В Калифорнии хотят ввести запрет на использование бензиновых и дизельных авто

Закат эпохи ДВС: Где и когда полностью запретят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями

«Страшилок» о том, что уже скоро (совсем скоро) на автомобиле с дизельным мотором нельзя будет куда-то заехать, становится все больше. И это уже не «страшилки», не предположения, не слухи, а реальные ограничения. И под запрет попадают уже не только дизели, а и авто с бензиновыми моторами. Все автомобили с ДВС кроме гибридов. Да и существование гибридов – только вопрос времени.

Буквально на прошлой неделе (2 мая) власти Амстердама объявили о том, что уже с 2030 года по городу будет запрещено ездить бензиновым и дизельным авто. Останутся только электромобили и транспорт на водороде. Как видим, даже гибридам уже не проехать.

Этот запрет был принят в соответствии с планом, одобренным городскими властями столицы Нидерландов еще в 2017 году. Тогда же было решено с 2020 года не допускать в город транспорт с дизельными моторами, выпущенный до 2005 г.

В прошлом году Власти Ирландии объявили о намерении запретить на территории страны продажи автомобилей с любыми ДВС, независимо от типа топлива. Правда, случится это сравнительно нескоро. Первоначально страна собиралась отказаться от автомобилей с ДВС с 2040 года, однако инициативная группа из мэров нескольких городов страны предложила министру по вопросам экологии Майклу Гоуву ускорить введение запрета на 10 лет, чтобы сделать его более эффективным. То есть, полностью запретить продажу авто с ДВС в Ирландии хотят уже в 2030 году.

В Германии власти пока просто закрывают въезд в центры некоторых городов автомобилям с дизельными моторами. Пока это – Гамбург, Эссен, Берлин и Штутгарт. Под запрет попали все: и легковые авто, и грузовики, осуществляющие доставку товаров, если их экологический стандарт ниже Евро-5. Подобные шаги готовятся сделать власти в Калифорнии, Индии и некоторых районах Китая.

В 2018-м Суд разрешил немецким городам вводить полный или частичный запрет использования автомобилей с дизельным двигателем на своей территории. В список городов, заявивших о таких намерениях, вошли Штутгарт, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен. Скорее всего, запрет будет поэтапным: сначала дороги закроют для машин, которые соответствуют стандартам Евро-4 и ниже, затем с улиц уберут и машины стандарта Евро-5. Решение было связано с серьезным превышением допустимых норм загрязнения воздуха оксидами азота. Именно автомобили на дизельном топливе дают большое количество этих вредоносных для здоровья химических соединений. Полностью легальными останутся лишь автомобили с дизелем, которые соответствуют экологическим стандартам Евро-6. Таких на данный момент 2,7 миллиона по всей Германии.

Самой оперативной среди “запретителей” могла стать Норвегия: там ограничения на продажу автомобилей с ДВС собирались ввести уже с 2025 года. Однако, позже от запретительной политики власти страны отказались в пользу иной стратегии – поощрять местных автовладельцев пересаживаться на электромобили и гибриды при помощи разнообразных льгот.

По прогнозам агентства Blumberg, уже к 2025 году электрокары должны стоить дешевле автомобилей с ДВС за счет резкого снижения цены на аккумуляторные батареи. Тогда средняя стоимость электромобиля будет ниже психологической отметки в $30 тыс. А к 2030 году – снизится до $26 тыс.

В ноябре 2018 года, о введении запрета на продажи автомобилей с ДВС с 2030 года объявило Министерство национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля. Для повышения популярности электрокаров здесь предусмотрено государственное финансирование строительства 2000 зарядных станций.

С 2030 года в Швеции запретят продавать новые автомобили с ДВС. Но еще раньше – в 2025 году это сделают в Норвегии. А в Дании не только с 2030 года запретят продажи автомобилей с ДВС, но и начиная с 2035 года хотят распрощаться с гибридными авто. А к 2050 году цель Дании – полностью отказаться от ископаемых видов топлива и перейти на возобновляемые источники энергии.

Одними из последних в Европе намерены отказаться от автомобилей с ДВС страны, которые являются крупными их автопроизводителями. Это Германия, Франция и Великобритания. Здесь пока не торопятся озвучивать конечных дат.

А вот на одном из самых больших из мировых автомобильных рынков – в США, считают, что к 2040 году большинство транспортных средств на дорогах Америки все еще будут оснащены ДВС. С большой долей вероятности можно предположить, что подобная ситуация в далеком 2040-м будет и у нас – в Украине. На сегодняшний день, не смотря на отмену всех налогов на импорт электромобилей, их суммарный парк в Украине составляет всего 10 тысяч. При том, что общий парк транспортных средств у нас в стране – около 9 млн.шт.

Читайте также:  В Арабских Эмиратах начались работы над проектом космического госпиталя

Да и с зарядной инфраструктурой пока не все так оптимистично. Темпы ввода в эксплуатацию новых объектов явно не поспевают за прибавлением электромобилей.

Календарь чистых стран и городов

2018 г 28 немецких городов запретили въезд в центральную часть города автомобилей не соответствующих нормам Евро-4.

2018 г в Porsche официально отказались от дизельных двигателей.

2019 Германия закрыла въезд в центр некоторых городов автомобилям с дизельными моторами.

2019 Некоторые районы Калифорнии, Китая и Индии запретят въезд в центральную часть городов автомобилей с дизельными моторами.

2019 г Volvo Cars перестанет разрабатывать новые ДВС.

2020 г Амстердам запретит въезд в город дизельных авто, выпущенных до 2005 г

2025 г Норвегия – вступит в силу запрет на продажу новых авто с ДВС.

2025 г Aston Martin планирует прекратить производства авто с ДВС.

2025 г Половина всех Porsche будет с электромоторами.

2030 г Амстердам запретит въезд в город всех автомобилей с ДВС.

2030 г В Швеции вступит в силу запрет на продажи новых авто с ДВС.

2030 г Ирландия планирует запретить продажи всех автомобилей с ДВС (окончательное решение не принято).

2030 г Дания введет запрет на продажу новых авто с ДВС.

2030 г Израиль введет запрет на продажу новых авто с ДВС.

2030 г Исландия введет запрет на продажу новых авто с ДВС.

2030 г Индия, Китай введут запрет на продажу новых авто с ДВС.

2032 г Шотландия введет запрет на продажу новых авто с ДВС.

2035 г Дания введет запрет на продажу гибридных авто

2040 г Германия, Великобритания, Франция, Испания введут запрет на продажу новых авто с ДВС.

2050 г В Дании планируют полностью перейти на возобновляемые источники энергии.

Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Полный запрет бензиновых и дизельных моторов не за горами

Франция, Великобритания задали миру тренд запрета двигателей внутреннего сгорания. На сегодняшний день все больше разных стран поддерживают эту тенденцию. Кроме европейских Нидерландов, Германии, со временем избавиться от вредных автомобилей с ДВС планирует Китай, Индия и Норвегия. Технический прогресс идет в сторону увеличения количества электромобилей.

Где уже запрещен въезд на бензине и дизеле

Борьба за чистый воздух в крупных городах набирает свои обороты. С каждым годом растет количество населенных пунктов, где частично вводятся ограничения на передвижение автомобилей с бензиновыми и дизельными силовыми агрегатами.

Уже сейчас можно выделить несколько таких городов:

  1. Берлин. Здесь уже выделено три центральных улицы, по которым нельзя передвигаться на авто, загрязняющих атмосферу вредными выбросами. Пока что запрет распространяется на 2,9 километра. Но там не могут появляться даже машины, доставляющие товары.
  2. Кельн. В этом городе четыре центральные улицы закрыли для проезда автомобилей с дизельным двигателем.
  3. Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург. В этих населенных пунктах планируется вводить поэтапные запреты для движения авто, которые не соответствуют стандартам Евро-4. Далее ограничения коснутся Евро-5. Легальными останутся только дизельные авто, соответствующие стандартам Евро-6.
  4. Амстердам. Сюда уже с этого года запрещено заезжать машинам с дизельным силовым агрегатом старше 15 лет. С 2025 года запретят дизельные прогулочные катера, мопеды и мотоциклы. После 2030 года останутся исключительно электромобили и машины, работающие на водороде.
  5. Брюссель. Здесь планируется запретить движение мотоциклов уже с 2022 года. Дизельному и бензиновому транспорту будет запрещено ездить в городе с 2030, 2035 года соответственно.

Чего ждать в скором будущем

Великобритания планирует запретить продажу в стране автомобилей, оснащенных ДВС, с 2035 года. Кроме того, запреты коснутся даже гибридных авто.

Такую инициативу поддерживают авиационные производители Airbus, Boeing, компания Rolls-Royce, компания-перевозчик Sustainable Aviation, обслуживающая центральный аэропорт Хитроу.

Кроме Британии, отказаться от авто с двигателями внутреннего сгорания в ближайшем будущем планируют следующие страны:

  1. Франция. Здесь к 2040 году полностью откажутся от автомобилей с вредными выхлопами.
  2. Норвегия. В этой стране существуют решительные настроения полностью перейти на электрический транспорт с 2025 года. Уже сейчас здесь 24% от всех машин составляют электромобили.
  3. Германия. Внутри этой европейской страны существует больше определенности в отношении отказа от загрязняющих атмосферу автомобилей. С 2030 года планируется полностью перейти на электромобили.
  4. Нидерланды. Здесь доля электромобилей среди всех машин составляет 6%, а с 2025 года на дорогах останется только чистый транспорт.
  5. Китай. В поднебесной пошли дальше. Уже сейчас здесь объемы продаж за прошедший год превышают общее количество электромобилей, проданных в странах ЕС и США. Эксперты считают, что в ближайшее время китайские власти полностью запретят продажи авто с ДВС.
  6. Индия. План перехода на экологически чистый транспорт планируется реализовать здесь до 2030 года.
Читайте также:  Концерном «Калашников» создан летающий мотоцикл

Таким образом, прогресс нельзя остановить. Через небольшое количество лет весь мир неизбежно перейдет на транспорт с нулевым выбросом. Быстрый переход сдерживает отсутствие сети подзарядок, высокая стоимость электромобилей, относительно небольшая дальность поездки на одном заряде.

Какие страны мира уже запретили автомобили с ДВС

Две из них объявили бан для неэлектрических машин на этой неделе.

Великобритания запретит продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей и микроавтобусов с 2030 года, на пять лет раньше, чем планировалось ранее. По новому плану, Британия сократить выбросы до нуля к 2050 году.

В прошлом году Великобритания стала первой страной Большой семерки, которая на законодательном уровне постановила дойти до нулевого уровня выбросов к 2050 году. Это потребует комплексных изменений в транспортировке, использовании и потреблении энергии. Неэлектрические автомобили в Великобритании будут запрещены с 2030 года.

По статистике Bloomberg, четверть сотни европейских городов с более чем 60 миллионами жителей решили отказаться от дизельных автомобилей в долгосрочной перспективе. 13 из этих городов хотят запретить как дизельные, так и бензиновые автомобили. К последним относятся Париж, Мадрид, Копенгаген, Лондон и Рим.

Другие страны или регионы, которые выдвинули идею запрета транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания включают:

Европейский Союз
Министры охраны окружающей среды ЕС 23 октября заключили соглашение об обязательном достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году, но оставили решение о целевой показатель сокращения выбросов к 2030 году для обсуждения руководителями в декабре.

Германия
Немецкие города начали вводить запреты на старые дизельные транспортные средства, которые выбрасывают большее количество загрязняющих веществ, еще с конца 2018 года.

Норвегия
Норвегия, которая в значительной степени полагается на доходы от нефти и газа, имеет целью стать первой в мире страной, которая прекратит продажу автомобилей, работающих на ископаемом топливе, установив срок до 2025 года. Электромобили сейчас составляют около 60% ежемесячных продаж в Норвегии.

Швеция
С 2030 году в Швеции запретят продавать новые автомобили с ДВС.

Дания
В этой стране не только запретят продажу автомобилей с ДВС с 2030 года – под запрет попадут даже гибридные машины, хотя и на пять лет позже. Переход к нулевым выбросов намечен к 2050 году.

Бельгия
В Брюсселе в Бельгии запретят дизельные автомобили с 2030 года, а бензиновые – с 2035 года. Уже с 2022 нелегальными станут бензиновые мотоциклы.

Соединенные Штаты
Калифорния запретит продажи новых легковых и грузовых автомобилей, работающих на бензине, начиная с 2035, заявил в сентябре губернатор Гэвин Ньюсом.

Канада
Канадская провинция Квебек заявила на этой неделе, что запретит продажи новых легковых автомобилей на бензине с 2035 года.

Китай
В 2017 году Китай начал изучать возможность запрета производства и продажи автомобилей в традиционных видах топлива, но не уточнил, когда ограничения могут быть применены. Тем не менее, представитель отрасли в прошлом месяце заявил, что продажи новых энергетических автомобилей (NEV) составят 50% общего объема продаж новых автомобилей в Китае до 2035 года. КНР также остается крупнейшим рынком электрокаров в мире на сегодня.

Читайте также:  Новая технология от Bosch предсказывает неисправности автомобиля задолго до их появления

Индия
В прошлом году Главный аналитический центр Индии попросил производителей скутеров и мотоциклов составить план перехода на электрический транспорт. Аналитический центр также рекомендовал продавать только электрические модели скутеров и мотоциклов объемом двигателя более 150 куб. см с 2025 года.

Израиль
О введении запрета на продажи автомобилей с ДВС с 2030 года объявило Министерство национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля.

Закат эпохи бензиновых и дизельных автомобилей

Чтобы изменение климата не привело к катастрофе, нужны срочные меры. Согласно докладу, который ООН выпустила в 2018 году, в ближайшие десять лет мы должны вдвое сократить выбросы парниковых газов.

К сожалению, наша цивилизация реагирует на эту угрозу слишком медленно, а в некоторых сферах мы даже усугубляем ситуацию. И одна из таких сфер — транспорт.

Около 15,55 % выбросов парниковых газов в мире связано с транспортом, а, к примеру, в Евросоюзе — целых 27 %. В России доля выбросов транспорта меньше — 12 %. Но последние десять лет объём транспортных выбросов в нашей стране непрерывно растёт. С 1990 года транспортные выбросы по всему миру выросли на 71 %, и три четверти из них приходятся на автотранспорт.

В 2018 году Greenpeace выпустил доклад о том, что для создания экологически устойчивой транспортной системы правительства европейских стран должны запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2028 году.

А сегодня мы представляем вам карту, на которой можно узнать, насколько разные страны и отдельные города приблизились к отказу от машин с двигателем внутреннего сгорания.

Что это за карта?

Перед вами — визуализация данных, собранных в разных странах. Она наглядно показывает, власти каких стран и городов предпринимают меры, чтобы убрать машины с двигателем внутреннего сгорания со своих улиц, и что это за меры.

Мы постарались отразить на ней то, что меры могут быть самыми разными. В некоторых городах запрещены машины с определёнными типами двигателей (например, в Париже). В других — машинам запрещён въезд в определённые районы городов (как в британском Рединге).

Это не исчерпывающий список. Наша карта будет развиваться: она будет обновляться по мере того, как всё больше стран и городов будут предпринимать меры.

Как работает карта?

Страны на карте окрашены тремя цветами. Серым отмечены те, правительства которых вообще не объявили даты отказа от машин с двигателем внутреннего сгорания. Зелёным — страны, которые объявили дату раньше 2030 года. Жёлтым — позднее 2030 года.

Точками на карте отмечены все города, власти которых наложили ограничения на использование машин с двигателем внутреннего сгорания или объявили даты отказа, не связанные с решениями национальных правительств. В зависимости от цвета точки, это может быть ограничение по экологическому классу, платный въезд или даже запрет на передвижение автомобилей. Города, которые не планируют подобных мер, не представлены на этой карте.

К примеру, Великобритания объявила, что планирует отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания к 2040 году, поэтому вся страна окрашена в жёлтый цвет. Но на карте отмечены только те британские города, которые ввели локальные меры по ограничению бензиновых и дизельных машин, поэтому на ней нет, скажем, Манчестера.

Чтобы увидеть подробную информацию по стране или городу, нужно кликнуть по ним. Данные появятся во всплывающем окне.

Почему мы создали эту карту?

Бензиновые и дизельные двигатели угрожают не только климату. Их выбросы также опасны для здоровья людей: они значительно повышают шансы развития астмы и других респираторных заболеваний, особенно у детей и пожилых. По данным Университетской клиники Майнца, загрязнение воздуха убивает 8,8 млн человек в год (больше, чем курение табака).

«Безопасного» уровня загрязнения воздуха не существует, и любое повышение концентрации вредных веществ в воздухе увеличивает риск серьёзного вреда здоровью. Чтобы справиться с этой угрозой, власти городов по всему миру должны убрать с улиц машины с двигателем внутреннего сгорания, и это уже происходит во многих странах.

Наносить результаты их усилий на карту важно по двум причинам. Во-первых, это демонстрирует, насколько быстро мир вокруг нас избавляется от машин с двигателем внутреннего сгорания. Во-вторых, это подталкивает власти и жителей других городов ставить себе ещё более амбициозные цели.

Читайте также:  Умные холодильники Samsung Family Hub

Активисты Greenpeace призвали европейских транспортных министров, встреча которых проходила 6 июня в Люксембурге, не разрушать климат

Что дальше?

Чтобы решить проблему изменения климата и защитить здоровье людей от вредных выбросов, мы должны избавиться от бензиновых и дизельных машин. Но нельзя менять их на такое же количество электрических. По прогнозам правительства Великобритании, в таком случае загруженность дорог возрастёт на 51 %, так как более низкая стоимость использования электромобилей будет стимулировать людей чаще садиться за руль.

Вместо этого нужно развивать города так, чтобы у людей было меньше необходимости в личном автомобиле. Для этого нужны совершенствовать общественный транспорт, создавать инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, поощрять использование каршеринга. Нужно строить города для людей, а не для машин.

Эти меры хорошо известны и многие города движутся в этом направлении уже несколько десятилетий. Но в условиях климатического кризиса нужно действовать намного быстрее.

В январе 2019 года администрации Москвы и Санкт-Петербурга объявили о введении зон с ограничением движения транспорта с экологическим классом ниже «Евро-4». Данные меры, направленные на снижение загрязнения воздуха в крупных городах предложил президентский Совет по правам человека. Однако детальные планы пока не представлены.

Мы призываем администрации Москвы и Санкт-Петербурга ввести ограничения на неэкологичный транспорт с 2020 года и предоставить план расширения этой зоны (как по классам «Евро», так и по территории) и введения новых ограничительных мер. При этом внедрять ограничения нужно вместе с развитием общественного транспорта, пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Это приведёт к значительному снижению загрязнения воздуха. По оценке Национального центра транспортных исследований (НИИ автомобильного транспорта), в Москве эти меры позволят к 2030 году снизить выбросы на треть.

Блог и карта подготовлены в рамках международного проекта Greenpeace Clean Air Now. Создание карты — Василий Яблоков и Адриан Фернандес, русская версия текста — Константин Фомин, экспертиза — Василий Яблоков и Рашид Алимов, инфографика — Елена Макурина.

Оцените масштаб: список стран, которые отказываются от ДВС

Бензиновые и дизельные машины и даже гибриды запретят продавать очень скоро в десятках государств во всех уголках планеты. Удивительно, но Россия тоже входит в этот список, хоть и частично.

Глобальная перестройка автопрома, кажется, неизбежна. Большинство автокомпаний декларируют прекратить производство машин с двигателями внутреннего сгорания или хотя бы дублировать линейку электрокарами или машинами на водороде уже в ближайшие годы. Параллельно с политиками – совсем скоро ДВС запретят продавать в Великобритании, Китае, Японии, Индии, практически всех европейских странах, частично в США и частично в России.

Обо всем по порядку.

Ищи, кому выгодно

Электрификация автотранспорта в контексте спасения планеты – тема спорная. Далеко не только экология стоит во главе этого радикального перехода в автопроме, но и экономика и политика. Отказ от двигателей внутреннего сгорания поможет Евросоюзу слезть с нефтегазовой иглы, а Россию и других экспортеров нефти лишит огромной части доходов. А Китай заинтересован в распространении «электричек», так как владеет львиной долей мировых запасов редких металлов, необходимых для EV.

В то же время экологичность и даже этичность электрокаров постоянно подвергается сомнениям – для выработки электричества используются угольные станции, утилизация батарей слишком сложна и затратна, многие элементы для аккумуляторов добывают в африканских странах с использованием детского труда.

Китай – «пятилетка в четыре года»

Точнее, три пятилетки. Китай пока не делает разницы между электромобилями и гибридами, поэтому последним бойкот еще не грозит. А вот машины, оснащенные исключительно ДВС, в Поднебесной перестанут продавать уже к 2035 году – возможно, и раньше. «План развития индустрии новых энергетических транспортных средств (2021–2035)» поражает продуманностью и масштабом.

Будет переориентировано производство не только готовых машин, но и комплектующих. Страна намерена снизить объем поставок запчастей из других стран. Планируется построить промышленную экосистему нового типа – например, производство и использование аккумуляторов должны быть интегрированы с утилизацией. Один из вариантов зарядки электромобиля, о котором Matador.tech уже писал, – это замена разряженного аккумулятора на новый за пару минут.

Читайте также:  Придуманы системы распознавания лиц в масках

Будет перестроена вся инфраструктура с интеллектуальным управлением, которая предполагает эксплуатацию машин на электричестве или топливных ячейках. Правительство в свою очередь намерено стимулировать эту отрасль субсидиями и поддерживать сотрудничество и кооперацию различных местных компаний в данной области.

Раскарбонизация Японии

Страна восходящего солнца наметила себе примерно такие же сроки, что и большой сосед. Запрет на продажу бензиновых и дизельных машин намечен на 2032-2035 гг. В качестве альтернативы предусмотрены гибриды, электромобили и водородомобили. В 2050 году страна намерена стать углеродно-нейтральной, то есть без вредных выбросов.

Евросоюз – большинство стран-участниц

Норвегия – один из лидирующих рынков по распространению электромобилей, несмотря на северный климат. В прошлом году доля продаж EV превысила долю ДВС. Уже в 2025 году в этом регионе не должно быть автомобилей на «ископаемом топливе».

Нидерланды, Дания, Исландия, Швеция и даже Словения рассчитывают запретить двигатели внутреннего сгорания с 2030 года. В 2032 году к ним присоединится Шотландия.

Великобритания выходит из ЕС, но планы у страны такие же. Еще пару лет назад британское правительство заявляло, что в 2040 году запретит продажу машин с ДВС в стране, однако сроки сдвинуты – теперь называют уже 2035 год. И в Великобритании нельзя будет купить через пять лет даже гибрид: никакого топлива. А если автопроизводители поспособствуют, то реализована стратегия будет еще раньше. Социологические опросы, проведенные среди детей Великобритании показывают, что новое поколение уже воспринимает ДВС как угрозу экологии и агитирует родителей на покупку «электричек».

На этом фоне Франция кажется отстающей – там намечена дата 2040 год. Зато в стране все время повышаются налоги на неэкологичный транспорт, а министр комплексных экологических преобразований Пятой республики Барбара Помпили намерена запретить рекламу автомобилей как продуктов, загрязняющих окружающую среду. Барбара Помпили подчёркивает, что телевизионная реклама поощряет потребление товаров, некоторые из которых вредны для здоровья или опасны для окружающей среды.

Германия с ее автобанами и крупнейшими автопроизводителями оказалась в стане колеблющихся. Пока правительство называет довольно поздний срок – 2050 год, общий рубеж для стран Евросоюза. В этом году инициативу ускорить процесс активно поддерживает глава Федерального ведомства по охране окружающей среды UBA Дирк Месснер – он предлагает крайний срок 2035 год. Ему вторит премьер-министр Баварии, а ведь это регион, стабильно лоббирующий интересы местных автокомпаний в традиционном ключе.

Индия – 10-летняя перестройка

Индия – одна из самых густонаселенных стран мира и крупный авторынок. Экология в регионе оставляет желать лучшего, но в 2030 году свое влияние должен сократить автопром. Уже через 10 лет Индия рассчитывает освободить свой рынок от бензиновых и дизельных машин. Причем это намерение вызвано не только заботой о чистоте воздуха, но и на официальном уровне желанием снизить объемы импорта топлива и расходы населения на эксплуатацию автомобилей.

США – Калифорнийский альянс

Американский авторынок очень контрастен. Владельцы огромных пикапов любят газануть в лобовое стекло «Тесл» черным дымом – специально для этого нелегально оснащают машины соответствующими установками. Оттуда пошел термин ICEing, то есть парковка автомобиля с ДВС (ICE) у зарядочной колонки электрокара. И штаты по-разному относятся к перестройке рынка.

Калифорния – во главе движения по запрету ДВС, в альянс также входят 18 штатов и округ Колумбия. Отказаться от машин на ископаемом топливе в этих регионах намерены в 2035 году. В качестве аргументов – желание предотвратить постоянные лесные пожары и повышение уровня мирового океана, которое губит пляжи Калифорнии.

А в ряде других штатов, напротив, администрация при поддержке населения выступает против экспансии электромобилей. В Мичигане, Миннесоте, Арканзасе и др. штатах начинают действовать дополнительные сборы с владельцев электромобилей.

Россия: Сахалин против Камчатки

Россия еще более неоднородна. В Москве для электромобилей действуют нулевой транспортный налог, бесплатные парковка и даже зарядка. К этой программе присоединяется Петербург. Российское государство, как уже было сказано выше, не слишком заинтересовано в отказе от нефти, но зато газ считается хорошей альтернативой. Уже готовятся программы льготного перевода машин с ДВС на ГБО. «Газпром» начал продвигать природный газ – метан.

Читайте также:  Компанией Magic Leap разрабатывается виртуальный ассистент в человеческом облике

Самым передовым регионом РФ внезапно оказался Сахалин. В этом регионе уже через 10 лет будет действовать запрет на бензиновые и дизельные машины, останутся только электрические и газовые. Об этом заявил губернатор края Валерий Лимаренко. Уже сейчас действует 50-процентная скидка на транспотный налог для машин без ДВС, власти активно развивают инфраструктуру.

Возможно, такая необычная для РФ позиция связана с близостью к Японии? Раз оттуда скоро начнут привозить праворульные «электрички»?

А вот Камчатка, напротив, подбадривает владельцев внедорожников с мощными традиционными моторами. Для таких машин в регионе предусмотрены льготы на транспортный налог. Причина – такие автомобили для жителей региона являются не роскошью, а транспортной необходимостью.

Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем

Об эксперте: Никита Касьяненко, сооснователь «Лаборатории умного вождения».

Топливный плюрализм

В середине 2010-х годов многие страны официально заявили — будущее за электромобилями. Они обещали сократить объемы производства машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), предлагали льготы владельцам электрокаров и даже вводили ограничения на использование бензиновых и дизельных авто на отдельных улицах. Впрочем, большинство планов будут реализованы не раньше 2025 года. А пока автомобильная отрасль хоть и меняется, но не так стремительно, как прогнозировал Илон Маск и другие сторонники авто на электротяге.

Данные за первый квартал 2020 года показывают, что в большинстве стран Европы до сих пор преобладают автомобили на бензине и дизеле. Исключение — Норвегия, в которой доля электрокаров от общего числа новых машин уже превышает 50%. Альтернативные виды топлива в ЕС пока редкость — они занимают всего 1,9% рынка. При этом популярность автомобилей на газе и этаноле упала с апреля по июнь на 50%.

В российском топливном рейтинге также пока лидируют бензин и дизель: по данным “Автостата”, менее 6% автовладельцев пользуется пропаном и метаном, а также другими видами топлива — в эту категорию попадают и электрокары.

А вот в Латинской Америке альтернативное топливо пользуется большим спросом. Например, в Бразилии машины на этаноле не уступают по популярности бензиновым авто. Интересно, что ставку на биотопливо из сахарного тростника государство сделало еще в 1970-е годы, впоследствии госпрограмму постоянно корректировали, учитывая колебания цен на бензин. Если он дешевел, цены на этанол тоже снижались. Также в 1990-е власти поддержали развитие FlexFuel-автомобилей, которые можно заправлять как смесью бензина и этанола, так и чистым бензином.

Пример Бразилии показывает — вектор развития топливного рынка можно менять, но для этого недостаточно одной госпрограммы или однократного введения льгот. Это подтверждают кейсы других стран, которые запускали инициативы в поддержку электрокаров, но со временем сворачивали проекты или ограничивали их применение.

Так, в конце 2019 года Tesla достигла порога в 200 тыс. проданных электромобилей на рынке США — после достижения этого лимита покупатели больше не могли получать налоговые бонусы. Льготные периоды подходят к концу и в других странах: например, в Китае размер субсидий на покупку электрокаров сокращается с каждым годом. В 2020 году он уменьшится на 10%, а в 2022 году — уже на треть.

На тенденции в отдельных странах влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры (наличие АЗС и станций подзарядки) и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной.

Часть развитых стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, но многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления. Разберемся, какие виды топлива укрепят свои позиции в будущем и почему электрокары — это не панацея.

Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?

По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:

  • Инфраструктура. Не все страны успеют ее подготовить. К примеру, в США это сделать проще, поскольку автовладельцы обычно живут в частных домах и могут поставить автомобиль на подзарядку на ночь. Еще первые серийные модели электрокаров EV1 от GM, выпущенные в 1990-е годы, можно было подключить к обычной американской бытовой розетке. Сегодня возможностей стало еще больше, а в создании городской сети зарядных станций заинтересованы крупные игроки — например, Tesla. В России, как и во многих других странах, условия придется создавать с нуля.
  • Политика. Уже 13 стран объявили, что до 2040 года введут запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Остальные государства пока не готовы к таким радикальным мерам. К тому же такие решения могут нанести удар по экономике — например, переход на электрокары в Германии может оставить без работы десятки тысяч человек.
  • Технологии. Батареи становятся все более энергоемкими, скорость подзарядки увеличивается, а ключевые компоненты аккумуляторов, например, литий, дешевеют с каждым годом. Развитие технологий позволит электрифицировать общественный транспорт, а также даст толчок микромобильности. Аналитики BNEF полагают, что к 2030 году именно автобусы и двухколесный транспорт, а не легковые авто, составят основную долю рынка EV. С этим согласны и другие эксперты: они считают, что нужно делать ставку на электрификацию транспорта, поскольку им пользуется больше людей, а значит, и потенциальной пользы будет больше.
  • Экология. Проблема электрокаров заключается и в отсутствии исследований: пока нельзя точно оценить, как массовый переход на EV отразится на экологии. Электромобиль производит меньше выбросов, чем машина с ДВС, но потребляет электроэнергию, а для ее получения все еще применяются углеводороды. Так, эксперимент Volkswagen показал, что в Германии электрокар будет косвенно производить больше CO2, чем современный дизельный аналог. В странах с большей долей возобновляемых источников энергии результат будет лучше, но не существенно.
Читайте также:  Средний срок службы бытовой техники: сколько работает пылесос, стиральная машина, холодильник

Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2. В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов. Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.

Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.

Биотопливо: отходы и водоросли

Этанол, FlexFuel, биодизель и биогаз, — все эти технологии уже позволяют получать эффективную альтернативу бензину, используя растительные компоненты, сельскохозяйственные отходы и даже отходы жизнедеятельности человека. Экологичность — главное преимущество биотоплива. Растения, которые используются для получения необходимых веществ, поглощают CO2, нейтрализуя тем самым углеродный след.

Еще один плюс биотоплива — это наличие готовой инфраструктуры. Заправиться “водорослевым дизелем” в теории можно на обычной АЗС — для этого не требуется специальное оборудование.

Но у технологии есть и существенные минусы. Для получения биотоплива нужно большое количество биомассы, а для этого требуются колоссальные земельные ресурсы. В Бразилии под поля для сахарного тростника приходится вырубать деревья в лесах Амазонки, а это большой удар по экосистеме.

Проблема заключается и в автомобилях — не каждому транспортному средству подходит такой вид топлива. Например, популярный биоэтанол E85 (смесь спирта и бензина) при сравнимых объемах приводит к большему расходу топлива, чем чистый бензин.

Популярность биотоплива в будущем зависит от появления новых производственных технологий. Так, в Дании тестируют автомобили на бензине с добавлением водорослей. Пока растительный компонент составляет всего 10%, но ученые надеются увеличить его долю. Водоросли, в отличие от сахарного тростника, не требуют земельных ресурсов, их не нужно удобрять и обрабатывать от вредителей, поэтому они наносят меньший вред окружающей среде. Пока использование водорослевого топлива экономически не целесообразно, но если исследователям удастся оптимизировать технологию, у нее есть шансы на успех.

Читайте также:  В прямом эфире каналов Twitch и Youtube состоялась битва боевых роботов

Водород: неоправданные надежды

Еще десять лет назад водородные автомобили ставили в один ряд с перспективными электрокарами, но технология не оправдала ожиданий. Машины с топливными элементами все еще обходятся слишком дорого, а в большинстве стран нет заправочной инфраструктуры. Недавний провал компании Nikola Motors, обещавшей выпустить партию водородных грузовиков и построить сеть заправочных станций по всей Америке, только усилил разочарование в технологии.

Самый крупный рынок водородных авто — это как раз США, хотя с 2012 года в стране было продано всего 8 тыс. машин с топливными элементами. Водить автомобиль на водороде можно только в Калифорнии, где сосредоточено больше всего заправочных станций. И даже несмотря на умеренный спрос, в штате периодически возникает дефицит водорода, и автовладельцы не могут заправить автомобили.

С точки зрения экологичности водородные автомобили тоже вызывают вопросы: по большинству параметров они проигрывают электрокарам, хотя стоят на порядок дороже. Всего на рынке доступно три модели авто на водороде, и отсутствие разнообразия тоже не идет на пользу отрасли. Многие автопроизводители сворачивают разработки — например, Mercedes-Benz, потратив 30 лет на исследования, решила не выпускать пассажирские автомобили на топливных элементах, поскольку их производство обходится в два раза дороже электрокаров.

Перспективы водорода на топливном рынке пока оставляют желать лучшего. Многое опять же зависит от технологий производства — использование инновационных методов, например, электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, могло бы заинтересовать крупных игроков. Но пока рынок стоит на месте, а автовладельцы задумываются о покупке водородного авто в последнюю очередь. Впрочем, топливные элементы могут пригодиться в других сферах — например, при производстве мусоровозов или паромов.

Газ, бензин и дизель: умное управление топливом

Классические виды топлива в будущем вряд ли полностью исчезнут — по крайней мере в России. Но со временем они станут более экологичными и энергоэффективными. На рынке уже распространены гибриды, например, range-extenders — электрокары со встроенным ДВС, который продлевает запас хода, если батарея садится. Вероятно, именно такие гибридные модели выйдут на передний план в будущем.

Развитие подключенных автомобилей и телематики также позволит сократить расход топлива и более эффективно отслеживать его потребление. Современные системы уже помогают мониторить топливную статистику, а в будущем они смогут оптимизировать затраты ресурсов.

Исследования показывают, что умный мониторинг поведения водителя с последующей аналитикой может сократить количество выбросов на 5-20%. В первую очередь, добиться этого помогают системы, которые препятствуют внезапному торможению. Водитель делает меньше резких маневров — расходуется меньше топлива.

Еще один вспомогательный инструмент — продвинутая система навигации, которая подбирает не только самый короткий, но и наименее “энергозатратный” маршрут, а также помогает быстрее находить свободные парковочные места.

Подключенные системы оптимизируют работу не только легкового, но и грузового транспорта. Например, грузовые “конвои” способны на треть сократить затраты топлива. Использование машинного обучения и нейросетей в будущем еще больше упростит задачу — полуавтономные системы будут работать в фоновом режиме, минимизируя расход бензина или дизеля.

Развитие беспилотного транспорта и каршеринга, вероятно, тоже приведет к сокращению потребления топлива — машины будут меньше простаивать на стоянках и использоваться более эффективно.

Автомобильный сектор в силу своей специфики достаточно консервативен — автопроизводитель не может за пару месяцев переформатировать конвейер на заводе или перенастроить цепочку поставок. Поэтому переход на новые виды топлива займет больше времени, чем полагают аналитики. Цифровые решения, например, системы умного мониторинга, внедрить намного проще — это не требует так много времени и ресурсов. Поэтому топливная революция начнется с аналитики и развития подключенных систем, а не с футуристичных топливных элементов или биодизеля на основе водорослей.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Складно скроен: как смартфоны с гибким экраном завоевывают рынок

Заведующий складом

В нулевые в продаже в магазинах техники можно было найти такие телефоны, что режиссер любого фантастического триллера позавидовал бы фантазии инженера, создавшего этот девайс. Например, безумный Nokia N-Gage, напоминавший то ли Game boy, то ли джойстик для PlayStation. Неоновый слайдер Sony Ericsson W580, который еще вчера был музыкальным плеером, а сегодня уже научился звонить. Или телефон Motorola V70, который с точки зрения дизайна напоминал чудовищный микс рации и открывалки для пива, а с точки зрения конструкции отсылал к складному ножу — клавиатуру выдвигалась из корпуса, за счет чего гаджет становился длиннее и функциональнее.

Читайте также:  В прямом эфире каналов Twitch и Youtube состоялась битва боевых роботов

Вообще в нулевых, конечно, все мечтали именно о телефоне Motorola. Американской компании из Чикаго удалось перевернуть рынок, представив коллекцию тех самых складных Razr V3, которые были абсолютно у всех, начиная с Пэрис Хилтон и заканчивая Дэвидом Бекхэмом. Только вспомните, как герои мыльных опер во время кульминации ссоры эмоционально закрывали телефон вместо того, чтобы продолжить разговор и прийти к каким-либо логическим выводам. Так сериал длинной в 345 эпизодов уходил на рекламу или вовсе следующую серию, пока зритель мечтал о Razr V3. Или другом складном телефоне Motorola. В арсенале бренда были футуристичный A1200, отдаленно напоминающий современные легкие сенсорные смартфоны, и словно игрушечный EM28, который мог пережить даже падение из окна девятого этажа.

За три года, что существовала модель Razr V3, компания Motorola продала 130 млн телефонов

Оценить масштаб любви аудитории к складным телефонам в нулевых легко: за три года (с 2004 по 2007 год), что существовала модель Razr V3, компания Motorola продала 130 млн экземпляров этого гаджета. Американский Forbes считает, что Razr V3 — один из самых культовых телефонов в мире. Но, несмотря на этот успех, в 2007-м бренд Motorola начал нести серьезные убытки. Всего за два года компания потеряла $4,3 млрд и вынуждена была пережить трансформацию, из-за которой надолго выпала из пула лидеров рынка.

Возможно, вы помните, что в 2007 году Razr V3 стоил всего лишь $49. Совершенно скромная бюджетная цена для американского телефона. Но изначально это была модель сегмента люкс. В 2004 году, когда телефон только появился в продаже, он стоил $499 и поэтому был так популярен среди звезд шоу-бизнеса, предпринимателей и лидеров мнений. 15 лет назад раскладушка считалась премиальным гаджетом, символизирующим успех и стиль. И в 2019 году сразу несколько компаний решили воскресить складные телефоны, но на современный лад.

Технологическая реанимация

Возрождать моду на подобный форм-фактор начали в Азии. Свои складные сенсорные новинки представили Samsung, LG, Huawei и Xiaomi. Американцы в лице Google и Motorola (было бы странно, если бы бренд, буквально ставший крестным отцом раскладушек, не оживился) тоже предложили современный вариант гаджета, но куда менее активно развиваются в этом направлении.

Лидером, безусловно, является Samsung. Во-первых, компания из Южной Кореи первая заговорила о технологической возможности создать складной смартфон и первая выпустила в продажу сразу два гаджета немного разного масштаба. 14 февраля 2020 года стал доступен относительно скромный и минималистичный Galaxy Z Flip, по цене вполне сопоставимый со смартфонами с обычным экраном, а 25 сентября того же года на витринах появился Galaxy Z Fold 2 — безумный высокотехнологичный монстр сразу с тремя вариантами дисплея, стоимость которого легко сравнима с ноутбуком или компьютером. Но и возможности этого смартфона не уступают крупнокалиберным гаджетам.

Идея разработки складного телефона появилась у инженеров Samsung еще в 2011 году, когда они создавали серию Note. Тогда они осознали, что людям нужно устройство с большим экраном, но при этом компактное. Чтобы получить первый опыт в разработке складных смартфонов, команда для начала создала более простой и понятный Galaxy Z Flip всего лишь с двумя экранами. А затем приступила к разработке флагмана. Специально для создания внутреннего экрана Z Fold2 инженеры впервые использовали ультратонкое стекло UTG (Ultra Thin Glass), толщина которого меньше, чем у человеческого волоса. Дисплей состоит из пяти слоев, которые скреплены тончайшим связывающим веществом. Благодаря этому экран Z Fold2 остается одновременно гибким и надежным при любых температурных условиях, способен фиксироваться под разными углами, как Galaxy Z Flip, благодаря интеграции кулачкового механизма в шарнир. Когда смартфон находится в полураскрытом состоянии, трение между элементами механизма позволяет ему оставаться в нужном положении. Поскольку для большего экрана требуется более прочный шарнир, в Galaxy Z Fold2 используется сдвоенный (двухкулачковый) механизм, а также вдвое больше эластичных компонентов. В общей сложности шарнир состоит из более 60 деталей. Именно он позволяет смартфону открываться плавно, как книга, и закрываться с приятным щелчком.

Читайте также:  Концерном «Калашников» создан летающий мотоцикл

В Galaxy Z Fold 2 появилась функция Multi-Active Window, которая позволяет с большим удобством и гибкостью настраивать окна приложений. Для этого достаточно с помощью простого свайпа выдвинуть панель Multi-Window Tray, перетащить оттуда приложения, с которыми пользователь планирует работать, и оставить ее в наиболее удобном месте на экране. Затем размер окон приложений можно изменить точно таким же образом, как это осуществляется на компьютере, — простым перетаскиванием и отпусканием границы окна. Это позволяет использовать смартфон как основной гаджет для работы. Тем более компания Microsoft оптимизировала офисный пакет Microsoft 365, который теперь полностью настраивается для работы с Galaxy Z Fold2.

Помимо программ, позволяющих использовать современную раскладушку для работы, инженеры Samsung уделили время разработке удобной и функциональной камеры. Например, в Galaxy Z Fold2 добавлен режим Capture View Mode. При съемке фото или видео в режиме Flex на основном дисплее экран автоматически разделяется на две части, как на Galaxy Z Flip. В левой нижней части основного экрана Galaxy Z Fold2 располагается снимаемое фото или видео, а в верхней половине — видоискатель. Также смартфон умеет записывать видео в дистанционном режиме с автоматическим кадрированием. Когда эта функция включена, Galaxy Z Fold2 использует машинное обучение для отслеживания объектов в кадре без перемещения устройства. И, помимо этого, в смартфоне появилась технология App Continuity, которая позволяет запускать видео на внешнем экране, а затем открыть телефон и продолжить просмотр на основном дисплее, не пропуская ни одной сцены.

Есть контакт

У многих есть сомнения в том, что складные смартфоны смогут долго оставаться востребованными и найдут своего лояльного пользователя. Поэтому специалисты Samsung опросили пользователей (в исследовании приняли участие 1000 человек из Кореи и США) складных устройств и потенциальных покупателей таких смартфонов, чтобы понять, кому, зачем и почему они нужны. Они выяснили, что, во-первых, 76% предпочитают использовать одно устройство для разных потребностей. Во-вторых, 78% считают, что большой размер экрана предпочтителен для развлекательного контента (телевидения/фильмов, видеоигр), а также для продуктивной работы/учебы. И в-третьих, 79% хотели бы иметь возможность использовать на своем смартфоне несколько приложений одновременно. То есть подавляющее большинство действительно нуждается в гаджете с несколькими крупными экранами, которые позволяют решать сразу несколько проблем на одном девайсе, разграничивая эти задачи.

Исследование показало, что Samsung Galaxy Z Fold2 — самый популярный гаджет с гибким экраном в России сейчас

Локальный офис Samsung сообщает, что наибольшей популярностью в России складные смартфоны пользуются у потребителей в возрасте от 25 до 34 лет (они составляют 39% от общего числа владельцев складных устройств), на втором месте — 35-44 года (23%), на третьем — 18-24 года (15%). Большинство пользователей живут в Москве, далее следуют Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Свердловская область. По данным исследования «М.Видео — Эльдорадо», продажи смартфонов со складным экраном на российском рынке увеличились примерно вчетверо с декабря 2019 по декабрь 2020 года. Исследование также показало, что Samsung Galaxy Z Fold2 — самый популярный гаджет с гибким экраном в России сейчас.

Пока что нет никаких предпосылок к тому, чтобы уровень продаж начал сокращаться и уж тем более значительно падать. Ожидается, что в 2021-м рынок складных смартфонов утроится по сравнению с прошлым годом, а среднегодовой темп роста рынка смартфонов превысит 21,3% в период с 2021 по 2026 год, по прогнозам Mordor Intelligence. И, учитывая, что в 2020-м на устройства Samsung приходилось три четверти гаджетов этой категории, проданных в мире, компания может быть спокойна.

Ссылка на основную публикацию