Электромобиль может вытеснить транспорт на ДВС

Когда электрокары вытеснят машины с ДВС?

Кстати, и во всем мире сейчас эксплуатируют всего лишь примерно миллион полностью электрических легковых автомобилей, что на фоне машин с ДВС — капля. Да и эти-то «электрички» куплены, во многом, не из-за особой любви потребителей, а поскольку в некоторых странах их владельцам предоставляют уйму льгот и преференций: низкие налоги, бесплатные парковки (иногда еще и с бесплатной же подзарядкой), а кое-где и бесплатное электричество на общественных подзарядках. Правда, скажем, финны, у которых бесплатных зарядных станций полно по всей стране, прекрасно понимают, что «халява» рано или поздно закончится. Есть, конечно, мода — куда же без нее! Электромобили сегодня, как принято нынче говорить, в тренде.

О том, сколько и чего надо сжечь или затопить водой, чтобы построить очередную электростанцию, если поголовье электромобилей станет резко расти, пусть спорят ученые мужи. А мы вернемся к нашим отечественным реалиям. И представим, например, как вечером сбрасываем провод для подзарядки машины, скажем, с двенадцатого этажа, а потом стоим в пробке в 20-градусный мороз, прикидывая: хватит ли электричества, чтобы вернуться домой, или от греха лучше выключить фары и «печку»? Об электромобиле всерьез можно толковать лишь применительно к коротким поездкам и в стране с развитой сетью зарядных станций. Не говоря уж о том, что цена машины должна быть, по крайней мере, сравнима с ценой обычного автомобиля.

Гибриды же вообще — игра ума! Во всех смыслах. Отдаю должное инженерному искусству и изобретательности их создателей! Но, вспомнив, что автомобиль — это еще и повседневное средство передвижения, прикинем все-таки, во что обойдется эдакий хай-тек и сознание того, что ваша машина загрязняет воздух меньше соседской. Кстати, нынче именно на эти достоинства, а вовсе не на экономию топлива делают акцент фирменные пресс-релизы.

Вот одна из вершин современного автомобилестроения — BMW I3. Суммарная мощность двигателей — 125 л.с. (ДВС — 38 л.с.), максималка — 150 км/ч. За обладание этим симпатичным городским чудом надо уплатить всего-то 4 360 000 руб. А это два базовых BMW X1 (на третий немного не хватит) со 136-сильным мотором и всего на 200 000 руб. дешевле, нежели стоит 320-сильный BMW 6GT. Он, правда, чуть меньше хай-тек, но тоже вполне приличный автомобиль.

Сравним гибридный Mercedes-Benz C350e с близким аналогом — бензиновой моделью C250. У первого к 211-сильному бензиновому мотору добавлен 60-киловаттный электрический, который позволяет проехать в «чисто электрическом» режиме аж 31 км! У Mercedes-Benz C250 всего лишь один 211-сильный двигатель и, разумеется, выше паспортный расход топлива — 5,7–6,2 л (у гибридного — 2,1–2,4 л, хоть и верится в это, исходя из опыта, с трудом). Но гибрид стоит 3 220 000 руб., бензиновый 250-й — 2 750 000 руб. Для справки: на разницу можно купить примерно 10 тонн бензина.

Ценовое различие между Mercedes-Benz GLE 400 (4 690 000 руб.) и близким аналогом GLE 500e (5 730 000 руб.) и вовсе больше миллиона. У гибрида, правда, есть дополнительно 85-киловаттный электромотор, а паспортный разгон на целых 0,7 с лучше.

Самый демократичный гибридный автомобиль на нашем рынке и самый популярный в мире по-прежнему Toyota Prius.У нас он стоит 2 154 000 руб., то есть как две самые дешевые Короллы по цене около миллиона и немного подороже седана Toyota Camry с 249-сильным 3,5-литровым двигателем. Неудивительно, что ажиотажного спроса на Приусы (при всем техническом совершенстве модели) не наблюдается.

Остальные гибриды нашего рынка — версии дорогих или очень дорогих моделей. И это правильно: обладание шедевром высокого инженерного искусства, как, скажем, и коллекционной картиной — удовольствие, доступное далеко не каждому. Зато те, кому такая покупка по карману не мелочатся.

В этом смысле разница в цене около 200 000 руб. гибридного Lexus NX300h (2 873 000 руб.) и бензинового аналога модели NX300 (2 659 000 руб.) действительно почти мизерная. Да и 750 000 руб., которые надо добавить, чтобы купить гибридный Lexus RX 450h, а не бензиновый Lexus RX 350 (3 852 000 руб.)? тоже, вероятно, не так уж и много.

Наконец, наименьшая разница в цене у машин, чья стоимость вполне сравнима со стоимостью небольшой московской квартиры. Porsche Cayenne E-Hybrid суммарной мощностью 416 л.с. стоит 6 341 000 руб., что всего-то на 100 с небольшим тысяч дороже, чем 420-сильный Porsche Cayenne S. Правда, обычный Cayenne c 300-сильным мотором можно купить за какие-то 4 830 000 руб. Но он для любителей настоящего хай-тек все-таки простоват — недостаточно продвинутый.

Читайте также:  Лекарства в труднодоступные регионы России будут доставлять дроны

Нестандартное ценообразование на Porsche Panamera. Гибридная версия 4E-Hybrid стоит 7 652 000 руб., что на 101 000 руб. меньше, чем модификация 4S, при этом суммарная мощность силовой установки гибрида выше: 462 л.с. против 440 л.с. Получается, это едва ли не самый выгодный в сравнении с бензиновым аналогом гибридный автомобиль на нашем рынке!

Заканчивая экскурс в гибридный мир, не забудем, что такие автомобили обычно тяжелее стандартных, у них часто меньше багажник и топливный бак. Последняя особенность в реальной жизни снижает дальнобойность. Хотя все это по сравнению с высокими технологиями, конечно, мелочи.

Ирония — иронией, но современные гибриды и электромобили типа американской Tesla, действительно — шедевры инженерного искусства. А к шедевру нельзя подходить лишь с позиций практичности. Ведь картину великого мастера покупают не для того, чтобы закрыть пятно на обоях в комнате. Вот и гибридные автомобили (причем независимо от класса) — искусство для обеспеченных или очень обеспеченных тонких ценителей. Есть же те, кто приходит в магазин к открытию, когда там должен появиться самый новый и самый продвинутый смартфон. Это их право!

Можно, конечно, заставить нас покупать все эту техническую красоту принудительно. Как некогда нас заставили, скажем, отказаться от карбюраторов и приобретать автомобили, которые все полнее удовлетворяют требованиям все более требовательных «зеленых»! Но это были все же более мелкие изменения. А отказ от обычных автомобилей в пользу самых продвинутых неизбежно заметно снизит число покупателей (у многих просто не хватит денег), а ведь эти самые покупатели в разных видах приносят государству (в том числе, кстати, «зеленым») уж очень много денег, покупая, обслуживая, паркуя свои обычные автомобили. Так что пока спокойно будем выбирать машины с привычными моторами. Но и гурманы, конечно, не в обиде — у них тоже есть выбор.

Неизбежный крах: почему современный автопром не переживет массового распространения электромобилей

Самым значительным экономическим и социальным потрясением следующего десятилетия будет трансформация автоиндустрии. На смену автомобилям с двигателем внутреннего сгорания придут электромобили. Это звучит банально, но те, кто постоянно про это говорит, не задумываются о последствиях. А они будут совсем не банальными.

Современный автопром — это не только продажа и производство автомобилей, но и один из самых крупных потребителей материалов и нефти на планете, а также гигантский потребитель финансовых ресурсов. Типичная крупная автомобильная компания имеет долг в $150-200 млрд. Если брать всю цепочку создания стоимости автомобиля, от добычи полезных ископаемых до постпродажного обслуживания, автокредитования и страхования, в ней занято 46,5 млн человек. С членами семей получается, что за счет автопрома живет около 200 млн человек в развитых странах. Это 20% населения развитых стран.

Объем продаж на осень 2019 года в автопроме и связанных с ним отраслях, включая финансы, достигал $15 трлн. Это приблизительно 18% мирового ВВП. На конец прошлого года капитализация компаний автопрома также составляла около 18% капитализации всего рынка акций.

Когда произойдет технологический сдвиг в пользу электромобилей, производить большинство электромобилей будут совершенно другие компании — не те, что производят автомобили сейчас. Мы это уже несколько раз наблюдали в истории. Самый ближайший аналог — смена сотовых телефонов на смартфоны. Казалось бы, это очень близкие устройства. Но ни Blackberry, ни Nokia, ни Motorola не стали лидерами рынка смартфонов. В 2007 году, когда Apple выпустила первый iPhone, Nokia производила миллиард сотовых телефонов. От нее не осталось камня на камне.

В истории так происходило всегда, потому что большой компании очень сложно принципиально менять свою работу. Она может великолепно отточить процессы и очень дешево выпускать привычные продукты. Автопром сейчас выпускает очень качественные автомобили очень дешево. Однако электромобиль кардинально отличается от автомобиля, хотя внешне они похожи.

У современного автомобиля основная технология и стоимость – это трансмиссия и двигатель внутреннего сгорания, которые сопряжены механически. Ничего этого в электромобиле нет, а есть электродвигатель и литийионная батарея, которые соединены проводами (а это гораздо более простой и менее требовательный к точности технологический процесс). Ни то, ни другое обычный автопром не производит. Даже Tesla не умеет делать батареи, для нее их выпускает Panasonic. Кроме того, электромобили состоят из меньшего количества деталей, в сочетании с более простыми технологическими операциями сборки это приведет к очень высокой степени роботизации производства и уменьшению его масштаба, а значит, инвестиционного порога для создания новых производств.

Читайте также:  Создана система искусственного интеллекта, способная заменить психиатра

Когда происходит технологический сдвиг, старые бренды воспринимаются как нечто из прошлой жизни. Люди не хотят покупать электрический Mercedes, они хотят покупать Tesla. Именно поэтому концерн Daimler не может эффективно продавать электромобили. Мощности старых автопроизводителей будут разрушены чудовищно, хотя и не полностью. Уже до пандемии эти компании стоили в 10 раз меньше собственных активов на балансе.

Традиционные компании будут снижать производство лавинообразно в первую очередь из-за изменения потребительских привычек. Uber подсчитал, что личный автомобиль используется всего на 5%, а тот же автомобиль в Uber — на 40%. То есть в 8 раз эффективнее. Если все пересядут на Uber и будут пользоваться car sharing, автомобилей потребуется значительно меньше. Консенсус-прогноз по производству автомобилей в будущем — 20-30 млн штук в год. Сейчас выпускается 80 млн автомобилей в год. Отказу от автомобилей будут способствовать пробки, высокая стоимость парковки, экологические законы, ограничивающие выбросы. Кроме того, через 5-7 лет автомобили будут управляться автопилотами, а затем людям запретят садиться за руль в целях безопасности. Это уберет последнюю мотивацию во владении автомобилем — любовь к вождению.

Таким образом, мы видим два встречных процесса. Люди станут меньше покупать автомобили и будут лишь пользоваться их услугами, потому что это дешевле и безопаснее. С другой стороны, кардинально изменение состава автомобиля и способа его производства. Современный автопром вряд ли сможет это пережить.

Прибыльность и капитализация традиционных автомобильных компаний будут падать, а долги дорожать — автопроизводители попадут в тяжелое финансовое положение, окажутся на грани банкротства, а многие — за его гранью, им придется закрывать заводы и увольнять миллионы людей. Правительства будут сопротивляться закрытию заводов, а это будет мешать компаниям избавляться от ненужных активов и ненужных людей. Им просто некогда и не на что будет открывать новые производства электромобилей.

Даже если произойдет чудо и традиционные автопроизводители вдруг начнут выпускать и эффективно продавать электромобили, они все равно будут вынуждены сократить производство на 50 млн штук в год по сравнению с уровнем 2019 года.

Новые производства будут меньшего размера, но их будет больше. Количество работающих на этих заводах будет в 5 или в 10 раз меньше, чем сейчас, – почти все те люди, как минимум большинство из них, которые сегодня заняты в автопроме, окажутся безработными. Речь идет о 37 млн человек. Потрясение будет колоссальным, причем произойдет оно уже скоро — в 2024-2026 годах.

Но есть и хорошая сторона. Все описанное означает, что автопром будет запускаться с нуля. То есть у стран, не имевших национального автопрома, появляется шанс его создать. Автопром умер — да здравствует автопром!

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Мир без бензина: чем нам грозит новая автомобильная революция

– На зарядку становись!

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Мир охватила экологическая лихорадка. Борьба за чистоту ведется на всех фронтах — а самые непримиримые битвы развернулись вокруг автотранспорта. Страны одна за другой декларируют отказ от бензиновых двигателей и переход на электрокары — этим словом когда-то называли юркие погрузчики, развозящие заготовки по заводским цехам, а теперь так зовут автомобили, сделанные по последнему слову науки и техники: без бензина, дизеля, поршней и цилиндров. Но с аккумуляторными батареями – как детские автомобильчики, только для взрослых.

Возглавляет эту экологическую гонку Норвегия — там в процентном отношении больше всего электромобилей. По числу же в лидерах Китай и США. О желании развивать новомодный транспорт заявили Индия, Франция, Великобритания, Германия. Есть целая глава и в стратегии развития отечественного автопрома на период до 2025 года.

Как всегда бывает в таких случаях, чиновники, инженеры и финансисты поделились на 2 лагеря. Одни говорят о достоинствах новой техники, другие о ее недостатках и даже опасностях.

БУДЕТ НАМ КАРА ОТ ЭЛЕКТРОКАРА

Скептики предостерегают: развитие электротранспорта приведет к обрушению нефтяного рынка, к гадалке не ходи. На обеспечение всех видов транспорта уходит более 60% всей добытой нефти, половина этой«транспортной» доли приходится на автопарк. А ведь мы же одна из крупнейших нефтедобывающих стран, зависимость от этого углеводородного сырья довольно высока. Наверняка, американские происки. Лидер в электромобилестроении компания Тесла — она же американская.

Читайте также:  Представлена новая модель электромобиля Cooper с улучшенными характеристиками

– Да, появление электромобилей приведет к сокращению потребления нефти и, следовательно, к ее удешевлению — на 30-50%, не более, – говорит КП предприниматель и инвестор ряда инновационных проектов Владимир Белый, широкой публике он известен как один из разработчиков запущенного в космос робота Федора. – Но такие колебания цены на нефть испытывали и без электромобилей, так что ничего сверхординарного не произойдет.

– Динамика на понижение цены на нефть есть, – согласился в беседе с КП и депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен. – Но это может происходить в течение 15-20 лет, так что резкого скачка не будет. Наша экономика готовится к такому варианту – мы видим, что доля не нефтегазовых доходов у нас постоянно растет, так что ситуация под контролем.

Но всерьез беспокоиться пока не о чем: сейчас в мировом масштабе электромобили составляют едва ли 1% от всего парка, в России так и вовсе 0,01%!

ЛИТИЙ И РЕВОЛЮЦИЯ

Еще один повод для тревоги — источники питания для электромобиля. Ну, во-первых, они дико дорогие — чуть ли не половина стоимости нового авто. Во-вторых, в них используется литий — щелочной металл, крупнейшее месторождение расположено в Боливии. Есть и у нас в Мурманской области, но на нем далеко не уедешь. А что сейчас делается в Боливии — всем известно. Сразу возникает конспирологическая версия: не потому ли отжали от власти бывшего теперь уже президента страны Эво Моралеса, что не давал американцам к литию подобраться? Чтобы у американской Теслы батареи получались подешевле.

Но умные люди не очень разделяют такую позицию.

– Литиевые батареи — это не единственное направление, – говорит Владимир Белый. – Очень много разных вариантов. Используются разнообразные химические элементы. Есть титановые батареи, графеновые (от слова графит – на основе расщепленных кристаллов углерода — Ред.), водородные – они более экологичны, чем популярные сейчас литиевые. Вообще, это очень динамичная отрасль, никто не стоит на месте, улучшения происходят практически каждый месяц.

«У НИХ ТОКСИЧНОСТЬ, КАК У РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ»

Реальная опасность лития в том, что аккумуляторы, источник движения экологически чистого транспорта, сами представляют собой огромную опасность для человека и окружающей среды.

– Не найдены пути утилизации литий-ионовых аккумуляторов, – говорит КП профессор Московского политеха Владимир Гусаров, он уже полвека занимается альтернативными видами моторного топлива. – У них вред на уровне радиоактивных отходов.

С тем, что вопрос утилизации не решен, согласен и депутат Сергей Тен. По его словам, мы даже от реализации идеи раздельного сбора мусора и утилизации батареек далеки. Так по зубам ли нам будет новая задачка?

И даже активный сторонник электротранспорта Владимир Белый, инвестирующий в это направление немалые деньги, не отрицает вреда от литиевых батарей. Но у него есть свое решение проблемы.

– Но ведь и при переработке нефти наносится ущерб экологии. Кроме того, топливные элементы для электрокаров в России не производятся, можно и не локализовать их производство у нас. Оставить в стране только сборочное производство, а отработавшие батареи для утилизации отдавать в третьи страны — тогда вреда для экологии у нас не будет. Кроме того, аккумуляторам, уже непригодным для электромобиля, можно давать вторую жизнь: разбирать и использовать для батарей другого назначения. Например, в частном домостроении для аккумулирования энергии, преобразованной из энергии солнца или ветра. Практически любой аккумулятор является возобновляемым источником. А вот переработка нефтепродуктов идет в России. И выбросы происходят здесь — посмотрите, как работают нефтеперерабатывающие заводы.

«ЕСЛИ БЫ У НИХ БЫЛ ГАЗ, ТО НИКАКОЙ ТЕСЛЫ БЫ НЕ БЫЛО»

Ну и еще маленький довесок про экологию.

– Вы представляете, сколько электричества надо будет вырабатывать, чтобы обеспечить электромобили «топливом»?! – спрашивает меня профессор Гусаров. – Автомобили, которые находятся в движении на планете, вырабатывают все вместе мощность в разы больше, чем все работающие электростанции мира. Так что даже увеличение доли электромобилей до 10% от всего автопарка даст серьезную нагрузку на сети. А теперь я вам напомню, что примерно две трети мощностей производится на тепловых электростанциях, путем сжигания угля и газа. С выбросом продуктов горения в атмосферу. И тепловые источники будут преобладать в энергетике еще лет 60 — это мнение не только мое, но и многих ученых из разных стран. А главные конструкторы ведущих мировых автоконцернов, хоть и выставляют на автосалонах новые модели электромобилей, все равно говорят, что поршневые двигатели будут доминировать еще не один десяток лет.

Читайте также:  Kärcher представляет минимойку K5 Football Edition

Кроме того, у бензина и солярки есть другой конкурент.

– Наша альтернатива – это газ, – уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Это экологически чистое топливо. Дешевое и практически безграничное. У нас есть газовая инфраструктура, она будет и дальше развиваться. Не надо строить новые автозаводы или переоборудовать старые — можно переходить на газовое топливо с минимальными доработками автомобиля. Газ в эксплуатации в два раза дешевле, чем бензин. Если бы другие страны имели такой вид топлива, да еще и по российским внутренним ценам, то никакой Теслы бы не было.

НА ТАКОЙ «ЭЛЕКТРИЧКЕ» ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

И тем не менее, народ новую игрушку принял. Мировые продажи постоянно растут, в том числе и в России. Почитайте на автомобильных форумах отзывы владельцев о своих «электричках» (так в народе называют экологические авто) – радости полные багажники.

– Приемистость впечатляет, волшебство какое-то, – восторгается Сергей из Чебоксар.

Свою «Ниссан Лиф», самую популярную в России модель этого класса,он пригнал из дальневосточного Уссурийска. Ездить никуда не надо, есть компании и отдельные коммерсанты, которые сами доставляют товар получателю в фурах или по железной дороге. Хоть прямо из Японии.

Да, динамика — это наше все. Что может быть круче, чем первому уйти со светофора! Причем очень плавно, никаких провалов на переключение передач — все благодаря бесступенчатому редуктору.

Радует и звук. Точнее, его отсутствие.

– Практически полная тишина, только легкое гудение, как у трансформатора, – описывает мне свои ощущения от поездки на экологическом «Ягуаре» Антон Шапарин. Он хоть и считает, что будущее не за электрикой, а за газовыми двигателями, старается сохранять объективность.

– Есть еще такая фишечка: практически не пользуешься тормозом, – продолжает эксперт. – Если отпускаешь педаль газа, то включается система рекуперации: машина тормозит сама, а энергия как бы возвращается в двигатель, аккумулируется.

Некоторые региональные власти дают «электрикам» всякие бонусы: бесплатные парковки, освобождение от транспортного налога.

Да и в эксплуатации такие машины значительно дешевле, отмечают владельцы. На одном только бензине в год можно 300 тысяч рублей сэкономить, если заправляться амперами бесплатно. Плюс экономия на запчастях: никаких свечей, прогоревших глушителей, замены фильтров.

Электромобили особенно хороши в режиме «работа — дом», когда в день проезжаешь не более 60-70 км. Правда, у новеньких моделей запас хода на свежих батареях доходит уже до 400 км с одной заправки, но бэушные, а таких у нас большинство, вытягивают не более 90-100 км, а зимой, в морозы, и вовсе 30 км, обращают внимание владельцы «электричек».

ВЫ ЗДЕСЬ ЗАРЯДКУ НЕ ВИДАЛИ?

Заправка — это пока самое слабое место у этой входящей в моду игрушки. Если глянуть на карту Москвы — пунктов подзарядки немало. А чуть подальше — глухо, как в танке. Надо, допустим, сгонять во Владимир — задумаешься, доедешь ли.

– Да и в Москве ненамного лучше, – уверяет Шапарин. – Десятки обозначенных заправок — только видимость. Их либо нет, либо они расположены на режимных территориях, для своих сотрудников, просто так с улицы не попадешь.

Решил я проверить и сбегал на ближайшую около дома — на улице Гончарной. Повезло мне: стоит она, тумбочка эта. Доступная, если никто не припаркуется поблизости – 8 руб за киловатт-час. Подсоединился часов на 5 — и полный бак электричества.

Есть в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах и пункты бесплатной зарядки — это власти так стимулируют народ приобретать экологичные авто. Но их очень мало. Было бы больше – наверняка активнее бы люди пересаживались на электроэкзотику.

А самый удобный вариант — заряжаться в своем загородном доме. Особенно, если удалось подсоединиться к линии 380 вольт. Но многие пишут, что и без этого выходят из положения. Одни из городских квартир с помощью удлинителя «заливаются» электричеством, особенно, если живут не выше 2 или 3 этажа. Другие на стоянках или мойках «присоседиваются» к розеткам. С проблемой невысокого запаса хода тоже справляются. На далекие расстояния ездят «о двуконь» – с напарником на бензиновом или дизельном авто. Если что – друг возьмет на буксир. Кстати, во время буксировки аккумулятор у электромобиля подзаряжается.

Читайте также:  Viessmann обновил системы централизованной вентиляции Vitovent 300-W

НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ БУДУТ ДЕЛАТЬ СОЗДАТЕЛИ РОБОТА ФЕДОРА

– Мы активно вкладываемся в производство электротранспорта и видим в этом перспективу, – говорит предприниматель Владимир Белый. – Сейчас финансируем разработку гиперкара с тремя электромоторами на каждую ось, он начался с проекта Лада Равен. Автомобиль планируется к запуску на международном рынке, разрабатываться будет в России, а производиться за границей. Это будет автомобиль уровня Bugatti La Voiture Noir, предмет искусства — его стоимость составит 1,8 млн долларов. Хороший дизайн и выдающиеся технические характеристики: например, разгон до 100 км в час — 1,8 секунды.

Следующим этапом мы планируем технологии, наработанные для гиперкара, использовать для массового рынка. Готовимся выпускать в России массовый автомобиль, производить его собираемся в Магнитогорске, на предприятии по производству робототехники, там самый крупный в России полигон по ее испытанию. Там же, кстати, был изготовлен и робот Федор, отправившийся в космос. Вообще электромобиль для нас — это простейший робот на колесах, который можно различным образом моделировать. Производить планируем до 5 тыс машин в год, это очень много для таких автомобилей. Предполагаемая стоимость — от 20 тыс долларов, Я указываю в американской валюте поскольку многие комплектующие будем поначалу закупать на международном рынке. Это будет обычная простая легковушка, но с замечательным дизайном. Рабочее название — Alpha Car.

Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем

Об эксперте: Никита Касьяненко, сооснователь «Лаборатории умного вождения».

Топливный плюрализм

В середине 2010-х годов многие страны официально заявили — будущее за электромобилями. Они обещали сократить объемы производства машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), предлагали льготы владельцам электрокаров и даже вводили ограничения на использование бензиновых и дизельных авто на отдельных улицах. Впрочем, большинство планов будут реализованы не раньше 2025 года. А пока автомобильная отрасль хоть и меняется, но не так стремительно, как прогнозировал Илон Маск и другие сторонники авто на электротяге.

Данные за первый квартал 2020 года показывают, что в большинстве стран Европы до сих пор преобладают автомобили на бензине и дизеле. Исключение — Норвегия, в которой доля электрокаров от общего числа новых машин уже превышает 50%. Альтернативные виды топлива в ЕС пока редкость — они занимают всего 1,9% рынка. При этом популярность автомобилей на газе и этаноле упала с апреля по июнь на 50%.

В российском топливном рейтинге также пока лидируют бензин и дизель: по данным “Автостата”, менее 6% автовладельцев пользуется пропаном и метаном, а также другими видами топлива — в эту категорию попадают и электрокары.

А вот в Латинской Америке альтернативное топливо пользуется большим спросом. Например, в Бразилии машины на этаноле не уступают по популярности бензиновым авто. Интересно, что ставку на биотопливо из сахарного тростника государство сделало еще в 1970-е годы, впоследствии госпрограмму постоянно корректировали, учитывая колебания цен на бензин. Если он дешевел, цены на этанол тоже снижались. Также в 1990-е власти поддержали развитие FlexFuel-автомобилей, которые можно заправлять как смесью бензина и этанола, так и чистым бензином.

Пример Бразилии показывает — вектор развития топливного рынка можно менять, но для этого недостаточно одной госпрограммы или однократного введения льгот. Это подтверждают кейсы других стран, которые запускали инициативы в поддержку электрокаров, но со временем сворачивали проекты или ограничивали их применение.

Так, в конце 2019 года Tesla достигла порога в 200 тыс. проданных электромобилей на рынке США — после достижения этого лимита покупатели больше не могли получать налоговые бонусы. Льготные периоды подходят к концу и в других странах: например, в Китае размер субсидий на покупку электрокаров сокращается с каждым годом. В 2020 году он уменьшится на 10%, а в 2022 году — уже на треть.

На тенденции в отдельных странах влияют не только инициативы правительства, но также доступность природных ресурсов, развитие инфраструктуры (наличие АЗС и станций подзарядки) и общий уровень благосостояния жителей. Из-за этой комбинации факторов сложно прогнозировать, какой вид топлива станет пользоваться наибольшим спросом в будущем — скорее всего, картина будет не однородной.

Часть развитых стран перейдет на электромобили, часть сделает ставку на биотопливо, но многие продолжат пользоваться автомобилями с ДВС на бензине и дизеле, которые станут более экологичными. Но задача у всех общая — сократить количество выбросов CO2 и замедлить темпы глобального потепления. Разберемся, какие виды топлива укрепят свои позиции в будущем и почему электрокары — это не панацея.

Читайте также:  К 2023 году в России внедрят электронные паспорта

Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?

По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:

  • Инфраструктура. Не все страны успеют ее подготовить. К примеру, в США это сделать проще, поскольку автовладельцы обычно живут в частных домах и могут поставить автомобиль на подзарядку на ночь. Еще первые серийные модели электрокаров EV1 от GM, выпущенные в 1990-е годы, можно было подключить к обычной американской бытовой розетке. Сегодня возможностей стало еще больше, а в создании городской сети зарядных станций заинтересованы крупные игроки — например, Tesla. В России, как и во многих других странах, условия придется создавать с нуля.
  • Политика. Уже 13 стран объявили, что до 2040 года введут запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Остальные государства пока не готовы к таким радикальным мерам. К тому же такие решения могут нанести удар по экономике — например, переход на электрокары в Германии может оставить без работы десятки тысяч человек.
  • Технологии. Батареи становятся все более энергоемкими, скорость подзарядки увеличивается, а ключевые компоненты аккумуляторов, например, литий, дешевеют с каждым годом. Развитие технологий позволит электрифицировать общественный транспорт, а также даст толчок микромобильности. Аналитики BNEF полагают, что к 2030 году именно автобусы и двухколесный транспорт, а не легковые авто, составят основную долю рынка EV. С этим согласны и другие эксперты: они считают, что нужно делать ставку на электрификацию транспорта, поскольку им пользуется больше людей, а значит, и потенциальной пользы будет больше.
  • Экология. Проблема электрокаров заключается и в отсутствии исследований: пока нельзя точно оценить, как массовый переход на EV отразится на экологии. Электромобиль производит меньше выбросов, чем машина с ДВС, но потребляет электроэнергию, а для ее получения все еще применяются углеводороды. Так, эксперимент Volkswagen показал, что в Германии электрокар будет косвенно производить больше CO2, чем современный дизельный аналог. В странах с большей долей возобновляемых источников энергии результат будет лучше, но не существенно.

Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2. В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов. Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.

Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.

Биотопливо: отходы и водоросли

Этанол, FlexFuel, биодизель и биогаз, — все эти технологии уже позволяют получать эффективную альтернативу бензину, используя растительные компоненты, сельскохозяйственные отходы и даже отходы жизнедеятельности человека. Экологичность — главное преимущество биотоплива. Растения, которые используются для получения необходимых веществ, поглощают CO2, нейтрализуя тем самым углеродный след.

Еще один плюс биотоплива — это наличие готовой инфраструктуры. Заправиться “водорослевым дизелем” в теории можно на обычной АЗС — для этого не требуется специальное оборудование.

Но у технологии есть и существенные минусы. Для получения биотоплива нужно большое количество биомассы, а для этого требуются колоссальные земельные ресурсы. В Бразилии под поля для сахарного тростника приходится вырубать деревья в лесах Амазонки, а это большой удар по экосистеме.

Проблема заключается и в автомобилях — не каждому транспортному средству подходит такой вид топлива. Например, популярный биоэтанол E85 (смесь спирта и бензина) при сравнимых объемах приводит к большему расходу топлива, чем чистый бензин.

Популярность биотоплива в будущем зависит от появления новых производственных технологий. Так, в Дании тестируют автомобили на бензине с добавлением водорослей. Пока растительный компонент составляет всего 10%, но ученые надеются увеличить его долю. Водоросли, в отличие от сахарного тростника, не требуют земельных ресурсов, их не нужно удобрять и обрабатывать от вредителей, поэтому они наносят меньший вред окружающей среде. Пока использование водорослевого топлива экономически не целесообразно, но если исследователям удастся оптимизировать технологию, у нее есть шансы на успех.

Читайте также:  Новая система позволит автоматически регулировать движение транспорта

Водород: неоправданные надежды

Еще десять лет назад водородные автомобили ставили в один ряд с перспективными электрокарами, но технология не оправдала ожиданий. Машины с топливными элементами все еще обходятся слишком дорого, а в большинстве стран нет заправочной инфраструктуры. Недавний провал компании Nikola Motors, обещавшей выпустить партию водородных грузовиков и построить сеть заправочных станций по всей Америке, только усилил разочарование в технологии.

Самый крупный рынок водородных авто — это как раз США, хотя с 2012 года в стране было продано всего 8 тыс. машин с топливными элементами. Водить автомобиль на водороде можно только в Калифорнии, где сосредоточено больше всего заправочных станций. И даже несмотря на умеренный спрос, в штате периодически возникает дефицит водорода, и автовладельцы не могут заправить автомобили.

С точки зрения экологичности водородные автомобили тоже вызывают вопросы: по большинству параметров они проигрывают электрокарам, хотя стоят на порядок дороже. Всего на рынке доступно три модели авто на водороде, и отсутствие разнообразия тоже не идет на пользу отрасли. Многие автопроизводители сворачивают разработки — например, Mercedes-Benz, потратив 30 лет на исследования, решила не выпускать пассажирские автомобили на топливных элементах, поскольку их производство обходится в два раза дороже электрокаров.

Перспективы водорода на топливном рынке пока оставляют желать лучшего. Многое опять же зависит от технологий производства — использование инновационных методов, например, электролиза с использованием возобновляемых источников энергии, могло бы заинтересовать крупных игроков. Но пока рынок стоит на месте, а автовладельцы задумываются о покупке водородного авто в последнюю очередь. Впрочем, топливные элементы могут пригодиться в других сферах — например, при производстве мусоровозов или паромов.

Газ, бензин и дизель: умное управление топливом

Классические виды топлива в будущем вряд ли полностью исчезнут — по крайней мере в России. Но со временем они станут более экологичными и энергоэффективными. На рынке уже распространены гибриды, например, range-extenders — электрокары со встроенным ДВС, который продлевает запас хода, если батарея садится. Вероятно, именно такие гибридные модели выйдут на передний план в будущем.

Развитие подключенных автомобилей и телематики также позволит сократить расход топлива и более эффективно отслеживать его потребление. Современные системы уже помогают мониторить топливную статистику, а в будущем они смогут оптимизировать затраты ресурсов.

Исследования показывают, что умный мониторинг поведения водителя с последующей аналитикой может сократить количество выбросов на 5-20%. В первую очередь, добиться этого помогают системы, которые препятствуют внезапному торможению. Водитель делает меньше резких маневров — расходуется меньше топлива.

Еще один вспомогательный инструмент — продвинутая система навигации, которая подбирает не только самый короткий, но и наименее “энергозатратный” маршрут, а также помогает быстрее находить свободные парковочные места.

Подключенные системы оптимизируют работу не только легкового, но и грузового транспорта. Например, грузовые “конвои” способны на треть сократить затраты топлива. Использование машинного обучения и нейросетей в будущем еще больше упростит задачу — полуавтономные системы будут работать в фоновом режиме, минимизируя расход бензина или дизеля.

Развитие беспилотного транспорта и каршеринга, вероятно, тоже приведет к сокращению потребления топлива — машины будут меньше простаивать на стоянках и использоваться более эффективно.

Автомобильный сектор в силу своей специфики достаточно консервативен — автопроизводитель не может за пару месяцев переформатировать конвейер на заводе или перенастроить цепочку поставок. Поэтому переход на новые виды топлива займет больше времени, чем полагают аналитики. Цифровые решения, например, системы умного мониторинга, внедрить намного проще — это не требует так много времени и ресурсов. Поэтому топливная революция начнется с аналитики и развития подключенных систем, а не с футуристичных топливных элементов или биодизеля на основе водорослей.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Просыпаемся правильно: ученые нашли лучшую мелодию для будильника

Москва, 14.08.2021, 05:57:36, редакция FTimes.ru, автор ftimes20.

Резкий и громкий звонок будильника негативно влияет на работу мозга после пробуждения, вызывая чувство сонливости и плохое настроение. К такому выводу пришли австралийские ученые, которые с помощью эксперимента на добровольцах пытались выявить лучшую мелодию будильника для качественного пробуждения.

  • Австралийские ученые ищут идеальную мелодию для пробуждения
  • Мелодия будильника влияет на уровень бодрости после пробуждения
  • Российский ученый заявил, что вставать по будильнику вредно
Читайте также:  Анонсирован старт работы над проектом по созданию электросамолета

Австралийские ученые ищут идеальную мелодию для пробуждения

Те, кто используют для будильника в телефоне мелодичные звуки, ощущают себя после пробуждения гораздо бодрее, чем люди, у которых звук будильника резкий и слишком громкий. К таким результатам пришли ученые из Мельбурна (Австралия). На базе Королевского технологического университета ими был проведен ряд экспериментов, в которых согласились поучаствовать пятьдесят человек. Об этом пишет РИА «Новости».

Добровольные участники исследований использовали разные звуки для будильника, и сразу после пробуждения заполняли специальную анкету, где отмечали свои ощущения: наличие или отсутствие чувства сонливости, бодрости, а также другие параметры.

Проанализировав данные после окончания эксперимента, австралийские ученые выяснили, что качество пробуждения у испытуемых почти не зависело от длительности сигнала и уровня громкости будильника. Однако на ощущения после пробуждения значительно влиял вид сигнала.

Мелодия будильника влияет на уровень бодрости после пробуждения

Оказалось, что когда из телефона доносилась приятная мелодия, подопытные почти не чувствовали сонливости. Когда же мелодия была резкой и громкой, это состояние ощущалось в значительной мере.

Автор эксперимента Стюарт Макфарлейн отмечает: изначально предполагалось, что самым эффективным звонком будильника будет резкое «пи-пи-пи». Согласно гипотезе, этот звук должен пробуждать человека быстро и с первого раза. Однако эта теория не подтвердилась. Ученые выяснили, что мелодичные звуки с нарастающей громкостью продемонстрировали лучшие результаты, что стало для авторов настоящей неожиданностью.

Коллега Макфарлейна профессор Адриан Дайер уверен, что резкие звуки, которые издает будильник, негативно воспринимаются мозгом, нарушая его работу. Поэтому после пробуждения человек может ощущать себя сонным, и плохо соображать в первое время. Теперь ученые намерены проводить дальнейшие исследования, чтобы определить звук будильника, который будет наименее травмирующим для работы мозга, и обеспечит бодрость после пробуждения.

Российский ученый заявил, что вставать по будильнику вредно

К слову, российский ученый-сомнолог Олег Самойлов и вовсе считает, что будильник негативно влияет на состояние организма, заставляя просыпаться тогда, когда мозг еще спит. Специалист отмечает, что пробуждение должно наступать без посторонней помощи согласно биоритмам.

Напомним, что существует две фазы сна — легкий сон (когда человек только уснул либо готовится проснуться), и глубокий сон (когда организм крепко спит, запасаясь энергией на следующий день). Самойлов подчеркивает, что будильник, как правило, звонит именно в тот момент, когда у человека наступил глубокий сон, и мозг в этот момент меньше всего готов проснуться и вести себя активно. Поэтому просыпаться по будильнику — огромный стресс для организма, считает ученый. Именно с этим сомнолог связывает чувство усталости и подавленности, которое может возникнуть в течение дня.

При этом Самойлов отметил, что если будильник позвонит во время легкой фазы сна, когда организм понемногу сам готовится к пробуждению, то человек проснется гораздо легче и без дискомфорта. Например, если лечь спать в час ночи, то время глубокого сна выпадет примерно на 6 утра — именно в тот момент, когда большинство просыпается, чтобы собираться идти на работу. Поэтому лучше лечь спать на два-три часа раньше, высчитав время таким образом, чтобы будильник звонил в фазе легкого сна.

Мелодии вместо звона – ученые рассказали, на что стоит заменить звук будильника, чтобы легче просыпаться по утрам

Если мысль, что утром снова будет звонить будильник, кажется вам кошмарной, стоит подумать об изменении звука будильника. Недавнее австралийское исследование показало, что определенные мелодии вместо привычного сигнала будильника могут снизить утреннее беспокойство, поэтому вы просыпаетесь скорее и ощущаете себя более энергичным.

Что интересное показали исследования?

Исследователи, которые занимались изучением этого вопроса, пишут, что мелодичные песни и мелодии по утрам имеют положительный эффект. Они усиливают возбуждение, познание и внимание, что помогает просыпаться в хорошем настроении и не испытывать раздражения.

Комбинация тонов, которые поднимаются и опускаются в мелодии песни, «способствуют возбуждению нервной системы человека с удивительным позитивным эффектом», — говорит ведущий автор исследования Стюарт Макфарлейн. Удивительно, как простая мелодия может напрямую влиять на мозг спящего человека, создавая приятное пробуждение, потому что играет приятная слуху музыка. Согласно выводам ученых, раздражающий сигнал будильника «сбивает с толку нашу мозговую деятельность при пробуждении».

Специалисты также отметили, что необходимо сделать дополнительные исследования, чтобы определить, какие типы песен лучше всего подходят для «инерции сна», перехода от сна к бодрствованию.

Читайте также:  В России будут функционировать «умные» остановки

Исследование имеет существенный недостаток

Например, в нем участвовала лишь небольшая группа людей, а авторы не проводили скрининг нарушений сна и не контролировали весь процесс пробуждения. Это не дает сделать 100%-е выводы.

Что мы можем извлечь из этого исследования

Если мы сможем противодействовать симптомам инерции сна с помощью приятных звуков по утрам — это будет очень полезно для многих, особенно людей, сильно подверженных стрессу. Инерция сна — это слабость, которую мы склонны испытывать при пробуждении. Она может временно ухудшить нашу способность думать, запоминать и реагировать. Хотя обычно процесс пробуждения длится около 30 минут, у некоторых (по данным исследователей) он может длиться от 2 до 4 часов, отметил Макфарлейн.

Исследования, касающиеся инерции сна, имеют важные последствия для таких людей, как работники аварийных служб, пилоты авиакомпаний и астронавты НАСА, которые должны моментально включиться в работу сразу после пробуждения. Это также может помочь среднему человеку, которому нужно быстро проснуться и быть начеку. Согласно дальнейшим исследованиям, Макфарлейн предполагает, что ученые смогут разработать специальные звуковые сигналы, отдельно для использования в различных отраслях промышленности и отдельно для широкой публики.

По крайней мере, ученый может создать рекомендации по разработке звукового сигнала для будильника, которые помогут снизить инерцию сна. Какие еще советы дает ученый для качественного сна и пробуждения?

Высыпайтесь

Согласно исследованию, взрослому человеку в среднем необходимо от 6 до 9 часов сна. Пока мы спим, проходим пять этапов цикла сна. Первый этап — легкий сон, а за ним следует этап, который готовит нас к глубокому сну. Затем наступает стадия глубокого сна, и она продолжается до четвертой стадии. После этих четырех стадий наступает стадия REM (стадия быстрого сна). Циклы сна длятся около 90 минут, и рекомендуется проводить пять циклов сна каждую ночь (8 часов). Если вам нужно ложиться спать очень поздно, то рекомендуется обеспечить как минимум три цикла сна или 4,5 часа сна.

Здоровый сон любит постоянство

Человеческое тело любит постоянство, и если вы ложитесь спать и просыпаетесь каждый день в одно и то же время, тело будет вам очень благодарно. Таким образом, гормоны и химические вещества, которые высвобождаются нашими органами, привыкнут к регулярному циклу. Когда человек спит в разные часы, тело тоже адаптируется. Это главная причина, почему люди страдают от смены часовых поясов. Каждый раз, когда вы меняете режим сна, тело будет страдать. Вам будет гораздо труднее просыпаться, и вы определенно не будете выполнять свои ежедневные задачи так хорошо, как могли бы.

Убедитесь, что вы отдыхаете в ночное время

После того как вы решили ложиться спать и просыпаться в одно и то же время каждый день, задайте себе следующий вопрос: «Что вы делаете перед сном?» Многие люди, как правило, падают в постель сразу после того, как возвращаются домой поздно с работы или после ночного отдыха в городе. Это очень вредно для тела или ума. Вместо этого вы должны уделять минимум час каждый вече, для правильной подготовки ко сну.

Прочитайте книгу, примите ванну или послушайте музыку. Но главное, держитесь подальше от экранов телевизоров и компьютеров. Синий свет от мобильных устройств, компьютеров, планшетов и телевизоров нарушает выработку мелатонина в мозгу. Мелатонин — это химическое вещество, напрямую связанное с крепким сном, оно помогает мозгам расслабиться и постепенно засыпать. Если посмотреть перед сном телевизор, мозг получит сигнал, что спать еще рано, и будет активно функционировать.

04.02.2020 – Ученые выяснили, какой звук будильника помогает лучше проснуться – Новости Перми и Пермского края

  • КОМПАНИИ
  • ТОВАРЫ КОМПАНИЙ
  • КАРТА ПЕРМИ
  • ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • ДОСТАВКА ЦВЕТОВ В ПЕРМИ

Перми‘>НОВОСТИ Перми >>Медицина, здоровье >> 04.02.2020 – Ученые выяснили, какой звук будильника помогает лучше проснуться

  • Главное в Перми
  • Общество
  • Афиша, культура
  • Справочная информация
  • Недвижимость, архитектура, строительство
  • Бизнес, экономика, финансы
  • Работа и образование
  • Транспорт , дороги
  • Туризм, отдых, спорт
  • Медицина, здоровье
  • Интернет, технологии, наука
  • Криминал
  • Происшествия
  • Главное в мире
  • Животные, природа
  • Армия, ОПК, конфликты

  • Карта
  • Афиша Перми
  • Отели
  • Еда

  • Достопримечательности
  • Бюро находок

Такси

Транспорт

  • Автобусы
  • Трамваи
  • Расписание ж/д транспорта
  • Расписание авиатранспорта
  • Расписание меж. автобусов
  • Речной транспорт

Автоэвакуаторы

Вскрытие замков

Аварийные и экстренные
службы

  • Служба спасения – 010
  • Пожарная охрана – 010
  • Полиция – 020
  • Скорая помощь – 030
  • Газовая служба – 040
  • Водоснабжение – 057
  • Психологическая помощь – 060
  • Ремонт телефонных линий – 061
  • Аварийная служба Новогор – 068
  • Электросети – 281-94-90
Читайте также:  Viessmann обновил системы централизованной вентиляции Vitovent 300-W

Справочные
службы

  • Коды городов – 8141
  • Городские телефоны – 11809
  • Платная справка – 065

Ученые из Мельбурнского королевского технологического университета (Австралия) выяснили, что человек просыпается быстрее и чувствует себя бодрее при использовании мелодичных звуков будильника. Соответствующий пресс-релиз опубликован в журнале Plos One.
Ученые пришли к такому выводу по итогам научного эксперимента, в котором участвовали 50 человек. Добровольцы с помощью специально разработанного онлайн-опроса фиксировали свое состояние, включая чувство сонливости, бодрость и другие ощущения, после пробуждения при использовании разных сигналов будильника.

Наблюдения показали, что громкость, продолжительность сигнала и другие параметры практически не влияли на качество пробуждения. При этом тип звукового сигнала имел значительное влияние на самочувствие участников эксперимента.
Так, добровольцы, чей будильник проигрывал какую-либо мелодию, а не издавал громкие и резкие звуки, испытывали чувство утренней сонливости реже. Также ученые выяснили, что чем мелодичнее были сигналы, тем менее выраженным было это состояние.
“Все мы предполагали, что классическое резкое “пи-пи-пи” будильника должно максимально быстро и качественно пробуждать человека, однако наши опыты показали, что более мелодичные трели были более успешными в этом отношении. Это стало большой неожиданностью”, — заявил автор исследования Стюарт Макфарлейн.
По мнению соавтора исследования, адъюнкт-профессора Адриана Дайера, неестественные и резкие сигналы, обычно издаваемые будильниками, нарушают нормальную работу мозга в момент пробуждения, что негативно сказывается на самочувствии человека.
Ученые надеются, что дополнительные исследования позволят выявить звуковой сигнал будильника, который обеспечит наиболее качественное пробуждение.

Медицина, здоровье

13.08.2021
В Пермском крае выявлено 476 новых случаев заражения COVID-19
В Пермском крае каждый третий новый заболевший COVID-19 за сутки – житель от 30 до 49 лет

13.08.2021
В Пермский край поступили партии двух вакцин от коронавирусной инфекции
По данным регионального Минздрава, в Прикамье прошли иммунизацию 587,4 тысяч жителей.

13.08.2021
Коронавирус
В «красные зоны» стационаров Прикамья будут поставлены 130 аппаратов неинвазивной вентиляции легких

12.08.2021
В Пермском крае выявлено 477 новых случаев заражения COVID-19
Более четверти новых заболевших коронавирусной инфекцией в Прикамье – дети и молодежь до 29 лет

11.08.2021
В Пермском крае выявлено 478 новых случаев заражения COVID-19
Общее количество заболевших COVID-19 в Пермском крае превысило 78 тысяч

11.08.2021
До конца августа бригады «Онкопатруля» совершат выезды в три территории Пермского края
Региональный проект, реализуемый в рамках нацпроекта «Здравоохранение», нацелен на раннее выявление онкологических заболеваний.

11.08.2021
В Роспотребнадзоре оценили ситуацию с коронавирусом в России
Ситуация стабилизировалась, однако в настоящее время остается напряженной.

11.08.2021
Ученые в США сообщили о штамме коронавируса с летальностью выше 82 процентов
Ученые в США сообщили о штамме коронавируса «йота», летальность которого может достигать 82 процентов.

10.08.2021
Коронавирус
За июль на горячую линию по вопросам коронавируса обратились более 29 тысяч жителей Прикамья. Специалисты напоминают: результат теста на COVID-19 предоставляет организация, которая осуществляет забор и исследование биоматериала.

10.08.2021
Высокотехнологичные операции
В Пермских больницах стали проводить уникальные операции на глаза недоношенным детям. Пермские врачи — одни из первых в России начали проводить такие высокотехнологичные операции.

10.08.2021
В Пермском крае выявлено 476 новых случаев заражения COVID-19
Почти треть новых заболевших COVID-19 за сутки составляют жители от 30 до 49 лет

10.08.2021
В Пермский край поступило 6 тысяч комплектов вакцины «Спутник Лайт»
На сегодня в регионе курс иммунизации полностью завершили более 423 тысяч человек.

10.08.2021
Автопарки больниц обновляются
В медучреждения Прикамья переданы 36 новых автомобилей для оказания помощи пациентам отдаленных территорий

09.08.2021
Коронавирус
За неделю в Прикамье первым и вторым компонентами вакцины от COVID-19 привились более 76 тысяч человек.

08.08.2021
Коронавирус
В Прикамье за сутки COVID-19 обнаружен в 33 муниципалитетах

08.08.2021
Коронавирус
В Пермский край поступило почти 59 тысяч комплектов вакцины против коронавирусной инфекции

07.08.2021
Сезон активности клещей
В Прикамье от укусов клещей пострадали более 16,9 тыс. человек

06.08.2021
Национальный проект «Здравоохранение»
В больнице Кунгура установлен новейший аппарат УЗИ для исследований сосудов сердца и головного мозга

Ссылка на основную публикацию