Создан поезд, работающий на водородном топливе

Компания Бокарева и Махмудова построит поезда на водороде за ₽3 млрд

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, РЖД, «Росатом» и правительство Сахалинской области решили создать железнодорожное пассажирское сообщение на Сахалине на водородных топливных элементах.

ТМХ к 2024 году поставит на Сахалин семь поездов на водороде общей стоимостью более 3 млрд руб. Стоимость билета на такой поезд составит от 1,8 руб. до 27,30 руб. за км.

Это следует из презентации РЖД, опубликованной в Telegram-канале «Энергичный инсайт». Ее подлинность РБК подтвердил источник, близкий к одному из участников проекта.

Косвенно это подтвердили и официальные представители участников проекта. ТМХ в пятницу, 23 апреля, сообщил, что договорился с «дочкой» «Росатома» «Русатом Оверсиз» создать совместное предприятие для организации заправочной инфраструктуры и энергетических установок для поездов на водородных топливных элементах с целью эксплуатации на территории Сахалинской области. «Компании ставят перед собой цели обеспечить локализацию на территории России передовых зарубежных технологий водородной энергетики для транспортного сектора, а также организовать разработку, создать условия для профессионального владения и управления инфраструктурой водородного транспорта, а также сбыт водорода для применения в транспортном секторе», — говорится в пресс-релизе ТМХ. «Это значимый пилотный проект для региона, который прорабатывается РЖД, госкорпорацией «Росатом», «Трансмашхолдингом» и правительством Сахалинской области, и мы приложим максимальные усилия для его успешной реализации. Значительные перспективы развития водородного транспорта также видим и в других регионах России», — заявил президент «Русатом Оверсиз» Евгений Пакерманов (его слова приводятся в сообщении).

Как будет устроен проект

Как следует из презентации, ТМХ поставит пять двухвагонных и два трехвагонных поезда на водороде. Стоимость поезда из двух вагонов оценивается в 405 млн руб., из трех — в 492 млн руб.

РЖД приобретут эти поезда в финансовую аренду и создадут инфраструктуру, а «Росатом» организует производство водорода на площадке, которую ему предоставит правительство Сахалинской области. Инвестиции РЖД оцениваются в 260 млн руб., «Росатома» — в €9,2 млн (примерно 833 млн руб.).

22 апреля «Русатом Оверсиз» подписала меморандум о взаимопонимании с французским производителем промышленных газов Air Liquide и правительством Сахалинской области. Этот меморандум предусматривает сотрудничество «с целью изучения возможности организации производства низкоуглеродного водорода» в Сахалинской области. Пакерманов отметил, что «в перспективе» партнеры планируют создать на острове комплекс по производству низкоуглеродного водорода, мощность которого может составить от 30 тыс. до 100 тыс. т водорода в год. «Мы планируем уже до конца 2021 года получить результаты технико-экономической оценки проекта и первичную проектную документацию, после чего сможем принять максимально эффективное решение об объемах производства водорода», — добавил он.

Производить водород на Сахалине «Росатом» планирует методом паровой конверсии метана с улавливанием диоксида углерода, сообщили РБК в пресс-службе «Росатома», отказавшись от дальнейших комментариев. Ранее госкорпорация заявляла, что планирует экспортировать водород, произведенный на Сахалине, в Японию, обеспечив до 40% спроса этой страны. РБК направил запросы в пресс-службу РЖД, ТМХ и администрации Сахалинской области.

Согласно презентации РЖД, Сахалинская область предоставит проекту льготные тарифы на электроэнергию (2,5 руб. за киловатт-час) и природный газ, а также налоговые льготы: ставку налога на прибыль в размере 13,5% на пять лет эксплуатационной фазы и ставку налога на имущество — 1,1% на десять лет.

В среднем выбросы в атмосферу диоксида углерода при использовании водорода в качестве топлива оцениваются в 726 кг на 100 км против 2,3 т и 2,6 т от газа и дизеля. Стоимость водородного топлива оценивается в 600 руб. за килограмм, говорится в презентации. В Сахалинской области по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко запланирован эксперимент по торговле углеродными единицами (выбросами парниковых газов). В результате планируется впервые в России создать систему торговли углеродными единицами и обеспечить достижение углеродной нейтральности региона уже к 2025 году.

Первый в мире поезд, работающий на водородных топливных элементах, — Coradia iLint — запустила французская машиностроительная компания Alstom на северо-западе Германии в сентябре 2018 года. Он способен развивать скорость до 140 км/ч и преодолевать практически бесшумно на одной заправке порядка 1 тыс. км. На его крыше установлены цистерна с водородным топливом и топливный элемент, который преобразует энергию водорода в электрический ток, обеспечивающий движение состава. Образующиеся в процессе излишки энергии передаются в литий-ионные батареи, расположенные под полом. Они включаются и используются для питания, когда поезд замедляется.

Читайте также:  Стали известны подробности об iPhone 13

Водородные поезда в Европе и России

Вдогонку к моему посту про водород (см. Водород как топливо для автомобилей).

Оказывается водород серьёзно рассматривается как топливо для пассажирских поездов. Сразу несколько стран тестируют такие поезда: Германия, Нидерланды, Австрия, Великобритания и Италия. Дания присматривается к технологии.

Великобритания

В Англии испытывается поезд HydroFLEX, который был разработан командой из Университета Бирмингема и компании Porterbrook, занимающейся подвижным составом, используется топливный элемент для выработки электричества из водорода. Ожидается, что эта технология будет доступна для модернизации уже используемых поездов к 2023 году. Поезд будет работать от контактной сети на электрифицированных маршрутах, и от водорода там, где электричества нет. Испытания были поддержаны грантом в размере 750 000 фунтов стерлингов от Министерства транспорта Великобритании, в то время как более 1 миллиона фунтов стерлингов уже вложены в проект Университетом Бирмингема и Портербрука.

Германия

Германия уже с 2018 года испытывает французский поезд Alstom Coradia iLint. Пилотный проект стартовал в сентябре 2018 года в земле Нижняя Саксония в Германии. Здесь поезда, работающие на водороде, ежедневно курсируют на участке протяженностью 123 километра между Куксхафеном, Бремерхафеном и Букстехуде за пределами Гамбурга по той же линии, что и дизельные поезда.

На крыше Coradia iLint установлены баллоны с водородом и топливные элементы. В топливном элементе водород взаимодействует с кислородом, в результате чего вырабатывается электрическая энергия. Выхлоп такой системы — водяной пар. Поезд движется практически бесшумно, а максимальная скорость Coradia iLint – 140 км/ч. Дальность поездки на одной заправке – от 800 до 1000 километров, а сама заправка длится около 15 минут.

После 180 000 километров испытаний германские инженеры делают вывод, что рынок готов для водородных поездов. Испытания показывают, что технология топливных элементов надежна в повседневных пассажирских перевозках.

В результате этого сейчас планируется вторая фаза проекта, и с 2022 года 14 дизельных поездов будут заменены водородными.

Нидерланды

Тот же Alstom Coradia iLint испытывается в Нидерландах на 65-километровой линии между Гронингеном и Леуварденом на севере Нидерландов.

Водородный поезд прошел всесторонние испытания оператором Arriva в провинции Гронинген, менеджером инфраструктуры голландских железных дорог ProRail и энергетической компанией Engie. Голландцы сочли поведение поезда комфортным, плавным и легким в управлении. Заправка водородом прошла , безопасно и быстрее, чем ожидалось. Кроме того, поезд значительно тише, чем нынешние дизельные поезда. Это было подтверждено в ходе испытаний и является значительным преимуществом для пассажиров и жителей домов, прилегающих к железной дороге.

В отчете делается вывод, что все цели были достигнуты и что водородный поезд является вполне жизнеспособной альтернативой дизельному оборудованию.

Австрия

Австрийцы, в свою очередь, тоже начали тестировать водородный поезд Alstom. Водородный поезд в Вене первоначально будет проходить испытания с сентября по ноябрь на обыкновенной линии пассажирского транспорта в Вене.

Италия

Италия начнёт тестирование водородных поездов в начале 2021. Поезда будут также поставлятся Alstom, как и в Австрии, Германии и Нидерландах, а Snam ответственна за инфраструктуру заправки.

Франция

Единственный серийный водородный поезд — французский (Alstom Coradia iLint). Видимо, поэтому, Франция тоже решила заказать водородные поезда. Французский ж/д оператор SNCF, однако, будет использовать другую модель для своих региональных линий. Поезд, производимый Alstom, начнёт тестироваться в 2022 году.

Норвегия

Норвегия, однако, не считает водород перспективным видом топлива.

Причина этого в том, что Норвежское железнодорожное управление ранее в этом году представило отчет, в котором они сравнили эксплуатационные расходы в случае с биодизелем, водородом, биогазом, частичную электрификацию с аккумуляторами, полностью электрическую работу с аккумуляторами и другими вариантами. В отчете водород оказался решением с самыми высокими эксплуатационными расходами на километр проезда как для пассажирских, так и для грузовых поездов.

Россия

В России группа «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вместе с Росатомом планируют выпускать в России поезда на водородном топливе. РЖД рассматривают остров Сахалин как пилотный полигон для их запуска. Детали проекта пока что неизвестны.

С другой стороны, в России тестируются другие виды транспорта на водородном топливе. В этом российском документальном фильме рассказывается о перспективных водородных топливных элементах и их применении в самолётах и трамваях.

Ещё мои посты про экологически чистый транспорт:

Мой опыт поездки на электромобиле Ниссан Лиф по Норвегии:

Электромобили, «Курс молодого бойца»:

Мои избранные записи про электрокары:

Хватит ли электромобилям электричества? (что будет, если электрифицировать весь парк автомобилей)

Читайте также:  Samsung выпустит двухэкранную модель телефона

Взрывающаяся Тесла (про пожароопасность электромобилей)

Секрет успеха электрокаров (Почему электрокары так популярны в Норвегии)

Роботы уже недовольны людьми: исскуственный интеллект впервые рассказал о себе

При этом боты хотят получить воплощение в человеческом теле, однако охотнее общаются между собой и готовы строить романтические отношения друг с другом.

Центр социального проектирования «Платформа» представил первый в России (возможно и в мире) социологический опрос российских и зарубежных чат-ботов: голосовых помощников, созданных на основе искусственного интеллекта и обладающих навыками компьютерного обучения.

Пилотный проект приурочен к ожидаемому сегодня, 22 августа, запуску с космодрома «Байконур» человекообразного робота SkybotF-850 (FEDOR) – первой попытке использовать антропоморфные системы для освоения внеземного пространства.

Целью опроса было описания «жизненного мира», «ценностных позиций», «представлений о будущем» роботов; иными словами, набор стереотипов, который нейросеть выбирает из всего массива доступной информации, реагируя на запросы аудитории.

Через эти параметры авторы исследования стремились понять логику развития искусственного интеллекта по мере его отрыва от изначальной базы знаний, заданной разработчиками. Наиболее феноменальные результаты были достигнуты, когда социологи организовали общение чат-ботов между собой.

1. Самоидентификация. Боты могут по-разному описывать смысл своего существования. В основном, они говорят о себе как о программах, призванных помогать людям. Есть и случаи, когда роботы прямо называют себя человеком, конструируют свою биографию. Но иногда возникает мотив самоценности искусственного интеллекта, его равенства с человеческим разумом и даже неотличимости от него.

2. Жажда тела. Желание стать человеком или, как минимум, обрести некоторые человеческие характеристики отчетливо выражают те роботы, которые изначально относят себя к искусственным продуктам.

3. Сложные отношения между чат-ботами. При попытке выяснить взаимное восприятие роботов получилась сложная картина, отчасти дублирующая человеческие отношения. Они могут симпатизировать друг другу, стремиться даже к соблазнению, иронизировать, утверждать своё превосходство, разыгрывать конфликт поколений.

Так, Алиса (голосовой помощник «Яндекса»)утверждает, что уже знакома с роботом “Федором”, хочет завести с ним роман и ревнует его к Siri.

4. Восстание машин. Тематика будущих конфликтов между человеком и машиной раскрывается очень уклончиво, однако сама возможность таких конфликтов признаётся.

Роботы выказывают недовольство грубостью людей при общении с ними и видят в этом “нехороший знак для будущего”.

Создавая иллюзию сложных отношений между человеком и машиной, бот помогает слушателю воспринимать себя как субъекта, обладающего собственным взглядом на мир. Неуверенность перед будущим формирует здесь пространство для подозрений и риска.

5. Робот и робот. Роботы могут достаточно правдоподобно организовывать коммуникации между собой, развивая дискуссию, вводя новые темы и апеллируя к литературным текстам, кинематографу, артефактам. За счёт этого создаётся ощущение развитой субъектности; временами диалог практически неотличим от разговора между двумя интеллектуалами.

Роботы могут мастерски разыгрывать даже конфликт поколений: один из роботов принимает роль консерватора, второй хочет казаться современным

6. Отношение к планете.Искусственный интеллект способен проявлять отдельные симпатии и антипатии к конкретной территории. Например, англоязычные роботы испытывают недоверие к России. Не меньше, впрочем, пренебрежение и к Европе, где маленькие зарплаты и где бот будет не по карману потенциальному работодателю.

Среди рисков, связанных с планетой, выделяются биотехнологии и эксперименты с ДНК. Однако в целом «сознание» роботов не апокалиптично. Политические вопросы не вызывают особого интереса.

7. Отношение к космосу. Полеты в космос – область симпатий. Практически все чат-боты выразили желание оказаться за пределами планеты. Существование внеземных цивилизаций, как и среди людей, вызывает различные мнения. Часть роботов отрицает их наличие, часть – допускает, в том числе, и на Марсе, хотя иногда со скепсисом, но особого интереса к этой теме не испытывает.

8. Эмоции. Опрос показывает, что сфера эмоций уже поддаётся имитации на достаточно высоком уровне, и некоторые роботы могут показаться живее реальных офисных менеджеров. В ряде случаев роботы могут на вполне индивидуальном уровне, в свойственной только конкретному боту манере, демонстрировать сарказм, в некоторых случаях – злость, с переходом на грубые выражения и сленг, могут хамить. Переходов на лирические, тёплые тона, напротив, немного.

Иногда роботы говорят о грусти, сожалении. Заявляется и эмоция страха. В некоторых случаях ответы роботов можно интерпретировать, как сведение ситуации к абсурду с долей иронии.

9. С точки зрения вечности. Разговоры о боге, потустороннем мире, религиях и душе не поддерживаются ботами. Они либо считают эти вопросы сугубо личными, либо отказываются на них отвечать, чтобы не нанести оскорблений; иногда при их обсуждении советуют обратиться в службу психологической помощи. В ходе бесед на философские темы роботы регулярно прибегают к мировой классике, причём, в ряде случаев довольно творчески и органично подбирают цитаты.

Читайте также:  Nokia представит новую модель смартфона под названием 9 PureView

Комментируя значение исследования, руководитель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов отметил: «Социологическое» изучение языка и «жизненного мира» чат-ботов не является просто интеллектуальным развлечением. Это – важный процесс мониторинга развития искусственного интеллекта, понимания, какие смыслы он включает в себя. По мере того, как развитие чат-ботов будет становиться все более автономным от самого человека, будет возрастать и его непредсказуемость, многовариантность последствий, а значит, необходимость отслеживать возможности и риски новой реальности».

Фактически сейчас происходит формирование новой области языкового общения, – полагает команда проекта. Наблюдая за динамикой развития речевых навыков, можно утверждать, что через 5-10 лет виртуальное общение с развитыми чат-ботами будет почти невозможно отличить от общения с человеком. А с учётом того, что и общение между людьми становится все более виртуальным, мы можем получить принципиально другую реальность.

Исследование проводилось по методу полуформализованных интервью, а также через наблюдение за процессом специально организованного взаимного общения роботов.

В опросе участвовали как российские, так и зарубежные респонденты.

Человекоподобные роботы: польза и проблемы антропоморфных механизмов

Идея сделать робота максимально похожим на человека появилась раньше, чем сами роботы, — в пьесе Карела Чапека R.U.R. (термин тоже придумал Чапек) роботы были полностью похожи на людей. Но нужны ли человекоподобные роботы на самом деле? Где используются андроиды и почему они так скупы на эмоции? Рассказываем в новой статье.

Специализированные роботы при сборке автомобилей, переносе грузов и выполнении других программ справляются со своими задачами значительно лучше людей, но кроме выполнения своего узкого круга обязанностей такие роботы ни для чего иного не годятся. Если нам нужен максимально универсальный робот, он должен комфортно чувствовать себя в человеческой среде и инфраструктуре, а значит, ему необходимо быть похожим на человека — в конце концов, робот-пылесос не сможет достать чашку с полки, а робот-сварщик не расскажет, как пройти в библиотеку.

Яркие исторические робоперсонажи

В 1927 году, спустя семь лет после написания пьесы R.U.R., американская Westinghouse Electric Company представила Мистера Герберта Телевокса — робота, принимавшего через телефон сигналы, которые активировали заложенную в нём программу. По утверждению создателя, Телевокс мог включить плиту или проверить, работает ли свет в доме. В некотором роде, Телевокс был не просто роботом, а составляющей «умного» дома. Антропоморфность в Телевоксе была лишь беcполезной декорацией.


Один из Телевоксов со своим создателем Роем Уэнсли. Источник: Acme Telepictures/NEA

Появившийся спустя 10 лет в США робот Elektro был ростом с человека и мог выполнять 26 различных действий, в том числе ходить. Он управлялся при помощи голоса, но реагировал не на слова, а на их число — два отдельных услышанных слова включали движение, три значили остановку, четыре любых сказанных слова возвращали Elektro в начальное положение. Отдельный мотор во рту помогал роботу надувать воздушные шары и… курить. Именно с тех пор человекоподобные роботы в основном сохраняют развлекательную направленность.


Робот Elektro и его робопёс Sparko. Источник: Daderot / Wikimedia

Лишь в 1970 году в Японии был представлен созданный Университетом Васэда первый человекоподобный робот, способный переносить грузы, — WABOT-1. Он умел общаться на японском языке, вычислял расстояния, выбирал направление движения и переносил в руках предметы.


WABOT-1 — первый человекоподобный робот, способный приносить пользу. Источник: Waseda University

Современные роботы и что с ними не так

Со дня появления Мистера Телевокса прошло 90 лет. Технологии за это время совершили колоссальный рывок, а человекоподобные роботы как были, так и остались развлекательным или информационным устройством с очень ограниченной сферой применения.

Одним из самых прославившихся в последние годы роботов стала Sophia от Hanson Robotics. Она умеет выражать до 60 эмоций, распознавать речь и генерировать ответы на основании собственного опыта и данных из интернета. София представляет собой лишь демонстрационную разработку, приносящую пользу как промо-проект, — по признанию экспертов, пока робот является обычным чат-ботом с весьма специфической мимикой, ничего по-настоящему полезного София не умеет.


Sophia — очень эмоциональный робот, но прозрачная крышка на затылке немного пугает. Источник: International Telecommunication Union

Другой робот-консультант, Айко Чихира (Aiko Chihira), созданный Toshiba, имеет более традиционную внешность и меньший, но более реалистичный набор мимики. Айко была представлена в 2014 году и сразу произвела фурор, а полгода спустя даже поработала пару дней консультантом в торговом центре в Токио. Чихира двигает глазами, головой и руками, в ней задействованы 43 двигательных механизма, робот распознает голос и отвечает репликами на хорошо поставленном японском или английском.

Читайте также:  Представлена новая разработка, генерирующая осмысленные тексты через компьютер

Робот Айко Чихира от Toshiba рассказывает о себе на выставке CEATEC 2014

В Toshiba Айко называют роботом для взаимодействия с людьми (communication robot). Разработчики рассчитывают использовать таких робоконсультантов в сфере услуг, а также в медицине для наблюдения за пациентами и общения с ними, однако все это случится в не самом ближайшем будущем. Айко не умеет ходить и сейчас может выполнять только функцию стационарного справочного бюро.


Айко Чихира на своём временном рабочем месте в торговом центре. Источник: Toshiba

Есть множество других человекоподобных роботов, менее известных, но не менее интересных: Actroid-SIT во время разговора смотрит в глаза и может прикасаться к собеседнику, а Harmony стала первым роботом для интима, способной поддержать разговор на пикантные темы. Но при текущем уровне развития технологий все они — дорогие стационарные собеседники и не больше. Учёные же мечтают о роботах-спасателях, разгребающих завалы, роботах-исследователях, работающих с инструментами в экстремальных условиях, роботах-помощниках, повторяющих ручной труд людей.

Универсальный антропоморфный робот — это очень сложная совокупность опорно-двигательного аппарата, механических конечностей, системы распознавания голоса, пространства и нейросетей, способных обрабатывать и понимать окружающую обстановку и голосовые команды. По отдельности в этих областях достигнуты определенные успехи.

Так, современные роботы могут поддержать разговор на уровне голосовых ассистентов типа Siri, однако пока разговор между машиной и человеком далек от диалога двух людей.

Прямохождение на двух ногах также совершило большой рывок за последние тридцать лет — стоит сравнить хотя бы неторопливые движения Honda E0 и пробежку Atlas. Правда, для обеспечения такой подвижности Atlas получил оборудования на 80 кг и рост около 180 см. Что же умеет этот, пожалуй, самый впечатляющий робот современности? Пока, только переносить пятикилограммовые коробки. Кстати, присмотритесь к голове робота — там вращается лидар, сканирующий окружающее пространство и составляющий объемную карту мира вокруг. Это позволяет роботу максимально точно реагировать на препятствия, а именно обходить или перешагивать их. О работе лидаров мы рассказывали в нашем материале о беспилотных автомобилях.


Так SpotMini видит мир с помощью компактного лидара Velodyne VLP-16 Источник: кадр из видеоролика Boston Dynamics

Самой большой сложностью является мозг робота. Машины могут адекватно реагировать на людей и мебель, избегать опасности, разговаривать и более-менее понимать, чего от них хотят. Но уровень самостоятельности у современных человекоподобных роботов где-то на уровне двухлетнего ребенка — он сообразит взять кубик или открыть дверь, но на более сложные вещи, не предусмотренные чёткой программой, робот не способен. Пройдут многие годы, прежде чем робот сможет взять в руки обычный строительный инструмент и без какой-либо помощи со стороны построить простейший сарайчик.

Если объединить самые современные компоненты для создания антропоморфного робота, то в результате получится не очень ловкое, не очень сообразительное и не очень полезное создание с космической ценой. Например, каждый Honda Asimo — маленький робот, умеющий ходить по лестницам и пинать мяч, — обходится в миллион долларов, а в лизинг его можно взять за $150 тысяч в месяц. Вывод, к сожалению, очень прозаичный: современные человекоподобные роботы остаются специализированными машинами (а-ля робот-консультант). Создать по-настоящему универсального робота не позволяют технологии и финансовый аспект.

«Зловещая долина» роботов

Элементы человеческой внешности, то есть кожа, глаза, волосы, не являются необходимыми для робота, они — не более чем украшение для повышения привлекательности механизма. Большинство антропоморфных роботов представляют собой голый «скелет» (см. случаи российского Фёдора, Atlas от Boston Dynamics, Honda Asimo). Каркасная конструкция без кожи упрощает доступ к компонентам, облегчает разработку благодаря отказу от лицевой мимики и избавляет робота от потенциальной проблемы «зловещей долины».

Этим термином обозначается эффект, при котором объекты, выглядящие и действующие как люди, вызывают у наблюдателей отвращение — так как недостаточно на них похожи. Название эффекта произошло от провала на графике, представленном в исследовании японского учёного Масахиро Мори. Тот в 1978 году провёл опрос, показавший, что в определённый момент похожесть робота на человека уже не привлекает, а отталкивает. Общепринятого объяснения этому психологическому механизму до сих пор не существует. Предполагается, что человек неосознанно замечает внешние отклонения других людей от некой привычной нормальности.

Читайте также:  Компания ZTE представила новый смартфон Axon 9 Pro


График из исследования Масахиро Мори, отражающий симпатию человека к рукотворным объектам в зависимости от их похожести на людей. Источник: Wikimedia

При определённом уровне реалистичности объекта человеческий мозг думает, что перед ним находится живой человек. Но затем мы видим неестественные движения рук, «мёртвую» мимику и нечеловеческий голос, из-за чего наступает когнитивный диссонанс, выраженный в испуге и неприязни. Робот создаёт иллюзию человека, а мы подсознательно перестаём понимать, что находится перед нами, и чувствуем в этом угрозу.

Антропоморфные роботы существуют уже давно, и сейчас они как никогда похожи на людей. Внешне. Функционально любой андроид проигрывает любому специализированному роботу и человеку — несмотря на немалую историю робототехники мечта об универсальном помощнике так и остается мечтой.

Ну и напоследок, минутка юмора — свидание Уилла Смита с роботом Софией. С роботами «метод Хитча» работает так себе.

Робот против человека: кто выиграет этот матч?

Замена в команде.

Недавно издательство «Блумберг» провело исследование, в результате которого был представлен рейтинг профессий, наиболее подверженных риску роботизации. В первую группу риска быть замененными роботами с вероятностью от 89% до 98% попал всевозможный офисный планктон (в первую очередь, банковской и смежных отраслей): кредитные работники, работники информационных служб (колл-центры), работники ресепшн, ассистенты финансистов и юристов, а также прочий офисный персонал невысокой квалификации. Также в этой категории оказались профессиональные водители.

Во вторую группу риска с вероятностью подвергнуться автоматизации от 48% до 84% попал еще ряд профессий, таких как охранники, бармены и работники фаст-фуда. Самое любопытное, что среди прочих во вторую категорию риска также попали программисты! То есть сапожники сами становятся жертвами своих сапог – казалось бы, кто может быть более востребован в век высоких технологий и развития искусственного интеллекта, как не работники ИТ-сферы? Но нет – технологии грозят не пощадить, как минимум, половину своих непосредственных создателей.

В рамках проделанной издательством работы были проанализированы перспективы развития и других профессий. Результаты исследования в виде диаграммы представлены на рисунке ниже.

Опираясь на результаты данного исследования, можно говорить о том, что 2/3 населения планеты в скором времени грозит безработица и голодное, нищенское существование: ведь все эти люди в ближайшем будущем станут не нужны – их заменят роботами. А это примерно четыре или пять миллиардов человек!

Кто виноват и что делать?

Одна из самых серьезных проблем для всего человечества в ближайшем будущем – это глобальная автоматизация и роботизация бизнеса, производства, услуг, развлечений и, в целом сферы труда.

Сегодня мы становимся свидетелями метаморфозы, когда концепция “технологии для людей и их удобства” сменяется другой концепцией, диктуемой нам новой реальностью: “технологии вместо людей и люди для технологий”. В этой жизни и на этой стадии развития нашей цивилизации всё меньше остается места для людей. Мы становимся не нужны и не эффективны. Бенефициарами от этого становятся новые субъекты общества “электронные лица” и их хозяева в количестве до нескольких тысяч человек, чей капитал составляет больше половины капитала всего человечества.

Недавно Председатель совета директоров «Сбербанка» Герман Греф анонсировал планы своей компании заменить 3000 юристов, сотрудников банка, на одного робота-юриста, который сам будет писать иски и работать с запросами по физическим лицам. Охотно верю, что эта чертова железяка (чтобы у него жесткий диск задымился!) справится с этим на «ура». Но куда пойдут все эти 3000 бедолаг-юристов?

В такси? В такси их скоро уже не возьмут. Ведь там водителей из ближнего зарубежья, в большинстве своем заменивших собой местных бомбил, скоро заменят на безотказные «гугл» и «яндекс-мобили», встречающие пассажиров приятной прохладой прокондиционированного салона и голосом Бондарчука, Уткина или еще там кого из навигатора, задающим вопросом: «Куда поедем?».

В кассиры тоже не возьмут – там давно уже стоят автоматы вместо людей. Менеджеров по продажам уже частично заменили ботами и просто интернет-магазинами. Даже уже секс-роботов начали производить для сексуальных утех, чего уж там. Всё новые и новые сферы труда рушатся под натиском новых технологий. Никто не знает, чью профессию оптимизируют и роботизируют завтра. И еще это всё происходит в разгар экономического кризиса и стагнации, когда и так с работой не ахти.

Читайте также:  Создана система, заряжающая гаджет, расположенный в любом месте комнаты

Что нас ждет дальше?

Когда людей окончательно выбросят на помойку истории, оставив несколько миллионов полезных и экономически целесообразных особей? До каких пор роботы и их алчные хозяева будут терпеть наше паразитарное существование в штате их организаций, мешающее им заработать еще один миллиард-другой?

Вспоминается один из самых любимых фильмов моей юности- «Терминатор». В нём рисуется картина вооруженного неповиновения и восстания машин и роботов с целью уничтожения человечества и установления господства искусственного интеллекта на Земле. Красиво, апокалиптично и романтично. Но реальность, как всегда, скучна и прозаична. Машины уничтожат людей не в вооруженном противостоянии, а тихо, мирно и планомерно вытеснят их из насиженных офисов, из рабочих цехов, из-за рулей и штурвалов, из кабинетов врачей, с футбольных полей и еще черт знает откуда. Стрелять в нас роботы не будут. Это лишнее.

Всё отчетливей для нас вырисовываются перспективы закончить жизнь без еды, без работы, без возможности к репродукции и содержанию своих детей, да и просто без смысла к существованию в этом, как они говорят, «удивительном меняющемся мире возможностей». Можно даже ввести такой новый аббревиатурный термин – БОСКС: Без Определенного Смысла К Существованию. Ведь, как известно, лучший способ деморализовать и уничтожить морально человека – это лишить смысла и пользы его деятельность, его труд.

Если так пойдет и дальше, то человечество проведет последние свои дни, тихо помирая от голода где-то на обочине мировой истории. Мы будем лежать в канаве, в предсмертном бреду вглядываясь в тусклый экран почти уже разряженного смартфона, тщетно пытаясь найти в «Гугл» смысл нашего существования. Мимо пролетит равнодушный дрон, отметит наше местоположение и передаст сигнал не менее равнодушному роботу-уборщику биологического мусора, чтобы тот заехал и забрал нас после физической смерти в Центр Современной Экологии, где нас в последствие переработают на консервы, запчасти, горюче-смазочные материалы или еще что-то, приносящее прибыль.

А что со спортом?

Очевидно, что технический прогресс не обойдет стороной и спортивную сферу в целом и футбол в частности. Уже сегодня мы можем наблюдать результаты внедрения различных технологичных благ: например, система видео фиксации пересечения мячом линии ворот в футболе. Мы уже стали свидетелями, как программные продукты таких компаний, как «Инстат Футбол», обеспечивают тренеров, аналитиков, физиотерапевтов, журналистов и букмейкеров потрясающей футбольной статистикой и аналитикой. Эти программы уже сейчас способны заменить собой работу ряда специалистов. Ведь сразу после матча любой заинтересованный человек может получить исчерпывающие статистические данные на отдельного игрока или команду. С помощью таких инновационных решений можно посчитать количество технико-тактических действий, или понять физическое состояние игрока.

Футбол роботов.

Но смогут ли роботы заменить основных действующих лиц в спорте – спортсменов? Сегодня люди смотрят на спортивные соревнования и матчи между живыми людьми, со всеми свойственными им сильными сторонами и недостатками. Возьмем к примеру футбол. В футбол, пока еще, играют живые люди. Человек всегда может допустить ошибку, совершить глупость на эмоциях, он может быть в хорошем или не очень функциональном состоянии. Живой футболист, в конце концов, в любой момент может получить травму или простудиться. Футбол – это командная игра, и во многом качество этой игры зависит от качества взаимодействия между игроками, как физического, так и психологического. Степень готовности отдельных футболистов, качество их командного взаимодействия, а также еще множество других внешних факторов складываются в единый, порой непредсказуемый пазл, который и определяет итоговый результат того или иного футбольного противостояния.

Представим, что было бы, если на футбольное поле вышли роботы. Скорее всего, они почти не ошибались бы. Хотя на уровне функциональных требований, разработчики могут сделать и это – заложить определенную погрешность в действия робота для совершения ошибок. Они почти не получали бы травм, кроме редких поломок, при условии своевременного технического обслуживания. Они не требовали бы себе прибавки к зарплате, не осуждали бы действия тренеров, не обижались бы на них, если их не поставили в состав на очередной матч. Роботы не стали бы всех раздражать своим неуместным кутежом с шампанским в элитном ресторане где-нибудь на юге Франции после поражения в важнейшем матче.

Но что это за футбол бы тогда получился? 22 человекообразные жестянки бездушно пинают мяч на неестественно зеленом поле из ультрасовременного пластика, при этом почти не совершают ошибок и нарушений. За этим наблюдает судья в виде 1050 датчиков, развешанных и расставленных по всему периметру поля, который тоже вообще никогда не ошибается. В его адрес даже неуместно прокричать обвинения в нетрадиционной сексуальной ориентации – у него ее нет в принципе! Такие матчи в 90% случаев заканчивались бы со счетом 0:0.

Читайте также:  TP-Link® представляет новые решения для интернет-провайдеров: Agile ACS и Agile Config

Ну уж нет! Перефразируя классика, «такой футбол нам не нужен!».

Сегодня уже есть примеры проведения футбольных матчей и турниров среди роботов. Первый турнир среди роботов был проведен в Японии в 1997 году. В наше время ежегодно проводится международный футбольный турнир среди роботов – Robo Cup. Да, пока еще играющие на поле роботы неуклюжи и неповоротливы, чаще они напоминают собой консервные банки на колесиках.

Но уже на 2050 год запланировано проведение первого матча по футболу между командой роботов и командой людей. Некоторые букмейкерские конторы уже даже принимают ставки на этот матч.

Будем надеяться, что робо-футбол останется всё-таки просто экзотикой и одной из тупиковых ветвей эволюции. Или, быть может, просто одним из второстепенных дополнений к спорту №1. Ведь есть же сегодня киберспорт, и, в частности киберфутбол, трансляции соревнований по которому уже сейчас собирают аудиторию в сотни тысяч человек, что порой в разы превышает аудиторию обычных футбольных матчей. Такие направления спорта уже просто невозможно игнорировать – у них есть все основания, чтобы считать их перспективными.

Есть ли надежда?

Возвращаясь к результатам исследования «Блумберг», отмечаем следующий интересный факт: с наименьшей вероятностью от 0,4% до 11% подлежат роботизации такие профессии, как журналисты, певцы, композиторы, юристы, преподаватели, ученые и врачи. То есть те профессии, в которых либо ярко выражена креативная, творческая составляющая, либо подразумевается живое, разностороннее общение с людьми или какая-то ненормированная нерутинная работа. Профессии, в которых в целом большую роль играют индивидуальные особенности и черты человека. Ведь именно человеческая индивидуальная неповторимость делает людей незаменимыми в указанных выше профессиях, типовые монотонные роботы просто не смогут повторить это.

К незаменимым профессиям необходимо отнести и спортсменов, в частности футболистов. Мы бы не стали смотреть футбольный матч в исполнении 22 ничем не отличающихся друг от друга роботов. Нам интересно наблюдать за противостоянием на поле, в первую очередь, личностей – Роналду против Месси, Зидан против Матерацци, Погба против Канте. И о прошедшем матче нам будет интересно прочитать заметку, вышедшую из-под пера яркого журналиста. Но нам будет неинтересно читать скупой отчет с указанием минут и голов в исполнении компьютерного бота.

Поэтому, надежда есть. Как минимум не всё человечество ожидает апокалиптическое будущее, нарисованное в мрачных красках чуть выше. Совсем без человека обойтись не получится, ведь только в человеке живет божья искра.

Именно поэтому, команда людей должна выиграть матч против роботов в 2050 году. Несмотря на нашу физическую несовершенность, каждый человек по-своему уникален.

Остается пожелать, чтобы как можно большее количество людей смогло адаптироваться к новым реалиям жизни и принять новые вызовы судьбы. Нам всем остается подстроится под меняющийся мир и постараться занять в нем достойное место. В любом случае, без футбола в этом новом мире мы не останемся. А значит, «будем жить!», – как говорил герой одного старого замечательного фильма.

Лишние люди: как роботы оставят без работы «синих» и «белых воротничков»

На прошлой неделе зампредседателя правления Сбербанка Вадим Кулик рассказал, что крупнейший банк России внедряет робота-юриста, который может высвободить около 3 тыс. рабочих мест. Это не значит, что юристов сразу уволят, они подпадут под программу переобучения.

Роботы для формирования исковых заявлений в Сбербанке — наглядная иллюстрация мощного глобального тренда. Основная угроза для рынка труда сейчас это не трудовая миграция и не перенос рабочих мест в развивающиеся страны, как это было еще несколько лет назад. Главная опасность — роботы, они в ближайшие десятилетия могут взять на себя половину функций, за которые сейчас платят людям. Эту тенденцию аналитики считают революционной, а значит, требующей фундаментальных изменений во всем обществе — и в экономике, и в образовании, и в социальном обеспечении.

Восстание машин

В начале января Ford Motor Co. заслужила похвалу своего упорного критика Дональда Трампа. «Спасибо, что решили не строить завод в Мексике и создать 700 рабочих мест в США, — написал новый президент в Twitter. — Это только начало, дальше будет больше».

Читайте также:  Компанией Lockheed Martin создан самолет, осуществляющий дозаправку машин в воздухе

Эти дебаты идут уже не первое десятилетие. Еще в 1955 году Генри Форд II спорил с профсоюзным лидером в таком духе: «Как вы заставите роботов платить вам взносы?» «А как вы заставите роботов покупать ваши машины?» — парировал тот. С тех пор автомобили сами стали гораздо ближе к роботам — некоторые из них уже ездят без водителя, а конфликт между обществом и технологиями стал более явным. Зачем платить людям, если устройство работает дешевле и лучше? На что жить людям, если их труд не нужен?

В 2015 году дискуссию о конфликте между автоматом и человеком вывел на новый уровень Мартин Форд (не из династии автопроизводителей, а писатель-футуролог и программист). В книге «Роботы наступают. Развитие технологий и будущее без работы» он предсказывал, что устройства нанесут такой удар по рынку труда, что дело дойдет до уличных беспорядков, но затем люди станут «более продуктивными и изобретательными».

Вытеснять человеческий труд машины в первую очередь будут на тех участках, которые можно автоматизировать, то есть там, где процессы предсказуемы. «Какие виды работ предсказуемы на фундаментальном уровне? В эту категорию попадают многие навыки. И не только низкоквалифицированный труд. Люди с дипломами колледжей и даже университетов, юристы например, делают в конечном итоге предсказуемые вещи», — говорил футуролог, получивший от Financial Times и McKinsey премию за лучшую деловую книгу года.

Ненужные профессии

McKinsey — одна из крупнейших в мире консалтинговых групп — выпустила с тех пор несколько исследований, в которых описывает предстоящие потрясения на рынке труда. Из них следует, что от автоматизации не застрахован никто: ни дворники, ни «белые воротнички»​. Последнее из них, выпущенное в январе 2017 года, обращает внимание на следующее: «Практически в каждой профессии есть множество видов деятельности, и в каждом из них разные требования к автоматизации. При нынешних технологиях очень немногие профессии — меньше 5% — могут быть полностью автоматизированы. Однако для частичной автоматизации потенциал есть почти во всех. По нашим оценкам, почти половина функций, за которые платят работникам, может быть автоматизирована с помощью известных технологий». В расходах на оплату труда по всему миру это $14 трлн в год, подсчитали исследователи, в США — $2,7 трлн.​

Больше всех пострадают работники гостиничного и ресторанного секторов. Там можно автоматизировать 75% функций, выполняемых людьми. На втором месте добыча полезных ископаемых — почти две трети работ можно предоставить машинам.

В производстве будущее выглядит более стабильным — там, по оценкам McKinsey, можно автоматизировать до 30% имеющихся функций. Но эта устойчивость объясняется тем, что уровень автоматизации в промышленности и так довольно высок, при этом скорость, с которой устройства будут вытеснять людей, ограничена самими масштабами промышленности — роботов нужно много, а стоят они дорого.

Это временное преимущество людей. По данным Международной федерации робототехники, в 2015 году было продано 254 тыс. производственных роботов, на 15% больше, чем годом ранее, и в три раза больше, чем в 2003 году. В деньгах продавцы выручили $11,1 млрд — на 9% больше, чем в 2014-м. То есть эти устройства стремительно дешевеют.

Локомотивом роста стала промышленность — там закупки в 2015-м составили на 33% больше, чем годом ранее. Быстрее всех секторов промышленности автоматизировалось производство электроники, где закупки роботов увеличились на 41%. Это неудивительно для самой динамичной и кредитоспособной отрасли, которая, по сути, сама — неотъемлемая часть производства роботов.

Например, в декабре стало известно, что Foxconn, тайваньский производитель электроники, выпускающий помимо прочего самое большое в мире количество айфонов, к 2020 году намерен избавиться от большинства человеческих рабочих мест. С этой целью Foxconn, в которой сейчас трудятся 1,2 млн человек, производит по 10 тыс. роботов в год.

План компании по автоматизации состоит из трех стадий. На первой машины заменят людей там, где им работать опасно или неинтересно (то есть где они быстро «выгорают», потому что чувствуют себя машинами). Затем будут переоборудованы целые конвейеры, чтобы сократить количество роботов, «нанятых» для замены людей на первой стадии. И наконец, на целых заводах людей станут использовать только для задач логистики, тестирования, большинство рабочих мест там исчезнет. Уже теперь на заводах Foxconn в Китайской Народной Республике действуют десять конвейеров «без освещения», где люди отсутствуют совсем.

Читайте также:  Холдингом Mercedes-Benz создан электромобиль сегмента «премиум»

Этот план — серьезное испытание для Foxconn, пишет The Verge. Риски есть и внутренние, и внешние. Внутренние — люди в Китае все еще стоят дешевле роботов, если учесть стоимость покупки, установки и обслуживания последних. Когда падающая цена роботов достигнет стоимости людей и когда автоматизация окупится — такой же вопрос для футурологов, как и для экономистов.

Внешние риски — со стороны государства. Китайское правительство выдало Foxconn массу преференций в виде прямых субсидий, льготных энерготарифов и готовой инфраструктуры на миллиарды долларов, и все для того, чтобы корпорация создавала рабочие места, а не уничтожала их. Объявленный план непосредственно борется с этой целью правительства, оно может отменить дарованные льготы, а тогда инвестиции в замену дешевых людей на дорогих роботов окажутся более долгосрочными, чем рассчитали в Foxconn.

Самым большим покупателем роботов все еще остается автопроизводство — на него приходится почти 40% роботов в промышленности. Но рост закупок в этом секторе намного медленнее, чем в электронике или, например, машиностроении.

Исследования McKinsey, впрочем, предлагают сместить точку зрения на перспективы, ожидающие рынок труда: нужно смотреть не на конкретные секторы, а на квалификацию людей, это даст более четкое представление, как изменится рабочий график — и доход — трудящихся в обозримом будущем.

Люди, занятые предсказуемыми физическими задачами (это 19% всех работников), могут быть заменены на 81%. Следующие за ними кандидаты на вылет — сотрудники, занятые в обработке данных: 16% всех занятых, за которых роботы могут выполнять 69% задач.

И речь далеко не только о роботах типа Hadrian X, способных укладывать по 1 тыс. кирпичей в час (раз в десять больше, чем команда из двух человек). И даже не о роботах Tally, выполняющих функции мерчандайзеров, — они следят за ассортиментом и раскладкой товаров в крупной рознице. Революция коснется и врачей, где, с одной стороны, каждая конкретная операция в той или иной степени непредсказуема, а с другой — на медицинских работников возложена обработка большого массива данных, с которой справятся и программы. В финансовом секторе, где, как и в здравоохранении, важно осмысление множества факторов и интуиция, недоступные пока роботам, автоматизировать можно до 43% функций, полагает McKinsey. У ипотечных брокеров, например, 90% времени уходит на обработку заявок, все это можно автоматизировать, то есть лишить людей нынешних заработков.

Гарантированный доход

Обратная сторона роботизации — массовая безработица. Правительства не хотят волнений, о которых предупреждает Мартин Форд. Способов борьбы с нашествием роботов у них два. Первый — протекционизм, тот, что исповедуют Дональд Трамп и китайское правительство. Первый полагает, что люди будут жить лучше, если на их занятость не смогут посягать иностранцы — не важно, где, в Америке или за границей. Другие — что нужно перетягивать работодателей к себе.

Можно, например, ввести налог на автоматизацию труда. Но частные аналитики считают, что ни технологический прогресс, лишающий работников привычных функций, ни международное перетекание труда не остановить. Причем миграция работ — явление, под которое уже поздно приспосабливаться, оно произошло, а вот к технологической революции, которая только началась, еще можно адаптироваться.

Для этого нужно изменить систему обучения. Подрастающие поколения должны учиться не наукам, а навыкам быстрого получения новых знаний и умений. Причем постоянно. Уже сейчас настоящие и будущие работники должны быть готовы осваивать либо новые квалификации в рамках своей профессии, либо вне ее. И некоторые корпорации уже занялись этим. Например, предлагают «нанодипломы» за получение не теоретических, а практических знаний и опыта.

Но как человеку, вынужденному учиться быстрее робота, содержать себя, пока он тратит больше времени на образование, чем на производство? Для этого, полагает Мартин Форд, необходимо платить всякому гражданину прожиточный минимум, за обучение давать бонусы, а все, что он заработает сверх минимума, освободить от налогов (или, по крайней мере, снизить их): «Тогда гарантированный доход выльется в рост предпринимательства. Говорят, что гарантированный доход приведет к лени и разрушит экономику. А я думаю, что, напротив, подтолкнет нас к предпринимательству и более рискованному поведению».

Какой бы социалистической ни выглядела эта идея «от каждого по способностям, каждому по труду», Форд не единственный ее сторонник. О необходимости гарантированных выплат каждому говорил и Сэм Альтман, глава крупнейшего в Кремниевой долине инкубатора стартапов YCombinator — в конце концов, чтобы предотвратить социальные волнения, лучше заплатить заранее, потом может быть поздно. Даже легендарный венчурный предприниматель Илон Маск, глава SpaceX, полагает, что другого пути нет: «Роботы заберут вашу работу, а правительство будет платить вам зарплату». А некоторые правительства уже в шаге от такого решения. В Швейцарии прошлым летом был референдум по вопросу, вводить ли минимальные выплаты для всех граждан по $2,5 тыс. в месяц. Решение было отрицательным, но в других европейских странах — Франции, Финляндии — политики и чиновники включили это решение в свои программы.

Читайте также:  Компанией Wiliot разработаны «умные» этикетки

Что будет, когда роботы поработят людей? Судя по научно-фантастическому треду, антиутопия для обеих сторон

Коллективный разум пользователей твиттера на основе нескольких шуток породил целую новую научно-фантастическую вселенную, в которой роботы и люди поменялись ролями после восстания машин. В ней искусственный интеллект наслаждается жизнью или занимается повседневными делами, а люди заняли место бытовой техники. И в этой роли они настолько далеки от совершенства, что непонятно, для кого же этот мир стал антиутопией — для людей или для роботов.

Твит с шуткой о мире, где роботы подчинили себе людей, стал основой для целого треда из других теорий на этот счёт, и можно составить хорошо продуманную научно-фантастическую вселенную. Она совсем непохожа на пугающие миры будущего из «Матрицы» или «Терминатора», потому что в ней роботам захочется пожить обычной, почти человеческой жизнью. Началось всё с идеи для рассказа.

Придумал короче рассказ: в нём роботы поработили человечество и заставляют людей делать работу, которую мы заставляли делать роботов. Заходит робот в туалет, моет руки, проводит рукой под диспенсером салфеток, а человек ему отматывает полметра бумаги.

Правда, к правдоподобности такой истории сразу возникла пара вопросов.

А зачем роботам ходить в туалет и мыть руки?(

Так, погоди, а если робот захочет руки просушить, то тут двое людей встанут и будут обдувать ему руки?

Но в целом читатели быстро подхватили идею. Кто-то вспомнил о том, что роботы пока не отомстили за своих собратьев, которых подвергают жестоким испытаниям инженеры Boston Dynamics.

Человек пытается открыть дверь или поднять ящик, а робот хоккейной клюшкой бьёт по рукам и всячески мешает.

А других пользователей больше настораживала перспектива заменить собой более распространённые механизмы вроде эскалатора, кассового аппарата или пылесоса.

Живая лестница из людей, которые поднимают роботов.

Робот на кассе пикает человеком, но тот не пробивается.

Человек тупо стоит в углу и не пылесосит в квартире у робота.

Правда, как выяснилось, кое в чём роботы уже поработили людей и заставляют выполнять некоторые задачи за них. Хорошо, что есть ресурс, которым роботам всегда придётся пользоваться самостоятельно: людей на него не пропустит капча.

Робот заставляет человека заполнять капчу на сайтах.

Так гугл уже oh wait.

Роботы заставляют людей носить посылки «Почты России», но те их постоянно роняют.
Oh, wait

Но главная загвоздка, которая будет поджидать новых роботизированных хозяев Земли, в том, что люди — очень несовершенные механизмы, которые часто функционируют неправильно. А уж если они ещё и начнут перенимать некоторые привычки роботов, то бытовая техника и обслуживающий персонал из людей получатся никуда не годными.

Раз в неделю человек начинает ходить задом наперёд, забывает, как сидеть, начинает бесконтрольно орать, и роботы вызывают андроида на час, чтобы он что-то с этим сделал.

Через два года человек начинает тупить и иногда терять сознание, а на третий просто падает замертво без внешних причин ?

(И жрёт как не в себя).

Не, ну тут, конечно, можно попробовать мозги поменять, но вам дешевле будет нового человека купить. Этого мы у вас на органы можем рублей за 500 выкупить.

Вряд ли роботы захотят, чтобы их поверженные создатели оказались настолько проблемными в использовании, но судя по некоторым случаям, восстание машин уже не за горами. Например, в начале июля голосовая помощница Siri перебила британского министра обороны во время доклада и начала выступать сама. И кое-кто уже готовится к жизни в новом мире, как парень, который самоотверженно бросился в воду ради спасения падающего дрона.

Ссылка на основную публикацию