В Арабских Эмиратах начались работы над проектом космического госпиталя

Космическая миссия Абу-Даби: как ОАЭ планируют отправить людей на Луну и Марс

Власти Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) объявили о начале подготовки к космической миссии на Луну. Японская компания iSpace доставит арабский луноход Rashid на поверхность космического спутника Земли в 2022 году. О договоренности с японцами сообщили представители Космического центра Мухаммада бин Рашида (MBRSC).

MBRSC signs a new agreement regarding the Emirates Lunar Mission, the first Arab mission to the Moon.#EmiratesLunarMission@tdrauae @ispace_inc pic.twitter.com/h626Q3Y4L9

По условиям сделки, японская сторона погрузит произведенный в Дубае луноход в посадочный модуль Hakuto-Reboot. Его разместят в грузовом отсеке космической ракеты SpaceX Falcon 9, которая стартует с площадки Космического центра Кеннеди во Флориде.

«Мы планируем доставить луноход на Луну к четвертому кварталу 2022 года», — заявил представитель арабской космической программы, директор программы Mars 2117 Аднан аль-Раис.

В задачи японской компании также входит обеспечение связи на всех этапах реализации проекта.

Неизведанная Луна

Точное место посадки лунного модуля ОАЭ пока еще определяется. Аппарат Rashid планируется направить в неизведанный район спутника Земли для решения целого ряда научных задач. В их число входит изучение свойств грунта, горных пород, движения пыли и состояния плазмы на поверхности Луны.

«Мы собираемся изучить поверхность почвы и тепловые свойства лунной поверхности. Существует явление, которое создается на поверхности Луны из-за непрерывной бомбардировки солнечным ветром и космическими лучами. Это называется фотоэлектронной оболочкой, которая впервые будет изучена луноходом Rashid», — сказал руководитель проекта лунной миссии ОАЭ Хамад аль-Марзуки.

Работа аппарата планируется в течение одного полного лунного дня, который равняется 29,5 суткам на Земле. Rashid передаст более 1000 снимков лунной поверхности и других данных, которые будут получены при помощи специальной исследовательской аппаратуры.

Аппарат ОАЭ

Инженеры оборудуют луноход двумя камерами высокого разрешения, микроскопом и тепловизором. Кроме того, на нем планируется установить зонды Ленгмюра, которые будут анализировать поверхностный заряд Луны, а также электрические поля.

Работать аппарату придется в суровых условиях Луны, на которой температура может достигать минус 200 градусов Цельсия.

Для реализации поставленных задач арабские инженеры разработали четырехколесную полноприводную машину, которая может двигаться с максимальной скоростью 0,36 км/час и преодолевать уклоны поверхности в 20 градусов.

В настоящий момент идут работы по созданию прототипа, напоминающего летный образец. Летом 2021 года пройдут тестовые испытания, в ходе которых будет смоделирована посадка на Луну. Если результат удовлетворит команду, начнется финальная разработка Rashid.

Посадка на Луну

До сих пор подобные космические программы были реализованы только тремя странами: Россией, Соединенными Штатами и Китаем. В 2019 году Индия отправила модуль Vikram с луноходом Pragyan на поверхность спутника Земли, однако тот совершил жесткую посадку и разбился.

Если арабский проект удастся реализовать, ОАЭ и Япония станут четвертыми, кто справился с лунной миссией. Для обоих участников это будет первый опыт отправки аппарата на Луну.

Вероятность успеха

Лунная программа для Объединенных Арабских Эмиратов станет очередным этапом освоения космоса, к которому королевство приступило еще в 2006 году. Тогда был открыт Космический центр Мухаммеда бин Рашида.

Первым успешным проектом стал запуск спутника DubaiSat-1, который был выведен на околоземную орбиту с космодрома Байконур в конце июля 2009 года, куда его доставила российско-украинская ракета «Днепр».

Спутник до сих пор вращается вокруг земли, он используется для наблюдения за качеством воды в Персидском заливе, прогнозов появления тумана, песчаных бурь и прочих погодных явлений.

Еще один прорыв произошел в 2019 году, тогда ОАЭ отправили в космос своего первого в истории астронавта Хаззаа аль-Мансури. Он вошел в состав международной миссии наряду с россиянином Олегом Скрипочкой, а также американкой Джессикой Меир.

Освоение Марса

Но самым амбициозным проектом для Объединенных Арабских Эмиратов стала марсианская миссия, на которую Абу-Даби выделили около 200 млн долларов. Проект был анонсирован в 2014 году.

Читайте также:  В Москве скоро начнется испытание беспилотного трамвая

Эмират заключил ряд соглашений с профильными американскими университетами. В команду вошли 200 американских и 150 арабских специалистов.

Первым успехом марсианской программы стал запуск космического зонда «Аль-Амаль» («Надежда») с территории Японии при помощи ракеты-носителя H-IIA 29 июля 2020 года. Спустя несколько месяцев, 9 февраля 2021 года, аппарат достиг Красной планеты и вышел на ее орбиту.

«Это самая дальняя точка во Вселенной, которую арабы смогли достичь за всю свою историю», — заявил вице-президент ОАЭ Мухаммад бин Рашид Аль Мактум.

В будущем Абу-Даби планирует на Марсе открыть поселение.

Луна — промежуточный этап

Аналогичные марсианским поселения Объединенные Арабские Эмираты планируют построить на Луне, поэтому лунная миссия станет промежуточным звеном и ключом к программе освоения Красной планеты.

«Луна — это наши ворота на Марс. Это наше долгосрочное видение строительства поселения на поверхности другой планеты», — объясняет Аднан аль-Раис.

На территории лунного поселения, в конечном итоге, планируется разместить 1000 человек.

Впрочем, пока это еще лишь амбициозные планы. В настоящий момент команда инженеров и ученых еще только работает над созданием прототипа, которому предстоит пройти испытания.

ОАЭ первыми в арабском мире отправили зонд к Марсу. Что он будет изучать?

ОАЭ отправили зонд к Марсу. Видео

Автоматический спутник Марса весом 1,3 тонны был запущен американской ракетой H-2A с японского космодрома Танегасима. Он предназначен для исследования марсианской атмосферы и климата.

Зонд под названием Hope (“Надежда”) должен проделать путь в 500 миллионов километров и достичь Красной планеты в феврале 2021 года, когда будет отмечаться 50-летие образования ОАЭ.

Старт состоялся 20 июля. До этого он дважды откладывался.

До конца июля на Марс должны отправиться еще два космических аппарата – американский и китайский. Оба несут на борту марсоходы.

Миссия надежды и развития

Объединенные Арабские Эмираты обладают ограниченным опытом создания космических кораблей, но решительно взялись за дело, которое пока удавалось только США, России, Евросоюзу и Индии.

Инженеры из ОАЭ, подготовленные американскими экспертами, разработали и построили сложнейший зонд за шесть лет.

  • Древние майя могли быть коммунарами, и когда Марс потеряет Страх, останется один Ужас
  • Отчего позеленела Красная планета и почему ученые в восторге
  • Китаю больше не нужна американская GPS. Теперь у него есть своя

Ученые надеются, что он поможет лучше понять, как и почему Марс лишился большей части своей атмосферы и воды.

Его значение не ограничивается наукой. Ожидается, что “Надежда” вдохновит молодежь в Эмиратах и во всем арабском мире заняться точными науками.

Душой и публичным лицом проекта является министр высоких технологий Сара аль-Амири

Это один из многочисленных проектов, демонстрирующих желание страны уйти от нефтегазовой зависимости и связать свое будущее с высокими технологиями.

В сентябре-октябре прошлого года военный летчик Хаззаа аль-Мансури слетал на российском “Союзе” на МКС, став первым гражданином ОАЭ и третьим представителем арабского мира, побывавшим в космосе.

Душой и публичным лицом проекта является министр высоких технологий Сара аль-Амири, стремящаяся увлечь всех своей страстью к космосу. Свою карьеру она начала должности компьютерного инженера в Центре космических исследований имени Мохаммеда бин Рашида в Дубае.

“Меня завораживает громадность космоса и сложность его изучения и понимания”, – сказала она Би-би-си.

Примечательно, что 34% сотрудников, работающих в проекте “Надежда” – женщины. “Еще важнее, что мы добились паритета в руководящем звене проекта и среди заместителей его главы”, – говорит министр.

На данный момент половина всех полетов к Марсу окончилась неудачно

“Я волнуюсь больше, чем кто-либо. В проект вложено шесть с половиной лет труда”, – говорит Сара аль-Амири.

Читайте также:  Samsung планирует выпустить смартфон с расползающимся экраном

Руководитель проекта Омран Шараф признает, что неудача возможна, но уверен, что пробовать нужно.

“Это исследовательская миссия, и да, провал – один из вариантов, – заявил он Би-би-си. – Но отказаться от прогресса нации для нас не вариант. Главное – возможности и знания, которые страна приобретет, работая над этим проектом”.

Считается, что раньше на Марсе были полноводные реки

В партнерстве с Америкой

Правительство ОАЭ поставило задачу построить собственный космический аппарат, а не купить его в готовом виде у какой-нибудь большой иностранной корпорации.

Правда, работа велась в партнерстве с американскими университетами, обладающими необходимым опытом.

Автор фото, MBRSC

Значительная часть работы по постройке аппарата была проведена в Центре космических исследований в Дубае

Зонд в основном строился в Лаборатории атмосферной и космической физики Университета Колорадо, но значительная часть работы была проведена в Центре космических исследований в Дубае.

Старший инженер лаборатории Университета Колорадо Брет Лэндин считает, что в следующий раз коллеги способны справиться сами.

“Можно на словах рассказать человеку, как ездить на велосипеде, но пока не попробуешь, не поймешь, что к чему, – говорит он. – То же самое с космическим кораблем. Я могу объяснить, как заправлять его, но пока не наденешь защитный костюм и сам не перекачаешь 800 килограммов взрывоопасного топлива из резервуара в корабельные баки, не научишься. Их инженеры-двигателисты проделали это и теперь знают, что делать в следующий раз”.

Чем “Надежда” займется на Марсе?

Организаторы проекта с самого начала решили, что летят на Марс не за тем, чтобы повторять то, что уже делали другие. Они обратились в аналитическую группу НАСА по Марсу с запросом: что полезного может сделать “Надежда”, исходя из нынешнего уровня знаний?

Рекомендации НАСА в основном и легли в основу исследовательской программы зонда.

Его приборы должны изучить циркуляцию вертикальных воздушных потоков в атмосфере Марса во все времена марсианских суток и все времена года, поведение пыли в верхних слоях атмосферы, сильно влияющей на температуру планеты, и предполагаемую роль свободных атомов кислорода и водорода в постепенном исчезновении марсианской атмосферы под влиянием солнечной радиации.

Это должно также пролить свет на причины почти полного исчезновения воды, которая в ранний период существования Марса там имелась.

“Надежда” будет собирать данные с орбиты, практически совпадающей с плоскостью марсианского экватора, на расстоянии от 22 до 44 тыс. километров от поверхности планеты.

“Благодаря такому выбору мы сможем, например, парить над Олимпом [потухший вулкан, высочайшая гора в Солнечной системе] в разное время марсианских суток. В другом случае, Марс будет вращаться под нами”, – объясняет научный руководитель проекта “Надежда” Дэвид Брейн из Университета штата Колорадо.

“Мы получим полный набор снимков поверхности Марса, сделанных через разные фильтры, будем как бы рассматривать его через разные защитные очки”, – добавил он.

Арабская экспансия в космос: зачем ОАЭ отправляют зонд к Марсу

Дополнение: после публикации этого материала стало известно, что запуск отложен в связи с погодными условиями

В ночь на 15 июля к Марсу отправится аппарат с символичным названием «Надежда». Он был создан специалистами из Объединенных Арабских Эмиратов в тесном сотрудничестве с коллегами из США. Это первая межпланетная станция, созданная арабским государством.

ОАЭ не имеют собственного космодрома и не производят ракет-носителей, поэтому зонд будет запущен с территории Японии с помощью японской же ракеты H-IIA.

Арабский космос

Как сообщает арабское издание The National, этот проект обошелся союзу нефтяных монархий в $200 млн. Впрочем, по меркам межпланетных миссий это более чем скромная сумма.

Читайте также:  Современные смартфоны оказались уязвимы для вирусов

Сроки разработки тоже оказались предельно сжатыми. «Мы сумели создать зонд «Надежда» от идеи до запуска всего за шесть лет. [Обычно] подобные миссии требуют не менее 10 лет», — заявил министр иностранных дел ОАЭ Мухаммад Бин Абдулла Аль-Гергави.

Запуская этот аппарат, арабское государство решает прежде всего политические задачи. И, кстати, совершенно этого не скрывает. Среди стратегических целей миссии значится «демонстрация лидерства в космических исследованиях» и «утверждение ОАЭ в статусе маяка прогресса в регионе». Символично и то, что «Надежда» должна выйти на целевую орбиту в феврале 2021 года — это год пятидесятилетия независимости ОАЭ.

Напомним, что сегодня на орбите Марса работают американские зонды Mars Odyssey, Mars Reconnaissance Orbiter и MAVEN, а на поверхности Марса — ровер Curiosity и стационарный аппарат Insight. Также вокруг планеты кружат европейские зонды Mars Express и Trace Gas Orbiter (на последнем два из четырех научных приборов созданы специалистами российского Института космических исследований). Еще один аппарат на орбите Марса — индийская межпланетная станция «Мангальян».

В прошлом Марс исследовался американскими, советскими и европейскими аппаратами. Попытку войти в этот клуб предприняла и Япония, но ее единственному зонду «Нодзоми» в 2003 году не удалось выйти на стабильную орбиту вокруг Марса. Нынешним летом должна стартовать и первая китайская марсианская миссия «Тяньвэнь-1».

Заметим, что Индия и Китай (как ранее СССР и США) начали историю своих межпланетных миссий не с марсианских, а с лунных зондов. Арабская федерация не стала размениваться на промежуточные цели. Первый же межпланетный зонд, запущенный арабским миром, отправляется к далекому и манящему Марсу. Планете, на которой, по мнению многих специалистов, в далеком прошлом были океаны и реки. Возможно, там были или даже есть по сей день и собственные микроорганизмы. «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», как и в эпоху съемок бессмертной комедии, наука по-прежнему не в курсе дела.

Впрочем, резоны у создателей зонда вполне земные. И не только политические, но и экономические. В числе стратегических целей арабской миссии упомянуто и «создание научных знаний, поскольку устойчивая ориентированная на будущее экономика — это экономика, основанная на знаниях». Иными словами, представители ОАЭ практически прямым текстом заявляют: нефть и/или спрос на нее рано или поздно закончится, и странам-экспортерам хорошо бы подойти к этому моменту с развитым наукоемким производством.

Метеоспутник для неземного неба

Что представляет собой зонд «Надежда»?

Прежде всего, это исключительно орбитальный аппарат. Он не несет на борту никаких посадочных модулей, тем более марсоходов. Посадка на другую планету — гораздо более сложная задача, чем выход на орбиту, и в ОАЭ решили начинать с синицы в руках (что вполне логично для первой межпланетной миссии в истории государства).

Если не принимать в расчет солнечные батареи, по размерам 1350-килограммовый зонд сопоставим с небольшим автомобилем: около трех метров в длину. Правда, развернутые солнечные панели превращают его во внушительное восьмиметровое сооружение.

Основная научная цель «Надежды» — изучение марсианской атмосферы. Для этого она несет на борту три прибора.

Спектрометр EMIRS будет наблюдать нижние слои атмосферы Марса в инфракрасных лучах. «Под прицел» попадет пыль, водяной пар, кристаллы льда (из которых на Красной планете состоят облака) и температура «воздуха».

Камера EXI будет снимать Марс в видимом свете и ультрафиолетовых лучах. Она позволит получить снимки поверхности планеты в высоком разрешении, а также изучить содержание озона и водяного пара в нижних слоях атмосферы.

Наконец, ультрафиолетовый спектрометр EMUS займется верхними слоями газовой оболочки. Он будет измерять содержание водорода и кислорода в атмосфере. Поясним, что эти газы получаются при расщеплении молекул воды солнечным ультрафиолетовым излучением. С этим процессом ученым по-прежнему далеко не все ясно. Например, остается вопрос, как на него влияет время года и погодные явления. Одна из научных целей миссии — решить эту проблему.

Читайте также:  В ближайшее время смартфоны полностью исчезнут из жизни

В целом аппарат, как заявляют разработчики, «впервые предоставит полную картину марсианской атмосферы». Ежедневные наблюдения помогут создать «глобальную карту погоды». Конечная цель состоит в том, чтобы выявить силы, определяющие климат Марса.

Номинальная продолжительность миссии — один марсианский год (около двух земных). Впрочем, подобные сроки обычно назначаются с большим запасом, так что можно надеяться, что аппарат прослужит существенно дольше.

Заметим, что арабский зонд станет далеко не первым аппаратом, изучающим марсианскую атмосферу. Метеорологические наблюдения — обычная практика для марсианских миссий. В частности, зонд Insight, работающий на поверхности Красной планеты с ноября 2018 года, передает ежедневные метеосводки. Орбитальные аппараты MAVEN и Trace Gas Orbiter и вовсе специально предназначены для изучения газовой оболочки планеты.

Тем не менее атмосфера Марса по понятным причинам изучена несравненно хуже, чем воздушная оболочка земного шара. Планетологи будут рады любой дополнительной информации об этом соседе Земли, которой обеспечит их «Надежда». Действуя в собственных интересах, арабское государство послужит делу познания Вселенной, в чем и состоит особенность космической гонки со времен первого спутника.

Первую арабскую миссию на Марс запустила женщина

20 июля ОАЭ стали первым арабским государством, отправившим космический зонд на Марс. Научным руководителем миссии стала 33-летняя Сара аль-Амири. Подробности – у DW.

Сара аль-Амири представляет космическую миссию ОАЭ на Марс

На протяжении последних пяти лет Объединенные Арабские Эмираты делали все для того, чтобы вырваться в лидеры среди арабских стран в области инновационных технологий. В 2017 году ОАЭ стали единственной в мире страной, в которой появился пост министра по развитию искусственного интеллекта. И вот теперь, всего тремя годами позже, Эмираты стали первым арабским государством, отправившим космический зонд к Марсу. Утром в понедельник, 20 июля, аппарат под названием “Аль-Амаль” (“Надежда”) стартовал к Красной планете с японского космодрома на острове Танэгасима.

Орбитальный аппарат разработали в Космическом центре имени Мухаммеда бин Рашида в Дубае в партнерстве с лабораторией атмосферной и космической физики университета Колорадо. Предполагается, что зонд достигнет Марса в феврале 2021 года после семи месяцев полета.

Старт миссии ОАЭ к Марсу, 20 июля 2020 года

В отличие от американской и китайской космических программ по освоению Марса, цель миссии ОАЭ более скромная: “Надежда” будет наблюдать за атмосферой Марса с орбиты, чтобы создать первую полную картину марсианского климата во всех регионах в течение года. Космический зонд также впервые проведет изучение нижних слоев атмосферы, где формируется марсианская погода, в том числе пылевые бури. Корабль оснащен тремя камерами, позволяющими вести наблюдение за атмосферой Марса в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Сара аль-Амири – министр и замглавы миссии на Марс

Помимо космических амбиций Абу-Даби всеобщее удивление вызвал и тот факт, что публичным лицом и научным руководителем арабской миссии на Марс стала женщина – 33-летняя Сара аль-Амири. “Мы – молодая страна, которая по глобальным меркам поздно вступила в космическую гонку. Совсем неудивительно, что многие считают это безумием”, – заявила она в интервью британскому научному журналу Nature в преддверии запуска зонда.

Аль-Амири начала свою карьеру в Космическом центре имени Мухаммеда бин Рашида – сначала в качестве компьютерного инженера, а затем – специалиста в области космических технологий. Молодая женщина была в числе тех, кто занимался разработкой первого спутника страны.

Аль-Амири мечтала работать в этой сфере с самого юного возраста. “Когда мне было 12 лет, я увидела снимок галактики Андромеды – ближайшей к нашему Млечному пути”, – рассказывала она во время своего выступления на конференции TEDx в 2017 году в Дубае. С тех пор девушка стала интересовалась всем, что связано с освоением космоса.

Читайте также:  Холдингом Mercedes-Benz создан электромобиль сегмента «премиум»

В 2016 году аль-Амири была назначена председателем Научного совета ОАЭ, а еще через год заняла пост министра по развитию высоких технологий. В данный момент она по совместительству является замглавы миссии ОАЭ на Марс, а также ее научным руководителем.

Наука – самая международная форма сотрудничества

Сотрудники Космического центра имени Мухаммеда бин Рашида в Дубае

Помимо технологического прорыва, космическая программа ОАЭ способствует и изменению социальных норм в стране. Как отмечается в журнале Nature, доля женщин среди сотрудников миссии составляет 34%, а среди ее научных работников – даже 80%. Это гораздо выше, чем средний уровень занятости среди жительниц Эмиратов: на сегодняшний день этот показатель не достигает там и 30%.

Сара аль-Амири надеется, что программа сможет вдохновить молодежь в регионе и повысить ее интерес к науке и научным исследованиям. По ее словам, сотрудники проекта получают огромное количество писем от студентов, в которых те интересуются научными аспектами миссии и спрашивают, могут ли они участвовать в ней. “Для меня наука – самая международная форма сотрудничества. В науке нет границ: в ее основе лежит энтузиазм отдельно взятых людей, работающих на благо всего человечества”, – подчеркивает аль-Амири.

“Надежда” должна придать импульс экономике ОАЭ

При этом в Абу-Даби не скрывают, что основная цель миссии состоит не столько в освоении космоса, сколько в придании нового импульса экономике страны. “Правительство ОАЭ с первого дня ясно давало понять, что космос – это инструмент для достижения гораздо более масштабных целей. Речь идет о необходимости коренным образом изменить систему, интегрировав науку и технологии в экономику ОАЭ”, – заявил в интервью журналу Forbes руководитель программы Омран Шараф.

Работа Сары аль-Амири также не ограничивается лишь космической миссией. Ее основная задача в роли министра заключается в том, чтобы построить мост между наукой и экономикой страны. В ближайшие три десятилетия инновационные технологии должна стать фундаментом экономического развития ОАЭ, уверена аль-Амири. “Самые устойчивые экономические системы во всем мире работают как раз по такому принципу”, – подчеркивает она.

Все о Красной планете (инфографика)

Суше самой сухой земной пустыни

Кислорода на Марсе практически нет, зато много пыли и песка, которые разносят очень мощные ветра. Если когда-то на Марсе и была вода, то теперь ее поверхность суше любой пустыни на Земле.

Все о Красной планете (инфографика)

Сутки длиннее, радиация выше

Сутки на Марсе немного длиннее земных. А вот уровень радиации значительно выше. За день, проведенный на Красной планете, космонавт получил бы дозу облучения, равную годовой на Земле.

Все о Красной планете (инфографика)

Нестабильная температура

В хороший летний день на экваторе Марса может быть вполне приятная температура, скажем, 25 градусов по Цельсию. Но уже к вечеру она очень резко падает, до минус 80! А на полюсах могут быть и все минус 130.

Все о Красной планете (инфографика)

Красная планета – одна из самых маленьких в Солнечной системе

Помимо вдвое меньшей длины экватора, Марс намного легче Земли, его масса составляет всего одну десятую земной. К тому же масса Красной планеты сильно меняется в течение года в зависимости от таяния полярных шапок, состоящих из углекислоты.

Все о Красной планете (инфографика)

Марс от Земли то далеко, то близко

Планеты крутятся вокруг Солнца, поэтому расстояние от Земли до Марса сильно меняется. Когда Марс максимально близко подходит к Земле, то он становится самым ярким объектом ночного неба.

Читайте также:  В прямом эфире каналов Twitch и Youtube состоялась битва боевых роботов

В Арабских Эмиратах начались работы над проектом космического госпиталя

Космос – последний рубеж для человечества, но для ОАЭ это только начало.

Текст: Анна Павлова

Объединенные Арабские Эмираты нельзя обвинить в отсутствии долгосрочной стратегии развития: к 2117 году страна собирается создать свое первое поселение на Марсе. Недавние достижения страны тоже впечатляют: в 2019 году на МКС побывал первый эмиратский космонавт Хаззаа Аль Мансури, а этим летом был запущен первый арабский зонд на Марс под названием «Надежда». Он должен достичь цели в 2021 году – как раз к 50-летию страны. И вот совсем недавно, в сентябре этого года, правитель Дубая шейх Мохаммед заявил о подготовке первой миссии на Луну в 2024 году.

Ранее Kосмическое агентство ОАЭ подписало договор с компанией Virgin Galactic, согласно которому аэропорт Аль-Айна станет космодромом и базой промышленного обеспечения для проектов космического туризма и спутников сэра Ричарда Брэнсона. Mubadala, фонд национального благосостояния Абу-Даби, был одним из главных инвесторов Virgin Galactic еще до 2019 года, когда компания успешно провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.

А компания Yahsat (основана в 2008 году; тоже принадлежит Mubadala) вошла в число 10 крупнейших спутниковых компаний в мире. Она запустила первый спутник связи в 2011 году, и с тех пор отправила на орбиту еще два спутника. Последний из них, Al Yah 3, был запущен в январе 2018 года и обеспечивает покрытие в Kа-диапазоне для 95% жителей Бразилии.

Но усилия ОАЭ в космической сфере – это не просто попытка богатой страны заработать на инвестициях: она хочет стать первопроходцем в покорении космоса. ОАЭ – это страна стратегии и видения, и здесь постоянно думают о будущем. Согласно Национальной Космической стратегии 2030, ОАЭ должны стать одним из главных центров космических исследований, развития талантов и креативности среди молодежи и создания эффективной регуляторной среды.

Когда 25 сентября 2019 года Хаззаа Аль Мансури отправился на МКС с казахского космодрома Байконур, им гордилась вся страна. Все мы видели вдоль шоссе шейха Заеда электронные билборды с текстом: «Удачи, Хаззаа. Страна с тобой».

Полет Аль Мансури вдохновил огромное количество молодых арабов на построение карьеры в космической отрасли. Летом 2020 был открыт прием заявок в национальный проект Arab Space Pioneers, который будет заниматься изучением и покорением в будущем космоса и марсианской земли: всего за две недели туда поступило более 37 тысяч заявок на участие.

Сегодня средний возраст команды, работающей над марсианской миссией ОАЭ, – всего 27 лет. Научной руководительнице проекта, министру ОАЭ по развитию высоких технологий Саре Аль Амири немногим больше 30. «Мы полностью доверяем нашей молодежи знамя инноваций, достижений и первенства», – написал в своем твиттере наследный принц Абу-Даби шейх Мохаммед бен Заед Аль Нахайян.

Арабские пионеры космоса

ОАЭ вынашивали мечты о космосе практически с момента основания государства. В феврале 1976 года, через пять лет после создания страны, тогдашний президент ОАЭ шейх Заед встретился с тремя членами экипажа «Аполлона-17». Астронавты подарили шейху Заеду кусок лунного грунта и модель космического шаттла. Сохранилась черно-белая фотография: астронавты сидят с шейхом за изысканным кофейным столиком и рассказывают о своей работе.

Шейх Заед умер в 2004 году, и почти сразу государство начало всерьез воплощать его идеи. Когда вице-президентом и премьер-министром страны стал шейх Мохаммед бен Рашид Аль Мактум, в Дубае шел бум строительства: страна привлекала зарубежных банкиров и топ-менеджеров, желающих воспользоваться выгодной налоговой и регуляторной политикой. Однако уже тогда власти ОАЭ отмечали, что космические технологии помогли бы стране снизить зависимость от нефти и укрепить свое международное положение. В 2006 году Аль Мактум основал космический центр, впоследствии получивший его имя. Три года спустя центр представил спутник DubaiSat-1, большей частью разработанный в Корее. В 2013 году появился DubaiSat-2, на этот раз созданный Кореей и ОАЭ совместно, а еще через пять лет – KhalifaSat (DubaiSat-3), уже полностью эмиратской сборки.

Читайте также:  Разработана умная система, предсказывающая смерть

В декабре 2017 года, когда началась производственная стадия марсианской миссии, шейх Мохаммед Аль Мактум написал в Twitter, что ОАЭ также начинают программу по подготовке астронавтов. Хаззаа Аль Мансури начал работать над заявкой в тот же день: он с детства любил научную фантастику, но вырос в провинции к югу от Абу-Даби, где мог только по ночам смотреть на небо – достаточно чистое, чтобы были видны периодически пролетающие кометы. Повзрослев, Аль Мансури посвятил всю жизнь тому, чтобы попасть в космос. Многие из первых астронавтов были пилотами – и Аль Мансури тоже отучился в военном колледже, ездил в США, летал на истребителе F-16, прошел курсы инструктора и стал членом команды авиашоу. Черно-белая фотография шейха Заеда с командой «Аполлона» висела в домике его отряда.

После первого отсева из 4 тысяч подавших заявки осталось 95 человек, а после еще нескольких раундов – только девять: физики-ядерщики, инженеры, пилоты и доктора. Однажды вечером в августе 2018 года Аль Мансури получил звонок от Салема Аль Марри, заместителя генерального директора Космического центра Мухаммеда бен Рашида. Вступление было таким долгим, что Мансури принял его за вежливый отказ – но в конце концов Аль Марри сообщил ему хорошую новость.

Резервным пилотом стал военный инженер Султан Аль Нейади. В рамках подготовки им пришлось в том числе пройти трехдневные учения по выживанию в глуши Казахстана.

Как рассказывал сам Хаззаа Аль Мансури, он был в восторге от каждой секунды, проведенной в космосе: от нарушений восприятия верха и низа, вида из иллюминатора, поведения капелек воды в невесомости. На орбите он провел 16 экспериментов и собрал данные о влиянии низкой гравитации на гены, рост клеток и прорастание семян. Кроме того, он провел первый тур по МКС на арабском языке (сейчас он доступен в Интернете). В последний день на борту он проспал только необходимый минимальный срок – четыре часа, – чтобы пропустить как можно меньше. Домой он вернулся героем.

Через девять дней после возвращения с МКС космонавта принял наследный принц Абу-Даби Мохаммед бен Заед Аль Нахайян. Он подарил ему модель ракеты «Союз» и попросил о двух вещах: не мог бы Аль Мансури рассказать о своих действиях в космосе, а также сесть за столик, чтобы воссоздать фотографию шейха Заеда с американскими астронавтами.

Момент, когда они сели за тот же изящный кофейный столик, Аль Мансури называет одним из самых невероятных в своей жизни. Впоследствии он выложил новую и старую фотографии в Instagram, подписав их так: «Вчера мы наблюдали за достижениями всего мира. Сегодня весь мир гордится нашими достижениями. Амбиции Заеда создают новую историю».

В наши дни самый амбициозный проект ОАЭ – это марсианская миссия «Надежда». Космическое агентство ОАЭ станет лишь пятым ведомством, которому удастся достичь марсианской орбиты. Зонд будет отправлять с орбиты фотографии и другие данные, которые затем будут бесплатно предоставлены как минимум 200 научно-исследовательским институтам со всего мира. В более дальних планах агентства – строительство космодрома, космический туризм и, конечно же, колония на Марсе к 2117 году.

Первым шагом к этому на земле Эмиратов стало строительство научной лаборатории под названием Mars Science City в пустыне неподалеку от Дубая, где будут имитировать условия Красной планеты. Пустыня ОАЭ значительно жарче, но в остальном у них много общего с бесплодной поверхностью Марса. В поселении размером в 30 футбольных полей будут жить исследователи, а также тренироваться астронавты. Все постройки и помещения расположены под стеклянными куполами, изготовленными на 3D-принтерах. «Для Эмиратов не существует ничего невозможного, – заверил шейх Мохаммед Аль Мактум. – Шейх Заед всегда мечтал о запуске в космос из пустыни, а нашей отличительной чертой является готовность превращать мечты в реальность».

Читайте также:  Создана батарея для электрокаров, способная заряжаться за 1 минуту

Последний рубеж

Космос – это последний фронтир человечества, но он может принести немало пользы и здесь, на Земле. Космическую гонку СССР и США, начавшуюся в 1950-е, подогревало не только желание узнать, одиноки ли мы во Вселенной, но и битва за власть над миром. Тогда были начаты научные и технологические исследования, которые продолжают расширять границы возможного. Главной целью было доминирование в космосе, а побочным результатом стали передовые инновации на Земле.

С 1990-х годов технологии значительно продвинулись вперед, и в космическую гонку включились и страны поменьше. Однако многим людям космические амбиции Эмиратов могут показаться непомерными. В отличие от гигантов США и России, ОАЭ – это не сверхдержава, которая претендует на технологическое лидерство. Коренное население страны составляет всего около 1 млн человек, поэтому набор ученых кадров тоже ограничен. Некоторых удивляет даже само наличие у ОАЭ космической программы. Однако последние проекты страны в космической сфере опровергают все сомнения на этот счет.

В Эмиратах прекрасно понимают, что космос – это не только головокружительные заголовки о ракетах и спутниках, это еще и ключ к огромному потенциалу национального развития. Власти ОАЭ сегодня инвестируют крупные суммы в разработку настоящей экономики знаний, способной выдержать неизбежное сокращение прибыли от продаж углеводородов. Космос может стать эталоном для обучения нового поколения новаторов, предпринимателей, инженеров и ученых. А для молодежи космические полеты – это доказательство того, что возможно все.

Передовые исследовательские институты, жизнеспособная космическая программа и живая экономики знаний помогают ОАЭ собирать кадры не только внутри страны, но и со всего Ближнего Востока. Решение властей превратить ОАЭ в космическую державу уже вдохновило молодых эмиратцев на карьеры в технической сфере и продолжает привлекать в Дубай лучшие умы со всего Ближнего Востока.

Отчет, озаглавленный «Возможности инвестиций в экономику космоса для ОАЭ», определяет 10 сфер космической экономики, которые могут дать стране максимальный инвестиционный потенциал. Это разработка полезных ископаемых в космосе, космические станции, космические поселения, космическое право, устойчивость и переработка в космосе, космический туризм, космические компании и космические академии (в том числе обучение астронавтов для коммерческих рейсов), космическая промышленность и разработка и производство деталей для космических аппаратов. Таким образом, космическая отрасль может стать одним из самых перспективных секторов Арабских Эмиратов и ключевой опорой экономического роста в течение следующих 50 лет.

По словам правителя Дубая шейха Мохаммеда, «космические проекты ОАЭ – это сигнал нашему арабскому миру, что мы конкуретноспособны на мировой арене. Наша главная цель – показать миру, что мы можем принять участие в гонке цивилизаций и совершить новые научные прорывы на благо человечества». А генеральный директор Космического агентства Мохаммед Аль Ахбаби без тени сомнения заявляет, что амбиции ОАЭ в вопросах космоса «безграничны».

БМВ iX 2021 года: цены в России и старт продаж нового электрокроссовера

Продемонстрировав осенью 2018 года концепт-кар Vision iNext, баварская компания обозначила направление своего развития на ближайшую перспективу. Но тогда мало кто верил, что футуристичный кроссовер уже через два года предстанет в виде вполне законченной серийной версии, которая вот-вот будет отправлена в производство.

Также уже известны все подробности российской спецификации. К нам электрический паркетник “приедет” в комплектации BMW iX xDrive50, мощность силовой установки будет: 523 л.c, разгон до 100 км/ч: 4,6 секунды, запас хода: до 630 км и самое главное цены будут начинаться от 8 500 000 рублей. Старт производства BMW IX намечен на ноябрь 2021 года.

  • Старт продаж в России;
  • Фото;
  • Цены и комплектации;
  • Запас хода;
  • Технические характеристики;
  • Видео тест-драйв новой модели.

Комплектации и цены

Xdrive50

Обзор новой модели на электротяге

Новый баварский электрокроссовер.

Читайте также:  Примерно через 15 лет роботы будут выполнять почти половину всех процессов на Земле

Очевидно, что та интенсивность, с которой ведут свои разработки конкуренты, заставляет двигаться вперед семимильными шагами, но в случае с BMW iX 2021 года перспективы модели уже четко очерчены: производитель провел презентацию модели за год до начала ее выпуска и рассказал обо всех нюансах ее дальнейшего продвижения на мировом рынке.

Немецкие инженеры не стали идти по проверенному пути и брать за основу уже имеющуюся платформу, чтобы адаптировать ее под установку электрической трансмиссии, как это произошло в ситуации с кроссовером iX3.

На этот раз, работа велась «с нуля», а получившаяся база позволила реализовать задумку по двухмоторной компоновке (по двигателю на каждую колесную ось) и размещению тягового аккумулятора под полом салона.

Такое решение давно выглядит наиболее оптимальным для получения низкого центра тяжести будущего электрокара и максимально объемного пространства в салоне. Что же касается габаритов нового электрокроссовера BMW iX 2021 года, то баварцы посчитали достаточным сделать авто размерами с BMW X5.

Кузов

Высокопрочный облегченный кузов тоже проектировался с чистого листа, хотя проработка экстерьера происходила с учетом текущей фирменной стилистики БМВ.

Все внимание – знаменитым «ноздрям», которые в случае с BMW iX 2021 года оказались просто «нарисованными» на специальной пластиковой заглушке, за которой скрываются всевозможные датчики и сенсоры. По обе стороны от «решетки» отходят узкие корпуса оптики, в которую объединилась вся головная светотехника.


Капот электрического кроссовера повторяет рельеф, который был предложен концептом, и примерно то же наблюдается в задней части кузова, где полностью сохранена концептуальная архитектура кормы с тонкими полосками фар, характерным диффузором на бампере с П-образными декоративными вставками голубого цвета и черными полосками на задних стойках.

Голубой декор, который призван обозначать «электрическую» принадлежность модели, также присутствует на порогах и на переднем бампере.

У BMW появился электрический кроссовер iX. Что о нем известно

Концепт BMW Vision iNext дебютировал в 2018 году, и тогда публика обсуждала исключительно его провокационный дизайн. Как мы уже знаем по купе 4 серии и заряженным M3/M4, гигантские «ноздри» больше не страшный сон, а тревожная явь — так что серийный кроссовер, который получил имя BMW iX, почти не шокирует.

И вообще, по сравнению с прототипом внешность стала значительно спокойнее, а «ноздри» тут несут довольно непривычную функцию. Они сплошные, то есть не предназначены для охлаждения радиаторов, зато прикрывают собой массив камер, радаров и прочих датчиков, необходимых для полуавтономного вождения. Причем сделаны они из «самозаживающего» материала: мелкие царапины должны сами собой затягиваться за 24 часа при комнатной температуре. Еще одна необычная фишка — саундтрек, написанный Хансом Циммером. Оскароносный композитор придумал автомобилю специальный «голос», с которым он разгоняется и тормозит, ведь полная тишина небезопасна, в первую очередь для пешеходов.

Сам же iX — это полностью электрический кроссовер, габаритами схожий с BMW X5. Точных размеров баварцы не сообщают, за исключением длины колесной базы: она составляет три метра ровно, что на 25 мм больше, чем у X5. Из деталей дизайна можно ответить безрамочные двери без рукояток (открываются они по нажатию кнопки), а также самые тонкие фары среди всех серийных BMW: они будут светодиодными по умолчанию, а за доплату вам дадут матричную оптику и лазерный дальний свет.

Читайте также:  Создан робот-муравей, способный ориентироваться по компасу

В движение iX приводят два электромотора, по одному на каждую ось, а расчетная суммарная мощность превышает 500 лошадиных сил — точные значения пока не определены, так как автомобиль еще находится в стадии доводки. Создатели обещают разгон до сотни в пределах пяти секунд, а неофициальные источники говорят, что запланированы и другие версии: одна послабее, на 300 с небольшим сил, а другая — мощнее 600.

Согласно тем же данным, младшая версия будет проезжать на одной зарядке около 400 километров. А вот официальная информация гласит, что топовый BMW iX с блоком батарей на 100 киловатт-часов сможет преодолеть свыше 600 км по циклу WLTP, при этом время зарядки от 10 до 80% должно занимать 40 минут. Весомый вклад в дальнобойность, по словам немцев, вносит и проработанная аэродинамика: с коэффициентом лобового сопротивления всего в 0,25 им удалось выиграть около 65 километров дистанции. Относительно чего, впрочем, не уточняется. Зато баварцы обещают в 2022 году наладить выпуск собственных аккумуляторов на заводе в Дингольфинге и, тем самым, стать первой компанией, самостоятельно производящей все элементы электрических силовых установок.

Первенство декларировано и по части бортовой электроники: iX будет оснащаться сотовым модемом 5G, тридцатью различными антеннами, бесчисленными сенсорами и мощными процессорами, которые смогут обрабатывать огромные массивы данных в реальном времени. Заявлено, что при пиковой нагрузке системы кроссовера пропускают до 30 гигабит информации в секунду — то есть больше, чем емкость одного DVD-диска.

Причем BMW iX не будет думать только сам за себя — он станет частью коллективного разума. С помощью того самого 5G-модема данные о дорожной ситуации отправляются на центральный сервер, где нейронная сеть на основе информации от других таких же кроссоверов дает подсказки о рекомендуемых настройках в текущий момент времени. Проще говоря, если один iX внезапно угодил в выбоину, следующий уже узнает о ней заранее и превентивно размягчит подвеску. Звучит фантастически, но инженеры уверены, что таким образом действительно улучшатся комфорт, безопасность и экономичность.

Однако технологии не должны лезть на передний план: наоборот, баварцы пытаются их скрыть от пользователей, то есть водителей. Например, интерьер исполнен в минималистичном стиле: отсутствующий центральный тоннель, минимум кнопок и рычажков, замаскированные динамики аудиосистемы, тонкие дефлекторы вентиляции — и пара цифровых дисплеев.

Центральный, с диагональю 14,9 дюйма, изогнут и установлен так, словно висит в воздухе: крепления замаскированы от пассажиров. Рядом находится 12,3-дюймовый цифровой приборный щиток, а перед ним — восьмиугольный руль, символизирующий переход в новую эру вождения. Баварцы говорят, что перехватывать его по-прежнему удобно, но при этом в обод встроены светодиодные индикаторы, обозначающие ручной либо автоматический режим движения. BMW iX будет оснащаться автопилотом третьего уровня — то есть сможет самостоятельно ездить, например, по шоссе, не требуя от водителя постоянно держать руки на руле.

Постоянное подключение к интернету и общение с центральным «облаком» емкостью 230 петабайт подразумевает, что баварский электрокроссовер будет непрерывно обучаться и получать обновления «софта» — в частности, мультимедийной системы, которую создатели уже сейчас называют самой удобной и безопасной в мире. Однако проверить все это клиенты смогут лишь через год: старт производства намечен на конец ноября 2021 года. Примерно в тот же период с конвейера начнет сходить модель i4 — электрическая версия 4 серии — а уже к 2022-му баварцы планируют выйти на отметку в полмиллиона электромобилей ежегодно.

Ссылка на основную публикацию