Прогулка с единорогами: сервис Lilium, который пересадит мир на аэротакси
Стартап: Lilium
Чем занимается: аэротакси
Откуда: Германия
Оценка: свыше $1 млрд
Привлеченный капитал: $375 млн
С кем конкурирует: Airbus, Uber, Volocopter, Kitty Hawk, eHang, Joby
«Lilium занимается разработкой революционного сервиса аэромобильности, который сделает реальностью мир, где любой сможет полететь куда угодно и когда угодно», — таким слоганом стартап Lilium встречает посетителей своего сайта.
Базирующаяся в Мюнхене компания разрабатывает компактный летательный аппарат. Транспортное средство взлетает и приземляется вертикально, а его создатели верят в то, что оно способно заменить привычное такси.
В марте 2020 года Lilium провела очередной раунд инвестиций, в ходе которого привлекла $240 млн. Среди инвесторов — шотландская компания Baillie Gifford, которая специализируется на управлении капиталом, сообщает Techcrunch. Компания в свое время вложила деньги в стартапы Tesla, SpaceX, Spotify, Airbnb. В ходе раунда оценка Lilium превысила $1 млрд, и проект стал одним из европейских «единорогов». Всего стартап привлек не менее $375 млн на развитие аэротакси, уточняет издание.
По словам компании, Lilium Jet способен преодолеть расстояние в 300 км и разогнаться до 300 км/ч. Подразумевается, что он будет пригоден не только для перевозок внутри больших городов, но и сможет добираться до пригородов.
Первый испытательный полет Lilium провела в 2017 году. Это были тесты двухместного прототипа. В 2019-м компания испытала новый, пятиместный аппарат. В движение прототип приводят 36 электрических двигателей. Испытательные полеты планировались в начале 2020 года, однако в феврале компания столкнулась с проблемой — один из двух прототипов Lilium Jet сгорел. Восстановить его не удалось.
Съемка успешного полета Lilum Jet:
Компания планирует запустить воздушное такси в Европе к 2025 году. Вызвать его можно будет с помощью обычного приложения на телефоне. Ожидается, что эти полеты будут проходить с пилотом, в то время как беспилотные такси начнут работать только к 2035 году.
Для приблизительной оценки стоимости сервиса в Lilium рассказали, что полет от международного аэропорта Нью-Йорка до Манхэттена обойдется в $70. Таким образом, 1 км полета будет стоить $3,3 (расстояние от аэропорта имени Джона Кеннеди до Манхэттена составляет 20,7 км по прямой). Если применить эти расчеты к Москве, то ожидаемая стоимость полета из аэропорта Домодедово до Красной площади составит примерно в $140 (₽9500 по курсу ЦБ на 10 июня).
Для запуска полетов Lilium понадобится пройти непростой процесс получения многочисленных разрешений от властей. По словам коммерческого директора компании Ремо Гербера, стартап ведет «позитивные переговоры» с регуляторами по этим вопросам. Для коммерческой эксплуатации Lilium придется создать не только полностью готовый к использованию летательный аппарат, но и построить инфраструктуру — сеть взлетно-посадочных площадок. Благодаря небольшим размерам транспортного средства такие площадки будут компактными, Lilium также сможет использовать для полетов хелипорты.
Кто еще разрабатывает аэротакси
Lilium — далеко не единственный игрок на зарождающемся рынке аэротакси. Двигаться в этом направлении пробуют как гигантские корпорации, так и молодые амбициозные проекты.
Например, среди них есть другая немецкая компания — Volocopter, вместе с которой работают Daimler и Intel. Другой пример — калифорнийский стартап Joby Aviation, в который инвестировала Toyota.
В 2019 году Uber запустил в Нью-Йорке сервис воздушного такси, правда, его суть пока заключается в перевозках на обычном вертолете. Тем не менее менеджмент компании обещает, что однажды воздушные перевозки станут дешевле дорожных. В том же году на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже собственные идеи презентовали европейский Airbus и американский Boeing.
Отдельного внимания заслуживает проект Kitty Hawk, получивший поддержку от сооснователя Google Ларри Пейджа. Сейчас компания разрабатывает электрический летательный аппарат Heaviside, для посадки и взлета которого не потребуются специальные площадки.
Кто вложил деньги в Lilium
В списке инвесторов Lilium:
- Tencent (инвестиционная холдинговая компания из Китая, одна из крупнейших венчурных компаний мира)
- Atomico (европейская венчурная компания, ее основатель и генеральный директор Никлас Зеннстрём также является основателем Skype)
- LGT (фонд, которым владеет королевская семья Лихтенштейна)
- Freigeist (европейский фонд, инвестирующий в энергетические, транспортные, космические и цифровые проекты)
Volocopter планирует запустить в Сингапуре сервис аэротакси с электрическими летательными аппаратами
Как стало известно, в новом флагманском смартфоне Xiaomi Mi Mix 4 есть не только подэкранная фронтальная камера, но и режим защиты от потери с использованием встроенной SIM-карты, который компании пришлось отключить.
Xiaomi Mi Mix 4 оснащён встроенной SIM-картой, которая позволяет найти потерянное устройство даже без физической SIM-карты. Однако эту функцию пришлось отключить из-за несоответствия китайским законам. Согласно официальному заявлению, опубликованному Xiaomi на Weibo, технология не была одобрена для применения в смартфонах. Кроме того, компания также извинилась перед своими пользователями за удаление режима защиты от потери.
Xiaomi Mi Mix 4 также имеет глубокую привязку SIM-карты к телефону. Эта функция отключает смартфон в случае замены SIM-карты. Помимо этих функций, Mi Mix 4 предлагает множество других, в том числе адаптивную оптимизацию сигнала (Adaptive Signal Optimization) и ручной ввод сигнала (Manual Signal Entry). Кроме того, Mi Mix 4 поставляется с уникальным металлическим корпусом, который действует как антенный усилитель. Смартфон имеет 19 встроенных антенн и поддерживает 42 диапазона с оптимизацией качества сигнала для 8 различных сценариев.
Еще одна интересная функция — Point and Control Always On UWB. Технология Xiaomi Always On UWB позволяет пользователям подключаться к любым совместимым продуктам для умного дома, просто указывая на них.
Xiaomi Mi Mix 4 стал первым смартфоном компании с подэкранной фронтальной камерой, которая практически незаметна, как показано на реальных фотографиях. Смартфон получил дисплей OLED диагональю 6,67 дюймов разрешением Full HD+ (2400 х 1080 пикселей) с 20-мегапиксельной подэкранной камерой. Тройная основная камера имеет разрешение 108 Мп и предлагает 50-кратный гибридный зум. Ёмкость аккумулятора составляет 4500 мА·ч, смартфон поддерживает 120-ваттную проводную и 50-ваттную беспроводную зарядки. Устройство построено на базе однокристальной системы Qualcomm Snapdragon 888+, имеет стереодинамики Harman Kardon, поддержку связи UWB, NFC, Wi-Fi 6 и Bluetooth 5.2.
На этой неделе компания Chuwi опубликовала официальное заявление о том, что в сентябре будет выпущен самый мощный и крошечный мини-ПК в мире. Компания также приглашает энтузиастов принять участие в определении его характеристик.
Любой человек в любой точке земного шара может зайти на сайт Chuwi, оставить свой адрес электронной почты, чтобы принять участие в голосовании, которое будет проходить до 25 августа. Участники смогут проголосовать за дизайн устройства на первом этапе, выбрать лучший процессор на втором этапе, помочь определить объём оперативной памяти на третьей стадии и выбрать ёмкость твердотельного накопителя на финальном этапе голосование.
В итоге это позволит разработчикам из Chuwi определить окончательную цену, по которой устройство будет выпущено. В сентябре проект будет запущен на платформе коллективного финансирования, а глобальная доставка будет осуществлена не позднее ноября этого года.
Чтобы отблагодарить пользователей за их участие, в августе Chuwi выберет случайным образом 10 пользователей и отправит им прототипы мини-ПК для тестирования.
Компания Xiaomi поведала подробности о первом бионическом четвероногом роботе, который везде называют CyberDog, но он имеет и китайское название — «Железное яйцо» (Iron Egg).
Чанг Ченг (Chang Cheng), вице-президент Xiaomi Group, заявил, что CyberDog все еще находится на стадии разработки. Инженеры стараются обеспечить стабильность оборудования и возможность выполнения основных функций. Xiaomi заявила, что это проект с открытым исходным кодом, и любой желающий может в нем участвовать. Xiaomi надеется создать полноценную платформу для разработки оборудования, чтобы помочь разработчикам исследовать больше возможностей бионических роботов. Поэтому в будущем Iron Egg сможет делать больше.
Чанг Ченг подчеркнул, что пока большинство сосредоточено на дронах, Xiaomi надеется стать лидером отрасли, побудить больше разработчиков внести свой вклад и быстро способствовать прогрессу данного сегмента рынка. На данный момент Xiaomi объявила о регистрации первых 400 разработчиков, которые хотят создавать ПО для CyberDog.
Xiaomi CyberDog использует платформу Nvidia Jetson Xavier NX, а также оснащён твердотельным накопителем объёмом 128 ГБ, дюжиной высокоточных датчиков, включая GPS, и может передвигаться со скоростью до 3,2 м/с. CyberDog позволяет распознавать пользователей по лицам, а также по фигуре. Также CyberDog поддерживает голосовое управление. Для этого у робота есть шесть микрофонов.
Цена CyberDog Engineering Exploration Edition составляет около 1540 долларов.
Когда взлетит российское аэротакси
Старт «эры аэротакси» ожидали в 2020 году. Об этом заявляли американский Uber, немецкий Volocopter, успешно протестировавший аппараты в Дубае и Сингапуре; японский Cartivator, китайский EHang и другие большие и маленькие компании. Однако взлет из-за коронавируса и регуляторных проблем пришлось отложить до 2022-2023 года. Тогда же должно появиться и первое двухместное летающее такси от сколковского партнера Bartini. «Ко» узнала, как двигаются разработки.
Энергия водорода против электричества
Стартап Bartini был основан в 2015 году россиянами. Идея создать аэротакси принадлежала инженеру Владимиру Салатову. В отличие от большинства западных компаний, разрабатывающих аппараты, которые будут летать благодаря литиевым батареям, в Bartini хотят использовать для полета водородную энергию.
Airbus начал создавать свой проект летающего такси еще в 2016 году. Аэротакси от Airbus получило название Vahana. Машина обладает возможностью вертикальных взлета и посадки, что позволяет ей приземляться практически в любом месте. На этом Airbus не остановился и объявил о запуске еще одного проекта аэротакси — CityAirbus. Эти летательные аппараты смогут разгоняться до 120 км в час, на них можно будет быстро долететь до аэропортов или железнодорожных вокзалов.
Boeing с 2017 года работает над проектом Boeing NeXt, в рамках которого будут созданы транспортные системы будущего и, собственно, само аэротакси. Этот летательный аппарат также способен совершать вертикальный взлет, он оснащен 16 электромоторами с несущими воздушными винтами.
Еще одна компания-гигант — Uber — также думает о захвате будущего рынка аэротакси. Ее проект Elevate был представлен в 2016 году. Внешне аэротакси чем-то напоминает вертолет. Однако инновационный аппарат отличается от обычного вертолета несколько футуристическими формами и множеством пропеллеров вдоль крыла.
Как рассказал «Компании» директор Bartini Илья Ханыков, в мире сейчас тренд на электрификацию транспортных средств, и литиевые аккумуляторы хотят использовать и для аэротакси. Однако у этого вида энергии есть несколько недостатков. Летать на батареях можно минут тридцать, дальность полета составит максимум 150 км. Другой недостаток — медленная скорость зарядки, от 0,5 до 4 часов.
Водород удобнее: заправка занимает не более 3-4 минут, а энергоемкость водородного топливного элемента в четыре раза выше, чем у литиевого аккумулятора того же веса. Это означает в четыре раза большую дальность и продолжительность полета. Аэротакси сможет летать на водороде 500–600 км. Площадки для взлета-посадки можно будет ставить не только в городе, но и в отдаленных селах. Аппараты с литиевыми батареями летать туда не смогут, так как мощностей там недостаточно: для быстрой зарядки нескольких летательных аппаратов одновременно может потребоваться 1-2 МВт.
Просторная кабина — другая особенность летательного аппарата Bartini. Кабина у летательных аппаратов такого класса — компромисс между вместимостью, грузоподъемностью и аэродинамикой. В Bartini нашли выход: кабина в будущем аэротакси станет одновременно и его крылом.
Управлять российским аэротакси будет оператор, который должен находиться в двухместной кабине вместе с пассажиром. При этом аппарат будет максимально оснащен системами автономного управления, оператору достаточно только следить за самим полетом.
«Использовать аппарат в полностью автономном режиме мы пока не планируем, — рассказывает Илья Ханыков. — Дело в том, что нигде в мире сейчас нельзя осуществлять пассажирские перевозки без оператора на борту. Мы не думаем, что в ближайшее время где-нибудь этот запрет будет снят. Однако мы делаем ставку на то, что появятся централизованные системы контроля, когда аппараты смогут летать по заранее проложенным коридорам. Тем более в городе, где могут появиться десятки тысяч аэротакси, сложно представить, что они будут все передвигаться независимо друг от друга».
Между тем автономные аэротакси неминуемо появятся, уверен Илья Ханыков, — оператор постепенно будет вытеснен в диспетчерский центр и сможет управлять аэротакси дистанционно.
Полет по цене Uber Black
Bartini собирается вывести на рынок двухместное аэротакси уже через полтора-два года. Именно тогда рынок начнет активно развиваться, уверены представители компании.
На сегодняшний день слишком много сложностей связано даже не с производством самих аппаратов, которое, по словам инженеров, технически гораздо проще производства автомобиля, а с организацией авиаперевозок и интеграцией всех сопутствующих систем. Нужна инфраструктура и разрешения на полеты.
Как отметил эксперт проекта McFly.aero Infrastructure Артём Харченко, для аэротакси, прежде всего, нужны будут посадочные площадки. Они станут аналогом автобусной остановки. Размер таких площадок должен быть как минимум 25 кв. м. Некоторые площадки станут узловыми, рядом с ними нужно будет организовывать стоянки для автомобилей, внутри создавать бизнес-залы. Полностью оценить стоимость инфраструктуры для аэротакси, по словам Артёма Харченко, сейчас нельзя, однако уже понятно, что она требует больших инвестиций.
Профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов заявил журналу «Компания», что «аэротакси» больше похоже на «аэроавтобус», который не будет подстраиваться под нужды конкретного клиента, а сможет перевезти из одной определенной точки в другую определенную точку (их число в городе будет жестко ограничено) группу лиц с большой скоростью.
Михаил Якимов уверен, что в глобальном плане появление любых летательных аппаратов в крупных городах не следует ожидать в ближайшие 50 лет. В первую очередь это связано с техногенной опасностью существующих ныне технологий. «Представляется возможным использование летательных аппаратов для перевозки на незначительные расстояния, но не внутри города, а между крупными городами, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, где основной маршрут будет проходить над незастроенной территорией и где места посадки-высадки строго определены», — заключил Якимов.
С разрешениями на полеты, по словам Артёма Харченко, все гораздо сложнее. В России «Сколково» и «Иннополис» не против организации полетов на их территории. Однако регуляторные правовые акты в данной сфере разрабатывают медленно. Если дело будет двигаться такими темпами, как сейчас, то полеты аэротакси в России произойдут только лет через пять, хотя во всем мире — уже через два года.
Если в предположениях о сроках появления нового вида транспорта эксперты расходятся, то во взглядах на стоимость такой услуги — почти нет: цена полета на этапе запуска должна быть не выше цены поездки на такси бизнес-класса и в разы ниже цены заказа вертолета.
Авария в «Сколково»
Полтора года назад компания Bartini неожиданно стала знаменитой. Во время испытаний на полигоне в «Сколково» на глазах сотен журналистов упал ее летательный аппарат. В СМИ даже прошли сообщения о том, что произведенный компанией прототип «рухнул, провисев в воздухе меньше минуты». Оппозиционер Алексей Навальный даже посвятил событию целый ролик на YouTube. Он высказал непонимание, почему аэротакси оказалось таких маленьких размеров, и предположил, что оно предназначено для перевозки английских бульдогов или лилипутов.
В «Сколково», на самом деле, проходила демонстрация не аэротакси, а транспондера, который позволяет контролировать использование воздушного пространства десятками тысяч летательных аппаратов единовременно, заявил Илья Ханыков «Компании». Система разработана одним из партнеров Bartini, компанией Exponent Technologies и считается важной составляющей для масштабного развертывания услуг аэротакси.
Для демонстрации использовалась масштабная функциональная модель Khariton. При транспортировке в «Сколково» летающий аппарат, по словам Ильи Ханыкова, повредили. «Один из двигателей находился под наклоном. Мы этого не заметили, однако это сказалось на управляемости. Оператор сразу почувствовал при взлете, что что-то пошло не так, и принял решение совершить посадку, — объясняет Илья Ханыков. — Недолгий полет, благодаря установленному транспондеру, можно было отследить в реальном времени. Это важный опыт интеграции и мониторинга воздушного пространства для целей развертывания сервисов городской аэромобильности».
Илья Ханыков подтвердил, что аппарат, который взлетал в «Сколково», стоил не менее 6 млн руб. Он был создан на средства частных инвесторов — компания работает благодаря поддержке российских и международных бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Инвесторов представители Bartini не раскрывают. Известно только, что в 2017 году объем инвестиций в проект достиг 200 тыс. долларов. Тогда же представители компании заявляли о желании привлечь во время первого раунда от внешних инвесторов еще 500 тыс. долларов. По данным «Контур.Фокус», компания «Бартини дизайн» принадлежит американской компании «Бартини, Инк».
Над проектами аэротакси работают не только флагманы авиационной отрасли и крупные корпорации, но и небольшие стартапы, появившиеся буквально из ниоткуда. Один из таких проектов — EHang. Аэротакси от этой компании оснащено восемью электромоторами и может разгоняться до 160 км в час. Лететь такси, правда, сможет не более 30 минут, однако разработчики утверждают, что в городе более длительные полеты и не нужны.
Другой стартап — Volocopter — провел испытания своего аэротакси еще в 2016 году. В машине может находиться два человека. Управлять аппаратом можно как из кабины, так и с помощью оператора, находящегося на земле. В 2019 году стартап открыл первую тестовую станцию аэротакси VoloPort — ее разместили на плавающей платформе в заливе у Сингапура. Во время первого полета аэротакси поднялось на 700 м над водой. Однако затем в компании признали, что при сильном ветре и дождях аэротакси пока не сможет нормально летать. После этого испытательную станцию демонтировали.
После неудачного полета к проекту аэротакси Bartini на некоторое время появилось недоверие.
«Конечно, было по-человечески неприятно, однако в профессиональном сообществе нас понимают, и мы очень благодарны всем за поддержку», — отметил Илья Ханыков.
Он добавил, что на работу компании инцидент в «Сколково» никак не повлиял. Сейчас инженеры занимаются проектированием полноразмерного летательного аппарата для будущего аэротакси и изготовлением на опытном производстве деталей для очередной модели.
Отвечая на вопрос, на каком заводе будет собираться аэротакси, Илья Ханыков заявил, что для этого компания создаст свой цех. Производство запустят, скорее всего, в России. Компоненты будут заказываться на заводах, расположенных в разных уголках планеты. В будущем планируется открыть цех по сборке авиатакси в Азии, так как там есть огромный рынок.
В заключение Илья Ханыков заверил, что коронавирус пока не сильно влияет на разработки, которые ведет компания. Часть команды и так работает «на удаленке», специалисты находятся в разных городах и даже странах. Однако эпидемия ударила по поставщикам и инвесторам Bartini, признаётся Илья Ханыков, правда, пока последствия для самой компании из-за этого минимальны.
Запуск аэротакси – эксперимент, у которого есть будущее, считают эксперты
Подписание соглашения между «Яндекс.Такси» и «Вертолетами России» о запуске аэротакси пока больше походит на эксперимент и успешную рекламную историю, но в перспективе может стать успешным бизнесом и изменить рынок услуг такси. Об этом ТАСС рассказали опрошенные эксперты.
В среду холдинг «Вертолеты России» и «Яндекс.Такси» подписали на МАКС-2019 соглашение о развитии системы аэротакси. Тестовые полеты аэротакси планируется начать в следующем году в пригороде Москвы и зоне МКАД. В ходе сотрудничества подразумевается совместная разработка целой экосистемы, включающей в себя пилотируемые и беспилотные аппараты, управление воздушным движением в черте города, приложения для смартфона, сообщал генеральный директор ООО «ВР-Технологии» Александр Охонько.
Как отметил председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, в целом инициатива «Яндекса» в краткосрочной перспективе не повлияет на капитализацию компании и не скажется на объемах рынка вертолетов. «Вариант с аэротакси – это все-таки история про эксклюзив, который точно не может быть массовым, но эта история очень хорошая для «Яндекса». Это вряд ли даст каких-то колоссальных денег по объемам «Яндекса» или рынка такси, но то, что это красивая рекламная история – безусловно. Инвесторы очень любят такие немножко фантастические проекты», – предположил он.
С Клименко также согласен аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. По его мнению, сегодня вертолетные перевозки не смогут приносить больших доходов компаниям, но тем не менее могут оказать влияние на рынок такси в будущем. «В краткосрочной перспективе – это эксперимент, но в долгосрочной – может стать вполне реальным бизнесом. Постепенно грани между различными видами транспорта будут стираться, и они будут все больше интегрироваться между собой», – пояснил он. –>
Вместе с тем эксперты разошлись во мнениях относительно того, как отреагируют на эту сделку другие игроки рынка такси. Так, считает Клименко, будет неудивительно, если вслед за «Яндексом» на рынок вертолетного такси выйдет Mail.ru Group, поскольку подобный метод конкуренции свойственен обеим компаниям. С другой стороны, объяснил Беспалов, хотя теоретически другие компании тоже могут прийти на этот рынок, для них это вряд ли будет приоритетом. Однако он также допустил, что в будущем сегмент вертолетного такси может сильно измениться, вследствие чего возможны разные сценарии.
К примеру, в группе компаний «Везет» подтвердили ТАСС, что разделение направлений бизнеса не является приоритетом для компании. «Как показывает наш опыт, специализированной услугой стабильно пользуется узкая целевая аудитория. Чтобы наращивать долю такого сегмента, необходимо учитывать высокую стоимость услуги перевозчика и выходить на рынки с достаточной емкостью. В регионах таких, действительно, немного», – пояснили там.
Устранить законодательные преграды
Говоря о законодательном регулировании частных вертолетных перевозок в черте города, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин подчеркнул, что на данный момент для реализации подобного проекта необходимо изменить законодательство с тем, чтобы сделать реальными подобные виды услуг. «Конечно, законодательство необходимо менять. На то он и прогресс, что под него нужно менять действующее законодательство. Это интересный проект, и членам профильного комитета будет интересно, как переложить реализацию этого проекта на законодательную базу», – рассказал он.
Таким образом, уверен Ионин, такие соглашения должны подтолкнуть к тому, чтобы уже сейчас приступить к этой работе. «Подобные соглашения как раз будут отправной точкой и будут показывать, что будущее уже наступило», – уверен депутат.
Как сообщили ТАСС в пресс-службе «Яндекса», первые в России регулярные вертолетные рейсы после запуска будут доступны к заказу через приложение на смартфоне. При этом в перспективе в приложении «Яндекс.Такси» появится дополнительная опция: на определенных отрезках пути можно будет вместо автомобиля воспользоваться вертолетом, совершающим регулярные рейсы. Кроме того, «Яндекс.Такси» и правительство Москвы планируют подписать дополнительное соглашение об организации вертолетных рейсов компании над руслами рек и железными дорогами в черте города при том, что в области ограничений по полетам нет. Сроки подписания соглашения пока не оглашаются.
В компании также отмечают, что технологически «Яндекс» готов к реализации проекта. Компания выступит информационным сервисом, через который пользователи будут искать поездки по аналогии с обычными автомобильным такси. «Добавится только вид транспорта – вертолеты, для тех участков маршрутов, где будут открыты регулярные рейсы», – пояснили там. В «Яндексе» отмечают, что авиаперевозчик, как положено по закону, будет страховать пассажиров.
Летающие автомобили в России: аэротакси обещают запустить уже в 2020 году
В конце октября на базе центра прототипирования НИТУ «МИСиС» «Кинетика» прошли испытания беспилотного аэротакси Bartini. Модель собрана в масштабе 1:2, её главная задача — проверка аэродинамических характеристик и систем управления. По сути, это большой дрон, который в течение нескольких лет должен стать главным инструментом захвата мирового рынка аэротакси.
Что представляет собой аэротакси Bartini?
Это беспилотное устройство с четырьмя электродвигателями, которое самостоятельно выстраивает маршрут по заданным точкам. Модель названа в честь советского авиаконструктора итальянского происхождения Роберта Бартини, учителя Сергея Королёва.
Bartini взлетает как квадрокоптер, но при разгоне винты поворачиваются, принимая вертикальное положение, как двигатели самолёта. Движение в горизонтальной плоскости фактически происходит в самолётном режиме, что позволяет развить высокую скорость при экономном расходе топлива. Посадка производится в обратном порядке.
Прототип разгоняется до 200 км/ч. При серийном производстве аппаратов разработчики планируют довести его скорость до 300 км/ч. Время полёта — 30 минут. Массовый запуск планируется начать в 2020 году. Пока же проводятся испытательные полеты.
Кто-нибудь ещё занимается разработкой аэротакси?
Вообще разработкой летающих автомобилей занимаются по всему миру. Собственные проекты есть у Airbus, Rolls-Royce, Uber. Существуют и проекты от менее известных производителей: словацкий AeroMobil, немецкие Lilium Aviation и E-Volo, китайский EHang и т.д. Но пока дело не заходит дальше прототипов.
Самый известный российский проект — как раз Bartini. Это стартап, запущенный в 2015 году, в который на первых порах инвестировали сами участники. Он является частью McFly.aero — сообщества, использующего технологию блокчейна. Участники комьюнити получают токены за вклад в развитие проекта. Их также можно купить за криптовалюту — в дальнейшем токены планируют использовать для регистрации полётов и расчётов за них.
Разработкой прототипа Bartini руководит авиаинженер Владимир Салатов. Первая модель была представлена на Международном авиакосмическом салоне-2017. Сейчас Bartini — резидент «Сколково», а лабораторию и оборудование команде разработчиков предоставляет Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
Ещё один резидент «Сколково» и часть сообщества McFly.aero — компания «АвиаНовации», которая конструирует внутригородской мультикоптер «Гепард». В 2017 году разработчики рассказывали о том, что им удалось создать аппарат с распределённой архитектурой без единого центра, которая способна выдержать от 5 до 8 последовательных отказов систем. Работы продолжаются, но пока нет даже прототипа.
Созданием летательных аппаратов для городских перевозок занимается ещё несколько российских компаний, но сведений очень мало. В частности, в 2017 году появилось сообщение о том, что холдинг «Вертолеты России» и компания «СуперОкс» заключили соглашение о создании аэротакси. Его основой должен был послужить конвертоплан VRT30, представленный на Международном авиационно-космическом салоне-2017. Пресс-служба холдинга «Вертолёты России» тогда сообщила, что серийное производство запланировано на конец 2018 года, но затем появилась информация о том, что к 2019 году будет создан только прототип.
Периодически в СМИ всплывают фотографии и видео других проектов летающих автомобилей, часто — гибридов, которые могут передвигаться по дорогам и по воздуху. В том же 2017 году Федеральное агентство новостей рассказало о «Багалёте». Инженерные особенности — четыре колеса, которые обеспечивают устойчивость на дороге, и мягкое крыло парапланерного типа. Но к беспилотным аэротакси «Багалёт» точно не имеет никакого отношения.
Почему нельзя использовать вертолёты как такси?
Найти услуги частных авиаперевозок не проблема. Есть даже популярные маршруты, на которые устанавливаются конкретные ставки. Например, можно долететь из Москвы до аэропорта Шереметьево — стоимость аренды начинается от 24 000 рублей. Правда, есть ограничения: полёты разрешены только за пределами МКАДа.
Кроме столицы авиатакси развито ещё в нескольких регионах. В Санкт-Петербурге частные вертолёты могут находиться над центром города при наличии специального разрешения, поэтому их используют в том числе для организации экскурсий. Сочинская авиагруппа организует полёты по всему Краснодарскому краю и Крыму. В других городах развитие инфраструктуры тормозит высокая стоимость перелётов.
Однако вертолёты всё-таки не станут главным воздушным транспортом для передвижения в пределах города, даже если изменится законодательство. Использовать их для коротких полётов по населённым пунктам нерентабельно и небезопасно. Машинам некуда садиться при возникновении аварийных ситуаций; их негде хранить, учитывая пожароопасность топлива. Аэролёты, разработанные специально для перевозки 1-5 пассажиров в городских условиях, этих недостатков лишены. Вертолёты же будут использоваться для дальних полётов — например, между городами.
Кто будет пилотировать?
В идеале аэротакси — это беспилотные аппараты, которые пассажир вызывает через приложение. Машина прилетает на указанное место, забирает клиента и самостоятельно выстраивает маршрут. Проблема в том, что в городах нет безопасной инфраструктуры, которая способна предотвращать несчастные случаи и злонамеренные действия — об этом говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. По её мнению, на создание такой инфраструктуры понадобится больше 10 лет: то есть даже если летательные аппараты и нормативные акты будут готовы к 2020 году, то спокойно передвигаться в пределах российских городов можно будет не ранее 2030 года.
Первое время внутри аэротакси обязательно будет находиться пилот, который при возникновении аварийной ситуации берёт управление на себя. По этому поводу уже успели высказаться представители Росавиации: глава ведомства Александр Нерадько заявил, что для работы в аэротакси нужно иметь удостоверение коммерческого пилота, которое доказывает высокий уровень подготовки. Разработчики воздушных такси предлагают рассматривать свои аппараты в качестве авиации общего назначения (АОН).
Чтобы получить удостоверение частного пилота, которое требует Воздушный кодекс для авиации общего назначения, достаточно налетать 42 часа. Глава Росавиации считает, что этого мало для того, чтобы брать на борт пассажиров. В качестве аргументов он приводит статистику авиапроисшествий — в среднем с воздушными судами АОН они происходят раз в две недели, а в каждой катастрофе гибнет два человека.
Если аэротакси признают авиацией общего назначения и разрешат пилотам с минимальной подготовкой следить за безопасностью полётов, то количество аварийных ситуаций может стать таким, что сама идея перелётов в черте города будет дискредитирована. С другой стороны, услуга долго не будет массовой, если для управления аппаратами придётся получать удостоверение коммерческого пилота.
Какие у аэротакси перспективы?
Неплохие, если решить несколько проблем. Мы о них уже упоминали, но ещё раз акцентируем внимание.
Проблема первая — инфраструктура для безопасных полётов. Города не строились для того, чтобы по ним летали аэротакси без пилотов. Вопросы вызывает не только оборудование мест для взлёта и посадки, но и регулирование движения в воздухе. Для создания комфортной среды нужно несколько лет целенаправленной работы, а не выстраивания планов и написания концепций умных городов.
Проблема вторая — законодательство. Например, сейчас полёты над центром Москвы запрещены. Это сильно тормозит развитие частных перевозок на вертолётах и на корню убивает идею появления аэротакси. Требуются уточнения и в части опыта пилотов, которые первое время обязательно будут находиться внутри и следить за безопасностью полётов. Создатели аэротакси предлагают признать аппараты авиацией общего назначения, для управления которой достаточно налетать 42 часа; Росавиация настаивает на том, что перевозка пассажиров должна осуществляться коммерческими пилотами, которые прошли длительную подготовку
Законодательства в сфере применения беспилотных технологий для перевозки пассажиров вообще пока не существует, так как нет объекта регулирования. Всё это только предстоит разработать, но сначала нужно довести до ума сами аппараты, которые пока существуют только в виде прототипов.
Новая американская мечта: электрический пикап Rivian R1T с запасом хода, как у Теслы
В сегменте среднеразмерных американских пикапов пополнение: на автосалоне в Лос-Анжелесе дебютирует первенец стартапа Rivian по имени R1T. Автомобиль снабжён четырьмя электромоторами мощностью 200 л.с. каждый и может проехать на одной зарядке 640 км.
Компанию Rivian Automotive основал в 2009 году выпускник Массачусетского технологического института по имени Ар-Джей Скериндж. Почти десять лет у него ушло на то, чтобы сформировать концепцию автомобиля своей мечты и воплотить её в жизнь – получился «идеальный электрический пикап». Именно Rivian купила в начале прошлого года завод Mitsubishi Motors в городе Нормал (штат Иллинойс), хотя долгое время было непонятно (имя покупателя держалось в секрете), кому понадобились простаивающие мощности японской компании. Rivian будет выпускать здесь свои электромобили, но продажи начнутся лишь в конце 2020 года, и первым к покупателям выйдет пикап R1T – возможно, самая яркая премьера нынешнего автосалона в Лос-Анджелесе.
Rivian утверждает, что R1T – первый в мире электрический пикап для приключений, хотя ещё в мае прошлого года американская компания Workhorse представила электрический пикап W-15 на базе Chevrolet Silverado с оригинальными кабиной и кузовом, но тот позиционируется буквально как «рабочая лошадь», и у него в дополнение к тяговой батарее ёмкостью 60 кВт·ч имеется маленький ДВС фирмы BMW, то есть по сути это не чистый электромобиль, а range extender гибрид. Летом того же года канадская фирма Havelaar явила миру электрический пикап Bison на шасси собственной разработки с запасом хода около 300 км, и эта модель адресована как раз частникам, любящим искать приключения на свою голову в каньонах, болотах и прериях. Электрический пикап с квадратно-гнездовым дизайном обещает также Bollinger Motors – ещё один стартап из США. В общем, идея, что называется, витает в воздухе.
Rivian R1T от будущих потенциальных конкурентов отличается продуманностью конструкции, премиальным дизайном и впечатляющими техническими характеристиками. Фирма уже огласила все ключевые цифры: она собирается оснащать пикап батареей ёмкостью 180, 135 либо 105 кВт·ч, расчётный запас хода на одной зарядке составит соответственно 640, 480 либо 370 км. В основе пикапа лежит мощная рама лестничного типа, но подвеска с адаптивными пневмостойками полностью независимая: спереди – на двойных поперечных рычагах, сзади – многорычажная. Колёсная база – 3450 мм, модульная литий-ионная батарея расположена в её пределах и полностью интегрирована в раму, получившуюся платформу разработчики называют скейтбордом.
Габаритная длина пикапа составляет 5475 мм, ширина – 2015 мм, высота – 1815 мм. Дорожный просвет регулируется в диапазоне от 200 до 360 мм, в верхнем оффроудном положении угол въезда составляет 34 градуса, угол съезда – 30 градусов, угол рампы – 26 градусов, глубина преодолеваемого брода – 1 м (разработчики уверяют, что батарея и вся электротехника надёжно изолированы). Каждое колесо приводится в движение собственным электромотором мощностью 147 кВт (200 л.с.), однако совокупная мощность не 800 л.с., а 710, 764 и 408 л.с. в зависимости от ёмкости установленной батареи. Самой мощной будет модификация с баратеей ёмкостью 135 кВт·ч, она сможет разгоняться до 60 миль/ч (96,6 км/ч) всего за 3 с, версия с батареей ёмкостью 180 кВт·ч делает это за 3,2 с, пикап с батареей на 105 кВт·ч – за 4,9 с. Максимальная скорость всех модификаций ограничена отметкой 201 км/ч. Максимальный крутящий момент у двух наиболее мощных версий составляет 1120 Нм, у версии с батареей на 105 кВт·ч – 560 Нм. Время полной зарядки батареи не называется, но известно, что от 160-киловаттного экспресс-терминала пополнить запас хода на 320 км можно всего за полчаса.
Грузоподъёмность пикапа – 800 кг, грузовая платформа имеет 1385 мм в ширину и 1400 мм в длину (с откинутым бортом – 2100 мм). Раскладная шторка позволяет скрыть груз от посторонних глаз, а на бортах могут быть установлены поперечные рейлинги для дополнительной нагрузки (на кузов можно даже взгромоздить палатку для ночлега). Кроме того у R1T имеются четыре дополнительных багажника, образовавшихся в силу специфики электромобильной компоновки: спереди под капотом – 330 л, в заднем свесе под полом багажника – 200 л (сюда можно положить полноразмерную запаску), поперечная сквозная ниша на 350 л за задними сиденьями с доступом снаружи через боковые люки (отлично подходит для перевозки сноубордов) и, наконец, 95-литровая ниша под задним сиденьем (у версии с батареей на 180 кВт·ч её нет, там располагаются дополнительные элементы питания). Максимальная масса буксируемого прицепа – 5 т.
Rivian R1T будет предлагаться только с двурядной пятиместной кабиной. Пол в ней, разумеется, ровный, без всяких выступов и тоннелей. Обещаны материалы отделки премиального уровня, но при этом достаточно практичные, поддающиеся чистке и мойке после покатушек на бездорожье. На передней панели – два разновеликих плоских экрана (12,3 и 15,6 дюйма), заменяющие щиток приборов, все возможные кнопки и мультимедийную систему. Свой 6,8-дюймовый мультифункциональный экранчик есть и у пассажиров второго ряда. В оснащение входят 8 подушек безопасности, а также оборудование, необходимое для автоматического пилотирования 3 уровня по классификации SAE – камера, лидар, радар, ультразвуковые датчики, высокоточная система спутникового позиционирования. Весь фирменный софт будет периодически обновляться «по воздуху».
Электрический пикап Rivian R1T: до 640 км на одной зарядке
Пикап на электротяге? Идея уже не нова: прототипы таких автомобилей показали компании Havelaar и Workhorse, разработку ведет фирма Bollinger, да и Tesla рассказала о планах по выпуску электрического грузовичка. А теперь к гонке присоединилась компания Rivian из штата Мичиган, причем шансы стать пионером в выводе подобных автомобилей на рынок у нее немалые.
Интересно, что Роберт Джозеф Скериндж основал фирму Rivian в 2009 году с другой целью: он планировал выпустить легковой автомобиль ценой около 20 тысяч долларов, который смог бы проезжать 100 километров на одном галлоне (3,8 л) топлива. Потом компания переориентировалась на беспилотники, а два года назад заявила о разработке электрического пикапа и внедорожника. Для этих моделей Скериндж даже придумал и запатентовал новый термин EAV — Electric Adventure Vehicle, то есть «электромобиль для путешествий».
Первым представлен пикап Rivian R1T. При длине 5475 мм и ширине 2015 мм это одноклассник таких среднеразмерных траков, как Ford Ranger и Chevrolet Colorado. В толпе электропикап не затеряется благодаря нетривиальному дизайну работы Джеффа Хаммонда: Rivian запоминается вертикальными прожекторами ближнего и дальнего света, а также «опоясывающим» блоком габаритных огней.
В основе пикапа лежит так называемый «скейтборд» — оригинальная платформа, у которой моторы, аккумуляторы, электротехника и почти все элементы ходовой части расположены ниже верхней кромки колес. То есть теоретически на эту «тележку» можно установить любой кузов: компоновочных ограничений минимум. Спереди — двухрычажная подвеска, сзади — многорычажка, Rivian R1T уже «в базе» имеет адаптивные амортизаторы и пневмобаллоны в качестве упругих элементов. В стандартном положении дорожный просвет насчитывает 200 мм, но его можно увеличить аж до 360 мм. При этом пикап сможет преодолевать брод метровой глубины и заезжать на 45-градусный подъем.
Платформа-скейтборд позволила разместить в кузове множество багажных емкостей. Например, передний отсек (frunk, то есть front trunk) вмещает 330 литров, а его крышка снабжена сервоприводом. Под задним диваном имеется 95-литровый ящик, а у основания задней стенки кабины поперечно размещен так называемый Gear Tunnel — бокс на 350 литров для лыж и прочих длинномеров, который имеет люки с обоих бортов машины. А под полом основного грузового отсека скрыт «задний багажник» объемом 200 литров.
В самом грузовом отсеке длиной 1400 мм и шириной 1385 мм расположены три 110-вольтовые розетки (это же американская машина!), а среди аксессуаров есть фирменные крепления для велосипедов и багажные поперечины, которые также можно установить на крышу кабины. В походном виде они могут храниться в переднем багажнике. Грузоподъемность пикапа — 800 кг, полная масса укладывается в 3,5 тонны, а еще он способен тянуть пятитонный прицеп.
Rivian R1T оснащен четырьмя электромоторами (по одному на каждое колесо), каждый развивает до 147 кВт (200 л.с.) в пике и работает в паре с редуктором, но номинальная отдача ограничена в зависимости от модификации. Например, у базовой версии максимальная мощность только 300 кВт (408 л.с.), а крутящий момент — 560 Нм. Такой автомобиль имеет тяговую батарею емкостью 105 кВт∙ч, заявленный запас хода — 370 км.
«Средний» вариант — это 562 кВт (764 л.с.) мощности, 1120 Нм крутящего момента и батарея емкостью 135 кВт∙ч. Пробег на одной зарядке — примерно 480 км. А еще это самый быстрый вариант: пикап в такой конфигурации может разогнаться до 60 миль в час (97 км/ч) всего за три секунды! Разгон до 161 км/ч займет менее семи секунд. Наконец, предусмотрена дальнобойная топ-версия, у которой аккумуляторы имеют емкость 180 кВт∙ч: дополнительная батарея установлена на месте 95-литрового отсека под задним сиденьем. Заявленный пробег на одной зарядке — более 640 км! Но совокупная мощность электромоторов ограничена на уровне 522 кВт (710 л.с.), а разгон до 97 км/ч из-за увеличенной массы занимает 3,2 с. Максимальная скорость у всех версий одинаковая: 201 км/ч.
Сколько будет заряжаться такая батарея? От бытовой розетки — очень долго: компания даже не приводит такие данные. Но зарядить Rivian можно от терминала мощностью до 160 кВт. В этом случае всего за полчаса получится восполнить запас электричества для броска на 320 км. К слову, совершать дальние поездки должен помочь трассовый автопилот: по заявлению компании, набор камер, датчиков, радаров и лидара сможет вести пикап по хайвею без вмешательства водителя, даже не требуя держать руки на руле.
Мировая премьера электропикапа Rivian R1T состоится на днях в рамках автосалона в Лос-Анджелесе. Там же покажут и родственный внедорожник Rivian R1S, информацию о котором пока держат в секрете. Что дальше? Компания обещает начать производство своих «электромобилей для путешествий» в конце 2020 года и достраивает собственный завод в городе Нормал (штат Иллинойс). С ценами пока нет полной определенности. Заявлено, что базовый пикап будет стоить 61500 долларов — это на 3500 меньше, чем просят за начальный лифтбек Tesla Model S 75D! Но при этом компания обещает начать поставки таких модификаций только через полгода после старта продаж остальных версий. А вот их цены могут быть гораздо выше стартовой. Тем не менее заказы с первоначальным взносом 1000 долларов уже принимаются.