В США была запущена первая в мире сеть 5G

Результаты теста 5G в США: он медленнее 4G почти во всех городах

Портал PCMag опубликовал результаты ежегодного тестирования скорости интернета в США. Как выяснилось, во многих городах сети 5G работают медленнее, чем 4G. Сети, которые могут похвастаться высокой скоростью, доступны только в 2-3% мест в отдельных городах.

Прошло больше года с тех пор, как операторы США запустили 5G. Исследователи PCMag посетили 26 городов — Остин, Балтимор, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Франциско и другие — где есть сети 5G. В 22 городах работает мобильная связь 5G оператора AT&T, в 18 — Verizon. Ещё один оператор, T-Mobile, присутствует во всех городах.

PCMag пришел к выводу, что «5G AT&T в настоящее время кажется бесполезной», хотя в долгосрочной перспективе 5G AT&T должна быть быстрее 4G. Результат теста PCMag связан с тем, как работают сегодняшние телефоны 5G и как AT&T распределяет спектр.

Как поясняет PCMag, AT&T «отрезает» часть сотового диапазона 850 МГц и назначает его 5G. Сеть 4G AT&T выигрывает от объединения каналов с разных частот: самые новые телефоны могут объединять до семи каналов. Телефоны с поддержкой 5G не могут добавить столько каналов 4G к каналу 5G. Таким образом, если они находятся в режиме 5G, производительность сети снижается. Как пишет PCMag, «в 21 из 22 городов, где есть как 4G, так и 5G, сеть 5G работала медленнее». В некоторых городах разница была разительной. В Балтиморе, где средняя скорость 4G AT&T достигала 117,1 Мбит/с, «переход в режим 5G снизил скорость загрузки на 61%».

Скорость 5G у оператора T-Mobile была выше скорости 4G в 19 тестовых городах и ниже в семи. В Филадельфии 5G T-Mobile была на 122% быстрее, чем 4G. В Вашингтоне — на 330% быстрее, чем 4G. Однако в Остине 5G T-Mobile работала на 17% медленнее, чем 4G в местах, где были доступны обе сети. При этом, отмечает PCMag, сети 5G ни AT&T, ни T-Mobile не были быстрее сетей 4G Bell и Telus в Канаде.

Что касается оператора Verizon, то его сеть 5G, по словам PCMag, «часто поражает воображение, но ее очень сложно найти». Скорость 5G Verizon достигает 2 Гбит/с, а задержка соединения не превышает 10 мс, но сеть доступна только в 2-3% мест в отдельных городах.

Высокая скорость и труднодоступность Verizon 5G неудивительны, так как оператор использует полосу спектра 28 ГГц, которая с трудом преодолевает стены и другие препятствия. AT&T и T-Mobile 5G используют те же диапазоны низкочастотного спектра, что и для 4G, обеспечивая более широкое покрытие, но без значительного увеличения скорости.

Как отмечает PCMag, Verizon работает над способами расширения сети. Оператор заключил сделку с компанией Pivotal Commware, которая производит оборудование, способное расширить покрытие 5G. В целом, подчёркивает PCMag, операторам нужен либо новый спектр для 5G, либо увеличение скорости в существующем диапазоне.

«По моему анализу, для реальных изменений требуется не менее 50 МГц выделенного спектра 5G. Средние частоты, от 2 до 7 ГГц, являются наиболее перспективными, поскольку они относительно легко могут покрывать целые города», — пишет Саша Сеган из PCMag.

Что касается общей скорости соединения, то, как правило, у всех операторов связи она выросла по сравнению с прошлым годом, хотя в большинстве случаев это обусловлено улучшением работы 4G, а не появлением 5G. В частности, высокая производительность 4G AT&T помогла компании достичь средней скорости загрузки 103,1 Мбит/с. Средняя скорость соединения у T-Mobile составила 74 Мбит/с, у Verizon — 105,1 Мбит/с. Тестировщики PCMag смогли получить сигнал 5G от AT&T в 38% случаев, в 54% от T-Mobile и в 4% от Verizon.

PCMag не тестировал сельские районы в этом году. Отсутствие тестов из сельской местности означает, что результаты PCMag, вероятно, выше, чем реальная средняя скорость соединения. Как пишет ArsTechnica, результаты пользовательских тестов скорости, которые собрал портал OpenSignal, показали среднюю скорость соединения 32,6 Мбит/с для AT&T, 28,2 Мбит/с для T-Mobile и 27,4 Мбит/с для Verizon.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

5G — новый стандарт сотовой связи, который должен прийти на замену 4G (в него входят LTE Advanced и WiMAX). Сотовые операторы и производители смартфонов, включая Apple, часто называют главным преимуществом 5G в разы выросшую скорость по сравнению с 4G. К примеру, они утверждают, что двухчасовой фильм на 5G можно будет скачать за пару секунд. Согласно стандарту 5G, сети нового поколения действительно должны работать на скорости до 20 Гбит в секунду в идеальных условиях и до 50 Мбит в секунду в плотной застройке.

Но на самом деле всё не так просто.

Сотовая связь пятого поколения, как и все предыдущие, работает за счёт радиоволн — тех же, которые позволяют слушать FM-радио, но с более высокими частотами. Главное отличие 5G в использовании самого широкого и одновременно высокого диапазона в истории сотовой связи. Если LTE работал в промежутке от 700 до 2100 мегагерц, то 5G может работать на частотах до 100 гигагерц.

Читайте также:  В Торонто будет создан умный город

Сети пятого поколения формально делятся на два типа в зависимости от использования разных частот. Первый работает с диапазоном от 600 до 6000 МГц, а второй — от 24 до 100 ГГц. У каждого из них есть преимущества и недостатки.

5G на частотах от 600 до 6000 МГц с лёгкой руки сотовых операторов и СМИ называют Sub-6GHz. Среди плюсов этой реализации — хорошее покрытие и простое внедрение: операторам достаточно обновить оборудование на уже имеющихся базовых станциях. Среди минусов — лишь незначительный прирост в скорости соединения, то есть пользователи могут не заметить эффекта. Например, если оператор развернёт 5G на частоте 600 МГц, она вряд ли окажется быстрее LTE, работающего с теми же частотами.

Куда более серьёзный прирост в скорости даёт диапазон 24-100 ГГц: с увеличением частоты уменьшается длина каждой волны, таким образом можно передать больше данных за то же время. Например, FM-радио передаёт только аудиозвук на частотах от 87,5 до 108 МГц, а LTE не только транслирует, но и принимает более крупные данные, однако работает на частотах до 2,1 ГГц.

Среди операторов и журналистов 5G на более высоких частотах (30-300 ГГц) прозвали миллиметровыми волнами или mmWave. Это та самая реализация связи нового поколения, которую любят показывать в рекламе и на презентациях: именно она даёт очень высокий прирост скорости по сравнению с 4G. Кроме того, mmWave позволяют использовать более компактные передатчики в смартфонах.

Но у миллиметровых волн есть серьёзный минус: они не способны проходить через почти любые препятствия, включая стены, окна, здания и даже капли дождя. Кроме того, короткие волны не могут распространяться на большие расстояния: на такой частоте потребуется намного больше оборудования, чтобы обеспечить приемлемое покрытие.

На самом деле главным преимуществом 5G может стать вовсе не скорость передачи данных: на бумаге даже 4G-связь должна выдавать гигабитные скорости, однако в реальности этого не происходит даже в идеальных условиях. Потому что на мобильную связь влияет слишком много разных факторов: от загруженности конкретной вышки до искажения сигнала из-за неудачного положения абонента.

Интересно, что современные 4G-сети формально не могут считаться 4G: согласно спецификациям, они должны выдавать до 100 Мбит/с при движении до 115 км/ч и от 1 Гбит/c при движении менее чем до 10 км/ч. На самом же деле гигабитных скоростей пока нет даже в идеальных условиях.

Прирост скорости может пригодиться в отдельных сценариях для бизнеса: например, в сотни раз ускорить коммуникацию и сбор данных на предприятии, чтобы потом всё автоматизировать. Но массовым абонентам 5G позволит избавиться от задержки соединения — одного из главных минусов 4G.

Средняя задержка при использовании LTE обычно составляет 50 миллисекунд. Из-за неё при вводе поискового запроса результаты в выдаче отображаются не сразу, а онлайн-игры могут выдавать картинку с временным лагом. Для сравнения: человеческому мозгу достаточно 10 миллисекунд, чтобы обработать изображение, полученное глазами.

По стандарту 5G задержка должна составлять не больше миллисекунды — в 50 раз меньше, чем у LTE. Это может оказаться полезным не только для игр, но и для любых технологий, где важно время отклика: например, для самоуправляемых автомобилей, которые должны реагировать на изменения ситуации мгновенно.

Низкая задержка также может ускорить развитие облачного гейминга. Сейчас для комфортного использования сервисов вроде Google Stadia нужны максимально идеальные условия — лучше всего они работают только при стабильном домашнем интернете. Apple не зря уделила играм столько внимания на презентации: 5G действительно может вывести онлайн-гейминг на смартфонах на новый уровень.

Внедрение нового стандарта важно и для индустрии «интернета вещей» и «умного дома». Сейчас эти устройства работают на разных технологиях — через Wi-Fi, Bluetooth и LTE, а также зависят от их ограничений. 5G позволит серьёзно расширить возможности: к сети можно будет подключить всё — от зубных щёток до уличного освещения, она справится с нагрузкой.

– Ключевое отличие 5G от 4G и предыдущих поколений заключается в работе на более высоких частотах. Это позволяет стандарту обеспечивать более высокую скорость и более низкую задержку, но в то же время заставит операторов использовать больше оборудования для покрытия той же территории;

– 5G может помочь в развитии облачного гейминга, самоуправляемых машин, интернета вещей и умного дома: самые быстрые скорости технология обеспечивает на коротких дистанциях, когда передатчик находится в прямой видимости. Из-за этого для рядовых пользователей в повседневных сценариях это может быть не так заметно;

– Внедрение 5G не означает отказ от LTE. Пока что операторы только подбираются к соответствию стандарту 4G: пока его продолжат развивать наравне с 5G, а смартфоны и другие устройства будут поддерживать смешанное соединение и переключаться при необходимости.

Читайте также:  На рынке скоро появится новый бюджетный смартфон Redmi Go

Где уже работают 5G-сети и почему их нет в России

На самом деле 5G во всём мире развивают уже не один год. Требования к стандарту сформировали ещё в 2015 году, а активное коммерческое внедрение началось в 2018 году, когда Verizon запустила сеть в четырёх городах США.

В 2020 году у каждого крупного производителя смартфонов в мире есть как минимум по одной модели устройств с поддержкой нового стандарта. Крупнейшие операторы США, Verizon, T-Mobile и AT&T, заявляют о покрытии почти всей территории Штатов. Об этом же говорят в ряде стран Европы, включая Германию и Великобританию.

В США сети разворачивают как в миллиметровом диапазоне, так и в Sub-6GHz — операторы уже поделили между собой частоты. При этом самый высокоскоростной вариант собираются использовать только в местах массовых скоплений людей — в парках, на стадионах и в аэропортах, а в городской застройке массово запускают лишь медленный вариант 5G.

Одним из лидеров по внедрению 5G остаётся Китай, где в 2019 году запустили 5G сразу в 50 городах. В сентябре 2020 года в стране насчитывалось более ста миллионов пользователей 5G, там уже работают над 6G. Китай быстрее всех развернул сети нового поколения благодаря использованию собственных технологий: местная Huawei — один из крупнейших поставщиков телеком-оборудования в мире, который рано начал осваивать стандарт.


Карта развития 5G

Поначалу именно на аппаратуре Huawei работали почти все 5G-сети во всём мире, но потом китайскую компанию фактически запретили в США — и операторам пришлось отказаться от приобретённых антенн и найти других поставщиков. Примеру Штатов последовали и в европейских странах — из-за этого развёртывание сетей затормозилось: нынешние 5G-станции придётся заменять и закупать новые с нуля.

В России технологию хотели внедрять одними из первых в мире, но операторы столкнулись с административными преградами: выяснилось, что самые востребованные частоты (до 6 ГГц) зарезервированы под военные нужды. Из-за этого развитие 5G в стране за последние годы так и не сдвинулось с мёртвой точки.

Главная проблема заключается в гибкости стандарта: высокие частоты можно использовать только для точечного покрытия крупных предприятий и бизнеса, а самые «удобные» частоты до 6 ГГц, но выше LTE (2,1 ГГц) в разных регионах заняты под разные нужды.

Операторы могли бы выбирать подходящие частоты в зависимости от ситуации, но на это не готовы в правительстве, где одобрили под 5G только два узких диапазона — 4,8-4,99 ГГц и 27,1–27,5 ГГц. Наиболее привлекательным для операторов остаётся диапазон 3,4-3,8 ГГц, под который есть оборудование, он может обеспечить прирост скорости при хорошем покрытии и остаётся самым «свободным».

Однако именно эти частоты уже заняты Минобороны: об этом сообщал Совет безопасности в письме Путину, который согласился с позицией совбеза. Многие операторы отмечали, что диапазон не подойдёт для развёртывания 5G-сетей из-за отсутствия коммерческого оборудования под эти частоты, но правительство всё равно начало расчистку диапазона 4,8-4,99 ГГц, его планируют закончить к 2021 году.

В октябре 2020 года глава Ростелекома Михаил Осеевский также заявил, что связь нового поколения не получится развернуть во всей европейской части России — выяснилось, что диапазон 4,8-4,99 ГГц, предлагаемый властями, на приграничных территориях занят системами «свой-чужой» для самолётов. По его словам, для развёртывания 5G в таких местах потребуется разрешение каждого сопредельного государства. При этом без договорённостей сети нельзя будет строить в радиусе 300 километров от границы.

“Сегодня понятно, что в зоне 300 километров от западных границ, да и рядом с Турцией большая часть нашей европейской территории не будет покрыта 5G, и эта зона распространяется почти до Москвы, ничего нельзя построить и в Санкт-Петербурге. Это, конечно, очень существенный минус, который мы должны учитывать.”
Михаил Осеевский, глава Ростелекома (в него входит Tele2)

Когда ждать 5G в России и будут ли с ним работать новые iPhone

TJ узнал у «большой четвёрки» российских мобильных операторов, когда ждать появления 5G-сетей в России и уточнил, насколько iPhone 12 совместимы с отечественными решениями. Представители Tele2, «Билайна» и «Мегафона» дали разные прогнозы о запуске 5G в стране, но сошлись в том, что причиной задержки стали власти. В МТС на запрос не ответили.

Если говорить конкретно об iPhone 12, то в России и других странах, не считая США, продаются только модели, работающие с 5G-частотами до 6 ГГц. Сигнал миллиметрового диапазона они ловить не могут — это эксклюзивная американская возможность. При этом региональной блокировки в iPhone 12 нет: если в России развернут сети нужного диапазона, смартфоны смогут с ними работать.

Читайте также:  Инцидент с участием робота на складе компании Амазон

Tele2 — не знает, когда в России появится 5G и по какому сценарию будет развиваться
В Tele2 рассказали, что хотели бы развивать сети 5G в диапазоне 3,4-3,8 ГГц, но пока не могут этого сделать «из-за общеизвестных ограничений по доступности спектра». Представители оператора также отметили, что пока нет ни окончательного решения регуляторов, ни нормативных документов в отношении диапазонов для 5G. Из-за этого оператору «сложно предположить», по какому сценарию будет развиваться технология в России.

“Сроки запуска 5G полностью зависят от регулятора и его готовности выделить частоты под коммерческое развертывание сетей. Как только будет определенность с частотами, мы сможем разработать план развития сетей и обозначить сроки запуска.”
пресс-служба Tele2

Как пояснили в Tele2, сейчас у большинства операторов в России 5G развёрнуто только на уровне тестовых зон. Своя пилотная зона есть и у Tele2, она находится в Москве и охватывает Тверскую улицу от Кремля до Садового кольца, а также помещение флагманского салона на Тверской, 25/9.

Тестовая зона Tele2 работает на оборудовании Ericsson с 2019 года и использует миллиметрового диапазон 27 ГГц в режме NSA — формально она развёрнута на базе LTE и якорного диапазона (2600 МГц). При этом подключиться к 5G Tele2 пока можно с помощью специального инженерного смартфона, который подключается к 5G-роутеру.

Представители оператора также отметили, что 5G превосходит сети прошлого поколения по скорости, но стандарт нельзя оценивать только по этому параметру. Tele2 назвал плюсами технологии устойчивость связи для большого количества абонентов на одну базовую станцию, большую ёмкость и быстрый отклик. Кроме того, 5G адаптируется к типу передаваемого контента и может работать на более низких скоростях, чтобы экономить энергопотребление, а потом возвращаться на высокую мощность.

“5G — технология, преимущества которой пока не очевидны для простого пользователя мобильного интернета. Весь платежеспособный спрос сегодня удовлетворяет технология 4G. Да, с 5G фильм можно скачать примерно в 20 раз быстрее, но это преимущество не столь критично для обычного человека, тем более на фоне популярности стриминговых платформ.”
пресс-служба Tele2

«Удалёнка» во время пандемии спровоцировала рост трафика и увеличению потребности в цифровых сервисах, что привело к новым нагрузкам на 4G-сети, рассказали в Tele2, не раскрыв точные данные. 5G должен разгрузить сети и закрыть пробелы предыдущего стандарта: обеспечит минимальный отклик и даст преимущество технологиям интернета вещей, промышленности, «умного» транспорта, телемедицины и «умного» города.

В Tele2 не смогли объяснить, сможет ли 5G в iPhone 12 работать в России: представители оператора отметили, что в стране пока нет коммерческих сетей, а в тестовых зонах всё меняется от случая к случаю. Теоретически новые модели смогут работать с оборудованием компании на Тверской, но проверить это можно только на месте.

«Билайн» — ждать 5G придётся до 2024 года

В «Билайне» рассказали, что на первых этапах хотели бы развивать 5G в диапазоне 3,4-3,8 ГГц, а в дальнейшем рассматривают внедрение миллиметровых частот в локальных хот-спотах, где абонент находится в прямой видимости с базовой станцией.

Представители оператора назвали преимуществами 5G более высокие пиковые скорости передачи данных — до нескольких гигабит в секунду, а также низкие задержки при передаче трафика. Это позволяет реализовать сервисы виртуальной и дополненной реальности, развивать облачный гейминг и не только, отметили в пресс-службе «Билайна»

Значительно выше пиковые скорости передачи данных (порядка нескольких Гбит/с). Низкие задержки при передаче трафика делают возможным реализацию сервисов на основе виртуальной/дополненной реальности (VR/AR), развитие облачного гейминга и т.д. Представители оператора также отметили, что ситуация с развитием коммерческих сетей в стране остаётся непонятной.

“Коммерческих сетей 5G в РФ нет, условия и сроки выдачи лицензий непонятны. Есть несколько пилотных зон, в частности, в Москве. Ждать широкого распространения 5G в России стоит не раньше 2024 года.”
пресс-служба Билайн

«Мегафон» — основную выгоду от 5G получит промышленность и бизнес, но пока неясно, когда
В «Мегафоне» не смогли уточнить даже примерных сроков запуска 5G в России. В разговоре с TJ представители оператора объяснили, что смогут запустить сети нового поколения после решения «вопроса с дефицитом частотного ресурса». Желающим попробовать 5G оператор предложил съездить за рубеж и перечислил конкретные страны, где работает с сетями в роуминге.

“Пока в России сеть нового поколения недоступна, владельцы телефонов с поддержкой 5G могут пользоваться этой опцией в поездках за рубежом. На сегодняшний день 5G-роуминг МегаФона доступен в девяти странах: Румынии, Латвии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Польше и Китае.”
пресс-служба «Мегафона»

В компании отметили, что 5G обеспечит более высокие скорости мобильного интернета, но основную выгоду от сетей пятого поколения получат промышленность и корпоративные клиенты, а не рядовые абоненты. Для них использование 5G приведёт к увеличению эффективности производства и управления, пояснили в «Мегафоне». Внедрение 5G окажет влияние на развитие самых разных отраслей экономики, начиная с розничных сетей и заканчивая внедрением сложных интеллектуальных систем управления промышленностью, энергетикой и умным городом, считает оператор.

Читайте также:  Смартфон Motorola сломался после недельного использования

Где сейчас в мире доступы сети 5G

Распространение сетей 5G набирает скорость и уже сейчас производители смартфонов штампуют миллионами мобильные устройства с поддержкой нового стандарта связи. Так, только в прошлом году Samsung и Huawei вместе продали чуть более 13,5 млн 5G-смартфонов на рынке. В этом году эта цифра увеличится в несколько раз. Но на каких рынках такие аппараты востребованы? В каких странах мира есть 5G?

Кто приобщился к 5G

Всего по состоянию на июнь 2020 года в мире насчитывается 81 коммерческая сеть 5G в 42 странах. В США все три крупных сотовых оператора развернули сети пятого поколения и в настоящее время 5G доступен во многих крупных городах этой страны. А вот в Канаде оценить все преимущества нового стандарта связи могут жители только двух городов: Калгари и Эдмонтон.

Добрался 5G до Австралии и Новой Зеландии. На австралийском континенте сети нового поколения охватили практически все восточное побережье и жители Сиднея, Мельбурна, Ньюкасла, Таунсвилле, Брисбина и др. городов пользуются ими. А в Новой Зеландии три города оценили блага сетей пятого поколения: Крайстчерч, Веллингтон и Куинстаун.

Покрытие 5G охватило практически все крупные города Великобритании. Тоже можно сказать и о Ирландии. Что касается Европы, то сети пятого поколения — это лишь привилегия ряда стан Западной Европы. Так, 5G есть в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Германии и Польше. В Венгрии жители только двух городов получили доступ к новому стандарту связи: Будапешт и Залаэгерсеге. Также только двумя городами ограничено покрытие 5G в Италии: Рим и Неаполь.

Сети пятого поколения работают в нескольких крупных городах Норвегии, Дании, Швеции, Испании, Финляндии и Латвии. Интересно, что 5G даже есть на архипелаге Шпицберген, где проживает всего около 3000 человек. А вот во Франции 5G нет.

На Азиатском континенте 5G-сети развернули в Южной Корее, Японии, Таиланде, Сингапуре и Китае. Добрался новый стандарт связи и до Филиппин с покрытием в двух городах: Манила и Кабанатуане.

Большая часть африканского континента не имеет доступа к 5G, но на Мадагаскаре, городах Туамасина и Антананариву — эти сети есть.

Пасут задних

Восточная Европа в числе аутсайдеров. Ни одна из стран этого региона не имеет 5G и его внедрение перспектива отдаленная. Считается, что в Украине полноценное развертывание сетей пятого поколения начнется не ранее 2022 года. И это слишком оптимистичный прогноз. История с сетями 5G в России началась еще в 2015 году и в 2018 году была принята национальная программа «Цифровая экономика», которая касалась и развития 5G. Есть прогноз, что к 2024 году в 10 российских городах-миллионниках должен заработать 5G.

Комментарии

Крупнейший в Грузии мобильный оператор запустил технологию 5G в тестовом режиме
Крупнейший в Грузии оператор мобильной связи Magticom, владельцами которого являются американские компании International Telcell Celular LLC и Telcell Wireless LLC, начал тестировать технологию 5G.

Как говорится в пресс-релизе Magticom, в этом направлении компания сотрудничает с тремя ведущими мировыми производителями телекоммуникационного оборудования, а также в параллельном режиме ведет углубленное изучение новейших технологий и обучение специалистов.
В сообщении говорится, что в настоящее время в сети Magticom осуществляется тестирование станций пятого поколения, где технологические скорости, отражающие сотовую проводимость, колеблются в пределах 20-25 Гб в секунду.

В 2019 году Magticom инвестировала в укрепление и обновление инфраструктуры компании, а также приобретение аппаратуры и оборудования 114,9 млн лари ($37,3 млн по текущему курсу).

ООО Magticom учреждено в 1996 году и стало первым оператором связи в Грузии, предлагающим потребителям четыре полных сервиса: мобильная телефония, фиксированная телефония, интернет (мобильный и кабельный) и телевидение (спутниковое и IPTV). Компания занимает 41% рынка мобильной связи Грузии, ее сеть охватывает 98% населенной территории страны и обслуживает до 3 млн потребителей. Сеть включает все ступени развития мобильной сети (2G, 2,5G, 3G, 3,5G, 4G, 4,5G).

Разработчики пожаловались властям: Москва закупает софт «враждебной страны» и дискриминирует российское ПО

Закупка ДИТ под прицелом критики

Как стало известно CNews, попытка ИТ-департамента правительства Москвы (ДИТ) закупить ПО Microsoft не осталась незамеченной АРПП «Отечественный софт», которая в резкой форме обратила на этот факт внимание Минкомсвязи и столичной мэрии.

АРПП (Ассоциация разработчиков программных продуктов) объединяет более 180 российских ИТ-компаний, и во многом ее усилиями в России в начале 2016 г. появился Реестр отечественного ПО при Минкомсвязи. «Отечественный софт» выступает в роли экспертной организации при разработке государственных законодательных инициатив в области высоких технологий, ПО и информбезопасности, регулярно взаимодействуя с Минкомсвязи и Минпромторгом.

Читайте также:  Возвращается на рынок модернизированный фотоаппарат Зенит

Критическое письмо АРПП (PDF на файл-сервере CNews) было направлено в ночь на 9 апреля 2020 г. на имя главы Минкомсвязи Максута Шадаева и заместителя мэра в столичном правительстве — руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Натальи Сергуниной.

Копия письма была отослана в Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, созданный по поручению Президента России Владимира Путина и возглавляемый Ильей Массухом, общественным деятелем, президентом Фонда информационной демократии, экс-замглавы Минкомсвязи России.

Указав на недопустимость безальтернативной закупки софта из США при наличии его функциональных отечественных аналогов, в том числе в условиях кризиса российской экономики на фоне коронавирусной пандемии, АРПП призвала Минкомсвязи и мэрию Москвы принять «незамедлительные меры». Под ними в ассоциации подразумевают пересмотр технического задания тендера ДИТа для изменения «условий участия и обеспечения возможности подачи заявки российским производителям ПО».

«“Отечественный софт” также выступает с предложением по организации встречи членов ассоциации с руководством Минкомсвязи, правительства Москвы, а также с руководством ДИТ с целью обсуждения текущей ситуации и выработки совместного решения по реализации государственных инициатив по переходу на использование российских технологий», — говорится в заключении письма.

Как сообщили CNews представители АРПП, какой-либо реакции от адресатов обращения пока не последовало.

«Письмо получили; находится на рассмотрении», — рассказали CNews представители Минкомсвязи.

Представители ДИТ Москвы в разговоре с CNews указали, что департамент осуществляет закупки, четко соблюдая нормы действующего законодательства России: «В рамках данной закупки поставка конкретного программного обеспечения необходима для совместимости с действующим ПО, что указано в техническом задании к контракту».

Что хочет закупить ДИТ

Рассматриваемая закупка софта была запущена ДИТ 2 апреля 2020 г. в формате электронного аукциона с начальной ценой лота в 89 млн руб. Прием заявок продлится до 10 апреля, торги намечены на 14 апреля. Непосредственным организатором тендера выступает департамент Правительства Москвы по конкурентной политике. Контракт с будущим поставщиком будет подписан ДИТ в лице замруководителя департамента Алексея Анисимова.

Предметом закупки являются тысячи лицензии Microsoft на серверные и пользовательские ОС Windows, офисные пакеты Office, специализированное ПО Project, Visio и др. В отношении большей части позиций в техзадании стоит пометка «требуется поставка указанного ПО для совместимости с используемым ПО».

Софт предназначен для различных органов исполнительной власти Москвы: департаментов столичного правительства, управ, префектур, инспекций.

Аргументация в письме АРПП

В своем критическом письме АРПП отмечает, что в аукционную документацию включено обоснование невозможности закупки ПО отечественного производства. По мнению ассоциации, это обоснование составлено таким образом, «чтобы исключить возможность покупки альтернативных решений российских производителей программ для ЭВМ и саботировать государственную программу импортозамещения в сфере ИТ».

«Обоснование составлено таким образом, чтобы требованиям к ПО соответствовало только американское программное обеспечение Microsoft, при этом большинство из таких требований абсолютно немотивировано», — говорится в письме. — В обосновании указаны отдельные характеристики, присущие только стандарту ПО Microsoft, которые не имеют прямых аналогов у российского ПО, находящегося в реестре отечественного ПО при Минкомсвязи, что является нарушением ст. 15 федерального закона № 135-ФЗ “О защите конкуренции”».

С точки зрения АРПП, отсылки ДИТа к несостоятельности российских решений с точки зрения их функциональности несостоятельны. Требующиеся ДИТу функции «уже давно прописаны в документации, имеются в наличии в отечественных программных продуктах, что подтверждено анализом Минкомсвязи при включении этих решений в Реестр отечественного ПО». В то же время ПО Microsoft, как считают в АРПП, напротив, не соответствует многим требованиям, которые предъявляются российским государством к закупаемому ПО.

«Полагаем, что ДИТ создает искусственные барьеры по допуску российских разработчиков к участию в аукционах, — сообщают авторы письма. — Такую позицию ДИТ считаем дискриминирующей, так как она не соответствует принципам честной конкуренции и не позволяет отечественным ИТ-компаниям даже предложить к закупке свои программные продукты».

Применение российских программ, по заверению ассоциации способно снизить риски несанкционированного доступа к данным и увеличить защищенность периметров информационных систем. «Среди наиболее известных проектов стоит выделить сертифицированные операционные системы AstraLinux и “Альт”, облачные продукты и сервисы, системы электронного документооборота ЭОС “Дело” и Docsvision, базы данных “Ред софт”, “Серчинформ”, Seldon, Postgres Pro, а также прикладное и офисное программное обеспечение Abbyy, «Мой офис» и многие другие», — указывают в АРПП.

Кроме того, ассоциация обращает отдельное внимание на то, что закупка ДИТом американского ПО происходит «в условиях сложнейшей геополитической обстановки». «Укрепляется зависимость правительства Москвы — крупнейшего и важнейшего субъекта Российской Федерации, столицы нашей Родины — от иностранных решений враждебных нам стран, которые вводят в отношении России санкции и принимают меры по дестабилизации экономической и политической ситуации в нашей стране, — говорится в письме. — Такого рода закупки могут привести к печальным последствиям, когда закупленное иностранное ПО будет удаленным образом отключено корпорацией Microsoft, исполняющей санкционное законодательство США, и работа правительства Москвы будет заблокирована и парализована».

Читайте также:  WhatsApp перестанет работать на некоторых телефонах

Российский программный продукт вызвал недовольство у Правительства Москвы

Российский программный продукт вызвал недовольство у Правительства Москвы

Комитет по бюджету и налогам Госдумы считает, что эффективность исполнения государственных программ поставлена под сомнение: действия исполнителей зачастую не согласованы, сроки согласования не соблюдаются, а увеличение выделяемых финансовых ресурсов не приводит к повышению эффективности. Об этом идет речь в заключении комитета (как ответственного по данному вопросу) на подготовленные правительством поправки в бюджет 2020 года. Госдума одобрила эти поправки сегодня в первом чтении.

«Реализацию отдельных госпрограмм осуществляют более 30 участников, что на практике приводит к отсутствию межведомственного взаимодействия, несоблюдению сроков согласований и необходимости принятия ответственными исполнителями дополнительных решений по координации деятельности всех участвующих в реализации мероприятий госпрограмм», — отмечается в документе.

«Из субсидий [регионам] на 2020–2021 годы нераспределенными остаются 45 субсидий — более 40% субсидий не распределены, — заявил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на заседании Госдумы 18 июня. — К сожалению, министерствам и ведомствам выгодно держать регионы на коротком поводке».

Депутаты назвали недостаточно эффективными целый ряд госпрограмм, в первую очередь меры по стимулированию малого бизнеса.

  • Несмотря на значительные выделяемые средства на госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» (105 млрд руб. в 2018 году) и приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (10 млрд руб. в 2018 году), по данным Росстата, количество закрывшихся бизнесов за прошлый год более чем в два раза превысило количество открывшихся, отметил комитет.
  • «Никакого анализа причин такого снижения не дается. А это реальная картина, свидетельствующая если не о полном провале программы, то как минимум о серьезных проблемах ее реализации. Минэкономразвития России это просто игнорируется», — говорится в заключении.
  • В заключении приводится позиция комитета Думы по экономической политике: меры господдержки пока не оказали существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса. Объем кредитов малому и среднему бизнесу уменьшается, роста занятости в этом секторе нет.
  • Существенное увеличение финансовых ресурсов не отражается на ожидаемых итогах реализации соответствующих госпрограмм, а выделение крупных сумм на неэффективные программы вызывает сомнения, констатирует комитет по бюджету.

Пресс-служба Минэкономразвития в ответ на запрос РБК указала, что данные комитета по закрывшимся/открывшимся предприятиям относятся ко всем юрлицам, а не только к субъектам малого и среднего бизнеса. «Согласно данным ФНС России, число субъектов МСП в 2018 году выросло по сравнению с 2017 годом на 7%. И в целом динамика по количеству создаваемых малых и средних предприятий у нас положительная», — заявили в министерстве. По количеству субъектов МСП на 1 тыс. человек населения Россия почти не уступает среднеевропейским показателям, а цели нацпроекта при текущих темпах роста количества малых и средних предприятий будут достигнуты к 2024 году, сообщили в Минэкономразвития.

Нацпроекты исполняются слабо

Депутаты отметили проблемы с исполнением нацпроектов: на 22 мая 2020 года более половины нацпроектов были исполнены менее чем на 20% от общих лимитов бюджетных расходов на год.

  • «Критически низкий» уровень исполнения сложился по нацпроекту «Цифровая экономика» — менее 1%;
  • Низкий уровень реализации отмечается у нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — 2,9%;
  • Уровень исполнения по нацпроекту «Производительность труда и поддержка занятости» составил 4%, «Экология» — 7,5%, «Образование» — 15,8%, «Культура» — 17,7%.

«Указанные обстоятельства создают риски принятия недостаточно обоснованных или несвоевременных решений, в том числе и в ходе реализации национальных проектов», заключает комитет по бюджету.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов допустил перераспределение средств между нацпроектами. «Мы можем менять ассигнования между нацпроектами, перераспределять. Если нацпроекты будут отставать от графиков, мы таким правом будем пользоваться», — сказал он в Госдуме.

«По «цифре» (нацпроект «Цифровая экономика». — РБК) ход кассового исполнения чуть больше 7%, а в целом кассовое исполнение [по нацпроектам] больше 28%», — привел Силуанов свежие данные.

Губернаторов равняют под национальные цели

Еще одной проблемой, которая влияет на исполнение нацпроектов, депутаты называют то обстоятельство, что эффективность работы губернаторов регионов оценивается по практически одинаковому набору целевых индикаторов. А нужно учитывать социально-экономическую дифференциацию регионов, считает комитет и призывает скорректировать цели каждого региона с учетом их особенностей.

Например, производительность труда все регионы должны нарастить на 22–26% к 2024 году, но где-то, как в Тамбовской области, прирост производительности в 2011–2016 годах составил 48%, а где-то, как в Еврейской автономной области, производительность за тот же период сократилась на 10%.

Госкомпании недоплачивают в бюджет

В очередной раз правительство снижает прогноз по выплатам дивидендов госкомпаний в бюджет — сразу на 144 млрд руб. относительно закона о бюджете. Это связано «с корректировкой чистой прибыли организаций за 2018 год по фактическим данным опубликованной финансовой отчетности, а также с учетом возможных рисков недопоступления дивидендов по ряду компаний».

Читайте также:  Учеными калифорнийского университета создан наноробот

Анализ Счетной палаты, который приводится в заключении комитета по бюджету, показал, что наиболее существенны риски недополучения дивидендов от «Роснефтегаза», РЖД, «Транснефти», «Россетей», «РусГидро» и «Аэрофлота». Снижение выплат со стороны этих компаний составит 83,7 млрд руб. относительно первоначального прогноза.

«Возможно, руководство госкомпаний не читает оптимистичные отчеты правительства об экономическом росте и показывает прибыль, как она есть — низкую, — сказал РБК член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. — Или же не очень эффективно управляют вверенным им государственным имуществом». «Для меня это показатели того, что чиновники не справляются с поставленной задачей — контролем за госкомпаниями», — добавил депутат.

Правительство теперь закладывает уточненный прогноз по дивидендам госкомпаний на уровне 443,9 млрд руб. (вместо прежних 588,3 млрд). Но Счетная палата сомневалась и в этом новом прогнозе, заявил на заседании Думы председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. «Мы считаем, что еще 78 млрд руб. находятся в зоне риска по сбору дивидендов», — сказал он.

Правительственные поправки в бюджет также недостаточно прозрачны, считают депутаты. Например, Минфин увеличил прогноз поступлений по статье «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» на 38%, или 41,8 млрд руб. Это очень крупная сумма, но она объясняется некими «отдельными решениями» правительства, которые в поправках не раскрываются, говорится в заключении комитета.

Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов

Cathal_Shtadler / Depositphotos.com

Одним из наиболее обсуждаемых событий текущего года стало введение обязательной предустановки российского ПО на некоторые виды технически сложных устройств. 1 апреля 2021 года Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – Закон о защите прав потребителей) будет дополнен положением об обязательной предварительной установке российских программ для ЭВМ при продаже отдельных видов технически сложных товаров. Перечень товаров, при реализации которых необходимо будет соблюдать данное требование, перечень российских программ, которые должны быть предварительно установлены, а также порядок их предустановки будет определять Правительство Российской Федерации. Программные продукты включаются в список на основе рейтинга Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и рассматриваются президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию. Срок включения в реестр для предварительной установки составляет один год.

Рассматриваемые требования об обязательной предустановке российского ПО будет распространяться на следующие виды технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1867; далее – Постановление Правительства РФ № 1867):

  • смартфоны и планшетные компьютеры;
  • стационарные и портативные компьютеры;
  • телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки программ из магазинов приложений (Smart-TV).

Постановление Правительства РФ № 1867 также регламентирует обязанности изготовителей технически сложных товаров:

  • осуществить предварительную установку программ;
  • обеспечить сохранение на технически сложном товаре предварительно установленных программ при обновлении;
  • обеспечить не менее благоприятные условия использования потребителем предварительно установленных программ по отношению к иным программам, правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) (например, возможность обновления программ, их недискриминационное отображение на экране).

Предлагаются следующие способы осуществления установки программ на технически сложные товары:

  • изначальная установка приложений на жестком диске товара;
  • размещение графического изображения программы на экране, при выборе которого потребителем осуществляется загрузка программы;
  • при первом включении устройства размещение диалогового окна для загрузки соответствующих приложений (функция пропуска диалогового окна должна быть недоступна).

Таким образом, производители имеют выбор как именно изменить свою продукцию для целей обеспечения соответствия законодательству, отмечает Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia. При этом реализовать нормы об обязательной предустановке можно как путем непосредственной установки определенного ПО, так и размещением на экране ярлыка, чтобы пользователь непосредственно принимал решение о его установке, отмечает управляющий партнер ЮК “Зарцын и партнеры”, председатель Наблюдательного совета Ассоциации юристов цифровой экономики Людмила Харитонова. Размещение “иконки” должно быть осуществлено таким образом, чтобы диалоговое окно нельзя было пропустить. Эксперт считает, что данный метод дает выбор пользователю и является наиболее оптимальным.

Соответствующее нововведение спровоцировало ряд дискуссий среди экспертов ИТ-индустрии и юридического сообщества. Основные спорные вопросы касаются целесообразности включения нового положения в Закон о защите прав потребителей, проблемы реализации данной нормы на практике, а также влияние нововведения на производителей и пользователей.

Как отмечает Алексей Рыбаков, генеральный директор ИТ-компании Omega, правила содержат список классов программ, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров. На их основании будет формироваться окончательный перечень программ для предустановки изготовителями. При этом эксперт считает, что соответствие ПО классу программ недостаточно для включения его в перечень. Правительством РФ установлены конкретные требования, которым должны соответствовать программа. Главным требованием является то, что исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей): Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, российскому юридическому лицу либо физическому лицу, являющемуся гражданином Российской Федерации.

Читайте также:  Samsung представил интеллектуальный робот-пылесос JetBot 90 AI+

Обязательство о предварительной установке отечественного программного обеспечения будет иметь влияние на три группы субъектов внутри страны: российские компании, государство и потребителей, отмечает управляющий партнер компании “Закошанский и партнеры”, председатель Ассоциации юристов цифровой экономики Михаил Закошанский. Эксперт считает, что в связи с этим целесообразно оценивать положительные или отрицательные стороны закона применительно к каждой озвученной категории.

Влияние на российские компании

В качестве заявленных целей закона законодатели указывали повышение удобства для российских пользователей, которые будут иметь доступ к приложениям, ориентированным на российских пользователей, а также поддержку российских разработчиков в конкуренции с крупными иностранными компаниями, отмечает Владислав Елтовский.

Владислав Елтовский, юрист практики интеллектуальной собственности CMS Russia :

В целом меры, предложенные законом, действительно могут помочь в продвижении российского софта, особенно среди пользователей, не имеющих определенных предпочтений по отдельным категориям приложений (к примеру, поисковые системы), которым российское приложение будет предложено среди программ “по умолчанию”. Таким образом, действительно, популярность российских приложений в сравнении с иностранным может повыситься за счет таких пользователей.

Однако обратной стороной таких мер является потенциальное негативное влияние на конкуренцию среди российских разработчиков. Так, предустанавливаться будут наиболее популярные российские приложения, что может негативно сказаться на возможности некрупных российских разработчиков продвигать свои продукты в России.

Для поставщиков программных продуктов эта возможность означает кратное увеличение количества пользователей, пусть и необязательно лояльных, утверждает Михаил Закошанский. Алексей Рыбаков отметил тенденцию расширения простора для российских IT-гигантов: теперь их попытки предустанавливать свои приложения получили реальную законодательную реализацию. При этом эксперт обращает внимание, что новое ограничение сможет позволить крупному российскому бизнесу добиться определенного роста, при этом следует понимать, что ИТ-компаниям среднего и малого бизнеса придется сложнее. Технический директор финтех-компании RBK.money Антон Куранда считает, что при реализации закона важно поддержать не только крупных и известных производителей, но и дать возможность найти свою аудиторию небольшим технологическим компаниям, которые делают хороший продукт.

Одним из основных спорных вопросов относительно положений об обязательной предустановке российских программ является их включение в Закон о защите прав потребителей, отмечает юрист O2 Consulting Иван Галкин. Формальный ответ на данный вопрос дан в пояснительной записке к законопроекту, который довольно безапелляционно утверждает, что российское ПО является более привлекательным для российских потребителей и влияет на качество использования устройств. Учитывая специфику рынка производства таких устройств, эксперт усматривает в данном заявлении элемент противоречия: если российское ПО повышает качество технически сложных устройств, то производители таких устройств должны быть заинтересованы в его предустановке в первую очередь; дополнительного законодательного стимулирования к этому не требуется. Производство технически сложных товаров является высококонкурентным рынком с малым количеством игроков, каждый из которых заинтересован в предустановке наилучшего программного обеспечения для того, чтобы взаимодействие пользователя с устройством было максимально комфортным– это позволяет производителю добиться лояльности пользователей и сделать больше продаж устройств.

Вмешательство регулятора в рыночную экономику может быть созвучно целям защиты прав потребителей в тех пределах, в которых такое вмешательство направлено на защиту интереса потребителя как слабой стороны, утверждает Иван Галкин. Однако, по мнению эксперта, в случае с новыми правилами о предустановке российского ПО основной, если не сказать исключительный, эффект – это защита не потребителей, а интересов российских компаний-разработчиков ПО. Не оценивая необходимость такой защиты отечественных разработчиков ПО, с юридической точки зрения эксперт делится сомнениями в отношении того, что для установления таких протекционистских мер выбран именно Закон о защите прав потребителей: такой выбор искажает предназначение данного закона и систематику российского законодательства в целом.

Как отмечает Иван Галкин, идентичные меры о предустановке национального ПО в других странах не принимались, однако регулирование вопросов, связанных с предустановленным ПО есть и за рубежом. Эксперт приводит в пример регуляторную практику в Китае, где запрещается предустановка ПО, осуществляющего сбор персональных данных пользователей без их уведомления, или которое предусматривает возможность использовать информацию, запрещенную законом. Другой пример – подготовленные в Европе в декабре текущего года проекты “Digital Market Act” и “Digital Services Act”, которые устанавливают требование об обеспечении свободы пользователя в удалении предустановленного ПО. Эксперт считает, что добавление аналогичных норм в Закон о защите прав потребителей было бы сообразным его целям.

Российские разработчики долгое время находились в неконкурентных условиях по отношению к зарубежным, считает Антон Куранда. По мнению эксперта, в соответствующей ситуации поддержка российского ПО оправдана: созданием занимаются российские разработчики, внедряют российские компании, и чем интереснее будут технологии и чем больше будет у них пользователей, тем лучше это отразится на экономики. Поддержка отечественных компаний на внутреннем рынке является общепринятой практикой: США, например, активно призывают покупать американские товары, добиваются локализации производств внутри страны, в том числе высокотехнологичных, потому что это дает рабочие места, приносит деньги в бюджет и в целом способствует развитию индустрии. Китай в течение нескольких лет намерен перевести всех чиновников на национальное ПО и устройства.

Читайте также:  Планируется запуск в работу гигантского радиотелескопа

Влияние на иностранные компании

Для некоторых иностранных компаний соблюдение соответствующей нормы в большей степени может быть осложнено внутренней политикой компании. Родион Железнов, к. ю. н., управляющий партнер юридической компании МПЦ “Защита”, внешний эксперт экспертного совета Центра общественных процедур “Бизнес против коррупции”, считает, что для соблюдения нормы иностранными компаниями необходимо изменять свою внутреннюю политику. Эксперт приводит в пример компанию Microsoft, в соответствии с политикой которой не подлежит предустановка программ иных разработчиков.

Безусловно, закон также потребует дополнительных вложений от производителей соответствующих девайсов, которые будут вынуждены вносить изменения в технику, предназначенную для российского рынка, отмечает Владислав Елтовский.

Еще одной сложностью для иностранных компаний выступает увеличение сроков поставки товаров, отмечает главный редактор ИТ-компании The MASCC Илья Харченко. Эксперт считает, что российский рынок будет получать флагманы одним из последних. Это связано с необходимостью времени для того, чтобы встроить зарубежное ПО в экосистему смартфона и изменить заводские конфигурации. Количество приложений может также повлиять на стартовый запас памяти устройства и характеристики в целом.

Наряду с корпорациями, государство является очевидным выгодоприобретателем нововведений по ряду экономических и политических соображений, отмечает Михаил Закошанский. Во-первых, увеличенные доходы российских компаний будут пополнять бюджет. Во-вторых, компании будут собирать еще больше пользовательских данных от геолокации до предпочтений по просмотру аудиовизуальных произведений. В обезличенном виде эти данные бесценны и могут быть впоследствии переданы компаниями, например, для улучшения сервисов государственных услуг.

Прежде всего положительный эффект от реализации данного закона получит государство и крупнейшие ИТ-компании с государственной поддержкой, считает Родион Железнов. Так, например, в формируемый перечень вносятся такие приложения как “Госуслуги”, «Мой налог” и пр., что в части использования, например, приложения “Мойналог” освобождает ФНС России от предоставления исчисления налогов на бумажном носителе, а также предполагается увеличение числа выплат от налогоплательщиков, так как использование данных приложений позволяет получать уведомления о недоимке и иных необходимых платежах.

Соблюдение интересов пользователей

Как отмечает Алексей Рыбаков, у пользователя должна быть возможность удалить предустановленные программы, чтобы не нагружать устройство программами, в которых у пользователя нет персональной необходимости. Соответствующего мнения придерживается и Антон Куранда, утверждая, что при поддержке российских разработчиков следует учитывать интересы пользователей. Эксперт приводит в пример историю с известным браузером, который автоматически при загрузке ставил свой тулбар с сервисами. Такое решение аудитория не приняла, в связи с чем повторять данный опыт с предустановкой российского ПО точно не стоит, считает эксперт: окончательный выбор программ для просмотра фильмов, браузеров, соцсетей пользователь всегда будет делать самостоятельно, и это нужно учитывать. Родион Железнов обращает внимание, что норма Закона о защите прав потребителей носит достаточно обтекаемую формулировку и не предполагает ограничений на наличие иных встроенных программ, а также не ограничивает возможность пользователей самостоятельно удалять предустановленные приложения, если такие программы не несут для пользователя интереса.

Михаил Закошанский объяснил, что удалить приложение возможно после покупки, но при возвращении к заводским настройкам приложения появятся снова. Правила предварительной установки российских программ предусматривают, что версия установленного продукта должна быть бесплатной на момент запуска, однако, допускается распространение платных версий в процессе обслуживания. Эксперт отмечает, что не все программы будут распространяться за плату, и приводит в пример одобрение Правительством РФ десяти видеосервисов для обязательной установки на Smart TV. В список вошли проекты как независимых компаний, которые работают по подписке, так и сервисы федеральных телекомпаний, финансовая модель которых построена на сотрудничестве с рекламодателями. В случае с последними, пользователь будет платит за просмотр, но не деньгами, а своим вниманием.

***
Возможность реализации на практике положений нормы об обязательной предустановке российского ПО на некоторые виды технически сложных товаров вызывает ряд вопросов как у представителей ИТ-индустрии, так и у юристов. Алексей Рыбаков выразил мнение, согласно которому отсутствие возможности предустановки российского ПО может привести к монополизации круга предустановленного ПО. При этом эксперт выразил мнение, согласно которому возможные изменения в закон будут направлены на минимизацию негативных последствий для рынка, а также на конкретизацию требований к программам и изготовителям. В ходе практического применения закона также может возникнуть необходимость в установлении более четких критериев для отбора предустанавливаемых программ, более конкретных обязанностей изготовителей технически сложных товаров.

Цифровые следы москвичей объединят в систему

Новым функционалом планируется оснастить информационную систему СТАТС, запущенную в 2017 г., изначально она была предназначена для анализа поведения посетителей онлайн-порталов и сервисов правительства Москвы. После доработки, которую «Программный продукт» выполнит за 276 млн руб., система сможет собирать данные о том, что пользователь делал и на других ресурсах.

Читайте также:  С 1 января 2021 года на смартфоны обяжут устанавливать российские приложения

Согласно документам госзакупки в системе появятся модули для загрузки геоданных, загрузки обезличенных данных об оплате услуг и штрафов, данных WiFi-сессий в общественном транспорте, сведения о нарушениях медицинских ограничений, данные о проездных документах. Помимо того, система сможет анализировать показатели лояльности и участия в событиях. Инструменты помогут «оперативно выявлять возникающие тренды» и «формировать целевые показатели активности пользователей», говорится в документах. В систему будут загружены данные «из информационных систем правительства Москвы и других источников».

Тендер на усовершенствование СТАТС объявлен осенью прошлого года, поставщик был определен месяц назад. Работы должны быть завершены до 31 октября 2022 г., говорится в контракте.

Помимо этого контракта «Программный продукт» получил в феврале от ДИТа и подведомственного ему «Инфогорода» еще два контракта на общую сумму в 730 млн руб. Один из них предусматривает развитие информационной системы развития предпринимательства и промышленности (ИС РПП) за 602 млн руб., а другой – доработку информационной системы управления данными в распределенной вычислительной среде (ИС УДРВС) за 132 млн.

Анализ поведения пользователей того или иного сервиса – стандартная практика для многих государственных и коммерческих организаций, которые предоставляют услуги и сервисы для жителей и стремятся повысить их качество и удобство, объяснили «Ведомостям» в пресс-службе ДИТа. В ведомстве заверяют, что данные будут храниться в обезличенном формате: «Профиль и персональные рекомендации формируются не для конкретного человека, а для устройства. Система работает без привязки к персональным данным пользователя и не посягает на тайну его личной жизни».

Основная задача системы – повысить удобство и качество предоставляемых сервисов на основе данных об их использовании, полученных с различных устройств – смартфонов, планшетов и других гаджетов, говорят в ДИТе: «Для этого городу не требуется детальная информация о штрафах или проездных документах. Важно понять, заходит ли пользователь на страницу сервиса оплаты штрафов, или указал ли он в каком-либо разделе сведения о проездном документе. Для анализа интернет-активности в рамках работы СТАТС важен сам факт обращения пользовательского устройства к тому или иному сервису, баннеру или другому элементу сайта, а не конкретная информация, указанная при использовании сервиса». Сопоставляться с какими-либо другими данными полученная информация не будет, подчеркивают в ДИТе: «Анализ интересов пользователей по-прежнему будет проводиться исходя из их активности на городских интернет-ресурсах».

В то же время в техзадании к апгрейду СТАТС говорится, что «модуль формирования персонализированного контента должен обеспечивать формирование витрин данных интересов интернет-посетителей по результатам аналитики посещаемых пользователями ресурсов правительства Москвы и других источников данных, а также сервис предоставления сформированного контента внешним потребителям».

Что имеется в виду под «другими» источниками данных, в пресс-службе ДИТа не ответили. Также в техзадании говорится о возможности выявления уникального интернет-посетителя «без использования cookies для увеличения точности сопоставления профилей».

Файлы cookies позволяют системе узнать, чем интересовался пользователь на том или ином сайте в том случае, если эти файлы на разных сайтах синхронизированы, объясняет принцип работы системы человек, близкий к ДИТу. Для того чтобы у системы СТАТС появился доступ к такой аналитике, в программный код сайта нужно добавить одну строчку кода, подтверждает другой бывший сотрудник ДИТа.

Вместо cookies идентификатором, позволяющим проследить цифровой след пользователя, может служить номер телефона, говорит он. Под обезличенностью ДИТ понимает идентификаторы, которые хранятся в системе, однако при необходимости, по запросу правоохранительных органов например, идентификаторы из разных систем и ресурсов могут быть связаны и деобезличены, утверждает человек, знакомый с функционалом системы.

Современные технологии позволяют с большой точностью установить конкретного человека по набору таких данных, соглашается старший юрист Digital Rights Center, эксперт «Роскомсвободы» Владимир Ожерельев: «Даже если данные будут собираться в обезличенном виде, это не исключает возможности их соотнесения с другой информацией, что в совокупности позволит идентифицировать конкретного человека, к которому эти данные относятся. Реализация возможности выявления уникального интернет-посетителя косвенно подтверждает, что все данные в совокупности либо изначально не будут обезличенными, либо будут иметь предпосылки стать таковыми».

В компании «Программный продукт» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Данные, которые ДИТ хочет агрегировать в одной системе, избыточны для заявленных целей по персонализации контента на сайтах правительства Москвы, считает бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий: «Чем больше данных, тем выше риски: у ДИТа неоднократно случались утечки данных, например, о заболевших коронавирусом, а в СТАТС планируется хранить цифровой профиль клиента с информацией из самых разных систем».

Ссылка на основную публикацию