Ведутся разработки платформы, способной управлять объектами при помощи рук

Эта роботизированная рука, управляемая мыслью, может поворачиваться, брать предметы и даже ощущать их

Натан Коупленд научился управлять роборукой при помощи мысли, но движения были медленными. Теперь разработчики реализовали тактильную обратную связь.

Натану Коупленду было всего 18 лет, когда он попал в автомобильную аварию и оказался парализован. Несчастье произошло в 2004 году. С тех пор Натан практически не может двигаться и потерял чувствительность большей части тела. Правда, парализован он не на все 100% — сохранилась чувствительность запястий и нескольких пальцев. Также он может немного двигать плечами. В больнице он стал одним из участников экспериментального исследования.

Команде Питтсбургского университета был нужен доброволец для отработки системы мысленного управления роботизированным манипулятором. Задача была простой: научиться управлять роборукой, просто думая о разных движениях. Все это — одна из работ по созданию нейроинтерфейса, позволяющего управлять механизмами или ПО при помощи мысли. Подобные работы проводят и компании вроде Kernel или Neuralink Илона Маска.

Коупленду повезло стать участником эксперимента, поскольку обычно критерии для отбора добровольцев крайне жесткие. У человека должна быть травма определенного типа, плюс доброволец должен жить относительно близко к лаборатории.

Натан соответствовал всем требованиям, поэтому выбрали именно его. Вскоре новичку провели операцию, в ходе которой к его моторной (двигательной) коре и соматосенсорной коре подключили электроды нейроинтерфейса. При помощи последнего ученые считывали электрические сигналы мозга, в основном — те, что возникали при мысли о намерении совершить движение пальцами или запястьем. Эти импульсы трансформировались при помощи компьютерной системы и передавались в интерфейс управления манипулятором. После трех сеансов работы Коупленд научился работать с системой. В частности, он смог перемещать шарики и захватывать кубики со стола, просто думая об этом.

Но это было лишь начало. В исследовании, опубликованном на днях в Science, сообщается, в общем-то, сенсационная вещь: теперь доброволец ощущает прикосновения к предметам. Какого рода эти ощущения, не сообщается, да и передать словами подобные вещи сложно. Но то, что прикосновения роботизированного манипулятора к предметам ощущаются, как прикосновения к тем же предметам собственных пальцев, — это факт.

По словам разработчиков, скорость реакции и движений роборуки ускорилась — раньше движения были замедленными. Добровольцу приходилось смотреть на то, что делает манипулятор и продумывать действия, корректировать их. Сейчас же к процессу добавилось еще и осязание, которое позволяет действовать рефлекторно. В некоторых случаях скорость движений манипулятора после добавления тактильного отклика увеличилась в 2 раза. Эту разработку без преувеличения можно назвать прорывом в вопросе возвращения дееспособности парализованным людям.

По словам команды исследователей, осязание — важный фактор в вопросе восстановления подвижности. Когда человек ощущает прикосновения, он способен действовать быстрее. Визуальное наблюдение за процессом менее эффективно, чем тактильные ощущения и зрительный контакт. Более того, если есть осязание, зрительный контакт и вовсе может отсутствовать. Когда обычный человек взаимодействует с каким-либо объектом, действия в основном зависят от ощущений.

Мозг человека получает информацию, обрабатывает ее и отправляет сигналы дальше по телу. Обычное действие, вроде обхвата чашки пальцами, не такое уж и простое. Во время движения пальцев мозг корректирует действия руки. Когда пальцы прикасаются к чашке, мозг получает обратную связь в виде осязательных ощущений и направляет руку так, чтобы захват был максимально эффективным.

Поскольку мозг добровольца не был поврежден, в теории он мог поддерживать «осязательный контакт» с пальцами. К сожалению, большая часть электрических сигналов в нервной системе участника эксперимента не доходила от мозга до конечностей. Соответственно, исследователям пришлось разработать систему, которая позволяет симулировать тактильные ощущения. Основной задачей было сделать так, чтобы ощущения были реальными и совпадали с действиями манипулятора. Так, когда роботизированный мизинец касается предмета, Коупленд должен был это почувствовать собственным мизинцем.

Для обеспечения обратной связи Коупленду имплантировали еще несколько электродов. Два набора электродов отвечают за анализ сигналов мозга при мысли о совершении действия рукой и еще два — симулируют сенсорные ощущения. На самом деле, обеспечить ощущение прикосновения можно при помощи слабого электрического сигнала в электроде. Нужно было синхронизировать генерацию таких сигналов с движениями манипулятора.

Чтобы создать такую систему, исследователи воспользовались тем, что у Коупленда сохранилась чувствительность в большом, указательном и среднем пальцах правой руки. Исследователи прикасались к ним ватной палочкой и анализировали при помощи ЭКГ сигналы, а также зоны мозга, где эти сигналы возникают. В итоге удалось понять, какой участок мозга за какой палец отвечает. После этого ученые сгенерировали похожие сигналы и подали их на электроды. По отзывам добровольца, он чувствует, как что-то касается основания пальцев в верхней части правой ладони. Это может быть давление, тепло или просто необычное покалывание, но не боль.

Читайте также:  SONY и Microsoft подписали договор о совместной работе

До внедрения тактильной системы Коупленд неплохо справлялся с задачей захвата и перемещения предметов. Тренироваться пришлось пару лет, но результаты были отличными: в то время как обычному человеку на выполнение такой операции нужно около 5 секунд, Коупленду требовалось от 5 до 20 секунд. Дальнейшие тренировки результата не давали: доброволец как бы вышел на плато, без ухудшения или улучшения результатов.

Все изменилось после добавления тактильной системы. Как и говорилось выше, результат сходу удалось улучшить в 2 раза и более. Конечно, вновь пришлось тренироваться, с учетом того, что тактильные ощущения у Коупленда не точно такие же, как у здорового человека. Сам он говорит, что стал действовать гораздо увереннее даже в ходе первого теста, ведь не нужно было полностью полагаться на зрение.

Если обратной связи нет, приходится полагаться только на зрение. В этом случае человек сначала должен убедиться, что предмет действительно захвачен. Если да, то нужен постоянный визуальный контроль во время его перемещения.

По словам экспертов, создание реалистичных сенсорных сигналов — большая победа. Это означает, что ученые приблизились к задаче имитации естественных движений здорового человека. Важно, чтобы выполнение действия происходило без особых задержек. Тактильная обратная связь — как раз то, что помогает уравнять время, которое требуется на выполнение действия обычному человеку и человеку с повреждениями нервной системы.

У тактильной системы время обработки сигнала, лаг, составляет около 30 мс. У зрительной же системы — от 100 до 300 мс. Представьте, что вы пытаетесь ухватить скользкую чашку. Если задействовать лишь зрение, вы узнаете, что уронили ее, лишь после того, как увидите падающую чашку.

Несмотря на все успехи разработчиков, система все еще находится на стадии «лабораторного образца». Коупленд может работать с манипулятором лишь в лаборатории. Он не может носить его или брать с собой домой. Правда, у Коупленда есть упрощенная система, разработанная для того, чтобы он мог управлять личным ПК. Система достаточно продвинута, чтобы с ее помощью можно было играть в игры Sega Genesis на эмуляторе. Коупленд даже смог нарисовать котика и превратить его в NFT.

Еще одна проблема с системой в том, что она требует проводного соединения. Но эту задачу, кажется, решить проще, чем другие, — наработки беспроводных нейроинтерфейсов есть у многих компаний.

Последнее: тактильные ощущения у Коупленда при прикосновении к предметам роботизированной рукой не всегда соответствуют естественным. Поэтому и контролировать захват/перемещение предметов ему все же сложнее, чем обычному человеку.

Но, в любом случае, прогресс огромный. Можно уже с уверенностью говорить о том, что мозг человека по-прежнему привязан к его плоти, но уже не скован ею.

Восемь гаджетов, которыми можно управлять силой мысли

Игра в мяч, алкогольная дуэль из «Автостопом по галактике», шлем, преобразующий мысли в звуки, управление протезом и даже автомобилем — возможности нейрогаджетов удивляют уже сейчас, не говоря об обозримом будущем. А еще они помогают пользователям лучше владеть собой и контролировать разные состояния сознания. Вот подборка самых интересных и полезных устройств.

Emotiv EPOC Neuroheadset

Emotiv EPOC Neuroheadset – гарнитура с 16 электродами совместима с компьютерными интерфейсами (правда, только на Windows), способна распознавать до 30 эмоциональных состояний и отлеживать мимику пользователя. Помимо впечатляющих перспектив для игр (устройство поставляется с игрой «Spirit Mountain», где, например, цвет неба меняется в зависимости от настроения игрока — а еще можно силой мысли поднимать камни и сгибать деревья), подобные гаджеты могут использоваться, чтобы облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями.

Нейроконтроллер MUSE

MUSE – компактный электроэнцефалограф, разработанный канадской компанией InteraXon, легко считывает сигналы мозга. Если выбрать нужный режим, устройство посылает обратно сигналы, позволяющие пользователю расслабиться, сконцентрироваться или создать себе нужное настроение, например, так называемую, «атмосферу доверия». Самое прекрасноe в этом гаджете — то, что на его основе добровольцы воспроизвели знаменитую телепатическую игру из книги «Автостопом по галактике» (там силой мысли нужно было наклонить бутылку, чтобы наполнить стакан противника).

NeuroSky MindWave Mobile

Этот гаджет был создан специально для школьников и студентов. MindWave Mobile включает в себя набор приложений: от обычных игр до довольно сложных обучающих программ. Устройство измеряет активность мозга и частоту морганий. На основе NeuroSky можно создавать интересные творческие проекты — например, шлем, преобразующий нервные импульсы в звуки. Или камеру Neurocam, в которой запись включается лишь тогда, когда датчики шлема фиксируют повышенную концентрацию внимания на каком-либо объекте. Иными словами, камера записывает только то, что интересно пользователю.

Читайте также:  Электромобиль может вытеснить транспорт на ДВС

Mindflex Duel

Нейроигрушка Mindflex Duel дает пользователям возможность померяться силой мысли. Создатели гаджета утверждают, что обруч на голове игрока может считывать активность мозга и передавать эти данные игровому полю. На поле спрятано устройство, помогающее передвигать «левитирующий» в воздушном потоке шарик по площадке. Оно реагирует на степень концентрации пользователя — чем выше этот показатель, тем сильнее вращаются вентиляторы, спрятанные в разных концах поля. Следовательно, тем быстрее летает шарик и тем легче можно загнать его в ворота соперника.

Neural Impulse Actuator

Игровой манипулятор NIA (Neural Impulse Actuator) от OCZ Technology соединяет сразу три способа управления компьютером без помощи рук: мимика и жесты, направление взгляда и преобразования электрических импульсов мозга в команды. Этот гаджет был сделан специально для компьютерных игр. С ним можно застрелить врага, щелкнув зубами, или поменять направление движения, слегка повернув ладонь руки, а также управлять персонажем с помощью изменения так называемых альфа- и бета-ритмов мозга — то есть, расслабляясь и концентрируясь.

Стоимость: от 250$

Puzzlebox Orbit Helicopter

Orbit Helicopter — стильный вертолет, совместимый с гарнитурой Mind Wave Neurosky — также можно использовать как тренажер для разных ментальных состояний. Как и другими нейрогаджетами, им можно управлять, чередуя высокую концентрацию и расслабление. Создатели вертолета собрали необходимую для производства сумму на Kickstarter, после чего поделились своими наработками со всеми желающими.

Стоимость: без гарнитуры — 7000-9000 рублей, с гарнитурой — 18000 рублей.

BrainDriver

Авторы проекта BrainDriver готовятся к тому моменту, когда беспилотные автомобили станут привычной частью нашей повседневности. Идея в том, что если взять автомобиль с электронной системой управления, надеть на водителя нейрошлем (при создании прототипа использовался Emotiv Epoc) и подключить ноутбук со специальным приложением, двигать руль можно будет усилием мысли. Звучит как научная фантастика, но энтузиастам уже удалось успешно провести тест-драйв.

DARPA Prosthetic Arm

Одна из главных надежд, связанных с нейрогаджетами — то, что они помогут людям с ограниченными возможностями. По словам разработчиков из DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency), протез Prosthetic Arm выглядит, двигается и ощущается как настоящая рука. Работать она должна будет также с помощью «силы мысли» — в мозг пользователя имплантируется специальный микрочип, который позволяет посылать сигналы искусственной конечности. На сегодняшний день эта разработка — одна из самых перспективных в области медицинских протезов.

Конвертопланы на будущее: какие авиагибриды могут поступить на вооружение российской армии

Проекты по созданию российского конвертоплана начинают обретать реальные черты. Конструкторское бюро «ВР-Технологии» (входит в холдинг «Вертолёты России») планирует через два года представить прототип первого электрического конвертоплана беспилотного типа VRT30.

Макет будущего аппарата был представлен на авиакосмическом салоне МАКС-2017, который прошёл в июле 2017 года. Конвертоплан взлётной массой 1,5 тонны сможет развивать высокую скорость и подниматься в воздух без разгона по взлётно-посадочной полосе.

«Сегодня мы совместно с нашими партнёрами из компании «СуперОкс» разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и лётных характеристиках прототипа», — заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Андрей Богинский.

Первые ласточки

Конвертоплан — летательный аппарат с поворотными движителями, во взлётно-посадочных режимах они работают как подъёмные (как на вертолёте), а при горизонтальном полёте — как тянущие (как на самолёте).

Первые работы по проектированию конвертопланов начались в 30-х годах XX века в СССР. Энтузиастом развития этого вида летательных аппаратов был конструктор Борис Юрьев.

В 1934 году он предложил проект истребителя «Сокол», который должен был иметь поворотное крыло и пару винтов в гондолах. Однако ни «Сокол», ни другие геликоптеры-аэропланы Юрьева так и не дошли до стадии лётных испытаний — уровень технологий в ту пору был ещё недостаточен.

До начала Второй мировой войны исследования велись и в Германии. Все они остановились на стадии чертежей: конвертоплан P.1003 фирмы «Вессерфлюг», вундерваффе («чудо-оружие») Fa-269 компании «Фокке и Ахгелис», а также проекты компаний «Хейнкель» и «Фокке-Вульф».

К конвертопланам можно отнести и английский преобразуемый вертолёт Fairey Rotodyne, способный с помощью двух тянущих турбовинтовых двигателей переходить в режим авторотации несущего винта (вращение с помощью набегающего потока воздуха, как в ветряной мельнице), при взлёте работающего как вертолётный. В 1958 году этот аппарат был представлен на авиасалоне в Фарнборо. Он развивал рекордную для винтокрылых аппаратов скорость 400 км/ч.

Читайте также:  Samsung, Intel и TSMC не хватает микрочипов для оборудования

В США в 50-х годах был построен прообраз конвертоплана XYF-1 Pogo. В 1954 году XFY-1 совершил первый полёт с переходом в горизонтальное положение и последовавшую за этим вертикальную посадку.

Эффектно, но дорого

США — единственная страна, у которой на вооружении стоят конвертопланы, а американский Bell V-22 Osprey («Скопа») — единственный в мире серийно выпускаемый конвертоплан.

Создание V-22 Osprey в США началось в 1980-х годах после провала операции «Орлиный коготь» (попытка освобождения заложников в Иране 24 апреля 1980 года), когда появилась необходимость создания более скоростной альтернативы вертолёту. В то время уже существовали самолёты вертикального взлёта, но у них был ряд недостатков, связанных с неустойчивостью при взлёте, сложностью в пилотировании, худшими показателями грузоподъёмности и дальности полёта по сравнению с обычными самолётами. Также при взлёте раскалённая струя отработанных газов реактивных двигателей вызывала эрозию покрытия взлётно-посадочных площадок.

Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре Оsprey с успехом продемонстрировал изменение полёта с вертикального на горизонтальный. В декабре 1990 года конвертоплан совершил первую посадку на палубу авианосца USS Wasp.

Такими машинами было решено оснастить корпус Морской пехоты и Силы специальных операций. ВМС заключили контракт на приобретение четырёх V-22 и модернизацию двух уже существующих прототипов, которые предполагалось сделать более лёгкими и дешёвыми. Цена одного аппарата составляла $71 млн.

В 2008 году Пентагон заключил контракт на поставку 167 конвертопланов V-22 Osprey на общую сумму $10,4 млрд.

Высокая стоимость конвертоплана обусловлена высокотехнологичностью конструкции. В корпусе Osprey широко применены графито-эпоксидные композитные материалы, машина оснащена широким спектром бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе системами навигации и распознавания, приборами дальнего обнаружения, устройствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также системами оповещения о ракетной атаке и пилотирования в ночных условиях.

В качестве силовой установки используются два двигателя Rolls Royce T406/AE 1107C-Liberty мощностью по 4585 кВт. Взлётная масса машины — более 27 тонн, максимальная скорость — свыше 500 км/ч. Экипаж — 4 человека. На борт Osprey может взять 24 десантника.

В качестве вооружения могут стоять пулемёты калибра 7,62 и 12,7 мм, а также турели с пушками. Кроме того, имеются узлы для подвески противолодочных торпед, противокорабельных управляемых ракет и ракет класса «воздух — воздух».

Osprey всего несколько раз задействовались в боевых операциях: в 2011 году в Афганистане и в 2017 году в Йемене. Однако с 2011 по 2017 год было уже 9 лётных происшествий, приведших к уничтожению 7 машин и гибели 11 человек, не менее 28 получили ранения.

На данный момент в США разрабатывается новый конвертоплан Bell V-280 Valor. Он сможет выполнять полёты на скорости до 519 км/ч, а его боевой радиус составит 1500 км (перегоночная дальность хода при этом — 3900 км). Двигатели аппарата будут неподвижны — при переходе из вертолётного режима полёта в самолётный наклоняться будут только винты. На завершившейся недавно выставке AUSA-2017 компания Bell заявила, что V-280 Valor на 100% готов к лётным испытаниям.

Стратегия и тактика

Как заметил в беседе с RT эксперт в области авиации Вадим Михеев, потребность в Osprey у США связана с тактикой высадки американской морской пехоты.

«Тактический ордер Морской пехоты США подразумевает два фактора во время броска: авиация и корабли не должны нарушать боевой порядок взаимного прикрытия, а также высадка и занятие позиций на берегу должны осуществляться в кратчайшие сроки. Конвертопланы летают быстрей и дальше вертолётов, но они гораздо дороже и сложнее в эксплуатации. США готовы мириться с таким положением дел до тех пор, пока затраты окупаются тактическим преимуществом, особенно когда речь идёт о силах специальных операций», — сказал Михеев.

По мнению эксперта, у России нет надобности в таких машинах.

«России машины типа Osprey нужны были бы разве что в случае необходимости высадки десанта, например, в Австралии, то есть пока не нужны вовсе. Вдобавок конвертопланы очень дороги, и у российской армии нет подходящих кораблей для их транспортировки. Конвертопланы никогда целиком не вытеснят вертолёты и вряд ли будут очень востребованы на гражданском рынке», — отметил Михеев.

Военный эксперт Дмитрий Корнев придерживается в отношении конвертопланов схожего мнения, однако добавляет, что для России возможны БПЛА такого типа.

«Тяжёлые конвертопланы типа Osprey для России не актуальны. Более реальна перспектива постройки БПЛА на базе конвертопланов, поскольку БПЛА и проще, и дешевле, и надёжней. В этом году на выставке HeliRussia 2017 «Вертолёты России» представили модель БПЛА такого типа. Ещё ранее, в 2015 году, в выступлении главкома ВКС Бондарева прозвучали слова о вооружении российской армии беспилотными конвертопланами, в том числе тяжёлыми — массой до двух тонн», — рассказал в беседе с RT Корнев.

Он также заметил, что, возможно, России стоит вести исследования в данной области, чтобы сохранить наработанный потенциал.

Читайте также:  Ведется разработка робота, способного имитировать человеческие эмоции

«СССР был одним из пионеров направления постройки конвертопланов, в том числе и в области разработки винтокрылов. Возможно, институтам вроде МАИ следует продолжать наработки по этому виду техники, чтобы держать базу знаний в актуальном состоянии. По крайней мере благодаря США мы знаем, что такие проекты реализуемы. Если брать технологию конвертопланов в общем, то помимо БПЛА, может быть, появятся какие-нибудь электрические разработки в гражданской сфере. К примеру, спортивные конвертопланы или прогулочные — кто знает. Но такие проекты по своей сути ближе к квадрокоптерам», — добавил Корнев.

Нужны ли нам конвертопланы?

Периодически на различных выставках вооружения и военной техники появляются макеты, а то и опытные образцы готовящихся к первому полету конвертопланов. Как иностранных, так и российских, создающихся в инициативном порядке. И это провоцирует дискуссии на тему «Нужны ли в Российской армии эти специфические летательные аппараты и какая от них может быть польза».

Вопрос непростой. Особенно если учитывать, что почти за вековую историю теоретических и практических исследований и экспериментов в мире к настоящему моменту существует только один серийно производящийся и эксплуатирующийся конвертоплан – американский Bell V-22 Osprey.

Первые попытки

Конвертоплан – летательный аппарат, совмещающий в себе принцип действия вертолета при взлете и посадке и самолета с тянущими винтами при горизонтальном полете. Его главное достоинство – возможность работать без взлетно-посадочных полос и при этом превосходить классические вертолеты по скорости и дальности полета.

Идея строительства конвертопланов зародилась и бурно развивалась в виде многочисленных проектов в России, Европе и США в период перехода авиации из детского состояния в подростковое – в 20–30-е годы. Однако дальше строительства неработоспособных образцов дело долго не продвигалось. Но уже тогда практически окончательно сформировалась теория «вертолето-самолетов».

Среди множества предлагавшихся способов перевода летательного аппарата после взлета в режим полета выделились два наиболее реалистичных – вертикальная схема конвертоплана и горизонтальная.

Вертикальная схема представляет собой обычный самолет, установленный на хвост. Находящийся вверху самолета винт создает подъемную силу при взлете. Поднявшийся на достаточную высоту аппарат переводится в горизонтальное положение и выполняет полет в самолетном режиме. У этой схемы есть достоинство – при подъеме самолетное крыло не создает помех воздушному потоку.

“ В информационных агентствах периодически раздаются анонимные заявления источников в ОПК и оборонном ведомстве о том, что в России создается конвертоплан в интересах ВДВ ”

Однако недостатки куда существеннее. Пилоту в двух режимах полета необходимо занимать внутри кабины два разных положения, поворачивая кресло на 90 градусов. На тот же угол должны поворачиваться и приборные панели.

Наиболее близко к созданию серийной машины такого типа приблизилась в 1954 году компания Convair, создавшая для ВМС США конвертоплан XYF-1 Pogo. У него были прекрасные летные характеристики – максимальная скорость превышала 900 километров в час. Однако моряки отказались от этой машины, назвав ее «чертовой ступой». Проект был закрыт из-за того, что при посадке XYF-1 Pogo совершал безумные и непредсказуемые скачки. Обычный летчик пилотировать его был не в состоянии.

При горизонтальной схеме фюзеляж постоянно находился в нормальном положении. Поворачивались на 90 градусов оси винтов, которые при развороте превращались из подъемных в тянущие. По этой схеме было спроектировано подавляющее большинство конвертопланов. Первый отечественный проект летательного аппарата с поворотным крылом «Сокол» был разработан в 1936 году в Московском авиационном институте. Потом пошли проекты и опытные образцы конвертопланов различной степени готовности вроде P.1003/1 1938 года немецкой компании Weserflug или немецкая же модель Focke-Achgelis Fa.269 1942 года. Был и 900-килограммовый Transcendental Model 1-G (США), который в 1951 году совершил почти сотню пилотируемых полетов, но в конце концов разбился.

В 1955 году за дело принялась серьезная компания Bell, которая по заказу ВМС США создала двухтонную машину XV-3, совершавшую испытательные полеты до 1966 года. Затем построен XV-15 с максимальной взлетной массой 6800 килограммов. На основании этой разработки и был создан вышеупомянутый Bell V-22 Osprey, совершивший первый полет в 1989 году.

Есть в этом ряду и вклад советского ОКБ Миля. Проект «винтоплана» Ми-30 начал реализовываться в 1972 году. К началу 80-х были спроектированы три варианта машины с двумя подъемными/тянущими винтами с двух сторон крыла. Самый тяжелый вариант с взлетной массой 30 тонн предназначался для военных. Он был оснащен двумя двигателями Д-136, использующимися в вертолете Ми-26 грузоподъемностью 20 тонн. По расчетам Ми-30 должен был развивать в горизонтальном полете скорость 500–600 километров в час и иметь дальность 800 километров.

Читайте также:  В Чернобыле построили первую солнечную электростанцию

В 1981 году Ми-30 был внесен в Госпрограмму вооружения на 1986–1995 годы. Однако в перестройку закончились деньги, и проект был закрыт. Но можно предположить, что если бы работы были доведены до конца, то первый в мире серийный конвертоплан мог появиться в Советском Союзе.

Машина стоимостью в 72 жизни

Но этого могло и не получиться, поскольку 10 лет разработки, как показывает американский опыт, – это для такой сложной машины, как конвертоплан, совсем немного.

Тендер на создание конвертоплана компания Bell выиграла в 1983 году. В 1989-м стартовали летные испытания шести прототипов. И в 2007 году началась эксплуатация новой машины, как выяснилось, крайне сложной и неустойчивой, испытания которой унесли 30 жизней. То есть на разботку V-22 ушло 24 года. Однако сюда необходимо прибавить еще как минимум семь лет, которые ушли на конвертоплан XV-15, на основе которого был создан V-22. Получается 31 год. А перед этим был и еще более ранний XV-3. То есть история создания уходит в 50-е годы.

Основная сложность, с которой столкнулись разработчики, состояла в крайне неустойчивом состоянии, в котором оказывался конвертоплан при переводе винтов из подъемного (вертолетного) режима в тянущий (самолетный). Во время этой трансформации резко снижается подъемная сила и машина становится неуправляемой. Но в конце концов инженеры Bell смогли справиться с этой проблемой.

К настоящему времени построены 400 конвертопланов трех модификаций: транспортно-десантный, противолодочный и спасательный. Наибольшее количество V-22 используется на универсальных десантных кораблях корпуса морской пехоты (КМП). Также они закуплены для ВМС (противолодочные) и ВВС (для подразделений специальных операций, аналогичных нашим ВДВ).

Масса пустого V-22 – 15 тысяч килограммов, максимальная взлетная масса – 27 500 килограммов. Масса полезной нагрузки – 5500 килограммов. Диаметр винта – 12 метров. Вместимость грузовой кабины – 24 десантника. Экипаж – три или четыре человека в зависимости от модификации. Мощность двигателей – 2х6150 лошадиных сил. Боевой радиус – 720 километров. Практическая дальность без дозаправки – 2600 километров. Максимальная скорость – 565 километров в час, крейсерская – 510. Практический потолок – 7600 метров.

V-22 для КМП оснащены двумя пулеметами калибров 7,62 и 12,7 миллиметра. Имеется возможность установки подвесного контейнера с пушкой калибра 30 миллиметров. Однако от нее вскоре отказались из-за того, что контейнер существенно утяжеляет конструкцию. Пять лет назад в состав вооружения «Оспри» были введены легкие ракеты «воздух-поверхность» и планирующие бомбы.

Эксплуатирующиеся в КМП конвертопланы длительное время принимали участие в транспортных и спасательных операциях на территории Ирака и Афганистана. Также они направлялись в Кувейт, где участвовали в спасении экипажа сбитого самолета-заправщика. В 2017 году в Йемене во время эвакуации наземных войск совершил вынужденную посадку V-22, подбитый огнем боевиков. Экипаж не пострадал, однако конвертоплан был уничтожен ракетным ударом американской авиации.

Несмотря на то, что конструкторы компании Bell решили главные проблемы устойчивости и надежности, за 12 лет эксплуатации семнадцать V-22 попадали в аварии, в результате которых погибли 42 человека. В то же время конвертоплан признан удобной и надежной машиной. В связи с чем им вместо вертолетов пользуются крупные американские политики, включая Трампа, при посещении горячих точек.

«Тяжеловесы» ждут финансирования

В России с различной степенью перспективности над созданием отечественного конвертоплана в инициативном порядке работают несколько компаний. От проектов, доведенных до стадии летающих образцов, буквально рябит в глазах. Вот что мы имеем скорее теоретически, чем практически на сегодня. И все разработчики этих проектов предлагают свои машины Министерству обороны.

Основанная в 2014 году компания «Аэроксо» силами 22 сотрудников создала уже испытанный беспилотный конвертоплан «ЭРА-54». Взлетная масса – 23 килограмма, полезная нагрузка – три килограмма, скорость – 100 километров в час, дальность – 100 километров. Компания работает над новой моделью, характеристики которой должны возрасти в три-четыре раза.

Также молодая компания ZALA Aero, входящая в концерн «Калашников», представила на форуме «АРМИЯ-2020» беспилотный конвертоплан ZALA 421-16EV, способный летать два часа со скоростью 110 километров в час.

Читайте также:  Создан звонок, способный распознавать лица и разговаривать

Основанная в 2015 году компания ADA Aerospace с уставным фондом 10 тысяч рублей создала беспилотный конвертоплан Triada Mk. III, способный доставлять на 300 километров со скоростью 200 километров в час 15 килограммов груза. Он предназначен для поисково-спасательных операций.

Минувшей осенью Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта провело презентацию беспилотного конвертоплана грузоподъемностью 300 килограммов. Его скорость – 500 километров в час, дальность – три тысячи километров. Производство будет развернуто в 2022 году после набора достаточного объема инвестиций. Разработчик не называется. И совсем уж невероятное заявление: «Власти региона предлагают инициатору проекта площадку в Комсомольске-на-Амуре, где осуществляет деятельность местный авиационный завод». То есть где строят истребители Су-35 и Су-57. Остап Бендер был более осмотрителен в своих речах.

Существуют и более основательные проекты, которыми занимаются компании, относящиеся к «средней весовой категории». Компания «Кронштадт-технологии» в 2016 году впервые подняла в воздух прототип беспилотной машины «Фрегат». Его длина достигает 13 метров, размах крыла – 17 метров. Взлетная масса – семь тонн. Полезная нагрузка – одна тонна, при взлете по-самолетному – 1,7 тонны. Дальность полета – 2300 километров, потолок – семь километров. Скорость – 550 километров в час. Работы продолжаются, но степень готовности «Фрегата» неизвестна.

Компания «ВР-технологии» создает конвертоплан в три этапа. В 2017 году проводились летные испытания 300-киллограмовой беспилотной экспериментальной машины. На ее основе предполагалось создать также беспилотный конвертоплан с взлетной массой две тонны. Его намеревались выпускать серийно для нужд газонефтяной промышленности. И уже затем должна была наступить очередь разработки тяжелой пилотируемой машины для нужд Министерства обороны. И она должна получиться, как заявили в холдинге «Вертолеты России», куда входит «ВР-технологии», не хуже американского конвертоплана V-22.

Это заявление было сделано три года назад. Но, к сожалению, дальнейший след даже промежуточного варианта – двухтонного затерялся в календаре. Ничего неизвестно не только о серийном производстве промежуточной машины, но и о готовности ее к летным испытаниям. Все усилия компании направлены на создание легких вертолетов VRT300 и VRT500. Какие бы то ни было следы конвертоплана с сайта компании исчезли. И это вполне закономерно, потому что готовится продажа 50 процентов акций компании фирме Dubai Airshow. А ее интересуют исключительно VRT300 и VRT500, которые будут использоваться как такси по доставке авиапассажиров в любые уголки Эмиратов.

В то же время в информационных агентствах периодически раздаются анонимные заявления источников в ОПК и оборонном ведомстве о том, что в России создается конвертоплан в интересах ВДВ. А это должна быть очень серьезная многотонная машина. И создавать ее должны очень серьезные коллективы конструкторов, накопивших большой опыт в области вертолетостроения.

Однако сведений о том, что кто-то из «тяжеловесов» занимается такими работами, не имеется. А главные из них, как известно, ОКБ Миля и ОКБ Камова, которые теперь объединены в Национальном центре вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова. А в архивах ОКБ Миля, если таковые сохранились, к тому же должен быть детально проработанный, но нереализованный проект конвертоплана Ми-30. И можно было бы небезосновательно предположить, что если бы эта машина действительно была нужна Министерству обороны, то работы по ее созданию были бы возобновлены. Потому что это кратчайший путь к достижению результата. Начало разработок с нуля могли бы завершиться ближе к середине века.

Конвертопланы можно было бы применять в ВМФ в качестве транспортно-десантных машин. Однако для их базирования надо иметь универсальные десантные корабли, каковыми были проплывшие мимо нас в Египет «Мистрали». Свои же вряд ли появятся в обозримом будущем, поскольку они дороже крейсеров.

А в ВДВ они оказались бы уместными при выполнении специальных операций, которые предполагают заброску десанта в тыл противника. И необязательно эти операции могут быть боевыми. Эти машины очень пригодились бы в Сирии при эвакуации сбитых российских пилотов, поскольку они значительно выигрывают у вертолетов и по скорости, и по дальности. Хороши были бы они и в Нагорном Карабахе при заброске передовых отрядов миротворческого контингента.

В России планируется разработка электрического конвертоплана

Холдинг «Вертолёты России», входящий в госкорпорацию Ростех, рассказал о планах по созданию первого в нашей стране электрического конвертоплана.

Напомним, что конвертопланы совмещают достоинства летательных аппаратов самолётного и вертолётного типа. Такие машины, в частности, дают возможность выполнять вертикальные взлёт и посадку на ограниченных по размерам площадках и при этом перевозить пассажиров или грузы на большей скорости и на большее расстояние, чем традиционная вертолётная техника.

Читайте также:  Создана технология управления дроном при помощи человеческих движений

Сообщается, что разработкой электрического конвертоплана займутся специалисты конструкторского бюро «ВР-Технологии» в составе холдинга «Вертолёты России». В основу нового летательного аппарата ляжет беспилотный конвертоплан VRT30. Проектируемая машина будет иметь взлётную массу в 1,5 тонны. Её достоинствами станут полное отсутствие выбросов вредных газов в окружающую среду и низкий уровень шума.

«Сегодня мы совместно с нашими партнёрами из компании “СуперОкс” разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и лётных характеристиках прототипа», — сообщили в холдинге «Вертолеты России».

Ожидается, что прототип российского электрического конвертоплана будет представлен к 2019 году.

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (56)

комментирует материал 20.10.2017 #

Комментарий удален модератором Newsland

комментирует материал 20.10.2017 #

отвечает VOLF на комментарий 20.10.2017 #

Решил покрасоваться однако наш вольфа, да и ветку засрать, пару лопат на вентилятор бросить, от нас не отстает.
Кстати для блохастых, мы как раз решили помочь колобку – Нл как следует засрать, им ведь все равно какие новости ставить.

Эк, однако, ПОЛлукс над вами, пропангандонами, стебается )) Вы же получили установку пропагандонить, что ЖИЗНЬНАЛАЖИВАЕТСЯ, вот он и решил вам помочь, а заодно добрых людей повеселить, которые вас знают и прекрасно понимают, где вы, и где конвертопланы, да ещё электрические )))

ништяк ты себя похвалил педя.браво

Тихо сам с собою он в темном уголке ведет беседу и дает шаловливым ручкам полную свободу.

Котяра, твои сейчас на Майдане скачут в очередногй раз, а ты тут политбеседы проводишь с россиянами.
Ты лучше своих сионо-бандеровцев просвещай, пока их не перевешали.

отвечает VOLF на комментарий 20.10.2017 #

Да это же ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ.
УЖЕ ПЛАНИРУЕТСЯ)))))))))))))))))))))))))))))
Ворьё Щукаря под эти “планы” ещё и деньжат попилит)))

комментирует материал 20.10.2017 #

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Ты наверное думаешь, что очень смешно что ли?

Ему думать нечем – мозгов нету.

да очень))) а ты че плачешь. )))

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Ну да, жиду ж юмор – пинка дать или насрать на коврик соседа!

а потом съешь этот коврик) будет гамбургер) пускай амеры удивятся)

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Я ж говорю – жидоюмор, вон ты сразу как оживился!

Да не смешно уже давно, шайку Щукаря сажать надо, как
минимум.

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Голова есть, а вот мозгов нема.

отвечает Мавин на комментарий 20.10.2017 #

у таракана мозгов да нема))

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Молодец, ты только что подтвердил мой тезис относительно твоей головы!

отвечает Мавин на комментарий 20.10.2017 #

дихлофос твой тезис))

отвечает эксон на комментарий 20.10.2017 #

Браво! Как остро! Предположу даже без методички.

комментирует материал 20.10.2017 #

Россия как всегда живет реалиями – сделают, изобретут, создадут, запустят и т.д.

“изобретут”- может быть. Всё остально, это про Китай, Корею, Германию, Японию, США. и т.д.
Кстати, как там офигенное Сколково “товарисча” вексельберга себя чувствует, за бюджетные миллиарды? Ничем нас порадовать не собирается?!

отвечает BC 293 на комментарий 20.10.2017 #

Самокатом от Чубайса!

комментирует материал 20.10.2017 #

Теперь вертолетами заведует Сердюков. Ждем в компаньоны Васильеву.

комментирует материал 20.10.2017 #

Так Иваны скоро и ветряные мельницы научиться рисовать на бересте.

А ты уже каменный топор освоил, беня ?

Все пророки кроме последнего были нашими! От Ивана бог отвернулся навсегда. Каменный топор – вечный инструмент Ивана.

Не прикидывайся римлянином! Чесноком от тебя прёт.

Ну ты точно в пророки не годишься. Тебе при обрезании мозг повредили.

Он гадить сидя научился. до этого – стоя!

Не снимая шаровар, так ему теплее будет, особенно зимой – яйца не отморозит..

комментирует материал 20.10.2017 #

Опять 25: планируется разработка. рассказал о планах разработкой займутся. проектируемая машина будет иметь.
А когда будет “разработан”, “изготовлено и испытано”, “машина имеет”?

комментирует материал 20.10.2017 #

А атомного квадрокоптера?

комментирует материал 20.10.2017 #

Россия отказалась от модернизации Кузи, не найдя 500-800 млн. дол.
Полная разработка нового для России аппарата займет примерно столько же.
Этот показ – это пиаровская акция к минобороны – дай денег.
Не более.
Очень странно слышать об экологичности двухдвигательного конвертоплана, когда ТУ-95 и ТУ-160 заменят каждый 8-10 таких конвертопланов по выбросам.
Пиар и только

Как там ваш “Гетман Самосрачный” – ещё в Китай на металлолом не продали ? Поторопитесь- они ржавчину не берут.

комментирует материал 20.10.2017 #

В России планируется планирование разработки – так выглядит более правдиво.

Читайте также:  Оказывается, фотоаппараты так же, как компьютеры, уязвимы для вирусов

Планируется планирование планера.

комментирует материал 20.10.2017 #

Смешнои грустно листают статисты прожекты учёных ссср и выдают за прогрес прф. Россия может только язвить , народ страны раскалывать и мир превращать во врагов для этого чужого для властей народа, да чуть не забыл -дербанить страну и набивать карманы, портфели, чемоданы , квартиры и всё туда в сторону не навистного запада в семьи , которые там окопались, включая и путина, Абрамовна там на лазурном .

комментирует материал 20.10.2017 #

Да куда ни плюнь везде ЦМ ускакал ДАЛЕКО от пропагандонской страны. Видимо под пропаганду вражьего окружения неплохо идёт пилёж бюджета, конвертирование и присвоение ресурсов страны. Если все деньги о тпроданных ресурсов справедливо распределялись бы между гражданами страны, ЦМ развивался не менее 10 % в год, можно и так если все деньги шли в бюджет страны , то в РФ за 10 лет было бы удвоение ввп, сеячас тож за этот период удвоение проходит, но увы инфляционное.

комментирует материал 20.10.2017 #

Электромобиль уже разработали.

Он делал „Ё-мобиль“. Но Похерова можно не считать как вклад в русскую копилку.

Ладу Калину по 1 млн 200 тыс.₽ за штуку на китаской и израильской элементных компонетах

комментирует материал 20.10.2017 #

Да хоть электрозвездолет можно спроектировать.Главная фишка в аккумуляторах, а их у нас нет и при путинизме не появятся, как не появятся и др.новейшие технологии потому, что даже налоги на котов идут на содержание полиции и росгвардии.

комментирует материал 20.10.2017 #

В России много чего планировалось.
“Догоним и перегоним Америку!”. (Н.Хрущев)
“Уже в 80-е годы граждане СССР будут жить при коммунизме!” (Н.Хрущев)
“Каждому гражданину СССР – отдельную квартиру к 2000-му году!” (М.Горбачев)
“Догоним и перегоним Португалию по ВВП!” (ВВПутин)

Угу, до сих пор догоняем. Вот когда СПРОЕКТИРУЕТЕ, ПОСТРОИТЕ и НАЧНЕТЕ ПРОДАВАТЬ за свободно конвертируемую валюту – тогда и пишите.

В середине 2000-х пытались догнать Португалию! Забыли?

комментирует материал 20.10.2017 #

Пока не прекратим выпуск уазика буханки, ни о каких ноу хау не надо сопли развешивать по ухам народа. Уазик -это характеристика нашей всей промышленности сегодня. Из тракторов можно добавить Т-40 с рус фанерой.

А что вместо него?

комментирует материал 21.10.2017 #

цит. “. Холдинг «Вертолёты России», входящий в госкорпорацию Ростех, рассказал о планах по созданию первого в нашей стране конвертоплана. “

Может в “вашей” стране – ныне конвертоплан и первый (и впервые на слуху), но в бывшей – о нем было известно ДАЖЕ “Юным техникам” еще – аж 1957 году.
И не только теоретически:

“. В 1972 году в конструкторском бюро им. Миля возник проект винтоплана Ми-30, имевшего классическую схему с парой поворотных винтов (гондолами с винтами и двигателями). В рамках этого проекта проводились аналитическо-конструкторские исследования, состоявшие как из теоретических работ, так и из испытаний моделей поворотного винта на аэродинамическом стенде. По результатам этих работ в проект винтоплана были внесены изменения, так, например, взлётная масса увеличилась с 10,6 до 30 т, с одновременным увеличением мощности двигателей и полезной нагрузки. Постройка первых летающих образцов была запланирована на 1986—1995 годы, однако в связи с ПРОБЛЕМАМИ Перестройки Ми-30 не был построен.

Также существует информация о том, что было выпущено четыре образца, но во время перегонки к месту демонстрации три из них потеряли управление, попав в шторм. Неизвестно, являлось ли это происшествие ошибкой пилотов или несовершенством основной концепции, но работы по созданию конвертопланов были прекращены. ”

комментирует материал 21.10.2017 #

пожрать бы при путинке ,а вы о вышем

Сэкономь и купи водку из .. южных росси-окраин.
Вероятно из субсидий Путина – она гораздо дешевле, чем его “исконная путинка”.
Поэтому – тогда останется и на мало-мальский закусон, пусть даже из тех же средне-российских продуктовых заменителей.

комментирует материал 21.10.2017 #

самое ключевое слово здесь это :- ПЛАНИРУЕТСЯ. давно уже замечено что се звиздёж в рашке начинается со слов :- планируется , собираются, к такому- то году и т. д и т. п . сослагательное наклонение оно такое.

В России будет создан конвертоплан на основе прототипа VRT3

В России будет создан конвертоплан на основе прототипа VRT3

Конструкторское бюро “ВР-Технологии” холдинга “Вертолеты России” (входит в Ростех) планирует к 2020 году создать прототип первого в России электрического конвертоплана со взлетной массой 1,5 тонны.

Беспилотный конвертоплан VRT30, который станет основой для разработки 1,5-тонной машины, был представлен в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Экологическая чистота является одним из основных преимуществ электрических летательных аппаратов благодаря полному отсутствию выбросов в окружающую среду и низкому уровню шума.

Читайте также:  Норвегия решила перейти на электрические самолеты

“Сегодня мы совместно с нашими партнерами из компании “СуперОкс” разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и летных характеристиках прототипа”, – подчеркнул генеральный директор холдинга “Вертолеты России” Андрей Богинский.

Преимущество летательных аппаратов, выполненных по схеме конвертоплана, заключается в том, что при их эксплуатации не требуется наличие взлетной полосы. Кроме того, благодаря поворотному механизму винтов конвертоплан способен как развивать высокую скорость, так и выполнять задачи в режиме висения.

В рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходит в Сочи с 14 по 22 октября, холдинг “Вертолеты России”, совместно с ПАО “ОАК”, АО “ОДК”, МАИ и МФТИ проводит образовательный поток “Авиация будущего”.

АО «В ертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2016 году выручка «Вертолетов России» по МСФО составила 214,3 млрд рублей, объем поставок составил 189 вертолетов.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входят более 700 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 6 – в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, «Вертолёты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Консолидированная выручка Ростеха в 2016 году достигла 1 трлн 266 млрд рублей, консолидированная чистая прибыль – 88 млрд рублей, а EBITDA – 268 млрд рублей. Заработная плата в среднем по Корпорации в 2016 году составила 44 000 рублей. Согласно новой стратегии Ростеха, основной задачей Корпорации является обеспечение технологического преимущества России на высококонкурентных мировых рынках. Одной из ключевых задач Ростеха является внедрение нового технологического уклада и цифровизация российской экономики.

В России создают прототип тяжелого вертолета с электрическим приводом с поворотными как у конвертоплана винтами

Компания «Российские вертолеты», входящая в Госкорпорацию «Ростех», объявила о планах создания прототипа первого в стране электрического вертолета, разработанного на базе беспилотного конвертоплана VRT30, который был представлен на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, проходившего с 14 по 22 октября.

Как сообщается в пресс-релизе, вертолет, который планируют построить в 2020 году, будет полностью электрическим и иметь взлетный вес 1,5 тонны. Основная задача разработчиков — создать эффективную и надёжную малошумную машину с нулевым уровнем выбросов.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сказал: «В настоящее время мы разрабатываем новую летающую лабораторию для конвертоплана, а использование технологии высокотемпературной сверхпроводимости в бортовой сети позволит улучшить такие характеристики изделия, как вес, размеры и управляемость».

США занимаются разработкой конвертопланов на протяжении многих лет. Американский конвертоплан ‘Osprey’ обладает преимуществами самолета и вертолета. В прошлом месяце ‘Osprey’ принимал участие в совместных военных учениях с Японией. Помимо полноразмерных аппаратов американские военные также работает над беспилотным летательным аппаратом с поворотными винтами.

Такие же преимущества будет иметь и русская разработка. Вертолетам не нужны взлетно-посадочные полосы, что позволяет им легко работать в различных условиях. Они могут зависать над какой-то точкой для высадки солдат или передачи грузов. Однако им не хватает скорости и маневренности, которыми обладают самолеты; с обеими этими проблемами легко справляются конвертопланы.

Если проект будет реализован, то это будет первый в мире военный тяжелый вертолет на электрической тяге. В октябре 2016 года издание Fortune сообщило о пилотируемом вертолете с приводом от батареи, но он мог оставаться в воздухе всего пять минут.

One thought on “В России создают прототип тяжелого вертолета с электрическим приводом с поворотными как у конвертоплана винтами”

Компания «Российские вертолеты», входящая в Госкорпорацию «Ростех», объявила о планах создания прототипа первого в стране электрического вертолета, разработанного на базе беспилотного конвертоплана VRT30, который был представлен на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, проходившего с 14 по 22 октября.

Читайте также:  Созданы приборы, исчезающие под воздействием влажности

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

В России будет создан конвертоплан на основе прототипа VRT3

Конструкторское бюро “ВР-Технологии” холдинга “Вертолеты России” (входит в госкорпорацию “Ростех”) планирует к 2019 году создать прототип первого в России электрического конвертоплана со взлетной массой 1,5 тонны. Об этом сообщается на сайте холдинга.

Беспилотный конвертоплан VRT30, который станет основой для разработки 1,5-тонной машины, был представлен в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Экологическая чистота является одним из основных преимуществ электрических летательных аппаратов благодаря полному отсутствию выбросов в окружающую среду и низкому уровню шума.

“Сегодня мы совместно с нашими партнерами из компании “СуперОкс” разрабатываем новую летающую лабораторию конвертоплана, в бортовой кабельной сети которой будут использованы технологии высокотемпературной сверхпроводимости, что положительно скажется на весогабаритных и летных характеристиках прототипа”, – подчеркнул генеральный директор холдинга “Вертолеты России” Андрей Богинский.

Преимущество летательных аппаратов, выполненных по схеме конвертоплана, заключается в том, что при их эксплуатации не требуется наличие взлетной полосы. Кроме того, благодаря поворотному механизму винтов конвертоплан способен как развивать высокую скорость, так и выполнять задачи в режиме висения.

БЕСПЛАТНЫЕ ПРОГРАММЫ

Программы: Интернет

Бесплатный VPN-клиент. Поддерживаются OpenVPN, IPsec, L2TP, MS-SSTP, L2TPv3 и EtherIP, а также собственный протокол

Разработчик:
SoftEther
Загрузок:
84377
Бесплатная

Программы: iOS

Мессенджер, изначально ориентированный на геймеров, но со временем получивший популярность и среди других групп пользователей

Разработчик:
Discord, Inc.
Загрузок:
3770
Бесплатная

Программы: iOS

WhatsApp — мессенджер для iPhone. Все сообщения, фотографии, видео, документы и звонки защищены сквозным шифрованием

Разработчик:
WhatsApp Inc.
Загрузок:
163737
Бесплатная

Программы: Безопасность

Dr.Web CureIt! — бесплатная антивирусная программа на основе ядра антивируса «Доктор Веб»

Разработчик:
Doctor Web, Ltd.
Загрузок:
1857839
Бесплатная

Программы: Android

Приложение медиаплатформы «Смотрим». Доступен весь контент производства ВГТРК – телеканалы, радиостанции, сайт Вести.ру и интернет-кинотеатр с сериалами, фильмами, документальным кино, телешоу и детскими передачами

Разработчик:
ВГТРК
Загрузок:
4500
Бесплатная

Программы: iOS

YouTube — официальное приложение видеосервиса. Позволяет смотреть видеоролики, следить за каналами и публиковать собственные видео

Разработчик:
Google
Загрузок:
55921
Бесплатная

Программы: Текст

HxD Hex Editor — бесплатный, надежный и быстро работающий шестнадцатеричный редактор

Разработчик:
Maël Hörz
Загрузок:
76630
Бесплатная

Программы: Мультимедиа

Бесплатное приложение камеры для компьютеров и планшетов на Windows 10. Поддерживается фото- и видеосъемка

Разработчик:
Microsoft
Загрузок:
61920
Бесплатная

Программы: Интернет

Telegram Desktop — мессенджер с поддержкой end-to-end шифрования, позволяющий обмениваться текстовыми сообщениями, а также фото- и видео-файлами

Разработчик:
Telegram
Загрузок:
38872
Бесплатная

Для обеспечения качества подключения школ к Интернету необходимо обеспечить скорость бесперебойного доступа к сети не менее 100 мегабит в секунду для городских школ и не менее 50 мегабит в секунду для школ в сельской местности

Один человек в России заразил новой коронавирусной инфекцией 1,5 тыс. других людей, это максимальный случай суперраспространения, зафиксированный в стране

По прогнозам экспертов, спрос на российские энергоносители будет постепенно снижаться. В настоящее время более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары

Доля жителей Санкт-Петербурга, которые прошли полный цикл вакцинации, однако заболели коронавирусом, составляет 1,7% от общего количества привитых

Тезис о том, что можно заболеть из-за вакцинации, противоречит банальной логике, считает главврач больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко

Один человек в России заразил новой коронавирусной инфекцией 1,5 тыс. других людей, это максимальный случай суперраспространения, зафиксированный в стране

Для обеспечения качества подключения школ к Интернету необходимо обеспечить скорость бесперебойного доступа к сети не менее 100 мегабит в секунду для городских школ и не менее 50 мегабит в секунду для школ в сельской местности

Доля жителей Санкт-Петербурга, которые прошли полный цикл вакцинации, однако заболели коронавирусом, составляет 1,7% от общего количества привитых

По прогнозам экспертов, спрос на российские энергоносители будет постепенно снижаться. В настоящее время более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары

Тезис о том, что можно заболеть из-за вакцинации, противоречит банальной логике, считает главврач больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко

Ссылка на основную публикацию