В Москве введут особую правовую зону для искусственного интеллекта

Москва запустит пятилетний эксперимент с искусственным интеллектом

В Москве готовятся установить экспериментальный правовой режим для тестирования искусственного интеллекта. Об этом РБК сообщил источник, близкий к правительству столицы. Соответствующий законопроект (он также предусматривает поправки в закон «О персональных данных») в пятницу, 7 февраля, в Госдуму внесли первый заместитель председателя нижней палаты Александр Жуков и депутат Ирина Белых.

Согласно пояснительной записке, законопроект разработан во исполнение послания президента Владимира Путина Федеральному собранию «для обеспечения создания собственных стандартов и развития технологий, которые определяют будущее, в частности технологий искусственного интеллекта». Как подчеркивают авторы, принятие документа позволит:

  • «значительно стимулировать внедрение, развитие и использование технологий искусственного интеллекта»;
  • определить сферы экономики и общественных отношений, где целесообразно его внедрение;
  • выявить, «какие именно изменения правового режима позволят в наибольшей степени добиться решения поставленных» президентом задач по обеспечению технологического суверенитета в сфере искусственного интеллекта и, как следствие, «обеспечения состоятельности российского бизнеса и экономики, повышения качества жизни граждан России, безопасности и обороноспособности государства».

Что такое экспериментальный правовой режим

Минэкономразвития и Центр стратегических разработок в 2019 году представили законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций». В «цифровых песочницах» можно будет развивать технологии, которые пока не регулируются действующим законодательством. Финальную версию законопроекта о «песочницах» опубликовали осенью 2019 года, однако документ до сих пор не принят. Путин 24 января 2020-го дал поручение правительству и Госдуме обеспечить реализацию механизма экспериментальных правовых режимов с 1 июля текущего года.

В чем суть эксперимента

Согласно законопроекту начало эксперимента в Москве запланировано на 1 июля 2020 года. Он должен продлиться пять лет и предусматривает следующее.

  • В эксперименте смогут участвовать компании, включенные в специальный реестр. Это должны быть юрлица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Москве и участвующие в разработке или обороте технологий искусственного интеллекта, а также товаров и услуг, сделанных на его основе.
  • Мэрия сможет определять условия, требования и порядок разработки, создания, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта. Какими они будут, в законопроекте не уточняется. Указано лишь, что мэрия будет определять порядок и случаи передачи изображений собственниками городских фото- и видеокамер, а также контролировать обработку обезличенных персональных данных участниками эксперимента. При этом оговаривается, что обезличенные персональные данные, полученные в ходе эксперимента, нельзя передавать не участвующим в нем лицам. Эти данные должны храниться на территории Москвы.
  • За стратегию и механизмы реализации экспериментального правового режима будет отвечать координационный совет, положение о котором принимается Москвой по согласованию с правительством.
  • По результатам проведения эксперимента совет должен подготовить и представить правительству «предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений» в российское законодательство.

Источник РБК пояснил, что цель эксперимента — кардинально упростить условия для компаний — разработчиков искусственного интеллекта и «установить понятные и четкие правила развития технологий на его основе». «Искусственный интеллект легко работает с огромными массивами данных, в том числе помогая принимать решения и освобождая людей от рутинных задач. При этом многие аспекты применения технологии законодательно не урегулированы», — указывает собеседник РБК. Учитывая, что искусственный интеллект способен к самообучению и делает это быстрее, чем человек, скорость появления новых цифровых решений будет только увеличиваться. «В будущем мы обязательно столкнемся с необходимостью правового регулирования искусственного интеллекта, и, если сейчас не начать работу в этом направлении, мы можем отстать от таких стран, как Китай, США или Япония», — заключил источник РБК, близкий к столичному правительству.

Москва выбрана для проведения эксперимента как «лидер по внедрению высоких технологий в России», поясняет он, отмечая, что внедрение искусственного интеллекта происходит во многих сферах: с его помощью, например, в столице уже тестировали возможность выявления рака легких у пациентов. Предполагается, что в дальнейшем искусственный интеллект будет помогать анализировать дорожную обстановку и регулировать светофоры, управлять городским освещением и др.

Кто будет участвовать в проекте

По словам источника РБК, тестирование позволит бизнесу и программистам понять, какие разработки возможны и какие требования предъявляет к ним государство. Он отметил, что интерес к участию в эксперименте ранее проявили «Лаборатория Касперского», «Яндекс», резиденты «Сколково» и другие компании.

Представитель «Яндекса» заявил, что компания поддерживает введение специальных режимов в Москве, поскольку это необходимое условие для развития таких сервисов, как беспилотные автомобили. «Важно, чтобы создаваемый режим был прозрачным, эффективным и позволял тестировать новые технологии в реальных условиях. Мы, как и другие участники рынка, внесли предложения при разработке проекта на основании наших знаний и опыта», — отметил представитель «Яндекса».

Читайте также:  Создано уникальное устройство – бесшумный и прозрачный робот-угорь

По словам директора департамента развития и планирования фонда «Сколково» Сергея Израйлита, ему показывали одну из предыдущих версий законопроекта, однако текущую редакцию (Израйлит ознакомился с ней по просьбе РБК) он ранее не видел. Израйлит отметил, что поддерживает инициативу, поскольку видит значительный интерес со стороны бизнеса, однако уверен, что документ «ждет нелегкая судьба в связи с юридическими трудностями». «Во-первых, авторы используют понятие «обезличенные персональные данные». Оно было в нашей устаревшей версии законопроекта и уже получило отрицательное заключение от государственно-правового управления президента. Во-вторых, у обезличенных данных нет территориального признака», — объяснил он.

Представитель МТС поддерживает идею создания механизмов для дальнейшего развития искусственного интеллекта. «Наличие регулирующих механизмов позволит ускорить внедрение инновационных решений. Логично, что именно Москва как одна из наиболее передовых мировых столиц с развитой цифровой инфраструктурой станет территорией для первого тестирования правовых нововведений в России», — сказал он. Представитель Сбербанка (у организации есть аналогичные разработки) отказался от комментариев. Представитель «Лаборатории Касперского» не ответил на вопросы РБК.

Что знают россияне об искусственном интеллекте

О технологии искусственного интеллекта знают большинство россиян, однако суть ее понимают меньше трети, следовало из недавнего опроса ВЦИОМа и проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве России. При этом 12% респондентов не слишком доверяют искусственному интеллекту, опасаясь непредсказуемых последствий. С осторожностью к технологии относятся около половины представителей бизнеса: 43% опрошенных компаний не используют в своей работе искусственный интеллект и не планируют делать это в ближайшее время, поскольку не испытывают такой потребности или не имеют о нем достаточных знаний.

В Москве вводится экспериментальный режим для развития технологий искусственного интеллекта

Юридическая компания Пепеляев Групп информирует о принятии Федерального закона, устанавливающего специальный экспериментальный режим регулирования для технологий искусственного интеллекта в г. Москве

14 апреля 2020 года Федеральное собрание РФ приняло закон[1], предусматривающий введение в столице экспериментального режима в целях создания условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта («Закон»). В ближайшее время ожидается подписание Закона Президентом РФ. Экспериментальный режим вводится в Москве на 5 лет с 1 июля 2020 года[2] по 30 июня 2025 года и позволяет установить в Москве специальные правила разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта («ИИ»).

1. Участие в экспериментальном режиме

Участником экспериментального режима может стать лицо[3], осуществляющее в г. Москве деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий ИИ и / или отдельных продуктов на их основе. Для приобретения статуса участника необходимо подать заявку в уполномоченный орган[4]. Срок рассмотрения заявки составляет 30 дней. Статус участника эксперимента присваивается со дня включения заявителя в соответствующий реестр[5], который будет вестись уполномоченным органом. Таким образом, эксперимент ориентирован на компании, работающие в сфере ИИ либо использующие сервисы с технологиями ИИ.

2. Что такое ИИ и технологии на его основе

Впервые на законодательном уровне введены понятия «искусственного интеллекта» и «технологий искусственного интеллекта»[6]. «Искусственный интеллект» – это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

В Законе указано, что искусственный интеллект также включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Под «технологиями искусственного интеллекта» в Законе понимаются любые технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, в частности, компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений.

Экспериментальный режим также позволит определить, какие изменения необходимо будет внести в нормативное регулирование, чтобы адаптировать его для целей применения технологий на базе ИИ как в Москве, так и в регионах, после завершения эксперимента. Наиболее перспективными с т. з. развития ИИ являются следующие направления:

  • система здравоохранения;
  • система образования;
  • логистика и цепочки поставок;
  • оптовая и розничная торговля;
  • государственные информационные системы в различных сферах;
  • производство;
  • строительство и девелопмент;
  • связь и информационные сервисы;

3. Московские IT-компании получат доступ к обезличенным данным

В рамках эксперимента его участники получат возможность обрабатывать обезличенные данные, в первую очередь данные, полученные в рамках публичных информационных сетей г. Москвы. В рамках планирующегося эксперимента участники могут получить доступ к обезличенным данным сферы общественного транспорта, здравоохранения, данным с городских камер видеонаблюдения и т.п.

Читайте также:  В токийском метро роботы начнут помогать пассажирам

Для реализации такой возможности Законом вводятся новые цели обработки персональных данных, полученных в результате их обезличивания[7], таким образом, такие данные можно будет обрабатывать без согласия субъекта персональных данных.

В таких целях можно будет обрабатывать также обезличенные персональные данные, касающихся состояния здоровья граждан. Ожидается, что эти меры помогут ускорить развитие в г. Москве технологий ИИ в сфере здравоохранения и телемедицины. Порядок обработки и передачи данных определяется соглашением с уполномоченным органом Правительства Москвы.

О чем подумать, что сделать

Новые регуляторные возможности дают возможность компаниям, которые хотят внедрять и / или продавать продукты, основанные на ИИ, получить доступ к большим данным. Также у компаний будет возможность предложить Правительству Москвы свои продукты для последующей закупки в рамках государственного заказа или организации проекта государственно-частного партнерства.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» обладают опытом поддержки проектов с технологиями на базе ИИ и готовы разработать «юридический дизайн» Вашего проекта в рамках нового экспериментального режима. Мы готовы предоставить юридическое сопровождение на этапах подготовки и подачи заявки на включение в реестр участников эксперимента, защищать Ваши интересы в государственных органах, а также оказать любую иную правовую поддержку.

[1] Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»

[2] В эту же дату Закон вступает в силу

[3] Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Москвы

[4] Уполномоченный орган будет определен Правительством Москвы

[5] Реестр участников экспериментального правового режима

[6] Ранее указанные термины уже были определены в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»), Закон фактически их дублирует

[7] Соответствующие изменения будут также внесены в законодательство о персональных данных

#DigitalLaw.Обзор Федерального закона о проведении в Москве эксперимента в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Часть 1

24 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ, Закон).

Данным законом вносятся изменения в законодательство о персональных данных, предусматриваются новые основания для обработки обезличенных персональных данных без согласия лица, которому такие персональные данные принадлежат. Кроме того, закон содержит положения, касающиеся проведения на территории Москвы правового эксперимента, связанного с развитием технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ).

Мы подготовили обзор нововведений и разделили его на две части. Первая часть посвящена разбору основных положений закона. Вторая часть посвящена обзору дополнительных вопросов, связанных с его принятием.

Какие изменения вносятся в регулирование персональных данных в связи с принятием закона?

Теперь обезличенные персональные данные смогут обрабатываться без согласия субъекта персональных данных (идентифицируемого гражданина) в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления. При этом, пояснения о том, что может пониматься под повышением такой эффективности, не приводятся ни в законе, ни в пояснительной записке к проекту данного закона. Мы не исключаем, что на практике под соответствующим основанием будут пониматься любые случаи обработки персональных данных государственными органами и органами местного самоуправления.

Дополнительно допускается обработка обезличенных персональных данных участниками экспериментального правового режима на основании соглашения с уполномоченным органом (будет определен Правительством Москвы).

Важно заметить, что оба вышеназванных основания будут применяться и к обработке обезличенных персональных данных о состоянии здоровья (сведения о наличии или отсутствии инвалидности, медицинском диагнозе и т. д.). Ранее Федеральный закон 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не содержал положений о том, что соответствующие сведения могут обрабатываться в обезличенном виде без согласия субъекта персональных данных.

Кто будет обезличивать персональные данные, используемые участниками правового эксперимента?

Исходя из буквального толкования закона, установить, кто именно будет заниматься обезличиванием персональных данных, представляется затруднительным.

Федеральный закон № 123-ФЗ упоминает лишь то, что участники эксперимента будут обрабатывать обезличенные персональные данные на основании соглашения с уполномоченным органом. Тем не менее, положения о том, что уполномоченный орган будет передавать соответствующие данные какому-либо другому субъекту, Закон не содержит.

Читайте также:  Специалисты компании Интелтех создали систему связи для морских судов

Таким образом, возможен один из следующих сценариев:

  • обезличиванием данных будут заниматься органы государственной власти и органы местного самоуправления, используя положения Приказа Роскомнадзора от 5 сентября 2013 года № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных». В последующем данные будут передаваться участнику экспериментального правового режима на основании соглашения с уполномоченным органом;
  • обезличивание данных будут осуществлять сами участники экспериментального правового режима. Соглашение с уполномоченным органом будет содержать требования к процедурам обезличивания персональных данных, получаемых участником эксперимента.

Кто сможет стать участником правового эксперимента?

Правовой эксперимент будет проходить в течение пяти лет, начиная с 1 июля 2020 года, а его участниками могут стать юридические лица и ИП, зарегистрированные на территории Москвы, осуществляющие или планирующие осуществлять один из следующих видов деятельности:

  • разработка, создание, внедрение, реализация или оборот технологий ИИ;
  • деятельность по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий.

Соответствующие лица будут приобретать статус участника эксперимента с момента включения в специальный реестр. Реестр будет доступен в сети «Интернет» на сайте уполномоченного органа.

Какие полномочия предоставляются Правительству Москвы в связи с проведением правового эксперимента?

Правительство Москвы будет определять:

  1. условия и порядок разработки, создания, внедрения, реализации, оборота отдельных технологий ИИ и/или производства, реализации, оборота отдельных товаров (работ, услуг) на его основе, а также требования к указанным технологиям и/или товарам (работам, услугам);
  2. случаи и порядок использования результатов применения ИИ;
  3. случаи обязательного применения и/или учета результатов применения ИИ в деятельности органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций;
  4. уполномоченный орган исполнительной власти;
  5. порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также изображений, полученных при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях;
  6. порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  7. перечень организаций, осуществляющих публичные функции;
  8. порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям (по согласованию с Минкомсвязи);
  9. состав координационного совета эксперимента, а также утверждать положение о нем.

Федеральным законом № 123-ФЗ предусмотрено, что принятые Правительством Москвы в соответствии с вышеуказанным законом нормативные правовые акты будут обязательны только для участников эксперимента, не могут противоречить федеральному законодательству и по общему правилу утрачивают силу после завершения эксперимента.

В случае нарушения требований нормативных правовых актов участник эксперимента может быть лишен этого статуса и должен будет прекратить обработку обезличенных персональных данных.

Тем не менее, нормативные правовые акты, принятые в рамках полномочий, описанных выше в пунктах 3, 5 и 6, с большой долей вероятности, будут рассчитаны для соблюдения и иными субъектами:

  • принятые в соответствии с пунктом 3 — органами исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациями;
  • принятые в соответствии с пунктами 5 и 6 выше — любыми собственные средств и систем фото- и видеонаблюдения, расположенных в Москве.

Алексей Зайцев, юрист Deloitte Legal, Ляйсан Мингазова, младший юрист Deloitte Legal.

Обращаем внимание, что настоящая публикация содержит исключительно информацию общего характера. Ни компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», ни входящие в нее юридические лица, ни их аффилированные лица не предоставляют посредством данного сообщения каких-либо консультаций или услуг профессионального характера. Прежде чем принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, которые могут отразиться на вашем финансовом положении или состоянии дел, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом. Ни одно из юридических лиц, входящих в международную сеть «Делойт», не несет ответственности за какие-либо убытки, понесенные любым лицом, использующим настоящую публикацию.

Искусственный интеллект и бизнес: эксперимент, закон, ответственность

1 июля в Москве стартовал эксперимент по разработке и внедрению искусственного интеллекта. Он продлится пять лет и объединит юрлица и ИП, которые зарегистрированы в столице и связаны по своей деятельности с искусственным интеллектом.

До этого технология искусственного интеллекта (ИИ) практически не регулировалась, и сейчас возникает много вопросов:

  • кто может обладать правами на объекты, созданные ИИ?
  • как надежно обезличить и защитить персональные данные, особенно связанные с распознаванием лиц?
  • как получить доступ к big data и общедоступным данным, чтобы позволить ИИ полноценно развиваться?
  • кто несет ответственность за действия ИИ и как доказать эту ответственность?
Читайте также:  Китайцы запустят в космос спутник со встроенной системой искусственного интеллекта

В этой статье мы рассмотрим следующие аспекты:

Искусственный интеллект и законодательная база

Эксперимент регулируется Федеральным законом от 24.04.2020 № 123-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Он призван создать регуляторную песочницу для компаний в Москве. Цель — за пять лет создать условия для разработки и внедрения ИИ в Москве и разработать нормативные акты на основе этого регулирования.

Участвовать в эксперименте могут юрлица или ИП, зарегистрированные в Москве и разрабатывающие искусственный интеллект или отдельные услуги на его основе. У предпринимателей или ответственных лиц не должно быть непогашенной или неснятой судимости. При соответствии требованиям они могут подать заявку на регистрацию в соцреестре.

Пока закон не содержит подробного описания целей, задач и бонусов для участников эксперимента и владельцев данных, он будет дополняться и корректироваться правительством Москвы. Поэтому эксперты советуют следить за обновлениями закона и подзаконных актов.

Эксперимент сможет установить правовые основы применения ИИ в госуправлении, — считает Андрей Шевченко, партнер юридической компании «Можно». – Пока непонятно, как поведет себя компьютерная программа, которой нужно решить много переменных задач, какими правами её нужно наделить и какое правовое регулирование для этого потребуется. Определить это можно только экспериментальным путем.

ИИ — это технология, которая потенциально может заменить человека благодаря самообучению, приобретенному опыту и знаниям. ИИ позволяет оптимизировать многие процессы в промышленности, медицине, автомобильной отрасли, ритейле, платформах с развлекательным контентом, логистике и других отраслях. Например, ИИ может выявлять заболевания на ранних стадиях, анализируя МРТ и рентгеновские снимки, и отслеживать привычки покупателей, предсказывая их выбор.

Игорь Иофчу, руководитель юридического департамента Gaskar Group, считает важным урегулировать технологии ИИ, которые позволят высвободить ресурсы и оптимизировать расходы, например, сервисы распознавания речи для чат-ботов и распознавание лиц для поиска пропавших, технологии машинного обучения и бизнес-приложения со встроенными механизмами ИИ.

Искусственный интеллект может быть адаптирован под любую индустрию. Huawei и Ростелеком используют ИИ для игровых роутеров, которые выбирают оптимальный режим скорости в зависимости от трафика онлайн-игр, а Deep Mind создали технологию, которая обыгрывает лучших киберспортсменов.

Михаил Зуб, владелец ИТ-компании «Зионек», считает, что эксперимент позволит быстрее развивать технологии, излишне зарегулированные законодательством, связанные с персональными данными и медицинской информацией, но в этом случае нужно будет тщательнее продумывать защиту данных.

Сергей Свиридов, директор по исследования и разработкам «Цифра» видит пользу эксперимента для беспилотного транспорта, видеоаналитики (например, распознавание ношения масок в общественных местах и больницах) и медицины (например, анализ компьютерной томографии легких).

В «Цифре» обдумывают участие в эксперименте с технологией прогнозирования вредных выбросов в Москве и видеоаналитикой соблюдения требований Роспотребнадзора на промышленных предприятиях в Москве.

Эксперимент предоставит компаниям площадку для обсуждения и шанс повлиять на разработку нормативно-правовой базы, а также позволит экспериментировать с технологиями, с которыми они раньше опасались экспериментировать из-за отсутствия регулирования и диалога со стороны государства, — говорит Свиридов.

Искусственный интеллект и ответственность

Сейчас закон не отвечает на вопрос, может ли ИИ быть субъектом права и нести ответственность за происшествия или получать прибыль за свои произведения. Есть версия, что в студии Артемия Лебедева ИИ под именем Николая Иронова создает логотипы для компаний. В этом случае прибыль от логотипов получает юридическое лицо.

Алгоритм ИИ принадлежит создателю, результат его использования — необязательно. Результат алгоритма сильно зависит от исходных данных, и разработчик не всегда может его предсказать. В этом случае авторскому праву нужна правосудебность юрлица, потому что ИИ может настраивать целая команда сотрудников.

Всё движется к тому, что работы, созданные ИИ, будут охраняться на основании творческого результата, а не на основании творческого процесса, — размышляет Ирина Шурмина, старший юрист IP/Digital CMS Russia.

В Гражданском кодексе указано, что только гражданин может обладать авторским правом (ст. 1257 ГК РФ).

Зарубежная практика

Прецеденты в США и Австралии показывают, что авторское право не охраняет произведения, не созданные человеком, будь то селфи, которое сделала обезьяна камерой фотографа, или HTML-код, написанный ИИ.

Патентное бюро ЕС со ссылкой на Патентную конвенцию отказало технологии Dabus в выдаче патента на изобретения, так как в запросе на выдачу патента должно содержаться имя изобретателя — это один из гарантов использования прав. Отчет Европарламента указывает, что ИИ не может быть правообладателем и правом будет обладать тот, кто подготовил объект.

Читайте также:  В Лозанне создали съедобного робота

Тем не менее в Китае в 2020 году финансовый отчет робота Dreamwriter компании Tencent был признан объектом авторского права, когда этот отчет скопировали.

В США беспилотный автомобиль Uber сбил велосипедистку, в 2019 году прокуратура сняла обвинения с компании и начала дополнительное испытание в отношении водителя, который не смотрел на дорогу во время испытания и не смог предотвратить аварию.

В результате власти запретили испытания беспилотных автомобилей в этом округе, и они были восстановлены только в некоторых штатах в хорошую погоду и по утвержденному маршруту, — рассказывает Ксения Даньшина, юрист CMS Russia. – Компания понесла ущерб даже без юридической ответственности.

В одном из докладов ЕС указано, что в законодательстве достаточно положений для регулирования ИИ, кроме случаев, когда невозможно установить виновного в причинении вреда.

Юрист Ирина Шурмина напоминает, что в европейской практике ответственность может нести либо разработчик (backend operator), либо администратор/настройщик (deployer), либо конечный пользователь (end user). Как правило, когда речь идет о рисковых системах, например, медицинских технологиях или беспилотных автомобилях, ответственность несет настройщик. В этом смысле он приравнивается к владельцу автомобиля или домашнего животного. За причинение ущерба и вреда здоровью устанавливаются штрафы от 2 до 10 млн евро.

В CMS Russia предлагают посмотреть на ответственность ИИ с точки зрения смежного права, которое необязательно связано с творческим трудом и может возникать при работе с объектами, которые не являются объектами авторского права. Так работают фонограммы, базы данных и телетрансляции.

Сложности и спорные вопросы

Предприниматель Михаил Зуб считает, что у эксперимента есть потенциальные плюсы для ИТ-компаний: новые рынки, клиенты и источники данных. Но компаниям важно уметь защищать корпоративные данные. Если нужно их раскрывать другим участникам рынка, они могут в итоге оказаться на площадках, торгующих данными.

Чтобы защитить себя, предприниматель советует бизнесу внимательно следить за законодательством и менять юрисдикцию на Московскую область или другие регионы при угрозе потери информации.

Илья Дурницын, юрист компании «Проспектаси», считает, что само определение ИИ в Федеральном законе от 24.04.2020 № 123-ФЗ спорно, и допускает несколько интерпретаций. Раньше можно было считать, что калькулятор имитирует когнитивные способности человека, в законе не указано, контролируется ли самообучение машинами.

Эксперт ставит вопрос, можно ли считать ИИ нейронную сеть, которая может точно прогнозировать котировки рынка, но не способна воспринимать свои действия, и напоминает о непринятом «законе Гришина», который в 2017 году предложил трактовку ИИ через «умного робота», который самостоятельно действует и оценивает свои действия.

Определение в Федеральном законе от 24.04.2020 № 123-ФЗ охватывает большой круг деятельности для будущего развития ИИ, но не объясняет понятие четко и лаконично, — отмечает Илья Дурницын. – Тем не менее важно вообще закрепить определение ИИ в праве.

Андрей Шевченко, партнер юридической компании «Можно» напоминает, что сам по себе закон не регулирует применение ИИ, передавая эти функции Москве, которая вправе определять правила в области применения ИИ на своей территории. Именно город будет определять ход эксперимента и развитие технологии ИИ в стране.

Так как эксперимент предполагает обработку данных обычных москвичей, Александр Барышников, директор департамента консалтинга и аудита в НИП «Информзащита», предлагает выбрать уполномоченное лицо, создать общедоступный реестр участников экспериментального правового режима, перечень обрабатываемых персональных данных граждан, субъектов и категорий субъектов данных.

Эксперт советует работать над безопасностью данных и ввести соглашения между участниками эксперимента с обязательным рассмотрением ответственности за нарушения обязательств.

Правовое регулирование технологий ИИ: вопросы и перспективы

В июне 2020 года 20 стран запустили партнерство Gee-Pay, которое поможет правильно выстроить ограничения и развивать ИИ совместными силами компаний и юристов. В Евросоюзе принято несколько документов, регулирующих вопросы ответственности, интеллектуальной собственности и работы с данными.

В Канаде этот вопрос регулирует Директива и пилотный проект о внедрении ИИ в госсекторе, в США – AI Initiative, нацеленная на совместное сотрудничество разных стран. Китай намерен к 2025 году принять первоначальные версии законов, регулирующих ИИ.

В московском эксперименте примут участие ИТ-компании, которые используют ИИ в сфере медицины, для распознавания лиц и городской инфраструктуры. В идеале регуляторная песочница поможет адаптировать способы безопасного развития ИИ и позволит ему развиваться быстрее.

Илья Дурницын предлагает проводить похожие правовые эксперименты в других субъектах РФ по аналогии с исследовательскими и научными центрами в Переславле-Залесском, Краснодаре и Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Созданы умные весы Shapa, работающие необычным образом

Павел Катков, владелец компании «Катков и партнеры», считает, что эксперимент с искусственным интеллектом изменит правовое регулирование технологий, например, защиту персональных данных, тайны переписки и частной жизни.

Чтобы узаконить некоторые действия ИИ, законодателю нужно исключить нормы, защищающие соответствующие гражданские права, — говорит Катков. – Обезличивание персональных данных сейчас упоминается в федеральных законах, но нельзя исключать, что нужно будет внести корректировки и в Конституцию. Например, ст. 23 защищает неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Возможно, в этой норме придется пробивать брешь.

Персональные данные: вопрос обезличенности, ответственность за утечку

В эксперименте предполагается использовать предварительно обезличенные персональные данные, их можно будет передавать только участникам эксперимента, они будут храниться только на территории Москвы. Регулированием условий обработки данных займутся мэрия Москвы и Минкомсвязи. Эксперимент призван дать больше информации о персональных данных.

Михаил Зуб считает, что еще до начала любого проекта целесообразно законодательно обязать указывать людей и компании, ответственные за несанкционированную утечку данных, а также установить административную и уголовную ответственность за нарушения.

По мнению Игоря Иофчу, защита персональных данных — ключевой момент эксперимента. Он требует тщательной проработки, так как фактически использоваться могут данные всех жителей Москвы.

Закон предусматривает, что обезличенные персональные данные могут передаваться только участникам правового эксперимента, ограничивает круг тех, кто может обрабатывать данные, но не защищает от противоправных действий, например, взлома баз данных.

Важный вопрос — разграничение деанонимизации и псевдодеанонимизации данных. В одном случае данные невозможно деобезличить и они действительно конфиденциальны, во втором случае личность человека можно определить с помощью дополнительной информации, которая должна быть хорошо защищена.

Многие компании уже активно используют персональные данные для работы с клиентами. Альфа-Банк открыл офис с распознаванием лиц с точностью на 98 %. Клиенту достаточно просто зайти в офис, и система автоматически узнает его и поймет, какими сервисами он пользуется.

В одном из кафе KFC система распознавания лиц будет фотографировать пользователя и позже предлагать ему любимые блюда на основе истории его заказов. Фото преобразуется в уникальный цифровой код, поэтому в компании считают, что они не хранят персональные данные.

Здесь важно обращать внимание, как получается согласие на обработку персональных данных, можно ли отказаться от него и всё равно получить услугу, обезличены ли они безвозвратно и как они защищены, — обращает внимание Ирина Шурмина. – Возможно, в случае с KFC речь идет о псевдонимизации, раз повторное использование и идентификация лица возможны, но так как в российском законодательстве нет такой концепции, это вызывает вопросы.

Технология распознавания лиц в режиме реального времени Clearview.ai получила коллективный иск после продажи данных частным компаниям, таким как Walmart и Bank of America, так как в штате Иллинойс запрещено использовать биометрическую информацию в коммерческих целях. Теперь компания работает только с государством и использует публично доступную информацию для поиска жертв и правонарушителей.

Препятствовать в получении данных ИИ нецелесообразно, данные должны быть полными и корректными, иначе ИИ может совершать нелепые ошибки. Например, ИИ визуально сложно распознавать похожие фотографии — отличать маффины и чихуахуа, круассаны и шарпеев.

Сергей Свиридов уверен, что участники эксперимента отдают себе отчет о возможных рисках и постараются их минимизировать, в том числе с помощью ИИ-инструментов: данные можно обезличить, никуда не передавая, или использовать без обезличивания, например, с помощью федеративного машинного обучения или дифференцированной приватности.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Понятие искусственного интеллекта закреплено в федеральном законе

24 апреля подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”», согласно которому с 1 июля 2020 г. в Москве начнет действовать специальный правовой режим для более эффективного использования искусственного интеллекта.

Суть нового правового режима

Экспериментальное регулирование вводится на 5 лет не только для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, но и последующего «возможного использования результатов» применения искусственного интеллекта. Документ, как было указано при внесении законопроекта в Госдуму, разработан во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. для развития технологий искусственного интеллекта (№ 896438-7).

Читайте также:  В России будут функционировать «умные» остановки

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.

По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям. Однако такие персональные данные могут передаваться только участникам экспериментального правового режима (п. 4 ст. 6 Закона). Кроме того, не допускается хранение указанных персональных данных за пределами Москвы (п. 7 ст. 4 Закона).

В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.

В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.

Статус участника экспериментального правового режима смогут получить ИП или юрлица, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта, а также по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе таких технологий либо планируют заниматься такими видами деятельности. При этом у ИП, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и совета директоров организации не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.

Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.

Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.

Эксперты прокомментировали поправки

Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская указала, что закон содержит определение искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта, чего ранее в российском законодательстве не было. По ее словам, вводимый им режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. В то же время законодательные акты, которые будут приняты на основании рассматриваемого закона, не должны противоречить федеральному законодательству, заметила эксперт.

«Закон и принятые на его основе нормативные акты будут распространять свое действие только на участников эксперимента, включенных в специальный реестр, но технологии искусственного интеллекта напрямую связаны с персональными данными, потому новые меры могут повлиять на каждого жителя города. Будут ли эти правки носить положительный характер, сказать пока сложно. Будем ждать новых законодательных актов. Главное, не допустить бесконтрольной обработки персональных данных», – добавила она.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы. Закон имеет рамочный характер, значительная часть норм (например, посвященных конкретным технологиям) будет устанавливаться подзаконными актами Правительства Москвы, пояснил он.

Читайте также:  Летающая аудиоколонка от LG

«Что же мы получили на сегодняшний день? Во-первых, сформулированные на уровне федерального закона дефиниции в сфере искусственного интеллекта, а также цели, задачи и принципы регулирования. Неудивительно, что в числе последних оказалось обеспечение безопасности личности», – заметил Максим Али. Во-вторых, добавил он, определены условия приобретения статуса участника экспериментального режима и ведение реестра таких участников.

«В-третьих, особенно интересны изменения режима обработки персональных данных. Обезличенные данные, обрабатываемые в соответствии с законом, не могут передаваться за пределы круга участников эксперимента. А если эксперимент прекращается или участник выходит из него, данные подлежат уничтожению. Отмечу, что мы давно не встречали законодательных инициатив в сфере персональных данных, где проявлялась бы забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях», – заключил эксперт.

Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Иван Кайсаров отметил, что принятие данного закона не является инновационным. «В мире есть общепринятая практика так называемых регуляторных песочниц (regulatory sandbox). Идея их в том, чтобы ввести особое правовое регулирование для внедрения и разработки технологий, которые не регулируются действующим законодательством или даже противоречат ему. Нормативная база может не успевать за высокими технологиями, поэтому такие технологии долгое время могут находиться вне правового поля, что не всегда позитивно на них влияет. В иных случаях имеющееся законодательство может блокировать или тормозить развитие и использование новых технологий», – пояснил эксперт.

В России, по его словам, более-менее комплексное регулирование подобных механизмов было предложено в 2019 г. Минэкономразвития и сейчас отражено законопроекте № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. «Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке регуляторную песочницу начал использовать Банк России», – рассказал Иван Кайсаров.

Принятый закон, как считает эксперт, преследует аналогичную цель, но только в меньшем масштабе и по отношению к конкретной технологии – искусственному интеллекту. «Хорошо, что государство не просто начинает регулировать определенную технологию, а подходит поступательно, начиная с проведения эксперимента, чтобы “обкатать” правовой режим и новое регулирование на технологии в небольшом масштабе перед распространением на всю страну. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным, близким к жизни и рабочим, позволяющим действительно способствовать развитию и внедрению технологии при соблюдении общественных интересов и отсутствию вреда от использования технологии или нарушения прав граждан и бизнеса», – полагает Иван Кайсаров.

В то же время, добавил он, отдельные положения принятого закона выглядят несовершенными и вызывают некоторые вопросы. Концепция специального (экспериментального) правового режима, по словам эксперта, обычно подразумевает две особенности: во-первых, это появление новых норм, которых не было в законодательстве применительно к данной технологии и которые более точечно ее регулируют, а во-вторых, исключение (неприменение) или изменение отдельных действующих норм, которые могут помешать внедрению и разработке данной технологии. «В рамках же этого закона реализуется только первая часть норм, которые уточняют правовой режим в отношении технологии искусственного интеллекта», – заметил Иван Кайсаров.

Так, пояснил он, п. 4 ст. 1 закона указывает, что положения нормативных правовых актов Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией к ведению Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов. «В результате актами Москвы можно преимущественно только что-то уточнять и вводить специальное регулирование, которое не должно нарушать федеральное законодательство. В то же время, на мой взгляд, можно было указать, что акты Москвы в рамках такого специального правового режима не должны нарушать наиболее фундаментальные гарантии и права. В целом это как раз и указано уже в следующем пункте этой же статьи», – заметил эксперт.

По его мнению, закрепленного в п. 5 ст. 1 Закона № 123-ФЗ указания на то, что результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории РФ или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, достаточно для эффективного использования закона в случае предоставления Москве возможности изменять или не применять отдельные федеральные нормы, если это необходимо. «В то же время важно посмотреть, как это будет работать на практике. Возможно, практический подход будет более либеральным с минимальным количеством ограничений, несмотря на указанное выше», – добавил Иван Кайсаров.

Читайте также:  В связи с коронавирусом возрос спрос на кибердома

Закон-эксперимент по управлению москвичами искусственным интеллектом – Госдума

На днях (параллельно с введением цифровых пропусков в Москве) депутаты в трех чтениях оперативно протолкнули закон-эксперимент, по которому в Москве на пять лет вводится особый правовой режим. В рамках этого режима предусмотрены сбор и обработка биометрии и больших данных всех жителей без их согласия (в том числе – данных об их здоровье), а также обязательное использование нейросетей (ИИ) в управлении городом.

Обратим внимание на то, что к 3-му чтению этот законопроект (и до того весьма полемический, с точки зрения юриспруденции) стал еще токсичнее – была внесена важнейшая поправка в закон «О персональных данных», согласно которой у нас теперь появляется очередная бредовая нормативно-правовая категория:

«Персональные данные, касающиеся состояния здоровья, полученные в результате обезличивания персональных данных». Здесь авторы законопроекта породили (вероятно, сознательно) правовой казус. В соответствии с Методическими рекомендациями по применению приказа Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. №996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных», обезличенные данные становятся персональными только в результате деобезличивания. То есть обезличенные данные по определению не могут считаться персональными. Данным законопроектом же предлагается ввести в правовое поле новеллу «персональные данные, полученные в результате обезличивания персональных данных». Что же это за обезличивание такое, после которого данные остаются персональными? Ответа нет, и похоже, что никто из депутатов не задавался этим вопросом.

Естественно, остается под вопросом и законность обработки этих самых «обезличенных персональных данных» без согласия граждан – в профильном 152-ФЗ «О персональных данных» о данной категории ничего не сказано.

Но этот подводный камень разработчики документа решили обойти самым топорным образом – путем внесения поправок в ст. 6 152-ФЗ. Они просто хотят, чтобы обезличенные ПД отныне обрабатывались без нашего согласия: «в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных настоящим ФЗ…»

Более того, ко 2-му чтению в законопроекте появилась поправка, касающаяся сведений о здоровье москвичей. Описываются эти сведения так же расплывчато: «персональные данные, касающиеся состояния здоровья, полученные в результате обезличивания персональных данных». Так вот, теперь подобные сведения включены в «специальные категории персональных данных» и могут обрабатываться без согласия граждан. В том числе, и искусственным интеллектом. Что называется, приехали – привет врачебной тайне (ст. 13 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…») и статьям 23 и 24 Конституции, гарантирующих каждому личную и семейную тайну и запрет на обработку ПД без согласия гражданина.

Итак, наши уже совершенно не уважаемые законотворцы (243 единоросса, 23 «сокола Жириновского» и 1 справедливоросс) не долго рефлексируя узаконили данный беспрецедентный эксперимент над гражданами Москвы – когда для определенных лиц, компаний, предприятий в рамках определенной населенной территории формируется отдельное экспериментальное (!) правовое поле, позволяющее пренебрегать базовыми правами и свободами населения. И несмотря на оговорку в начале законопроекта о соблюдении всех наших конституционных прав и действующих ФЗ при его работе, сразу обращает на себя внимание тот факт, что он затрагивает права всех горожан. Ведь документом предусмотрена передача правительству Москвы биометрических персональных данных граждан с частных камер (полагаем, для внесения их в общегородскую базу данных и прочие эксперименты с участием ИИ), а также обработка нечеловеческим машинным алгоритмом больших данных – неких якобы обезличенных сведений о москвичах (в т.ч. – об их здоровье) и принятие им нечеловеческих решений, регулирующих жизни людей.

Поражает, что все наши правоохранители, которые обязаны пропускать все законопроекты через жесткие правовые и конституционные фильтры, в очередной раз закрыли глаза на весьма сомнительные с точки зрения закона “эксперименты”. Ну хотя бы – откроем статью 21 Конституции, чтобы прочитать во втором пункте:

«Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

С одной стороны железные гарантии защиты жизни людей в Конституции, а с другой – власти в легкую пропихивают законопроект, учреждающий эксперимент над 13 – 20 миллионами жителей столицы России без их согласия. По итогам же этого пятилетнего эксперимента планируется обсудить целесообразность распространения такого режима на всю страну. Ну, или нераспространения, если что-то у НИХ пойдет не так. Приведены ли какие-либо обоснования и доказательства безопасности этих опытов? Разумеется, нет. А если в результате кто-то из граждан пострадает? На этот счет уже все предусмотрено – НИКАКОГО наказания за негативные последствия этого эксперимента в законопроекте не прописано. Мэрии Москвы во главе с Сергеем Собяниным даются по сути безграничные властные полномочия при нулевой ответственности и отсутствии обязательств и гарантий.

Читайте также:  Двойная стиральная машина Samsung

Ряд организаций уже призвала Совет Федерации не подписывать законопроект-эксперимент над жителями столицы, много что ставящий под прямой удар.

Исследователи используют искусственный интеллект, чтобы раскрыть тайны экстремальной погоды

Экстремальные погодные условия сегодня несут хаос по всему миру. Но подготовка к ним в условиях резких климатических до сих пор остается сложнейшей задачей, ведь все нюансы и последствия глобального потепления мало изучены. Ученые из Стэнфорда создали ИИ, который поможет определить условия экстремальных осадков на Среднем Западе США, региона, наиболее страдающего от опасных погодных катаклизмов. Их подход, опубликованный в Geophysical Research Letters, является одним из первых примеров использования ИИ для анализа причин серьезных изменений климата и поможет точно спрогнозировать экстремальные погодные условия.

«Нам известно, что ситуация усугубляется», — отмечает глава научной работы ученый из Стэнфорда Фрэнсис Давенпорт. «Наша цель состояла в том, чтобы понять, почему увеличивается количество экстремальных осадков, что, в свою очередь, могло бы привести к более точным прогнозам будущих наводнений».

Ожидается, что, помимо прочего, глобальное потепление вызовет более сильные дожди и снегопады, создав более теплую атмосферу, способную удерживать больше влаги. Ученые предполагают, что изменение климата может влиять на осадки и другими способами, например, изменение времени и места возникновения штормов. Однако выявить эти воздействия по-прежнему сложно, отчасти потому, что глобальные климатические модели не обязательно имеют пространственное разрешение для моделирования этих региональных экстремальных явлений.

«Этот новый подход к использованию методов машинного обучения открывает новые возможности для нашего понимания основных причин изменения крайностей», — сказал соавтор исследования Ноа Диффенбо, профессор Фонда Кара Дж. Школы наук о Земле, энергии и окружающей среде. «Это могло бы позволить сообществам и лицам, принимающим решения, лучше подготовиться к событиям со значительными последствиями, например, к тем, которые настолько серьезны, что выходят за рамки нашего исторического опыта».

Давенпорт и Диффенбо сосредоточились на верхнем водоразделе Миссисипи и восточной части водораздела Миссури. В данном регионе за последние несколько десятилетий увеличилось количество серьезных наводнений. Изначально ученые использовали общие климатические данные для расчета дней с экстремальными осадками в регионе за последние 30 лет. После они вывели алгоритм, направленный на анализ данных сетки для определения больших моделей атмосферных изменений, связанных с экстремальными осадками.

«Этот алгоритм может определять более 90 процентов дней с экстремальными осадками, и эти показатели значительно выше других имеющихся сегодня инструментов», — сказал Давенпорт.

Обученный алгоритм машинного обучения показал, что недавнее увеличение количества экстремальных осадков на Среднем Западе обусловлено множеством факторов. В течение 21-го века модели атмосферного давления, которые приводят к экстремальным осадкам на Среднем Западе, стали более частыми, увеличиваясь примерно на один дополнительный день в год, хотя исследователи отмечают, что изменения гораздо слабее, начиная с 1980-х годов. .

Однако исследователи обнаружили, что когда эти модели атмосферного давления действительно возникают, количество выпадающих осадков явно увеличивается. В результате в дни с такими условиями вероятность выпадения экстремальных осадков сейчас выше, чем в прошлом. Давенпорт и Диффенбо также обнаружили, что увеличение интенсивности осадков в эти дни было связано с более высокими потоками атмосферной влаги из Мексиканского залива на Средний Запад, принося воду, необходимую для сильных дождей в регионе.

Исследователи надеются расширить свой подход, чтобы посмотреть, как эти различные факторы повлияют на экстремальные осадки в будущем. Они также предусматривают повторное использование инструмента, чтобы сосредоточить внимание на других регионах и типах экстремальных явлений, а также для анализа отдельных причин экстремальных осадков, таких как погодные фронты или тропические циклоны. Эти приложения помогут дополнительно проанализировать связь изменения климата с экстремальными погодными условиями.

«Хотя изначально мы сосредоточились на Среднем Западе, наш подход может быть применен к другим регионам и использован для более широкого понимания изменений в экстремальных явлениях», — сказал Давенпорт. «Это поможет обществу лучше подготовиться к последствиям изменения климата».

Ссылка на основную публикацию