В Китае изобрели инновационные электродвигатели для рельсотронов и установок баллистических ракет

Почему в России возник дефицит бензина

Максим Богодвид/РИА «Новости»

Правительство принимает срочные меры по борьбе с повышением цен на один из ключевых для россиян товаров – бензин. Звучала даже идея полностью запретить экспорт топлива за границу, чтобы нарастить предложение внутри страны и тем самым сбить цены. Почему в итоге эта инициатива одобрена не была, но предпосылки для роста цен все же остались? Подробности.

  • Финансист допустил резкое падение курса доллара
  • В Польше испытали шок от «очередного предательства союзников»
  • Спрогнозирован рекордный уровень нефтедобычи в России

Что заставляет россиян быть патриотами

Виталий Тимкив/РИА Новости

Судя по опросам, у россиян в последнее время появилось достаточно новых причин быть патриотами. Свежий повод – победы наших олимпийцев в Токио, что вызвало чувство гордости за страну более чем у 70% сограждан, говорят социологи. Причем запрос общества на самоуважение растет – и политики обязаны на него ответить. Как «фактор гордости» скажется на сентябрьских выборах и президентской кампании – 2024? Подробности.

  • Скабеева оценила попытку темнокожего депутата Рады «спасти свою шкуру»
  • Посол осудил попытку обвинить Россию «во всех бедах Америки»
  • Поляки высмеяли своего сенатора из-за жалоб на запрет въезда в Россию

Комплексы С-500 получат особенные ракеты

Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

Перспективные зенитно-ракетные комплексы С-500 (они же – «Прометей») еще не приняты на вооружение, но выпуск ракет для них, если верить источникам, уже начался. Почему производство этих ракет началось так срочно, в чем уникальность этого вида оружия и какие регионы России ЗРК С-500 будут прикрывать в первую очередь? Подробности.

  • Стали известны подробности спасения модуля «Наука» после выведения на орбиту
  • В Крыму предложили альтернативу «Крымской платформе»
  • На Кубу прибыло более 40 тонн медпрепаратов и оборудования из России

США столкнулись с бессилием снова попасть на Луну

  • Киев собрался выяснить причины избиения украинца в Польше
  • Министерство внутренней безопасности США назвало приоритетную угрозу
  • США начали подготовку полной эвакуации сотрудников посольства в Кабуле

Взрыв автобуса с людьми в Воронеже списали на газ

Кристина Бражникова/ТАСС

В маршрутном автобусе ПАЗ в Воронеже прогремел взрыв. Погибли люди, возбуждено уголовное дело. Рассматриваются несколько версий трагедии. Основная – взрыв незаконно установленного газового оборудования. При этом представители перевозчика утверждают, что транспортное средство было дизельным, но эксперты уверены: дизельный автобус так взорваться не может. Подробности.

  • Детей вывезли из подтопленных детских лагерей в Краснодарском крае
  • Тела погибших туристов найдены на дне Курильского озера на Камчатке
  • В Москве задержали оставившую младенца на скамейке женщину
Как начались 500 лет западного господства

Борис Толчинский, кандидат политических наук, писатель, публицист
Русофобию надо пресекать яростно и жестко

Герман Садулаев, писатель, публицист
Когда России станут безразличны соседи

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба “Валдай”, научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
  • По факту нападения на росгвардейцев на незаконной акции в Москве возбуждены новые дела
  • Глава ВЦИОМ назвал россиян «тоскующими индивидуалистами»
  • СМИ выдвинули предположение о «чистой бомбе» на борту А321
Олимпиада в Токио и честь России

За что Зеленский любит Крым

Тимановская и другие невозвращенцы

Взрыв автобуса в Воронеже унес жизни людей
На тушение пожаров в Якутии направили дополнительные силы МЧС
Российские синхронистки принесли сборной России 14-ю золотую медаль
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»
Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей
  • Внутренние (состояние российского общества)
  • Внешние (противодействие зарубежных стран)
  • Да
  • Нет
  • Полностью доволен
  • Скорее доволен
  • Скорее не доволен
  • Полностью разочарован
  • Не следил за их выступлением
  • Экономика
  • Политика
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Мнения
  • Видео
  • Фото
  • Нацпроект «Культура»
  • Голосования
  • О газете
  • Вакансии
  • Реклама на сайте

Главная тема

манипуляция рынком

Украина

похороны правозащитника

Видео

гиперзвуковое оружие

подготовка к зиме

рост цен

утрата технологий

исламский халифат

наступающая реальность

волна языка

бремя белого

на ваш взгляд

Китай спешит вооружить флот рельсотроном

4 февраля 2018, 11:15
Фото: кадр из видео
Текст: Андрей Резчиков

Словно в пику американцам, которые пару месяцев назад похоронили проект плазменной пушки, китайцы, наоборот, публично установили такую пушку на боевой корабль «Хайяншань» и, похоже, собираются устроить первые в истории такие стрельбы в море. Кстати, мало кто знает: добиться рывка в этой сфере Пекину, очевидно, помог ученый из Харькова, сбывший китайцам еще советские разработки плазменной пушки.

Китайские специалисты установили на десантный корабль «Хайяншань» электромагнитную пушку (рельсотрон), сообщила в пятницу газета ВЗГЛЯД. Китай может стать первой страной, протестировавшей это оружие на море.

Ученые морского университета инженерных наук Народно-освободительной армии КНР установили на десантный корабль «Хайяншань» рельсотрон. Корабль при этом был заметно переоборудован. По правому борту появилось несколько дополнительных контейнеров.

Специалисты китайского ВМФ разрабатывают рельсотрон более десяти лет и уже достигли успехов. Как пишет China Daily, на снимках судна с другого ракурса китайская конструкция выглядит вполне работоспособной. Снимки, предположительно, сделаны на реке Янцзы в Центральном Китае. Издание отмечает: когда КНР начнет испытания, то станет первой страной, применившей такую пушку на море.

Читайте также:  В России будут функционировать «умные» остановки

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Василий Кашин считает начало морских испытаний рельсотрона серьезным достижением. Он отметил тот факт, что китайцы демонстративно поставили пушку на корабль и явно хотели привлечь внимание к этому событию.

«Поставить рельсотрон на вооружение теоретически возможно в течение считаных лет – к середине следующего десятилетия. Но технические риски и расходы велики. Потребуется время для отладки не только самой пушки, но и систем управления»,

– сказал Кашин газете ВЗГЛЯД, оговорившись, что установка этой системы на серийных кораблях потребует изменения характеристик их энергоустановок. «Потребуются корабли нового поколения с так называемым электродвижением, при котором двигатель не вращает валы, а работает на генераторы, которые производят электроэнергию для гребных электродвигателей и прочих потребителей. Скажем, таких, как оружие с направленной энергией типа рельсотронов и лазеров», – пояснил эксперт.

Рельсотрон – потенциально революционная технология, которая изменит облик боевых действий, предрекает Кашин. Постановка такой техники на вооружение будет сравнима по значению с изобретением пороха и позволит наносить удары на огромное расстояние и решать задачи противоракетной обороны за ничтожные деньги, сбивая в том числе и баллистические ракеты.

Правда, концепция рельсотрона появилась еще в период Первой мировой войны, но создать работающее изделие не удалось до сих пор. «Не решен вопрос с огромным энергопотреблением. Именно поэтому предполагается первоначально устанавливать рельсотроны на кораблях, где есть возможность разместить мощный источник энергии», – пояснил Кашин.

При попадании мишень просто испаряется

Как известно, рельсотрон – это система, которая использует электромагнитное поле для артиллерийской стрельбы. При этом снаряд изготавливается из материалов, проводящих ток. Между рельсами, по которым он разгоняется, возникает плазменная дуга. Такой пушке не нужен порох: снаряд вылетает из дула за счет кинетической энергии.

Ранее российские инженеры смогли разогнать до скорости 6 км/сек экспериментальный трехкилограммовый снаряд. В результате попадания стальной лист-мишень просто испарился. Подобное оружие теоретически может быть использовано в ВКС.

На эту тему

Согласно этим утечкам, заказчиков не устроили дальность полета снаряда и скорость перезарядки, и проект решено вообще свернуть. Теперь у России есть шанс успеть первой, тем более что появление этого чудо-оружия неизбежно в любом случае.

В прошлом месяце стало известно о том, что Объединенный институт высоких температур (ОИВТ) РАН нашел способ в шесть раз увеличить мощность рельсотрона. Как рассказал «Известиям» завлабораторией Шатурского филиала ОИВТ Владимир Полищук, специалисты института создали новый емкостный накопитель, позволяющий разгонять тела массой 100 граммов до скорости свыше 3 км/с.

По словам Кашина, китайцы взялись за рельсотрон чуть ли не с 80-х годов. Они уже достигли успеха в смежной технологии – в создании электромагнитной катапульты для авианосца.

Следы китайского рельсотрона приводят в Харьков

Кстати, Пекин мог получить незаменимую помощь от украинского физика из Харькова Владимира Чумакова. Как писала украинская печать в 2013 году, СБУ обвиняла ученого в передаче китайцам еще советских наработок по созданию рельсотрона. Чумаков несколько лет находился под следствием, но в итоге был оправдан.

Китайцы в целом делают ставку на научно-технический прорыв сразу по нескольким направлениям, что должно не только обеспечить им военное превосходство, но и укрепить позиции в экономике.

«В Китае прорывные научно-технические программы курируются лично лидером страны. У них создан Центральный совет по интегрированному военно-гражданскому развитию. Он управляет такими ключевыми проектами. Например, создание искусственного интеллекта. Там заседают четыре из семи членов постоянного комитета бюро ЦК КПК – это высочайший уровень курирования. Они регулярно собираются и обсуждают, как продвигается тот или иной проект. Денег на это не жалеют», – отметил Кашин.

«Но сейчас выясняется, что мощностей и подготовленного серийного производства у них нет. Штучно сделали несколько машин, а наладить ритмичный выпуск не могут. Я бы вполне мог допустить, что на самом деле китайцы не опережают тех же американцев, которые стреляли из рельсотрона на наземном полигоне, но хотят продемонстрировать, что сильны», – подытожил Кашин.

Эксперт напомнил, что ранее американцы, несмотря на требование решить большое число технических проблем, обещали создать первые образцы в следующем десятилетии. Но теперь проект, похоже, стал жертвой конкуренции разных бюджетных программ.

Впрочем, американцы наверняка еще вернутся к нему. Россия, отметил Кашин, в этой сфере гораздо более закрыта, сообщения об экспериментах появляются изредка, поэтому составить представление о том, в какой стадии находится такой проект, трудно.

Китай готовится к морским испытаниям рельсотрона

В Сети появились фотографии китайского большого десантного корабля «Хайяншань» проекта Type 072-III с предположительно установленным в его носовой части «рельсотроном». Западные СМИ сообщают, что испытания нового орудия могут начаться в ближайшее время. Если это действительно так, то Китай станет первой страной, которая установила орудие такого класса на корабль и выведет его в море на испытания.

Читайте также:  Создана технология, позволяющая подключать мозг к сети Интернет

Напомним, что рельсотрон – это орудие, использующее для разгона снаряда электромагнитные силы. Конструкция системы подразумевает, что снаряд на первом этапе выстрела является частью электрической цепи, которая разгоняет его между двумя контактными рельсами (отсюда и название рельсотрон). Для выстрела орудие нуждается в подаче высоких напряжения и тока, которые не может обеспечить простое подключение к электрической сети. Разработкой технологий такого вида вооружения занимаются сразу несколько стран. Китай, в свою очередь, ведет работу над рельсотроном еще с начала 2000-х годов, а в целом исследования в области электромагнитного оружия ведутся страной еще с 80-х годов.

В открытом доступе первая информация о создании и испытании нового оружия Китаем появилась еще в 2005 году. Тогда речь шла об относительно компактных лабораторных образцах, непригодных для масштабирования и использования в реальных условиях. В конце прошлого года морским университетом инженерных наук Народно-освободительной армии Китая было объявлено о ведении разработки технологий, которые можно будет использовать при создании рельсотрона. Конкретно речь шла о методе электромагнитного приведения в движение снарядов. Каких-либо других подробностей на этот счет не сообщалось.

Довольно габаритное, не по масштабам корабля орудие, установленное в его носовой части, не похоже ни на одну существующую в Китае корабельную артиллерийскую систему. Выглядит как огромная башня со стволом, за которой на палубе установлено три морских контейнера. Разные источники сообщают о том, что, возможно, в башне располагается автомат заряжания, в то время как в контейнерах могут находиться энергетическая система, генераторы и система управления оружием. Также отмечается и появление нового элемента на надстройке десантного корабля, которая может представлять собой радиолокационную станцию управления огнем.

СМИ также отмечают, что, как правило, Китай использует для проведения испытаний нового вооружения корабли проекта Type 909/909A. Всего у Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая имеется четыре таких корабля, водоизмещение каждого из которых составляет 4,5 тысячи тонн. Вполне возможно, что орудие оказалось настолько большим, что его энергетическая установка просто не в состоянии обеспечить нужное количество энергии рельсотрон, поэтому было решено использование корабля «Хайяншань» с водоизмещением 7 тысяч тонн.

Также следует напомнить, что еще раньше боевые прототипы рельсотрона были представлены американской компанией General Atomics, а также британской BAE Systems. Установка BAE Systems использует в качестве снарядов металлические кинетические болванки массой 16 килограммов. Дульная энергия орудия при этом составляет 32 мегаджоуля. Дульная энергия прототипа установки компании General Atomics на 1 мегаджоуль выше. Летом прошлого года Научно-исследовательское управление ВМС США совместно с BAE Systems провело испытания рельсотрона, установленного на полигоне «Дальгрен» в Вирджинии. В рамках испытаний орудие впервые произвело два выстрела подряд.

На текущий момент разработка рельсотронов для Научно-исследовательского управления ВМС США заморожена. Инженеры и военные решают дальнейшую судьбу проекта, которая сейчас видится весьма туманной. Вполне возможно, что проект совсем прекратят. Виной тому является сложность орудия, его высокая потребляемая энергия, относительно низкий ресурс ствола рельсотрона, а также отсутствие на данный момент в составе флота кораблей, пригодных для установки и масштабных испытаний электромагнитной установки.

Рельсотрон в море: Китай поразил вероятных противников

Корабль ВМС КНР вышел в море для испытаний перспективного оружия

Множество мировых изданий опубликовали фотографии большого десантного корабля проекта 072-III «Хайяншань» с бортовым номером 936 ВМС Китая, в носовой части которого размещено подобие электромагнитной пушки. Есть основания предполагать, что Пекин в ближайшее время приступит к испытаниям рельсотрона в море.

Опубликованные фотографии (к сожалению, сделанные издалека) позволяют предположить, что китайцы установили на носу своего большого десантного корабля (БДК) водоизмещением в 7 тыс. тонн устройство, которое вполне может быть прототипом электромагнитный рельсовой пушки.

Три стандартных контейнера, установленные на открытой палубе китайского БДК сразу за подобием рельсотрона в носовой части, по всей видимости, являются источниками питания для электромагнитной пушки. Там же, очевидно, размещено и другое оборудование, способное привести рельсотрон в действие.

Другие отличия «Хайяншань» от стандартного БДК этого проекта заключаются в том, что на корабле в районе ходового мостика дополнительно оборудованы места для размещения персонала, который будет осуществлять наблюдение за ходом испытаний. Кроме того, наблюдателями отмечается неизвестный датчик на оригинальной надстройке, который, как полагают, относится к системе управления рельсовой пушки.

Нельзя исключать, что специалисты китайского ОПК и ВМС в ближайшем будущем приступят к испытаниям этого орудия в море. Если это подтвердится, Китай станет первой страной в мире, на корабле которой была установлена и испытана в море пушка этого типа.

Как известно, китайские БДК проекта 072-ІІІ строились на верфях Hudong-Zhonghua Shipyard в Шанхае и Dalian Shipyard в Даляне. Всего было построено 9 единиц, принятых ВМС НОАК в период между 2003 и 2005 годами. Эти большие десантные корабли имеют уникальную носовую часть с двумя распашными створками и 17-метровой раскладывающейся аппарелью.

Однако конкретно на «Хайяншане» эти створки заварены. Нет ясности, где были сделаны фотографии этого БДК с подобием рельсовой пушки в носовой части судна. Есть мнение, что «Хайяншань» входит в состав Восточного флота ВМС НОАК. Этот флот считается одним из самых мощных среди всех остальных трех китайских флотов. Тем более, в состав этого оперативно-стратегического объединения входит соединение десантных кораблей, к которому, скорее всего, и относится БДК «Хайяншань». Предполагается, что в своем модифицированном виде корабль уже совершил один выход в море с целью проверки мореходных качеств.

Читайте также:  Появился робот, имитирующий птицу колибри

Выбор в качестве платформы для размещения рельсовой пушки БДК проекта 072-III может показаться странным, однако аналитики предположили, что требования к размещению элементов электропитания рельсовой пушки по геометрическим размерам и весу весьма высоки, и на корабле другого типа это вряд ли удалось бы сделать. А на БДК «Хайяншань» для этого есть вполне достаточное пространство — как на палубе, так и во внутренних помещениях корабля.

Работы по созданию подобного оружия в мире начались еще в 1950-х годах.

Родоначальником отечественных разработок в этой области был советский ученый, Л.А. Арцимович, который ввел в отечественную терминологию понятие «рельсотрон» (в англоязычной литературе принят термин railgun). Рельсотроны позволяют разгонять боеприпас до скоростей 6-10 км/сек.

Снаряды рельсовых пушек, как известно, не содержат взрывчатых веществ. Поражение объектов противника (как наземных, так и надводных) предполагается за счет кинетической энергии.

Значительные преимущества рельсовых пушек заключаются в низкой стоимости снарядов по сравнению с обычными вооружениями, к примеру, крылатыми ракетами большой дальности. Помимо этого, весьма высокая скорость снарядов электромагнитных пушек делает весьма проблематичной защиту от них. Это очень резко снижает вероятность возможного перехвата, более того, делает его в современных условиях практически равным нулю.

Моряков всех флотов привлекает в рельсотроне очень большая дальность стрельбы — вплоть до нескольких сотен километров. А это создает совершенно новые возможности в ведении вооруженной борьбы на морях и океанах.

Еще в 2006 году научно-исследовательские организации ВМС США продемонстрировали выстрел из рельсовой пушки снарядом весом в 3,2 кг. Предполагалось, что это будет прототипом более мощного оружия, со временем развернутого на кораблях ВМС США, в частности, эсминцах типа «Замволт». Развитие подобных технологий в Соединенных Штатах продолжается нарастающими темпами. В октябре 2017 года американцы показали способность своего рельсотрона произвести два выстрела за 12 сек.

Однако пока все электромагнитные пушки исполнены в США исключительно в наземном варианте. Еще ни одна из них не была размещена на корабле, хотя в ВМС Соединенных Штатов и есть планы по установке первой электромагнитной пушки на один из эсминцев уже в этом году.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал , что «китайцы очень активно вооружаются и очень активно идут за всеми возможными новациями в сфере вооружения и военной техники».

«Их флот растет более чем бурно. Что получится у них с рельсовой пушкой, сказать пока очень трудно. На настоящий момент времени нет никаких результатов испытаний», — отметил он.

Сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин пояснил: «В Китае давно и целенаправленно занимаются разработкой оружия направленной энергии. По крайней мере, у них было три программы, две из которых связаны с лазерным оружием, а одна — с электромагнитными пушками. Первые исследования начались в КНР еще в 1980-1990 годах».

По словам эксперта, насколько Пекин продвинулся в создании нового оружия, судить трудно, и это, в первую очередь, связано с традиционной закрытостью всех китайских разработок в сфере вооружения и военной техники. Однако отмечены большие успехи китайских специалистов в смежных областях. В частности, в Пекине заявили об успехах в деле создания электромагнитной катапульты для новых китайских авианосцев. Кроме того, в КНР большой прогресс отмечается в создании и эксплуатации поездов на магнитной подушке.

Наконец, напоминает Василий Кашин, незадолго до государственного переворота 2014 года на Украине в Харькове Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело в отношении одного из преподавателей харьковского технического вуза. Украинский ученый был обвинен в передаче китайской стороне технологий по рельсовым пушкам.

Все это позволяет предположить, считает Василий Кашин, что на носу БДК «Хайяншань» размещена отнюдь не декорация, а реальный прототип электромагнитной пушки. И Китай находится уже на этапе испытаний этого крайне перспективного оружия.

Электромагнитная пушка: рельсотрон и его перспективы

Высокий показатель рельсотронного разгона обусловлен работой электромагнитных сил Лоренца в механизме пушки. Они возникают и начинают действовать на снаряд при коротком замыкании двух параллельных токонесущих (со знаком минус и со знаком плюс) направляющих рельсов после подачи на них очень мощного, но очень короткого импульса тока. В качестве токозамыкательного элемента используется специальная арматура со встроенным в нее снарядом или сам снаряд, лежащий на рельсах и их замыкающий. Силы Лоренца направлены так, чтобы вытолкнуть снаряд из пушки, и он вылетает из ствола с гиперзвуковой скоростью. Разгону снаряда также способствует давление плазмы, которая образуется за снарядом от действия мощного дугового разряда. Плазма со скоростью 50−100 км/ч действует на снаряд, как своеобразная мощная реактивная струя.

Читайте также:  Компанией Continental изобретены «умные» шины

История разработки электромагнитной пушки рельсотрон

Еще до начала Первой мировой войны стало заметно, что традиционная артиллерия подходит всё ближе к пределу своего развития. Орудия еще можно было делать более мощными и дальнобойными, но это давалось слишком большой ценой. Своего рода символами этого концептуального тупика стали неимоверно дорогие и при этом практически бесполезные немецкие пушки «Колоссаль» и «Дора».


Немецкая пушка «Дора». По выражению Гудериана – «настоящее произведение искусства, однако, бесполезное»

Всё дело в том, что возможности пороха, как метательного средства, лимитированы скоростью расширения газов при его взрыве. Поэтому для того, чтобы осуществить «артиллерийскую революцию», необходимо применить что-то иное, причем речь не идет о более сильной взрывчатке, а о другой форме энергии, например, об электричестве.

Первым проектом такого рода была магнитная пушка Гаусса, представлявшая собой обыкновенный соленоид, который при включении тока стремительно втягивал в себя магнитный сердечник, исполнявший одновременно роль выключателя. Как только этот «снаряд» начинал своё движение, цепь размыкалась. В результате, набравший скорость сердечник, вылетал с противоположной стороны соленоида.

Интересно, что первоначально индукционная «пушка Гаусса» рассматривалась не как оружие, а как способ выведения спутников на околоземную орбиту. Авторы подобных проектов считали, что если создать последовательную цепь из соленоидов, то снаряд можно разогнать до любой скорости.


Одна из старых публикаций, посвященных пушке Гаусса. В отличие от рельсотрона, это «чудо-оружие» должно было стать еще и бесшумным

Рельсотрон стал альтернативным, и, как поначалу казалось, более простым проектом «электродинамического ускорителя масс». Название «оружие будущего» было придумано в Советском Союзе в конце 50-х годов, автором термина стал академик Лев Арцимович. Есть несколько разных версий относительно того, кто, когда и где собрал первый опытный образец, однако, это не так уж важно, поскольку теоретическая база, на основе которой создавалась «рельсовая пушка», не являлась секретной, так что соорудить нечто подобное в лабораторных условиях могли бы многие страны.

Первые упоминания о «рэйлгане» появились в западной прессе в 70-е годы. Предполагалось, что такие установки будут изготавливаться для вооружения военных космических «шаттлов». Затем рельсотрон рассматривали как часть проекта, известного под названием СОИ («стратегическая оборонная инициатива»). Электромагнитная пушка должна была уничтожать советские баллистические ракеты на заатмосферных участках их траектории. Как известно, до практической реализации СОИ дело не дошло.

Новую и несколько неожиданную популярность «рэйлган» получил после появления в 90-е годы компьютерных игр «от первого лица». На этот раз он превратился в мощное ручное оружие, способное уничтожить самого сильного противника одним точным выстрелом. Всё это, разумеется, не имело никакой связи с реальностью, как и «гаусс-ружья» в руках главного героя голливудского фильма «Стиратель».


Кадр из фильма «Стиратель». В руках у главного героя – сразу два электромагнитных ружья

Разработка первых настоящих боевых рельсотронов началась в США в середине «нулевых годов». Создателем нового оружия является компания General Atomics. Американские военные планировали использовать электромагнитные пушки для оснащения своих кораблей. В первую очередь речь шла о перспективных эсминцах Zumwalt. После первых пресс-релизов последовал ряд «показательных выступлений», однако, морская версия американского рельсотрона не появилась до сих пор.

В самом начале 2020 года в целом ряде изданий появились статьи с фотографиями китайского десантного корабля, в носовой части которого можно было увидеть загадочную установку, идентифицированную как «рельсовое оружие». Некоторые эксперты считают, что Китаю удалось опередить США и создать боеспособный образец «рэйлгана», пригодного к размещению на морских судах. Так ли это на самом деле, неизвестно, но ясно, что в ближайшие годы разнообразный информационный шум вокруг этого «чудо-оружия» едва ли утихнет.


Китайский десантный корабль. Носовая башенная установка, предположительно, представляет собой рельсотрон

Выводы

Как мы видим, рельсотрон сам по себе является достаточно «заманчивым» оружием, и не мудрено, что военные хотели бы получить реальный, боевой образец. Тем не менее количество имеющихся проблем и непреодолимых преград также очень велико.

  1. Рельсотрон потребляет очень много энергии (и этот факт в будущем никуда не исчезнет), вследствие чего его наземный вариант может быть только стационарным и будет требовать подключения к достаточно мощной электростанции. Это делает стоимость самой пушки очень высокой, несмотря на дешевизну самих выстрелов, по сравнению с ракетами. Стационарность тоже не прибавляет рельсотрону наземного базирования ценности — его координаты будут известны, и это оружие будет быстро уничтожено противником. Таким образом, в обозримом будущем имеет смысл использовать оружие только на морских носителях.
  1. Выстрел из рельсотрона сильно демаскирует корабль-носитель. Характерный сильнейший всплеск электромагнитных волн достаточно несложно засечь и запустить в эту область противокорабельные крылатые ракеты. Фактически сделанный по технологии сниженной радиолокационной заметности Stealth эсминец Zumwalt сразу же покажет свое местоположение противнику после первого же выстрела. Тогда возникает логичный вопрос: зачем же нужна эта дорогостоящая малозаметность?
  1. Реальные достижения в ключевом показателе — ресурсе «рельсов» — пока неизвестны, то же самое касается и системы наведения снаряда. В реальности проект с очень большой долей вероятности может оказаться блефом или же источником «распила» военного бюджета, как, например, лазер ПРО авиационного базирования Boeing YAL-1.
  1. Пока рекламы и пустых разговоров больше, чем дела — для «сдерживания» России и Китая морского рельсотрона на нескольких кораблях явно недостаточно, да и прямого влияния на стратегический баланс они не оказывают. А реальная, полномасштабная война между РФ и США, так или иначе, закончится применением ядерного оружия, о чем ещё прекрасно знало как советское, так и американское руководство во времена холодной войны. Изменилось с тех пор не так много, как кажется.
  1. России и Китаю, которым угрожают рельсотронами, возможно, и самим стоит направить некоторое количество средств на изучение данной темы, причем, возможно, и в рамках какого-то совместного проекта. Даже если тема рельсотронов в итоге так и останется мечтой военных, полученные технологии могут оказаться полезными в других сферах, как случилось с теми же лазерами.
Читайте также:  Volvo ввели систему камер видеонаблюдения, оценивающих состояние водителя

Леонид Нерсисян
В Нагорном Карабахе заявили о гибели своего бойца

Особенности конструкции

«Рэйлган» не отличается значительной сложностью устройства. Он представляет собой две параллельные металлические направляющие (те самые «рельсы»), между которыми размещается токопроводная перемычка, «подпирающая» снаряд. Вся эта конструкция может быть прикрыта сверху защитным кожухом, придающим всей установке внешний вид традиционного крупнокалиберного орудия.

Разумеется, вся эта простота – кажущаяся. Огромное значение имеет, в частности, молекулярная структура всех использованных материалов, а также геометрические размеры и точное расположение каждого из элементов. Кроме того, самая «ответственная» часть рельсотрона и вовсе скрыта от глаз. Это источник энергии, который должен обладать весьма впечатляющими характеристиками, и при этом оставаться довольно компактным.

Значительный интерес вызывают и рельсотронные снаряды. Первоначально предполагалось, что это будут просто вольфрамовые болванки, однако, компания BAE Systems утверждает, что ей удалось оснастить их приборами, позволяющими корректировать траекторию полета.


Принципиальная схема конструкции рельсотрона

Принцип работы рельсотрона

«Рэйлган» действует следующим образом:

  1. Направляющие подключаются к источнику постоянного электрического тока;
  2. Перемычка, расположенная между рельсами, замыкает цепь;
  3. В появившемся магнитном поле возникает сила Ампера, придающая перемычке и расположенному впереди нее снаряду ускорение;
  4. Между рельсами возникает дуговой разряд, обладающий электротермическим действием и формирующий высокотемпературную плазму. Она оказывает на снаряд огромное давление, придавая ему дополнительное ускорение.

При этом необходимо, чтобы и направляющие и перемычка имели высокую электропроводность, в противном случае установка очень быстро перегреется и расплавится. По этой причине рельсы делают из бескислородной меди, покрытой слоем серебра. Но это не только дорого, но и непрактично, поскольку эти металлы быстро изнашиваются. В итоге «ствол» приходится менять уже через 3-4 выстрела.

Испытание электромагнитной пушки

Первые выстрелы из «рэйлгана» были сделаны в лабораторных условиях. В частности, еще в 80-е годы в СССР проводились опыты, в ходе которых небольшие пластиковые снаряды весом в несколько грамм удавалось разгонять до скорости в 8-10 километров в секунду. При этом полученной кинетической энергии хватило для того, чтобы буквально испарить мишень, представлявшую собой стальной лист. Подробностей об этих тестах известно крайне мало.


Стальная шайба, пробитая снарядом российского экспериментального рельсотрона

Американский военный рельсотрон испытывался уже многократно. Впервые это произошло, видимо, в 2008 году. Согласно заявлению представителей ВМФ США, снаряд весом в 2 килограмма обладал дульной энергией в 10 МДж, вылетая из ствола со скоростью в 2,5 километра в секунду.

В 2010 году была проведена демонстрация усовершенствованного рельсового орудия. Вес снаряда увеличили до 3,2 кг, а дульная энергия при этом выросла до 32-33 МДж.

Испытания этого оружия проводились и в других странах, включая даже Турцию. В ходе одного из последних тестов, состоявшегося в июне 2020 года, американский рельсотрон смог разогнать снаряд до 7,4 километра в секунду, после чего в СМИ заговорили о возможном применении суперпушки при освоении Луны.

Неубиваемая электроника

Снаряд имеет наиболее приемлемую для гиперзвука коническую удлиненную форму с небольшим затуплением носка — это своего рода заостренный стержень. Стабилизатор в хвостовой части позволяет удерживать снаряд на траектории полета. Создание такого боеприпаса — это еще одна проблемная область рельсотронной программы.

США с 2012 года ведет разработку унифицированного гиперзвукового снаряда HVP, сегодня он уже проходит испытания стрельбой. Унифицированный он потому, что будет использоваться не только в рельсотронах, но и в обычных корабельных пушках разных калибров, которые хотят оставить в смешанном составе с рельсотронами на эсминцах Zumwalt. Эти же боеприпасы будут применяться и в наземных пушках.

Чтобы HVP подходил для пушек разных калибров, его будут изготавливать в вариантах подкалиберных выстрелов со снарядом в поддоне под каждый конкретный калибр. Поддон при вылете сборки из ствола разбивается на части, дальше летит только снаряд. В испытаниях 2020 года стреляли HVP калибром 90 мм и длиной 609 мм. Собственно снаряд весит 12,7 кг, а вся сборка — 18,5 кг. Остальные 5,8 кг — это поддон.

Читайте также:  В России сконструировали дрон, способный переносить тяжелые объекты


Рейлган Снаряд помещается между двух токопроводящих рельсов. Арматура защищает рельсы от непосредственного соприкосновения со снарядом

Снаряды HVP планируют сделать корректируемыми в полете, для чего их оснастят модулем точного наведения, работающим с системой GPS. Американцы заявили, что у них уже имеются работоспособные электронные системы управления, выдерживающие перегрузки 30 000 — 40 000 g при разгоне, воздействие плазмы температурой 20 000 — 25 000 градусов и электромагнитные поля сверхвысокой мощности. Есть данные об успешных испытаниях подобных снарядов в 2020 году. Ожидается, что полная отработка HVP завершится к 2020 году, а в серию они будут переданы к 2025 году. Блок управления приведет к удорожанию снаряда, который и в исходном (без электроники) варианте стоит 25 тысяч долларов. Но все равно это существенно дешевле корабельных управляемых ракет ценой 0,5−1,5 млн.

Новое в блогах

Сообщество «Военное Обозрение»

Рельсотрон: оружие будущего или очередной лохотрон?

В публикациях ряда СМИ говорилось о том, что в ближайшие 2 года на кораблях военно-морских сил США планируется испытание нового супероружия.

Так в http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2014/04/10/567681 говорится, что ВМС США начнет испытания на борту военного корабля в 2016 году рельсовой электромагнитной пушки (рельсотрон). Принципиально новый тип оружия вплотную подошел к принятию на вооружение, что в корне изменит облик современного флота.

ВМС США профинансировали два прототипа рельсотрона: компании General Atomics и BAE Systems. Для второй фазы проекта, в ходе которой будет продемонстрирована темповая стрельба, выбрана мощное 457-мм орудие BAE Systems.

Прототип рельсовой электромагнитной пушки компании BAE Systems

Рельсовая электромагнитная пушка использует для разгона снаряда силу Лоренца и взрывное испарение металла под воздействием токов большой силы. В настоящее время прототип рельсотрона способны метнуть 23-кг снаряд с начальной скоростью более 2200 м/с. Это позволяет вести стрельбу на расстояние около 160 км. Для сравнения: 100-мм артиллерийская установка советской разработки АК-100 выстреливает 15-кг снаряд с начальной скоростью 880 м/с и имеет максимальную дальность стрельбы около 21 км( а вот 152-миллиметровая артиллерийская установка 2С35 “Коалиция-СВ” имеет заявленную дальность стрельбы 70 километров . , почему бы с ней было не сравнить).

Рельсотрон компании BAE Systems, сзади видна стойка с накопителями энергии

Снаряд к рельсотрону стоит около $25 тыс. – это дешевле ракет стоимостью $500 тыс. – $1,5 млн. Также рельсотрону не нужны пороховые заряды, что резко повышает живучесть судна и безопасность моряков. Благодаря отсутствию метательных зарядов и сопутствующих систем их хранения и подачи, артустановка с рельсотроном будет иметь меньший вес и габариты. Кроме того, обслуживать ее может один матрос.

Прототип рельсовой электромагнитной пушки компании General Atomics

«Электромагнитная пушка даст невероятный наступательный потенциал ВМС США, – завил главный инженер ВМС контр-адмирал Брайан Фуллер. – Новое оружие позволит нам эффективно противостоять широкому спектру угроз при относительно низкой стоимости».

В настоящее время инженеры ВМС уже провели испытания рельсовой пушки на суше, в 2016 году начнутся испытания орудия на борту новейшего скоростного корабля JHSV Millinocket. Также, в июле 2014 года состоится демонстрация нового оружия на полигоне военно-морской базы в Сан-Диего.

Рисунок судна JHSV Millinocket с установленной для испытаний рельсовой пушкой

Об этом сообщается и в публикации http://nauka24news.ru/?p=897. В ней говорится, что в ближайшие 2 года на кораблях военно-морских сил США планируется испытание нового супероружия . Снаряды, летящие со скорость в 7 раз быстрее звука, способны пробить любую цель на расстоянии 100 км.

Современные военные корабли, оснащенные дорогостоящими ракетами, могут заменить их на более дешевые снаряды, которые будут иметь скорость до 5400 миль/час. Именно этот показатель, а не количество взрывчатки, является основным уничтожающим фактором для цели. Новая пушка, используя электромагнитную энергию, выстреливает снаряд, массой 10 кг, со скоростью 5400 миль/час (около 10 000 км/час или около 2800 м/сек). Возникающая энергия способна пробить три бетонные стены или стальные пластины толщиной около 20 см на 100 километровом удалении.

Судя по всему, уже в 2020-х годах суда американского военного флота начнут активно вооружаться такими пушками, которые будут способны выполнять широкий круг задач: от стрельбы по наземным целям, до перехвата боеголовок баллистических ракет. Высокая начальная скорость и большая дальность стрельбы позволяют рельсотрону обстреливать цели недоступные другим видам оружия. Более того, в перспективе военные планируют увеличить начальную скорость снаряда рельсотрона, что повысит дальность стрельбы до400 км.

Давайте попробуем разобраться, насколько хороша описанная штуковина, претендующая на роль оружия будущего.

По своей сути это просто большая рогатка, метающая снаряд не с помощью резины, а под действием электромагнитных сил. Я думаю, что в детстве многие прототип такого оружия испытывали, и даже Д.Рогозина данное увлечение не обошло стороной.

Но шутки в сторону, переходим к анализу.

Рельсотрон требует очень больших энергозатрат. Энергия для выстрела накапливается в конденсаторных батареях, которые быстро при их огромной емкости просто не зарядить. В зависимости от мощности пушки и источника ее электропитания это может занимать до нескольких минут. В то время как дальнобойная артиллерии имеет скорострельность несколько выстрелов в минуту. Таким образом, рельсотрон проигрывает по этому параметру в несколько раз.

Читайте также:  Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

Для питания рельсотрона потребуется источник питания очень большой мощности и соответственно больших габаритов. Следовательно, на маломерную боевую технику он не сможет быть установлен. И как их тогда собираются устанавливать на высокоскоростных судах, которые обычно имеют достаточно малое водоизмещение?

Болванка рельсотрона, как и артиллерийский снаряд, являются баллистическими телами/объектами, и в общем случае не имеют возможности корректировки своей траектории. Из этого следует, что на дальностях в десятки или сотню км точности стрельбы практически никакой не будет. А при бортовой качке корабля, на котором он будет установлен, о точности стрельбы вообще не придется говорить.

Расстояние в160 кмснаряд рельсотрона при скорости порядка 2км/сек пролетит за время около 70-80 сек. И даже если расстояние будет меньше, то и за 0,5-1 мин. цель успеет уже достаточно далеко переместиться, чтобы снаряд в нее не попал. Особенно, если цель будет маневрирующая.

С летающими целями проблем будет еще больше, и сбить их будет практически невозможно. Свою низкую эффективность зенитная артиллерия показала еще в годы войны. И если от обычного снаряда самолет мог быть подбит или поврежден хотя бы осколками, то в данном случае их не будет. Так что ни о каком перехвате боеголовок баллистических ракет говорить не приходится. Тем более, что современные из них на своем конечном этапе полета совершают противоракетные маневры. Но даже если снаряд рельсотрона и будет корректируемым, то из-за малых площадей элементов управления и высокой скорости полета он не сможет совершать крутые маневры, свойственные самолетам.

Таким образом получается, что рельсотрон больше предназначен для поражения достаточно габаритных стационарных объектов и мало пригоден в условиях ведения маневренных боевых действий.

Вызывает большие сомнения необходимость повышения дальности стрельбы до400 км. Во что на такой дальности можно попасть без коррекции траектории, кроме как в белый свет? А ее не может быть в принципе, т.к. при таких скоростях болванка/снаряд будет двигаться в облаке плазмы, которая не позволит принимать никакие сигналы управления. Правда, если стоит задача установить рекорд для книги Гиннеса по дальности стрельбы, тогда понятно.

Вызывает определенные сомнения и «относительно низкая стоимость» одного выстрела и простота обслуживания установки.

А есть ли у российских оружейников что противопоставить данному «оружию будущего». На форуме Оружейного клуба была публикация «От пуль инженера Герлиха до высокоскоростных боеприпасов » http://maxpark.com/community/404/content/2443308,

Сначала краткая предыстория, связанная с разработкой оригинальных высокоскоростных патронов для стрелкового оружия, которая началась в Германии 1930-х годов. Их автором был известный в Европе конструктор Гарольд Герлих.

Весной 1930 года Гарольд Герлих объявил, что при стрельбе из винтовки своей конструкции калибра7 миллиметровполучил начальную скорость пули 1400 м/сек. и уверен в возможности увеличения скоростей выше 1650 м/сек.

В марте 1931 года Герлих испытал винтовку и патроны калибра7 мм, дававшие пуле массой 6,5 грамма начальную скорость 1475 м/сек. В июне того же года подобная пуля достигла скорости 1600 м/сек., а при использовании увеличенного заряда – немыслимой скорости 1700 м/сек.

Герлих считал возможным увеличить начальную скорость винтовочной пули до 2000 м/сек. Более того, он предполагал создать крупнокалиберный патрон калибра 12-13 мм, способный пробивать на расстояниях до500 метровброню толщиной45 мм. Для сравнения: самая популярная противотанковая пушка того времени – 20-мм автоматическое орудие «Эрликон» – при начальной скорости снаряда 555 м/сек с расстояния в500 метровпробивала только броню толщиной15 мм.

Однако на этом история сверхскоростных пуль не закончилась. Точнее, она плавно перетекла в начало разработок высокоскоростных артиллерийских снарядов.

Определенный интерес разработки Герлиха вызвали и СССР. В послевоенные годы сотрудник одного из закрытых советских НИИ В.Яворский сделал еще более удивительную разработку на основе технологической схемы Герлиха. Сконструированные им подкалиберные бронебойные снаряды, калибр которых был в два с небольшим раза меньше калибра орудийного ствола, имели скорость от 1800 до 2000 м/сек (что сравнимо с параметрами снаряда рельсотрона). Поразительнее всего тот факт, что подобные скорости достигались при стрельбе из гладкоствольного орудия. Подкалиберные снаряды конструкции Яворского были приняты на вооружение к 100-мм противотанковой пушке Т-12 «Рапира», а также к 115-мм и 125-мм танковым пушкам.

Таким образом, можно заключить, что техническая идея, первоначально ориентированная на легкое стрелковое оружие, была успешно реализована в области ствольной артиллерии.

Но и для стрелкового оружия эта история на этом не закончилась. В начале двухтысячных годов в СМИ появилось сообщение, что казахский физик И.Ибрагимов сделал сенсационное открытие, которое позволило изобрести супероружие.

На полигоне Военной академии Минобороны РК из серийного карабина “Браунинг” произвели несколько выстрелов. Калибр как у автомата Калашникова – 7,62мм, вес свинцовой пули 9,7 грамма. Стандартный измеритель скорости пули бесстрастно зафиксировал результаты – скорость пули в трех метрах от ствола составила 754 м/с. Затем к стволу прикрепили некую насадку и скорость пули возросла … более чем в три раза и достигла фантастических 2527 м/с или почти 9100 километров в час. При этом обычная свинцовая пуля прошла сквозь 12 миллиметров стали и 15 сантиметров бетона – преграду, останавливающую даже бронебойные пули со стальными сердечниками!

Читайте также:  В России сконструировали дрон, способный переносить тяжелые объекты

Надо полагать, что подобная штуковина может быть применима и для артиллерийских орудий.

Таким образом, имеются все предпосылки противопоставить американскому чудо оружию вполне достойный вариант. Вот это и будет наш несимметричный ответ. Правда при этом столько денег, как штатники, не попилишь. А это будет серьезным препятствием на пути внедрения таких разработок.

Рельсотрон или рельсовая пушка – перспективное оружие будущего

Видео рассказывает о перспективном оружии будущего, так называемом рельсотроне или электромагнитном ускорителе масс. Из ролика вы узнаете откуда пошел термин “рельсотрон”, о разработках электромагнитного ускорителя масс в США, Индии, Китае и России, а также о преимуществах и недостатках рельсотронов относительно классической артиллерии. Ниже приведена текстовая версия ролика с фотографиями.

Рельсотро́н (англ. railgun — рельсовая пушка) – электромагнитный ускоритель масс, разгоняющий токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих с помощью силы Лоренца.

Термин рельсотрон был предложен в конце 1950-х годов советским академиком Львом Арцимовичем для замены существовавшего громоздкого названия «электродинамический ускоритель массы».

Причиной разработки подобных устройств, являющихся перспективным оружием, стало то, что, по оценкам экспертов, использование порохов для стрельб достигло своего предела – скорость выпущенного с их помощью заряда ограничена 2,5 км/сек.

Рельсотрон состоит из двух параллельных электродов, называемых рельсами, подключённых к источнику мощного постоянного тока. Разгоняемая электропроводная масса располагается между рельсами, замыкая электрическую цепь, и приобретает ускорение вследствие силы Ампера, действующей на замкнутый проводник с током в его собственном магнитном поле. Сила Лоренца действует и на рельсы, приводя их к взаимному отталкиванию.

На практике рельсы изготавливают из бескислородной меди, покрытой серебром, в качестве снарядов используют алюминиевые брусочки или проволоку, может использоваться полимер в сочетании с проводящей средой, в качестве источника питания — батарею высоковольтных электрических конденсаторов, которая заряжается от ударных униполярных генераторов, компульсаторов, и прочих источников электрического питания с высоким рабочим напряжением, а самому снаряду перед вхождением на рельсы стараются придать как можно большую начальную скорость, используя для этого пневматические или огнестрельные пушки.

В тех рельсотронах, где снарядом является проводящая среда, после подачи напряжения на рельсы снаряд разогревается и сгорает, превращаясь в токопроводную плазму, которая далее также разгоняется. Таким образом, рельсотрон может стрелять плазмой, однако вследствие её неустойчивости она быстро дезинтегрируется.

В 2005 году ВМС США запустили программу по разработке рельсовых орудий. В программе участвуют корпорации General Atomics и BAE Systems.

General Atomics разработала орудие, способное доставлять снаряд весом в 10 кг на расстояние более 200 км со средней скоростью около 2000 м/с. По мнению экспертов, такое орудие имеет настильную траекторию на расстоянии до 30 км.

В феврале 2008 года было продемонстрировано орудие с дульной энергией 10 МДж и дульной скоростью 2520 м/с (9000 км/час).

10 декабря 2010 года в Центре разработки надводного вооружения ВМС США в Дальгрене, было проведено успешное испытание рельсотрона. Во время испытаний Управление военно-морских исследований установило мировой рекорд, произведя выстрел в 33 МДж из рельсотрона, который был построен BAE Systems. Масса используемых в тестах снарядов варьировалась между 2 и 3,2 кг.

В феврале 2012 года близкий к серийному образцу прототип промышленного рельсотрона от BAE Systems был доставлен в Дальгрен и испытан на 32 мДж. Серийный образец этой системы должен иметь дальность стрельбы до 180 км, а в перспективе – до 400 км; инженеры разрабатывают системы автоматической подачи снарядов, охлаждения и питания установки.

В 2015 году планировалось произвести первые испытания на корабле.

К 2020 году эти орудия должны были поступить на вооружение строящихся в США эсминцев типа «Замволт», их модульная конструкция и электрическая трансмиссия рассчитывались с учётом перспективного электромагнитного вооружения.

К 2025 году планируется достичь дульной энергии 64 МДж. С длиной около 10 метров и скоростью полета снаряда около 2000 метров в секунду.

К 2020 году, после 17 лет и 500 миллионов, потраченных на программу, рельсотрон ВМФ был далеко не готов к развертыванию на каком-либо корабле.

В какой-то момент компания BAE Systems была заинтересована в установке рельсотрона на свои пилотируемые наземные машины Future Combat Systems. Эта программа была третьей попыткой армии США заменить стареющий M2 Bradley.

В ноябре 2017 года Организация оборонных исследований и разработок Индии провела успешные испытания электромагнитного рельсотрона с квадратным стволом диаметром 12 мм. Планируются испытания 30-мм версии. Индия стремится запустить снаряд весом один килограмм со скоростью более 2000 метров в секунду, используя батарею конденсаторов емкостью 10 мегаджоулей. Электромагнитные пушки и оружие направленной энергии входят в число систем, которые ВМС Индии намерены приобрести в рамках своего плана модернизации до 2030 года.

Читайте также:  Появился робот, имитирующий птицу колибри

Китай разрабатывает собственную систему рельсотрона. Согласно отчету американской разведки CNBC, система рельсотрона в Китае была впервые обнаружена в 2011 году, а наземные испытания начались в 2014 году. В 2015 году, когда система оружия получила способность наносить удары на больших расстояниях с повышенной летальностью.

Система вооружения была успешно установлена на корабле ВМС Китая в декабре 2017 года, а ходовые испытания пройдут позже.

По данным первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича, работа по созданию электромагнитной пушки (рельсотрона) активно ведётся и в России. Предполагается его использование в космонавтике для вывода на орбиту полезных грузов, но кроме этих слов никаких достоверных фактов пока не было.

Преимущества

Экономия: стоимость выстрела рельсотрона существенно ниже таковой для аналогичной по дальности ракеты корабельного базирования: 25 тыс. долл. США против 1 млн долл. При условии решения всех задач, связанных с реальным применением, такие орудия могут обеспечивать тактическую стационарную ПРО против никак не маневрирующих баллистических ракет, либо расширить горизонт дальности стрельбы. Высокая скорость снаряда позволяет использовать рельсотрон в качестве средства ПВО. Скорость снаряда перспективной пушки, испытания которой планировались на 2016 год, должна была составить 6 М, что существенно ниже многих зенитных ракет (9 М для одной из ракет С-300В4), маневрирование снаряда невозможно; на практике удалось достичь лишь скорости 3,6 М.

Использование рельсотрона исключает необходимость хранить на кораблях взрывоопасный боезапас обычных снарядов, что повышает живучесть корабля.

Недостатки

Никаких доказательств эффективности не предъявлено за много лет, особенно в смысле точности и разрушительной силы. Более того, при сверхдальней стрельбе возникает проблема неоднородной кривизны Земли, гравитационные неравномерности, перепад температур и, соответственно, плотности воздуха, как и влажности, и многие другие проблемы, ограничивающие точную стрельбу артиллерии некорректируемыми снарядами дальностью в считанные десятки километров.

Пробиваемость, (в частности на больших дальностях), и воздействие в целом при попадании не превышает показатели артиллерии средних калибров (скорость в несколько раз больше, но масса в несколько раз меньше, взрывчатого вещества вместо многих килограммов — ноль, единственная разница — в росте дальности из-за сочетания массы, скорости и, в первую очередь, сократившихся размеров, что снижает аэродинамическое сопротивление).

Ресурс ствола существующих на данный момент прототипов крайне мал.

Несмотря на вышеуказанные преимущества, после десятилетий исследований и разработок рельсотроны все еще находятся на стадии исследований, и еще неизвестно, будут ли они когда-либо использованы в качестве практического военного оружия.

Любой анализ компромисса между электромагнитными (ЭМ) двигательными установками и химическим топливом для применения в оружии должен также учитывать его долговечность, доступность и экономичность, а также новизну, громоздкость и сложность необходимых импульсных источников питания для электромагнитных пусковых систем.

Собянину предложили использовать беспилотники для борьбы с коронавирусом

Соруководитель рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Сергей Жуков предложил мэру Москвы использовать в борьбе с распространением коронавируса дроны. Это следует из письма Жукова, которое он направил Собянину 8 апреля (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель пресс-службы НТИ).

По мнению Жукова, беспилотники можно было бы использовать следующим образом:

  • для оперативной доставки медицинских анализов, проб, вакцин и лекарств;
  • для мониторинга массовых скоплений людей, оповещения населения о противовирусных мероприятиях и дистанционного контроля за инфраструктурой во время вынужденной остановки предприятий;
  • для обработки антисептиками и дезинфицирующими средствами потенциально зараженных территорий (автобусных остановок, входов-выходов из метро и т.д.).

В ближайшие дни в пилотных зонах Московского аэроузла пройдут тестовые полеты гражданских беспилотников для отработки «санитарно-противоэпидемических мероприятий во взаимодействии с наземными службами УВД». «Полагаю, что наша помощь может быть полезна лечебным учреждениям и санитарно-гигиеническим службам, службам доставки, а также патрульно-постовым службам», — пишет Жуков.

Насколько целесообразно использовать дроны в борьбе с коронавирусом — в материале РБК.

Что такое НТИ и «Аэронет»

НТИ — государственная программа мер по формированию новых рынков в России, в ее рамках реализуется несколько «дорожных карт», в том числе по развитию беспилотной авиации («Аэронет»). На официальном сайте НТИ опубликован прогноз, что объем мирового рынка беспилотников и соответствующих услуг достигнет $200 млрд к 2035 году, из которых $35–40 млрд может прийтись на Россию.

Что необходимо для использования беспилотников

Чтобы использовать дроны в борьбе с распространением эпидемии, глава «Аэронета» попросил у мэра Москвы помочь организовать беспрепятственный проезд полетных бригад, провоз оборудования, а также софинансировать работы с применением беспилотников.

Как объяснил Сергей Жуков в разговоре с РБК, сейчас, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства, для полетов беспилотников необходимо получать разрешение органов местного самоуправления, а в городах федерального значения — разрешение городских органов исполнительной власти. Но в разных городах могут действовать свои правила. Например, в Москве разрешение на полеты выдается для решения оперативных задач в интересах государства, для проведения спасательных работ и оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.

Читайте также:  Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

Жуков предложил освободить от лицензирования перевозку с помощью коптеров общей массой менее 30 кг, поскольку они могут выполнять социально значимую функцию доставки малогабаритных грузов в труднодоступные места. По его словам, это не приведет к использованию дронов в противоправных целях, поскольку речь идет только об отмене лицензирования таких перевозок как вида деятельности, но сами беспилотники по-прежнему будет необходимо ставить на учет. «Факт наличия лицензии никак не влияет на то, насколько добросовестно действует юрлицо, это контролируют уже другие ведомства», — пояснил он.

РБК направил запрос в мэрию Москвы.

Сколько стоит использование дронов

Представитель пресс-службы НТИ не смог уточнить, сколько именно денег потребуется на реализацию предложенных мер и какое финансирование они рассчитывают получить от города. Он лишь отметил, что доставка дронами будет дешевле стандартной логистики. «Доставка беспилотниками при весе груза до 1 кг, расстоянии до 10 км и времени полета 10–15 минут будет дешевле 100 руб.», — объяснил собеседник РБК, отметив, что оценить экономическую целесообразность антисептической обработки пока не получается, поскольку «пока не с чем сравнивать».

По словам гендиректора производителя беспилотников «Коптер Экспресс Технологии» Олега Понфиленка, один аппарат может в час сделать десять доставок на расстояние 5–6 км, а для доставки лекарств в некоторых регионах может потребоваться всего несколько десятков беспилотников.

Кто еще планирует использовать дроны

Фонд перспективных исследований (ФПИ) при поддержке «Аэронета» согласовал запуск пилотного проекта по доставке грузов с властями Томской области. Там намерены в апреле начать доставку различных товаров в удаленные населенные пункты, связь с которыми в зависимости от времени года возможна только по зимнику, паромом или вертолетом. Исполнителем в проекте будет компания «Аэромакс».

«Несколько областей оказались заблокированными, пока на реках не сойдет лед, связь там осуществляется только на вертолетах, а беспилотные авиационные технологии могут стать важным инструментом, позволяющим людям получить необходимые вещи в нужное время и по приемлемым ценам», — сообщил руководитель сибирского центра ФПИ Владислав Сычков. По его словам, по заказу департамента здравоохранения Томской области уже выбрано несколько маршрутов для доставки грузов по 5–8 кг на расстояние около 50 км.

Как сообщил РБК представитель компании «Аэромакс» Михаил Барабаш, тестовые полеты в Сибири будут проводиться в том числе для того, чтобы показать эффективность и целесообразность такой доставки в условиях борьбы с распространением коронавируса. «Все зависит от транспортной доступности. Если можно проехать 100 км на автомобиле, то это будет, возможно, эффективнее на данном этапе при серьезной массе груза, но если нет наземного сообщения, а необходимость в срочной доставке критически важна, то эффективнее представляется использование беспилотника, это дешевле, чем доставлять грузы вертолетом», — объяснил он.

По словам Барабаша, в связи с эпидемиологической обстановкой интерес к доставке медицинских анализов уже выразила одна из крупнейших компаний, их проводящих. «Им интересна доставка грузов по 8 кг из одного населенного пункта в другой, на 100–200 км. Но тут мы сталкиваемся с общей проблемой — в таком случае беспилотник весит уже больше 30 кг и мы не можем использовать его в промышленных масштабах, потому что полеты таких аппаратов разрешены только в экспериментальных целях», — объяснил представитель компании «Аэромакс». По его словам, интерес к доставке дронами проявляли также несколько аптечных сетей и интернет-магазины, но детали он не уточнил.

Как сообщил РБК представитель «Инвитро», эта компания выступает консультантом для проекта «Аэромакс» в сфере лабораторной диагностики. «Мы консультируем на предмет правильной транспортировки биоматериалов, сроков их доставки до лабораторий, необходимых мер безопасности и т.д. Такую доставку тестов, в том числе на новый коронавирус, мы рассматриваем в долгосрочной перспективе», — отметил он. В то же время представитель «Инвитро» напомнил, что сейчас действуют жесткие ограничения Роспотребнадзора на транспортировку биоматериала второй группы патогенности даже из соседних регионов, поэтому использование дронов для тестов на коронавирус будет затруднительным.

Однако представитель компании «Геоскан» Алексей Семенов считает, что большую практическую пользу беспилотники в ближайшее время принести не смогут. «Если бы не жесткие ограничения на полеты беспилотных аппаратов, уже была бы готова в необходимом количестве техника и для мониторинга соблюдения карантина, и для доставки как биоматериалов, так и продуктов заболевшим. Но ограничения на полеты беспилотников блокировали ее разработку и производство в России, поэтому сделать что-то эффективно сейчас не получится. Мы, конечно, можем использовать ситуацию, чтобы продемонстрировать наши возможности, но в таком случае это уже не мы помогаем бороться с коронавирусом, а коронавирус помогает нам, и это не совсем правильно», — заключил он.

Ссылка на основную публикацию