В Москве выпустили приложение, отслеживающее перемещение людей на карантине

Правительство Москвы финансирует шпионскую программу

Московский департамент информационных технологий выпустил специальное приложение, в задачи которого входит отслеживание перемещений людей, находящихся на самокарантине или в условиях самоизоляции. Приложение просуществовало в сети недолго, после чего создатели изъяли его из публичного доступа. Эксперты, тем не менее, успели дать оценку выпущенной программе и обнаружили некоторые интересные особенности. Так, например, выяснилось, что определенная доля личных пользовательских данных без шифровки автоматически передавалась на сервер эстонской фирмы Identix.one.

Приложение, получившее название «Социальный мониторинг», можно было найти в Play Market в последнюю неделю марта, однако уже через несколько дней оно исчезло из магазина. По информации ресурса Rozetked, некоторые IT-специалисты успели проанализировать программу и обнаружили странную особенность – некоторая конфиденциальная пользовательская информация отправлялась за границу (а, в частности, в представительство одной эстонской компании) без какой-либо шифровки.

Разработчиком «Социального мониторинга» считается подведомственное московскому ДИТ предприятие под названием ГКУ «Информационный город». Контактные данные, указанные в приложении для получения обратной связи, предположительно принадлежат компании Wokka Lokka из Кемерово. Фирма числится подрядчиком у ДИТ, специалистам компании также принадлежит разработка приложения по слежению за детьми. Эксперты попытались связаться с собственником компании Игорем Афанасьевым для получения комментариев по поводу их нового продукта, однако он перенаправил интересующихся за разъяснениями в правительство Москвы.

Стоит отметить, что большинство из тех, кто успел попасть в приложение, так и не смогли в нем зарегистрироваться. Среди основных жалоб потенциальных клиентов было неоправданно большое число запросов от приложения на всевозможные разрешения. Пользователи не понимали, для чего программе с крайне ограниченным функционалом требуются все эти разрешения.

Через «Социальный мониторинг» можно было зайти на правительственный портал для отслеживания текущей информации о коронавирусе и передать сигнал SOS при необходимости оказания экстренной помощи. Для того чтобы пользователя можно было отслеживать по системам видеонаблюдения, при регистрации требовалась его фотография, кроме этого, приложение позволяло генерировать QR-коды, введенные администрацией столицы для отслеживания соблюдения режима самоизоляции жителями Москвы и Московской области.

И при таком весьма ограниченном функционале среди запросов на доступ числятся практически все возможные разрешения – от доступа к работе с видео до показателей датчика пульса и совершенных звонков. Кроме того, были обнаружены и явные ошибки при работе приложения. Так, например, часть данных передавалась по открытым каналам на зарубежные серверы, что для подобных программ вообще недопустимо, а ключ доступа к хранилищу с сервисом распознавания лиц содержался в открытом виде. Подобная недоработка позволяет злоумышленникам подменивать информацию и использовать личные данные пользователей.

IT-эксперты охарактеризовали ресурс «Социальный мониторинг» не только крайне непрофессиональным, но и потенциально опасным для пользователей.

При полном отсутствии защиты личных данных приложение демонстрирует недопустимый интерес к конфиденциальной информации через запрос практически всех существующих разрешений на доступ.

Правительство Москвы всячески отрицает использование зарубежных серверов для хранения полученной информации и утверждает, что все программное обеспечение установлено исключительно на территории России. Однако на практике подобные заявления ничем не подтверждаются. Стоимость разработки приложения не известна, однако есть информация о том, что правительство Москвы заключило с компанией «Гаскар Интеграция» (еще одно детище владельца Wokka Lokka Игоря Афанасьева) несколько контрактов на сотни миллионов рублей.

В России заработала система слежки за носителями коронавируса. Можно ли ее обмануть?

Минкомсвязи создало систему отслеживания перемещений россиян, контактирующих с больными коронавирусом, а также тех, кто сам им болен или находится на самоизоляции после возвращения из-за границы. В дальнейшем с ее помощью могут начать следить за всеми гражданами России, но существуют методы ее обхода.

Система слежки за россиянами

Минкомсвязи России по поручению премьер-министра России Михаила Мишустина разработало систему отслеживания перемещений россиян-носителей коронавируса. В настоящее время доступ к ней осуществляется через отдельный раздел официального сайта министерства.

На создание такой системы, как сообщал CNews, у министерства было всего несколько дней – Мишустин дал свое поручение 23 марта 2020 г. и назначил крайний срок его выполнения на 27 марта 2020 г. Решение было принято по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве России по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. В заседании также принимали участие первый заместитель премьер-министра Андрей Белоусов, заместитель премьер-министра и глава аппарата правительства России Дмитрий Григоренко, заместитель премьер-министра Татьяна Голикова, заместитель премьер-министра Дмитрий Чернышенко, министр финансов России Антон Силуанов и мэр Москвы Сергей Собянин.

Читайте также:  Автопилот от Tesla можно будет приобрести по подписке

Как работает система

По информации «Ведомостей», работать система отслеживания будет на основе геолокационных данных, предоставляемых операторами связи, о чем говорится в письме главы Минкомсвязи Максута Шадаева руководителям регионов. Ведомство еще 30 марта 2020 г. затребовало у региональных властей номера телефонов людей, больных коронавирусом.

Как пишет ресурс «Медуза», эту информацию Минкомсвязи получает в обезличенном виде. Дополнительно оно запросило номера телефонов россиян, оказавшихся на самоизоляции после контакта с инфицированными или после возвращения из других стран.

Номера телефонов, геолокация и другая информация по абонентам, собранная операторами связи, будет поступать в ситуационный центр Минкомсвязи. Если станет ясно, что отслеживаемый абонент отошел слишком далеко от места самоизоляции, об этом узнают правоохранительные органы.

«Медуза» пишет, что отслеживания в реальном времени пока не будет, и что список нарушителей карантина или самоизоляции планируется составлять постфактум – к примеру, по итогам дня. Вероятность возникновения ошибок в отслеживании текущего положения россиян Минкомсвязи планирует снизить путем увеличения расстояния, после которого жители России будут считаться нарушителями – оно может составить до нескольких километров.

Под колпаком могут оказаться все

В настоящее время операторы связи сотрудничают с Минкомсвязи – в последнюю неделю марта 2020 г. они передали ему перечень номеров телефонов всех россиян, находившихся в международном роуминге с последних чисел февраля 2020 г. Об этом сказано в разъяснениях Роскомнадзора, датированных 25 марта 2020 г., подписанных замглавы службы Антониной Приезжевой и направленных в Минкомсвязи.

Каждый номер из перечня сопровождался информацией о том, какие страны посещал его владелец за указанный период, и когда он вернулся обратно в Россию. В документе, подписанном Приезжевой, сказано, что предоставленный объем информации, не содержащий ФИО абонентов, не нарушает закон «О персональных данных».

Слежка за заболевшими коронавирусом и теми, кто находится на самоизоляции по прибытии из-за границы – это первый этап развертывания системы. В дальнейшем не исключена вероятность отслеживания с ее помощью всех россиян, находящихся на карантине.

При этом россияне должны будут самостоятельно заполнить на сайте госуслуг специальную анкету. В нее необходимо будет внести контактный номер телефон и адрес, по которому они будут находиться на самоизоляции. Сроки перехода работы системы на этот этап на момент публикации материала известны не были.

Как обмануть систему

Исключить возможность тотальной слежки за перемещениями и до нуля снизить вероятность попадания в список нарушителей можно лишь одним способом – нужно оставить телефон или смартфон дома. В этом случае система не сможет установить факт нарушения, и никакие санкции применены не будут.

Но все это может не сработать на территории Москвы – в столице, как писал CNews, готовится к запуску система идентификации личности по лицу для выявления нарушителей карантина, в том числе и самоизолировавшихся людей, решивших выйти на улицу. Она сможет распознавать даже лица, на 40% закрытые маской или предметом одежды.

Систему свяжут с камерами наблюдения по всему городу, количество которых превышает 175 тыс. и в обозримом будущем увеличится еще на 9000, и данными сотовых операторов по геолокации. Необходимое оборудование для системы полностью закуплено, однако его развертывание затребует дополнительных затрат времени. Сроки финального запуска системы слежки за москвичами и гостями столицы не установлены – для этого потребуются еще несколько недель.

По состоянию на 1 апреля 2020 г. общее число заразившихся коронавирусом в России составляет 2777 человек, а количество скончавшихся от него – 24. Во всем мире болезнь подхватили более 877,4 тыс., а число смертей от нее составило более 43,5 тыс.

В России началась гонка по слежке за гражданами

Помимо программы от мэрии Москвы, в Google Play и App Store появилось приложение «Госуслуги СТОП коронавирус» для выдачи цифровых пропусков — разработчиком указано Минцифры.

Читайте также:  Созданы смарт-кроссовки, которые будут показывать дорогу своему владельцу

Приложения по слежке за гражданами продолжают создаваться как региональными, так и федеральными властями. В Google Play и App Store появилось приложение «Госуслуги СТОП коронавирус», разработчиком указано Минцифры России, хотя официально сервис не анонсировали. Приложение нужно для получения QR-кода на выход из дома в «период самоизоляции».

Приложение предлагает авторизоваться через аккаунт в «Госуслугах». Затем оно интересуется самочувствием пользователя, просит заполнить анкету (в том числе нужно указать адрес фактического проживания и сделать селфи) и предлагает назвать цель выхода из дома. При этом геолокацию приложение пока не использует, заметил читатель The Bell, установивший его на свой смартфон.

В свою очередь, исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв, сообщает, что:

«На этот раз запрашивается доступ в интернет и просмотр коннекшна, а также вибрация и вывод устройства из режима сна. Кроме последнего — все логично. Но там написано, что нужно будет делать селфи, а это значит будет нужен доступ к камере. Но здесь не указано такого разрешения. Значит, оно будет запрашиваться отдельно. Как могут запроситься и другие разрешения, на которые вы потом нажёмте машинально.

Рекомендуем ли мы это приложение? Нет, разумеется. Почему? ПОТОМУ ЧТО МЫ НЕ ДОВЕРЯЕМ. Приложение Госуслуг, кстати, я тоже не рекомендую устанавливать — все, что нужно можно сделать на сайте. Даже удобнее, на самом деле».

Редактор TJ зарегистрировался в «Госуслуги СТОП коронавирус» и ознакомился с сервисом. Перед тем, как получить доступ к пропускам, приложение просит:

  • Зарегистрироваться на Госуслугах;
  • Указать свой статус, среди вариантов: «Прибыл из-за границы», «Был за границей в течение последних 14 дней», «Был контакт с больным коронавирусом», «Здоров и нахожусь в изоляции», «Здоров и хожу на работу», «Болею»;
  • После этого сервис требует паспортные данные, адрес проживания, а также селфи, фото документа и фото с документом;
  • Приложение спрашивает, есть ли у пользователя симптомы коронавируса. Позже сервис предлагает пройти опрос по самочувствию в любой момент.

После этого пользователь попадает в меню, где указан статус, также есть опция «Зарегистрировать выход из дома». У функции есть приписка: «Контроль соблюдения режима самоизоляции может осуществляться с помощью данных мобильных операторов и банков».

После указания причины выхода (есть список вроде «В магазин», «Вынести мусор», «Выгул домашнего животного») генерируется QR-код, на странице остаётся фото пользователя, данные паспорта и адрес. Также появляется «Таймер пребывания на улице».

Приложение ещё не представили официально, но в магазинах Apple и Google у него уже несколько сотен отзывов. Средняя оценка — чуть выше 1 балла из 5.

О введении цифровых пропусков на днях объявили в Москве и Подмосковье. Но там речь идёт о поездках на транспорте, а получить пропуск можно на портале мэра и правительства Москвы mos.ru. Здесь же «регистрировать выход из дома» нужно по любой причине. Как заметили пользователи, портал мэра и правительства Москвы какое-то время был недоступен — вполне возможно, из-за количества посетителей, на которое власти не рассчитывали.

Человек с пропуском 1984-1984-1984-1984 сможет свободно заходить в здание мэрии. pic.twitter.com/n1usXYKaGs

Московские таксисты обязаны проверять наличие спецпропуска у пассажиров. Об этом РИА сообщил руководитель департамента торговли и услуг столицы. В службах такси, заявляет создатель Tg VPN Владислав Здольников, об этом ничего не знают.

Журналист CNews Игорь Королёв считает, что в цифровой сфере началась конкуренция по неожиданному вопросу — контролю за передвижением граждан в различных регионах. Он вспомнил о системе слежки, созданной в Татарстане, Нижегородской области и на главном поле битвы за возможность подсматривать за жизнью граждан — в Москве, где уже есть одно приложение от мэрии столицы, но теперь вот и Минцифры решило внести свою лепту:

«Параллельно систему слежки на федеральном уровне создаёт Минкомсвязи. Они уже договорились с сотовыми операторами об отслеживании перемещения тех, кто на карантине — то есть приехавших из заграницы, больных или контактировавших с ними. Сейчас Минкомсвязи выкатило ещё и отдельное мобильное приложение для граждан. Если я правильно понял, оно вроде может использоваться не только теми, кто на карантине, но и вообще всеми гражданами, попавшими под самоизоляцию. В нем будет некий qr-код, который можно будет показывать полицейским. Правда, не понятно, как оно будет стыковаться с региональными системами контроля перемещения граждан? Если москвич зарегистрируется в федеральной системе, как столичные полицейские будут его проверять (в Москве же пока нет Qr-кодов).
Возникает цифровой феодализм…»

«Количество сервисов цифровых ошейников растет с удивительной скоростью», — соглашается с ним журналист «Эха Москвы» Александр Плющев.
.

Читайте также:  Российскими космонавтами на поверхности МКС обнаружены бактерии

Как отслеживают людей на карантине в Москве, которые должны находиться на самоизоляции

В январе 2020 г. были выявлены первые случаи коронавирусной инфекции в России. 31 марта ввели режим самоизоляции и карантин. Его соблюдение строго контролируется государством.

Кто должен сесть на карантин

Карантин в Москве должны соблюдать:

  • прибывшие из-за рубежа;
  • граждане, у кого подтвердился диагноз коронавируса;
  • контактировавшие с заболевшими.

После прибытия в Москву турист должен сдать тест на наличие заболевания и ждать его получения. При отрицательном результате карантин снимается.

Контактировавший с заболевшим Ковидом гражданин обязан:

  • сдать тест;
  • соблюдать карантин 2 недели.

При подтвержденном диагнозе человек не должен покидать жилище до получения отрицательного теста на коронавирус. Он сдается 2 раза и оба результата должны быть отрицательными.

Как отслеживают нарушителей в Москве по камерам

Недобросовестные граждане не соблюдают карантин и передвигаются по Москве, тем самым подвергая опасности горожан. Властями были приняты меры по отслеживанию людей, которые должны находиться на самоизоляции.

Центром организации дорожного движения Москвы произведено усовершенствование камер, расположенных на дороге для фиксации нарушений ПДД. Они фиксируют нарушителей карантина.

Для отслеживания людей на карантине в Москве усовершенствованы 59 микроавтобусов и газелей. На крышах автомобилей располагаются камеры с расширенными функциями для фиксации новых 50 нарушений.

Кроме вступивших в силу нововведений по ПДД, они отслеживают и фиксируют нарушение режима самоизоляции после получения предписания. После усовершенствования камеры самостоятельно будут выписывать штрафы в автоматическом режиме.

Нарушителями считаются те, кто угрожает инфицированием окружающих. Система способна идентифицировать лицо человека даже скрытое маской или одеждой на 40%.

На сервер системы загружаются фотографии людей, ранее нарушивших самоизоляцию или карантин в Москве. Далее происходит загрузка данных граждан, которые самоизолировались на добровольной основе. Это касается людей, переносящих болезнь в легкой форме.

Система способна различать скопление людей около подъездов и в них. Камеры отслеживают людей непрерывно, они располагаются по всему городу:

  • на улицах;
  • во дворах;
  • около магазинов;
  • в парках;
  • около школ.

Средства связи

Отслеживают людей на карантине с помощью номера телефона.

Минкомсвязью разработана система, которая выявляет гражданина, находившегося в роуминге и пересекшего границу. Определяется его местонахождение в период карантина. Если человек – житель Москвы, его данные передаются погранслужбами в органы МВД. Там они сверяются, и начинается контроль.

Оператор сотовой связи передает обезличенные списки номеров телефонов всех зараженных людей. За счет этого не происходит нарушение закона «О персональных данных». Операторы отслеживают геолокацию пациентов и передают на сервер ситуационного центра.

Мониторинг оставления места жительства происходит постфактум. Покинувшему свое жилище человеку автоматически оформляется штраф. Пока система работает для заразившихся и прибывших из-за границы людей. Далее в планах расширить возможности программы.

Самоизолировавшийся гражданин самостоятельно вносит данные через портал Государственных услуг. Необходимо сообщить:

  • номер телефона;
  • адрес местонахождения.

После этого система отслеживает перемещение человека в Москве. Таким образом проявляется социальная ответственность.

Как все работает

Определение местоположения заболевшего в Москве производится государственными органами. Информация о передвижении владельца телефона хранится на сервере оператора сотовой связи. Он и передает сведения госорганам.

Решение о постановке на учет направляется оператору связи, и он контролирует местонахождение заболевшего в Москве. При нарушении самоизоляции сведения передаются оператором в правоохранительные органы. Система способна определить список людей, находившихся рядом с заболевшим в течение 14 дней.

В мобильный телефон встроена функция, которая отслеживает нахождение владельца по сигналу GPS. Персональные сведения не подвергаются сбору и хранению. Система позволяет оповещать о контакте с зараженным гражданином. У оператора существует запись перемещения абонента, так называемый исторический геотрек.

Читайте также:  Компания Ampere анонсировала очки, моментально превращающиеся в солнцезащитные

Как только оператор получает данные о заразившемся, он сопоставляет контакт в течение двух недель до заражения. После этого отслеживают список абонентов, у которых есть риск заражения.

Находящимся в зоне риска поступает информация о необходимости диагностики в Москве. Оповещение передается посредством рассылки сообщений. После его получения гражданин обязан уйти на карантин. Он самостоятельно передает свои сведения в оперативные штабы.

Как отслеживает «Социальный мониторинг»

Для заболевших разработано мобильное приложение «Социальный мониторинг». При получении положительного теста на заболевание его устанавливают на телефон. Зараженный подписывает согласие:

  • на получение консультаций врачей через телемедицинскую информационную систему;
  • на фотографирование и идентификацию личности.

Приложение отслеживает геолокацию в Москве автоматически. Им же производится сверка места нахождения пациента с пропиской. «Социальный мониторинг» требует подтверждения факта пребывания в жилище. Посаженный на карантин обязан предоставить фотографию своего местоположения. Все данные отправляются в Единый центр хранения и обработки данных.

Правоохранительные органы отслеживают любую подозрительную активность со стороны самоизолировавшегося. Программа не фиксирует перемещение пациента, а лишь факт покидания места жительства.

За нарушение карантина в Москве предполагаются штрафы до 500 руб. Если человек знал о своем заболевании и при нарушении карантина заразил людей, штраф составит до 80 тысяч руб. и лишение свободы до года. Если по вине нарушителя карантина произошла смерть человека, то он лишается свободы до 5 лет.

Была ли Вам полезна статья? Сохраняйте страницу в закладки и делитесь ею в социальных сетях.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

В Москве ловят нарушителей карантина с помощью видеонаблюдения. Можно ли обмануть Большого брата?

Тотальный контроль: Минцифры и Минздрав выпустили приложение для отслеживания больных COVID-19.

Власти Москвы проследят за изоляцией через распознавание лиц и геоданные

С 30 марта в столице введен режим домашней самоизоляции для всех жителей в связи с пандемией коронавируса. Объявляя об этом, мэр Москвы Сергей Собянин заявил о разработке «умной» системы контроля за соблюдением домашнего режима и установленных правил перемещения граждан. По его словам, система будет развернута в течение недели. Как именно она будет работать, власти пока не разъяснили. РБК опросил экспертов, знакомых с деталями реализации проекта, и узнал о сложностях введения этой системы.

Какие варианты системы обсуждаются

Для контроля за соблюдением режима изоляции будет использоваться усовершенствованная версия существующей в городе системы видеонаблюдения и распознавания лиц, которая ранее использовалась для поиска граждан, нарушивших двухнедельный режим самоизоляции после прибытия из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Об этом РБК рассказал источник на рынке, знакомый с деталями разработки проекта, и подтвердил источник, близкий к МВД.

Городская система видеонаблюдения включает камеры, установленные во дворах, на подъездах жилых домов, в парках, школах, поликлиниках, магазинах и на стройках, а также в помещениях административных зданий и других общественных местах. Город использует систему распознавания лиц компании NTechLab (12,5% принадлежит госкорпорации «Ростех», 25% — фонду Рубена Варданяна, остальное — еще шести физлицам). В обычное время с помощью этой системы ищут преступников, в 2018 году ее применяли при проведении чемпионата мира по футболу, а с февраля 2020-го используют для поиска нарушителей режима двухнедельной самоизоляции. С ее помощью столичная полиция обнаружила более 200 нарушителей режима карантина, говорили 18 марта в столичном МВД. Сейчас система распознавания лиц с камер в подъездах, во дворах жилых домов и на городских улицах объединяет 178 тыс. устройств. В течение года к ней планируется подключить еще 9 тыс. камер.

По словам источника РБК, знакомого с деталями проекта, для контроля за всеми жителями столицы нужно будет внедрить двухфакторную модель наблюдения. Базой для нее станут геолокационные данные, которые операторы связи могут получить со смартфонов своих абонентов. Несколько собеседников РБК указали, что выявить нарушения общегородских ограничений на передвижение исключительно с помощью видеокамер и системы распознавания лиц не получится. «Сейчас в систему загружается список тех, кого необходимо найти, и это ограниченный круг лиц, в основном это люди из федерального розыска. Если мониторить всех жителей города, кто не попадает под исключение в ограничительных мерах, с технической точки зрения система справится с этим, но полиция не сможет выезжать на вызов каждый раз, когда кто-то выходит из дома», — пояснил один из источников РБК, знакомый с принципом работы городской системы.

Читайте также:  Изобретен подстаканник, который позволит не проливать жидкость при движении авто

Еще один собеседник РБК рассказал, что распознавание лиц с помощью камер необходимо для вторичной идентификации — прежде всего тех, кто вышел на улицу без мобильного телефона. «Смысл системы распознавания по лицу в том, чтобы следить за кем-то. А если мы следим за всеми, то это технически проще сделать другими способами, а дополнительно контролировать можно с помощью камер, например установленных в подъезде», — объяснил он.

По словам источника РБК, данные с камер будут собраны и обработаны государственной информационной системой (ГИС) «Городская система видеонаблюдения», оператором которой выступает департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы. Он также отметил, что, несмотря на то что платформа ГИС мультивендорная, фактически с ней работает только NTechLab. «Когда эта система только создавалась, никто не предполагал, что она будет проходить боевые испытания уже в марте. Поэтому пока другие вендоры подключиться к ней не успели», — заявил источник.

Однако, как пояснил после выхода материала основатель и председатель правления компании VisionLabs Александр Ханин, их городская система видеонаблюдения использует также продукт этой компании. В составе системы VisionLabs отвечает за обработку данных в реальном времени со всех 105 тыс. городских камер. Вопросы поиска нарушителей ограничения на передвижение с помощью системы он не комментирует.

Каковы технические ограничения

По словам представителя NTechLab, технически в их систему распознавания лиц можно загрузить данные обо всех жителях столицы, однако будут ли этими возможностями пользоваться в Москве, комментировать не стал, переадресовав вопросы к столичным властям. «Алгоритм распознавания лиц технологического партнера «Ростеха» компании NТechLab позволяет в том числе отслеживать появление перед камерами людей из списков, формируемых органами, обладающими правом доступа к системе», — отметил представитель «Ростеха». Например, во время ЧМ-2018 распознавание лиц помогло задержать лиц из списков федерального розыска, а также предотвратить попадание на матчи и в фан-зоны тех, кому вход был запрещен.

Элеонора. Все, что надо знать про Ford Mustang из фильма «Угнать за 60 секунд»

Образ Ford Mustang за долгую историю модели оброс культовыми разновидностями. Но феномен “Элеоноры” из фильма “Угнать за 60 секунд” стоит особняком. Во-первых, под этим именем известны две совершенно разные машины. Причем новому поколению фанатов по-прежнему практически неизвестен оригинал 1974 года… Во-вторых, “Элеоноры” наряду с Bullitt — самые узнаваемые Mustang из кино. Пожалуй, зелёный Bullitt все же “номер 1” в этом рейтинге. Но, в отличие от него, сама корпорация никак не пыталась собрать сливки на культовом внешнем виде “Элеоноры”, зато в качестве народного творчества эта машина, особенно вторая, по-настоящему “ушла в тираж”. В-третьих, историю обеих “Элеонор” нужно рассказать хотя бы для того, чтобы не плодить мифов о том, что это серийные машины, что это продукт Shelby и так далее, что встречается сплошь и рядом…

В оригинальном фильме “Угнать за 60 секунд”, который вышел в 1974 году, мастеру-угонщику Мандриану Пэйсу нужно украсть 48 автомобилей за 5 суток. В списке они получили собственные женские имена и “Элеонорой”, то есть Eleanor, назвали жёлтый Ford Mustang Sportsroof 1973 модельного года. Продюсер Генри Блайт “Тоби” Халицкий (он же автор сценария, он же режиссер, он же исполнитель главной роли и каскадер!) использовал для фильма машину 1971 модельного года, но так как съёмки были отложены — пришлось поменять ей решетку радиатора на соответствующую 1973 году, так как по сценарию это был новый автомобиль, а не двухлетней давности.

Впрочем, киношники сэкономили: в кадре видно, что замене подверглась лишь решетка, а бампер и крылья остались от 1971 года — поэтому, например, на “Элеоноре” два комплекта передних габаритных огней (и в крыльях, как в 1971 году, и в решетке, как в 1973-м). Формально, предполагалось, что машина имеет оригинальный цвет Medium Yellow Gold, соответствующий Mustang, но для самого фильма продюсер сэкономил и распорядился покрасить машины жёлтым цветом школьных автобусов. Другие характерные элементы оформления — это черная полоса снизу по периметру, как на Mustang Mach 1, а также черная полоса на капоте, вообще не соответствующая никакому серийному Ford. Можно сказать, что в итоге автомобиль выглядел так, как его действительно мог затюнинговать первый владелец вскоре после покупки.

Читайте также:  Компанией Continental изобретены «умные» шины

Реквизит для фильма включал две внешне одинаково подготовленные машины. Или “всего две”, как правильнее было бы описать эту ситуацию с высоты современных кинобюджетов. Один Mustang использовали для крупных планов (в англоязычной кино-автомобильной терминологии — “beauty car”), второй применяли для сцен с погоней и аварией и потому оборудовали каркасом безопасности, многоточечными ремнями и другим оборудованием для надёжного выполнения трюков. Собственно, по сюжету “Элеоноре” недолго суждено было быть целой… По окончании съёмок разбитый экземпляр использовали для рекламы фильма и машина до сих пор принадлежит вдове Халицкого, Дениз. Куда делся “beauty car” — неизвестно, но сам продюсер ещё на премьере заявил, что автомобиль был уничтожен (правда непонятно, при каких обстоятельствах).

Тоби Халицкий не был профессионалом киноиндустрии, зато очень любил машины — его бизнесом была компания по эвакуации, штрафплощадка и авторазборка. “Угнать за 60 секунд” был его вторым опытом в кино и оказался очень успешным, несмотря на бюджет в $1 000 000. Позже, Халицкий снял еще три фильма на автомобильную тематику, но без столь впечатляющего успеха. В 1989 году Тоби женился на Дениз Шакарян и вскоре приступил к сьемкам сиквела, “Угнать за 60 секунд-2”, где вновь выступил сценаристом, актером, режиссером, продюсером и каскадером. Но несчастный случай на площадке оборвал его жизнь… Однако, оригинальный “Угнать за 60 секунд” стал настолько культовым фильмом, что в 2000 году вышел его римейк с гораздо большим бюджетом — $90 000 000 от Touchstone Pictures, получившей права на франшизу от Дениз Шакарян-Халицки. Главную роль (угонщик Мемфис Рейнс) сыграл Николас Кейдж. По сценарию, он с командой тоже должен был угнать 50 машин по списку и, на этот раз, ассортимент автомобилей был гораздо богаче. “Элеонорой” хотели сделать классический суперкар Ford GT40, но даже реплика не справилась бы с некоторыми запланированными сценами из-за мизерного дорожного просвета. Так в роли “Элеоноры” оказался Shelby GT500 1967 года в цвете Pepper Grey, но не в оригинальном состоянии, а превращенный в броский тюнинг-проект в стиле Pro-Touring.

Конечно, это не был аутентичный Shelby. Характерный дизайн разработал художник-иллюстратор из журнала Hot Rod Стив Стэнфорд, причем, по сей день, “Элеонора” считается самым знаменитым его творением. Компания Cinema Vehicles Services, специализируюшаяся на автомобильном реквизите для Голливуда, была официальным подрядчиком, но в реальности они обратились к тогда еще не столь известному Чипу Фузу, чтобы тот реализовал эскиз Стэнфорда в металле в очень сжатые сроки.

В итоге компания Foose произвела по заказу Cinema Vehicles Services, насколько известно, 11 или 12 экземпляров “Элеонор” для разных нужд съёмочной группы: три полноценных авто и 9 без агрегатов для статических сьемок (плюс, ещё одна машина была собрана для продюсера Джерри Брюкхаймера и, по слухам, изготовлена из настоящего Shelby GT500 с мотором “428”). Правда по другой информации, Foose сделали только прототип и матрицы для обвеса, а сборкой оставшихся занимались собственно Cinema Vehicles Services…

За основу взяли обычные Ford Mustang 1967-68 годов в кузове фастбэк, которым придали некоторые черты именно Shelby GT500 (например, задние фонари от Mercury Cougar), но гораздо больше переделок внесли самостоятельно. Пожалуй, главные из них это передний бампер с вырезом и центральными противотуманками, а также пороги с разведённым за дверями боковым выхлопом. В традициях Pro-Touring, колеса очень современные по размеру, но внешне повторяют дизайн Ford GT40 с симуляцией центральной гайки. Ну, а прочие элементы декора, вроде капота с воздухозаборником, накладок на задние крылья и треугольные боковые окна уже гораздо менее типичны именно для “Элеоноры”, зато хорошо известны любителям тюнинга Mustang в целом. В интерьере, пожалуй, самая главная деталь — это ручка КПП с кнопкой впрыска азота и надписью Go — Baby — Go, которую теперь продают и отдельно от машины. Кстати, боковой выхлоп и гоночная горловина бензобака на машинах из кино — чистая бутафория. Выхлоп сложно было сделать работоспособным в сжатые сроки, а за крышкой вообще скрывалась маркировка каждого экземпляра сообразно его роли в фильме!

Читайте также:  В ближайшее время смартфоны полностью исчезнут из жизни

Под капотом у новой “Элеоноры” для фильма стоял 5,8-литровый V8, сагрегатированный с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Конечно, для разных сцен использовали по-разному сделанные машины, и в итоге съёмки пережили семь экземпляров, из которых лишь три “всплыли” позднее. Достоверно, кстати, неизвестно, были ли именно эти три машины ездящими в момент съёмок, или их доукомплектовали позже. Первый был продан в 2009 году на аукционе Barrett-Jackson за $216 700. Второй принес аж $1 000 000 в 2013 году на Mecum — утверждается, что именно эту машину применяли как главный “beauty car” в кадре и для рекламных фотосессий. Наконец, третья “Элеонора” предлагалась к покупке на аукционе Mecum в 2014 году, но торги не достигли резерва продавца — $380 000. Между прочим, лишь два Mustang в истории оказались дороже, чем проданная Mecum “Элеонора”: прототип Shelby EXP500 Green Hornet 1968 года и так же уникальный Shelby GT500 Super Snake 1967-го. То, что обычный Mustang Fastback, переделанный в 2000 году для фильма, заслужил цену выше, чем практически все аутентичные Shelby, очень многое говорит о силе масс-культуры!

Но история “Элеоноры” не закончилась на фильмах. Римейк “Угнать за 60 секунд” стал ещё более культовым, чем первый фильм, а машина — невероятно узнаваемой. Сам Тони Халицкий скончался ещё в 1989 году, однако его вдова Дениз владеет авторскими правами на название “Элеанора” и на дизайн машины из римейка. Изначально, это не остановило Кэрролла Шелби от того, чтобы заработать немного денег на новомодном дизайне при том, что он вообще никак не был связан с производством фильма! Но, раз “Элеонора” по сценарию была именно Shelby GT500, то Кэрролл продал в 2003 году лицензию на выпуск таких машин в виде “continuation” под названием GT500E техасской компании Unique Performance.

По свидетельствам очевидцев, качество их работы оставляло желать лучшего, а многие клиенты, внесшие задаток за сборку их экземпляра, так и не получили свои машины годами. Более того, позже правоохранительные органы заинтересовались деятельностью этих техасцев в целом и выяснили, что под видом реставрации, Unique Performance вообще занимались переклепкой табличек с VIN-кодом. Компанию закрыли в 2007 году, а ее владельцы пошли под суд. Тем не менее, насколько известно, Unique Performance успели произвести 120 экземпляров GT500E, включая 15… кабриолетов!

Вскоре справедливость по отношению к “Элеоноре” восторжествовала: Дениз Шакарян-Халицки выиграла иск к Кэрроллу Шелби о правах на лицензирование этого дизайна. Затем, она заключила соглашение с компанией Classic Recreations из Оклахомы по производству авторизованных реплик машины. Поскольку, в свою очередь, Шакарян-Халицки не имела прав на название Shelby GT500, эти машины получили эмблемы “Gone In 60 Seconds” взамен.

Реплики производились в 2008-2009 годах, после чего Classic Recreations отказались продлевать лицензию, взамен договорившись с самим Кэрроллом Шелби. С тех пор Classic Recreations производит другие схожие Mustang в стиле Pro-Touring и названием GT500CR — причем эти авто тоже считаются “continuation” и включаются в список Shelby Registry. По удивительному совпадению, в 2010 году и этой компании предьявили обвинения в махинациях с VIN-кодами, но они смогли доказать свою невиновность.

Спустя несколько лет, калифорнийская компания Fusion Motors перекупила права на “Элеонору” с целью возобновить мелкосерийный выпуск аутентичного автомобиля из фильма. У нынешних машин от Fusion Motors абсолютно современные агрегаты, включая 5,0-литровый Coyote V8 и МКПП от Tremec, но и ценник начинается от $229 000 (и выше, в зависимости от опций, включающих тюнинг двигателей от Roush). Насколько известно, Fusion Motors суммарно произвели на сегодняшний день порядка 20 экземпляров своих Eleanor. Интересно, что при современных агрегатах и подвеске, в остальном это очень точные реплики вплоть до системы закиси азота в багажнике: она не подключена к двигателю, но выглядит в точности так же, как в киноленте.

Читайте также:  Новые смартфоны от Viva с выдвижной фронтальной камерой

То, что официально дизайн “Элеоноры” запатентован, редко останавливает частных лиц от того, чтобы сделать неавторизированную копию для собственного пользования, так что на автомобильных шоу в США можно встретить множество Mustang 1967-68 годов, переделанных в стиле “Элеоноры”, а иногда и других годов:

Более того, когда в 2005 году вышло пятое поколение Mustang, напоминающее по дизайну первое, то известный производитель обвесов Cervini’s вскоре сорвал джекпот, выпустив боди-кит в стиле Eleanor со всеми характерными деталями, переработанными для современного автомобиля.

Конечно, в идеале, обвес надлежит дополнить и покраской в цвет Pepper Grey с черными “полосами Шелби”. Позже, Cervini’s подготовили аналогичный набор для “элеаноризации” Mustang 2010-2014 годов, но он, похоже, гораздо менее известен:

Наконец, в 2015 году компания American Muscle попыталась предсказать, как будут выглядеть три культовых оформления Mustang в новом кузове, продемонстрировав рендеринг новых Bullitt, Eleanor и Iacocca. Заодно, на картинке очень доходчиво напоминается, что именно из элементов делает стиль “Элеоноры” особенным. Но, в то время как новый Bullitt даже появился в качестве серийной модификации Ford Mustang 2019 года, обновленных “Элеонор” нет. Видимо, в данном случае хватает двух легенд… Пока хватает.

Планируется создание прототипа автомобиля Ford Mustang Eleanor Fastbacks

Aritusama › Блог › Элеонора. Все, что надо знать про Ford Mustang из фильма «Угнать за 60 секунд»

Образ Ford Mustang за долгую историю модели оброс культовыми разновидностями. Но феномен “Элеоноры” из фильма “Угнать за 60 секунд” стоит особняком. Во-первых, под этим именем известны две совершенно разные машины. Причем новому поколению фанатов по-прежнему практически неизвестен оригинал 1974 года… Во-вторых, “Элеоноры” наряду с Bullitt — самые узнаваемые Mustang из кино. Пожалуй, зелёный Bullitt все же “номер 1” в этом рейтинге. Но, в отличие от него, сама корпорация никак не пыталась собрать сливки на культовом внешнем виде “Элеоноры”, зато в качестве народного творчества эта машина, особенно вторая, по-настоящему “ушла в тираж”. В-третьих, историю обеих “Элеонор” нужно рассказать хотя бы для того, чтобы не плодить мифов о том, что это серийные машины, что это продукт Shelby и так далее, что встречается сплошь и рядом…

В оригинальном фильме “Угнать за 60 секунд”, который вышел в 1974 году, мастеру-угонщику Мандриану Пэйсу нужно украсть 48 автомобилей за 5 суток. В списке они получили собственные женские имена и “Элеонорой”, то есть Eleanor, назвали жёлтый Ford Mustang Sportsroof 1973 модельного года. Продюсер Генри Блайт “Тоби” Халицкий (он же автор сценария, он же режиссер, он же исполнитель главной роли и каскадер!) использовал для фильма машину 1971 модельного года, но так как съёмки были отложены — пришлось поменять ей решетку радиатора на соответствующую 1973 году, так как по сценарию это был новый автомобиль, а не двухлетней давности.

Впрочем, киношники сэкономили: в кадре видно, что замене подверглась лишь решетка, а бампер и крылья остались от 1971 года — поэтому, например, на “Элеоноре” два комплекта передних габаритных огней (и в крыльях, как в 1971 году, и в решетке, как в 1973-м). Формально, предполагалось, что машина имеет оригинальный цвет Medium Yellow Gold, соответствующий Mustang, но для самого фильма продюсер сэкономил и распорядился покрасить машины жёлтым цветом школьных автобусов. Другие характерные элементы оформления — это черная полоса снизу по периметру, как на Mustang Mach 1, а также черная полоса на капоте, вообще не соответствующая никакому серийному Ford. Можно сказать, что в итоге автомобиль выглядел так, как его действительно мог затюнинговать первый владелец вскоре после покупки.

Реквизит для фильма включал две внешне одинаково подготовленные машины. Или “всего две”, как правильнее было бы описать эту ситуацию с высоты современных кинобюджетов. Один Mustang использовали для крупных планов (в англоязычной кино-автомобильной терминологии — “beauty car”), второй применяли для сцен с погоней и аварией и потому оборудовали каркасом безопасности, многоточечными ремнями и другим оборудованием для надёжного выполнения трюков. Собственно, по сюжету “Элеоноре” недолго суждено было быть целой… По окончании съёмок разбитый экземпляр использовали для рекламы фильма и машина до сих пор принадлежит вдове Халицкого, Дениз. Куда делся “beauty car” — неизвестно, но сам продюсер ещё на премьере заявил, что автомобиль был уничтожен (правда непонятно, при каких обстоятельствах).

Читайте также:  Современные смартфоны оказались уязвимы для вирусов

Тоби Халицкий не был профессионалом киноиндустрии, зато очень любил машины — его бизнесом была компания по эвакуации, штрафплощадка и авторазборка. “Угнать за 60 секунд” был его вторым опытом в кино и оказался очень успешным, несмотря на бюджет в $1 000 000. Позже, Халицкий снял еще три фильма на автомобильную тематику, но без столь впечатляющего успеха. В 1989 году Тоби женился на Дениз Шакарян и вскоре приступил к сьемкам сиквела, “Угнать за 60 секунд-2”, где вновь выступил сценаристом, актером, режиссером, продюсером и каскадером. Но несчастный случай на площадке оборвал его жизнь… Однако, оригинальный “Угнать за 60 секунд” стал настолько культовым фильмом, что в 2000 году вышел его римейк с гораздо большим бюджетом — $90 000 000 от Touchstone Pictures, получившей права на франшизу от Дениз Шакарян-Халицки. Главную роль (угонщик Мемфис Рейнс) сыграл Николас Кейдж. По сценарию, он с командой тоже должен был угнать 50 машин по списку и, на этот раз, ассортимент автомобилей был гораздо богаче. “Элеонорой” хотели сделать классический суперкар Ford GT40, но даже реплика не справилась бы с некоторыми запланированными сценами из-за мизерного дорожного просвета. Так в роли “Элеоноры” оказался Shelby GT500 1967 года в цвете Pepper Grey, но не в оригинальном состоянии, а превращенный в броский тюнинг-проект в стиле Pro-Touring.

Конечно, это не был аутентичный Shelby. Характерный дизайн разработал художник-иллюстратор из журнала Hot Rod Стив Стэнфорд, причем, по сей день, “Элеонора” считается самым знаменитым его творением. Компания Cinema Vehicles Services, специализируюшаяся на автомобильном реквизите для Голливуда, была официальным подрядчиком, но в реальности они обратились к тогда еще не столь известному Чипу Фузу, чтобы тот реализовал эскиз Стэнфорда в металле в очень сжатые сроки.

В итоге компания Foose произвела по заказу Cinema Vehicles Services, насколько известно, 11 или 12 экземпляров “Элеонор” для разных нужд съёмочной группы: три полноценных авто и 9 без агрегатов для статических сьемок (плюс, ещё одна машина была собрана для продюсера Джерри Брюкхаймера и, по слухам, изготовлена из настоящего Shelby GT500 с мотором “428”). Правда по другой информации, Foose сделали только прототип и матрицы для обвеса, а сборкой оставшихся занимались собственно Cinema Vehicles Services…

За основу взяли обычные Ford Mustang 1967-68 годов в кузове фастбэк, которым придали некоторые черты именно Shelby GT500 (например, задние фонари от Mercury Cougar), но гораздо больше переделок внесли самостоятельно. Пожалуй, главные из них это передний бампер с вырезом и центральными противотуманками, а также пороги с разведённым за дверями боковым выхлопом. В традициях Pro-Touring, колеса очень современные по размеру, но внешне повторяют дизайн Ford GT40 с симуляцией центральной гайки. Ну, а прочие элементы декора, вроде капота с воздухозаборником, накладок на задние крылья и треугольные боковые окна уже гораздо менее типичны именно для “Элеоноры”, зато хорошо известны любителям тюнинга Mustang в целом. В интерьере, пожалуй, самая главная деталь — это ручка КПП с кнопкой впрыска азота и надписью Go — Baby — Go, которую теперь продают и отдельно от машины. Кстати, боковой выхлоп и гоночная горловина бензобака на машинах из кино — чистая бутафория. Выхлоп сложно было сделать работоспособным в сжатые сроки, а за крышкой вообще скрывалась маркировка каждого экземпляра сообразно его роли в фильме!

Читайте также:  Виртуальный тест сможет выявлять болезнь Альцгеймера на ранней стадии

Под капотом у новой “Элеоноры” для фильма стоял 5,8-литровый V8, сагрегатированный с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Конечно, для разных сцен использовали по-разному сделанные машины, и в итоге съёмки пережили семь экземпляров, из которых лишь три “всплыли” позднее. Достоверно, кстати, неизвестно, были ли именно эти три машины ездящими в момент съёмок, или их доукомплектовали позже. Первый был продан в 2009 году на аукционе Barrett-Jackson за $216 700. Второй принес аж $1 000 000 в 2013 году на Mecum — утверждается, что именно эту машину применяли как главный “beauty car” в кадре и для рекламных фотосессий. Наконец, третья “Элеонора” предлагалась к покупке на аукционе Mecum в 2014 году, но торги не достигли резерва продавца — $380 000. Между прочим, лишь два Mustang в истории оказались дороже, чем проданная Mecum “Элеонора”: прототип Shelby EXP500 Green Hornet 1968 года и так же уникальный Shelby GT500 Super Snake 1967-го. То, что обычный Mustang Fastback, переделанный в 2000 году для фильма, заслужил цену выше, чем практически все аутентичные Shelby, очень многое говорит о силе масс-культуры!

Но история “Элеоноры” не закончилась на фильмах. Римейк “Угнать за 60 секунд” стал ещё более культовым, чем первый фильм, а машина — невероятно узнаваемой. Сам Тони Халицкий скончался ещё в 1989 году, однако его вдова Дениз владеет авторскими правами на название “Элеанора” и на дизайн машины из римейка. Изначально, это не остановило Кэрролла Шелби от того, чтобы заработать немного денег на новомодном дизайне при том, что он вообще никак не был связан с производством фильма! Но, раз “Элеонора” по сценарию была именно Shelby GT500, то Кэрролл продал в 2003 году лицензию на выпуск таких машин в виде “continuation” под названием GT500E техасской компании Unique Performance.

По свидетельствам очевидцев, качество их работы оставляло желать лучшего, а многие клиенты, внесшие задаток за сборку их экземпляра, так и не получили свои машины годами. Более того, позже правоохранительные органы заинтересовались деятельностью этих техасцев в целом и выяснили, что под видом реставрации, Unique Performance вообще занимались переклепкой табличек с VIN-кодом. Компанию закрыли в 2007 году, а ее владельцы пошли под суд. Тем не менее, насколько известно, Unique Performance успели произвести 120 экземпляров GT500E, включая 15… кабриолетов!

Вскоре справедливость по отношению к “Элеоноре” восторжествовала: Дениз Шакарян-Халицки выиграла иск к Кэрроллу Шелби о правах на лицензирование этого дизайна. Затем, она заключила соглашение с компанией Classic Recreations из Оклахомы по производству авторизованных реплик машины. Поскольку, в свою очередь, Шакарян-Халицки не имела прав на название Shelby GT500, эти машины получили эмблемы “Gone In 60 Seconds” взамен.

Реплики производились в 2008-2009 годах, после чего Classic Recreations отказались продлевать лицензию, взамен договорившись с самим Кэрроллом Шелби. С тех пор Classic Recreations производит другие схожие Mustang в стиле Pro-Touring и названием GT500CR — причем эти авто тоже считаются “continuation” и включаются в список Shelby Registry. По удивительному совпадению, в 2010 году и этой компании предьявили обвинения в махинациях с VIN-кодами, но они смогли доказать свою невиновность.

Спустя несколько лет, калифорнийская компания Fusion Motors перекупила права на “Элеонору” с целью возобновить мелкосерийный выпуск аутентичного автомобиля из фильма. У нынешних машин от Fusion Motors абсолютно современные агрегаты, включая 5,0-литровый Coyote V8 и МКПП от Tremec, но и ценник начинается от $229 000 (и выше, в зависимости от опций, включающих тюнинг двигателей от Roush). Насколько известно, Fusion Motors суммарно произвели на сегодняшний день порядка 20 экземпляров своих Eleanor. Интересно, что при современных агрегатах и подвеске, в остальном это очень точные реплики вплоть до системы закиси азота в багажнике: она не подключена к двигателю, но выглядит в точности так же, как в киноленте.

Ссылка на основную публикацию