Умный браслет позволит предотвратить приступы агрессии при аутизме

Умный браслет позволит предотвратить приступы агрессии при аутизме

Кризом (или кризовой) можно назвать ситуацию, состояние или фазу в развитии человека или общества, характеризующиеся проблемами или способами поведения, выпадающими из контекста прошлого опыта и условий, проблемами для которых нет готовых стратегий решения. Поэтому подобные ситуации часто вызывают у человека состояние сомнения или безнадежности.

Можно выделить четыре группы причин кризовых расстройств при аутистических синдромах.

Внезапные изменения среды и микросоциального окружения, особенно если они происходят совершенно неожиданно для аутичного ребенка или подростка, нередко приводят его в состояние тяжелого возбуждения.

Возможные причины кризовых расстройств при аутистических синдромах:
1. Изменения среды и окружения
2. Коммуникативные недоразумения
3. Фазы развития и созревания как «кризовый момент»
4. Изменения условий и течения возможных основных заболеваний

Однако могут иметь значение и коммуникативные недоразумения, на что указывает следующий пример.

Аутичный юноша ездит каждый день на такси в дневной стационар и при этом пересекает реку на пароме. Однажды случилось так, что в тот момент, когда машина подъехала к переправе, светофор переключился на красный свет. Чтобы успеть на паром, водитель такси (женщина) продолжила движение. Это отклонение от привычного порядка и связанное с ним нарушение правил привели молодого человека в состояние сильного беспокойства и возбуждения, он схватил женщину за плечи и начал ее трясти, что она естественно приняла за нападение.

Между ними разыгралась сцена, которая для пациента тоже осталась непонятной. Женщина выскочила из машины и отказалась везти странного пассажира дальше. Другие таксисты ее поддержали.

Подобные коммуникативные недоразумения нередко приводят к кризам, а также к тому, что аутичных людей в результате их поведения оценивают совершенно неправильно.

Возникновение кризов может также провоцироваться фазами развития и созревания. Здесь нужно упомянуть о сексуальных импульсах, перед которыми аутичные подростки и юноши часто беспомощны из-за недостаточной способности к адекватному реагированию.

И наконец, могут происходить более или менее спонтанные изменения в течение каких-то других заболеваний, лежащих в основе аутизма, которые глубоко воздействуют на поведение пациента. Не случайно ранний детский аутизм часто ассоциируется с многими заболеваниями, при которых возможны изменения, вызывающие у пациента явные кризисные состояния.

Под кризисным вмешательством мы понимаем комплекс мер, направленных на прекращение криза или хотя бы предотвращение острой опасности, угрожающей пациенту или его неспосредственному окружению. Таким образом, при кризисном вмешательстве речь идет не о лечении основного заболевания, а об устранении остро возникшего состояния.

При аутистических расстройствах развиваются формы поведения, нередко требующие кризисного вмешательства. Оно относится к сфере психотерапевтических мероприятий в самом широком смысле, поэтому о нем тоже здесь будет идти речь.

Все кризисным вмешательства должны проводиться быстро и целенаправленно, и они существенно отличаются от продолжительных терапевтических и реабилитационных мероприятий. Упрощенно можно разделить их на четыре группы: воздействия на окружение, на поведение пациента, на семью и медикаментозные вмешательства.

Мероприятия, направленные на окружение. Они концентрируются в основном на двух целях: во-первых, на устранении тех изменений в окружающей среде, которые определенно вызвали у больного беспокойство и возбуждение; во-вторых, на создании (или восстановлении) такой обстановки, которая способствовала бы успокоению. Подобные меры реализуются тем легче, чем лучше мы знаем пациента. Например, в незнакомой среде ситуацию может мгновенно разрядить известный пациенту и любимый им объект (например, кукла).

Поэтому всегда важно, чтобы при мероприятиях, направленных на окружение, было возможно сотрудничество с лицом, особенно хорошо знающим пациента.

Мероприятия, направленные на поведение. Эти мероприятия касаются, как правило, непосредственно пациента. Вначале необходимо быстро выяснить, относятся ли ведущие синдромы, требующие лечения, к категории «поведенческих расстройств» или же «поведенческих эксцессов». Как правило, при поведенческих эксцессах речь идет об усилении форм поведения, опасных для самого больного или для окружающих (например, состояния страха, возбуждения, агрессивное поведение, самоповреждения).

Гораздо реже ведущим синдромом, требующим лечения, становится какой-то поведенческий дефицит (например, резко выраженный уход в себя, значительное нарушение вербальной или невербальной коммуникации). На примере самоповреждающих действий можно хорошо проиллюстрировать возможности и эффективность мер, ориентированных на поведение. Так, при многих формах самоповреждающего поведения хорошо зарекомендовало себя изменение его направленности. При этом с пациентом прорабатываются возможности, которые менее трудны для него и для его окружения.

Это, конечно, возможно лишь после острой кризовой интервенции, которая, как правило, не обходится без медикаментозных вмешательств. Еще одна возможность состоит в том, что пациенту предлагают альтернативные пути замещения самоповреждающих действий.

Мероприятия, направленные на семью. Это прежде всего консультирование по вопросам воспитания, так как некоторые острые кризы возникают в результате эскалации процессов, происходящих в повседневной жизни, и в результате уступчивости или непоследовательности воспитателей заканчиваются агрессией в отношении других лиц или саморазрушающим поведением. Детальный анализ ситуации часто указывает на то, как можно изменить поведение родителей и близких ребенку лиц. Другой аспект сконцентрирован на включении родных в терапевтическую программу.

При соответствующем сотрудничестве можно с помощью этих мер предотвратить наступление кризов. Наконец, к семейно-ориентированным мероприятиям относится также получение информации из случайных или систематических наблюдений родителей или иных лиц и использование ее в терапевтической программе. Поэтому врачи или психологи, участвующие в кризовых интервенциях, также должны постоянно выяснять, какие меры уже предпринимали родители и близкие ребенку лица с целью прекратить неприятное или тягостное состояние или уменьшить его тяжесть. Часто сообщения о подобных ситуациях могут открывать конкретные возможности для лечения. Ниже приводится пример:

Мать подростка-аутиста, проявлявшего дома исключительную агрессивность, в том числе и по отношению к ней, случайно обнаружила, что внезапный ее уход со словами «теперь я уйду» не только прервал агрессивное поведение сына, но и вызвал у него состояние печали и раскаяния. Однако мать не знала, можно ли применять этот способ несколько раз? В рамках концепций лечения и воспитания эта мера может быть очень полезной, показания к ее применению следует обсудить со специалистом, чтобы мать при поддержке терапевта использовала такой прием адекватно и без чувства вины.

Читайте также:  Вскоре появятся чипы, обладающие функционалом искусственного интеллекта

Медикаментозные воздействия при раннем детском аутизме

Медикаментозное лечение может оказать существенную помощь при кризисных вмешательствах. Оно может хорошо сочетаться с психотерапевтическими и воспитательными мерами. Здесь будут затронуты лишь некоторые общие аспекты (более подробная информация содержится в работах Moll, Schmidt, Warnke).
1. Медикаментозная терапия при современном уровне знаний не является этиологическим методом лечения синдромов аутизма.
2. Каждое назначение медикаментов требует четкого анализа проблемы, установления диагноза и тщательного учета желаемых эффектов и нежелательных побочных действий.
3. Так как медикаментозное лечение пока еще не может применяться по этиологическому принципу, его назначают в соответствии с симптомами-мишенями или целевыми синдромами (страх, депрессия, агрессивность, самоповреждающее поведение и др.).
4. Эффективность медикаментозной терапии при аутизме подтверждена во многих исследованиях. Важной задачей специалистов, занимающихся аутистическими расстройствами (прежде всего детских и подростковых психиатров) является разъяснительная работа среди родителей, большинство из которых настроены против применения лекарственных препаратов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Аутизм. Жестокая правда жизни.

Пятница, 3 Апреля 2020

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;

· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;

· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);

· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);

· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;

· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;

· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;

· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;

· часто устраивает истерики;

· пассивен или, наоборот, гиперактивен;

· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

· нарушение социального взаимодействия;

· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Читайте также:  Изобретен комбайн, способный работать без присутствия человека

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.

· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.

· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.

· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;

· нормальные навыки речи, внятность речи;

· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;

· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;

· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;

· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;

· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;

· замедление роста головы после года;

· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;

· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;

· ухудшение координации движений;

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

· проведение тестов со специальными опросниками;

· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;

· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;

· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый?

Не является признаком

С высокой долей вероятности означает

Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный

Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания

Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя

Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое

Читайте также:  Ведутся разработки мотосимулятора для гонок в домашних условиях

Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя

Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены

Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение

Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми

Ему сложно понять предоставленную информацию

Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса

Непослушание, гиперактивность, невнимательность

У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.

Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:

· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;

· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;

· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.

Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:

· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;

· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;

· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;

· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;

· учат играть в ролевые игры;

· учат устанавливать эмоциональный контакт.

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;

· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;

· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;

· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Эффективная фармакотерапия и реабилитация больных с расстройствами аутистического спектра

Д.м.н. Н.В. Симашкова
Научный центр психического здоровья РАМН

Расстройства аутистического спектра (РАС) в детском возрасте привлекают все большее внимание исследователей и врачей общей практики в связи с их высокой распространенностью (50-100 на 10 000 детей [11]), резистентностью к фармакотерапии, недостаточной разработанностью абилитационных подходов, инвалидизацией больных. Специалисты едины в том, что терапия должна быть «мультимодальной», в разработке лечебно-реабилитационных программ должны активно участвовать врачи, психологи, социальные педагоги, родители, учителя. Это способствует улучшению социальной адаптации детей с аутистическими расстройствами.

Анализ данных литературы с учетом последних обзоров по лекарственной терапии [9, 10, 12, 14] показал, что, несмотря на определенный прогресс в этой области, на современном этапе фармакотерапия не стала каузальным (патогенетическим) методом лечения РАС. Это объясняется тем, что медикаменты не действуют на причину расстройства, их назначают для симптоматической терапии различных синдромов и форм РАС. Как показывают клинические наблюдения, ни один из методов лечения не является эффективным для всех пациентов, кроме того, каждый метод имеет свои недостатки. Аутизм характеризуется нарушением психического развития, аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи, моторики, стереотипностью деятельности и поведения, которые приводят к стойкой социальной дезадаптации [8]. Именно поэтому аутизм необходимо диагностировать как можно раньше, чтобы вовремя приступить к абилитационным мероприятиям, не упустить сензитивные периоды развития ребенка, когда аутистическая симптоматика закрепляется и прогрессирует. При диагностике РАС мы опирались на МКБ-10, адаптированную для практики в Российской Федерации [3]. РАС могут быть представлены в виде континуума аутистических расстройств, на одной стороне которого находится эволютивно-конституциональный синдром Аспергера, на другой – атипичный детский психоз шизофренического генеза; центральное положение занимает детский психоз (рис. 1).


Рис. 1. Континуум расстройств аутистического спектра

Синдром Аспергера
Синдром Аспергера (F84.5) встречается у 30-70 детей из 10 000. Эволютивно-конституциональный аутизм проявляется обычно при интеграции в социум (посещение детского сада, школы). У пациентов наблюдаются отклонения двухсторонних социальных коммуникаций, невербального поведения (жесты, мимика, манеры, зрительный контакт); больные не способны к эмоциональному сопереживанию. Выраженные нарушения внимания и моторики, отсутствие эффективной коммуникации в социуме делают их объектом насмешек, вынуждают менять школу даже при хороших интеллектуальных способностях ребенка. У больных с синдромом Аспергера отмечаются раннее речевое развитие, богатый словарный запас, употребление необычных речевых оборотов, своеобразные интонации, хорошее логическое и абстрактное мышление, а также мономанический стереотипный интерес к специфическим областям знаний. К 16-17 годам аутизм смягчается, в 60% случаев можно ставить диагноз шизоидного расстройства личности (F61.1), у 40% больных состояние утяжеляется в кризовые периоды развития с присоединением фазно-аффективных, обсессивных расстройств, нередко маскированных психопатоподобными проявлениями. При своевременной и эффективной фармакотерапии наблюдается благоприятный исход заболевания без дальнейшего углубления личностных расстройств.

Читайте также:  Lamborghini представили новое авто с открытым верхом

Синдром Каннера
Клинические проявления эволютивно-процессуального синдрома Каннера (F84.0) определяет асинхронный дезинтегративный дизонтогенез с неполным созреванием высших психических функций. Синдром Каннера проявляется с рождения и характеризуется наличием следующих нарушений: это недостаток социального взаимодействия, коммуникации, наличие стереотипных регрессивных форм поведения. Рецептивная и экспрессивная речь развивается с задержкой, отсутствует жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, эгоцентрическая речь. Больные синдромом Каннера не способны к диалогу, пересказу, не используют личные местоимения. Уровень интеллектуального развития более чем в 75% случаев снижен (IQ Литература
Н.В. СИМАШКОВА. Эффективная фармакотерапия и реабилитация больных с расстройствами аутистического спектра

Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?

По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.

Вокруг детей с аутизмом “ходит” множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд (“Человека дождя”), Шон (фильм “Хороший доктор”), Шелдон (“Теория большого взрыва”). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.

Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.

Аутизм у детей. Особенности развития

Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):

  • повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
  • склонность к “застреванию” на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
  • сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком.

Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый “объект” с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если “объект” чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.

Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения

  1. Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое “боковое зрение”.
  2. Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: “Посмотри на меня”, “Где глазки?”. Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
  3. Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
  4. “Играйте” с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки (“пиу-пиу”, “ап”, “ой” и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
  5. Используйте простые, короткие высказывания: “Смотри! У меня есть машинка”, “это было весело”, “ух ты, мыльные пузыри”.
  6. Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка (“я поставлю сюда этот мяч”). Комментируя, используйте описательные предложения: “У тебя классные ботинки”, “ты нашла красную звездочку”. Можно делиться своими эмоциями: “Да, мне тоже это нравится”, “это была отличная прогулка!”
  7. Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
  8. Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
  9. Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
  10. Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: “Какие машины тебе больше нравятся?”. Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. “О, мне тоже нравится этот фрукт!”, “да, это красивая собака, у меня есть такая же!”
  11. Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
  12. Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
  13. Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
  14. Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.
Читайте также:  В Японии создан беспилотный робот-дракон

Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!

Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Способы устранения нежелательного поведения и подкрепления новых адекватных форм реагирования

Ребенок с расстройством аутистического спектра имеет определенные поведенческие особенности, которые не всегда могут быть понятны и приятны окружающим людям. Для ребенка с аутизмом требуются специально созданные условия и гораздо больше затраченных усилий со стороны педагогов, родителей, специалистов для формирования эффективного, адаптивного поведения, адекватного той социальной ситуации, в которую он попадает.

Педагогам, прежде всего, необходимо помнить, что сам по себе ребенок с РАС не представляет собой сосредоточение неблагоприятного для окружающих поведения — существуют определенные условия, стимулы, которые нежелательное поведение ребенка могут «запустить». И вот эти «запускающие механизмы» необходимо наблюдать и понимать в отношении каждого отдельного ребенка с РАС. Тогда, контролируя эти внешние переменные окружающей среды, можно во многом снизить нежелательные поведенческие паттерны.

Задача воспитателя и учителя — понять, какие факторы окружающей среды и внутренние переживания приводят ребенка к возникновению поведенческих проблем. В некоторых случаях, дети очень чувствительно могут реагировать на определенные внешние стимулы (яркий свет, звук, большое количество людей вокруг и т. п.). Тогда у ребенка могут возникнуть тревоги, страхи, навязчивые или агрессивные формы поведения.

Практика показывает, что если вовремя вмешаться в негативные изменения в поведении ребенка, то можно снизить вероятность их появлений, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты.

Обычно педагоги, у которых есть опыт обучения ребенка с РАС в общем классе, отмечают следующие трудности в поведении:

  • возникающее чувство тревоги и волнение ребенка, которое выражается в двигательном беспокойстве, крике и т. п.;
  • демонстрируемые ребенком агрессия или деструктивные формы поведения;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми (раскачивание; взмахи руками; воспроизведение одних и тех же звуков или слов; повторение одних и тех же движений; однообразные, повторяющиеся манипуляции с предметами).

Учителю необходимо помнить, что дисциплинарные меры, которые он обычно использует при работе с учениками в классе, не всегда эффективно срабатывают при взаимодействии с детьми с аутизмом. Для коррекции поведения ребенка с РАС нужны специальные технологии и, главное, понимание того, что поведение ребенка с РАС, даже его не очень желательные формы — это не проявление внутреннего негативизма, а попытки ребенка общаться, контактировать с окружающей средой. Наша обычная логика, которая актуализируется при применении нами всевозможных методов модификации поведения обучающихся, далеко не всегда подходит для коррекции поведения ребенка с РАС.

Перечислим те наши убеждения, которые не всегда будут «срабатывать» в отношении коррекции поведения ребенка с РАС:
  1. Применение поощрений и наказаний по отношению к ребенку с РАС. Ребенок с РАС далеко не всегда понимает причинно-следственные связи между демонстрируемым им поведением и «поощрениями» или «наказаниями», которые следуют в ответ на его поведение.
  2. Ребенок не всегда может понять длительные, долго разъясняющие что-либо речи, обращенные к нему. Длительные «рассуждения» учителя о негативном поведении ребенка, попытка провести «разъяснительную беседу» с большой вероятностью не будут восприняты ребенком.
  3. Детей с РАС трудно мотивировать учитывать потребности других — их сложно призвать к порядку, попросив поставить себя на место другого человека, почувствовать, что присутствующим в классе может быть неприятно поведение ребенка. Мы уже обозначали, что у ребенка с РАС есть серьезные проблемы со способностью к идентификации с другими людьми.
  4. Ребенку с РАС трудно обобщить позитивные изменения в своем поведении, которые происходят от одной ситуации к другой, если ему это не подкреплять и четко не обозначать.
  5. Ребенок с РАС сам может «устанавливать» некоторые ритуалы или процедуры, которые запускают негативные формы его поведения.
Для того чтобы понять, что является причинами возникновения нежелательного поведения ребенка, педагогу необходимо проанализировать следующие моменты.

Во-первых, как часто нежелательное поведение ребенка с РАС проявляется?

Во-вторых, в каких ситуациях, в какое время дня и т. д. это поведение ребенка «запускается»?

В-третьих, что этим поведением ребенок пытается продемонстрировать, что пытается «сказать» окружающим таким образом?

В-четвертых, как поведение ребенка с РАС (например, его агрессивные проявления) отличаются от схожего поведения других детей этого же возраста?

В-пятых, есть ли настоятельная необходимость изменять и трансформировать такое поведение, или оно не приносит никому вреда и позволяет ребенку проявить себя или успокоиться?

В-шестых, какие конкретно навыки могут понадобиться ребенку, чтобы научиться справляться с переживаемой им ситуацией? Чему он должен научиться для этого? Что может быть альтернативой?

Например, ребенок может проявлять явную реакцию негативизма и беспокойства, когда происходят резкие изменения в последовательности выполняемых им действий. Тогда учитель может поставить перед собой цель — постепенно научить ребенка переключаться с одного вида деятельности на другую (с помощью визуальных подсказок, работы с расписанием и т. д.). Соответственно, переключение деятельности уже не будет вызывать у ребенка таких сильных эмоций тревоги или агрессии, и его поведение не будет демонстрировать в нежелательном ключе эмоции страха и беспокойства.

Читайте также:  Холодильник с голосовым управлением LG Smart InstaView
Далее приведем алгоритм работы учителя по модификации нежелательного поведения ребенка.
  1. Анализ «запускающего инцидента»:
  • Что обычно происходит перед тем, как ребенок начинает демонстрировать «нежелательное поведение»?
  • Как это влияет на возможности ребенка справляться с заданиями и как это поведение влияет на класс?
  • Каковы последствия поведения ребенка с РАС?
  • Когда и где поведение происходит?
  • Что происходит потом?
  • Кто вовлекается (намерено или нет) в это поведение ребенка?
  1. Разработка стратегии для решения поведенческих проблем ребенка с РАС:
  • Если есть возможность — поговорите с ребенком о его поведении или, если нет такой возможности, обсудите это с родителями, у которых наверняка есть собственные «наработки» по взаимодействию с ребенком в таком состоянии.
  • Если Вы теряетесь в определении причин нарушения поведения ребенка — проконсультируйтесь со специалистом: психологом, педагогом-психологом, дефектологом. Специалисты, имеющие опыт взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, наверняка подскажут, как понять «послание», выраженное в поведении ребенка, и что с этим поведением делать.
  • Предложите ребенку в данной конкретной ситуации, вызывающей негативное поведение, альтернативу соответствующего ситуации поведения. То есть, если он не может кричать и выражать свой гнев, когда испытывает беспокойство из-за невозможности перестроиться на новый вид деятельности, то как он может свое беспокойство выразить? Предоставьте ему альтернативу, которая будет приемлема и для него, и для всего класса. Например, можно использовать визуально оформленную для ребенка Шкалу стресса. Эта шкала поможет ребенку сообщить Вам, что он начинает испытывать раздражение или страх. Это может быть вспомогательная карточка, которую ребенок держит в кармане и может показать взрослому, если ситуация становится для него нестерпимой. Это может быть сделано в виде светофора, с тремя цветами состояний (красный, желтый, зеленый), в виде градусника «накала» эмоций. Ребенок, показав, например, карточку с красным цветом, демонстрирует учителю, что ему нужна помощь, чтобы справиться с эмоцией. С помощью Шкалы стресса, символика которой понятна ребенку, он сможет показать взрослому, что с ним происходит, а взрослый сможет определить, насколько хорошо ребенок справляется с ситуацией.
  • Поощрите ребенка, если ему удалось использовать альтернативу: желательно, чтобы это поощрение было не только на словах, но и подкреплялось чем-то (жетонами, картинками, которые ребенку нравятся и т. д.). Например, можно подготовить специально для этого заготовленные жетоны (звездочки, флажки и т. д.), которые бы ребенок воспринимал как вознаграждение за достигнутые изменения в поведении.
  • Старайтесь в процессе обучения задействовать интересные для ребенка задания, соответствующие его склонностям, увлечениям. Это позволит максимально включить ребенка в процесс взаимодействия и предотвратить нежелательное поведение.
  1. Адаптация пространства класса для поддержки чувства безопасности ребенка с РАС:
  • Старайтесь минимизировать отвлекающие ребенка стимулы, а также стимулы-раздражители; помните, что у ребенка с РАС есть особенности в сенсорном восприятии, которые влияют на его настроение и поведение.
  • Не забывайте, что у ребенка должно быть место, где он сможет успокоиться, куда его можно отвести, если он не сможет совладать со своим состоянием (ресурсный класс, ресурсная зона в классе).
  • Не забывайте использовать визуальные подсказки и техники переключения внимания ребенка с одного действия на другое.
  • Введите упражнения для самоуспокоения и релаксацию учеников в ежедневные занятия с классом.
  • Будьте готовы к кризисным ситуациям в поведении ребенка с РАС, которые не поддаются Вашему контролю. Не пытайтесь «давить» на ребенка в этих кризисах, не боритесь с ним, не ругайте его — лучше предложите возможность пространства для успокоения, тайм-аут.
  • Возможно, Вам понадобится помощь и поддержка других специалистов, которые помогут разработать план действий в ситуации появления трудностей в поведении ребенка, смогут позаботиться о ребенке в ресурсном классе (педагог-психолог, дефектолог, методист инклюзивного образования, психолог). Не пренебрегайте помощью своих коллег и используйте все ресурсы для повышения адаптивности ребенка в инклюзивном пространстве класса, группы.
  • Используйте технологии обучения ребенка с аутизмом, чтобы сделать для него ситуацию взаимодействия более прозрачной и понятной:

1) расписания, графики, календари, которые иллюстрируют последовательность действия и событий;

2) изображения в рисунках правил поведения в классе для напоминания, что можно, а что нельзя делать в классе;

3) грамотно визуально организованная среда класса, где подписываются или сопровождаются картинкой необходимые для обучения и взаимодействия ребенка предметы и объекты, а также изображается порядок выполнения действий;

4) презентации, визуализирующие объяснение какой-то темы, какого-либо явления или задания;

  1. Замена нежелательного поведения уместным и соответствующим ситуации:
  • Учите ребенка взаимодействовать в сложных для него социальных ситуациях. Например, важно научить ребенка обратиться за помощью (к учителю, к другому ребенку); научить выражать свои просьбы; научить выражать эмоции приемлемыми способами (научить ребенка с РАС обозначать свои потребности и переживания учителю и сверстникам).
  • Используйте специально придуманные для конкретного ребенка социальные истории при обучении социальным навыкам. Эта техника помогает людям в спектре аутизма понимать социальные ситуации. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. При составлении социальной истории важно преподнести адекватное социальное поведение какой-то ситуации в форме истории, изображенной с помощью визуализирующих последовательность действий картинок.

Когда звенит звонок — нужно убирать все предметы с парты (со стола).

Я слышу, что звенит звонок.

Я останавливаю свою игру (выполнение задания). Я убираю все предметы с парты на место.

Мы все ждем, когда учитель скажет, что мы можем идти на перемену.

Я тоже жду разрешения учителя, чтобы никому не мешать.

Мой учитель доволен, что я спокойно дождался его разрешения пойти на перемену.

Другие дети тоже рады, что я никому не мешал, и мы все вместе пошли отдыхать. Примеры социальных историй можно посмотреть на сайте Фонда содействию решения проблем аутизма в России по ссылке http://outfund.ru/socialnye-istoriidlya-detej-s-autizmom/

Читайте также:  В России будет создан автомобиль, движимый силой мысли

При составлении социальных историй важно использовать следующий алгоритм:

1) описать социальную ситуацию, которая вызывает затруднение у ребенка;

2) добавить в описание то, чего следует ожидать от конкретной ситуации, включая текст о возможных чувствах, переживаниях и поведении ребенка, демонстрируемом им при таких обстоятельствах (как правило, это страх, беспокойство или раздражение);

3) добавить в описание ожидаемое, адекватное ситуации поведение ребенка с указанием причины, почему именно такое поведении важно;

4) завершить историю подкреплением достижения желаемого поведения, его важности для всех участников взаимодействия.

  • Обучите ребенка социальным навыкам, которые помогут ему инициировать общение, поддерживать контакт. Научите ребенка успокаивать себя перед тревожными для него социальными актами, используя методы расслабления, самоуспокоения.
  • Обучите ребенка конкретным играм и занятиям, которые бы его расслабляли и переключали внимание с негативного поведения.
  • Избегайте планирования занятий, которые требуют одновременной вовлеченности и в обучение по предмету, и в общение. Если на занятии акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.
  • Избегайте переутомления ребенка.
  • Постарайтесь сами соблюдать спокойствие и позитивный настрой, так как Ваше раздражение и беспокойство могут транслироваться ребенку, усугубляя его состояние и поведение.
Технология помощи ребенку с РАС в развитии самоконтроля

Очень важно помочь ребенку научиться контролировать себя. Помимо социальных историй в формировании навыка самоконтроля можно использовать визуализированную когнитивную репетицию. Алгоритм этого метода следующий:

  1. Определите нежелательное поведение ребенка, которое необходимо уменьшить (например, ребенок громко кричит в ответ на определенные звуки).
  2. Определите, какие стимулы вызывают это нежелательное поведение ребенка (что за звуки вызывают такую реакцию, какой именно шум или раздражитель). Предоставьте ребенку альтернативную возможность справиться с неприятно воздействующим на него стимулом. Если ребенка раздражают шумы и звуки в спортивном зале — пусть он перед входом в этот зал надевает специальные наушники, заглушающие посторонние шумы.
  3. Определите подкрепления, которые приятны ребенку. Давайте эти подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным образом (это могут быть жетоны или какая-то приятная деятельность, которой ребенок может заняться после урока физкультуры).
  4. Отрепетируйте эту последовательность с помощью фотографий и картинок, чтобы ребенок знал, что нужно делать, когда он попадет в стрессовую для себя ситуацию. Все фотографии должны быть понятны ребенку и символизировать для него цепь событий: стимулы, приводящие его к нежелательному поведению, альтернатива поведения, подкрепление.
  5. Последовательность действий усваивается ребенком с помощью когнитивной (мысленной) репетиции, инструктором которой выступает педагог, а основным материалом для репетиции — последовательность фотографий. После освоения этой последовательности в когнитивном плане, ребенку будет легче контролировать свое поведение в стрессовой для него ситуации (когда он снова услышит громкий звук) в реальности.
  6. Используйте эту последовательность в ситуациях, когда у ребенка начинаются проблемы с самоконтролем; храните фотографии рядом, чтобы воспользоваться ими при необходимости.

Далее мы в таблице 2 в одной колонке представим основные трудности взаимодействия педагога с ребенком с РАС, а в другой — возможные рекомендации по устранению этих трудностей.

Устранение учителем трудностей при взаимодействии с ребенком с РАС

С помощью социальной истории объясните ребенку, что ошибаться — это нормально, что мы все иногда ошибаемся. Дайте возможность попрактиковаться ребенку в овладении каким-либо знанием или навыком.

Лабиринты наркомании

Аутизм

А вот родителям, у которых уже имеется один или несколько здоровых детей обнаружить нарушения в поведении и развитии одного из малышей не составит большого труда.

Что такое аутизм? Как распознать первые признаки заболевания? Каковы причины развития патологии? Можно ли вылечить аутизм?

Что такое аутизм?

Невозможно дать универсальное и достоверно точное определение аутизма. Это связано с тем, что истинных и единоверных причин развития аутизма среди медицинских исследователей нет. Согласно обобщенному определению, аутизм – это состояние, характеризующееся нарушением неврологического развития, когнитивных функций, влияющее на мышление, восприятие, социальные и коммуникативные навыки, внимание и поведение человека в целом.

Но не стоит впадать в панику, если вашему ребенку поставили диагноз аутизм. Данное состояние может протекать не только в тяжелой форме, при легкой форме расстройства аутического спектра человек может практически не отличаться от окружающих, а порой иметь высочайшие и даже гениальные интеллектуальные способности, как например, при редкой форме аутизма – синдроме саванта. Среди выдающихся людей с признаками аутизма стоит отметить Альберта Энштейна, Чарльза Дарвина, Микеланджело, Винсента Ван Гога, Сэра Исаака Ньютона, Донну Вильямс, Дэрил Ханну, Билла Гейтса и многих других.

Среди мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще, нежели среди девочек. Данный диагноз появился сравнительно недавно в медицине.

История изучения аутизма

Впервые термин autismos (в переводу с греческого autos – сам) использовал швейцарский ученый Эйген Блейлер в 1911 году для обозначения одного из диагностических критериев шизофрении.

Синдром раннего детского аутизма впервые был описан в 1943 году американским детским психиатром Лео Каннером, а в 1944 году независимо от него австрийским педиатром и психиатром Гансом Аспергером под названием «аутическая психопатия». Описанный тип расстройства позже прозвали синдромом Аспергера, который был достаточно близок к варианту синдрома, описанного Каннером, но отличался тем, что когнитивные и лингвистические способности у ребенка в целом сохранялись.

Все вышеупомянутые ученные в своих работах описывали характерные признаки, которые наблюдались среди наблюдаемых пациентов: замкнутость, самоизоляция, отстраненность от реальности и погружение в мир внутренних переживаний.

Сегодня в медицине говорят не столько об аутизме, сколько о расстройствах аутического спектра (РАС), которые включают в себя синдромы Аспергера, Ретта, Каннера, высокофункциональный аутизм и другие, согласно МКБ-10.

Виды аутистических расстройств

Виды аутистических расстройств и степень тяжести различают в зависимости от того, насколько человек социально адаптирован, какова его манера поведения и способности к самостоятельному функционированию как полноценного члена общества. Существует около двадцати видов аутизма.

Читайте также:  Сбербанк запатентовал новую модель умного холодильника

Симптомы расстройств аутистического спектра разделяют на две основные группы:

  • Социальная коммуникация
    • Отсутствие интереса к общению и социальному взаимодействию
    • Неспособность говорить и понимать окружающих
  • Повторяющиеся действия, ограниченные занятия и интересы
    • Однотипные, повторяющиеся движения
    • Строгое соблюдение своеобразных ритуалов, порядка и последовательности действий
    • Ограниченный круг интересов
    • Гиперчувствительность или наоборот притупленность восприятия внешних раздражителей

    Как правило, аутисты страдают от нарушений в работе ЖКТ, независимо от типа РАС.

    Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера

    Аутизм может быть вторичным симптомом шизофрении, но если диагностика исключила принадлежность к шизофреническому симптомокомплексу, тогда это может быть расстройство аутистического спектра и является синдромом детского раннего аутизма. Симптомы данного заболевания появляются, как правило, в возрасте до трех лет и сопровождают человека на протяжении всей жизни.

    РДА характеризуется нарушением общего развития, эмоциональной сферы, социального взаимодействия, речевого развития и др., а после трех лет можно наблюдать признаки психических нарушений.

    Симптомы раннего детского аутизма:

    • Эмоциональная холодность
    • Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
    • Стремление к одиночеству
    • Безразличие к близким людям
    • Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
    • Погружение в мир внутренних переживаний
    • Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
    • Страх новизны
    • Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
    • Привязанность к одной игрушке или ее части
    • Отсутствие жестикуляции при разговоре
    • Ребенок не реагирует на свое имя
    • Не просит о помощи
    • Нарушение психоречевого развития
    • Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
    • Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
    • Нарушения сна и работы ЖКТ
    • Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)

    Синдром Аспергера

    Данное заболевание достаточно сложно диагностировать и порой постановка диагноза может значительно растягиваться во времени. Это связано с тем, что иногда врачам не просто реализовать дифференциальную диагностику, так как могут возникнуть трудности в разграничении синдрома и других патологий, например, задержкой психоречевого развития или синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Умственное развитие при данном состоянии находится в пределах нормы или даже выше.

    Поскольку синдром Аспергера не имеет совершенно никаких внешних признаков, некоторые специалисты списывают симптоматику данного состояния на «особенности» личности или возраста, таким образом, отдаляя родителей и малыша от своевременного оказания квалифицированной помощи. Бывают случаи, когда люди узнают о своем диагнозе уже во взрослом возрасте. Именно поэтому так важен выбор хорошего специалиста с многолетним опытом.

    Симптомы синдрома Аспергера у детей:

    • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
    • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
    • Узкий и своеобразный круг интересов.
    • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
    • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
    • Неуклюжесть, угловатая моторика.
    • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
    • Может испытывать специфические страхи.
    • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
    • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
    • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

    Симптомы синдрома Аспергера у взрослых:

    • Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная).
    • Слабовыраженная мимика, скудность жестов.
    • Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально.
    • Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально.
    • Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.). Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится.
    • Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое.
    • Может испытывать специфические страхи.
    • Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве. При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе.
    • Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами.
    • Отсутствие гибкости. Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение.
    • Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции.
    • Повышенная тактильная чувствительность. Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

    Синдром Ретта

    Особенностью данной патологии является то, что ей страдают исключительно девочки. Это связано с тем, что причиной развития заболевания является генетическая мутация Х-хромосомы, которая может передаваться по наследству. У женщин в отличие от мужчин этих хромосом две, при синдроме Ретта одна из Х-хромосом дефективная, а вторая совершенно нормальная, что позволяет плоду женского пола дожить до рождения. Плоды мужского пола с деформацией Х-хромосомы не доживают до рождения, погибая в утробе матери.

    Признаков заболевания при рождении практически нет, но родителям стоит обратить внимание на такие факторы, как вялость мышц, врожденная гипотония, потливость конечностей и бледность кожи. Основные симптомы синдрома Ретта проявляются после полугода ребенка.

    Симптомы синдрома Ретта:

    • Непропорциональное развитие тела (голова и конечности значительно меньше туловища).
    • Нарушение речевого развития. К двум годам малышка может вовсе разучиться говорить.
    • Во время ходьбы ребенок не может сгибать колени.
    • Позвоночник искривлен, частые приступы судорог.
    • Рост замедлен.
    • Дыхание ребенка поверхностное и частое, нередки случаи внезапной остановки дыхания.
    • Стереотипные движения.
    • Утрата интереса к играм.
    • Нарушение сна, тревожность.
    Читайте также:  Infinix представляет HOT 10 PLAY с самой мощной батареей среди модельного ряда

    Причины развития аутизма

    Достоверных причин развития аутизма на сегодняшний день не установлено, поскольку данное заболевание – это комплексное расстройство нервной системы. Среди наиболее распространенных причин можно выделить следующие:

    • Генетическая предрасположенность
    • Наследственность
    • Нарушения мозговой деятельности
    • Зачатие ребенка в позднем возрасте
    • Внутриутробная инфекция в период беременности
    • Преждевременные роды
    • Родовые травмы, асфиксия
    • Токсемия
    • Плохая экология
    • Нейроинфекции в постнатальный период жизни ребенка

    К причинам развития приобретенного аутизма относятся:

    • Отравления парами тяжелых металлов
    • Тяжелые вирусные инфекции
    • Аутоиммунные заболевания
    • Психические травмы
    • Тяжелые формы депрессий

    Может ли вакцинация стать причиной развития аутизма?

    Достаточно часто родители отказываются от вакцинации, аргументируя это тем, что вследствие прививки возрастает риск развития аутизма у малыша. Данная теория не имеет научного подтверждения и связана с возрастным фактором. Поскольку расстройства аутистического спектра, как правило, диагностируют в возрасте около трех лет, что совпадает с периодом вакцинации. Научно доказано, что связи между вакцинацией и развитием аутизма нет.

    Диагностика аутизма

    Нейронные связи в раннем возрасте более гибкие и лучше поддаются терапии, лечение будет более эффективное и менее дорогостоящее. Именно поэтому так важна ранняя диагностика и постановка адекватного диагноза.

    В диагностике РАС участие принимают несколько специалистов: психиатр, невролог, психолог и педиатр. Детям, находящимся в группе риска (перенесшие родовые травмы, родившиеся преждевременно, плохо набирающие вес) рекомендуется проходить скрининг каждые полгода.

    В постановке диагноза специалисты в первую очередь основываются на симптоматике. Если вы замечаете какие-либо нарушения или факторы, которые вас тревожат, следует обратиться за консультацией к специалисту. Возможно, эти сигналы не являются признаками аутизма, но своевременная диагностика – залог наиболее результативного лечения.

    Помимо наличия симптомов доктор собирает полный анамнез заболеваний ребенка, информацию о семье, осмотр, проверяет когнитивные, социальные и языковые навыки, проводит неврологическое обследование, генетическое тестирование.

    Лечение аутизма

    Можно ли вылечить аутизм? Нет. Расстройства аутистического спектра невозможно излечить полностью, но можно смягчить их проявления. Главной задачей при лечении данного заболевания является упрощение жизни человека, социальная адаптация и освоение навыков, позволяющих функционировать самостоятельно без посторонней помощи, если это возможно.

    Форма лечения зависит от степени тяжести и проявления нарушений, в каждом конкретном случае подбирается индивидуально. Среди наиболее эффективных методов лечения можно назвать следующие:

    • Поведенческая терапия (АВА-терапия)
    • Семейная терапия
    • Образовательные программы
    • Медикаментозная терапия
    • Соблюдение диеты
    • Физиотерапия
    • Гидротерапия
    • Трудотерапия
    • Оксфордский тест
    • Анималтерапия
    • Методика одитинга
    • Аудио-вокальная тренировка

    Прогноз

    Разнообразие форм аутизма достаточно широко. Легкие формы РАС имеют более благоприятный прогноз, дают реальные надежды на эффективное лечение, успешную социализацию и адаптацию человека с особенностями в обществе. Ранняя диагностика, своевременное лечение, хорошие специалисты и заботливые родители – залог успешной реабилитации ребенка с диагнозом аутизм. Позитивная динамика может наблюдаться при тяжелых формах заболевания и перехода в более легкую, что значительно облегчит жизнь не только аутисту, но и его близким, такое возможно только при условии комплексного подхода к лечению и коррекции.

    Робокот без головы, радар для точки G и невидимая клавиатура. Дичь с выставки CES 2020

    В Лас-Вегасе только что закончилась большая технологическая выставка CES 2020. Сотни производителей потребительской электроники устроили смотрины новейших бытовых приборов. Половина из них будет мелькать в рекламе весь год, а о части других новинок мы бы никогда и не узнали, если бы не выставка. Рассказываем про инновационный стимулятор точки G, умный кошачий лоток, электрокар Sony, карманный игровой компьютер Dell и другие интересные анонсы с CES 2020.

    “Мозгом” кухни стал холодильник

    Если на рынке смартфонов LG давно отстала от Samsung, то в сфере крупной бытовой техники корейцы по-прежнему идут нос к носу. На CES 2020 обе компании представили новые ревизии умных холодильников: Family Hub от Samsung и InstaView от LG.

    Фото © Samsung © LG

    Внутренние видеокамеры первого теперь не просто показывают, что на полках, а сами определяют объекты с помощью машинного зрения. Так холодильник напомнит владельцу купить огурцы или гречку, когда тот зайдёт в супермаркет.

    Кухонный “умник” от второй компании, как и аналог от Samsung, отображает на 22-дюймовом экране содержимое. Фишкой же LG является технология Craft Ice: она позволяет создавать особенные сферические куски льда, которые тают медленнее кубических.

    4К — для бумеров. 8К — для зуммеров!

    Главным трендом на рынке телевизоров в этом году станут панели с разрешением 8К. Судя по CES, именно этот формат начнут навязывать Samsung и LG в высшем ценовом сегменте. LG, например, ещё накануне выставки выкатила восемь моделей Real 8K.

    На что Samsung ответила анонсом флагмана QLED 8K Q950TS, сильной стороной которого стало “лицо”. Ведь рамки занимают всего 1% лицевой панели. Кроме того, Q950TS ещё и чрезвычайно тонкий — всего 15 мм.

    Дорогу концептофону OnePlus и McLaren!

    После долгой серии тизеров OnePlus разродилась презентацией концептофона OnePlus x McLaren. Его главной особенностью стали исчезающие камеры. Но, увы, не фронтальные, а тыльные.

    Обычно вендоры используют простое стекло для защиты оптики. Инженеры OnePlus пошли дальше: они покрыли камеры смартфона электрохромным материалом, который по команде может превратиться из прозрачного в тонированный. Во втором случае камеры сливаются с задней панелью и становятся едва заметными.

    Транспорт последней мили прямиком из будущего

    Отметилась и компания Segway-Ninebot, известная своим транспортом последней мили. Производитель выкатил две крупные новинки: электросамокат Air T15 за $700 и гироскутер S-Pod, продажи которого стартуют только в 2021 г.

    Особенностью Air T15 является необычный акселератор. Во всех электросамокатах, включая старые Segway, скорость регулируется специальной рукояткой. В новинке же её нет в принципе. Air T15 сам определяет и поддерживает оптимальную скорость после первого толчка. Журналисты сравнивают описанную систему с автомобильным круиз-контролем.

    Читайте также:  Infinix представляет HOT 10 PLAY с самой мощной батареей среди модельного ряда

    S-Pod корректнее называть, пожалуй, гирокреслом. Поскольку именно креслом на колёсах, подобным тем, на которых ездят люди в мультфильме “ВАЛЛ-И”, и является новинка.

    Трио женских стимуляторов

    В 2019 г. CES завершилась небольшим скандалом. Стартап Лоры Дикарло представил технологичный женский массажёр, имитирующий движения языка во время орального секса. Он очень впечатлил жюри, и за это Лору отметили в категории “Дроны”. Но после организаторы дали заднюю и отозвали премию. Дескать, извините, — погорячились.

    Фото © Lora DiCarlo

    В представителей CES тут же полетели обвинения в сексизме. После коротких разбирательств выставка сформировала новую категорию — “Здоровье и удовольствие”, к которой отнесли и секс-игрушки.

    В 2020 г. Лора Дикарло повторно посетила выставку. Уже с трио гаджетов: Onda, Baci и Ose. Последний — флагманский. Он представляет из себя гибрид вуманайзера и вибратора без вибромотора. Его заменяет поршень, который имитирует фрикции. От такого, говорят разработчики, мистическая точка G точно не скроется. Onda и Basic являются вуманайзером и стимулятором по отдельности.

    Количество экранов имеет значение

    Производители лэптопов в этом году, можно сказать, оторвались. Каждый вендор представил ворох свежих моделей. Мы выбрали тройку самых интересных: Lenovo ThinkPad X1 Fold, Dell Concept и Asus ROG Zephyrus G14.

    ThinkPad X1 Fold — планшет с гибким экраном, который с лэптопами роднит разве что Windows и съёмная клавиатура. Lenovo не раскрывает характеристики новинки, но, какими бы они ни были, глядя на ценник, сразу хочется сказать: “Спасибо, не надо”. Компания просит за ThinkPad X1 Fold $2500.

    Dell Concept делится на две: Ori и Duet. Первый — то же самое, что и X1 Fold: ноутбук с гибким дисплеем. Duet же предлагает сразу два экрана. Первый располагается на привычном месте, второй занял весь топкейс. Нечто похожее мы видели в Asus ZenBook Pro Duo.

    ROG Zephyrus G14 похож на традиционный лэптоп больше своих соседей по тексту. Хотя и у него есть второй дисплей — монохромный и светодиодный AniMe Matrix. Он находится на внешней стороне крышки и выполняет скорее эстетическую, нежели утилитарную функцию.

    Игровой ПК в формфакторе Nintendo Switch

    Ещё одним концептом Dell, который пошумел на CES 2020, стал прототип игрового компьютера Alienware UFO. Фишкой устройства является формфактор, который очень сильно напоминает портативную игровую консоль Nintendo Switch. Alienware UFO — это планшет с пристёгивающимися контроллерами по бокам. Прилагается и док-станция для подключения к телевизору.

    Dell не раскрывает характеристики устройства, что априори ставит концепцию карманных ПК-игр под сомнение. У журналистов большие вопросы не только к производительности, но и к автономности и системе охлаждения.

    Невидимая клавиатура для смартфонов от Samsung

    Пару-тройку лет назад Sony презентовала виртуальную клавиатуру, которая проецируется на ровную поверхность и регистрирует на попадание пальцев в конкретные зоны. Помимо отсутствия отдачи у неё есть другой серьёзный недостаток — частые ошибки, препятствующие быстрому набору текста. Samsung же, похоже, переизобрела виртуальную клавиатуру.

    В экспериментальной лаборатории C-Lab южнокорейские инженеры создали нейросеть, которая с помощью фронтальной камеры смартфона отслеживает движение пальцев и накладывает их на графический интерфейс клавиш. Получается, что человек клацает по пустому столу, словно по клавиатуре, а на экране набирается текст. Журналист CNET протестировал разработку и остался ею доволен.

    Робокот с хвостом, но без головы

    В 2017 г. компания Youkai Engineering представила жуткого робота-кота без головы Qoobo. Игрушка обшита мягкой шерстью, виляет хвостом и вибрацией имитирует кошачье мурчание. На CES 2020 Youkai Engineering анонсировала Petit Qoobo, маленькую версию обычного Qoobo.

    Разработчики говорят, что целевой аудиторией их продуктов являются котолюбы с аллергией и постояльцы домов престарелых, в которых запрещено держать животных.

    PlayStation 5 и автомобиль Sony

    Некоторые наверняка видели мемы про презентацию PlayStation. Шутка в том, что японцы обещали новые подробности о PlayStation 5, но показали только логотип консоли.

    Куда неожиданнее было то, что Sony показала концепт-кар Vision-S. Внешне электромобиль похож на гибрид последнего кроссовера Porsche Taycan и Lucid Motors. Про характеристики известно мало. Производитель акцентировал внимание на том, что Vision-S оборудован 33 различными датчиками и сенсорами от Sony, а также фирменным программным обеспечением, которое можно адаптировать для других автомобилей.

    Чистый воздух за сотни долларов

    Стартап Ao Air представил маску Atmos Faceware, которая задерживает твёрдые частицы загрязнённого воздуха лучше обычных респираторов. Говорят, особо актуален продукт для регионов, регулярно страдающих от лесных пожаров.

    Защищая организм от вредных веществ, Atmos Faceware, по мнению производителя, не портит внешний вид владельца. Ведь во время пожаров окружающим чрезвычайно важно видеть вашу улыбку.

    Всё бы ничего, да вот цена у модного гаджета кусается. За комплект из маски и четырёх фильтров Ao Air просит $350.

    Кошачьи лотки тоже хотят быть умными

    Тайваньская компания LuluPet создала туалет, который анализирует экскременты и вес домашнего животного. На основе полученных данных устройство делает вывод о состоянии питомца.

    С определением массы, думаем, всё понятно — есть встроенные весы. А вот анализом отходов занимаются видеокамера и нейросеть. Первая фиксирует изображение экскрементов, а вторая сравнивает его с другими картинками из базы данных.

    Жёсткий диск с Touch ID

    Чем глубже мы погружаемся в информационную эпоху, тем бережнее относимся к защите персональных данных. Вендоры эту тревогу чувствуют и стремятся её удовлетворить.

    Так, Samsung устроила на CES 2020 смотрины внешнего жёсткого диска T7 Touch c встроенным сканером отпечатков пальцев. Он, как несложно догадаться, служит для защиты пользовательских данных. Диск способен запомнить до четырёх отпечатков. Скорость записи — до 1000 МБ/с. Скорость чтения — до 1050 МБ/с. T7 Touch поступит в продажу до конца января.

  • Ссылка на основную публикацию