицированных на территории нашей страны, было около семидесяти.

Но даже 48 КБ хватало, чтобы не только поиграть, но и программировать на BASIC. В стандартную прошивку ПЗУ был вшит «оксфордский» диалект Бейсика, так называемый Sinclair BASIC. Наши студенты делали свои курсовые и дипломные расчеты на этой крохе. Издавался даже специальный журнал «ZX-Ревю», посвящённый тематике ZX Spectrum, в котором печатали различные программные решения, схемы компьютеров и периферии, обзоры игровых программ, обсуждались собственные идеи читателей.

Целые поколения наших программистов выросли за клавиатурами отечественных клонов ZX Spectrum. Этот компьютер был настолько популярен, что породил армию последователей идей сэра Клайва Синклера. Будущие российские инженеры учились азам системотехники и микроэлектронике на практическом опыте, собирая и модернизируя собственными руками это электронное чудо.


ZX Spectrum: жизнь и реинкарнации

20 самых известных ретро-ПК, идеальных для игр и программирования

20. Dragon 32 (1982)

Компьютер, разработанный силами британской компании из Суонси, оснастили процессором MC6809E, удобной клавиатурой и отличными аналоговыми джойстиками. У ПК была особенность — графическая подсистема придавала каждой программе яркий зеленый оттенок. Культовым игровым персонажем самой популярной игры для ПК был школьник по имени Катберт.

Я поместил в этот список Dragon 32 вместо еще одного ПК, произведенного в Суонси, Sam Coupe. Дело в том, что именно для Dragon я разработал две популярные игры Impossiball и Utopia.

К сожалению, в 1984 году Dragon Data обанкротилась.

19. Atari ST (1985)

Первый домашний ПК с цветным изображением и отличными аппаратными характеристиками, включая 16-битный процессор Motorola 68000 и 512 КБ ОЗУ. Это был прорыв… пока через два месяца не появился Commodore Amiga с его Midi-интерфейсом. Atari не смог долго конкурировать с этой машиной в качестве игрового ПК. Но свой след в истории оставил.

18. Acorn Electron (1983)

Разработанный в качестве конкурента для ZX Spectrum, Electron был бюджетной версией BBX Micro, с процессором Synertek 6502A, операционной системой и Basic на борту. С был совместим широкий спектр игр, так и что и в качестве игрового ПК машина была хороша. К сожалению, производство этой модели было достаточно дорогим и сложным, так что Acorn Electron не стал реальным конкурентом ZX Spectrum.

17. Sinclair ZX81 (1981)

Наследник ZX80, Sinclair ZX81 стал по-настоящему доступным почти для всех желающих. Недорогой и надежный, он стал хитом продаж. Многие ветераны компьютерной индустрии начали свой путь именно с Sinclair ZX81, разрабатывая различные BASIC-программы на этой удобной клавиатуре. Такие игры, как 3D Monster Maze и Mazogs, стали настоящим откровением.

16. Texas Instruments TI-99/4A (1981)

С 16-битным процессором, 16 КБ ОЗУ и продвинутым видеочипом TMS9918 (его наследие будет использоваться в Sega Mega Drive), TI-99/4A был одним из самых мощных ПК своего времени.

Изначальная цена в $525 продержалась недолго. В результате ценовых войн она быстро снизилась до $100. НоК сожалению, производитель, компания Texas Instruments, решил жестко контролировать ПО для этого компьютера. Так что привлекательность системы резко снизилась в глазах покупателей (а особенно — геймеров).

15. Altair 8800 (1975)

В свое время этот ПК стоил всего $400 (профессиональные персональные компьютеры того времени стоили на порядок больше). Он основан на процессоре Intel 8080 2 МГц. ПК буквально ворвался на рынок, став предтечей большинства портативных компьютеров. Программировать можно было при помощи переключателей на передней панели, поэтому по-настоящему массовым он не стал. Тем не менее, он привлек внимание молодых гиков (например, Билла Гейтса и Пола Аллена). Добавление терминала и монитора сделало разработку более простым процессом.

14. Amstrad CPC 464 (1984)

Amstrad получил признание благодаря своим характеристикам и дизайну. В одном корпусе уместились клавиатура и магнитофон, что сделало использование Amstrad очень удобным. Графика и звук были на высоте, в целом, компьютер был рабочей лошадкой, которая не подводит.

Читайте также:  Представлена новая разработка, генерирующая осмысленные тексты через компьютер

13. Sharp X68000 (1987)

Японский компьютер с 16-битным процессором Motorola 68000, Sharp X68000 получил еще и отличную графическую подсистему с поддержкой аппаратных спрайтов и прокрутки. В целом, его можно назвать аркадным автоматом, замаскированным под ПК.

12. Apple Macintosh (1984-)

Несмотря на то, что у Mac 128k был монохромный дисплей, плюс IBM PC стали намного более распространенными, эта модель может считаться одним из родоначальников эры компьютерных игр. Именно на нем появилась Myst, а разработчик Halo Bungie начал с Marathon и Myth. Эта же модель стала одним из стимулов для развития инди-отрасли.

11. MSX (1983)

Разработанный Microsoft Japan, этот компьютер стал, аппаратным стандартом, для видео VHS-компьютеров. Он поддерживался рядом производителей, включая Sony и Toshiba. Базой ПК стал процессор Z80 и видеочип Texas Instruments TMS9918. MSX стал идеальной игровой платформой. Кстати, MSX2 поставлялся с Metal Gear.

10. Tandy TRS-80 (1977)

В корпусе этого ПК умещался монохромный монитор (это был недорогой телевизионный кинескоп) и стандартная кассетная дека. Компьютер был переименован пользователями Apple II и Commodore PET в Trash-80. Но это была отличная машина, доступная широкому кругу пользователей. Компьютер продавался по всей Америке через сеть магазинов RadioShack. Он же стал одним из родоначальников текстовых приключенческих игр, например, Zork.

9. Commodore Vic-20 (1981)

Этот компьютер позиционировался производителем как «дружественный к пользователю». Он был разработан для того, чтобы стать массовым продуктом. Этому способствовала низкая цена (всего $300), хорошая графическая система, порт для картриджа ROM и большое количество аксессуаров. Несмотря на 5КБ памяти, на нем можно было играть в Sword of Fargoal, Metagalactic Llamas Battle и Edge of Time.

8. NEC PC-88 (1981)

Японский персональный компьютер столкнулся с жесткой конкуренцией со стороны Sharp X1 и Fujitsu FM7, но сохранил лидирующие позиции благодаря более мощным моделям следующих поколений. Но и эта модель была неплоха. PC-88 может похвастаться играми от всех главных разработчиков аркад и консолей того времени, включая Sega, Namco, Square, Hudson и даже Nintendo, выпустившую для этой машины малоизвестную Super Mario Bros Special.

7. Atari 800 (1979)

Выпущенный вместе с более слабым Atari 400, «восьмисотый» стал настоящим прорывом. Это был отличный домашний ПК с сопроцессорами для обработки графики и звука, плюс четырьмя портами для джойстиков. Последнее дало возможность играть в многопользовательские игры, включая MULE, Airline и Dandy.

Atari удалось привлечь целую команду опытных разработчиков для классических игр Star Raiders и Missile Command, а также сообщество программистов через инициативу Atari Program Exchange (APX). По сути, компания стала задавать тон всей инди-сцене того времени.

6. BBC Micro (1981)

Этот компьютер, разработанный Acorn и BBC Computer Literacy Project, широко использовался в школах Великобритании. Да и создан он был для популяризации программирования. Это был качественный и дорогой ПК. Для дома BBC Micro был дороговат, но он был доступен для любого школьника в Великобритании. Модель останется известной благодаря Elite, Repton и Granny’s Garden.

5. Apple II (1977)

У Великобритании был BBC Micro, а у США — Apple II, достаточно мощный, расширяемый многоцелевой ПК. Это был первый компьютер с Basic в ПЗУ, цветной графикой и до 48 КБ ОЗУ. Кроме программирования, он позволял запускать массу игр. Многие из самых известных серий и игровых хитов, включая Lode Runner, Choplifter, Prince of Persia, Castle Wolfenstein, Ultima, John Madden Football, дебютировали на Apple II.

4. ZX Spectrum 48K (1982)

По-настоящему «народный компьютер», ZX Spectrum 48K стал одним из самым популярных ПК того времени. Программисты и геймеры были очень довольны. Благодаря ему на свет появились Jet Set Willy, Horace Goes Skiing, Knight Lore и Lords of Midnight.

3. Commodore 64 (1982)

C гигантским объемом ОЗУ в 64 КБ, цветной графикой, аппаратно поддерживаемыми спрайтами и прокруткой, C64 был одним из самых мощных и желанных ПК своего времени. А еще его частью был революционный звуковой SID-чип. На нем можно было играть во все, что угодно, включая Bubble Bobble, Green Beret, Sentinel, Hacker, Frankie Goes to Hollywood, симуляторы от Epyx Games. Разработчики также души не чаяли в этом ПК. Объем его продаж составил 20 млн, при не самой низкой цене.

2. Commodore Amiga (1985)

Это был последний игровой домашний ПК, после него мир захватили игровые консоли. Но именно с него началась история таких студий, как Sensible Software, LucasArts, DMA Design, Bitmap Brothers и Psygnosis. Они разработали идеи игрового дизайна, популярные и сейчас. Большое количество разработчиков, начавших свой путь с Commodore Amiga, работают и сейчас.

Читайте также:  Apple Watch помогли врачам принять роды во время полета через океан

1. IBM PC (1981)

У IBM PC было множество конкурентов. Но все же именно эта платформа стала №1 в мире ПК. Оригинальный IBM 5150 стоил $1656, но его архитектура была открыта, поэтому сторонние производители стали поставлять недорогие клоны. Тем самым IBM PC стал технологическим стандартом. Решение IBM использовать готовые к использованию модули и публиковать техническую документацию было прорывным. Может быть, именно поэтому мы сейчас играем на IBM PC, а не ZX Spectrum 16GB.

А какой ПК ближе всего вам и почему? Расскажите об этом в комментариях, обсудим самые интересные модели.

СОВЕТСКИЕ КОМПЬЮТЕРЫ. преданные и забытые.

1951 г. В Киеве построен первый в континентальной Европе компьютер МЭСМ (малая электронная счетная машина), имеющий 600 электронных ламп. Создатель С.А. Лебедев.

1951-1955 гг. Благодаря деятельности российских ученых С.А. Лебедева, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, И.С. Брука, М.А. Карцева, Б.И. Рамеева, В.С. Антонова, А.Н. Невского, Б.И. Буркова и руководимых ими коллективов Советский Союз вырвался в число лидеров вычислительной техники, что позволило в короткие сроки решить важные научно-технические задачи овладения ядерной энергией и исследования Космоса.

1952 г. Под руководством С.А. Лебедева в Москве построен компьютер БЭСМ-1 (большая электронная счетная машина) — на то время самая производительная машина в Европе и одна из лучших в мире.

1955-1959 гг. Российские ученые А.А. Ляпунов, С.С. Камынин, Э.З. Любимский, А.П. Ершов, Л.Н. Королев, В.М. Курочкин, М.Р. Шура-Бура и др. создали “программирующие программы” — прообразы трансляторов. В.В. Мартынюк создал систему символьного кодирования — средство ускорения разработки и отладки программ.

1955-1959 гг. Заложен фундамент теории программирования (А.А. Ляпунов, Ю.И. Янов, А.А. Марков, Л.А. Калужин) и численных методов (В.М. Глушков, А.А. Самарский, А.Н. Тихонов). Моделируются схемы механизма мышления и процессов генетики, алгоритмы диагностики медицинских заболеваний (А.А. Ляпунов, Б.В. Гнеденко, Н.М. Амосов, А.Г. Ивахненко, В.А. Ковалевский и др.).

1959 г. Под руководством С.А. Лебедева создана машина БЭСМ-2 производительностью 10 тыс. опер./с. С ее применением связаны расчеты запусков космических ракет и первых в мире искусственных спутников Земли.
1959 г. Создана машина М-20, главный конструктор С.А. Лебедев. Для своего времени одна из самых быстродействующих в мире (20 тыс. опер./с.). На этой машине было решено большинство теоретических и прикладных задач, связанных с развитием самых передовых областей науки и техники того времени. На основе М-20 была создана уникальная многопроцессорная М-40 — самая быстродействующая ЭВМ того времени в мире (40 тыс. опер./с.). На смену М-20 пришли полупроводниковые БЭСМ-4 и М-220 (200 тыс. опер./с.).

1964 г. Начат выпуск семейства машин третьего поколения — IBM/360.

1967 г. Под руководством С.А. Лебедева организован крупно-серийный выпуск шедевра отечественной вычислительной техники — миллионника БЭСМ-6, самой быстродействующей машины в мире. За ним последовал “Эльбрус” — ЭВМ нового типа, производительностью 10 млн. опер./с.
В период 1970-80гг возобладали «общечеловеческие ценности».
Очередной раз отечественная вычислительная техника взяла равнение на голубого гиганта – IBM с её убогими конструкциями.
И это несмотря на раздрай внутри самой фирмы, когда несогласная с технической политикой руководства группа разработчиков покинула IBM, образовав собственную фирму «Burrouse». Она же прославилась своей 64-процессорной ЭВМ «Burrouse-7700», на которой в 70-х годах прошлого столетия держалась вся противовоздушная оборона США.
специалисты Burrouse открыто признавали, что им так и не удалось достичь уровня советской БЭСМ-6.
В конце 60-х руководством страны было принято решение, имевшее, как показал ход дальнейших событий, катастрофические последствия: о замене всех разнокалиберных отечественных разработок среднего класса (их насчитывалось с полдесятка – “Мински”, “Уралы”, разные варианты архитектуры М-20 и пр.) – на Единое Семейство ЭВМ на базе архитектуры IBM 360, – американского аналога. На уровне Минприбора не так громко было принято аналогичное решение в отношении мини-ЭВМ. Потом, во второй половине 70-х годов, в качестве генеральной линии для мини- и микро-ЭВМ была утверждена архитектура PDP-11 также иностранной фирмы DEC. В результате производители отечественных ЭВМ были принуждены копировать устаревшие образцы IBM-вской вычислительной техники. Это было начало конца.
Вот оценка члена-корреспондента РАН Бориса Арташесовича Бабаяна-
” Я считаю, что это критический этап развития отечественной вычислительной техники. Были расформированы все творческие коллективы, закрыты конкурентные разработки и принято решение всех загнать в одно “стойло”. Отныне все должны были копировать американскую технику, причем отнюдь не самую совершенную. Гигантский коллектив ВНИИЦЭВТ копировал IBM, а коллектив ИНЭУМ – DEC.”

Но попытка прямого копирования западных вообще провалилась. К тому же микроЭВМ не предназначалась и не могла стать полноценной заменой больших ЭВМ. В итоге СССР вообще лишился возможности производить собственную вычислительную технику и программное обеспечение.

Никоим образом не стоит думать, что коллективы разработчиков ЕС ЭВМ выполняли свою работу плохо. Напротив, создавая вполне работоспособные компьютеры (хоть и не очень надежные и мощные), подобные западным аналогам, они справились с этой задачей блестяще, – учитывая то, что производственная база в СССР отставала от западной. Ошибочной была именно ориентация всей отрасли на “подражание Западу”, а не на развитие оригинальных технологий.

Читайте также:  Создана система навигации для роботов, курсирующих в организме человека

К сожалению, сейчас неизвестно, кто конкретно в руководстве страны принял преступное решение о сворачивании оригинальных отечественных разработок и развитии электроники в направлении копирования западных аналогов. Возможно, им был либо недостаточно умный человек, не способный компетентно оценить ситуацию в своей отрасли, либо лоббист западных корпораций или правительств, умело внедренный в правительство СССР. Обьективных причин для такого решения не было никаких.

Так или иначе, но с начала 70-х годов разработка малых и средних средств вычислительной техники в СССР начала деградировать. Вместо дальнейшего развития проработанных и испытанных концепций компьютеростроения огромные силы институтов вычислительной техники страны стали заниматься “тупым”, да к тому же еще и полузаконным копированием западных компьютеров. Впрочем, законным оно быть не могло – шла “холодная война”, и экспорт современных технологий “компьютеростроения” в СССР в большинстве западных стран был попросту законодательно запрещен.
из-за приказа некомпетентных или сознательно вредящих деятелей правящей верхушки Советского Союза того времени советской вычислительной технике был закрыт путь на вершину мирового Олимпа. Которой она вполне могла достичь – научный, творческий и материальный потенциал вполне позволяли это сделать.

еще прекрасная отечественная разработка – «Истра-4816». Разработчикам в этой микроЭВМ удалось совместить 8- и 16-разрядные микропроцессоры, а технологи, в свою очередь отказавшись копировать западную технологию, спроектировали производство под имевшиеся возможности. В результате была создана вполне приличная отечественная микроЭВМ, объявления о продаже работоспособных экземпляров которой доводилось видеть вплоть до 1999 года. Но и это достижение было предано забвению.

Ещё один пример связан с бортовым вычислителем ритуально казнённой станции «Мир» детища советской космонавтики. Использовавшийся для управления системой ориентации и энергетикой «Мира» этот вычислитель проработал завидное время и, как сама станция, мог бы проработать дольше при своевременном проведении ремонтно-профилактических работ. Но было навязано решение о свёртывании самостоятельных космических исследований.

Сделано в СССР. История развития отечественного компьютеростроения

Не так давно мы рассказали вам про архитектуру новейшего российского процессора «Эльбрус-4С», разработанного компанией МЦСТ. Была затронута и ее история развития. На сегодняшний день эта фирма — чуть ли не единственный оплот отечественного компьютеростроения. На наш взгляд, было бы неправильно не уделить немного внимания разработкам СССР. Да, советское компьютеростроение нельзя назвать передовым, однако инженеры, ученые и государство все же уделяли ему достаточное количество времени и сил.

Персональный компьютер «Агат»

Первая советская электронно-вычислительная машина была сконструирована и введена в эксплуатацию недалеко от города Киева. С появлением первого компьютера в Союзе и на территории континентальной Европы связывают имя Сергея Лебедева (1902-1974 гг.). В 1997 году ученая мировая общественность признала его пионером вычислительной техники, и в том же году Международное компьютерное общество выпустило медаль с надписью: «С.А. Лебедев — разработчик и конструктор первого компьютера в Советском Союзе. Основоположник советского компьютеростроения». Всего при непосредственном участии академика было создано 18 электронно-вычислительных машин, 15 из которых переросли в серийное производство.

Сергей Алексеевич Лебедев — основоположник вычислительной техники в СССР

В 1944-м, после назначения на должность директора Института энергетики АН УССР, академик с семьей переезжает в Киев. До создания революционной разработки остается еще долгих четыре года. Данный институт специализировался по двум направлениям: электротехническое и теплотехническое. Волевым решением директор разделяет два не совсем совместимых научных направления и возглавляет Институт электроники. Лаборатория института переезжает в предместье Киева (Феофания, бывший монастырь). Именно там и воплощается в жизнь давнишняя мечта профессора Лебедева — создать электронно-цифровую счетную машину.

Первый компьютер СССР

В 1948 году модель первого отечественного компьютера была собрана. Устройство занимало почти все пространство комнаты площадью в 60 м 2 . В конструкции было так много элементов (особенно нагревательных), что при первом запуске машины выделилось столько тепла, что пришлось даже разобрать часть кровли. Первую модель советского компьютера назвали просто — Малая Электронная Счетная Машина (МЭСМ). Она могла производить до трех тысяч счетно-вычислительных операций в минуту, что по меркам того времени было заоблачно много. В МЭСМ был применен принцип электронной ламповой системы, который уже апробирован западными коллегами («Колосс Марк 1» 1943 г., «ЭНИАК» 1946 г.).

Всего в МЭСМ было использовано порядка 6 тысяч различных электронных ламп, устройству требовалась мощность в 25 кВт. Программирование происходило за счет ввода данных с перфолент или в результате набора кодов на штекерном коммутаторе. Вывод данных производился посредством электромеханического печатающего устройства или путем фотографирования.

  • двоичная с фиксированной запятой перед старшим разрядом система счета;
  • 17 разрядов (16 плюс один на знак);
  • емкость ОЗУ: 31 для чисел и 63 для команд;
  • емкость функционального устройства: аналогичная ОЗУ;
  • трехадресная система команд;
  • производимые вычисления: четыре простейших операции (сложение, вычитание, деление, умножение), сравнение с учетом знака, сдвиг, сравнение по абсолютной величине, сложение команд, передача управления, передача чисел с магнитного барабана и пр.;
  • вид ПЗУ: триггерные ячейки с вариантом использования магнитного барабана;
  • система ввода данных: последовательная с контролем через систему программирования;
  • моноблочное универсальное арифметическое устройство параллельного действия на триггерных ячейках.
Читайте также:  Lamborghini представили новое авто с открытым верхом

Несмотря на максимально возможную автономную работу МЭСМ, определение и устранение неполадок все же происходило вручную или посредством полуавтоматического регулирования. Во время испытаний компьютеру было предложено решить несколько задач, после чего разработчики заключили, что машина способна производить вычисления, неподвластные человеческому разуму. Публичная демонстрация возможностей малой электронной счетной машины произошла в 1951 году. С этого момента устройство считается введенным в эксплуатацию первым советским электронно-вычислительным аппаратом. Над созданием МЭСМ под руководством Лебедева работало всего 12 инженеров, 15 техников и монтажниц.

Несмотря на ряд существенных ограничений, первый компьютер, сделанный в СССР, работал в соответствии с требованиями своего времени. По этой причине машине академика Лебедева было доверено проводить расчеты по решению научно-технических и народно-хозяйственных задач. Опыт, накопленный в процессе разработки машины, был использован при создании БЭСМ, а сама МЭСМ рассматривалась в качестве действующего макета, на котором отрабатывались принципы построения большой ЭВМ. Первый «блин» академика Лебедева на пути развития программирования и разработок широкого круга вопросов вычислительной математики не оказался комом. Машину применяли как для текущих задач, так и рассматривали прототипом более усовершенствованных аппаратов.

Успех Лебедева был высоко оценен в высших эшелонах власти, и в 1952 году академик получил назначение на руководящую должность института в Москве. Малая электронная счетная машина, произведенная в единичном экземпляре, использовалась до 1957 года, после чего устройство демонтировали, разобрали на составляющие и поместили в лабораториях Политехнического института в Киеве, где части МЭСМ служили студентам в лабораторных исследованиях.

ЭВМ серии «М»

Пока академик Лебедев работал над электронно-вычислительным устройством в Киеве, в Москве образовывалась отдельная группа электротехников. Сотрудники Энергетического института имени Кржижановского Исаака Брука (электротехник) и Башира Рамеева (изобретатель) в 1948 году подают в патентное бюро заявку на регистрацию проекта собственной ЭВМ. В начале 50-х Рамеев становится руководителем отдельной лаборатории, где и предназначалось появиться этому устройству. Буквально за один год разработчики собирают первый прототип машины М-1. По всем техническим параметрам это было устройство, намного уступающее МЭСМ: всего 20 операций в секунду, тогда как машина Лебедева показывала результат в 50 операций. Неотъемлемым преимуществом М-1 были ее габариты и энергопотребление. В конструкции использовано всего 730 электрических ламп, они требовали 8 кВт, а весь аппарат занимал лишь 5 м 2 .

В 1952-м году появилась М-2, производительность которой выросла в сто раз, а число ламп увеличилось лишь вдвое. Этого удалось достичь за счет использования управляющих полупроводниковых диодов. Но инновации требовали больше энергии (М-2 потребляла 29 кВт), да и площадь конструкция заняла в четыре раза больше, чем предшественница (22 м 2 ). Счетных возможностей данного устройства вполне хватало для реализации ряда вычислительных операций, но серийное производство так и не началось.

История компьютера кратко

Когда появился первый компьютер?

На протяжении всей истории существования человека он то и дело пытался совершенствовать мир вокруг, чтобы улучшить свою жизнь сделать ее проще и комфортнее. История создания компьютера – это прежде всего стремление человека изобрести устройство для решения задач, непосильных для человеческого разума. И как показывает практика, задача эта исполнена на “ура”.

Если вы думаете, что компьютер появился несколько десятилетий назад, то глубоко заблуждаетесь, ведь его история насчитывает несколько столетий. Конечно же, первые предки современного ПК были очень примитивными и даже язык не поворачивается назвать их “компьютерами”, но не пройдя всех этих этапов становления он, возможно, не стал таким чудом техники.

Итак, первым созданным компьютером в истории человечества считается машина для подсчетов Блеза Паскаля, возникшая в 1642 году. Это был первый примитивный калькулятор, который помогал изобретателю слагать и вычитать. Изобретение Паскаля считается нулевым этапом в разработке компьютеров и для своего времени это было прогрессивное устройство, ведь ранее никаких попыток механизировать вычисления не было.

Придуманный Паскалем “компьютер” назвали “Паскалина” и представлял он собой ящик с многочисленными шестернями. С помощью колесиков прибор позволял вводить числа от 0 до 9, а в верхней части корпуса, после ввода исходных данных, показывался результат.

История создания и развития компьютеров

Нулевой этап в разработке компьютера продлился достаточно длительное время, ведь история развития компьютеров была скачкообразной. Изобретение Паскаля получило свое совершенствование в 1671 году. Немецкий математик Густав Лейбниц изобрел на основе зубчатого колеса арифмометр, который “умел” выполнять не два, а четыре действия. После этого скачка в развитии компьютера наступило полуторавековое затишье, предшествующее грандиозному прорыву в развитии.

Читайте также:  400 человек на самоизоляции было отказано в получении пропусков

Первое поколение ЭВМ: ламповые компьютеры

Эпоху достаточно примитивных компьютеров прерывают первые ЭВМ, создание которых началось с 30-х годов на основе электронных ламп и реле. Это были громоздкие, неудобные в использовании, но прогрессивные для своего времени, компьютеры. Цена такого изобретения кусалась, поэтому позволить себе приобрести такую “штуку” могли только крупные корпорации и правительства некоторых стран.

Кроме дороговизны, были у первых электронных компьютеров и другие недостатки:

  • Большой электронный механизм требовал много электроэнергии и выделял много тепла.
  • Программное обеспечение в компьютере практически отсутствовало.
  • Количество команд, которые выполнял такой компьютер, было небольшим.
  • Выполнение действий было медленным, крайне мало было оперативной памяти.

Один из главных минусов ламповых компьютеров был как раз в этих самых лампах. Так как в одном устройстве их было порядка 15-30 тысяч, то, в случае поломки и необходимости замены, требовалось много времени и усилий, чтобы найти лампу и ее заменить.

Появление транзисторов и второе поколение ЭВМ

В 60-х годах произошел очередной виток в развитии – история компьютера перешла на второе поколение ЭВМ. Послужило этому изобретение транзистора – первого полупроводника, заменяющего электронную лампу.

  • Габариты такого компьютера значительно уменьшились.
  • Увеличилась производительность – от сотен тысяч до 1 млн. операций в секунду.
  • Память компьютера составляла несколько десятков тысяч слов, оперативка достигала до 32 Кбайт.
  • Благодаря транзисторному компьютеру начинается развитие языков программирования высокого уровня.

Изобретение транзистора поспособствовало настоящему всплеску в развитии компьютера. В различных странах – США, СССР, Англии, Франции, Японии – разрабатывают свои, все более совершенные вычислительные машины. Появляются устройства внешней памяти, устройства для ввода/вывода, многопроцессорная обработка и менее значимые структурные изменения компьютера.

Третье поколение ЭВМ: первые стандарты

Период с конца 60-х и до конца 70-х история создания компьютера относит к эпохе интегральных схем. Их появление позволило сделать серьёзный прыжок в развитии вычислительной техники – весь этот период именуют третьим поколением компьютеров. Возможность интегрировать в одну микросхему несколько полупроводниковых приборов позволило тогдашнему компьютеру значительно приблизиться к тому ПК, который мы знаем сегодня.

  • Компьютер значительно уменьшился в размере – его можно было с легкостью поставить на стол.
  • Производительность увеличена до миллионов операций в секунду.
  • За счет создания микросхем гораздо упростилась не только эксплуатация компьютера, но и его ремонт.
  • Машины третьего поколения были программно-совместимыми между собой, так как имели общую архитектуру.
  • Компьютер мог выполнять несколько задач одновременно.
  • В качестве внешних запоминающих устройств используются магнитные диски, которые работают гораздо быстрее своих предшественниц – магнитных лент.

Лидер по производству компьютеров IBM к началу 70-х выпустил более 20 различных моделей ЭВМ. В одной из последних разработок этого времени впервые появляется кэш-память. Над улучшением разработок многие страны объединяют усилия и подписывают соглашение о сотрудничестве в области вычислительной техники.

Четвертое поколение ЭВМ: микропроцессоры

В 70-е годы компьютер, наконец, стал персональным и доступным – начался период, который история создания компьютера кратко обозначает как “четвертое поколение ЭВМ”. Возникновение этой ступени развития компьютера стало возможным благодаря созданию компанией Intel первого микропроцессора. Вычислительная техника получила большое преимущество и начала быстро апгрейдиться – с каждым годом компьютеры становились все мощнее и компактнее.

История появления компьютера нового поколения началась с того, что японская компания Busicom заказала у американской корпорации Intel 12 микросхем для калькуляторов. Устройства были разных моделей и для каждого требовалась своя микросхема, но заморачиваться над маленьким заказом с созданием разных микросхем специалисты Intel не стали. Они просто сделали универсальный микропроцессор, который подошел бы в любое из устройств. Это стало толчком к тому, чтобы в 1972 году был создан более сложный 8-разрядный микропроцессор, который был использован уже в компьютерах.

Первые персональные компьютеры

Во второй половине 70-х годов развитие компьютеров достигло того момента, когда создание компьютера, доступного каждому, перестало быть проблемой. Но разработали его вовсе не крупные корпорации и мировые гиганты в производстве техники, а два студента – Стивен Джобс и Стив Возняк. Работали энтузиасты в гараже, создав там “Клуб самодельных компьютеров”, который позже превратится в корпорацию “Apple Computer”.

Это был первый компьютер, нацеленный на простых покупателей, а не на программистов – ПК не надо было собирать самому, он продавался в полностью готовом к использованию виде. Идея персонального компьютера была настолько успешной, а товар востребованным, что ее с успехом подхватили и другие производители.

Пятое поколение ЭВМ: попытка создания искусственного интеллекта

Некоторые эксперты выделяют всего четыре поколения развития компьютеров, предпочитая считать, что последний этап продолжается и до наших дней. На самом же деле, с середины 80-х возникает пятое поколение компьютеров, которое мы можем наблюдать воочию. Перед современными разработчиками стоит чрезвычайно непростая задача – создать интеллектуальный компьютер. Внедрение в вычислительную технику искусственного интеллекта продолжается и уже в этом направлении есть хорошие достижения.

Читайте также:  Ученые выяснили, что уровень доверия людей к роботам выше, чем предполагалось

Тем не менее пока далеко до создания по-настоящему интеллектуального компьютера, который мог бы не только автоматизировано решать задачи, но и самостоятельно манипулировать полученными данными и развить способность обучаться благодаря нейросетям.

История компьютера: от калькулятора до кубитов

Те компьютеры, которые мы привыкли видеть дома и в офисах, появились не так давно. Пожалуй, ни у какой другой техники нет такой богатой истории, как у ПК. С чего все началось и что повлияло на современные гаджеты, расскажем в нашей статье.

Когда появился компьютер?

Точное время изобретения компьютеров определить очень трудно. Их предшественники — механические вычислительные машины, например счеты, были придуманы человеком задолго до нашей эры. Однако сам термин «компьютер» намного моложе и появился только в XX веке.

Наряду с машинами с перфокартами IBM 601 (1935) важную роль в истории развития компьютерной техники сыграли первые изобретения немецкого ученого Конрада Цузе. На сегодняшний день многие считают, что есть несколько первых компьютеров, изобретенных примерно в одно время.

1936: Конрад Цузе (Konrad Zuse) и Z1

В 1936 году Конрад Цузе начал разрабатывать первый программируемый калькулятор, работа над которым была завершена в 1938 году. Z1 был первым компьютером с двоичным кодом и работал с перфолентой. Но к сожалению, механические части калькулятора были очень ненадежны. Реплика Z1 находится в Музее технологий в Берлине.

1941: Конрад Цузе и Z3

Z3 — это преемник Z1 и первый свободно программируемый компьютер, который можно было использовать в разных областях, а не только для вычислений. Многие историки считают, что Z3 — первый в мире функционирующий универсальный компьютер.

1946: системы обработки данных первого поколения

В 1946 году исследователи Экерт и Мочли изобрели первый полностью электронный компьютер ENIAC — Electronic Numerical Integrator and Computer (электронный цифровой интегратор и компьютер). Он использовался армией США для расчета баллистических таблиц. ENIAC владел основными математическими операциями и мог вычислять квадратные корни.

1956-1980 годы: системы обработки данных 2-5 поколений

В эти годы были разработаны языки программирования более высокого уровня, а также принципы работы виртуальной памяти, появились первые совместимые компьютеры, базы данных и многопроцессорные системы. Первый в мире свободно программируемый настольный компьютер был создан компанией Olivetti. В 1965 году стала доступна для покупки электронная машина Programma 101 стоимостью 3200 долларов.

1970-1974: Компьютерная революция

Микропроцессоры стали дешевле, и в течение этого периода времени на рынок было выпущено достаточно много компьютерной техники. Ведущую роль здесь сыграли, прежде всего, компании Intel и Fairchild. В эти годы Intel создал, первый микрокомпьютер: 15 ноября 1971 года был представлен 4-битный процессор Intel 4004. В 1973 году вышел Xerox Alto — первый компьютер с графическим пользовательским интерфейсом (монитором), мышью и встроенной картой Ethernet.

1976-1979 годы: микрокомпьютеры

Микрокомпьютеры стали популярны, появились новые операционные системы, а также флоппи-дисководы. Компания Microsoft зарекомендовала себя на рынке. Появились первые компьютерные игры и стандартные названия программ. В 1978 году на рынок вышел первый 32-разрядный компьютер от DEC.

IBM 5100

IBM разработала IBM 5100 — первый «портативный» компьютер весом 25 килограмм. Он имел 16 килобайт оперативной памяти, дисплей 16х64 и стоил более 9 000 долларов. Именно такая высокая цена не позволила компьютеру утвердиться на рынке.

1980-1984: первый «настоящий» ПК

В 80-е годы наступило время «домашних компьютеров», таких как Commodore VC20, Atari XL или компьютеров компании Amiga. IBM оказала большое влияние на будущие поколения ПК, представив в 1981 году IBM PC. Обозначенный IBM класс оборудования действителен и сегодня: процессоры x86 основаны на последующих разработках оригинального дизайна IBM.

В конце 1970-х годов существовало множество технических устройств и производителей, но IBM стала доминирующим поставщиком компьютерной техники. В 1980 году компания выпустила первый «настоящий» компьютер — он задал направление развития компьютерных технологий по настоящее время. В 1982 году IBM также вывела на рынок Word, NetWare и другие знакомые нам и по сей день приложения.

В 1983 появился первый Apple Macintosh, сделав ставку на удобство пользователя. В 1984 начали серийный выпуск ПК в СССР. Первый отечественный компьютер, ставший на поток, назывался «АГАТ».

1985/1986: дальнейшее развитие компьютерных технологий

В 1985 году вышел 520ST. Это был чрезвычайно мощный для того времени компьютер Atari. В эти же годы был выпущен первый миникомпьютер MicroVAX II. В 1986 году IBM вывела на рынок новую операционную систему (OS/2).

1990: Появление Windows

22 мая 1990 года появилась Windows 3.0, что стало большим прорывом для Microsoft в те годы. Только за первые шесть месяцев было продано около трех миллионов копий операционной системы. Интернет начал рассматривался как глобальный способ коммуникации.

1991-1995: Windows и Linux

В результате прогресса изначально очень дорогие компьютеры стали более доступными. Приложения Word, Excel и PowerPoint наконец объединили в пакет Office. В 1991 году финский разработчик Линус Торвальдс начал работу над Linux.

Читайте также:  Билайн с Huawei осуществили первый сеанс голографической связи

Во многих компаниях Ethernet стал стандартом передачи данных. Благодаря возможности подключения компьютеров друг к другу, становилась все популярнее модель клиент-сервер, позволявшая работать в сети.

1996-2000: Интернет приобретает все большее значение

В эти годы ученый-программист Тим Бернерс Ли разработал язык разметки HTML, протокол передачи HTTP и URL-адрес — унифицированный указатель ресурсов, чтобы дать каждому сайту имя и передать контент с веб-сервера в браузер. Начиная с 1995 года было доступно множество веб-редакторов, что позволило многим людям создавать свои собственные сайты.

XXI век: дальнейшее развитие

В 2003 году Apple выпустила PowerMac G5. Это был первый компьютер с 64-битным процессором. В 2005 году Intel создала первые двухъядерные процессоры.

В последующие годы основной курс развития стал направлен на разработку многоядерных процессоров, расчеты на графических чипах и также планшетных компьютерах. С 2005 года начали учитывать экологические аспекты при дальнейшей разработке компьютерной техники.

Новейшие технологии: квантовый компьютер

Сегодня ученые работают над квантовыми компьютерами. Эти машины основаны на кубитах. Как именно работают квантовые компьютеры, мы рассказывали в нашем журнале и в этой статье.

Обзор гаджетов для сна: Kokoon Relax и Amazfit ZenBuds — помогут ли они уснуть?

Новая категория устройств, смысла в которых пока не так уж и много.

Amazfit ZenBuds. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Технологии настолько активно проникают в нашу жизнь, что они заполонили собой уже каждую минуту. Но вместо причитаний, насколько это плохо, можно пойти по другому пути. Как говорится, если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней.

Проблемы со сном возникают примерно у 30 % взрослых людей. Эти цифры приводит ВОЗ, аналогичные цифры называет в своём исследовании бессонницы доктор философии (это аналог звания «кандидата наук», принятый в основном в англоязычном мире) Томас Рот.

Цифры очень большие. Одной из причин называют стресс в самых разных его проявлениях. Тут я должен ловко перейти к технологиям: пусть они и стали одним из источников стресса, но в то же время помогают от него избавиться. По крайней мере, в теории.

Я решил обратить своё внимание на два гаджета, признанных снизить стрессовую нагрузку на человека и дать ему нормальный сон. Первым гаджетом стали наушники Kokoon Relax, а вторым — «умные» амбушюры Amazfit ZenBuds.

Иллюстрация: Светлана Чувилева / Wylsacom Media

Разница между двумя устройствами кардинальная. Kokoon Relax — полноразмерные наушники с мягкими амбушюрами и оголовьем, а ZenBuds — маленькие и лёгкие TWS-наушники с приятным кейсом.

Kokoon

О Kokoon Relax наш шеф-редактор Сергей Кузьмин узнал из Instagram. Там эти наушники рекламировались как панацея от бессонницы. Он рассказывал о первом поколении Kokoon в обзоре берушей Bose:

Обзор умных беруш Bose noise-masking sleepbuds

24 Сентябрь 2018

Тогда Kokoon были проводными. Те наушники нам не удалось попробовать, но теперь вышло второе поколение. Тут уже избавились от проводов, а также добавили активный шумодав.

Комплект поставки Kokoon Relax. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Наушники совсем нелёгкие — 350 грамм. Для сна это довольно значительный фактор. Бо́льшая часть веса расположена на ушных чашечках: тут спрятана вся «умная» начинка: датчик ЭЭГ, гироскоп, Bluetooth-модуль и, собственно, сами драйверы.

Эти позолоченные штуки в чашечках — датчики ЭЭГ. По идее, они отслеживают активность мозга. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Надевая наушники, отмечаешь их удобство. Они очень комфортны и приятно обволакивают уши и голову. Были бы все наушники такими! Уши и голова не устают. В этом случае наушники создают очень приятное впечатление о себе.

Шумодав

Включаю шумодав. Появляется какой-то тихий шум, похожий по частотам на коричневый. Я предположил, что так и должно быть и наушники по умолчанию его запускают. Однако нет — в плеере приложения ничего включено не было. Грешу на активный шумодав, который есть в этой версии наушников. При этом я не могу сказать, что окружающие звуки стали тише после включения наушников. Выключил. Появилась нижняя середина в окружающем шуме, но его громкость действительно не изменилась.

Kokoon сообщает об адаптивном шумодаве, который будет подстраиваться под окружающий мир. Может, тут слишком тихо по мнению наушников? Включил для проверки белый шум на колонках. Затем включил Kokoon Relax. Подождал две минуты, мучая коллег. Белый шум тише не стал. В общем, очень странное активное шумоподавление. Какое-то оно неработающее.

Приложение

При первом запуске от вас потребуют указать год рождения, для чего будете использовать наушники (отдых, сон или отвлечение от посторонних шумов), как долго продолжаются ваши проблемы со сном и так далее.

Мне приложение не понравилось. Во-первых, оно выглядит как сайт какой-то юридической конторы из провинции США, сделанный больше десяти лет назад. Причём очень глубокой провинции:

Читайте также:  Вскоре появятся чипы, обладающие функционалом искусственного интеллекта

Во-вторых, выбор шума и музыки осуществляется в нижней части домашнего экрана, а сверху — рекомендации по сну, какие-то обучалки вроде того, как правильно дышать и лежать.

Уже затем идёт шум и музыка. Они разделены на несколько подгрупп: Soundscapes (окружающие шумы), Music, Binaural beats (звуки с очень широким стерео), а также Coloured noise («цветной» шум: белый, розовый и коричневый).

Из крутых моментов: в приложении вы можете запустить сразу две аудиодорожки. Например, мне понравилась смесь одного конкретного бинаурального бита со звуком осеннего дождя. Но как только звук дождя заканчивался, он начинался заново. Этот переход сделан очень грубо — дорожка начинает звучать очень резко.

Примерка и прислушивание закончилось, я взял наушники и поехал домой спать. Вначале самым сложным для меня оказалось прекратить ржать, поскольку мозг почему-то решил, что лежать в больших наушниках как-то глупо и смешно, также было сложно выбрать наиболее расслабляющие шумы.

Зачем-то я решил включить мурчание кошки. Дело в том, что я очень скучаю по своим двум хвостатым товарищам, которые остались с мамой в моём родном городе. И я наивно думал, что этот звук меня расслабит и отвлечёт от мыслей о работе и каких-то личных неурядицах. Отвлёк: он заполнил весь мой мозг и начал бесить своей синтетичностью. Так кошка не звучит — уж поверьте, я знаю.

Включил белый шум, розовый шум, окружающие звуки — всё не то. Океан меня раздражает, дождь отвлекает, треск костра звучит нервирующе, музыка надоедает через пять минут. «Что за хрень?» — подумал я.

В итоге я выбрал коричневый шум и вот уже начал устраиваться на подушке. У меня ортопедическая подушка для сна на спине и боку с поддержкой шеи — после её покупки сон стал чуть-чуть качественнее, а голова стала реже болеть. Почему-то я полагал, что наушники и подушка окажут какое-то впечатляющее воздействие и я с утра проснусь так, будто свежий и здоровый начал жизнь с самого начала.

Хрен там. Я выкинул подушку и взял обычную, поскольку оголовье наушников постоянно соскальзывало вниз. На обычной подушке стало получше, но всё равно постоянно приходилось поправлять наушники. Тут я начал злиться.

Оказалось, спать с этой фигнёй на голове нереально. Ну то есть как-то мне удалось задремать, но в итоге спустя часа два, чувствуя раздражение и злость от этой хрени, я скинул её с головы.

Спать на боку в них нереально, как бы нас не убеждали в обратном промофотографии:

Источник: Kokoon

Мне очень жалко этого парня-модель. Я знаю, как ему тяжело изображать на лице блаженство, превозмогая тот дискомфорт, что он испытывает — наушники очень неприятно вдавливаются в голову, мешая ей нормально держаться на подушке. Последняя, кстати, ещё сильнее способствует соскальзыванию «кокунов» с головы.

Мой вердикт: подходит лишь для сна сидя.

Фокус

Для написания этого текста я решил освежить воспоминания и снова надел эти «кокуны». Включил успокаивающую музыку, а на фон добавил звук осеннего дождя. И начал шпарить текст.

Каким-то чудным образом оказалось, что на работе стало намного легче сфокусироваться, чем без наушников. Ничто не обращает на себя внимание: не было ни воплей, ни соплей, ни шуток про коронавирус, ни криков о свежей порции пищи и всего того, чем живёт наш офис.

Не знаю, стоит ли фокусировка тех $349 (примерно, 25,8 тысячи рублей) до уплаты налогов, что за них просит официальный сайт наушников. Мне этот эффект понравился. Наверное, буду использовать эти наушники именно для работы.

Музыка

Эти наушники могут играть музыку, но лучшего этого не делать. Верхи приятно сглажены, но вот басов нет практически совсем. И это отмечаю даже я — человек, который особо не слушает басовую музыку.

Кстати, то самое бинауральное аудио шириной сцены не поражает. Никакого эффекта погружения не было, это была просто приятная слуху мелодия.

Amazfit ZenBuds

Уточню сразу, что эти беруши официально в России не продаются. В США за них просят $149 до уплаты налогов.

Опыт общения с «зенбадсами» у меня более продолжительный: я спал с ними три ночи, изучая их функциональность.

У «зенбадсов» форм-фактор гораздо более подходящий для сна: это лёгкие и невесомые «затычки». Каждый из этих наушничков весит по 1,8 грамма. Они могли бы совсем не ощущаться во сне…

Удобство

Если бы амбушюры были сделаны из более мягкого силикона, а их длина была бы больше, было бы топово. Но сейчас расположить с удобством эти беруши в ушах очень трудно: я перемерил все варианты амбушюр, отдавая себе отчёт о странности своих ушей, но под правое ухо так и не смог найти удобный вариант. Края амбушюр оказались слишком раздражающими мой ушной канал, из-за чего я испытывал дискомфорт и постоянно просыпался.

Читайте также:  В России появился официальный сервис по ремонту iPhone

Также в моих ушах создавался неприятный вакуум, из-за которого я слышал самого себя: своё дыхание, движение челюстью. Из-за этого приходилось постоянно перевтыкать наушники. За три ночи какого-то оптимального расположения берушей я найти так и не смог.

Комплектация Amazfit ZenBuds. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media

Тут на всякий случай поясню, что я на постоянке использую лишь накладные наушники и как раз «затычки». С последними эффект пробки возникает очень редко. А с Amazfit ZenBuds — каждый раз.

Зато с ними можно спать на боку! Но, опять же, из-за давления вы можете испытывать дискомфорт — всё-таки в ваших ушах находится инородный предмет.

Правый наушник у меня пищал — это был еле различимый высокочастотный писк. Не знаю, является ли это проблемой лично моих экземпляров или же это особенность всех «зенбадсов». Это крайне неприятно, особенно в тишине — если вы заметите этот звук, то всё. Отвлечься от этого шума я так и не смог.

Спал с этими берушами я три ночи, поскольку после двух из них сильно болела голова. Мне трудно сказать, с чем конкретно это связано — с самими «зенбадсами» или же с погодой и давлением (я, знаете ли, бумер, состояние которого очень сильно зависит от погоды, но не так сильно, как в те дни, что я носил Amazfit ZenBuds).

На третий раз удалось проснуться без острого желания принять аспирин. Я был относительно свеж. Но наушники были в кейсе — я их стянул с себя ещё ночью.

Из интересных штук: наушники показывают вашу активность во сне, как фитнес-трекер. При этом в них есть гироскоп, с помощью которого вы узнаете, как долго спали на спине или на боку. Хотя я не уверен, что наушники определяют разницу между лежанием на боку и просто повёрнутой на бок головой.

Также наушники могут отключать шум и музыку, если обнаружат, что вы уснули.

Все три раза я вынимал «зенбадсы» посреди ночи. Самое позднее, до скольки я смог терпеть дискомфорт от них — 4 утра.

Но я дал эти беруши нашему оператору Лёше Булгакову, чья фотография расположена на обложке этого текста. И он остался под приятным впечатлением от Amazfit ZenBuds:

Мне понравилось. Я в них хорошо поспал и вообще не просыпался. У ZenBuds очень приятный будильник.

Дискомфорта я не испытывал — удобные и лёгкие наушники. Пассивное шумоподавление отлично справляется со своей задачей — я не слышал кошку, которая каждую ночь устраивает дыгыдык. Зато вместо меня проснулась жена, хотя кошку обычно успокаиваю я.

Мне кажется, ZenBuds отлично подойдут тем, кто постоянно использует беруши — тут есть и будильник, и успокаивающие звуки, и музыка.

Оператор Wylsacom Media

Приложение

Приложение более понятно, да и выглядит оно гораздо приятнее и современнее, чем у Kokoon. А ещё тут есть русский язык.

Тут не так много звуков, часть из них предустановлена, а часть — нужно скачать. Тут же устанавливается громкость проигрываемых звуков.

Помимо сна, можно активировать режим отдыха, тогда наушники вас разбудят через какое-то конкретное время. Также режим «фокуса». Но, слушая своё дыхание, сфокусироваться мне не удалось.

Музыка

Amazfit ZenBuds играют только те звуки, которые есть в приложении Zepp. Вся музыка, запускаемая со смартфона, будет играть именно через его динамики.

Как мне бы ни хотелось получить чудесную пилюлю, которая поможет мне глубоко и менее чутко спать, ни Kokoon Relax, ни Amazfit ZenBuds с этой проблемой не справились. По крайней мере, в моём случае. Вероятно, как и в случае с любыми наушниками, всё очень субъективно: посадка, восприятие звука. Но я даже представить не могу, как кому-то будет нормально.

На стороне Kokoon отличный звук, больший комфорт во время носки, а также прекрасная возможность сфокусироваться во время работы. На стороне берушей Amazfit маленький вес, прикольный кейс и отлично выглядящее приложение.

Но спать в обоих экземплярах мне оказалось неудобно: Kokoon вообще соскальзывают с головы, а ZenBuds создают в ушах эффект «пробки», из-за чего я слышал все свои звуки, включая биение сердца, дыхание и так далее. Однако кому-то ZenBuds могут подойти — наш оператор Лёша оценил их по достоинству.

Поэтому пока я бы рекомендовал обращаться к этой категории продуктов с осторожностью. Видимо, они находятся в самом начале своего развития, а что-то интересное выйдет через несколько лет. Если категория, конечно, не загнётся от бесперспективности.

Ссылка на основную публикацию