Создана концептуальная модель багги с электроприводом

Создана концептуальная модель багги с электроприводом

Концепт Volkswagen ID. Buggy открыл путь сторонним моделям

Длина концепта равна 4064 мм, ширина — 1890, высота — 1463, колёсная база ­— 2649, клиренс — 239 мм, шины — BFGoodrich All-Terrain T/A (спереди 255/55 R18, сзади 285/60 R18).

Электрическому «пляжному» автомобилю, называвшемуся в релизах просто dune buggy, компания Volkswagen всё же подарила традиционное для её машин на модульной электрической платформе MEB имя, начинающееся с букв ID. — ID. Buggy. Под полом шоу-кара установлена тяговая литиево-ионная батарея ёмкостью 62 кВт•ч. Она питает 204-сильный электродвигатель (его максимальный крутящий момент равен 309 Н•м), смонтированный на задней оси.

По замыслу компании, ID. Buggy — наглядная демонстрация гибкости «тележки» MEB, пригодной как для создания крупносерийных моделей разного класса, от компактного хэтчбека до вэна, так и нишевых, специфических электрокаров.

Конструкция предусматривает и установку переднего электродвигателя для обеспечения электрического полного привода, но показанный сегодня на Женевском автосалоне экземпляр обходится задним. Запас хода на одной зарядке равен 250 км в новом цикле WLTP. Разгон багги с нуля до сотни занимает 7,2 с, а максималка ограничена электроникой на уровне 160 км/ч.

Вариативность «тележки» (MEB предусматривает вживление разного числа электродвигателей и батарей различного объёма) дополнена вариативностью кузова. Выставочный образец двухместный, однако в конструкцию заложена трансформация салона в четырёхместный по схеме 2+2.

Жаргонное именование платформ «тележками» в данном случае может пониматься вполне буквально. Кузов багги, созданный из алюминия, стали и пластика, может быть отделён от основы (вернее, его верхняя часть). Это и ещё один пример гибкости, заложенной в матрицу MEB, и, по уверению фирмы, «сигнал» мелкосерийным производителям. Платформа MEB может быть ключом к новой мобильности без выбросов, базой для построения самых разнообразных транспортных средств.

Окружающие салон детали продолжают цветовую гамму наружных частей кузова (колер Fern Green), а внутри сиденья и декор выполнены в оттенке Grey Tech Blue.

Серийные перспективы концепта в рамках компании Volkswagen сомнительны, однако немцы заявили, что готовы открыть платформу для сторонних стартапов, которые могли бы своими силами изготавливать такую модель или какую-либо другую. У ID. Buggy есть все шансы повторить судьбу идеологического предшественника: багги Meyers Manx, созданный в США в 1960-х на шасси классического Жука, стал культовым и даже синонимом пляжного багги как такового.

Отделка интерьера выполнена из водонепроницаемых материалов, и даже кожа наппа на шестиугольном руле — с водоотталкивающей обработкой. Дизайн намеренно сделан минималистским, чтобы соответствовать развлекательному характеру автомобиля. Ради сближения с природой модель обходится без дверей, а вместо крыши — лёгкий съёмный тент.

Создана концептуальная модель багги с электроприводом

Компания Mitsubishi представила на Токийском автосалоне концептуальный внедорожник Mi-Tech. Автомобиль, получивший силовую установку с газовой турбиной, представляет собой смесь SUV и багги, у которого отсутствует крыша и двери.

Концепт-кар укомплектовали гибридной силовой установкой с четырьмя электрическими моторами. При этом вместо классического бензинового двигателя внутреннего сгорания роль генератора для подзарядки аккумуляторов выполняет небольшой газотурбинный мотор. Ради дополнительного охлаждения силовой установки используют четыре больших круглых вентилятора.

Система под названием Quad Motor with Dual Motor AYC способна передавать тягу и тормозные усилия на каждое из колес по отдельности в зависимости от конкретных дорожных условий. Такая схема обеспечивает дополнительную маневренность — к примеру, колеса с правого и левого борта могут вращаться в противоположном направлении, благодаря чему автомобиль сможет на месте развернуться на 180 градусов.

На Mitsubishi Mi-Tech использовали фирменный комплекс систем помощи водителю Mi-Pilot нового поколения, который способен давать подсказки и вмешиваться в управление не только на шоссе, но и на бездорожье.

Еще одной особенностью Mitsubishi Mi-Tech стала система автоматического управления с человеко-машинным интерфейсом. Анализ информации, полученной с комплекса камер и сенсоров, позволит избегать опасных ситуаций на дороге. Все основные данные и советы водителю выводятся на специальный дисплей на лобовом стекле с дополненной реальностью.

Детские багги – концептуальные особенности конструкции

Организация интересного и в то же время полезного досуга для своего ребенка – одна из главных задач родителей. Сегодня существует множество вариантов, при помощи которых можно занять свое чадо. Один из самых интересных – багги. В настоящее время гонки на этих необычных автомобилях курируются специализированными спортивными обществами и организациями. Изначально обязательным требованием для участников был возраст: не менее 15 лет. Однако теперь минимальный возраст участника снижен и составляет 5 лет. То есть принимать участие в настоящих автогонках могут самые маленькие. Стоит отметить, что гендерные ограничения отсутствуют: водителем багги может стать не только мальчик, но и девочка.

Багги как необычный спорт

После своего появления багги были интересны широкому кругу публики. В мире существуют несколько официальных турниров, которые собирают широкие массы болельщиков со всего мира. При этом взрослых владельцев автовездеходов не так и много. Ведь несмотря на свою кажущуюся простоту, они достаточно требовательны в обслуживании. Если говорить о юношеских вариантах исполнения, то тут дело обстоит гораздо проще. Поэтому и популярность у них выше. Минимальный возраст, с которого можно начинать учиться езде на багги – 4 года. Как и в случае с футболом или художественной гимнастикой, чем раньше начать заниматься, тем больше шансов достичь определенного уровня мастерства.

Любой, кто присутствовал на детских соревнованиях, может смело подтвердить, что такого накала страстей и всплеска эмоций на взрослой гонке не увидишь. Багги захватывают малышей и подростков с головой! Причем стоит отметить, что это не просто слепой восторг. Маленькие гонщики самостоятельно выбирают стратегию ведения гонки: иногда атакуют соперников, уходят от столкновений или завалов.

Читайте также:  В Китае изобрели инновационные электродвигатели для рельсотронов и установок баллистических ракет

Безопасность собственного ребенка на багги

Определяющим для родителей является вопрос безопасности собственного ребенка. Будем честны сами с собою: любой активный спорт, будь то велосипед, роликовые коньки или лыжи, безусловно, сопряжен с определенной долей риска. Однако в отношении автогонок на детских багги существует целый ряд рекомендаций, касающихся защиты юного водителя.

Первым делом нужно сказать о силовом стальном каркасе. Согласно требованиям безопасности (а они достаточно жестки и недвусмысленны), он надежно защищает пилота от любых столкновений с препятствиями или другими участниками гонки.

Во-вторых, стоит отметить специальные ремни безопасности, при помощи которых фиксируется положение водителя. В свое время они были разработаны и адаптированы именно для автогонок. Посредством таких ремней юный гонщик пристегивается к специальному анатомическому сидению. Его структура сводит к минимуму получение повреждений при сталкивании или переворотах машины.

В качестве средств индивидуальной защиты каждый пилот в обязательном порядке облачается в огнеупорный комбинезон, шлем, перчатки и очки. Кроме того, шея, испытывающая довольно серьезные нагрузки, защищается при помощи специальной системы типа HANS. Отсутствие любого из перечисленных элементов автоматически исключает участие молодого гонщика в автокроссе.

Таким образом, можно сделать вывод, что детские багги имеют максимальный уровень защиты. Если говорить об автогонках вообще, то данное направление принято считать наиболее безопасным для его участников. Поэтому если Ваши финансовые возможности позволяют обеспечить ребенку детский багги, то следует оказать всяческое содействие и поддержать его в стремлении заниматься автогонками.

Создана концептуальная модель багги с электроприводом

Каждый год тысячи любители песчаных гонок собираются вместе в отдаленном уголке пустыни Южной Калифорнии, носящей.

Аксессуары

Защитные пластины шасси DE Racing XD для шорт траков

Компания DE Racing является своего рода пионерами в производстве защитных пластин для шасси внедорожных моделей.

Фотогалерея

Делаем радиоуправляемый багги своими руками: советы и рекомендации экспертов

Автор: RC-Master · Дата: 1 декабря 2010 · Просмотров: 45 427 · Есть 12 коммент.

Автоспорт, моделирование, радиолюбительство – все эти увлечения были чрезвычайно популярны, если можно так выразиться, в докомпьютерную эпоху, причем объединение этих увлечений могло дать весьма интересные и оригинальные плоды, например, в виде моделей радиоуправляемых автомобилей. Конструирование радиоуправляемых багги можно отнести к достаточно простому виду моделирования, поскольку сама конструкция багги стала так популярна именно благодаря ее простоте и возможности изготовить ее даже в собственном гараже.

То же можно сказать и о создании собственными руками радиоуправляемой модели багги, которую сделать будет гораздо проще, чем, например, масштабную модель внедорожника или полноразмерного автомобиля Toyota. Простота изготовления кузова и отсутствие каких-либо строгих ограничений на его форму сделают процесс его изготовления сравнительно легким, а наличие достаточного количества свободного места в таком кузове позволит разместить все необходимые компоненты, о которых мы поговорим ниже.

Безусловно, создать любую модель, а тем более – радиоуправляемую, достаточно сложно, однако, тем интереснее и увлекательнее будет идти работа. Конечно, лучшим вариантом создания такой модели является работа нескольких единомышленников, каждый из которых является специалистом в своей области знаний, впрочем, люди, которым не чуждо техническое творчество, могут справиться с постройкой радиоуправляемой модели багги и самостоятельно.

Что нужно знать, чтобы суметь построить радиоуправляемый багги своими руками

Для того, чтобы сделать радиоуправляемый багги своими руками, вам потребуются следующие знания, навыки и умения:

• Вы должны уметь работать с металлом, поскольку несущую раму багги и всю ее ходовую часть придется собирать самостоятельно и металл в данном случае обеспечит прочную и надежную конструкцию, которая сможет защитить внутреннюю «начинку» модели автомобиля и выдержать столкновения с препятствиями. Будет очень здорово, если у вас будет навык работы на токарных и фрезерных станках, это позволит вам изготовить самостоятельно большинство необходимых деталей шасси, рулевого управления и ходовой части;

• У вас должны быть навыки работы с электроникой, поскольку речь идет именно о радиоуправляемом багги, а значит, придется самостоятельно изготовить приемо-передающую электронную начинку, правильно подключить готовую плату управления с приемником к исполнительным моторам и другим узлам модели, например, датчику столкновений или динамику звукового сигнала;

• Вы должны уметь правильно подобрать параметры электродвигателя, как основного, который будет приводить в движение вашу модель багги, так и тех, которые будут отвечать за управление поворотом передних колес, проще говоря – рулевого сервопривода. Ключевыми параметрами здесь будет крутящий момент и максимальные обороты электродвигателя, которые будут определять скорость движения, а также тот максимальный вес модели автомобиля в сборе с аккумулятором, который они смогут привести в движение напрямую или через понижающий редуктор. Конечно, Вы также можете использовать и готовый калильный или бензиновый ДВС, взятый от бензопилы или триммера для декоративных газонов.

Для того, чтобы придумать и рассчитать все элементы конструкции, а после и собрать их самостоятельно потребуется очень много времени. Поэтому стоит поискать идеи для реализации в старых журналах, например, «Моделист-Конструктор», «Радио», «Техника молодежи» или даже в приложении к журналу «Юный техник». Часть из этих журналов выходит и сейчас, но та информация, которая может вам помочь в построении радиоуправляемой модели багги своими руками наверняка найдется именно в старых номерах 80-90-х годов прошлого века.

Читайте также:  Компания Samsung выпустила обновленный модуль памяти на 1 Тб

Если в вашем населенном пункте работают кружки технического творчества, вполне вероятно, что и у них можно позаимствовать какие-то наработки, чтобы не изобретать велосипед, а точнее, авторскую модель багги, с нуля. Вы также можете обратиться и к англоязычному интернету, где распространение данного вида хобби намного выше, нежели чем в России.

Как видите, задача создать самостоятельно радиоуправляемую модель багги достаточно сложна. А ведь нужно еще будет собрать и надежно закрепить все компоненты на раме модели автомобиля, наладить и проверить работу управляющих цепей, придумать какой-нибудь корпус, наподобие Citroen и, наконец, перейти к испытаниям, которые, скорее всего, выявят множество недостатков конструкции или отдельных механизмов, требующих устранения.

Если вас это не пугает, можете смело приступать к созданию такой модели, а если вы не уверены в своих силах, но вам все же хочется получить в свое распоряжение радиоуправляемую модель баги, можно пойти более простым путем и получить ничуть не меньше удовольствия.

Покупаем готовый конструктор

Если вы точно знаете, что у вас не получится сделать радиоуправляемый багги своими руками с нуля, можно пойти другим путем и приобрести готовый конструктор такой модели автомобиля, который без труда можно найти в интернет-магазинах игрушек или специализированных магазинах, которые торгуют только радиоуправляемыми моделями.

Такое решение не только позволит вам самостоятельно собрать багги на радиоуправлении своими руками, но и даст вам необходимые знания о том, каким он должен быть. Вы в любом случае изучите конструкцию модели, сможете разобраться с тем, как обеспечивается ее управление и каким образом осуществляется работа всех механизмов, включая работу ДВС или электродвигателя, а также аккумулятора и остальных исполнительных устройств, которые обеспечивают движение багги и управление им.

Вполне возможно что, тщательно изучив готовую конструкцию такого багги, вы сможете заметить в ней целый ряд недостатков, которые сможете попытаться устранить и, таким образом, модернизировать модель автомобиля. К тому же, приобретение готового конструктора позволит вам не только детально разобраться с принципов работы такой радиоуправляемой модели, но и даст возможность использовать определенные узлы конструктора для создания своего радиоуправляемого багги.

Например, для собственной конструкции практически всегда можно использовать готовое решение в виде аппаратуры радиоуправления с удобным и продуманным дизайном, а также прочные колесные приводы, готовые колеса, амортизаторы и другие элементы конструкции. В этом случае вам не понадобится самостоятельно изготавливать множество сложных и технически трудно реализуемых узлов, но вы в праве создать из них по настоящему уникальную модель багги.

В любом случае, если вас заинтересовал вопрос создания радиоуправляемого багги своими руками, вы всегда сможете найти на него ответ, воспользовавшись нашими советами, оценив свой уровень квалификации и выбрав тот путь, который доставит вам максимальное удовлетворение от процесса изготовления радиоуправляемой модели багги своими руками.

Рубрика: Видео, Статьи · Запись имеет метки: Модели багги

БАГГИ – АВТОМОБИЛЬ, ДОСТУПНЫЙ КАЖДОМУ

Мы живем в такое время, когда все (ну, или почти все) можно купить в магазине, – были бы деньги. Но, увы! Денег всегда не хватает. К тому же, далеко не всех устраивают технические характеристики товарной продукции. Вот и приходится «включать голову» и заниматься самодеятельным конструированием. В этой статье речь пойдет о постройке багги – легкого спортивного автомобиля, предназначенного для эксплуатации детьми или взрослыми. Первые свои такие машины я делал еще в советские времена по чертежам журнала «Моделист-конструктор». А затем, за долгие годы работы в компании Avtoproject, где было изготовлено множество багги различного назначения, мною был накоплен довольно богатый опыт, которым и хочу поделиться с читателями журнала.

В целом, в багги нет ничего сложного. Большинство комплектующих элементов для его постройки можно приобрести в автомагазинах. Или же при наличии мастерской – изготовить самостоятельно, что существенно снизит стоимость проекта. Так, например, для детского багги используются самые доступные материалы и детали от мототехники (сайлентблоки, поворотные кулаки, полуоси, элементы подвески), а для уменьшения трудоемкости количество токарных работ сведено к минимуму. Однако, как показала моя долгая практика, создание даже простой машины невозможно без чертежей. Грамотно выполненная на стадии проектирования техническая документация позволяет избежать ошибок (как непосредственно конструктивных, так и финансовых) и ускорит процесс.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Начнем с багги для подростков. Но прежде чем приступить к делу, необходимо определиться, для каких целей предназначена данная машина: для первоначального обучения детей навыкам вождения, для езды по пересеченной местности в туристических целях, для прокатного бизнеса или спорта? От ответа на этот вопрос зависит тот запас прочности конструкции, тип/мощность силовой установки, а также ограничения по максимальной скорости, которые должны быть обеспечены. Также целесообразно заранее предусмотреть возможность создания многофункционального шасси с разными вариантами основания рамы и конструкции подвески, с возможностью крепления различных кузовов из фанеры, металла или пластика – это будет заделом на будущее, когда ребенку, уже получившему определенную практику, захочется чего-то нового.

Для изготовления основания рамы подойдет стальная профильная труба сечением 25×50 мм. При наличии трубы сечением 25×25 мм возможна сборка из двух труб, сваренных «прихватками» по длине – рама получится хоть и тяжелей немного, но более прочной. Рычаги подвески можно изготовить из обрезков водопроводных труб: верхние диаметром 17 мм, нижние 22 мм. Для обеспечения плавности хода рычаги должны быть достаточно длинными, оптимальная ширина колеи детского багги – 1250-1300 мм. Каркас безопасности изготавливается из труб диаметром 25-34 мм. Сайлентблоки можно нарезать из кислородного шланга, для их изготовления также понадобятся болты М8 с неполной резьбой.

Читайте также:  Система искусственного интеллекта будет тестировать аккумуляторы

Даже детский автомобиль простейшей конструкции может выглядеть эстетически безупречно

К выбору шин и дисков стоит подходить достаточно ответственно, учитывая предполагаемый режим эксплуатации: они напрямую влияют на безопасность. Доступное решение – колеса диаметром от 400 до 480 мм и шириной около 100 мм. Для детской машины с электроприводом и максимальной скоростью до 10-15 км/час колеса от тележек и садовых тачек соответствующей грузоподъемности – вполне разумный выбор.

Дороже, но более практичный вариант для багги – использование комплекта колес от детских квадроциклов размером 7-8 дюймов. Под такие диски идеально подходят серийные задние ступицы от ВАЗ-2108, продающиеся в любом автомобильном магазине, что позволит сэкономить на токарных работах. Они недорогие, обладают большим запасом прочности, пригодны как для передней, так и для задней подвески. Но у них есть существенный недостаток – большой вес. Поэтому если стоит задача добиться высоких спортивных результатов любой ценой, то единственный выход – изготовление деталей по индивидуальным заказам в современной токарной мастерской, с лазерной резкой и сваркой. Процесс дорогостоящий, требует нестандартных заготовок, да и не всякий токарь возьмется за подобную работу. Но результат стоит потраченных средств и усилий, так как можно значительно снизить вес узла.

Если же используются стандартные колеса от тележек, то передние ступицы не нужны, поскольку эти колеса идут в комплекте с подшипниками (обычно с внутренним диаметром 20 мм). При условии эксплуатации багги с электромотором такие же колеса можно поставить и на заднюю ось, предварительно заменив подшипники на втулки.

Еще одно возможное решение – использование в качестве дисков алюминиевых литейных заготовок «три луча» с последующей обработкой на токарном станке. Они подойдут и вперед, и назад. Главное их преимущество – беспроблемный монтаж тормозных дисков и малый вес.

Чертеж ступицы, не раз опробованной на практике Чертеж одного из возможных вариантов задней ступицы Сайлентблок можно собрать из обрезка кислородного шланга, болта и простой в изготовлении втулки Чертеж втулки самодельного сайлентблока

Сиденье для багги предпочтительнее стеклопластиковое, так как оно имеет небольшой вес (не более 2-2,2 кг) и легко трансформируется, купил и поставил за 10 минут. Дешевле кресло из фанеры, оклеенное поролоном и обитое любой доступной тканью. Специалистам, обладающим навыками слесарных работ, несложно будет сделать сиденье из листового металла, вырезанное и согнутое аналогично спортивным ковшам. Но в этом случае обязательна внешняя оклейка кресла каким-либо материалом.

Один из важнейших вопросов при постройке любого автомобиля – какой использовать силовой агрегат? В последнее время для багги все чаще применяется электропривод. Для детской машины вполне достаточно электродвигателя мощностью от 0,5 до 1,0 кВт. В плюсах – им не нужен бензин, они почти не нуждаются в обслуживании (папе не придется бегать с отверткой), не загрязняют окружающую среду и работают бесшумно. В минусах – относительно высокая стоимость и небольшой запас хода, требующий наличия инфраструктуры для зарядки аккумуляторов.

Использование колес от детских квадроциклов – отличный вариант для багги В качестве основы для колесных дисков можно использовать алюминиевые заготовки «три луча» (слева – литейная заготовка, справа-деталь после мехобработки)

Как альтернатива – бензиновый мотор от скутера рабочим объемом до 50 куб. см. Такие агрегаты поставляются, как правило, в комплекте с вариатором. Двигатель запускается с помощью электростартера, что удобно для эксплуатации ребенком. Но новые компоненты тоже стоят недешево, тем более что придется приобретать также топливную систему, глушитель, электропроводку, фильтры. Впрочем, есть вторичный рынок, на котором не так уж сложно найти в качестве донора скутер с пробегом. От него же пригодится и штатная тормозная система.

Также встречаются бензиновые моторы – аналоги Honda объемом от 160 до 200 куб. см – их выпускают сейчас многие китайские фирмы. Но при использовании двигателя данного типа тоже потребуются дополнительные узлы и агрегаты. В частности, необходимо автоматическое сцепление и промежуточный вал со звездами для обеспечения необходимого передаточного числа. Хотя существуют варианты штатного редуктора с автоматическим сцеплением, что позволит обойтись без промежуточного вала. Основные преимущества таких двигателей -выносливость и неприхотливость в эксплуатации. Они поставляются комплектными, их цена ниже, чем на скутерные моторы. Но запуск большинства их осуществляется шнуром, как у простого лодочного мотора, а не электростартером.

Постройка любого автомобиля наминается с его прорисовки. Это один ит эскизных вариантов компоновки двухместной машины, показанной на фото

Перейдем к системе рулевого управления. Самое простое и доступное – взять рычажное управление от картинга. Для наконечников рулевых тяг и шаровых опор на сегодняшний день оптимально подходят шарнирные головки Sa10,12,14. Они недорогие и продаются во многих магазинах. Если багги эксплуатируется на небольшой скорости, достаточно наконечников Sa8, при более интенсивных нагрузках – Sa10. Они хорошо зарекомендовали себя в детском автокроссе, где скорость по пересеченной местности достигает 80 – 100 км/час. Для верхних шаровых опор подойдут Sa12, для нижних – Sa12 или Sa14. Чтобы исключить расходы на токарные работы, для изготовления втулок на рычаги под шаровые и наконечники, достаточно купить высокие гайки (длиной 20-25 мм). На рычаги они привариваются под шарнирные головки. Для самих рулевых тяг оптимальный выбор – подбор труб с последующей нарезкой на них соответствующей резьбы. Поскольку рулевое колесо – это тоже важный элемент безопасности и эргономики, то его лучше прибрести готовым, самый практичный для ребенка диаметр 280-300 мм.

Читайте также:  Компанией Magic Leap разрабатывается виртуальный ассистент в человеческом облике

Амортизаторы можно использовать любые от мопедов или мотоциклов. Но, повторю еще раз, – тут многое зависит режима эксплуатации машины.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОСТАРШЕ…

Примерно по такой же схеме, как и детский багги, можно построить вполне достойный аппарат для взрослого, следует учесть только более высокие нагрузки на конструкцию из-за веса и скорости. Поскольку речь идет о «багги, доступном каждому», рассмотрим максимально бюджетный вариант. То есть, используем уже имеющиеся недорогие комплектующие, большая часть из которых у многих автолюбителей наверняка пылится в дальних углах гаража, ожидая «лучших времен».

Данный проект – это своего рода «произвольная программа», но с соблюдением определенных правил, основанных на четком алгоритме, неоднократно проверенном мною на практике. С необходимым и достаточным минимумом чертежей разберется, думаю, любой – для этого не требуется диплом технического ВУЗа. В остальном же, как говорится, – возможны вариации. Единственное, и главное требование к мастеру – в его гардеробе не должно быть брюк с рукавами.

Для начала набросаем схему с предварительными геометрическими размерами багги. Оптимальные габариты: ширина 1250-1300 мм, колесная база 1350-1500 мм, длина 1900-2100 мм. Точные значения зависят от кузова. Расчетный вес таких машин от 80 до 120 кг (зависит от используемых материалов, узлов и деталей). Наиболее подходящий размер колес – диаметр 400-500 мм, ширина 140-150 мм.

Далее необходимо определиться с каркасом кузова и компонентами элементов подвески. По продольной оси прокладываем «хребет» из профильной трубы и предварительно прикидываем оси качения нижних рычагов исходя из размеров сайлентблоков и поворотных кулаков.

Поворотный кулак в сборе Чертеж для вычисления длины рычагов Цепной привод двигательной установки с использованием промвала Чертеж поворотного кулака в сборе (вариант)

В нашем случае поворотный кулак состоит из следующих деталей: корпуса, который можно изготовить из отрезка стандартной водопроводной трубы диаметром 21,5 мм, и двух шарнирных головок Sa12 или Sa14 – их размер зависит от веса конструкции, типа двигателя и расчетных нагрузок. Для легкой машины или электрокара можно проточить до нужного размера трубы диаметром 17 мм или 20 мм. Также потребуется выточить сплошную ось с таким же диаметром. И сделать косынки сошки и оси, которые можно вырезать из полосы металла толщиной 2-3 мм. Сошки вырезаем из листового металла толщиной 5 мм или трубы диаметром 17 мм, приварив на один торец высокую гайку М8-10 (соответствующую выбранному наконечнику шаровой головки). Возможный вариант представлен на чертеже. Указанные размеры деталей взяты из личной практики и проверены на нескольких десятках багги.

Что касается расположения сошки, то углы установки также продуманы и многократно опробованы. Особо хочу обратить внимание на линии, пересекающие оси кулаков. Это линии, на которых размещаются сошки поворотных кулаков, и угол относительно поворотного кулака. Отступающие от этой схемы расстреляны не будут, но получат гарантированный дискомфорт в управляемости на скоростях выше 20 км/ч.

Для спортивных машин требуется подвеска с большим запасом прочности Проектирование рулевой трапеции Конструкция простейшей рулевой трапеции Наконечник рулевой тяги Рулевая тяга в сборе

Рулевые тяги могут быть расположены как перед передней осью, так и сзади – это вопрос не принципиальный. Для управляемости транспортным средством таких размеров их расположение не имеет большого значения. Хотя для компоновки и общих габаритных размеров машины – разница имеется. Передняя рулевая трапеция позволяет улучшить эргономику, увеличив расстояние от педалей до кресел. А поскольку при данной компоновке рулевые тяги работают на разрыв, то их можно выполнить из трубы меньшего диаметра и риск их согнуть сведен к минимуму. Однако задние рулевые тяги лучше защищены от ударов при наезде на препятствие, но при этом они ограничивают пространство в салоне. Мой выбор – за рулевые тяги спереди. Правда, тут есть один важный момент. Из-за плотной компоновки сошки поворотных кулаков могут войти во внутреннее пространство диска колеса – это нужно учитывать на стадии проектирования. При задних же рулевых тягах такой проблемы не существует. Ухо крепления рычагов, можно изготовить из полосы металла толщиной 3 мм и сделать в нем отверстие диаметром 8 мм под болт крепления сайлентблоков.

Виталий АЛЕХИН (компания Avtoproject), г. Мариуполь

Фольксваген разрабатывает первый электрический багги: он может стать серийной моделью

Volkswagen вновь ударился в ностальгию, создав ретроконцепт электрокара для пляжного отдыха

Фольксваген готовится к запуску линейки новых электромобилей, на концепции электрокаров «Народной марки» можно было посмотреть на протяжении нескольких лет под такими «обертками», как:

Модель ID

ID Buzz

ID Crozz

ID Vizzion

Несмотря на все технические инновации, все вышеупомянутые модели довольно традиционны. Из общего ряда электрокаров явно выбивается новая концепция, над которой, как сообщается в докладе производителя, работает Volkswagen. Эта новинка – электрический пляжный багги:

Рядом зарубежных автомобильных СМИ утверждается, что компания рассматривает новую модель в качестве современной интерпретации багги «Meyers Manx», которые в стародавние времена строились частным образом одной американской фирмочкой, главой которой был человек по фамилии Мэнкс, из переделанных «Жуков»:

Читайте также:  Российскими специалистами создан прототип летающего такси-аэробуса

Видео взято с YouTube-канала Carfection

Поскольку немецкая компания уже объявила, что Beetle выходит из производства, новый электрический пляжный багги, как сообщается, будет построен на новой платформе MEB. Новая модель, по слухам, получила открытую кабину, задний верхний усилитель и «свободно стоящее ветровое стекло».

Сообщается, что над пляжным багги работают в Научно-исследовательском центре Volkswagen в Брауншвейге, Германия, и, по слухам, он является одной из трех серийных ретровдохновленных моделей на стадии разработки. Другими двумя автомоделями, как сообщается, станет вышеупомянутый ID Buzz и пятидверный вариант «Жука».

Если верить распространенному компанией докладу, пляжный багги будет представлен на Женевском автосалоне в 2019 году. Модель, скорее всего, дебютирует как концепция, но в конечном итоге она может пойти в производство, поскольку автомобиль, по слухам, находится в стадии «активного рассмотрения».

И хотя нет никаких сомнений в том, что электрический пляжный багги заинтересует публику, трудно понять, каким образом Volkswagen сможет сделать из этой модели бизнес-кейс. Багги всегда являлся спортивным автомобилем с ограниченным потенциалом продаж, а небольшие продажи затруднят окупаемость затрат на разработку и даже могут привести к локальным финансовым трудностям для такой крупной автокомпании. Кстати, именно по этой причине Volkswagen отказался от дальнейшего производства «New Beetle».

Впрочем, вся эта шумиха вокруг новой модели от Volkswagen может оказаться не более чем «пылью в глаза». VW никогда не стеснялся производить крутые концепции, чтобы потом оставить их увядать на корню. Отлично иллюстрирует подход «хайповости» концепция десятилетней давности – BlueSport, которая могла бы стать достойным конкурентом Mazda MX-5, но вместо этого заняла всего лишь пыльное место в музее VW Group:

Создана концептуальная модель багги с электроприводом

Каждый год тысячи любители песчаных гонок собираются вместе в отдаленном уголке пустыни Южной Калифорнии, носящей.

Аксессуары

Защитные пластины шасси DE Racing XD для шорт траков

Компания DE Racing является своего рода пионерами в производстве защитных пластин для шасси внедорожных моделей.

Фотогалерея

Делаем радиоуправляемый багги своими руками: советы и рекомендации экспертов

Автор: RC-Master · Дата: 1 декабря 2010 · Просмотров: 45 427 · Есть 12 коммент.

Автоспорт, моделирование, радиолюбительство – все эти увлечения были чрезвычайно популярны, если можно так выразиться, в докомпьютерную эпоху, причем объединение этих увлечений могло дать весьма интересные и оригинальные плоды, например, в виде моделей радиоуправляемых автомобилей. Конструирование радиоуправляемых багги можно отнести к достаточно простому виду моделирования, поскольку сама конструкция багги стала так популярна именно благодаря ее простоте и возможности изготовить ее даже в собственном гараже.

То же можно сказать и о создании собственными руками радиоуправляемой модели багги, которую сделать будет гораздо проще, чем, например, масштабную модель внедорожника или полноразмерного автомобиля Toyota. Простота изготовления кузова и отсутствие каких-либо строгих ограничений на его форму сделают процесс его изготовления сравнительно легким, а наличие достаточного количества свободного места в таком кузове позволит разместить все необходимые компоненты, о которых мы поговорим ниже.

Безусловно, создать любую модель, а тем более – радиоуправляемую, достаточно сложно, однако, тем интереснее и увлекательнее будет идти работа. Конечно, лучшим вариантом создания такой модели является работа нескольких единомышленников, каждый из которых является специалистом в своей области знаний, впрочем, люди, которым не чуждо техническое творчество, могут справиться с постройкой радиоуправляемой модели багги и самостоятельно.

Что нужно знать, чтобы суметь построить радиоуправляемый багги своими руками

Для того, чтобы сделать радиоуправляемый багги своими руками, вам потребуются следующие знания, навыки и умения:

• Вы должны уметь работать с металлом, поскольку несущую раму багги и всю ее ходовую часть придется собирать самостоятельно и металл в данном случае обеспечит прочную и надежную конструкцию, которая сможет защитить внутреннюю «начинку» модели автомобиля и выдержать столкновения с препятствиями. Будет очень здорово, если у вас будет навык работы на токарных и фрезерных станках, это позволит вам изготовить самостоятельно большинство необходимых деталей шасси, рулевого управления и ходовой части;

• У вас должны быть навыки работы с электроникой, поскольку речь идет именно о радиоуправляемом багги, а значит, придется самостоятельно изготовить приемо-передающую электронную начинку, правильно подключить готовую плату управления с приемником к исполнительным моторам и другим узлам модели, например, датчику столкновений или динамику звукового сигнала;

• Вы должны уметь правильно подобрать параметры электродвигателя, как основного, который будет приводить в движение вашу модель багги, так и тех, которые будут отвечать за управление поворотом передних колес, проще говоря – рулевого сервопривода. Ключевыми параметрами здесь будет крутящий момент и максимальные обороты электродвигателя, которые будут определять скорость движения, а также тот максимальный вес модели автомобиля в сборе с аккумулятором, который они смогут привести в движение напрямую или через понижающий редуктор. Конечно, Вы также можете использовать и готовый калильный или бензиновый ДВС, взятый от бензопилы или триммера для декоративных газонов.

Для того, чтобы придумать и рассчитать все элементы конструкции, а после и собрать их самостоятельно потребуется очень много времени. Поэтому стоит поискать идеи для реализации в старых журналах, например, «Моделист-Конструктор», «Радио», «Техника молодежи» или даже в приложении к журналу «Юный техник». Часть из этих журналов выходит и сейчас, но та информация, которая может вам помочь в построении радиоуправляемой модели багги своими руками наверняка найдется именно в старых номерах 80-90-х годов прошлого века.

Читайте также:  Лица покупателей сим-карт в Китае будут сканировать

Если в вашем населенном пункте работают кружки технического творчества, вполне вероятно, что и у них можно позаимствовать какие-то наработки, чтобы не изобретать велосипед, а точнее, авторскую модель багги, с нуля. Вы также можете обратиться и к англоязычному интернету, где распространение данного вида хобби намного выше, нежели чем в России.

Как видите, задача создать самостоятельно радиоуправляемую модель багги достаточно сложна. А ведь нужно еще будет собрать и надежно закрепить все компоненты на раме модели автомобиля, наладить и проверить работу управляющих цепей, придумать какой-нибудь корпус, наподобие Citroen и, наконец, перейти к испытаниям, которые, скорее всего, выявят множество недостатков конструкции или отдельных механизмов, требующих устранения.

Если вас это не пугает, можете смело приступать к созданию такой модели, а если вы не уверены в своих силах, но вам все же хочется получить в свое распоряжение радиоуправляемую модель баги, можно пойти более простым путем и получить ничуть не меньше удовольствия.

Покупаем готовый конструктор

Если вы точно знаете, что у вас не получится сделать радиоуправляемый багги своими руками с нуля, можно пойти другим путем и приобрести готовый конструктор такой модели автомобиля, который без труда можно найти в интернет-магазинах игрушек или специализированных магазинах, которые торгуют только радиоуправляемыми моделями.

Такое решение не только позволит вам самостоятельно собрать багги на радиоуправлении своими руками, но и даст вам необходимые знания о том, каким он должен быть. Вы в любом случае изучите конструкцию модели, сможете разобраться с тем, как обеспечивается ее управление и каким образом осуществляется работа всех механизмов, включая работу ДВС или электродвигателя, а также аккумулятора и остальных исполнительных устройств, которые обеспечивают движение багги и управление им.

Вполне возможно что, тщательно изучив готовую конструкцию такого багги, вы сможете заметить в ней целый ряд недостатков, которые сможете попытаться устранить и, таким образом, модернизировать модель автомобиля. К тому же, приобретение готового конструктора позволит вам не только детально разобраться с принципов работы такой радиоуправляемой модели, но и даст возможность использовать определенные узлы конструктора для создания своего радиоуправляемого багги.

Например, для собственной конструкции практически всегда можно использовать готовое решение в виде аппаратуры радиоуправления с удобным и продуманным дизайном, а также прочные колесные приводы, готовые колеса, амортизаторы и другие элементы конструкции. В этом случае вам не понадобится самостоятельно изготавливать множество сложных и технически трудно реализуемых узлов, но вы в праве создать из них по настоящему уникальную модель багги.

В любом случае, если вас заинтересовал вопрос создания радиоуправляемого багги своими руками, вы всегда сможете найти на него ответ, воспользовавшись нашими советами, оценив свой уровень квалификации и выбрав тот путь, который доставит вам максимальное удовлетворение от процесса изготовления радиоуправляемой модели багги своими руками.

Рубрика: Видео, Статьи · Запись имеет метки: Модели багги

Чертежи багги

В разделе представлены готовые чертежи моделей багги, сконструированные и построенные нашим коллективом. Разработку проектов багги с нуля Вы можете увидеть здесь.

У нас открыта новая услуга — Консультации

Чертежи узлов и деталей багги

Полный перечень чертежей багги, а также отдельных узлов и деталей. Таблица в форме прайс листа, которую можно скачать на свой…
ДАЛЕЕ

Багги Раптор 1500 V4.0 1-03-20 — Новая версия

Мы не продаем вам чертежи, мы вам дарим идею — и помогаем воплотить вашу мечту детства в жизнь. Новые незабываемые…
ДАЛЕЕ

Багги Тайгета

Новые аспекты жизни – активное единение с природой, лес узкая грунтовая дорога, встречный поток ветра! Наш коллектив разработал приближенную версию…
ДАЛЕЕ

Багги ReStart

Restart – перезагрузка из серых будней в массу положительных эмоций. Багги Restart — сделай перезагрузку, мозгов, эмоций, впечатлений! Просто наслаждайся…
ДАЛЕЕ

Багги 4×4 для экспедиций

Новые незабываемые ощущения, впечатления эмоции, непроходимые места. Багги 4 х 4 и природа не разделимы! Упор на серийные легкодоступные комплектующие…
ДАЛЕЕ

Багги project 4×4 Шторм

Багги и природа не разделимы! Занять с пользой свое свободное время, изготовив багги своей мечты, по подробным чертежам с помощью…
ДАЛЕЕ

Багги Раптор 390

Открой для себя мир вдохновения, творчества и созидания! Получить драйв с друзьями и семьёй. Новая модель динозавра имеет двигатель объемом…
ДАЛЕЕ

Багги Маг

Мечта детства многих мужчин, бюджетно доступно и сердито – скорость, пыль, эмоции зашкаливают! Новая модель. Хотите уникальный багги — смотрите…
ДАЛЕЕ

Багги для Ралли Рейдов

Экстремальное вождение в грязь, песок, непроходимой местности выброс адреналина! Автомашина собрана заказчиком с двигателем Субару объемом 2,5 литра и вполне…
ДАЛЕЕ

Детский багги — бесплатная инструкция

Воплотить свою мечту. Увлечь ребенка в мир созидания, конструирования. Привлечь внимание ребенка к себе общим делом с ребенком. Как прийти…
ДАЛЕЕ

Atom Ariel для детей

Первые навыки вождения настоящего маленького автомобиля, дают возможность спокойно и уверенно себя чувствовать, когда он пересядет за руль папиного (маминого)…
ДАЛЕЕ

Багги Раптор 200

Воплотить свою мечту детства! В мир созидания, конструирования. Увлечь ребенка. Привлечь внимание ребенка к себе общим делом. Как прийти к…
ДАЛЕЕ

Багги Чемпион Спорт

Первые навыки вождения настоящего спортивного авто, только все в уменьшенном размере) Виражи, пыль, дух сопернечества, адреналин, призовые места, слезы от…
ДАЛЕЕ

Раптор электро 2019

Воплотить свою мечту. Увлечь ребенка в мир созидания, конструирования. Привлечь внимание ребенка к себе общим делом с ребенком. Как прийти…
ДАЛЕЕ

Читайте также:  Планируется реорганизация заводов SONY

Все о двухместных багги

  1. Особенности
  2. Обзор видов
  3. Как выбрать?
  4. Как сделать своими руками?

Прокатиться с ветерком по бездорожью, пересеченной местности можно на багги – небольшом и сравнительно легком автомобиле. Мужчинам имеет смысл узнать, как выбрать двухместный багги или собрать машину своими руками.

Особенности

Багги – удачное изобретение американцев. Впервые техника появилась на дорогах США в 50-х годах прошлого столетия. В качестве автомобилей доноров использовались вышедшие из строя машины Volkswagen с известной приставкой «Жук».

От характерного названия марки авто небольшие автомобильчики так и стали называть – жучок.

Модели изготавливались без радиатора, многих кузовных элементов, а двигатель располагался сзади. Современный двухместный багги представляет собой небольшой автомобиль, устройство которого позволяет легко преодолевать бездорожье. Основные конструкционные преимущества:

  • низкий центр тяжести;
  • высокий дорожный просвет;
  • повышенная проходимость;
  • независимая подвеска;
  • усиленная ходовая часть;
  • короткая база;
  • внедорожная резина.

Плюсы использования машины, неприхотливой к дорожному полотну, извилистой местности тоже очевидны – простое управление, мобильность, возможность получить массу положительных эмоций от процесса езды.

Пожалуй, основное преимущество популярных автомобильчиков – вариативность.

Каждый народный умелец, любитель современного автотранспорта может собрать за короткий срок 2-местный багги согласно собственным предпочтениям. Например, изготовить прогулочный вариант машины или сделать мощный кроссовый транспорт для преодоления сложных преград. Вне зависимости от модели, ключевое требование, предъявляемое к двухместному багги – возможность экстремальной езды по бездорожью и автострадам общего пользования.

Обзор видов

Перед покупкой или началом изготовления двухместного багги необходимо выбрать вариант, каким в итоге будет автомобиль.

  • Военный. Для азартных поездок по пустыне целесообразно обратить внимание на этот вариант. Например, американская армия при проведении операций в пустынных местностях активно использует такие авто. Преимущества – динамика, ремонтопригодность, большой клиренс.

  • Кроссовые. Весьма распространенные модели. Они в основном участвуют в различных соревнованиях по кольцевой трассе. Спортивные машины не предназначены для преодоления ручьев, бездорожья и других сложных преград.

  • Спортивно-туристические. Такие багги являются самыми распространенными. Водитель, управляя небольшой машинкой, легко форсирует водные преграды и прочие естественные препятствия.

Подавляющее большинство автомобилистов, решивших собрать багги собственноручно, выбирают именно последний вариант. В каждой модели современных багги предусмотрены требования безопасности для водителя и пассажиров. Страховочные ремни фиксируются в четырех точках и надежно приковывают человека к сиденью.

. Основа безопасных поездок – рамная конструкция.

Рама призвана защищать от боковых столкновений со всевозможными препятствиями. Даже перевороты автомобиля при неудачном маневре в принципе не представляют большой опасности.

Как выбрать?

Для экстремального отдыха, туризма, поездок по пересеченной местности или крутых виражей по невспаханному полю годится первый и третий вариант небольших машин повышенной проходимости. В любом случае нужно выбирать автотранспорт, который соответствует предъявляемым водителем требованиям. А таковых не так уж много.

  • Мощность двигателя. Сравнительно небольшой вес багги является позитивным моментом в плане выбора силовой установки. Даже оснащение слабеньким агрегатом с 20 лошадиными силами и объемом 200 куб. см. вызовет неописуемый восторг. Чем мощней будет мотор, тем лучше обстоят дела с динамикой, разгоном и преодолением крутых подъемов.

  • Переключение передач. Сегодня в продаже немало любопытных моделей, оснащенных автоматической коробкой скоростей с функциями включения специальных режимов. Также всегда продаются багги с «механикой» для истинных поклонников классических решений в авто. Популярные модели часто приобретают профессиональные гонщики и автовладельцы в возрасте.

  • Повышенная проходимость. На фактор беспрепятственного преодоления искусственных и естественных преград влияет несколько условий – предусмотренные в коробке скоростей пониженные передачи, протекторы резины, которые обеспечивают надежное сцепление с дорогой. Кататься на рифленых покрышках по автостраде нежелательно. Они износятся гораздо быстрей, чем сломается багги, а комплект такой резины стоит недешево.

Для перестраховки можно купить или собрать багги с электрической лебедкой. Несложное приспособление поможет в трудных ситуациях, если автомобиль застрял в болотистой местности. Имеет смысл перечислить дополнительные факторы, влияющие на динамику использования маленького джипа.

Короткий багги с рычажной независимой подвеской на каждое колесо будет лучше преодолевать различные препятствия.

Если в процессе катаний по бездорожью планируется получать удовольствие от прыжков, как в голливудских триллерах, следует выбирать модель с мощным двигателем, усиленной подвеской, внедорожной резиной пониженного давления. В багги придется установить именно механическую коробку скоростей.

Как сделать своими руками?

С целью увлекательных поездок по пересеченной местности можно купить небольшой автомобильчик, но гораздо интересней собрать двухместный багги в гараже. Чертежи для рамы с размерами и прочих устройств доступно разработать самостоятельно или воспользоваться схемами, предложенными народными умельцами. Однако всем, кто не желает тратить на это время предлагается готовое решение – инструкция, как собрать самодельный багги без посторонней помощи. Сначала нужно подготовить инструмент:

  • сварочный аппарат;
  • угловую шлифовальную машинку;
  • коронку по металлу;
  • трубогиб;
  • электродрель.

Потребуются и услуги фрезеровщика. Из материалов понадобятся трубы, бруски, болты, гайки. Теперь нужно выбрать донорскую машину и взять оттуда основные узлы – двигатель, колеса, тормоза, амортизирующие устройства, а также расходные материалы и навесное оборудование. Двухместный багги легко сконструировать из разных моделей автомобилей и даже мотоцикла.

  • Из «ИЖ» или «Урал» можно собрать небольшой багги приблизительно 300 кг веса. Скорость у такого джипа будет до 80 км/ч. В этом случае потребуется ДВС и разные детали от малолитражных моделей авто.

  • Из «Запорожца» тоже можно собрать хороший багги. Для распределения веса по осям и лучшего охлаждения мотор нужно закрепить задом наперед, а дифференциал повернуть. Привод переключения скоростей тоже придется модернизировать.
Читайте также:  Изобретена электронная кожа, способная лечить людей

  • Багги из «Оки». Такой автомобиль лучше других годится в качестве донора. Двигатель с защитой от перегрева, ступицы с небольшим весом, а рулевая система с необходимым запасом прочности. Также хорошо подходят амортизаторы и тормоза.

  • Собрать двухместный багги можно на базе автомобиля «ВАЗ» или «Нивы».

Краткий обзор двухместного багги в видео ниже.

Не время умирать: как финское упорство почти уничтожило Nokia и почему компания больше не стыдится Android

Легендарный производитель телефонов недавно вернулся на рынок и снова, как во времена славы, рекламирует себя в Голливуде.

В начале 2021 года «Не время умирать» про Джеймса Бонда отложили не только из-за пандемии коронавируса, но и якобы из-за устаревших гаджетов Nokia, которыми пользуются герои фильма. Флагманские модели 2020 года уже давно на рынке и рекламодатели обеспокоены, что зрители не увидят самые актуальные смартфоны.

Nokia часто использовали кино как платформу для продвижения своих телефонов. В разное время они появлялись в «Матрице», «Трансформерах», а в «Тёмном рыцаре» Брюс Уэйн звонил по флагманскому для 2008 года Nokia 5800. Реклама чаще была имиджевой — финские телефоны занимали до половины рынка всех сотовых.

С 1980-ых до 2010-ых мобильное подразделение Nokia пережило расцвет, застой и крах, который почти привёл к ликвидации бренда. Фанаты обвиняли в провале наёмного канадского менеджера, не понявшего финскую идею терпения и трудолюбия, а решившего сотрудничать с Microsoft по общим корпоративным правилам. Со временем страсти утихли, а бывшие работники открыто говорят о событиях десятилетней давности.

Nokia появилась в одноимённом городе в середине 19 века как бумажная фабрика. Позже компания владела электростанциями, фабриками по производству электрических кабелей, автомобильных шин (подразделение стало признанным лидером отрасли — Nokian Tyres) и даже галош. С 1960-ых годов компания активно развивала телекоммуникационное направление, ведь у неё был опыт производства пластмасс и электротехники.

В 70-ые Nokia заключила сделку с ведущим скандинавским производителем телевизоров и радиоприёмников Salora, создав новую телекоммуникационную компанию. Цель объединённой Mobira Oy — создание мобильных радиотелефонов для сотовой сети NMT-450, которую внедряли в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Так появился первый мобильный телефон финнов Senator. При весе почти в 10 килограмм, он позиционировался как переносной аппарат для автомобиля. Звонили пользователи первых мобильных через оператора, а на качество связи жаловались регулярно.

Через несколько лет Nokia выпустила на рынок первый по-настоящему персональный аппарат — Mobira Cityman 900. Он весил примерно в семь раз больше нынешних смартфонов (800 граммов) и стоил как малолитражный автомобиль, но молодые состоятельные люди быстро сделали телефон атрибутом достатка. Впрочем, в историю аппарат вошёл и как средство связи первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва.

В 80-ых Nokia совместно с другими телекоммуникационными компаниями участвовала создании стандарта цифровой мобильной связи GSM, который быстро распространился в Европе, Азии и США. Характеристики нового стандарта обеспечили высокое качество связи, а абоненты звонили уже с помощью по-настоящему компактных телефонов весом 100-150 граммов.

Следующие 15 лет стали знаковыми для Nokia. Несмотря на достаточно высокую конкуренцию, компания занимала до 49% всего рынка сотовой связи. Разработчики раз за разом улучшали операционную систему Symbian и техническое исполнение, делая телефоны максимально удобными и надёжными. База поклонников пополнялась теми, кто покупал новые модели с передовыми функциями или неординарным дизайном.

Проблемы у Nokia начались в 2006 году, когда новый исполнительный директор сосредоточился на традиционных мобильных телефонах, а не постоянных инновациях. Путь развития современных технологий, которому ранее следовала компания, показался новому топ-менеджеру слишком затратным. При этом фактически именно нововведения сделали Nokia лидером рынка: к 2005 году половина телефонов с камерой производилась финнами.

Ставка на текущую линейку казалась логичной — производство с трудом обеспечивало спрос, а конкуренты отставали технологически. Nokia продолжали развивать существующую линейку, упаковывая одинаковые технологии в разные обёртки и приближая финансовый провал. Немалую роль в дальнейших событиях сыграл финский менталитет.

Важная часть финского мировосприятия — сису. По-фински это слово означает несгибаемое упорство в достижении безумной цели, даже из последних сил. При этом сами финны говорят , что устали от идеи сису, а предпочитают просто помнить о разумной стойкости и закалке характера.

В 2007 году Nokia потерпела убытки из-за брака 46 миллионов батарей в телефонах всего модельного ряда. Решить проблему быстро не удалось, ведь организационно компания находилась в кризисе. Изменение стратегии для работников фактически не означало остановку работ по своим текущим проектам, которыми они занимались десятилетиями.

С конца 2000-ых Nokia выпускали телефоны, которые не всегда соответствовали ожиданиям потребителя, в первую очередь из-за консервативного и слабого программного обеспечения. Компания мобилизовала маркетинговые ресурсы: герои фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» пользовались гаджетами Nokia, а флагманский 5800 появился в популярных музыкальных клипах.

Первые Nokia с тачскрином неплохо продавались , но разработчики сторонних приложений сосредоточились на iOS и Android, оставляя финские смартфоны без актуальных версий своих программ. Руководство попыталось решить проблему выбора новой платформы, выделив несколько команд разработки операционных систем, но пользы это не принесло.

Все три команды занимались одним и тем же, что только усиливали внутреннюю конкуренцию. А уровень технических навыков был настолько низким, что руководство даже не могло определить технические критерии продукта для бизнеса и развлечений и чем они будут отличаться. Для работников отдела исследований и разработки даже не было технических инструкций из-за лени высшего руководства и непонимания создаваемого продукта.

Читайте также:  Умная расческа Hair Coach

Борьба между разработчиками Symbian и MeeGO оказалась бесполезной — системы не тестировали вместе с инженерами по «железу»‎, а лишь проводили безрезультатные совещания и писали формальную документацию.

В 2007 году Apple показала первый айфон с собственной операционной системой iOS. Вскоре Google представила Android, который предлагалось устанавливать на множество смартфонов разных производителей. В Nokia не увидели серьёзной угрозы от конкурентов, но со временем и перестали отрицать несовершенство собственного программного обеспечения.

Использовать Android — это как помочиться себе в штаны. Так делают финские мальчишки, чтобы согреться зимой. Это принесёт минутное облегчение, но не избавит от проблем в будущем.

В 2010 году владельцы Nokia назначили на пост исполнительного директора канадца Стивена Элопа, который должен был исправить положение. Будучи опытным управленцем (и выходцем из Microsoft), он быстро решил свернуть все разработки собственных операционных систем и сосредоточиться на Windows Phone.

Такой шаг казался логичным, но у Nokia к этому моменту не было никаких наработок по операционной системе Microsoft. При этом публичное озвучивание планов об отказе от Symbian усугубило позицию выпускаемых моделей. Ситуацию, когда публично отказались от одного продукта, но ещё не начали разрабатывать другой, иногда называют эффектом Элопа.

Канадец выпустил меморандум «Горящая платформа», где он сравнивал персонал Nokia с человеком, стоящем на горящей нефтяной платформе. Это был достаточно прямолинейный и жёсткий текст о проблемах компании и методах их решения. В течение года Элоп сократил 7000 человек, что стало потрясением для Финляндии, где проблема безработицы всегда стояла остро.

Помимо сокращений, финны оказались недовольны зависимым положением — Microsoft запретила изменять операционную систему. Тем не менее, первые смартфоны Lumia хорошо показывали себя: пользователи оценили производительность, автономность и качество съёмки встроенной камеры. Но успех был кратковременным — в Google быстро исправили основные проблемы производительности, а работа Android даже на бюджетных устройствах обеспечила более широкий охват рынка.

Фанаты бренда и СМИ обвинили Элопа в скрытой работе на бывшего работодателя, прозвав его Троянским конём, и смерти собственных разработок. Когда продажи устройств на Symbian прекратились, а аппараты на Windows Phone покупали недостаточно хорошо, компания понесла крупнейшие за свою историю убытки. Сам Стивен всегда отрицал тайную работу на Microsoft и говорил о полной согласованности своих действий с собственниками предприятия.

Что касается Троянского коня, то я работал только от имени и в интересах Nokia. Кроме того, все фундаментальные и стратегические решения принимались при полной поддержке совета директор Nokia, участником которого был и я.

Microsoft вынуждала Nokia сосредоточиться на интеграции мобильных с настольными компьютерами и приложениями под Windows 7 и 8. При этом разработка новых моделей шла медленно, а параллельно компания затеяла патентный спор с Apple. Финны обвинили американцев в краже технологий связи и дисплеев в iPhone 3GS, и Nokia выиграла суд. Впрочем, позже многие ключевые технологии передали в Microsoft безвозмездно.

В 2013 году СМИ заговорили о продаже мобильного бизнеса Nokia единственному покупателю — Microsoft. Уже в следующем году Стивен Элоп вернулся в американскую компанию, успев поспорить с финнами за компенсацию в 25 миллионов долларов. В стране канадца за управленческие ошибки начали называть самым ненавидимым человеком.

В апреле 2014 года Nokia и Microsoft закрыли сделку по поглощению мобильного бизнеса финнов. Элоп возглавил новую структуру, обещая прорыв на рынке. В это же время Apple продавали больше 150 миллионов устройств в год, а продажи линейки Lumia не дотягивали даже до 10 миллионов. Для рядовых финнов слияние означало потерю работы — сократили больше 10 тысяч человек. Особенно остро проблема стояла в городе Тампере.

Nokia была здесь стержнем всего. Университеты рассчитывали на сотрудничество с Nokia, субподрядчики зависели от Nokia, а дети полагали, что Nokia возьмёт их на работу после учёбы. Теперь же у нас безработица на уровне 14-15% (на 2016 год — прим. TJ).

Власти вынудили Nokia и Microsoft поддержать финнов: отказаться от неиспользуемых патентов в пользу их авторов и профинансировать конкурсы для стартапов. Проблема решилась частично, но многие так и остались без работы. В Финляндии сохранилось подразделение Nokia Networks, занимающееся дата-центрами и телекоммуникационным оборудованием.

Роль канадца в поглощении Nokia американской компанией широко обсуждали в первые годы после сделки. Не все финны считали Элопа безусловным злом. Журналисты, исследовавшие процессы в компании до 2013 года, сходятся во мнении, что компания сама довела разработку программного обеспечения до безвыходного состояния.

В Nokia недооценили роль экосистемы в новых мобильных решениях от Apple и Google. Symbian архитектурно не подходила сенсорным телефонам, от которых пользователи требовали многозадачности и выбора приложений. Операционка MeeGo слишком долго оставалась внутренним проектом, несмотря на готовность подрядчиков разрабатывать под неё приложения.

Вышедший в 2011 году Nokia N9 на MeeGo программно оказался настолько сырым, что пользователи замечали курсор на экране, а шрифты не позволяли читать текст в приложениях и веб-браузере. Телефон провалился в продажах, несмотря на отличные технические характеристики.

Элоп был опытным менеджером и понимал, что флагман на обречённой операционной системе не найдёт достаточного количества покупателей. Инженеры и разработчики принципиально не рассматривали Android как платформу, поэтому канадцу пришлось выбрать единственную оставшуюся систему — Windows Phone.

Читайте также:  В Испании представлена транспортная капсула, перемещающаяся со скоростью 1200 км/час

Мобильный бизнес Microsoft выживал ещё несколько лет, пока в 2016 году все права на бренд и некоторые разработки не продали HMD Global, куда вошли ветераны Nokia, а производство наладили на мощностях тайваньского производителя электроники Foxconn. К этому моменту пользователи окончательно разочаровались в Windows Phone, а интеграция с приложениями настольных Windows 8 и 10 оказалась бесполезной для большинства пользователей.

HMD Global со слоганом «The home of Nokia phones» сразу же приступили к выпуску простых кнопочных телефонов и объявили о разработке смартфонов, не имеющих ничего с линейкой Lumia или моделью N9. Операционной системой выбрали Android.

Не все сотрудники мобильного гиганта ждали возобновления производства телефонов. Часть специалистов перешли в другие подразделения, что помогло проектам выйти на новый уровень. В 2015 году консорциум немецких автопроизводителей купил сервис Here (бывший Nokia Maps) для создания систем дорожной навигации. Финны развивали коммуникационное направление, и к 2020 году Nokia стала одним из крупнейших производителей оборудования для стандарта связи 5G.

Выходцы из Nokia, получившие право распоряжаться своими патентами, организовали десятки стартапов, связанных с их прошлой деятельностью. Особенно удачно всё сложилось для Оулу, финского города с населением в 200 тысяч человек. В нём сохранилось производственное подразделение оборудования Nokia, которое сейчас называют «фабрикой будущего», но многие решили продолжить свой путь самостоятельно.

Во многих университетах заработали бизнес-инкубаторы и акселераторы, где молодые люди работали над проектами вместе с ветеранами Nokia. Традиционно сильная для Финляндии отрасль разработки компьютерных игр пополнилась новым людьми, а наработки по автоматизированному производству и утилизации отходов легли в основу стартапа по роботизированной обработке отходов ZenRobotics.

Судьба некоторых стартапов, которые оценивались как однозначно перспективные, сложилась не самым лучшим образом. Бывшие разработчики MeeGo основали компанию Jolla. Их идея — независимая операционка на базе Linux-системы, где пользователи работали с большим количеством и приложений, и данных.

Одним из главных преимуществ сами разработчики называли приватность: якобы в отличие от Android, заточенной под сбор всех пользовательских данных, Jolla обещали не продавать информацию для формирования рекламы и персональных рекомендаций.

Выпустив первый собственный телефон и планшет, в 2015 году Jolla привлекли более 12 миллионов долларов инвестиций. При этом СМИ сообщили , что одним из инвесторов стал россиянин Григорий Берёзкин, владеющий компаниями в нефтяной промышленности и энергетике. Со временем Sailfish превратилась в Sailfish Mobile OS Rus. На рынок вышел бренд INOI, под которым продавались модели Jolla, а к релизу готовился «Ермак ОМП».

Sailfish Mobile OS Rus в 2019 году стала «Авророй», а в СМИ периодически говорят об обновлении системы и её массовом внедрении в больницах и школах. Впрочем, о реальных успехах системы информации нет.

В 2020 году HMD Global отгрузила более 15 миллионов телефонов, что в пять раз меньше объёмов Apple только за один квартал. Впрочем, финны сделали ставку на проверенных производителей «железа» и «чистый» Android, заняв нишу любителей смартфонов без надстроек от производителя. Также Nokia производят доступные модели телефонов, которые во многом опираются на финское наследие — надежность и удобство.

Финны, привыкшие к предсказуемости и размеренности, не сразу адаптировались к новым реалиям, где единственная мощная компания больше не обеспечивала работой несколько поколений одной семьи. Им пришлось учиться предпринимательству в среде с высокой конкуренцией. Тампере, Эспоо и Оулу стали маленькой Кремниевой долиной.

В отличие от Калифорнии, финские стартаперы чаще начинают на свои деньги и из-за требований законодательства несут больше ответственности перед инвесторами. Европейцы практикуют прагматичный подход, стараясь реализовывать только самые лучшие проекты. Молодые люди видят работу в крупной компании вроде Nokia только как первую ступень карьеры, а затем каждый мечтает создать свой успешный стартап.

В Финляндии происходило много хорошего, когда Nokia доминировала. Теперь ситуация изменилась — инновации не проходят через большие компании, они возникают в маленьких компаниях, стартапах.

Сейчас Nokia в роли догоняющих — китайские конкуренты далеко впереди по продажам и технологиям. Финны отступили от идеи собственной операционной системы, полагаясь на возможности Google. В рекламных роликах «Не время умирать» агент Номи пользуется приложениями Google: Maps и Assistant. Nokia в ролике упоминается один раз: на вопрос о защищённости линии связи агент отвечает, что это телефон финской компании.

Фанаты бондианы скептически восприняли рекламу, в комментариях называя её неловкой и отмечая общую комичность демонстрации функций, которые сейчас свойственны любому смартфону. Но для HMD Global 25-ый фильм про Бонда — это первая крупная рекламная интеграция после разрыва с Microsoft. К «Не время умирать» приковано много внимания, ведь впервые на экранах позывной 007 будет у другого агента, а значит у Nokia будет достаточно зрителей, чтобы громко напомнить о себе.

Основные источники статьи:

  • Нюканен П., Салминен М. «Операция Элоп: последние годы мобильных телефонов Nokia»
  • Сийласмаа Р. «Nokia. Стратегия выживания».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале .

Ссылка на основную публикацию